Система морально-психологического обеспечения деятельности Вооруженных Сил

«Военная мысль» №6.2000 г.

Система морально-психологического обеспечения деятельности Вооруженных Сил

Полковник М.Ю.ЗЕЛЕНКОВ, кандидат военных наук

АНАЛИЗ опыта военного строительства, боевой и мобилизационной готовности, подготовки и применения Вооруженных Сил позволяет сделать вывод, что в современной войне резко возрастает роль морально-психологического фактора. Это подтверждает боевая практика применения войск в Чеченской Республике, Дагестане, Абхазии, Косово, Боснии и Герцеговине, других регионах.

Психологическая устойчивость личного состава, его моральная готовность к преодолению тягот и лишений воинской службы - неотъемлемая часть и необходимое условие высокой боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил, а следовательно, обеспечения военной безопасности государства. Поэтому одним из ключевых направлений решения данной проблемы является поддержание у личного состава высокого морально-психологического состояния путем внедрения нестандартных форм и методов организации эффективного морально-психологического обеспечения (МПО) их деятельности.

К настоящему времени среди военных ученых, командиров, офицеров штабов и органов воспитательной работы сложились определенные представления о сущности МПО. В соответствии с ними принято различать два его уровня - государственный, т.е. применительно к масштабам и потребностям всей страны, и военный, т.е. относящийся непосредственно к Вооруженным Силам.

По мнению большинства специалистов, МПО на государственном уровне представляет собой комплекс согласованных мероприятий, проводимых государственным и военным руководством, органами военного управления и должностными лицами армии и флота в целях достижения такого морально-психологического состояния личного состава и населения, которое необходимо для выполнения задач, поставленных в мирное время, и достижения победы в войне (конфликте). На этом уровне МПО охватывает политические, экономические и собственно военные аспекты и осуществляется всеми государственными и военными органами, командирами, штабами и органами воспитательной работы с активным использованием средств массовой информации, достижений науки, литературы и искусства и других возможностей воздействия на сознание и поведение населения страны и личного состава Вооруженных Сил для достижения необходимого духовно-нравственного и психологического состояния.

МПО на военном уровне означает единый и неразрывный процесс формирования и поддержания у личного состава высокого боевого духа, устойчивого психологического состояния, развития других морально-психологических и боевых качеств, необходимых для успешного выполнения задач оперативной и боевой подготовки, повседневной деятельности войск, достижения высокой боевой готовности в мирное время и ведения боевых действий по защите государственных интересов в условиях войны. Оно организуется и осуществляется прежде всего и главным образом командирами, штабами, органами воспитательной работы. Важно иметь в виду, что собственно военный уровень охватывает стратегический, оперативный и тактический масштабы.

МПО в Вооруженных Силах планируется и осуществляется исходя из развития стратегической, оперативной, морально-психологической и информационной обстановки во взаимодействии на стратегическом, оперативном и оперативно-тактическом уровнях с органами воспитательной работы (по работе с личным составом) ФПС, МВД, внутренних войск МВД, ФСБ, МЧС, ФАПСИ, ФС ЖДВ, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации, а также вооруженных сил государств-союзников в составе коалиционных (региональных) группировок. Цели МПО достигаются согласованной по задачам, месту и времени, проводимой по единому замыслу и плану информационно-воспитательной, психологической, военно-социальной, культурно-досуговой работой, защитой войск от информационно-психологического воздействия противника, обеспечением их техническими средствами воспитания.

В исследовании проблем МПО достигнуты определенные успехи: создана теоретическая база, которая находит практическое применение в ходе мероприятий боевой и мобилизационной готовности, оперативной и боевой подготовки, повседневной деятельности войск; в вузах Министерства обороны РФ разработаны учебники и учебные пособия, ведутся комплексные научно-исследовательские работы; МПО как самостоятельный вид обеспечения включено во все основополагающие уставные документы, в документы боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил. Более того, сегодня можно говорить о создании в ВС РФ системы морально-психологического обеспечения, основными задачами которой являются: информирование войск (сил) и разъяснение государственной политики в области обороны и безопасности; снижение психогенных потерь и восстановление духовных и физических сил военнослужащих; поддержание правопорядка и воинской дисциплины в войсках (силах); защита войск (сил) и населения страны от информационно-психологического воздействия противника; социальная защита военнослужащих и членов их семей.

Исследование проблем, связанных с МПО военной безопасности государства, подготовкой и применением Вооруженных Сил, их рассмотрение как определенной целостной системы позволяет выявить те основные элементы, которые ее образуют и без которых она не может эффективно функционировать: объекты МПО, субъекты МПО, а также совокупность различных концепций (программ, правовых норм и т.п.), составляющих идейно-теоретическую и законодательную базы МПО.

Анализ целей, задач, содержания МПО показывает, что применительно к Вооруженным Силам следует рассматривать несколько групп объектов морально-психологического обеспечения.

Первая - это военнослужащие (генералы, офицеры, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие службу по контракту, а также сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие службу по призыву) и гражданский персонал Вооруженных Сил. Каждой из этих групп, а тем более отдельным личностям присущи определенные особенности, которые крайне важно учитывать при организации МПО.

Ко второй группе относятся семьи военнослужащих, проходящих службу по контракту. Функции и задачи этой группы в общей системе

МПО различны. Однако несомненно, что от духовно-нравственного настроя, который создается в этих маленьких коллективах, в огромной степени зависит боевая готовность войск, эффективность выполнения ими поставленных задач, ибо прочный и крепкий тыл всегда был залогом победы.

Третью группу объектов МПО составляют воинские коллективы - отделения, экипажи, расчеты, взводы, роты, батальоны и др., которые, создаются для выполнения определенных служебных, учебных, боевых и прочих задач. Их деятельность связана с большими затратами моральной энергии, психологическим напряжением и требует хорошо организованного морально-психологического обеспечения. Речь идет о воздействии как на каждого военнослужащего, так и на весь воинский коллектив с целью мобилизации его на выполнение поставленной задачи. Вместе с тем, организуя эту работу, важно иметь в виду, что воинский коллектив, являясь объектом морально-психологического обеспечения, одновременно выступает в роли важного фактора воздействия на каждого воина в отдельности, т.е. становится также и субъектом морально-психологического обеспечения.

Четвертая группа объектов МПО - это конкретные виды деятельности Вооруженных Сил, различные задачи, решаемые ими. Так, в мирное время основные усилия сосредоточиваются на МПО выполнения задач военного строительства, боевой и мобилизационной готовности, мероприятий оперативной и боевой подготовки, а также повседневной деятельности войск. В условиях военного времени первостепенное значение приобретает организация работы по укреплению морального духа и психологической устойчивости войск в ходе операций (боевых действий).

Пятая группа объектов МПО включает все гражданское население страны, особенно ту его часть, которая составляет мобилизационные ресурсы Вооруженных Сил. Как показывает исторический опыт, народ не может быть вне сферы МПО. Каждому гражданину должны быть понятны идея защиты Отечества, смысл воинской службы. Только общество, сам народ могут придать армии соответствующую духовную энергию и требовать от нее высоких моральных качеств. В настоящее время в умах многих наших граждан царит настоящая сумятица. Катастрофически нарастают бездуховность и безнравственность. Отечественной культуре, истории, нашим нравам и обычаям, вековой мудрости народов России противопоставляется культ насилия, жестокости, цинизма, откровенного невежества и глупости. Девальвируются такие понятия, как долг, честь, патриотизм, служение Отечеству, другие составляющие мотивации воинской службы. Среди значительной части населения, особенно молодежи, растут экстремистские, националистические, антиармейские настроения. Мировоззренческий, идеологический, морально-психологический кризис, в котором оказалась Россия, - это реальная угроза ее будущему, ее государственности, положению и роли в мировой цивилизации. Если общество и государственная власть не формируют в народе чувства любви и уважения к военному человеку, плохо заботятся об армии (а кое-кто из политических деятелей и представителей средств массовой информации даже считают ее обузой для государства, что характерно для современной отечественной действительности), то такое общество и такая власть никогда не смогут вдохновить воинов на подвиги, а значит, и не вправе ждать от них победы.

Все это свидетельствует об огромной роли населения страны в общей системе объектов МПО, что вызывает необходимость коренного изменения в отношении государственных органов, СМИ к Вооруженным Силам, усиления работы по формированию в народе, особенно среди молодежи, патриотического сознания, понимания важности военной службы и готовности к защите Отечества, всемерного развития и укрепления единства армии и народа.

Не менее важную роль в морально-психологическом обеспечении деятельности Вооруженных Сил играют субъекты МПО - совокупность государственных учреждений, общественных и религиозных объединений, а также отдельных лиц, призванных специально заниматься проблемами МПО и располагающих определенными силами и средствами для выполнения своих функций.

К субъектам МПО при его рассмотрении на государственном уровне, т.е. применительно к масштабам и потребностям всей страны, относятся органы государственной власти.

Так, в соответствии с Конституцией Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Он утверждает Военную доктрину, а в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории страны либо в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указы Президента, его выступления в СМИ имеют огромное значение для планирования и организации МПО деятельности Вооруженных Сил, для формирования в стране здорового общественного мнения, правильного отношения населения, личного состава Вооруженных Сил к выполнению задач в области военной политики и военного строительства. На морально-психологическое состояние населения страны, личного состава Вооруженных Сил оказывают воздействие как принятые законы, так и сам ход обсуждения, различного рода заявления, постановления по военным вопросам, выступления депутатов в средствах массовой информации и перед избирателями. Столь же важны в этом плане решения Правительства РФ, выступления его членов.

Для повышения эффективности руководства Вооруженными Силами, более четкого их взаимодействия с другими силовыми структурами и в целях рационального использования выделенных на нужды обороны и обеспечения безопасности средств требуется, по мнению автора, специальный орган, который мог бы обеспечить высшее руководство страны и Вооруженных Сил научно обоснованными рекомендациями по организации МПО деятельности Вооруженных Сил. Наиболее приемлемым на современном этапе представляется создание Координационного совета по морально-психологическому обеспечению военной безопасности государства при Президенте Российской Федерации. Основные направления координации, на наш взгляд, таковы: выработка и осуществление согласованных мер по улучшению военного и патриотического воспитания личного состава Вооруженных Сил и населения страны; взаимодействие по проблемам МПО Вооруженных Сил, других воинских формирований и органов Российской Федерации в мирное время; координация деятельности по информационно-пропагандистскому обеспечению военного строительства; организация и проведение психологической работы; подготовка и переподготовка офицеров, занимающихся воспитательной работой, и военно-педагогических кадров; совместные научно-исследовательские работы по проблемам МПО; согласование деятельности в области культурно-досугового обслуживания личного состава и др.

Особое место в общей структуре субъектов морально-психологического обеспечения занимают политические партии, общественные и религиозные объединения. Хотя их деятельность в Вооруженных Силах за-

прещена законом, они, как свидетельствует жизнь, способны оказывать существенное воздействие на сознание и поведение личного состава через СМИ, выступления своих представителей в органах государственной власти, на различных собраниях, митингах и т.п. Конечно, общественные объединения не имеют таких возможностей, какими располагают государственные органы. Их деятельность в основном пока носит контрольный характер. Однако в перспективе, в ходе упрочения демократических основ общества, роль общественных объединений как субъектов системы МПО деятельности Вооруженных Сил в интересах обеспечения военной безопасности государства будет, несомненно, возрастать.

Отдельно хотелось бы остановиться на таком субъекте МПО, как средства массовой информации - так называемая «четвертая власть», оказывающая огромное воздействие на сознание и поведение военнослужащих, население страны. Причем необходимо отметить, что СМИ выступают и в роли сил и средств МПО. Они способны как поднять моральный дух войск, мобилизовать их на выполнение боевой задачи, так и деморализовать личный состав, вселить сомнение в правоте дела, за которое проливается кровь. СМИ могут сформировать в обществе благоприятное отношение к армии, к воинской службе, к выполнению обязанностей гражданина по защите Отечества, и в их же власти настроить население страны против службы в армии, подорвать в глазах общественного мнения авторитет Вооруженных Сил, престиж армейской службы. Наиболее ярким примером, подтверждающим вышесказанное, является характер освещения событий на Северном Кавказе. Так, в первую чеченскую кампанию телевизионные и радиорепортажи, газетные публикации во многом способствовали формированию крайне отрицательной реакции общества на действия российских войск. Во время же контртеррористической операции (1999-2000) благодаря грамотной политике руководства страны в отношении СМИ действия войск Объединенной группировки не только полностью поддерживались населением, но и позволили значительно увеличить популярность военной организации в стране.

Основным субъектом МПО на уровне Вооруженных Сил в соответствии с действующим законодательством является командный состав. Руководит МПО командир-единоначальник*, который несет ответственность за все стороны жизни и деятельности подчиненных, в том числе и за формирование у личного состава морально-психологических и боевых качеств, необходимых для выполнения поставленных задач.

Однако, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, командир не может один в полном объеме решить все задачи МПО. Необходимо наличие в войсках особых структур, специально предназначенных для этой цели, работающих под руководством командира и являющихся важным элементом системы МПО. С этой целью в Вооруженных Силах созданы органы воспитательной работы. На них возложена ответственность за проведение в войсках под руководством командиров государственной политики; воспитание у военнослужащих личной ответственности за соблюдение требований Конституции Российской Федерации, законов, общевоинских уставов Вооруженных Сил, военной присяги и приказов, формирование у них качеств гражданина-патриота, надежного защитника Отечества; укрепление морально-психологического состояния и психологической устойчивости

Под командирами-единоначальниками подразумеваются все должностные лица Вооруженных Сил - от министра обороны Российской Федерации до командира отделения. Все они являются субъектами МПО и решают важные задачи в этой области.

В то же время, говоря о субъектах МПО, нельзя забывать, что к ним, наряду с командирами и органами воспитательной работы, относятся, штабы, культурные учреждения, работники армейских СМИ, юридических органов, медицинских учреждений, боевой актив частей и подразделений.

Идейно-теоретическую базу системы МПО составляют важнейшие общегосударственные и военные документы: Конституция Российской Федерации, Концепция национальной безопасности, Доктрина информационной безопасности, планы (программы) социального и духовного развития страны на длительный срок, Военная доктрина, планы строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил. Чем глубже проработана в документах идейно-теоретической базы концептуальная основа системы МПО, тем совершеннее и эффективнее будет ее организационно-правовая часть.

Большое значение для всей системы МПО с точки зрения ее эффективного функционирования имеет соответствующая законодательная база. Она представляет собой совокупность правовых норм и должна служить основой деятельности всех субъектов системы морально-психологического обеспечения. Особенность реализации функций законодательной базы состоит в регулировании действий сил и средств МПО в интересах военной безопасности государства на основе права. Причем большую роль играет не только законодательство, регламентирующее деятельность Вооруженных Сил, но и правовые нормы, содержащиеся в государственных и региональных документах, касающихся жизнедеятельности страны в целом. В частности, если локализация вооруженных конфликтов осуществляется без введения чрезвычайного положения, войскам приходится действовать в условиях мирного времени. В связи с этим при организации МПО особенно остро встают вопросы поддержания воинской дисциплины и правопорядка, решения социально-правовых проблем военнослужащих, организации информационно-воспитательной и контрпропагандистской работы, взаимодействия с общественными и религиозными объединениями, СМИ и др.

Разработка законодательной базы в части, касающейся МПО деятельности Вооруженных Сил, с научной и практической точки зрения пока еще не завершена. Действующие руководящие документы не в полной мере соответствуют современной концепции применения Вооруженных Сил, а в ряде случаев и противоречат друг другу. Кроме того, в настоящее время спектр задач МПО значительно расширился. Поэтому необходима переработка основополагающих уставных документов, регламентирующих порядок планирования, организации и управления МПО, что позволит привести его содержание, формы и методы в соответствие с современными требованиями.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации