К вопросу о военно-технической политике в области стратегических вооружений
Военная мысль №02(03-04)/2001, стр.46-49
К вопросу о военно-технической политике в области стратегических вооружений
Полковник В.Д. РОЛДУГИН,
кандидат технических наук
Полковник в отставке Т.Н. ОХОТНИКОВ,
доктор технических наук
Подполковник И.И. МИКИТЕНКО,
кандидат технических наук
ОСОБЕННОСТЬ формирования военно-технической политики государства в современных условиях заключается в значительной неопределенности основных факторов, оказывающих существенное влияние на систему взглядов на перспективу развития систем вооружения и военной техники (ВВТ). Наибольшую непредсказуемость представляет степень выполнения одной из основных (согласно Военной доктрине РФ) задач военно-экономического обеспечения - «своевременное и в полном объеме финансовое обеспечение решаемых военной организацией государства задач». В разделе «Военно-стратегические основы» одно из доктринальных положений формулируется как «поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил... на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях». В нем уже изначально содержится неопределенность относительно нормы (степени, уровня) заданного ущерба. А ведь ею, по существу, и определяются количественно-качественные характеристики стратегических ядерных сил (СЯС). Вопрос о том, на основе каких принципов и каким образом формируется, кем конкретно устанавливается данная норма, остается пока открытым. Следовательно, отсутствует необходимое концептуальное обоснование в вопросах финансирования СЯС.
Вместе с тем доктрина утверждает, что ядерное оружие рассматривается Российской Федерацией как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности РФ и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира. По-видимому, это положение может служить общим логическим основанием при установлении нормы заданного ущерба. Последняя, очевидно, не должна быть ниже критического порога, при котором эвентуальный противник отказывается от реализации своих агрессивных устремлений, т.е. оказывается в ситуации, когда выгоды от агрессии перекрываются его потерями в ответном ударе другой стороны. Такой ущерб для агрессора будет неприемлемым, а значит, будет обладать сдерживающим эффектом.
На этом понимании неприемлемого ущерба и должна основываться концепция взаимного ядерного сдерживания. Нормативные характеристики неприемлемого ущерба, меняясь с течением времени, имеют тенденцию к уменьшению. Сегодня их уровень, например, значительно ниже, чем тот, который предусматривала концепция взаимного гарантированного уничтожения в неограниченной ядерной войне.
Военно-экономический анализ развития вооружений позволяет выявить закономерности, связывающие эффективность боевого применения различных систем ВВТ с факторами экономического характера (производственными, стоимостными, эксплуатационными). В настоящее время стратегические ядерные вооружения являются материальной основой сдерживания как ядерной, так и крупномасштабной неядерной агрессии против России. Поэтому вопрос о направлениях развития СЯС имеет первостепенное значение. Военно-экономический анализ их развития должен давать достаточно четкие обоснования путей совершенствования стратегических вооружений и обеспечивающих их систем. Однако высокая степень неопределенности факторов политического, военного, экономического, технического и даже экологического характера в значительной мере затрудняет объективный военно-экономический анализ рациональных путей развития СЯС.
В современной системологии различают неопределенности стохастического характера (обусловленные влиянием случайных факторов) и нестохастического, которые, в свою очередь, условно разделяют на три вида: природные (порождаемые недостаточной изученностью процессов, явлений), поведенческие (появляющиеся в силу непредсказуемости действий субъектов отношений) и целевые (вызванные нечеткостью формулирования целей деятельности, неясными представлениями о стоящих задачах). При этом целевые неопределенности приводят к наиболее трудноразрешимым проблемам.
Несомненно, экономические возможности государства диктуют главные дисциплинирующие условия при формировании долгосрочной государственной программы вооружения и ежегодных государственных оборонных заказов. Однако все же определяющим фактором здесь является довольно широкий круг потребностей в В ВТ для решения стоящих перед Вооруженными Силами задач.
В настоящее время проблема обеспечения военной безопасности в значительной мере осложняется тем, что экономические возможности государства недостаточны для удовлетворения насущных потребностей Вооруженных Сил в В ВТ. В результате возникает трудно решаемая проблема выбора самого необходимого из возможного. Потребности в оружии и других системах военного назначения тесно связаны между собой, и, сокращая один тип ВВТ, можно получить значительный отрицательный эффект взаимодействия факторов, определяющих развитие других его типов. Например, такие, казалось бы, слабо связанные системы, как система стратегических вооружений и система вооружения сил общего назначения, довольно сильно коррелированы между собой. Ослабление первой из них ведет к существенной перестройке всей системы военной безопасности, а это, в свою очередь, по принципу обратной связи требует значительного наращивания и качественного совершенствования второй.
К числу важных мер, повышающих эффективность военно-технической политики, относятся: дальнейшее развитие научной основы военно-экономического анализа, расширение его методической базы, совершенствование порядка выработки и принятия рациональных решений. Опыт показывает целесообразность разделения военно-экономического анализа как единого научного метода на две составляющие: военно-технический и технико-экономический анализ.
Предметом военно-технического анализа является исследование закономерностей, связывающих эффективность применения стратегических систем оружия с их тактико-техническими характеристиками, способами использования и условиями эксплуатации. Он должен базироваться на достаточно четких военно-политических установках относительно характера возможных военных угроз, опираться на положения современной теории ядерного сдерживания. На основе военно-технического анализа формируется облик всей системы стратегического вооружения и даются ответы на вопросы: что конкретно необходимо сделать для обеспечения гарантированного стратегического сдерживания, какие системы нужны и в каком количестве.
Предметом технико-экономического анализа выступают закономерности, отражающие зависимость оперативно-тактических, тактико-технических, эксплуатационных характеристик стратегических систем оружия от стоимостных показателей, а также от затрат материальных средств (времени) на обеспечение всего жизненного цикла этих систем. В процессе анализа выявляются особенности влияния на развитие вооружения и военной техники ограничений, обусловленных экономическим состоянием государства.
Таким образом, применение военно-экономического анализа позволяет принимать обоснованные решения при планировании развития стратегических вооружений с учетом экономических возможностей государства.
Военно-экономический анализ развития стратегических вооружений должен опираться на широкую базу военно-экономической информации, на современные методы прогноза развития стратегических средств как у нас, так и за рубежом. Поэтому среди научных направлений, составляющих теоретическую основу военно-экономического анализа и требующих форсированного развития, следует выделить следующие.
Во-первых, военно-экономическая статистика, предметом изучения которой являются закономерности и характеристики военно-экономической деятельности государства. Она предоставляет структурированные данные для решения различного рода аналитических задач.
Во-вторых, военно-техническое прогнозирование, на основе которого определяются возможные направления совершенствования систем ВВТ, делаются заключения о возможности появления принципиально новых видов оружия, форм и способов его боевого применения. Современная теория прогнозирования располагает достаточно развитым методическим аппаратом. Однако область военно-технического прогнозирования остается пока одной из самых сложных, так как здесь наряду с объективной неопределенностью присутствуют поведенческая и целевая. В какой-то мере последние могут быть снижены благодаря использованию метода морфологического синтеза стратегических систем оружия, позволяющего охватить вместе с перспективами развития стратегических средств их влияние на другие системы военного назначения.
В-третьих, военно-экономическое моделирование, представляющее собой основной научный метод исследований военно-экономической деятельности. Современные моделирующие комплексы позволяют в приемлемые сроки формировать достаточно объемные имитационные модели всех этапов жизненного цикла различных систем оружия с учетом их возможной модернизации, а при необходимости и допустимого продления сроков эксплуатации. Военно-экономическое моделирование подразделяют на военно-техническое (концептуальное) и технико-экономическое. Наиболее сложным моментом последнего является неопределенность режима финансирования. Поэтому приходится моделировать большое число различных вариантов перспективных систем, чтобы выработать более или менее обоснованные решения.
В-четвертых, теория выработки военно-экономических решений, имеющая предметом своего исследования принципы и методы формирования критериев, на основе которых вырабатываются варианты рациональных решений в военно-экономической области. Эта теория в последнее время получила существенное развитие: появляются, развиваются и совершенствуются методы выработки рациональных решений по нескольким военно-экономическим показателям. При этом показатели могут быть либо строго упорядочены по важности, либо равноценны, либо в общем случае упорядочены по группам равноценности. Критерии такой степени обобщения позволяют формализовать широкий круг задач выработки решений в военно-экономической области.
Исследования по указанным направлениям в значительной мере повышают практическую ценность результатов анализа и получаемых выводов. Основная задача этих исследований снижение степени неопределенности основных военно-экономических факторов и повышение точности расчетов, на основе которых принимаются ответственные решения в области военно-технической политики. Важно иметь в виду, что всесторонность военно-экономического анализа и достоверность его результатов сами по себе существенно уменьшают целевую неопределенность, а значит, улучшают качество принимаемых решений.
Военная системология рекомендует в качестве метасистемы (системы, в рамках которой функционирует исследуемая система) для полномасштабного военно-экономического анализа развития стратегических вооружений выбирать систему национальной безопасности государства. На наш взгляд, ведущим принципом распределения ассигнований по всем компонентам национальной безопасности (военному, экономическому, экологическому, информационному и т.д.) должен стать принцип эгалитарности (уравнительности). В соответствии с ним денежные средства распределяются так, чтобы вклад компонентов в систему национальной безопасности был одинаков. Использование специальных методик экономического анализа дает принципиальную возможность оценить те доли ассигнований, которые обеспечат равный вклад компонентов.
Соблюдение этого принципа устраняет гипертрофированное развитие одного или нескольких компонентов системы безопасности, балансирует ее. В противном случае может возникнуть критическая ситуация с непредсказуемыми последствиями. Исходя из объективной оценки бюджетных возможностей, на основе данного принципа целесообразно формировать методические основы для выбора рациональной и реализуемой долгосрочной программы вооружения и устанавливать режим ее финансирования.
Итак, в современных условиях роль экономических факторов в развитии систем военного назначения становится все более существенной и даже определяющей. В связи с этим возрастает потребность в расширении методологических основ военно-экономического анализа систем ВВТ, в совершенствовании его методического аппарата и углублении научно-прикладного базиса. Повышение обоснованности и достоверности военно-экономических оценок процесса развития стратегических вооружений позволит существенно повысить качество принимаемых решений в области военно-технической политики.