РЕПЛИКА
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5/2003, стр. 75-76
РЕПЛИКА
О роли Вооруженных Сил и других силовых структур в борьбе с терроризмом
Генерал-лейтенант в отставке Е.И. МАЛАШЕНКО
В КОНЦЕПЦИИ национальной безопасности и в Военной доктрине Российской Федерации указывается, что терроризм представляет серьез-ную угрозу национальной безопасности России. Противодействие терро-ризму может быть достигнуто только комплексом мер, осуществляемых всеми силовыми структурами на всей территории государства.
В Военной доктрине определено, что Вооруженные Силы и другие войска могут привлекаться для участия в борьбе с терроризмом, в том числе для проведения контртеррористических операций. Их основными задачами будут разгром и ликвидация незаконных вооруженных форми-рований, террористических групп и организаций, уничтожение баз, цен-тров подготовки и складов, а также проведение мероприятий по предот-вращению диверсий и террористических актов. Для успешного решения таких задач необходимо проводить специальную подготовку частей Воору-женных Сил и других войск. С учетом опыта боевых действий в Афгани-стане и контртеррористической операции в Чечне особое внимание должно быть уделено обучению охране и обороне важных объектов, бло-кированию и прочесыванию населенных пунктов и местности, рейдовым действиям, обеспечению бесперебойной, надежной работы коммуника-ций, проводке и сопровождению колонн, обнаружению и обезврежива-нию мин, фугасов и др. В этих целях потребуется разработать соответст-вующие программы, руководства (инструкции) и пособия, подобные из-даваемым в годы Великой Отечественной войны по борьбе с танками и самолетами противника.
В первую очередь борьбе с террористами, на наш взгляд, следует учить разведывательные и мотострелковые части (подразделения). Они должны быть способны надежно охранять важные объекты, уметь своевременно обнаруживать и уничтожать террористов и освобождать заложников. Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, неумелые действия войск (сил) и неправильное применение средств приводят к значительным потерям, в том числе и из числа заложников. Саперные подразделения необ-ходимо обучать обнаружению и обезвреживанию мин и фугасов не только на поле боя, но и в населенных пунктах, прежде всего в общественных ме-стах, на вокзалах, в автопарках, различных транспортных средствах. Под-разделения радиационной, химической и биологической защиты должны уметь определять наличие и характер заражения, используемые средства, быть обучены способам ликвидации последствии их применения.
В связи с возросшей угрозой террористических действий повышается роль территориальной обороны. На первый план выдвигаются вопросы ор-ганизации надежной защиты важных объектов и коммуникаций как в мирное, так и военное время. В решении задач территориальной обороны обязаны принимать участие министерства и ведомства, имеющие воин-ские формирования. Взаимодействие этих сил при выполнении ими по-ставленных задач должно организовывать Министерство обороны (главкомат Сухопутных войск). В Генеральном штабе и штабах военных округов надо иметь подготовленные оперативные группы для управления войска-ми (силами), привлекаемыми для проведения специальных операций по борьбе с террористами. В Вооруженных Силах и других силовых структурах необходимо вести исследования по изысканию наиболее эффективных способов борьбы с терроризмом, глубоко анализировать нетрадиционные способы непрямых действий и условия их применения, разрабатывать пра-ктические рекомендации войскам (силам).
Борьба с терроризмом является важнейшей задачей специальных служб. Они призваны своевременно вскрывать создание террористических орга-низаций, их отрядов и групп, подготовку ими терактов и уметь предотвра-щать их. Созданные антитеррористические центры силовых структур в странах СНГ совместно с антитеррористическими комиссиями республик и областей особое внимание должны уделить безопасности наиболее уяз-вимых в диверсионном отношении объектов, аварии на которых могут привести к серьезным последствиям и вызвать большие потери среди на-селения. Важно также обеспечить постоянный действенный контроль за соблюдением установленного порядка хранения ядерных и химических материалов, радиоактивных и взрывчатых веществ.
Свой вклад в борьбу с терроризмом должно внести Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), первоочередной задачей которого в на-стоящее время является проверка реальности планов защиты населения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) на всех важных уязвимых объектах (в первую очередь на АЭС, химически опасных пред-приятиях).
Как известно, в США на существовавшее ранее Федеральное управле-ние по действиям в чрезвычайных условиях (ФЕМА) было возложено ре-шение задач по борьбе с терроризмом. 11 сентября 2001 года спасатели и пожарные ФЕМА первыми приступили к спасению пострадавших и лик-видации последствий теракта. По аналогии с ФЕМА подобные функции сможет выполнять и МЧС. Недавняя передача в его состав из МВД госу-дарственной пожарной охраны численностью более 200 тыс. человек суще-ственно увеличила возможности министерства, в частности по созданию (при условии специальной, универсальной подготовки пожарных) раз-ветвленной сети спасательных служб в стране.
Возможное преобразование различных структур, предназначенных для действий в чрезвычайных ситуациях, в единую федеральную систему гра-жданской защиты России (Федеральную спасательную службу), на наш взгляд, будет способствовать повышению надежности защиты населения и эффективности руководства ликвидацией последствий ЧС, терактов, ава-рий и катастроф в мирное и военное время. Построенная по территориаль-ному принципу, возглавляемая главами администраций республик (краев, областей и городов) и располагающая необходимыми силами такая система сможет оперативно реагировать на ЧС и теракты, позволит успешно ре-шать возложенные на нее задачи.
И наконец, поскольку международный терроризм перешел к актив-ным действиям в глобальном масштабе и угрожает не только отдельным странам, но и всей системе стратегической стабильности, для эффектив-ной борьбы с ним целесообразно объединить усилия стран путем созда-ния международной организации по противодействию терроризму, коорди-нирующей осуществление действенных политических, экономических и других мер по искоренению причин и условий его возникновения и суще-ствования. Это будет способствовать своевременному выявлению терро-ристических организаций и их структур, получению данных о правитель-ствах, поддерживающих их и оказывающих им помощь, перекрытию ка-налов незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ, доступа к оружию массового поражения, а также широкому использованию между-народного опыта борьбы с терроризмом.