Подготовка офицеров запаса проблемы и пути их решения
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4(7-8)/2002
Подготовка офицеров запаса: проблемы и пути их решения
B.C. ДОБРОВОЛЬСКИЙ,
кандидат военных наук
ОСОБЕННОСТЬ современного этапа развития России заключается в широкомасштабном реформировании всех сфер жизни общества и госу-дарства, в частности его военной организации и системы образования. Не-смотря на отличия в содержании, этапах, формах и сроках проведения ука-занных реформ, их главные цели объективно взаимосвязаны. Действи-тельно, военная реформа направлена на достижение новых качественных параметров всей системы обороны и обеспечение безопасности страны. Реформирование же системы образования подчинено повышению уровня образования, культуры и нравственности человека, формированию гармо-нически развитой, социально активной и творческой личности, что при-менительно к военной сфере деятельности означает качественный скачок в профессиональном мастерстве защитников Отечества. Составной частью и одной из важных задач реформы системы образования России является проведение структурной перестройки и улучшение управления образова-нием, упорядочение сети образовательных учреждений и направлений подготовки специалистов, обеспечение рационального порядка определе-ния и реализации государственного кадрового заказа. В военно-професси-ональной сфере это означает повышение эффективности подготовки во-енных специалистов для комплектования силовых ведомств государства и накопления необходимых мобилизационных резервов.
В настоящее время система военно-профессиональной подготовки вклю-чает: органы (субъекты) подготовки - профессорско-преподавательский и руководящий состав образовательных учреждений, а также органы управ-ления образованием федерального, регионального и муниципального уровня; объекты подготовки - все категории обучающихся в учреждениях профессионального образования (студенты, слушатели, учащиеся и др.), занимающихся по программам подготовки военных специалистов различ-ных уровней; средства подготовки, к которым относятся государственные образовательные стандарты, образовательные программы, учебные планы, учебно-методические документы и литература, учебная материальная база, локальные учебные сети и системы автоматизированного обучения; сеть образовательных учреждений профессионального образования всех уров-ней, обеспечивающая организацию и проведение учебного процесса.
Целью функционирования данной системы является доукомплектование силовых структур выпускниками военных кафедр и обеспечение не-прерывного накопления мобилизационного резерва военных специалистов в интересах своевременной реализации планов мобилизационного развер-тывания. При этом осуществляется: подготовка офицеров запаса; молоде-жи по военно-учетным специальностям (ВУС) рядового, сержантского и старшинского состава в образовательных учреждениях начального и сред-него профессионального образования; подготовка к военной службе обуча-ющихся в учреждениях общего среднего (полного) и начального професси-онального образования, связанная с изучением основ военной службы в объеме комплексного учебного курса «Основы безопасности жизнедеятель-ности»; участие в военно-профессиональной ориентации и военно-патри-отическом воспитании молодежи. Вопросы подготовки офицеров запаса, безусловно, относятся к категории главных и требуют непрерывного управ-ления этим процессом, постоянного взаимодействия с Министерством обороны и другими силовыми ведомствами. Результаты анализа и обобще-ния опыта подготовки офицеров запаса в учреждениях высшего професси-онального образования за последние десять лет свидетельствуют о наличии здесь многочисленных проблем, порождающих устойчивую тенденцию снижения общего уровня их профессиональной и морально-психологиче-ской подготовки к военной службе.
Одной из проблем является возрастание у большинства молодежи нега-тивного отношения к военной службе как к конституционной обязанности каждого гражданина и роду профессиональной деятельности. По результа-там проведенного в 2001 году выборочного анкетирования студентов, обу-чающихся на военных кафедрах, большинство из них (до 63%) считают та-кое обучение лишь средством для последующего уклонения от военной службы и только 7% опрошенных действительно желают получить вторую специальность и реализовать ее при невостребованности основной про-фессии на рынке труда. Это красноречиво говорит о продолжающемся па-дении престижа военной службы и размывании морально-нравственных ориентиров у современной молодежи, а также о несовершенстве существу-ющего механизма отбора студентов для обучения на военных кафедрах по программам подготовки офицеров запаса. В соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых документов такой отбор в настоящее время осуществляется начальниками военных кафедр по собственным для каждого вуза методикам (практически «на глаз»), что способствует распро-странению поверхностных подходов и субъективизма в оценке морально-деловых качеств кандидатов.
Решение данной проблемы, по нашему мнению, должно носить комп-лексный характер и предусматривать в рамках реализации единой государ-ственной военной политики осуществление широкого спектра социально-политических, нормативно-правовых, духовно-нравственных, учебно-ме-тодических и иных мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи, формированию у нее высокой духовности, стремления к здоро-вому образу жизни, психологической устойчивости, сознательного отно-шения к воинскому долгу и личной ответственности за безопасность обще-ства и государства. Этому, несомненно, могли бы способствовать разработ-ка и реализация в рамках военной реформы государственной программы повышения социальной защиты военнослужащих и их семей, престижа военной службы, качественное улучшение работы военных кафедр по во-енно-патриотическому воспитанию студентов, а также совершенствова-ние существующего порядка их предварительного отбора для обучения на военных кафедрах. Необходимо введение единой для всех вузов методики профессионально-психологического отбора студентов, предусматривающей использование научно обоснованных критериев для всесторонней и объективной оценки их профессиональных, организаторских, морально-психологических, общественно-политических и физических качеств.
Достаточно сильное дестабилизирующее воздействие на функциониро-вание системы военно-профессиональной подготовки оказывает отсутст-вие единого государственного заказа на подготовку офицеров запаса, который необходим для планирования и поддержания требуемого мобилизацион-ного резерва на военное время. В настоящее время мобилизационный ре-зерв офицеров в плановом порядке готовится и накапливается только для Вооруженных Сил и Федеральной службы железнодорожных войск Рос-сийской Федерации, интересы остальных силовых элементов ее военной организации при этом не учитываются. Это приводит к повышению уязви-мости и зависимости всей структуры от принимаемых частных решений по сокращению объемов подготовки офицеров запаса того или иного профиля, что неизбежно влечет за собой необходимость сворачивания учебного процесса и ликвидации некоторых военных кафедр, не позволяет осуществлять иx плавное перенацеливание.
Требует практического решения и проблема неупорядоченности ресурсного, прежде всего финансового, обеспечения системы подготовки офицеров запаса. В настоящее время оно организуется при минимальных затратах для заказчика, включающих выплату обучающимся на военных кафедрах студентам ежемесячной 15-25%-ной надбавки к стипендии, поставку ву-зам образцов вооружения и военной техники, оборудования для оснаще-ния учебно-материальной базы военных кафедр, топлива и ГСМ для обес-печения учебного процесса, а также осуществление вещевого, продоволь-ственного и медицинского обеспечения военнослужащих военных кафедр и факультетов военного обучения. Все остальные расходы, связанные с со-держанием и использованием основных фондов и инфраструктуры вузов, оплатой всех видов коммунальных и других услуг, выплатой профессорско-преподавательскому составу военных кафедр ежемесячного денежного со-держания со всеми установленными надбавками, а также компенсация стоимости подготовки военных специалистов (офицеров запаса) за весь период обучения в вузе по гражданской и военно-учетной специальностям финансируются непосредственно Министерством образования РФ. По оценке специалистов, расходы министерств обороны и образования на подготовку офицеров запаса находятся в соотношении примерно 1:3,5. В условиях советского периода функционирования системы подготовки офицеров запаса такое соотношение финансовых затрат представлялось оправданным и объяснялось существовавшими тогда установками на рас-пределение военного бюджета по всем министерствам и ведомствам. Од-нако с переходом к рыночным отношениям оно вступает в противоречие с законами экономического развития.
Анализ внутренних причин низкой эффективности подготовки офице-ров запаса в системе гражданских вузов выявил ряд негативных факторов: несоответствие объема и содержания программ подготовки офицеров за-паса требованиям, предъявляемым к ним; недостаточный уровень профес-сионального и методического мастерства значительной части преподава-телей военных кафедр, что свидетельствует о серьезных упущениях в рабо-те соответствующих инстанций Министерства обороны и руководства вузов по отбору, расстановке, обучению и воспитанию военно-педагогиче-ских кадров для военных кафедр; слабое развитие, моральное устаревание и физический износ существующей учебно-материальной базы военных кафедр многих вузов; недостаточно хорошая организация и низкий про-фессионально-методический уровень проведения итоговых учебных сбо-ров с выпускниками вузов; дефицит уставных, информационно-справоч-ных документов и учебно-методической литературы по всей номенклатуре военно-учетных специальностей (на большинство военных кафедр такие материалы от заказчика за последние пять лет вообще не поступали); край-не низкий научный потенциал военных кафедр и слабая организация ра-боты по подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук).
Наличие на протяжении многих лет, по существу, одних и тех же недос-татков обусловливает объективную потребность в выработке и реализации в рамках проводимой реформы системы образования комплекса конкрет-ных организационно-практических мер по кардинальному улучшению качест-ва подготовки офицеров запаса.
К числу первоочередных относится уточнение военно-учетных специаль-ностей, по которым должны готовиться офицеры запаса. Принципиально важно исключить существующее в настоящее время многократное дубли-рование в подготовке специалистов вузами одного региона, а также приве-сти военно-учетные специальности в максимально возможное соответст-вие (по содержанию профессиональных образовательных программ) с гра-жданскими специальностями. Тем самым будет обеспечена более тесная взаимосвязь гражданского и военного обучения, а соответственно, повы-шение их уровня, уменьшение затрат на подготовку офицеров запаса.
Другое направление видится в совершенствовании государственных об-разовательных стандартов и профессиональных образовательных программ по базовым и военно-учетным специальностям в целях приведения их в соответствие с последними достижениями в науке, технологиях производ-ства и культуре.
Много скрытых резервов заключено в повышении уровня организации и проведения учебного процесса, каждого учебного мероприятия военных ка-федр, в использовании современных технологий, организационных форм и методов, способов и приемов обучения и воспитания. Именно они явля-ются основными педагогическими инструментами преподавателя, обеспе-чивающими ему возможность превращения абстрактного содержательно-го потенциала образовательных программ в конкретные знания, навыки и умения обучающегося. Важно внедрять в учебный процесс проверенные на практике современные технологии интенсивного обучения, проводить учебные мероприятия преимущественно двусторонним методом с приме-нением активных форм (комплексных тактико-специальных учебных за-дач, деловых игр, групповых упражнений, тренировок по специальности и др.). Перспективным является создание и использование автоматизиро-ванных обучающих технических средств и локальных учебно-информаци-онных сетей на основе ПЭВМ (компьютерных классов).
Актуально для системы подготовки офицеров запаса качественное улуч-шение комплектования военных кафедр профессорско-преподавательским со-ставом и повышение его профессионального и методического мастерства. В числе основных задач здесь можно назвать следующие.
Во-первых, разработка и внедрение в практику единого механизма и критериев профессионально-психологического отбора офицерских кад-ров на должности профессорско-преподавательского состава военных ка-федр, обеспечивающих проведение всесторонней проверки и объектив-ную оценку профессиональных, командно-организаторских, воспитатель-но-методических, морально-психологических качеств, знаний, навыков и умений каждого офицера, представляемого на эти должности. Основными элементами функционирования такого механизма могли бы стать регио-нальные и центральная квалификационные комиссии ведомственного или межведомственного состава (совместно с Минобороны России), осу-ществляющие подобный отбор по специальным методикам с использова-нием названных критериев. Целесообразно, чтобы региональные квали-фикационные комиссии проводили отбор кандидатов на должности профессорско-преподавательского состава, а замещение вакантных должно-стей начальников военных кафедр осуществлялось через центральную квалификационную комиссию.
Во-вторых, обязательное курсовое обучение сотрудников военных ка-федр по программам подготовки преподавателей с последующим повыше-нием квалификации с установленной периодичностью в системе соответ-ствующего дополнительного профессионального образования.
В-третьих, кардинальное улучшение организации и содержания ко-мандирской подготовки офицерского состава военных кафедр.
В-четвертых, повышение научного потенциала военных кафедр за счет интенсификации научной работы, направленной на подготовку и защиту диссертаций, разработку и внедрение в учебный процесс новой научно-ме-тодической литературы. Многие вопросы могла бы решить организация четкой системы адъюнктской подготовки, имеющей несомненные преи-мущества в сравнении с соискательством по количественным и качествен-ным параметрам подготовки научно-педагогических кадров. Формирова-ние такой системы должно предусматривать включение в штатное распи-сание военных кафедр должностей адъюнктов (одну-две должности).
В-пятых, внедрение в практику систематического проведения совмест-но с Минобороны России учебно-методических сборов начальников воен-ных кафедр (факультетов военного обучения), а также привлечение их к подготовке и проведению основных мероприятий оперативной и боевой подготовки военных округов (оперативно-тактические сборы, командно-штабные, тактические учения и др.).
Перспективным направлением развития и совершенствования военно-профессионального обучения является разработка и внедрение в практику межвузовской подготовки офицеров запаса, обеспечивающей возможность обучения на создаваемых в базовых учебных заведениях военных кафедрах (факультетах военного обучения) студентов нескольких вузов, расположен-ных в одном территориальном образовании (городе, районе). При этом по-является возможность значительного увеличения объемов финансирова-ния, материально-технического, научно-информационного, учебно-мето-дического, кадрового и других видов обеспечения учебного процесса вследствие объединения усилий и ресурсов нескольких вузов, а также повы-шение охвата студенческой молодежи организованными формами военно-профессионального обучения и военно-патриотического воспитания.
Непременным условием развития и совершенствования всей системы подготовки офицеров запаса является обеспечение непрерывности и высо-кой эффективности научных исследований с охватом всего комплекса проблем теории и практики в сфере подготовки военных специалистов и их по-следующей военно-профессиональной деятельности. Первоочередная за-дача заключается во всесторонней научной проработке, обосновании и создании рациональной структурно-функциональной модели системы ре-гиональной межвузовской подготовки офицеров запаса, в разработке ме-ханизмов ее функционирования, управления и всестороннего обеспече-ния. В перспективе представляется целесообразным проводить научные исследования всего комплекса проблем, связанных с многоуровневой под-готовкой военных специалистов в должностном диапазоне от рядового со-става до первичных офицерских должностей.
Рассмотренные проблемы совершенствования системы подготовки офицеров запаса, безусловно, не перекрывают всего их спектра. Однако незамедлительное решение наиболее важных из них объективно будет спо-собствовать повышению качества военно-профессиональной составляю-щей в образовательной деятельности гражданских вузов.
Военно-профессиональная подготовка представляет собой рационально организованную, взаимосвязанную и взаимосогласованную по целям, задачам, месту и времени, содержанию, формам и методам совокупность учебных, воспитательных, организационно-штатных, кадро-вых, материально-технических, социально-экономических мероприятий и совместных дейст-вий обучающих и обучающихся в образовательных учреждениях. Они направлены на формиро-вание у обучаемых такого уровня теоретических знаний и практических навыков и умений, ко-торый бы обеспечивал последующее уверенное выполнение ими обязанностей по должностному предназначению в структуре военной организации государства.