Опыт подготовки младших офицеров в дореволюционной России и современность
ВМ_№5_2000
Опыт подготовки младших офицеров в дореволюционной России и современность
Полковник В.А.СВИРИДОВ
ПОДГОТОВКА офицерских кадров в дореволюционной России была ориентирована на последовательное становление офицера-профессионала: кадетский корпус - военное училище - офицерская школа - военная академия. На каждой ступени приобретались новые знания, шлифовались и совершенствовались профессиональные качества защитника Отечества. Сложившаяся в Российской Империи система подготовки офицерских кадров представляла собой комплекс теоретических, организационных, практических, методических мероприятий, направленных на решение следующих задач: определение основных направлений обучения и воспитания, будущих офицеров; комплектование офицерского корпуса; разработка руководящих документов, уставов, инструкций, регламентирующих жизнь и деятельность воспитанников военно-учебных заведений; организация жизни и быта воспитанников кадетских корпусов, юнкерских и военных училищ, а также командного состава, воспитателей и преподавателей военно-учебных заведений; решение проблем военной и общеобразовательной подготовки будущих офицеров.
Принятые в 1848 году «Наставление для воспитанников военно-учебных заведений» и «Общая инструкция для составления учебных конспектов и программ в военно-учебных заведениях», в которых, по сути, была изложена программа обучения и воспитания, будущих офицеров, а также требования, предъявляемые к педагогам, на наш взгляд, содержат ряд положений, в определенной степени актуальных и сегодня.
Обучение будущих офицеров имело преимущественно практическую направленность. Считалось, что получить глубокие знания по всем дисциплинам воспитанники не смогут, поэтому цель обучения заключалась в овладении их основами, привитии навыков самостоятельной работы и уважения к науке. Военные дисциплины должны были дать обучаемым знания, необходимые в военном деле, а политические - обеспечить общее развитие. Уже тогда было предусмотрено и индивидуальное обучение наиболее одаренных воспитанников, способных овладеть дополнительными знаниями сверх установленной программы обучения.
Анализируя программы обучения военно-учебных заведений того времени, можно отметить, что изучаемые дисциплины позволяли в полном объеме подготавливать офицеров по избранной ими специальности.
Важную роль играла и система отбора на учебу. Так, из числа поступивших в Александровское военное училище за период с 1863 по 1901 год гражданская молодежь составляла немногим более 10%. Остальные являлись выпускниками кадетских корпусов и военных училищ. Не случайно, поэтому около 80% юнкеров, окончивших это училище, были произведены в офицеры по первому разряду.
Этот опыт, по мнению автора, можно использовать и в современных условиях, расширив сеть учреждений довузовской подготовки путем создания на базе военно-учебных заведений военных лицеев, в которые следует принимать выпускников 9-х классов, прошедших соответствующие тесты и собеседование, сдавших экзамены по общеобразовательным дисциплинам и физической подготовке. Основная цель этих лицеев - приобщение молодых людей к военной профессии, воспитание их на лучших традициях русского офицерства, главный девиз которого - «Жизнь - Родине, честь - никому!». При этом военные лицеи не должны подменять действующие суворовские и нахимовские училища, кадетские корпуса. Их задача - способствовать целенаправленной подготовке желающих получить профессию офицера, улучшить качество отбора поступающих в военные вузы.
Заслуживает внимания и сложившаяся в то время система подготовки преподавателей военно-учебных заведений и офицеров-воспитателей. Так, к преподаванию в военно-учебном заведении допускали лишь тех, кто прошел предварительную подготовку и выдержал «испытания», которые проводились в форме пробной лекции без экзамена или экзамена и пробной лекции. При Главном управлении военно-учебных заведений были созданы курсы подготовки кандидатов на преподавательские должности. На них отбирались лица, окончившие военную академию или высшее учебное заведение гражданского ведомства. Курс обучения составлял два года и включал специальную и общепедагогическую подготовку. В течение первого года изучались основы анатомии и физиологии человека, основы логики и психологии, школьная гигиена, готовились рефераты по истории педагогики и психологии, проводились специальные практические занятия, изучалась учебная литература по тому предмету, к преподаванию которого готовился кандидат, посещались уроки учителей-руководителей. В конце года сдавались экзамены на знание предметов общепедагогической подготовки. Получившие отметку «неудовлетворительно» хотя бы по одному предмету с курсов отчислялись.
На протяжении второго года кандидаты посещали занятия учителей-руководителей и своих товарищей, изучали методику предмета, составляли планы и проводили пробные занятия, участвовали в специальных конференциях, на которых обсуждались результаты преподавания предметов и пробных занятий. По завершении обучения каждый кандидат получал свидетельство об окончании курсов.
Занятия с офицерами - будущими воспитателями организовывались при Педагогическом музее военно-учебных заведений. В летнее время с 1 июня по 10 августа с ними проводились практические занятия по гимнастике, подвижным играм, фехтованию, плаванию, ручному труду, оказанию первой помощи при несчастных случаях. По окончании этих занятий слабо успевающие офицеры с курсов отчислялись. С 1 сентября по 1 июня слушателям преподавались следующие предметы: основы анатомии и физиологии, школьная гигиена, основы логики и психологии, история развития педагогических идей и современное учение о воспитании, методика и история физических упражнений, физиология движения, практические занятия по фехтованию и гимнастике. По окончании курсов по всем этим дисциплинам сдавались экзамены.
Таким образом, подготовка офицеров-воспитателей и преподавателей носила серьезный характер, имела практическую направленность, способствовала качественному отбору людей.
По мнению автора, сегодня необходимо изменить принципы подбора преподавателей и офицеров-воспитателей в военно-учебные заведения. Для их подготовки следует на базе Военного университета организовать педагогические курсы. На них должны направляться офицеры, окончившие военные академии, проявившие склонность к педагогической деятельности и прошедшие тест на профпригодность. В ходе подготовки основное внимание целесообразно сосредоточить на изучении вопросов военной психологии и педагогики, гигиены, методики преподавания и учебной литературы по тому предмету, к преподаванию которого готовится кандидат.
Для офицеров-воспитателей∗ содержание курса может быть несколько иным. Например, вместо методики преподавания предмета может изучаться методика физических упражнений, практических занятий по гимнастике, играм, плаванию, рукопашному бою. Кроме того, необходима обязательная стажировка в военном вузе в качестве офицера-воспитателя.
В целях повышения статуса педагога и офицера-воспитателя можно было бы в качестве поощрительной меры (за соответствующие заслуги) присваивать этим офицерам воинское звание на ступень выше занимаемой должности, ведь от их работы зависит качество подготовки офицерских кадров для армии.
Особого внимания заслуживает дисциплинарная практика, существовавшая в военно-учебных заведениях дореволюционной России, в частности, это касается системы разрядов. В соответствии с Инструкцией Военного министерства в первый (высший) разряд зачислялись только те юнкера, которые в течение длительного времени проявляли сознательную дисциплину и усердие при исполнении своих обязанностей, имели уравновешенный характер, заслужили доверие начальников и пользовались уважением товарищей.
Во второй (средний) разряд представлялись юнкера, соблюдавшие правила дисциплины, проявлявшие усердие при исполнении своих обязанностей. В этом разряде оставались и те, кто совершил незначительные проступки.
В третий (низший) разряд переводились юнкера, недобросовестно относившиеся к выполнению обязанностей по службе и не проявлявшие желания исправиться.
При поступлении в училище все юнкера зачислялись во второй разряд. После этого перевод из низшего разряда в высший и обратно производился начальником училища по согласованию с командиром роты и младшим офицером. Разряд по поведению отражал общую аттестацию юнкера, и поэтому зачисление в высший разряд являлось наградой, а понижение из высшего разряда в низший - наказанием. Юнкера, состоящие в третьем разряде более шести месяцев и, несмотря на дисциплинарные меры, не подающие никакой надежды на исправление, представлялись к отчислению из училища на срок от одного года до двух лет или вовсе исключались из училища.
Кроме того, независимо от успехов в учебе нахождение в третьем разряде по поведению накануне выпуска из училища лишало юнкера надежды на производство в офицеры, ему выдавалось лишь свидетельство о прохождении курса училища.
Подобная практика вполне может быть использована и сегодня. Конечно, для этого потребуется обновление нормативно-правовой базы всего процесса обучения и воспитания в военных вузах. По мнению автора, курсант, отчисленный из военно-учебного заведения за плохую дисциплину или решивший прекратить обучение по собственному желанию, в обязательном порядке должен компенсировать государству затраченные на него средства. Это позволит совершенно по-другому решать многие вопросы воспитания и обучения будущих офицеров.
В те далекие годы, так же как и сегодня, понимали, что сильной армия может быть только при сознательной воинской дисциплине, в основе которой лежит добровольное соглашение подчиненного с начальником, взаимное доверие офицера и солдата, ясно выраженное чувство их патриотической солидарности.
Сегодня как никогда необходима государственная программа патриотического воспитания нации. Начинать его, нужно с детских лет в семье, продолжать в школе, совершенствовать в институте и на работе. Определенных результатов в решении этой проблемы, по мнению автора, можно добиться, сделав «Историю Отечества» обязательным предметом во всех учебных заведениях страны. Кроме того, данную дисциплину необходимо вынести на вступительные экзамены во все высшие учебные заведения, как гражданские, так и военные. Это позволит молодым людям глубже изучить историю своей Родины, заставит преподавателей более ответственно относиться к преподаванию «Истории Отечества» и в конечном счете будет способствовать воспитанию у молодежи чувства гордости за то, что было сделано в России предыдущими поколениями.
В свою очередь, использование исторического опыта подготовки офицерских кадров в России поможет в значительной степени активизировать учебно-воспитательный процесс в военных вузах и качественно решить задачу подготовки офицеров XXI века.
∗ Под офицерами-воспитателями автор подразумевает всех офицеров, непосредственно работающих с курсантами и отвечающих за их обучение и воспитание (от командира взвода, курсового офицера до командира батальона, начальника факультета).