Роль и место Вооруженных Сил в борьбе с незаконными вооруженными формированиями

"ВМ"-11-2003г.

ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА

Роль и место Вооруженных Сил в борьбе с незаконными вооруженными формированиями

Полковник в отставке А. Б. КРАСНОВ, доктор военных наук

ЕЩЕ в недавнем прошлом основополагающие документы по оперативному и боевому применению Вооруженных Сил были ориентированы на борьбу с внешним противником и не предусматривали их участия во внутренних вооруженных конфликтах. Считалось, что при сложившемся положении, когда войска готовятся к широкомасштабным столкновениям, борьбу с незаконными вооруженными формированиями (НВФ) они способны вести априори. Вместе с тем опыт участия некоторых контингентов ВС в ликвидации криминально-террористических формирований в различных «горячих точках» со всей убедительностью показал, что это не так. Борьба с ними существенно отличается от традиционных боевых действий. Особую значимость она приобрела в связи с известными событиями в Северо-Кавказском регионе. Именно там российские ВС прошли суровую школу борьбы с НВФ. Отягощенные решением задач, свойственных внутренним войскам (ВВ) МВД, они не всегда могли использовать свой боевой потенциал и зачастую несли неоправданные потери.

Боевой опыт показал, что спецоперации против НВФ должны проводиться с решительными целями. Поиск компромиссов, колебания политического и военного руководства, как правило, приводили к тому, что борьба затягивалась на длительный период. Примеров такого рода было немало, особенно в первой чеченской кампании. В дальнейшем какие-то негативные моменты были устранены, но появлялись новые. Войска постепенно приобретали необходимые знания, умения и навыки, хотя процесс адаптации к новым реалиям был нелегким. Приходилось искать нестандартные способы решения задач, не предусмотренные уставными документами; создавать группировки войск разновидовой и разноведомственной принадлежности, учиться управлять ими при наличии растянутых коммуникаций; от прямолинейных боевых действий переходить к маневренным, широко применяя боеприпасы различных видов.

Однако не только ВС РФ, но и НВФ получили соответствующий опыт. У них появились новые организационные структуры (так называемые сетевые), широко использующие современные информационные технологии, глобальную компьютерную сеть Интернет, радиотелефоны, сотовую, спутниковую и другие виды связи. Это позволяет им оперативно координировать действия отдельных группировок и инициировать ряд террористических акций одновременно на нескольких направлениях и объектах. Кроме того, получая систематическую поддержку извне, НВФ используют все более совершенные образцы вооружения, взрывные устройства большой разрушительной силы. В таких ситуациях становится труднее отслеживать и идентифицировать преступные группировки, вести бои с наименьшими потерями среди войск и населения. Все это не позволяет в настоящее время отказаться от применения ВС в борьбе с НВФ.

Очевидно, что задача по разгрому и ликвидации бандитских формирований должна решаться совместно всеми силовыми ведомствами. Каким же видится вклад Вооруженных Сил в ее решение? Для этого необходимо с учетом происходящих перемен осознать и осмыслить их роль и место в вооруженном противоборстве с хорошо оснащенными НВФ.

Роль и место ВС среди других взаимодействующих структур военной организации государства определяются их особой значимостью в системе военной безопасности страны и более высокой степенью подготовленности к ведению широкомасштабных военных действий. Обладая эффективными средствами разведки и огневой мощью, они должны осуществлять постоянный мониторинг угроз, основанный на разведывательных данных, и в случае развязывания вооруженного конфликта играть главную роль в ликвидации крупных НВФ. Именно поэтому в составе объединенной группировки войск (сил) их место должно быть на решающих направлениях, а в функции входить и все вопросы оповещения войск (сил), защиты военных объектов и контроля воздушного пространства.

При пресечении и локализации террористических акций меньших масштабов структурам ВС надлежит выполнять подчиненную (вспомогательную) роль по отношению к внутренним войскам МВД или другим силовым ведомствам, оказывать им необходимую помощь в борьбе с криминально-террористическими группировками малой численности и при решении задач обеспечения общественной безопасности.

Такая роль и место ВС в борьбе с НВФ в основном соответствуют Военной доктрине РФ (2000), Федеральному закону «О борьбе с терроризмом» (1998) и другим документам, координирующим применение силовых структур. Хотя с момента их принятия прошло и не так уж много времени, войска успели приобрести уникальный боевой опыт противостояния НВФ. С учетом этого требуется, на наш взгляд, уточнить формы борьбы с бандформированиями, конкретизировать решаемые задачи и распределить их между взаимодействующими инстанциями. При этом формы борьбы с крупными НВФ и последующие боевые действия после их разгрома, а также меры по пресечению террористических акций меньшего масштаба могут быть различными.

При борьбе с крупными НВФ наиболее приемлемой следует считать контртеррористическую операцию (КТО), которая должна быть общевойсковой по форме и специальной по содержанию. Ее сущность можно определить как спланированные по цели, месту и времени боевые действия соединений (частей) ВС по разгрому противника и специальные операции ВВ МВД и других структур по изоляции окруженных группировок НВФ от притока пополнений, нормализации обстановки и восстановлению правопорядка на освобожденной территории.

В соответствии с этим остается справедливым прежнее положение: все силовые структуры, привлекаемые к операции, необходимо объединить в группировку федеральных войск (сил), действующую под одним командованием и по единому замыслу. Основой такой группировки, выполняющей главные задачи операции (окружение, блокада, расчленение бандформирований и их огневое поражение), должны стать соединения и части ВС, роль которых может уточняться и детализироваться в зависимости от реального противодействия противника.

Приоритетными задачами ВВ МВД и других структур, действующих в составе группировки, могут быть поиск и уничтожение многочисленных бандгрупп, ликвидация их баз, лагерей и оборонительных сооружений, разоружение населения, блокирование путей доставки оружия, боеприпасов, охрана государственных и других важных объектов, обеспечение безопасности движения различных видов транспорта. В должны взять на себя и профилактическую работу по предупреждению террористических акций: контроль, отслеживание создаваемых террористических организаций и выявление районов формирования крупных вооруженных банд, пресечение их связей с криминальными структурами и недопущение разрастания конфликта, если вооруженное столкновение предотвратить не удается. Известно, что прогнозировать и предупреждать террористические акции гораздо эффективнее, чем ликвидировать их последствия.

Как показывает практика, в борьбе с крупными Н ВФ проводить жесткой грани между задачами ВС и ВВ не следует, а некоторые из них могут выполняться совместно, например: добывание и анализ поступающей информации о состоянии, местоположении и намерениях НВФ, защита объектов инфраструктуры, ликвидация бандформирований и др. В определенных ситуациях, в частности при большом количестве населенных пунктов в районе конфликта и наличии крупных групп НВФ, «удельный вес» группировки ВС может возрасти, по-другому будут распределены задачи, а потому необходимо, чтобы управление объединенной группировкой было достаточно гибким, соединения и части Министерства обороны должны быть подготовлены к выполнению задач, свойственных внутренним войскам, и иметь право применять спецсредства.

В ходе проведения КТО отчетливо проявилась тенденция перерастания их в «хроническую» форму меньших масштабов, но при непрекращающемся разрушении систем жизнеобеспечения, инфраструктуры, потерях войск и населения. Нынешняя операция в Чеченской Республике в ее конечной фазе также не соответствует приведенному нами определению КТО. Это скорее противодиверсионные действия со всеми сопутствующими им атрибутами: боевыми столкновениями, стычками, засадами, потерями от минновзрывных заграждений.

При борьбе с небольшими рассредоточенными на местности НВФ, пресечении террористических акций меньших масштабов, когда акцент смещается в сторону правоохранительной деятельности, признанными формами применения частей и подразделений ВС в специальных операциях являются их совместные боевые действия с ВВ, отдельными формированиями пограничных войск и др.

Когда в структуре В В появятся силы специального назначения, они, на наш взгляд, могут явиться основной составляющей объединенной группировки федеральных сил при осуществлении таких операций. А на командование внутренних войск целесообразно возложить полную ответственность за обезвреживание разрозненных групп НВФ и обеспечение жизнедеятельности населения с последующей передачей полномочий создаваемым местным органам МВД.

Задачи ВВ, по существу, остаются такими же, что и в КТО. Что же касается Вооруженных Сил, то при проведении спецопераций на них могут возлагать задачи ведения разведки, в том числе и воздушной, вывода из строя прочных укрепленных пунктов противника и обеспечения деятельности органов правопорядка. Действуя совместно с ВВ небольшими подразделениями (частями) при поддержке армейской и штурмовой авиации, они могут наносить одновременные или последовательные удары в отдельных районах, вести поисково-штурмовые, аэромобильные действия и наращивать усилия ВВ при несении ими патрульной службы в населенных пунктах и на вероятных маршрутах передвижения НВФ.

Одним из важных путей решения проблемы борьбы с НВФ становится дальнейшее совершенствование способов и методов действий войск (сил) на основе как отечественного, так и зарубежного опыта.

Так, при борьбе с крупными НВФ в Северо-Кавказском регионе были разработаны и получили широкое применение действия войск одновременно на нескольких разобщенных направлениях. Их характерные черты - активный опережающий маневр, обход и блокирование окруженных группировок с последующим расчленением по частям. Кардинально были улучшены способы огневой поддержки войск артиллерией, танками, штурмовой авиацией. Мотострелковые и воздушно-десантные части шли в атаку только после мощной огневой подготовки. Продолжалось развитие способов дальнего огневого поражения противника, основанного на превосходстве в огневой мощи.

Принципиально новым следует считать локализацию зоны боевых действий с последующим уничтожением отдельных группировок противника, перенос усилий от поражения хорошо укрепленных объектов на уничтожение живой силы и огневых средств НВФ. Достойной альтернативы таким проверенным на практике действиям пока не найдено.

Вместе с тем многие вопросы требуют дальнейшего совершенствования, в частности: одновременное поражение объектов, удаленных на значительное расстояние; детальное планирование операций, в том числе определение маршрутов выдвижения и районов сосредоточения войск; создание запасов материальных средств; организация комендантской службы (особенно когда НВФ разбросаны на территории региона), а также обеспечение безопасности мирных жителей. Здесь не обойтись без трудных решений. Например, в целях снижения жертв среди населения следует отказываться от штурма населенных пунктов, пока из них не будут выведены мирные жители, целесообразнее прибегать к менее выгодному вытеснению из них противника. Если же общий ущерб, наносимый объектам и населению, будет превышать последствия ударов по НВФ, то операция утрачивает какие-либо конструктивные элементы.

При пресечении террористических акций меньшего масштаба части и подразделения ВС имеют дело с неявно выраженным противником - многочисленными мобильными группами, не имеющими постоянных мест дислокации, периодически перемещающимися из одних районов в другие, иногда довольно удаленные. В их деятельности превалируют методы партизанской борьбы: нанесение избирательных ударов, уклонение от прямых столкновений с более сильными армейскими группировками, сочетание диверсионных действий с элементами общевойскового боя. И наконец, секрет успехов НВФ во многом определяется скрытностью их передвижения и сосредоточения в избранных районах, высоким уровнем концентрации и жесткой дисциплиной.

Развитие тактики в борьбе с таким противником в условиях высокой неопределенности обстановки идет по пути перехода к автономным действиям отдельных частей и даже подразделений по уничтожению складов оружия, боеприпасов и продовольствия, захвату и удержанию важнейших рубежей, разведывательно-поисковым действиям на маршрутах перемещения противника и другим, но в основу их должен быть положен более высокий организационный уровень.

В этой связи целесообразно предоставлять больше инициативы командирам тактического звена, расширить рамки самостоятельно принимаемых ими решений и детализировать их содержание вплоть до разработки конкретных типовых сценариев (вариантов). В их основу должны быть положены особенности действий части (подразделения) в различных ситуациях, как-то: длительное пребывание на одном месте при различном состоянии обороны и степени защищенности личного состава; блокирование группировок НВФ и маршрутов доставки им подкреплений; встреча с противником на путях выдвижения при различных усилениях колонн БТР артиллерией. Могут разрабатываться и другие типовые сценарии. В каждом из них должны быть определены состав сил, боевые задачи, порядок их выполнения и, главное, спрогнозированы ожидаемые действия противника (внезапное нападение, минирование местности, применение радиоуправляемых фугасов и др.).

Для борьбы с НВФ необходимо иметь профессионально подготовленные, технически оснащенные и полностью экипированные соединения и части постоянной готовности, способные немедленно приступить к решению задач КТО. Было бы целесообразно оснастить эти антитеррористические формирования помимо штатного вооружения более современными малогабаритными средствами связи с встроенной аппаратурой засекречивания, телевизионными поисковыми системами и средствами пеленгации радиоизлучений, приспособлениями для бесшумной стрельбы, аппаратурой для обнаружения взрывных устройств и радиоактивных материалов (рентгенотелевизионные установки, газоанализаторы), защиты информации от любых видов прослушивания и звукозаписи, т.е. такими же средствами, какие разрабатываются для других силовых структур.

Решение проблемы невозможно без внесения соответствующих изменений в законодательную базу, регламентирующую применение ВС в борьбе с НВФ. В целях более четкой координации деятельности различных силовых структур следует более детально раскрыть понятие «объединенные (разноведомственные) группировки войск (сил)», пока только упомянутые в Военной доктрине РФ. При этом целесообразно узаконить модульный принцип их формирования, с тем чтобы каждый модуль соответствовал его роли и месту в решении конкретных задач КТО, определить правомочность применения, права и обязанности, создаваемых органов управления, порядок подчиненности и ответственности, согласовать эти положения с Федеральным законом «О борьбе с терроризмом».

С учетом этих обстоятельств желательна унификация национальных законодательств стран Содружества, что позволило бы их политическому и военному руководству принимать единые решения в соответствии со складывающейся обстановкой.

Вместе с тем для пресечения преступной деятельности крупных НВФ, проходящих подготовку в сопредельных странах, исключения внезапности их действий и перехвата инициативы правомерно поставить вопрос о внесении поправок в законодательную базу, предусмотрев в качестве превентивных мер упреждающие удары по базам и лагерям НВФ за пределами нашей страны. На наш взгляд, это положение должно быть закреплено в Законе «О борьбе с терроризмом». Такие действия, конечно, являются крайней мерой, но они вытекают из Военной доктрины и Концепции национальной безопасности РФ, где подчеркивается возможность применения всех имеющихся в распоряжении средств в случае отражения открытой вооруженной агрессии, когда все другие меры разрешения кризисной ситуации оказались недостаточными. Уместно напомнить, что подобная модель характерна для некоторых зарубежных государств, подвергающихся нападениям террористов, и принята в новой стратегии национальной безопасности США.

Сегодня, конечно, несколько преждевременно определять формы и способы действий соединений и частей ВС при нанесении упреждающих ударов, вместе с тем можно обозначить их основные принципы.

Во-первых, это обеспечение высокого уровня достоверности разведывательной информации об объектах ударов; во-вторых, применение высокоточного оружия для нанесения минимального ущерба населению и окружающей среде; в-третьих, решение задач в кратчайшие сроки, с тем чтобы НВФ не успевали принимать контрмер, и наконец, полное соответствие международному праву всей законодательной базы в рассматриваемой области.

Итак, эффективные способы действий войск (сил), высокая профессиональная подготовка и современное вооружение, прочная законодательная база - вот, образно говоря, те «три кита», на которых должна основываться борьба с НВФ.

В соответствии с этим можно сформулировать общие требования к подготовке и проведению контртеррористических операций различного масштаба: высокий уровень разведывательно-информационного обеспечения политического и военного руководства для адекватной оценки обстановки и своевременного принятия решений; совместная подготовка соединений и частей ВС, ВВ, а при возможности и других силовых структур к решению задач в КТО; единое планирование действий силовых структур и централизованное управление войсками (силами) при ведущей роли ВС в крупномасштабных операциях и вспомогательной - в операциях меньших масштабов; обеспечение необходимых мер безопасности привлекаемых сил и гражданского населения; необходимость завершения операций и боевых действий в короткие сроки; жесткая экономия финансовых и материальных ресурсов.

В свете этих требований очевидна необходимость внесения серьезных изменений в оперативную и боевую подготовку войск (сил) в целях более эффективного решения задач борьбы с НВФ и тесного сопряжения действий ВС с взаимодействующими структурами.

Военная мысль. 2000. № 6. С. 49-5


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации