Прогнозирование развития вооружения РВиА ВС РФ проблемы и пути их решения

ВМ-11.2003

Прогнозирование развития вооружения РВиА ВС РФ: проблемы и пути их решения

Начальник ракетных войск и артиллерии ВС РФ генерал-полковник В.Н. ЗАРИ Ц КИЙ,

кандидат военных наук

ЗАРИЦКИЙ Владимир Николаевич родился 15 июня 1948 года в селе Остапы Луганского района Житомирской области. Окончил Одесское артиллерийское училище имени М.В. Фрунзе (1968), с отличием Военную артиллерийскую академию имени М.И. Калинина (1978).

Служил в должностях командира взвода, батареи, дивизиона, начальника штаба полка, командира полка, начальника РВиА дивизии, командира артиллерийской дивизии, начальника Коломенского высшего артиллерийского командного училища, начальника РВиА Московского военного округа. С июля 2001 года - начальник РВиА ВС РФ.

РАКЕТНОЕ и артиллерийское вооружение РВиА является подсистемой системы вооружения ВС, поэтому прогнозирование и планирование его развития - составная часть единого процесса прогнозирования и планирования развития этой системы и должно осуществляться по единой с ней схеме. Сегодня представляется возможным утверждать, что организация процесса прогнозирования и планирования развития системы вооружения осваивается и совершенствуется в практике научно-исследовательской деятельности и работы планирующих органов. Она базируется на следующих основных положениях методологии прогнозирования развития системы вооружения.

Первое. Методология прогнозирования развития системы вооружения военной организации России является единой для Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.

Второе. Методология прогнозирования развития системы вооружения военной организации России объединяет в единый диалектический процесс решение военно-политических, стратегических, оперативно-тактических, военно-технических, экономических и правовых проблем.

Третье. Процесс прогнозирования развития системы вооружения любого организационного уровня условно делится на пять этапов (рис.).

Первый этап - разработка единых исходных данных - является базовым для решения всех остальных вопросов и определяющим конечный облик системы вооружения.

Исходные данные оперативно-стратегического (оперативно-тактического) характера, разработанные Генеральным штабом ВС, поступают (в части, касающейся РВиА) в управление начальника РВиА ВС РФ. При этом они должны, на наш взгляд, отражать: направленность и перспективы развития ВС вероятного противника, состав и боевые потенциалы группировок войск и возможности по их наращиванию, планируемые формы и способы применения ВС, прогнозируемые сценарии развязывания военных конфликтов и ведения боевых действий;

возможный характер войн в прогнозируемом периоде, стратегические задачи наших ВС; оперативно-стратегические требования к группировкам ВС и их «огневой» составляющей; оперативно-стратегические (оперативно-тактические) требования к планируемым формам и способам применения видов ВС, родов войск, группировок войск; сценарии действий ВС по отражению и разгрому агрессора, формы и способы применения видов ВС, родов войск, группировок войск; возможное долевое участие видов ВС, родов войск в ОПП, приоритетные объекты поражения для них; состояние военной инфраструктуры и оперативного оборудования ТВД (в части, касающейся РВиА).

Исходные данные военно-технического характера должны содержать оценку существующего РАВ и результаты технического прогнозирования его развития на рассматриваемый период, что должно обеспечить определение реальных качественно-количественных значений оперативно-тактических требований (ОТТ) к характеристикам перспективной системы РАВ и составляющих ее подсистем.

Исходные данные финансово-экономического характера должны включать: данные о состоянии и развитии оборонно-промышленного комплекса на рассматриваемый период; данные о финансировании развития РАВ на текущий период, на среднесрочную и долгосрочную перспективы; стоимостные показатели разработки, производства и содержания, закупочные цены на комплексы (образцы) РАВ. На основании информации, имеющейся в роде войск, полученные исходные данные уточняются, дополняются и трансформируются для решения задач выработки ОТТ к РАВ на уровне функциональных подсистем. В результате этой работы в РВиА ВС РФ должны быть разработаны и постоянно готовы следующие исходные данные: структура и боевой состав вооруженных сил вероятного противника на всех театрах военных действий, характеристика качественно-количественного состава его ракетно-артиллерийского вооружения, средств разведки и управления, возможные объекты огневого поражения (для наших огневых средств), их характеристики и условия поражения; возможный состав группировок РВиА и характер их действий, сценарии действий РВиА в различных видах и формах боевых действий; возможные формы и способы применения РВиА в составе различных группировок войск; сценарии боевых действий РВиА для определения ОТТ к РАВ функциональных подсистем системы РАВ РВиА ВС.

Прогнозирование развития вооружения РВиА ВС РФ проблемы и пути их решения

Второй этап - оперативно-стратегическое (оперативно-тактическое) обоснование облика системы вооружения - должен осуществляться, на наш взгляд, путем разработки ОТТ к системе РАВ в целом, к ее подсистемам, комплексам (образцам) вооружения, к организационной структуре формирований и качественно-количественному составу группировок РВиА. Задача решается в ходе непрерывного процесса выполнения плановых НИР, в связи, с чем второй этап не имеет временных границ, а выводы и заключения по решаемым на этом этапе вопросам определяются в те сроки, которые необходимы для планирования развития системы вооружения и составления государственного оборонного заказа и военного бюджета. К моменту начала очередного временного цикла планирования развития вооружения в ходе исследований по второму этапу производится оценка соответствия существующего облика системы вооружения требуемому и определение предварительного перечня программ по ее развитию. На этом этапе заканчивается обоснование требуемой с оперативно-стратегических (оперативно-тактических) позиций системы вооружения, обеспечивающей выполнение задач в возможных военных конфликтах на рассматриваемую перспективу.

Главными задачами третьего этапа являются определение потребностей в различных видах ресурсов (расходов) для приведения существующей системы вооружения в соответствие с обоснованной на втором этапе и распределение их на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективы развития, а также оценка соответствия требуемых расходов военно-экономическим возможностям государства, обоснованным на первом этапе. Стрела на схеме (рис.), направленная вверх, показывает, что на третьем этапе прогнозирования в результате ресурсно-экономического обоснования облика системы вооружения должна быть оценена возможность создания системы вооружения; обоснованной на втором этапе Если это окажется (по тем или иным параметрам) невозможным, необходимо пересматривать исходные данные (характер, объем и порядок решения военных задач). После такого пересмотра на основе скорректированных исходных данных заново осуществляется оперативно-тактическое обоснование облика системы РАВ и доводится до составления целевых программ и документов. Тем самым предполагается итеративный процесс, который позволяет разрешить неопределенность и согласовать потребности и возможности развития такой сложной системы, какой является система ракетного и артиллерийского вооружения.

Целью четвертого и пятого этапов является разработка программных и планирующих документов развития системы вооружения на долгосрочную, среднесрочную и ближайшую перспективы в ежегодном временном режиме формирования государственного бюджета. Поскольку планирование развития системы вооружения органически связано с ежегодным бюджетным процессом, оно должно уточняться ежегодно параллельно по трем временным периодам {текущее, среднесрочное, долгосрочное планирование). Это в свою очередь означает, что уточнение позиций по первым трем этапам прогнозирования развития системы вооружения, в том числе по оперативно-тактическому обоснованию облика системы РАВ, целесообразно связать также с годичным циклом, чем будет наиболее полно обеспечена реализация принципа адаптивности планирования развития системы вооружения.

Таковы, на наш взгляд, общие основные положения процесса прогнозирования развития систем вооружения любого вида и уровня, которые должны быть учтены в том или ином виде при выработке оперативно-тактических требований в ходе прогнозирования развития РАВ.

До определенного времени, пока вооружение носило преимущественно одноцелевой характер, конкретный облик его образцов достаточно компетентно определялся на основе инженерно-технических исследований. Однако по мере роста сложности, многофункциональности и комплексности образцов вооружения их конкретный облик все в большей степени становился зависимым от характера решаемых задач, условий и способов их выполнения в различных видах боевых действий, в составе различных группировок войск. Это привело к тому, что определяющими в решении вопроса о том, какое вооружение надо делать и какой конкретный облик должны иметь комплекс (образец), система вооружения, становятся ОТТ, разрабатываемые военными специалистами и учеными оперативно-тактического профиля в тесном взаимодействии с военными инженерами и конструкторами и вытекающие из условий ведения войны (операции, боя). ОТТ к ракетному и артиллерийскому вооружению, разработанные с учетом технических и экономических возможностей, в совокупности с требованиями к организационной структуре формирований и органов управления ими полностью определяют перспективный облик рода войск.

Важнейшим принципом прогнозирования развития РВиА ВС РФ является комплексность проведения исследований. Этот принцип утверждает единство научно-технического, оперативно-тактического и экономического прогнозирования и максимально обеспечивает реальность его заключений и выводов. При этом научно-техническое прогнозирование позволяет получить первоначальный облик перспективной системы РАВ; оперативно-тактическое прогнозирование обеспечивает учет характера и объема задач, решаемых формированиями (группировками) РВиА, условий их выполнения в операциях (боях) возможной войны и на этой основе (с учетом результатов технического прогнозирования) получение конкретного облика рода войск и конкретного облика его системы РАВ; экономическое прогнозирование обеспечивает реальность программы развития РВиА.

Анализ современного состояния прогнозирования развития РВиА показывает, что оно ведется несколькими НИУ МО, каждым по своему направлению: техническое прогнозирование ведут центральные НИУ МО, они же в определенной мере решают экономические вопросы; оперативно-тактическое обоснование развития РВиА ведется научно-исследовательским центром РВиА ВС; вопросы прогнозирования развития АСУ РВиА разделены между двумя ЦНИИ МО и НИЦ рода войск. Различные НИУ вырабатывают различные требования к одним и тем же объектам исследования (одни - технические, другие - оперативно-тактические), и все пытаются учесть экономические возможности. Такое положение дел создает определенный параллелизм в работе НИУ и соответствующих органов управления наукой, ведет к несогласованным выводам и решениям по ряду вопросов строительства рода войск. Поэтому, на наш взгляд, наиболее рациональным путем устранения приведенных недостатков и успешной реализации первого принципа прогнозирования развития РВиА является сосредоточение основных исследований непосредственно вроде войск, в его научно-исследовательском учреждении, поскольку кому, как ни представителям рода войск, лучше знать, какое В ВТ будет необходимо для успешного выполнения задач операции.

Вторым принципом прогнозирования развития системы ракетного и артиллерийского вооружения является использование системного подхода при проведении исследований. Его практическая реализация осуществляется на основе двух понятий: «система (подсистема) вооружения» и «комплекс вооружения».

Приступая к разработке комплекса (образца) вооружения, следует учитывать, что он будет основным из альтернативных в системе вооружения в войне, которая может начаться через 15-20 лет. Это означает, что при выработке оперативно-тактических требований к нему следует базироваться на исходных оперативно-тактических материалах, разработанных для войны именно данного периода. В этом заключается третий принцип прогнозирования развития вооружения, который мы называем принципом временного соответствия.

Четвертым принципом прогнозирования развития РвиА является принцип трансформирования стратегических, оперативно-тактических требований, предъявляемых к роду войск как к системе (к ее функциональным подсистемам, формированиям и группировкам, к системе РАВ и ее элементам), в требования к комплексам (образцам) вооружения. Этот принцип очевиден, потому что система вооружения состоит из комплексов (образцов) и все требования к ней, разработанные с самых разных позиций, реализуются в комплексах (образцах) вооружения. Облик каждого комплекса (образца) и их номенклатура определяют качество системы ракетного и артиллерийского вооружения на всех уровнях и в целом. В ходе оперативно-тактического прогнозирования, развития РАВ необходимо также руководствоваться известными принципами сравнения, приоритетности, оптимизации и унификации.

Важнейшей проблемой методического обеспечения рассматриваемого процесса прогнозирования является разработка исследовательской системы моделирования боевого применения РВиА в операции. Она должна обеспечить решение следующих задач: анализ и оценку эффективности боевого применения РВиА при выполнении войсками основных оперативных (тактических) задач; получение необходимых статистических данных по эффективности огневого поражения противника в различных (варьируемых) условиях операции (боя) в целях дальнейшего создания комплексов штабных математических моделей, информационных и расчетных задач для органов управления РВиА; совершенствование нормативной базы РВиА на основе созданного методического аппарата (создание «банков боевых ситуаций», «банка результатов», обобщение статистических данных и нормативов по эффективности РВиА, определение соответствующих коэффициентов соизмеримости возможностей функциональных подсистем в системе РВиА).

Система моделирования должна быть открытой и допускать включение в свой состав новых компонентов в целях более полного учета факторов, влияющих на эффективность боевого применения РВиА в операции (бою). Ее основу могут составить: модели функционирования подсистем управления, боевого и технического обеспечения боевых действий РВиА и методики расчета основных показателей, характеризующих влияние указанных подсистем на эффективность боевого применения РВиА в операции (бою); расчетные модули, позволяющие определять боевые возможности РВиА, а также эффективность их боевого применения; двусторонняя модель огневого поражения основных сил и средств противоборствующих сторон в операции; информационная подсистема, состоящая из общей базы данных, специализированной системы управления базой данных и совокупности информационных модулей.

В целом система моделирования должна позволить осуществлять комплексную оценку эффективности боевого применения рода войск на основе воспроизведения общей динамики боевых действий формирований РВиА в операции (бою) при выполнении войсками основных оперативных и тактических задач с учетом противодействия противника.

При прогнозировании характера боевых действий в возможных военных конфликтах следует иметь в виду, что наиболее эффективно задачи комплексного огневого поражения в операции (бою) могут быть решены путем создания разведывательно-огневых группировок различного уровня, состоящих из разведывательно-огневых групп от роты до общевойскового объединения. Эти группы будут выполнять огневые задачи в интересах своих формирований (группировок), планируя огневое поражение противника с использованием объектово-зонального принципа. Они должны создаваться на основе штатных органов управления и приданных сил и средств РВиА Сухопутных войск, армейской и фронтовой авиации, артиллерии ВДВ, ВМФ и других войск. Создание и боевое применение разведывательно-огневых группировок в ходе учений или в боевой обстановке позволит накопить опыт разведывательно-огневых действий рода войск с имеющимся вооружением, более рационально распределить его в организационно-штатной структуре войск и отработать (уточнить) единые общевойсковые стратегические, оперативно-тактические и тактические исходные данные.

Говоря о перспективах развития вооружения, нельзя не сказать о проблеме реализации новых наработок в этой области.

Так, сегодня можно услышать мнение, что в современных сложных финансовых условиях допустимо пропустить создание очередного поколения вооружения, а через некоторое время, когда появятся деньги, создавать сразу следующее за ним поколение вооружения и тем самым обеспечить паритет нашей системы вооружения с системой вооружения армий развитых стран. Такая позиция вроде бы находится в «русле» намеченного курса технической политики на модернизацию. Однако неясно, на чем она основывается, так как практикой доказано, что разработке каждого поколения вооружения соответствует строго своя научно-техническая и производственная база. Если такая база есть, то возможно создание нового поколения вооружения, если ее нет - невозможно. Таким образом, самой постановкой вопроса создание нового вооружения отодвигается до времени новой научно-технической революции, т.е. на неопределенное время. Конечно, в плане сверхдолгосрочного прогнозирования развития системы вооружения можно планировать более совершенную научно-техническую и производственную базу и соответствующее развитие системы вооружения. Но это в лучшем случае будет научный поиск, а отнюдь не решение задачи создания нового вооружения для защиты национальных интересов государства.

Постановка вопроса о модернизации вооружения как о генеральной линии, определенном этапе его развития, на наш взгляд, дезориентирует разработчиков вооружения как в лице НИУ МО, так и НИУ и КБ промышленности, направляя их усилия, прежде всего на реализацию имеющихся заделов, но не на поиск новых решений. А это в конечном итоге означает отставание в создании новых образцов. Поэтому возникает естественный вопрос - возможно ли при такой технической политике создать перспективную разведывательно-огневую систему того или иного организационного уровня или хотя бы не отстать в технических решениях от развитых стран мира? Нам представляется - вряд ли. Дело в том, что в период плановой экономики в стране ставка в области развития вооружений делалась на создание новых образцов и отнюдь не на последующую их модернизацию. Именно создание нового вооружения поощрялось морально и материально. Поэтому состоящая на вооружении система, в частности РАВ, практически не имеет реальной материальной основы для ее сколько-нибудь существенной модернизации, которая должна предусматриваться на самых ранних этапах проектирования образцов вооружения.

Таким образом, оценивая техническую концепцию развития системы вооружения путем ее модернизации и возможные последствия ее реализации, необходимо отметить, что эта проблема должна решаться системно, а модернизировать целесообразно только то, что в будущем войдет в перспективную общевойсковую разведывательно-огневую систему и останется в ней после 2010 года. Другие комплексы (образцы) вооружения могут быть модернизированы, если на это не потребуется существенных затрат.

Под прогнозированием развития системы вооружения понимается выработка и обоснование заключений и выводов о ее предстоящем развитии и состоянии на тот или иной период времени, сделанных на базе имеющихся количественных и качественных исходных данных и с учетом их возможного изменения

Квашнин А.В. Перспективная система планирования строительства Вооруженных Сил // Военная мысль. 2001. № 6. С. 2-7.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации