Психологические операции вооруженных сил США на современном этапе
"ВМ"-11-2003г.
Психологические операции вооруженных сил США на современном этапе
Подполковник А. Г. СТАРУНСКИЙ,
кандидат психологических наук
СОБЫТИЯ в Ираке и вокруг него еще раз продемонстрировали, что для современной России по-прежнему актуальна проблема определения основных источников военных угроз в ближайшей и долгосрочной перспективе. Очевидно, что ее решение во многом зависит от военно-политических, экономических и собственно военных возможностей, которыми располагают США для достижения целей своей внешней и внутренней политики.
В этой связи военная операция американо-британских войск в Ираке еще долгое время будет объектом детального изучения российской военной науки. Главные выводы еще впереди, однако эксперты как в России, так и за рубежом уже подводят предварительные итоги второй войны в Персидском заливе. Пока в центре внимания специалистов находятся общие вопросы эффективности воздушно-наступательной операции и ее последствий для региональной стабильности и мировой системы безопасности в целом. В дальнейшем речь пойдет, прежде всего, о стратегии и тактике так называемых «бесконтактных войн будущего», полигоном для которых стал Ирак, где впервые в военной истории в таком масштабе было применено высокоточное оружие и проведены комплексные информационные и психологические операции.
По взглядам военно-политического руководства США, в современных условиях организация и ведение психологических операций является обязательным элементом участия вооруженных сил в вооруженных конфликтах различной интенсивности, миротворческих, гуманитарных и контртеррористических операциях.
В соответствии с руководящими документами, действующими в вооруженных силах США, психологические операции (ПсО) - это программы подготовки продукции и (или) программы действий, которые влияют на оценки, мнения и эмоции иностранных объектов воздействия (правительства, организации, группы и индивиды) с задачей формирования их поведения, отвечающего целям внешней политики США и замыслу соответствующих командующих (командиров) на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях.
Психологические операции являются составной частью информационных операций, а также международного общественного информирования. Мероприятия ПсО планируются, организуются и ведутся до начала, во время и после конфликтов различной интенсивности. В прошлом существовали явные различия между тремя уровнями ведения ПсО: стратегическим, оперативным и тактическим. В настоящее время таких глубоких различий больше нет, поскольку практически невозможно локализовать любую информационную кампанию. Листовка, выпущенная, например, в Боснии и Герцеговине, может быть продемонстрирована репортеру ночных новостей в США или в Европе и тут же прочитана в Сараево с экрана телевизора.
Стратегические психологические операции определяются как имеющие глобальные последствия и планируются, организуются и ведутся на государственном уровне. Психологические операции ВС США ведутся в поддержку стратегических ПсО и должны гарантировать соответствие действий командующих на ТВД в мирное и военное время национальному плану стратегических ПсО.
Оперативные психологические операции ведутся на всем театре военных действий в поддержку соответствующих командующих (командиров) действиями объединенной оперативной группы сил и средств ПсО (Joint PSYOPS Task Forse) либо небольших тактических подразделений ПсО (PSYOPS elements). Оперативные ПсО заключаются в широкомасштабном транслировании телевизионных и радиопрограмм, распространении газет, журналов и листовок. Концепция оперативных психологических операций ВС США предполагает передовое базирование небольших подразделений сил и средств ПсО для поддержки командующих на ТВД. Соответствующие материалы для них будут готовиться командованием ПсО в Форт-Брэгге (штат Сев. Каролина). Данная концепция под названием «Reachback» осуществляется путем передачи информации по засекреченным каналам связи сухопутных войск США.
Тактические психологические операции - это действия сил и средств ПсО, предпринимаемые в определенных районах с фокусированным воздействием на объекты. Тактические ПсО ведутся небольшими подразделениями путем распространения листовок, трансляции телевизионных и радиопрограмм по местному телевидению и радио, устного вещания через звуковещательные станции и наглядной агитации (плакаты и транспаранты).
За организацию и ведение психологических операций ВС США непосредственно отвечает объединенное командование специальных операций ВС США (авиабаза Мак-Дилл, штат Сев. Каролина), основным компонентом которого является командование специальных операций сухопутных войск (КСО СВ ) в Форт-Брэгге, в административном отношении замыкающееся также на военное министерство. В КСО СВ имеется командование по связям с гражданской администрацией и психологическим операциям, которому подчинены регулярные части и подразделения по работе с гражданским населением (РГН) психологических операций. В его составе насчитывается около 9500 чел. личного состава (в том числе около 1300 в регулярных войсках и около 8000 в организованном резерве).
Каждый вид ВС США располагает собственными силами и средствами ПсО, однако основной потенциал в этой области (около 85%) сосредоточен в сухопутных войсках, которые единственные из видов ВС имеют регулярные части и подразделения ПсО в мирное время и крупные резервные компоненты ПсО с высокой степенью мобилизационной готовности. Основным регулярным формированием ПсО сухопутных войск и одновременно ядром всей структуры ПсО ВС США является 4-я группа психологических операций (воздушно-десантная) в Форт-Брэгге. Она состоит из штаба, штабной роты и пяти батальонов ПсО: 1, 6 и 8-го региональных, 9-го - тактических психологических операций и 3-го батальона подготовки и распространения материалов ПсО. Численность группы составляет 1135 человек.
Региональные батальоны ПсО предназначены для организации и ведения ПсО стратегического и оперативного уровней на конкретных ТВД в интересах объединенных командований (ОК) ВС США: 1-й - в интересах OK ВС в зоне Атлантики и ОК ВС в зоне Центральной и Южной Америки; 6-й - ОК ВС в Европе (и Африке); 8-й - ОК ВС в зоне Тихого океана и центрального командования. Каждый региональный батальон включает роту штабную и обслуживания и две региональные роты поддержки конкретных ОК (группировок) ВС США на ТВД. При каждом из них существует отдел стратегических исследований, укомплектованный гражданскими экспертами по регионам ответственности батальонов. Для подготовки и ведения ПсО батальоны имеют универсальные аудиовизуальные студийные комплексы MSQ-85B, позволяющие записывать и монтировать теле- и радиопрограммы, программы устного вещания, изготавливать фотоматериалы, слайды и макеты печатных материалов.
3-й батальон подготовки и распространения материалов ПсО предназначен для подготовки и распространения печатных, аудио- и аудиовизуальных материалов ПсО, а также для обеспечения системы связи подразделений ПсО. Батальон включает роту штабную и обслуживания (состоит из взвода обслуживания и ремонта электронных систем и секции обслуживания автотранспорта), типографскую роту (секция управления, взвод обслуживания стационарной типографии и три взвода мобильных типографий), роту радио- и телевещания (секция управления, взвод подготовки и распространения материалов, радиоинженерная секция и секция компьютерной графики) и роту связи (секция управления, взвод обеспечения связи в тактическом звене, узел связи и управления и взвод обеспечения связи в масштабе ТВД). Типографская рота батальона способна в течение 24 часов с момента получения задачи выпустить 1 млн. одноцветных листовок. На вооружении батальона находится практически весь набор мобильных радиостанций, телевещательных и студийных комплексов, средств связи и полиграфических средств органов ПсО ВС США.
9-й батальон тактических психологических операций несет ответственность за планирование психологических операций в штабах и проведение тактических ПсО непосредственно для поддержки действий объединений, соединений и частей сухопутных войск. Он имеет собственные возможности по подготовке и распространению аудио- и видеоматериалов информационно-психологического воздействия. Батальон состоит из роты штабной и обслуживания и трех регионально ориентированных рот тактических ПсО: рота «А» предназначена для ведения тактических ПсО в зоне ответственности ОК ВС США в зоне Атлантики и в зоне Центральной и Южной Америки; рота «В» - в Европе (и Африке); рота «С» - в зоне Тихого океана и центрального командования. Каждая рота состоит из секции штабной и управления и комплекта функциональных команд, на базе которых при необходимости могут формироваться оперативные подразделения ПсО (одно - дивизионной поддержки, три - бригадной поддержки). Низшей тактической единицей батальона является тактическая команда (звуковещательная команда) ПсО. В составе каждой роты тактических ПсО имеется по 12-15 звуковещательных команд. В 9-м батальоне сосредоточена основная часть всех звуковещательных средств ПсО ВС США.
В составе резерва сухопутных войск ВС США имеется два штаба групп ПсО - 2-й в г. Кливленд (штат Огайо) и 7-й в г. Сан-Франциско (штат Калифорния); восемь батальонов ПсО: три региональных, три тактических ПсО, один подготовки и распространения материалов ПсО и один по работе с военнопленными противника (задержанными гражданскими лицами), а также одна отдельная рота подготовки и распространения материалов ПсО. Резервные формирования ПсО насчитывают свыше 3100 человек (74% всей численности личного состава ПсО).
При необходимости к ведению психологических операций могут привлекаться формирования по работе с гражданским населением. Они предназначены для организации систем управления и жизнеобеспечения гражданского населения на территориях, контролируемых (занятых) американскими войсками, поддержания связи с местными властями и жителями. В сухопутных войсках имеется регулярный 96-й батальон РГН в составе 6 рот (около 200 человек в каждой), а также 3 штаба командований РГН, 2 штаба бригад РГН и подчиненные им батальоны и отряды РГН резерва сухопутных войск (всего около 4800 человек).
Военно-воздушные силы, ВМС и корпус морской пехоты США в мирное время не имеют собственных сил и средств ПсО. В то же время они располагают определенным потенциалом ПсО в своих резервах.
Так, в составе национальной гвардии военно-воздушных сил США имеется 193-е авиакрыло специальных операций, базирующееся в аэропорту Гаррисберг (штат Пенсильвания). Основным его предназначением является трансляция (ретрансляция) с воздуха на территорию противника или иностранных государств радио- и телевизионных программ ПсО (в том числе с использованием спутниковых систем). На вооружении авиакрыла находятся 6 самолетов ЕС-1 ЗОЕ и 2 самолета EC-130J, оснащенных теле- и радиовещательными комплексами воздушного базирования «Волант Соло/Коммандо Соло» и «Коммандо Соло-2». Каждый из самолетов обеспечивает трансляцию в полете цветного телевизионного изображения в любом из используемых в мире форматов в УКВ (метровом и дециметровом) диапазоне и радиопередач в СВ, KB и УКВ (метровом) диапазонах. Самолеты также оборудованы специальными средствами для разбрасывания листовок и других материалов информационно-психологического воздействия. Кроме того, аналогичные задачи по распространению пропагандистских материалов возложены на одну из четырех эскадрилий самолетов МС-130 «Комбат Тэлон» командования специальных операций ВВС США.
Военно-морские силы США имеют в своем резерве подразделения по подготовке теле- и радиопрограмм, рассчитанных на иностранную аудиторию. Технические средства и обслуживающий персонал последних сведены в межфлотскую тактическую группу FTRG (Fleet Tactical Readiness Group), способную в течение 48 часов обеспечить переброску, развертывание и подготовку к боевому применению сил и средств ПсО. На вооружении данной группы состоят комплекты передающей радио- и телевизионной аппаратуры, приспособленные к транспортировке по воздуху, морским или наземным транспортом. Выходная мощность сигнала передатчиков составляет 10,6 кВт. Трансляция радиопрограмм ведется в СВ и KB диапазонах. В резерве корпуса морской пехоты США есть две группы РГН (3-я - на восточном побережье и 4-я - на западном), в задачу которых входит, в частности, ведение психологических операций.
Базовая подготовка специалистов ПсО осуществляется на основе единой учебной программы министерства обороны США, предусматривающей обучение слушателей как в специальных учебных заведениях, так и на курсах. Курс основ психологических операций введен в большинстве военно-учебных заведений США, начиная с сержантских школ и кончая командно-штабными колледжами видов ВС.
Основным учебным заведением, занимающимся подготовкой специалистов ПсО, является Центр и школа специальных методов войны имени Дж.Ф. Кеннеди. В военно-воздушных силах США при школе специальных операций ВВС в Хелберт-Филд (штат Флорида) функционируют Объединенные высшие курсы УТсОдля руководящего военного и гражданского персонала ВВС.
Стратегические и оперативно-тактические схемы боевого применения подразделений ПсО и содержание мероприятий психологического воздействия отрабатывались американскими войсками в ряде войсковых операций, которые отличаются друг от друга масштабами, протяженностью во времени, географическим положением, целями и задачами, участниками конфликтующих сторон. К подобным операциям относится использование США военной силы в Гренаде (1983), Панаме (1989), в зоне Персидского залива (1991, 2003), на Гаити (1994), в Боснии и Герцеговине, Косово и др.
Как считают эксперты Пентагона, наряду с успешными действиями в ряде вооруженных конфликтов провалом закончились мероприятия ПсО в ходе миротворческой операции в Сомали, во время воздушных ударов по Югославии. С большими трудностями столкнулись подразделения ПсО ВС США в Боснии и Косово. Одной из главных причин этих неудач называется неправильная оценка объектов воздействия и вытекающие из этого проблемы с планированием и организацией конкретных программ ПсО. Анализируя действия сил и средств ПсО во время авиаударов по Югославии, американский военный эксперт Т. Томас пишет: «Ожидания, что воздушная операция против сербских вооруженных сил будет длиться короткое время, стали причиной того, что психологические операции НАТО не были даже включены в первоначальные планы ведения кампании. ...Потребовалось две недели для начала подготовки и распространения продукции ПсО и около 30 дней для разработки соответствующих планов».
Кроме того, у США, по мнению американских специалистов, появились соперники, действующие более продуманно и эффективно, а также способные извлекать преимущества от применения так называемых традиционных методов психологического воздействия. Среди них называются Россия, Китай и Индия. Сегодня в области организации и ведения психологических операций на оперативном уровне силы и средства ПсО ВС США конкурируют с местными и международными средствами массовой информации, которые зачастую лучше финансируются и лучше оснащены технически. Американские подразделения ПсО соперничают с хорошо подготовленным иностранным контингентом, не закрепощенным политическими догмами и обязательствами. Данные факты не могут не обеспокоить военно-политическое руководство США. Поэтому по инициативе американского военного ведомства там был создан специальный военно-научный отдел, в задачи которого входят анализ деятельности аппарата психологических операций ВС США и разработка на этой основе практических рекомендаций.
Как отмечалось в специальном докладе названного отдела, структура психологических операций конца XX столетия отражала изжившую себя политику «холодной войны» с ориентацией на поддержку тактических ПсО непосредственно на поле боя. Среди главных недостатков системы психологических операций ВС США эксперты видели отсутствие взаимодействия на стратегическом уровне и противоречия в содержании информационных кампаний на ТВД и мероприятий в рамках международного общественного информирования. По их мнению, доктрина и организационно-штатная структура психологических операций ВС США на стратегическом уровне больше соответствовала требованиям военного времени. Такая ориентация и являлась причиной низкой эффективности действий сил и средств ПсО в угрожаемый период, в ходе миротворческих и контртеррористических операций.
В докладе говорится о том, что в идеале изучение иностранных объектов ПсО должно быть поставлено на современную научную основу и базироваться на данных национального разведсообщества и последних достижениях военно-политической психологии. В действительности же специалисты ПсО ВС США сталкиваются с большими трудностями при добывании необходимой разведывательной информации, ее обработке и анализе.
Аналитики Пентагона считают, что в существующей организационно-штатной структуре региональные батальоны ПсО являются очень громоздкими и испытывают острый дефицит специалистов, способных решать разноплановые задачи. А при достаточном количестве тактических сил и средств ПсО для поддержки четырех армейских корпусов очевиден дисбаланс между региональными и тактическими силами и средствами ПсО.
Главная проблема, касающаяся сил и средств тактических ПсО, заключается в их уязвимости в конфликтах средней и высокой интенсивности. С возрастанием поражающих факторов современного оружия срок жизни тактических команд ПсО из трех человек на легком бронированном автомобиле HMMWV, оснащенном громкоговорителем с дальностью вещания около 1000 м, идет уже не на часы, а на минуты.
Для преодоления существующих трудностей в министерстве обороны США были разработаны соответствующие рекомендации по внесению изменений и дополнений в организационно-штатную структуру сил и средств ПсО, программы их всестороннего обеспечения и технического оснащения.
Прежде всего предлагалось создать рабочий планирующий орган по ПсО в рамках МО под .руководством помощника министра обороны по специальным операциям и конфликтам низкой интенсивности, который призван обеспечить интеграцию ПсО на оперативном и тактическом уровне с программами стратегического международного общественного информирования. Кроме того, в аппарате Минобороны рассматривалась возможность увеличения штатно-должностных категорий руководящего состава сил и средств ПсО. Так, в соответствии с рекомендациями советник командующего по ПсО на ТВД и командир объединенной оперативной группы ПсО на ТВД должны быть в звании «полковник». Одно из предложений касалось создания в МО специального разведывательного подразделения ПсО, которое должно обеспечить финансирование и техническое обеспечение программ изучения открытых источников информации и предоставление разведывательным сообществом всей необходимой информации (включая данные о социокультурных особенностях иностранной аудитории) для дальнейшего использования в подготовке материалов психологического воздействия.
Рассматривался вопрос и о создании специального фонда военной разведки, необходимого командованию сил специальных операций для приобретения соответствующих информационных источников за пределами США, в особенности в Европе и Азии, а также об организации специализированного банка данных. Одновременно проводились консультации с государственным департаментом о приобретении каналов распространения информации в интересах ПсО. В области перевооружения сил и средств ПсО предлагалось, прежде всего, изучить современные технические возможности и технологии распространения массовой информации (в частности, с использованием малогабаритных комплектов), повысить требовательность к гражданским поставщикам.
По оценкам экспертов, на реализацию данных программ требовались инвестиции в размере около 50 млн долл. ежегодно. Конкретных решений по сформулированным направлениям работы так и не было принято, что явилось одной из возможных причин неудач подразделений ПсО США в Афганистане и Ираке.
Изучив содержание психологических операций в ходе первой войны в зоне Персидского залива, миротворческой операции в Сомали и во время авиаударов по Югославии, специалисты психологических операций ВС США пришли к следующему выводу: эффективное изучение объектов ПсО и создание на этой основе адекватных психотехнологий и средств распространения материалов психологического воздействия являются необходимым условием для успешного ведения психологических операций. Американские эксперты считают необходимым постоянно моделировать вероятные направления развития глобальных средств массовой коммуникации и их возможное влияние на содержание программ ПсО и распространение их продукта.
В рамках этой работы были разработаны соответствующие концепции ведения психологических операций в наземных, воздушно-наступательных, миротворческих и антитеррористических операциях, базовые положения которых нашли свое отражение в ряде руководящих документов, в том числе в «Доктрине совместных психологических операций» и уставе сухопутных войск США FM 3-05.30 «Психологические операции».
В соответствии с этими документами базовыми задачами ПсО в операциях являются: разъяснение политических целей и задач США в конфликте, обработка мирового общественного мнения, создание благоприятного имиджа американских вооруженных сил, пропаганда «западных демократических ценностей»; эксплуатация этнических, культурных и религиозных противоречий, подрыв боевого духа, снижение воли к сопротивлению войск противника, принуждение их к сдаче в плен; склонение гражданского населения к сотрудничеству; дезинформация и контрпропаганда.
Подразделениям по работе с гражданским населением предписываются действия непосредственно на территориях, освобожденных от враждебных США режимов, а также в ходе миротворческих и гуманитарных операций. При этом части РГН призваны содействовать восстановлению или созданию местных органов управления, системы здравоохранения, народного образования, санитарно-эпидемиологического обеспечения, оказывать помощь населению в строительстве, сельскохозяйственных работах, транспортных перевозках и распределении гуманитарной помощи.
В рамках воздушно-наступательных операций (ВНО) акцент делается на значительной активизации информационно-психологического воздействия на войска и население противника, что является одним из важнейших направлений повышения эффективности психологических операций. Американские военные специалисты пришли к такому выводу, поскольку именно в ходе ВНО психологический эффект достигает своего максимального значения, а психологические последствия воздушных ударов могут даже превосходить результаты собственно огневого поражения.
В соответствии с данным подходом американские специалисты говорят о классификации ВНО в зависимости от объектов информационно-психологического воздействия: воздушные операции против стратегических целей противника, уничтожение или угроза уничтожения которых может заставить правительство противостоящей стороны прекратить конфликт на приемлемых для США условиях; воздушные операции непосредственно против войск противника, деморализация которых может стать причиной прекращения организованного сопротивления и в дальнейшем военного поражения.
Под стратегическими целями в таком контексте понимаются объекты противника, расположенные в столице либо в крупных промышленных и культурных центрах, а также вблизи от них. По мнению американских специалистов ПсО, в данном случае нанесение воздушных ударов окажет психологическое воздействие как на военно-политическую элиту, так и на лидеров общественного мнения в стане врага. При ведении психологических операций в ходе воздушных ударов объектам психологического воздействия необходимо настойчиво внушать идеи о том, что они фактически потерпели поражение и при дальнейшем сопротивлении не смогут рассчитывать на «выгодные» условия капитуляции. При этом обязательным условием эффективности мероприятий ПсО является устранение или изоляция политических и военных лидеров противника.
При нанесении воздушных ударов непосредственно по войскам противостоящей группировки максимальный психологический эффект достигается при значительном росте числа потерь, уничтожении опорных пунктов и военной техники. К прекращению сопротивления, широкомасштабной сдаче в плен и дезертирству приводят также продолжительные и эффективные воздушные удары, вызывающие нехватку продовольствия и медикаментов. В этом случае перед силами и средствами ПсО ВС США ставится задача поддерживать противника в состоянии перманентного психологического напряжения угрозами нанесения ударов с воздуха в течение длительного периода и в любое время суток.
После событий 11 сентября 2001 года специалисты ПсО ВС США существенно дополнили и усовершенствовали стратегию ведения психологических операций против террористов и террористических организаций. Концепция, принятая в ВС США, определяет три класса наступательных информационных операций при борьбе с терроризмом: нападение на информационную инфраструктуру террористических организаций (уничтожение информации или самих информационных структур); введение в заблуждение, дезинформация (искажение, фальсификация или манипуляция данными); психологические операции (психологическое воздействие на сознание индивида или групп людей). В данном аспекте информационные операции рассматриваются как идеологическая борьба за умы людей и включают весь спектр психологических, коммуникационных и военных технологий для воздействия на психику объекта - будь то лидер террористической группировки или население страны в целом. В этой связи роль психологических операций является решающей как при оценке террористической угрозы, так и в ходе антитеррористической деятельности.
В соответствии с существующими в ВС США руководящими документами перед силами и средствами ПсО поставлены следующие задачи: завоевание и сохранение поддержки дружественных стран и населения в ходе длительных кампаний по борьбе с терроризмом; убеждение населения в том, что терроризм враждебен народу; информирование населения об истинных целях террористов и убеждение его в необходимости использовать правительственные органы для защиты своей жизни и собственности; информирование международного сообщества о террористических актах в целях предотвращения поддержки террористов со стороны других стран; вскрытие природы и сущности терроризма для дискредитации его в глазах народа и ограничения свободы перемещения террористов; использование фактов нападения террористов на мирное население для завоевания поддержки иностранных государств.
При обсуждении применимости информационных операций в целом и психологических операций в частности к борьбе с терроризмом западные специалисты все чаще говорят о необходимости применения к террористическим организациям методик ПсО, разработанных для противодействия повстанческим (партизанским) и революционным движениям. Такая точка зрения основывается на том, что «новый терроризм» представляет собой своеобразное международное подполье, асимметричную угрозу современному обществу, своего рода идеологическую оппозицию ему. В данном контексте общепринятая международная практика уменьшения террористической угрозы путем переговоров с лидерами наиболее умеренных фракций экстремистских организаций не срабатывает, а в отдельных случаях является просто недопустимой. Перед психологическими операциями должна стоять фундаментальная задача - разрушить базовый принцип терроризма - «цель оправдывает средства». Именно он позволяет экстремистам брать на вооружение практику террора.
Все эти инновации в области организации и ведения ПсО в большей или меньшей степени нашли свое отражение в ходе военных операций США в Афганистане и Ираке. Несмотря на значительные успехи, достигнутые аппаратом ПсО ВС США в этих кампаниях, американцы опять допустили серьезные ошибки при изучении объектов психологического воздействия.
В Афганистане специалисты ПсО не смогли разобраться в национально-религиозной специфике и менталитете афганских племен. Практически выпал из поля зрения офицеров 4-й группы ПсО экономический фактор и прежде всего низкий уровень жизни в стране. Поэтому эффективность психологического воздействия на афганские племена оказалась недостаточно высокой. Большая часть страны в условиях проводившейся талибами информационной блокады имела смутное представление о террористических актах 11 сентября 2001 года и причинах бомбардировок Афганистана, вследствие чего оказалась невосприимчивой к американской пропаганде. Из-за окраски продпайков в желтый цвет они нередко принимались населением за куски тротила, угрожающие жизни. Большая часть гуманитарной помощи попадала в руки торговцев, а впоследствии на рынок. При этом зачастую контейнеры с гуманитарной помощью сбрасывались над пустынными и заминированными территориями. Большинство листовок носило запугивающий характер, а потому многие афганцы, в особенности пуштуны и белуджи, воспринимали их как оскорбление.
В Ираке, по мнению специалистов ПсО ВС США, ключевым фактором в проведении эффективной военной операции против режима С. Хуссейна явилось снижение степени лояльности иракских военнослужащих и населения страны к багдадскому руководству. В этой связи целями оперативно-тактических и тактических ПсО были определены внесение раскола среди представителей правящих кругов Ирака и в иракском обществе, а также деморализация личного состава вооруженных сил и населения.
Силы и средства ПсО ВС США с первого дня подготовки к нанесению ударов по Ираку приступили к активному введению в заблуждение военно-политического руководства, вооруженных сил и населения страны относительно сроков начала военной операции и планов боевого применения войск. В материалах информационно-психологического воздействия делались попытки противопоставить политическую элиту, ближайшее окружение С. Хуссейна и самого диктатора военному командованию Ирака. Кроме того, специалисты ПсО вели большую работу по формированию в стране и за ее пределами оппозиционных сил для использования их возможностей в диверсионно-подрывной деятельности. Военнослужащие 4-й группы ПсО непрерывно стимулировали в Северном Ираке активную сепаратистскую деятельность курдского населения. Отдельным направлением работы аппарата ПсО явилось противодействие принятию эффективных управленческих решений на всех уровнях власти Ирака с использованием самых современных технологий информационно-психологического и информационно-технического воздействия.
В дальнейшем непосредственно на фронтах иракской войны перед силами и средствами ПсО ВС США стояла задача создать необходимые социально-психологические условия для срыва выполнения приказов высшего военно-политического руководства командирами среднего звена и стимулирования открытого неповиновения, саботажа среди военнослужащих и населения. В радиопрограммах и листовках личный состав ВС Ирака и местное население устрашались американской военной мощью и последствиями массированных бомбово-штурмовых ударов по объектам военной и гражданской инфраструктуры. Специалисты ПсО ВС США призывали солдат и офицеров иракской армии к массовой сдаче в плен, провоцировали у населения в крупных городах Ирака страх и панику.
Через три недели боевых действий стало очевидным, что американцы явно переусердствовали с широкомасштабным использованием последних достижений в области коммуникационных и психологических технологий, обрушив на неподготовленную иракскую аудиторию суперсовременные материалы информационно-психологического воздействия. Только за сутки боев за город Эн-Наджаф ВВС США сбросили на позиции иракцев около 2 млн. листовок с призывами к сдаче в плен. Результативность подобной беспрецедентной акции была практически нулевой.
Таким образом, несмотря на постоянное совершенствование в США теории и практики психологических операций, принятие на вооружение современных образцов специальной техники и вооружения, разработки передовых информационных и психологических технологий, войсковой аппарат продолжает сталкиваться с серьезными трудностями в организации и ведении ПсО. Главной ошибкой американских специалистов на современном этапе является переоценка фактора технологического превосходства над противником в ущерб трезвому анализу социально-психологической обстановки и морально-психологического состояния объектов воздействия.
В американской терминологии - военные психологические операции (Military Psychological Operations - PSYOPS).
Международное общественное информирование (International Public Information - IP1) осуществляется государственным департаментом США.
'Thornas Т. L. Kosovo and the Current Myth of Information Superiority // Parameters, 2000. P. 13-29