Особое место в российском обществе занимают этнократические элиты. Впрочем, это касается не только России1,2.
Обозреватель - Observer 2002 №09-10
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛИТЫ И ОБЩЕСТВО*
Асимметрия возможностей этнократических и областных элит
А.В.Понеделков, доктор политических наук, профессор
А.М.Старостин, кандидат философских наук, профессор (Северокавказская академия государственной службы)
Особое место в российском обществе занимают этнократические элиты. Впрочем, это касается не только России1,2.
К этнократии относятся родоплеменные (тейповые), или национально-земляческие группы, занявшие место во властных элитах и лоббирующие интересы своего этноса (или его части) в системе властных и экономических отношений. Наибольшие возможности в этом отношении имеет региональная этнократия - правящая верхушка национальных республик, которая, с одной стороны, делает интересы так называемого "титульного (коренного) этноса" приоритетными, а с другой, - используя возможности своего положения, лоббирует интересы республики в высших структурах власти, продвигает в эти структуры своих представителей. Так образуются сильные этнократические группы, имеющие вертикальную структуру по всей территории страны. Пользуясь поддержкой национально-земляческих групп и республиканской этнократии, представители 10-15 небольших этносов продвигаются не только во власть, бизнес, силовые структуры собственной республики, но и в федеральные органы Центра, в аналогичные структуры в крупных городах. Тем самым этнократия приобретает существенное влияние и продвигает свои интересы на всех уровнях.
Анализ структурных характеристик этнократии на региональном уровне позволяет выявить достаточно любопытные различия между представителями обычной региональной политической элиты (русскоязычные области) и республиканской.
Были проанализированы данные по 8 республикам и 5 областям Южного федерального округа: руководители органов исполнительной и законодательной власти, всего около 40 чел. (табл. 1).
Таблица 1
Вид элиты |
Средний возраст, лет |
Базовое образование |
Наличие 2-го образования |
Ученая степень |
|||
техничес- кое |
гумани- тарное |
из них |
|||||
всего |
гуманитарное |
техническое, сельхоз. |
|||||
Республика |
52,6 |
59 |
|
50 |
72,7 |
22, |
|
Область, край |
55, |
80 |
20 |
46,7 |
100 |
- |
20 |
Всего |
53,6 |
72, |
27,7 |
47, |
89 |
1 |
33, |
Номенклатурный опыт |
Предыдущая должность (по сферам) |
Начало биографии |
||||
госуправ- ление |
воспроизвод- ство, бизнес |
прочее |
рабочие |
крестьяне |
студенты |
|
52 (10 лет) |
72,7 |
13,8 |
9,5 |
42,9 |
9,5 |
47,6 |
80 (10,5 лет) |
40 |
40 |
20 |
20 |
26,7 |
52, |
64 (10,2 лет) |
61,7 |
25 |
13,9 |
33, |
16,7 |
50 |
Этнократическая элита по исходным параметрам базовой профессиональной социализации существенно менее технократична, более чем вдвое научно "продвинута", имеет в гораздо меньшей степени связь с предшествующей номенклатурной лестницей, в ней значительно меньше выходцев из села, а также она значительно раньше включилась в государственно-административное управление новой России, хотя и не имеет такого опыта работы в бизнесе или директорском корпусе, как их коллеги из краев и областей.
Вместе с тем лоббистский потенциал представителей этнократических элит показывает, что он значительно превосходит возможности обычных региональных политических элит. Значительно большее внимание уделяет лидерам региональной этнократии и федеральная власть. Так, Президент РФ В.В.Путин за период своей президентской деятельности почти 30% встреч с губернаторами отвел этнократическим лидерам3.
Введение структуры федеральных округов несколько уравняло возможности этнократических и обычных региональных элит. Однако полностью асимметрия возможностей не снивелирована.
Условия, определяющие формирование современных этнократических элит в условиях Северокавказского региона, прежде всего связаны с существенным изменением социально-политических отношений.
Важнейшим параметром сложившейся системы социальных отношений на Северном Кавказе является территориальная локализация этносов в изначально неравных по различным показателям природных условиях. Именно это определяет специфику их культурных черт, различие экономических форм деятельности и возможностей жизнеобеспечения.
Поскольку административно-политические элиты Северного Кавказа занимают промежуточное положение между Центром, местными элитами и населением, в их менталитете отражаются общефедеральные подходы, ответственность перед Центром. Это - с одной стороны. С другой, нельзя не учитывать действия как местных социальных и политических интересов, так и своеобразия региональной ментальности. Именно последнее заставляет обозначать властные элиты республик региона как этнократические, ибо данный фактор выступает основным элитообразующим вектором4. Несмотря на наличие конкурентных отношений между различными этнократическими элитами и элитными кланами, тем не менее это одна типологическая форма элит, обусловленная цивилизационными характеристиками.
Геополитическое положение республик Северного Кавказа позволяет рассматривать проживающие в них коренные народы как систему родственных этнических групп5. У северокавказских народов не только тесно взаимосвязанные исторические пути развития, общность географического расположения и специфическое место в системе межрегиональных взаимодействий, но и сходный менталитет и культура, которая не только характеризует какой-либо народ, но и объединяет его, и отличает от всех других сообществ.
С природно-географическими параметрами существования связаны и социально-психологические характеристики северокавказских народов и их элит.
Процессы трансформации российского общества сказались и на этнизации элит.
Этнизация республиканских политических элит - сложный и многоуровневый процесс, который нельзя свести к механическому увеличению в их рядах числа представителей титульного этноса. Тем не менее степень проявления данной тенденции наиболее наглядно прослеживается именно на основе возрастания представленности титульного этноса в высших структурах республиканской власти.
Как известно, в связи с проводившейся с 20-х гг. политикой "коренизации", доля титульных национальностей в руководящих органах республик всегда превышала их долю в составе населения, однако даже на этом фоне происходящие в постперестроечное время процессы выглядит весьма впечатляющими.
Так, в республике Саха (Якутия) якуты, составляя 34% населения, в настоящее время занимают 69% должностей в правительственных структурах.
Аналогичная картина наблюдается и в Татарстане: в Республике проживают 48,3% татар, 43,5% русских и 8,2% представителей других национальностей, 78,1% местной правящей элиты татары, а в парламенте Татарстана (Госсовет РТ) татары составляют 73,3%, русские 25,1%, другие национальности - 1,6 %6, аналогичное положение и в Республике Башкортостан7.
Представительство в составе Северокавказских административно-политических элит далеко не во всем соответствует национальному составу республик.
Так, на высшем уровне среди руководства республиканских органов власти насчитывается менее 10% русских при общей численности русского населения в Северокавказских республиках около одной четверти. Данные показатели выравниваются в среднем звене (руководители отделов, служб и т.п.). К сожалению, они лишь готовят решения, но не принимают их.
Такие кадровые перекосы в итоге сказываются на межнациональных отношениях, приводя к конфликтам, неоправданным миграциям и вытеснению так называемых "некоренных" из территорий республик. С учреждением Федеральных округов эти процессы замедлились, однако коренного поворота пока не наблюдается.
Характеризуя другие черты этнократических элит, нужно подчеркнуть, что их особенностью является концентрация властных полномочий в официальном центре исполнительной власти.
Почти 73% экспертов полагают, что реальная власть принадлежит главе исполнительной власти. Эта оценка несколько выше той, что отмечена в русскоязычных регионах Северного Кавказа (на 10-25%). Есть значительные отличия в оценке распределения власти, полномочий среди других официальных или теневых субъектов властных отношений.
В республиках большим властным влиянием пользуется чиновничий слой, аппарат и заметно меньше влияние криминальных структур и законодательных органов. В русскоязычных краях и областях, напротив, выше влияние руководителей финансово-коммерческих структур и хозяйственных руководителей и относительно ниже оценивается влияние чиновного аппарата.
Таким образом, этнократия имеет вполне объективные основания и значительное воздействие на элитообразующий процесс. Во многих случаях, разрастаясь и набирая силу, она препятствует дальнейшему развитию демократических процессов, поскольку начинает существенно ограничивать интересы других крупных социальных групп. Это особенно характерно в условиях недостаточно четко выстроенной в правовом аспекте государственности, что с неизбежностью ведет к росту этнократических тенденций, если оно не компенсируется эффективной социальной, экономической политикой и усилиями в формировании гражданского общества на правовой основе. Значительные усилия именно в данном направлении уменьшат значимость этнократических факторов и автоматически усилят действия общегражданских. И это основной путь к формированию гармоничной системы, сочетающей качества общегражданских и этнокультурных ценностей.
Итак, постсоветское социальное пространство выстраивается достаточно сложно и противоречиво. Основное противоречие связано с несоответствием образов либеральной демократии, рыночных отношений, гражданского общества, правового государства российским реалиям. Безусловно, процессы элитообразования в России намного опережают процесс низового социального структурирования. В отличие от классических буржуазных обществ, российское выстраивается с существенным включением методов социальной инженерии. И в этом отношении оно скорее родственно прежнему социалистическому обществу. Взаимодействие элит в рамках "правящего класса" направляет социальные и политические процессы не к демократическим моделям, а к более ранним формам буржуазного общества. Безусловно, так не будет всегда. Низовая социальная структуризация со временем должна уравновесить функционирование элит, поставить их под больший социальный и гражданский контроль.
Примечания
* Продолжение. Начало см.: "Обозреватель-Observer". 2002. № 7-8. 1 Волков А. Этнономенклатура и распад Государства. Свободная мысль. 2000. № 9. 2 Романовский Н.В. Лики этнократии. Россия и современный мир. 2000. № 3. 3 Независимая газета. 2001. 27 сентября. 4 Волков В. Этнономенклатура и распад государства. Свободная мысль. 2000. № 9. 5 Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М. 1998. 6 Фарукшин М.Х. Политическая элита в Татарстане. Полис. 1994. № 6. 7 Галляпов Р.Р. Политические элиты российских республик. Особенности трансформации в постсоветский период. Полис. 1998. № 2.