Особенности организации обороны в северных районах

Военная мысль № 3/ 2001, стр. 15-20

Особенности организации обороны в северных районах

Полковник А.А. КАРПЕНКО,

кандидат военных наук Подполковник С.П. ЛАГУТКИН

ВОПРОСАМ подготовки и ведения боевых действий войск в северных районах в последнее время, на наш взгляд, уделяется недостаточно внимания. В частности, многие положения и рекомендации по ведению оборонительного боя в северных районах даются лишь в общих чертах, а Руководство по боевым действиям войск в северных районах, изданное в 1966 году, не учитывает влияния новых видов оружия, частично устарело и нуждается в основательной переработке.

Между тем изменение геостратегического положения России на Европейском континенте с середины 90-х годов привело к возрастанию роли Северо-Западного стратегического направления в обеспечении оборонной безопасности государства. Проводимая военная реформа обусловила необходимость сокращения группировки Сухопутных войск на всех стратегических направлениях, в том числе на Северо-Западном. В частности, произошла замена мотострелковых дивизий на мотострелковые бригады. Безусловно, данное обстоятельство повлияет на характер оборонительных действий войск в сложных условиях Севера, поскольку, как показывает сравнительный анализ сил и средств формирований «северного варианта», возможности бригады составляют всего лишь 33% от возможностей дивизии, в то время как ширина полосы обороны, определяемая руководящими документами, меньше только в два раза. Все это требует изыскания рациональных способов построения обороны, искусного использования физико-географических особенностей региона, тщательной подготовки войск для достижения целей оборонительной операции (боя).

По существующим взглядам, в северных районах можно вести позиционную и маневренную оборону. Выбор того или иного ее вида во многом определяется сложившейся оперативно-тактической обстановкой, составом и характером действий противника, наличием сил и средств у обороняющихся войск, их готовностью к действиям в сложных природных условиях, технической оснащенностью подразделений, замыслом командования на ведение оборонительной операции и т.д.

К позиционной обороне соединениям целесообразно переходить в тех случаях, когда местность не благоприятствует маневру, оперативное направление имеет небольшую глубину, силы и средства ограничены, противник обладает большей подвижностью и превосходством в воздухе. Опыт Великой Отечественной войны показал, что сохранение целостности и устойчивости обороны во многом зависит от эффективности поражения противника перед передним краем. Чтобы сделать оборону непреодолимой, необходимо умело использовать защитные свойства местности, провести достаточную инженерную подготовку.

Однако жесткой позиционной обороне присущ ряд недостатков, главным из которых является то, что войска, занимая рубежи, участки и подготовленные позиции, не в состоянии быстро и эффективно реагировать на перенос противником направления главного удара. Кроме того, определенная разобщенность позиций и районов обороны в тактическом плане позволяет противнику широко применять охваты и обходы.

Не случайно во взглядах командования НАТО на ведение наступления произошли существенные изменения. Так, при преодолении обороны противоборствующей стороны на первое место ставится ее охват, на второе о б х од и только на третьем месте находится прорыв. Главная роль в сковывании обороняющегося с фронта отводится подразделениям прикрытия, в составе которых может быть до 17% от общего боевого потенциала наступающей группировки, а более 70% сил и средств остается в составе главных сил, которые способны изменить направление своего выдвижения и удара с завязкой боя.

Поэтому для обеспечения устойчивости обороны в северных районах, на наш взгляд, наиболее целесообразно тесное сочетание позиционных и маневренных действий. Это позволит добиться своевременного наращивания усилий по всему фронту и глубине полосы обороны. Чтобы постоянно возрастало сопротивление на направлении главного удара противника, необходимо увеличивать глубину боевого порядка соединения, что достигается созданием более сильных по составу вторых эшелонов и резервов. Это уменьшит потери, а также повысит устойчивость обороны.

В целом общая концепция построения обороны в северных районах должна основываться на гибком сочетании позиционных и маневренных способов ее ведения; упорном удержании ключевых участков местности мотострелковыми подразделениями, усиленными танками; глубоком эшелонировании боевого порядка, обеспечивающем наращивание противодействия наступающему противнику; тесном огневом взаимодействии между элементами боевого порядка; внезапном огневом воздействии подвижных групп и отдельных боевых средств, обладающих мощным вооружением и высокой подвижностью, по наиболее уязвимым и жизненно важным элементам боевого построения наступающих войск.

Решающее значение в этих условиях приобретает противодействие охватам и обходам противника. Для защиты своих войск необходимо предусматривать ряд мероприятий, наиболее важным из которых является противодействие разведке противника по вскрытию начертания переднего края и расположения огневых позиций. Так, уменьшение уязвимости частей (подразделений) в обороне может достигаться путем создания ложных опорных пунктов и позиций с использованием средств имитации. Это позволит ввести противника в заблуждение относительно истинного положения боевого порядка соединения. Такие объекты в сочетании с засадами и инженерными заграждениями могут оборудоваться в промежутках между ротными опорными пунктами, а также в районе передовой позиции. Применение ложных районов и объектов способно уменьшить воздействие огневых средств наступающей группировки на 2030%.

Остановимся более подробно на организации обороны в тактическом звене. В частности, основными элементами построения обороны бригады в северных районах, как и в обычных условиях, являются: боевой порядок; системы оборонительных позиций и районов, комплексного огневого поражения противника, противотанковой обороны (ПТО), противовоздушной обороны ЦПВО), борьбы с воздушными, озерными (речными) десантами; инженерных заграждений.

Устойчивость обороны бригады во многом зависит от искусного построения ее боевого порядка. В частности, проведенные исследования показали, что для исключения прорыва обороны необходимо строить глубоко эшелонированный боевой порядок. При этом в первом эшелоне бригады целесообразно иметь не более двух батальонных тактических групп, по одной на каждом обороняемом направлении, 5070% всех сил и средств следует распределять во вторые эшелоны и резервы бригады и батальонов.

Основной ударной силой мотострелковой бригады «северного варианта» существующей организации являемся танковый батальон, боевой потенциал которого составляет около 30% от ее общего боевого потенциала. Танковый батальон целесообразно использовать для усиления мотострелковых подразделений, оставляя одну танковую роту в общевойсковом резерве.

Одной из острых проблем обороны в северных районах является борьба с тактическими воздушными десантами, аэромобильными формированиями и многочисленными диверсионно-разведывательными группами противника. Для их уничтожения может создаваться противодесантный резерв (ПДРез). Однако если число мотострелковых и танковых подразделений в составе бригады ограничено, создание более одного ПДРез проблематично, так как это значительно ослабит боевые возможности обороняющихся. Поэтому к борьбе с десантами противника будет привлекаться и общевойсковой резерв бригады, способный решать более широкий круг боевых задач. Его целесообразно располагать между первым и вторым эшелонами соединения в стороне от направления главного удара противника.

Определяя оптимальный состав создаваемых в бригаде резервов, необходимо учитывать, что, как показывают расчеты, мотострелковая рота, усиленная минометным и танковым взводами, в состоянии успешно противостоять батальонной тактической группе противника, действующей в обходящем отряде (в составе четырех пехотных рот с противотанковым и минометным взводами пехотного батальона).

Боевое применение артиллерии в условиях северных районов осложнено большими затруднениями при проведении маневра, выборе огневых позиций и наблюдательных пунктов, разведке целей, целеуказании и наблюдении за результатами огня. В связи с этим управление артиллерией целесообразно децентрализовать и придавать большую ее часть батальонам.

Для борьбы с прорвавшимися бронированными группами противника необходимо создавать противотанковые резервы. Однако в сложных условиях местности они не всегда смогут быстро занять назначенный рубеж. Проблему своевременного выхода на угрожаемое направление могут решать создаваемые в батальонах при наличии сил и средств подвижные противотанковые группы. В составе каждой желательно иметь танковый, мотострелковый, противотанковый взводы, взвод огнеметов, а также средства аэрозольной защиты. Управление такой группой возлагается на командира батальона.

Применение противотанковых резервов должно осуществляться в тесном взаимодействии с подвижными отрядами заграждения (ПОЗ), средствами дистанционного минирования, армейской авиацией, средствами РЭБ.

Сегодня в бригаде имеется одна инженерно-саперная рота, на базе которой можно создать один ПОЗ. Однако проведенные расчеты показывают, что для успешной подготовки и ведения оборонительного боя бригаде «северного варианта» потребуются две-три таких роты. Это не только позволит иметь необходимое количество ПОЗ, но и существенно повысит возможности сил и средств инженерного обеспечения бригады.

Система оборонительных районов, позиций и рубежей обороны бригады в северных районах имеет некоторые особенности. Она может включать две-три оборонительные позиции, район сосредоточения второго (третьего) эшелона, огневые позиции артиллерии, стартовые позиции подразделений ПВО, районы сосредоточения резервов, огневые рубежи и рубежи контратак второго (третьего) эшелона и резервов, рубежи развертывания ПТРез, рубежи минирования ПОЗ, отсечные позиции, площадки подскока и засад боевых вертолетов, места устройства засад, пути маневра, места пунктов управления, ложные, запасные районы обороны и опорные пункты.

Анализ современных взглядов на построение системы оборонительных позиций и районов показывает, что в условиях Северо-Западного стратегического направления вопросы распределения сил и средств между позициями, оборудования межпозиционных пространств требуют дальнейшего исследования.

На практике построение боевого порядка.бригады осуществляется в пределах двух-трех позиций, причем силы и средства на позициях в полосе обороны распределяются неравномерно. Например, около 4060% сил и средств бригады располагается на первой позиции, около 4020% на второй, 1520% на третьей. При этом две трети опорных пунктов рот, находящихся на первой позиции, размещаются непосредственно на переднем крае. При таком порядке большая часть сил и средств в период огневой подготовки атаки противника оказывается под огнем. По расчетам, 6070% объектов соединения может быть вскрыто противником, а значит, уничтожено. Чтобы не допустить этого и обеспечить живучесть обороны, требуется принять меры по введению наступающего в заблуждение относительно построения позиций, обеспечить их маскировку, рассредоточив подразделения. Так, танки целесообразно располагать на запасных огневых позициях в глубине опорных пунктов, в межпозиционном пространстве и на второй позиции. Они окажутся рассредоточенными, будут лучше замаскированы, получат возможность участвовать в дуэльном бою с противником на максимальных дальностях.

Систему оборонительных позиций лучше строить как сочетание опорных пунктов, засад и районов сосредоточения танков (бронегрупп) в укрытых местах. На переднем крае опорного пункта роты целесообразно создавать не более одного взводного опорного пункта, который перекрывал бы важное направление, а на второстепенных направлениях устраивать засады огневых групп. Необходимо отказаться от положения, когда наш передний край обороны определяется цепочкой вытянутых по фронту опорных пунктов, первостепенную роль должны играть огневые возможности подразделений и средств усиления. Кроме того, при выборе переднего края необходимо учитывать рельеф местности, характер грунта и глубину снежного покрова.

Исследование особенностей системы оборонительных рубежей и позиций выявило противоречие между возможностью размещения сил и средств в межпозиционном пространстве и обеспечением огневой связи между позициями. Глубина межпозиционного пространства по опыту учений составляет обычно 24 км. На таком удалении, особенно в условиях полярной ночи, не обеспечивается надежная огневая связь между позициями, и противник, используя обходы, просачивания, «маневр по воздуху», получает возможность локализовать, изолировать обороняющиеся подразделения в опорных пунктах и на позициях, а затем разгромить их по частям.

Выход из положения может быть следующим: либо оборудовать позиции на меньшем удалении, либо на период ограниченной видимости выносить часть огневых средств в межпозиционное пространство для обеспечения огневой связи между позициями. Однако сокращение расстояния между позициями нецелесообразно, поскольку в межпозиционном пространстве располагаются отдельные элементы боевого порядка батальонов, бригады и средства усиления старшего начальника и нельзя допустить их переуплотнения. К тому же в пределах этого пространства оборудуют запасные и ложные позиции, огневые рубежи и рубежи контратак, пути маневра и подвоза, а на отдельных участках создаются узлы заграждений и устанавливаются минные поля.

По расчетам, тактическая емкость пространства между первой и второй позициями в полосе обороны составляет в среднем 77,5 125 кв. км. Учитывая, что в северных районах только 25% местности благоприятно для размещения сил и средств, можно сделать вывод, что для бригады эта цифра увеличивается до 310500 кв. км. Следовательно, если бригада обороняет, например, два доступных направления шириной 5 и 3 км, которые удалены друг от друга на 1520 км, расстояние между позициями должно быть от 5 до 10 км.

В результате увеличения межпозиционных пространств глубина районов обороны батальонов первого эшелона может составить 45 км, а глубина полосы обороны бригады при построении боевого порядка в два эшелона 1318 км, в три эшелона около 24 км. Таким образом, в интересах рационального размещения сил и средств бригады в межпозиционном пространстве целесообразно увеличить его глубину до 68 км, а во избежание нарушения огневого взаимодействия между подразделениями перемещать туда на временные огневые позиции общевойсковые резервы батальонов второго (третьего) эшелона и резервы бригады. При определении количества временных огневых позиций в межпозиционном пространстве следует учитывать возможности приборов прицеливания и наблюдения, обеспечивающих ведение визуальной разведки и стрельбу оружия, а следовательно, и огневую связь.

Формирования, выделенные на временные позиции, смогут обеспечивать огневую связь между основными районами обороны (опорными пунктами) подразделений и действовать, кроме того, в нужный момент по своему прямому предназначению.

На наш взгляд, такой подход к построению системы оборонительных позиций и районов может способствовать сохранению необходимых плотностей сил и средств по направлениям на всю глубину боевого порядка без каких-либо изменений в построении обороны. При этом бригадные и батальонные резервы, находясь на временных позициях, смогут своевременным маневром в межпозиционном пространстве обеспечить быстрое занятие и удержание отсечных позиций, ключевых пунктов и участков местности, временная оборона которых позволит выдвинуть на эти направления более значительные резервы или вторые (третьи) эшелоны.

Предлагаемый вариант построения позиций и межпозиционных пространств в пределах полосы обороны бригады потребует от наступающего постоянного напряжения сил на любом направлении, будет способствовать вводу его в заблуждение относительно реального начертания переднего края, огневых рубежей. К тому же отпадает необходимость в сокращении на ночь расстояний между опорными пунктами подразделений для повышения их огневой и тактической взаимосвязи, решается проблема рассредоточенного размещения элементов боевого порядка батальонов и бригады в интересах защиты от ВТО противника.

При обороне в северных районах особенно важное значение приобретает создание эффективной системы огня всех видов в сочетании с инженерными заграждениями. Но здесь необходимо учитывать влияние природных условий на применение средств поражения. Так, боевое применение армейской авиации будет осуществляться централизованно, преимущественно по плану старшего начальника. Определенный летный ресурс может выделяться бригаде. Однако возможность привлечения авиации к выполнению боевых задач на Севере весьма проблематична, а иногда и исключена. Поэтому в условиях полярной ночи, частой непогоды ее долевое участие в огневом поражении противника понижается. Состав же группировки артиллерии бригады в любых условиях остается неизменным.

Восполнить недостающие огневые возможности артиллерии, на наш взгляд, поможет осуществление следующих мероприятий: совершенствование организационно-штатной структуры артиллерийских подразделений (в частности, необходимо заменить состоящие на вооружении артиллерийских дивизионов бригады артиллерийские системы 2С1 на 2СЗ, а также включить в состав артиллерии бригады реактивный артиллерийский дивизион БМ-21); выделение артиллерии 3,5 боекомплекта на сутки боя; выделение старшим начальником соответствующих огневых и разведывательных сил (средств) для усиления артиллерийской группировки бригады и создания в ее составе РОК; умелое сочетание огня артиллерии с системой огня общевойсковых подразделений, минно-взрывных заграждений.

В данной статье показаны лишь некоторые пути совершенствования обороны соединений (частей) в северных районах в современных условиях. На наш взгляд, необходимо дальнейшее развитие теории оборонительного боя, а сделанные выводы требуют проверки на командно-штабных, тактических и исследовательских учениях.


Комментарии   

#1 Александр 21.09.2020 20:39
Не плохая статья

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации