Проблемы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 7/2007, стр. 6-15

Проблемы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов

Генерал-майор в отставке В.Ф. ФЕДОРОВ,

кандидат исторических наук

Генерал-майор А.В. ПОГОРЕЛОВ

Полковник О.Ю. КОБЫЗЕВ

Полковник В.А. БАЙБОРОДИН

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ подготовки и накопления мобилизаци-онных людских ресурсов в Российской Федерации в настоящее время становится одной из важнейших проблем государственного и оборон-ного строительства. Это обусловлено особенностями геостратегиче-ского и геополитического положения страны, большими размерами ее территории и протяженностью границ, а также усилением миграцион-ных процессов среди населения, неблагоприятной демографической обстановкой на ближайшие годы. Кроме того, военная реформа требу-ет кардинальной реорганизации системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов, разработки новых подходов к организации и проведению мобилизации.

Вполне закономерно, что сокращение армии и флота с одновремен-ным переходом на контрактную систему повлечет увеличение объемов подготовки и накопления военно-обученных ресурсов. В новых условиях старые методы решения данной задачи становятся неприемлемыми, что требует пересмотра ряда основополагающих положений мобили-зационной работы. Сейчас налицо явное противоречие между необхо-димостью подготовки и накопления военно-обученного ресурса запа-са в мирное время и ограниченными возможностями государства по финансированию и обеспечению материальными средствами меро-приятий этого процесса.

Результаты проведенных исследований показывают, что в период перехода к комплектованию воинских должностей рядового и сер-жантского состава военнослужащими на добровольной основе (по контракту) начнет снижаться численность военно-обученного ресур-са запаса в связи с сокращением численности войск (сил) и соответст-венно рядового и сержантского состава, проходящего военную службу по призыву. Вместе с тем основным источником подготовки и накоп-ления военно-обученных ресурсов являются Вооруженные Силы, так как через них проходит подавляющая часть мобилизационных люд-ских ресурсов.

Следовательно, планируемый переход к добровольному способу комплектования войск (сил) приведет к резкому сокращению поступ-ления в запас военно-обученных ресурсов. Поэтому в переходный пе-риод, на наш взгляд, возрастающее значение приобретает стройная си-стема военно-профессиональной подготовки, регулярные занятия и во-енные сборы, обеспечивающие поддержание необходимой численности и качества военно-обученных мобилизационных людских ресурсов. Уже сейчас предпринимается ряд мер по совершенствованию военных сборов для граждан, находящихся в запасе, но пока эти меры ограниченны и недостаточны.

Конечно, подобные периоды, связанные с кардинальным сокра-щением ВС без существенного ущерба их мобилизационной готовности, в нашей стране уже были. Так, военная реформа 1924-1925 годов привела к сокращению численности армии и флота в 10 раз. Была введена смешанная система кадрово-территориальной организа-ции Вооруженных Сил, позволявшая при меньших затратах иметь не-большую кадровую армию, а в случае войны быстро отмобилизовы-вать крупные группировки войск. Это потребовало организации в стране широкого военного обучения населения из числа военнообя-занных в целях создания достаточного объема военно-обученного ресурса запаса. Кадровыми оставались все технические рода войск, стрелковые соединения приграничных и частично внутренних окру-гов, а также артиллерийские части. Дивизии, дислоцированные во внутренних округах, содержались по сокращенным штатам или ком-плектовались по территориальному принципу и включали в себя по-стоянный (командный, административно-хозяйственный, медицин-ский и т.д.) и переменный состав, проходивший ежегодные кратко-срочные сборы.

Территориальный принцип комплектования дивизий позволял проводить в подразделениях с гражданами, пребывающими в запа-се, целенаправленную систематическую военную подготовку по конкретной военно-учетной специальности, а также существенно сократить сроки развертывания и приведения частей и соединений в боевую готовность. Большим недостатком данного принципа яв-лялось то, что территориальные части не имели техники, которая поступала в войска, комплектуемые на кадровой основе. Поэтому личному составу приходилось ее изучать в короткие сроки в процес-се мобилизационного развертывания. Но в целом такая организа-ция Вооруженных Сил позволила сэкономить немалые средства в предвоенные годы и обеспечить строительство многомиллионной армии и флота на случай войны.

Опыт подготовки и накопления военно-обученного ресурса в нашей стране использовался и совершенствовался в дальнейшем в некоторых за-рубежных государствах. Например, для эффективного решения вопросов, связанных с подготовкой и накоплением военно-обученного ресурса, в раде стран в мирное время существуют резервы (резервные компоненты) вооруженных сил*, которые находятся в достаточно высокой степени бо-евой и мобилизационной готовности.

Анализ соотношения численности резерва и регулярных сил (К1) и про-центное отношение мобилизационных людских ресурсов (регулярные силы, резерв, мужчины, годные к военной службе) к численности населения лю-бой страны (К2) позволил сделать некоторые общие выводы о подходах к решению проблемы накопления военно-обученных резервов.

Первый - большинство стран располагает значительными моби-лизационными людскими ресурсами, обеспечивающими разверты-вание многомиллионных вооруженных сил при угрозе крупномас-штабной войны.

Второй - высокий показатель К1 (> 1) характерен в основном для раз-витых государств и в зависимости от степени влияния внутренних и внеш-них факторов находится в пределах от 1,16 до 3,30. Например, у таких го-сударств, как США, Великобритания, где ВС комплектуются на добро-вольной основе, К1 равен 1,16 и 1,48 соответственно. В Германии, где действует смешанный способ комплектования армии, К1=1,21. Франция, проводящая относительно независимую военную политику, имеет самый высокий показатель - К1=3,3. Израиль (где вооруженные силы и резерв комплектуются по призыву) не входит в военные блоки и в силу геополи-тических особенностей имеет К1=2,5. В Италии и Турции, имеющих сис-тему комплектования вооруженных сил и резервов по призыву и входя-щих в военный блок НАТО, К1 составляет 1,81 и 1,89 соответственно. Та-кие государства, как Канада и Япония, в силу своих геополитических особенностей, имеют КК1.

Третий - развитые государства в мирное время отдают приоритет резервам, которые намного превышают численность регулярных войск (сил).

Четвертый - в общем объеме военных расходов (на примере США) доля на содержание личного состава регулярных сил и резер-ва значительно снизилась. Если в 70-е годы на эту статью приходи-лось 37 % всех военных расходов, то в 90-е - 26%. Таким образом, можно констатировать, что сокращение численности регулярных сил развитых государств повлекло уменьшение финансовых расхо-дов, связанных с переходом от смешанного на добровольный способ комплектования войск (сил), и создание специальной системы под-готовки резервов, способных к быстрому развертыванию по плану мобилизации. Так, при возникновении региональных военных кон-фликтов (локальных войн) наличие резервов позволяет увеличить численность вооруженных сил в интервале от 2,2 (США) до 4,4 раза (Франция). Соотношение регулярных сил и резерва определяется такими факторами, как геополитические особенности государства, наличие людских ресурсов, материальный и образовательный уро-вень жизни населения и т.д.

Пятый - значение коэффициента К2 для ряда развивающихся и развитых стран находится в интервале от 12,1 % (Ирак) до 22,8 % (Канада), а его среднее значение составляет 17 %. Наибольший ко-эффициент имеют развитые страны (в среднем больше 21%). Высо-кий показатель К2 позволяет обеспечивать потребность в людских ресурсах вооруженных сил по мобилизации. Например, благодаря резервам и мощной сети учебных центров численность вооруженных сил США к концу первого года мобилизации может быть увеличена: в сухопутных войсках - в 4,6 раза, в ВВС - в 2,5, в ВМС - в 2 раза. Мобилизационные возможности ФРГ по людским ресурсам могут обеспечить формирование до 100 новых дивизий. Имеющиеся в Ве-ликобритании резервы, а также людские ресурсы позволяют ей до-укомплектовать личным составом мобразвертывания многомилли-онную армию.

Шестой - развитые государства строго соблюдают юридиче-ские нормы и законы, не позволяющие использовать необученные резервы для ведения боевых действий, а поэтому большое внима-ние уделяется совершенствованию системы подготовки резервов. С этой целью предусматривается: постоянное увеличение количе-ства различных мобилизационных мероприятий с формирования-ми военно-обученного организованного резерва; проведение еже-годных сборов с резервистами индивидуального боеготового ре-зерва, которые ранее ни к каким видам обязательной военной подготовки в мирное время не привлекались. Руководство НАТО уделяет большое внимание вопросам подготовки резервов, что обеспечивает более ускоренный перевод вооруженных сил с мир-ного на военное положение. Для остальных мобилизационных ресурсов, не входящих в резервные компоненты, имеется или разво-рачивается мощная сеть учебных центров, в которых они проходят военную подготовку в случае крупномасштабных военных кон-фликтов.

Методологические основы организации мобилизационной подготовки и накопления военно-обученных ресурсов

В условиях проводимой в нашей стране военной реформы практически заново разработана вся законодательная база по проблемам мобилизаци-онной подготовки и мобилизации. В настоящее время мобилизационная подготовка и накопление военно-обученного ресурса в Российской Феде-рации организуются и проводятся в соответствии с Федеральными зако-нами «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации», «О воинской обязанности и военной службе». Они являются методологи-ческой базой строительства, совершенствования и организации подготов-ки и накопления военно-обученных ресурсов, важнейшими законода-тельными актами, которые определяют всю эту систему, ее правовые, ор-ганизационные и финансовые вопросы, концептуальные положения, принципы и основы ее построения.

Совокупность всех решаемых задач и мероприятий по организации и проведению мобилизации в Российской Федерации и мобилизационно-го развертывания Вооруженных Сил составляют методологические ос-новы мобилизации страны и ее мобилизационной подготовки. «Под моби-лизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комп-лекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на воен-ное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специ-альных формирований к обеспечению защиты государства от вооружен-ного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд на-селения в военное время»1.

Одним из главнейших в мобилизационной подготовке является воп-рос подготовки и накопления военно-обученных ресурсов. Методоло-гические основы этого процесса включают: законодательную базу, принципы, содержание, систему подготовки и накопления военно-обученных ресурсов. Законодательная база подготовки и накопления военно-обученных людских ресурсов включает все законы Россий-ской Федерации, которые определяют организационные и практиче-ские меры проведения мобилизационной подготовки и мобилиза-ции в стране. Основными принципами мобилизационной подготовки и накопления военно-обученных ресурсов являются: централизо-ванное руководство; заблаговременность, плановость и контроль; комплексность и взаимосогласованность. Содержание мобилизаци-онной подготовки составляют: законодательные основы и норматив-но-правовое регулирование; научное и методическое обеспечение; организация воинского учета в органах государственной власти и ме-стного самоуправления; подготовка (доподготовка, переподготовка) граждан по военно-учетным специальностям; система проведения военных сборов; финансирование мобилизационной подготовки и накопления военно-обученных ресурсов; военно-патриотическое воспитание граждан.

Подготовка военно-обученных ресурсов по военно-учетным специально-стям осуществляется: в общественных объединениях и организациях; в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; в период прохождения военной службы и на военных сборах.

Система накопления военно-обученных ресурсов включает: прогнозиро-вание демографической обстановки в стране и по регионам; организацию воинского учета; планирование объемов и предназначения мобилизаци-онных людских ресурсов в целях полного удовлетворения мобилизацион-ной потребности Вооруженных Сил Российской Федерации; прогнозиро-вание потерь мобилизационных людских ресурсов в период мобилизации и в начальный период войны.

Совершенствование деятельности органов законодательной и ис-полнительной власти, органов военного управления, а также организа-ций и предприятий по подготовке и накоплению военно-обученных ресурсов к возможной мобилизации в случае угрозы безопасности страны является задачей государственной важности. Основными на-правлениями ее решения на начальном этапе становятся: научная про-работка проблем, связанных с мобилизационной подготовкой и моби-лизацией в Российской Федерации; определение практических мер по приведению мобилизационной готовности страны в соответствие с во-енно-политической и военно-стратегической обстановкой; совершен-ствование и дальнейшая разработка методологической и концептуальной базы.

Предложения по созданию перспективной системы подготовки и накопления военно-обученных ресурсов

Геостратегические, военно-политические и социально-экономи-ческие условия современного положения России обусловливают ост-рую необходимость совершенно нового подхода к подготовке и нако-плению мобилизационных людских ресурсов**. В содержание этого понятия входят определенные слои и группы населения, предназна-ченные для обеспечения мобилизационных военных планов и моби-лизационных планов всех составляющих экономики страны, различ-ных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Определением численности военных и трудовых мобилизационных людских ресур-сов занимаются Генеральный штаб Вооруженных Сил и Министерст-во труда Российской Федерации, согласуя эти вопросы с соответству-ющими федеральными органами исполнительной власти. При этом трудовые мобилизационные людские ресурсы создаются (в соответ-ствии с Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», другими федеральными за-конами и нормативными актами Президента и Правительства РФ) путем бронирования граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, местного самоуправления, на пред-приятиях и в различных организациях, на период мобилизации и на военное время.

В особых случаях по решению Президента страны Генеральный штаб может использовать ранее забронированные трудовые мобили-зационные людские ресурсы в военных целях для комплектования новых воинских формирований и восполнения людских потерь в ходе длительных боевых действий, но с расчетом, что все отраслевые на-правления продолжат функционирование и будут обеспечивать необ-ходимые потребности нужд фронта и населения страны.

Опыт войн XX века показывает, что численность личного состава ВС, принимавшего участие в военных действиях, непрерывно возрастает. В Первой и Второй мировых войнах ее максимальная величина достигала (в МЛН чел.): в Германии - 8,2 и 9,6 соответственно; в США - 3,7 и 12,2; в России (1914-1917) - 9,9, в СССР (1941-1945) - 11,4. Для развертывания Вооруженных сил и восполнения людских потерь потребовались огромные мобилизационные людские ресурсы. Воевавшие государства были вынуж-дены поставить под ружье от 12 до 20% общей численности населения.

Необходимость массовых армий и заблаговременной подготовки крупных мобилизационных резервов как общая закономерность сохраняется и в наше время. В этой связи нас интересуют проблемы, касающиеся обеспечения людскими ресурсами сугубо военных мобилизационных нужд страны на случай войны и выполнения военно-стратегических планов по обеспече-нию ее оборонной безопасности.

На наш взгляд, военный мобилизационный людской ресурс (см. рис.) - ПО часть населения страны, которую по действующему законодательству можно привлечь к военной службе для обеспечения в военное время потребности Вооруженных Сил по мобилизационным планам на начало войны и восполнения людских потерь в ходе ее ведения. Военный моби-лизационный людской ресурс (ВМЛР) является важнейшей составляю-щей военного потенциала государства. Он оказывает непосредственное влияние на военное строительство, определяет количественный и качественный состав войск (сил), а также возможности пополнения вооружен-ных сил по мобилизации. ВМЛР в РФ - это то население страны, кото-рое находится на военной службе или состоит на воинском учете.

Проблемы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов

Мобилизационные людские ресурсы страны

Резерв ВС РФ - это часть военного мобилизационного людского ресурса, включающая граждан, заключивших контракт с МО РФ ни прохожде-ние воинской службы в резерве на добровольной основе. Его комплекто-вание на добровольной основе (по контракту) предусматривает совмещение гражданскими лицами основной работы со службой в воинских частях Резерва ВС РФ за денежное вознаграждение, а также предоставление им определенных льгот (бесплатное обучение в средних специальных и высших учебных заведениях, медицинское обеспечение, транспортные льготы, увеличение продолжительности отпуска и т.п.). Создание воинских частей Резерва ВС РФ позволит значительно сократить сроки их раз-вертывания и переброски в районы поддержки пограничных поиск и для действий в чрезвычайных ситуациях.

На наш взгляд, Запас ВС РФ - это часть военных мобилизационных людских ресурсов, предназначенная для развертывания и доукомплек-тования воинских частей по мобилизационным планам и восполнения людских потерь в ходе военных (боевых) действий. Его целесообразно подразделить на две части: организованный запас и общий (индивиду-альный) запас.

В организованный запас могут входить граждане, которые про-шли военную подготовку по специальности и определены (приписаны) в штаты воинских частей запаса. Личный состав частей запаса проходит си-стематическую военно-специальную подготовку в соответствии с моби-лизационными планами. В состав общего (индивидуального) запаса зачисляются граждане, которые не имеют военной специально-сти и не включены в штатные расписания частей запаса, но подлежат мо-билизации в случае формирования новых воинских объединений, соеди-нений и частей, а также для восполнения потерь в ходе военных (боевых) действий.

Наряду с традиционными методами формирования Резерва и Запаса ВС РФ возникает необходимость поиска более перспектив-ных и эффективных подходов к определению современной структуры мобилизационных людских ресурсов, их накопления и подготовки. Важнейшим элементом в реформировании существующей систе-мы является использование различных вариантов комплектования Резерва и Запаса ВС РФ - на добровольной, смешанной и при-зывной основе. Решение этой задачи требует масштабных и глубо-ких научных исследований в целях выработки наиболее эффек-тивных способов накопления военно-обученных ресурсов. Необ-ходимость обеспечения военной безопасности России остро ставит вопрос об изучении проблемы перехода к добровольному и смешанному способам комплектования воинских частей Резерва ВС РФ. Это позволит дифференцированно подходить к комплек-тованию данных формирований личным составом согласно их оперативному и боевому предназначению. Очевидно, чем лучше будут укомплектованы воинские части Резерва ВС РФ по контра-кту, тем будет выше их мобилизационная и боевая готовность. Ча-сти Резерва ВС РФ, укомплектованные личным составом на доб-ровольной основе, можно будет в короткие сроки развернуть и на-править на прикрытие границ страны, в «горячие точки» в помощь регулярным войскам.

Реализация комплектования воинских частей Резерва ВС РФ добровольцами должна начинаться с выявления и отбора граждан, жела-ющих служить в этих частях. При этом требования к добровольцам, условия и обязательства сторон, отражаемые в контрактах, определя-ются нормативными правовыми документами. Добровольная служба в частях Резерва ВС РФ по контракту предусматривает материальные и социальные льготы. Заслуживает внимания зарубежная практика увеличения в частях Резерва гражданского персонала из числа граж-дан, находящихся в запасе, причем данный контингент может призы-ваться по планам мобилизационного развертывания и использовать-ся, к примеру, в подразделениях связи, инженерных и автомобиль-ных, а также ремонта, тылового и медицинского обеспечения.

Территориальный принцип комплектования Резерва открывает возможность организации соответствующей военно-профессио-нальной подготовки. Таким образом, становится жизненной по-требностью активное закрепление и расширение этого принципа, что позволит: проводить целенаправленный отбор граждан для прохождения службы в частях Резерва ВС РФ; сократить сроки их развертывания и приведения в боевую готовность; совершенство-вать систему подготовки (доподготовки) военно-обученных резер-вов и боевого слаживания.

Практика и исследования по вопросам подготовки военно-обучен-ных людских ресурсов показывают, что для поддержания нужного уров-ня обученности и навыков работы на боевой технике требуются хорошо организованные тренировки (продолжительностью не менее 8 часов) на учебно-материальной базе как минимум один раз в месяц. Занятия с ре-зервистами, проходящими военную службу по контракту, необходимо проводить не реже одного раза в неделю, а сборы (учения) - продолжи-тельностью две-три недели ежегодно.

Вполне закономерно, что с сокращением армии и флота должна под-держиваться соответствующая численность Резерва ВС РФ по видам (родам) Вооруженных Сил, родам войск и специальных войск. А это можно обеспечить: во-первых, за счет перевода сокращаемых частей (кораблей) и соединений в Резерв ВС РФ. Они должны быть укомплек-тованы постоянным (офицеры и прапорщики, проходящие службу в ре-зерве по контракту, а также гражданский персонал, обеспечивающий повседневную деятельность резерва) и приписным составом резерва и за-паса по территориальному принципу. Во-вторых, для военно-про-фессиональной подготовки (доподготовки и переподготовки) мобили-зационных людских ресурсов можно и нужно, на наш взгляд, использо-вать сокращаемые военные учебные заведения, учебные центры, части и соединения, которые имеют богатую учебно-материальную и поли-гонную базу, учебную технику, подготовленные высококвалифициро-ванные кадры.

Таким образом, в условиях численного сокращения войск (сил) введение смешанного способа комплектования Резерва В С РФ, рас-ширение территориального принципа комплектования и военнопро-фессионального совершенствования личного состава его частей и со-единений позволят поддерживать их в необходимой расчетной числен-ности и боевой готовности.

Несогласные с предлагаемыми способами комплектования Ре-зерва и Запаса ВС РФ свою позицию объясняют прежде всего высо-кой стоимостью такого перехода. Но в условиях сокращения армии и флота, большой протяженности границ нашей страны на первое место все-таки выдвигается необходимость обеспечения безопас-ности России - сэкономив здесь, можно потерять нее. При этом мы считаем, что содержать мобилизационный резерв на контракт-ной основе в любом случае дешевле, чем кадровые воинские фор-мирования.

Переход на перспективную систему подготовки и накопления военно-обученных резервов, на наш взгляд, целесообразно осуществлять в три этапа: подготовительный, исполнительный и завершающий.

На подготовительном этапе проводится работа по разработке концепции и проекта федеральной целевой программы перспек-тивной системы подготовки и накопления военных мобилизаци-онных людских ресурсов, обеспечивающих гарантированное (пол-ное и качественное) укомплектование всех компонентов военной организации РФ до штатов военного времени в условиях перехода на службу по контракту, а также восполнения потерь в операциях начального периода войны (вооруженного конфликта). Для этого необходимо: определить потребности войск (сил) и возможности федеральных органов исполнительной власти в поставке заплани-рованных мобилизационных людских ресурсов исходя из степеней боевой готовности войск (сил); уточнить перечень учебных и за-пасных соединений и частей, учреждений высшего профессио-нального образования (вузов), общественных организаций РОС-ТО, номера (коды) военно-учетных специальностей и воинских должностей, по которым может осуществляться подготовка граж-дан, пребывающих в резерве и запасе, а также наличие и возмож-ности учебной материально-технической базы (мест) подготовки мобилизационных людских ресурсов в мирное время и в угрожае-мый период; осуществлять ежегодный всероссийский мониторинг по определению численности граждан, желающих заключить кон-тракты с Министерством обороны Российской Федерации для службы в частях Резерва ВС РФ; выработать принципы комплек-тования различных видов резервов (запаса) мобилизационных людских ресурсов, пути и способы их создания и использования в мирное время, в период мобилизации и в военное время; опреде-лить периодичность, продолжительность и порядок подготовки мобилизационных людских ресурсов, входящих в состав различ-ных видов резервов (запаса) и предназначенных для доукомплек-тования соединений и частей в зависимости от категорий содержа-ния и степеней боевой готовности; определить основы системы планирования и управления подготовкой и накоплением мобили-зационных людских ресурсов в новых условиях, структуру органов управления их подготовкой и накоплением, их функциональные задачи и задачи органов, привлекаемых для подготовки военно-обученных ресурсов; разработать методики и критерии професси-онально-психологического отбора граждан, пребывающих в запа-се, для заключения контракта с Министерством обороны Россий-ской Федерации по выполнению воинской обязанности; рассчитать финансовые и экономические затраты, необходимые для обеспечения перехода на новую систему подготовки и накоп-ления мобилизационных людских ресурсов и ее функционирова-ние; провести необходимые исследования и эксперименты; внести изменения (дополнения) в существующие Федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», а также в Кодекс законов Российской Федерации о труде, разработать новый федеральный закон «О ре-зерве Российской Федерации».

Исполнительный этап предназначен для проведения анализа, проверки научных и практических результатов экспериментов по подготовке и накоплению мобилизационных людских ресурсов; организации поддержки государственным бюджетом мер по созда-нию мобилизационного резерва (запаса), реализации гарантий и льгот, стимулирующих граждан, пребывающих в запасе, заключить контракт на прохождение службы в частях Резерва ВС РФ. На этом этапе целесообразно: уточнить объемы, периодичность, продол-жительность и порядок подготовки мобилизационных людских ре-сурсов, находящихся в составе различных видов резервов (запаса) и предназначенных для доукомплектования соединений и частей в зависимости от категорий содержания и степеней боевой готовно-сти, а также финансовые и экономические затраты, необходимые для функционирования новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов; разработать систему плани-рования и управления подготовкой и накоплением мобилизацион-ных людских ресурсов и приступить к преобразованию прежней структуры, в том числе организаций, привлекаемых для подготов-ки военно-обученных ресурсов; начать поэтапное внедрение но-вой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов; проанализировать готовность к полному внедрению но-вой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов.

На завершающем этапе необходимо: закончить внедрение новой систе-мы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов; осу-ществить анализ итогов перехода к такой системе и разработать рекомен-дации по ее дальнейшему совершенствованию. При этом новая система подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов должна осно-вываться на обновленной нормативно-правовой базе.

Отечественный и зарубежный опыт военного строительства убеди-тельно доказывает, что проводимые в государстве военные реформы, в том числе связанные с сокращением численности вооруженных сил, требуют коренных изменений в подготовке и накоплении воен-ных мобилизационных людских ресурсов. И если в силу объективных причин, и главным образом экономических, последнее невозможно реализовать на практике в ближайшие годы, то научные исследова-ния по данной проблеме должны проводиться широкомасштабно, комплексно и приоритетно. Государство и прежде всего военное ве-домство должно четко представлять перспективу практического ре-шения этой уже давно назревшей проблемы.

* Резервы (резервные компоненты) вооруженных сил - это созданные в мирное время воинские формирования, а также подготовленные (проходящие подготовку) контингента личного состава, предназначенные для быстрого отмобилизования и развертывания во вре-мя войны, при объявлении в стране чрезвычайного положения, а также в любых других си-туациях, cвязанных с интересами обеспечения безопасности страны.

1 Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

** Людские ресурсы - это население, занятое в общественном производстве, на воен-ной службе, а также людские контингенты, которые могут быть дополнительно привлечены для пополнения вооруженных сил, отраслей экономики и формирований гражданской обороны.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации