Средства информатизации учебного процесса в вузах
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ №09/2003, стр. 18-19
Средства информатизации учебного процесса в вузах
Подполковник М.Ю. СЕРГИН,
кандидат технических наук
Полковник Л.А. ХАРКЕВИЧ,
кандидат политических наук
НАСТОЯЩИЙ период эволюционного развития человечества характеризуется созданием и внедрением во все сферы жизнедеятельности новых информационных технологий. Не может оставаться в стороне и военная сфера, где применение современных компьютерных средств - объективная необходимость. Одним из направлений использования средств информатизации являются обучающие процессы, в ходе которых могут быть задействованы мощные средства поддержки и сопровождения учебного процесса практически по всем разделам подготовки слушателей и курсантов военных учебных заведений, а также студентов факультетов военного обучения (военных кафедр) высших гражданских образовательных учреждений.
Необходимо отметить, что эта проблема рассматривается на правительственном уровне. Так, федеральной программой совершенствования системы подготовки кадров в образовательных учреждениях Министерства обороны предусмотрены мероприятия по проведению всесторонних исследований проблем применения в обучении новых информационных технологий, а также разработка систем интенсивного обучения. Подобные исследования направлены на выработку рекомендаций по всестороннему методическому обеспечению занятий с компьютерным сопровождением и разработку образцов электронных средств обучения (электронных учебных пособий). В результате можно сделать вывод, что создание электронных учебных пособий - это одно из важных направлений внедрения в процесс обучения современных компьютерных технологий. Примерами типовых образцов таких средств могут служить электронные продукты, разработанные преподавателями факультета военного обучения Тамбовского государственного технического университета (табл.).
Учебное пособие в электронном представлении - это автоматизированная (обучающая среда, сгенерированная на основе современного программного обеспечения и включающая дидактические, методические и информационно-справочные материалы по соответствующим дисциплинам обучения. Они предназначены в основном для оказания учебно-методической помощи профессорско-преподавательскому составу при подготовке и проведении занятий. Применение данных средств в учебном процессе позволяет более глубоко и всесторонне раскрыть тему посредством демонстрации изучаемых вопросов в статике и динамике, сопровождая их различными видеоизображениями и аудиоэффектами. Это существенно активизирует познавательную деятельность обучаемых, ускоряет формирование их умений и навыков при работе в электронной среде, помогает творчески подходить к освоению дисциплины.
Отличительными особенностями этих средств являются: структурированная форма представления материала и его военно-научное изложение; возможность индивидуально просматривать, изучать или повторять учебный, методический и информационно-справочный материал. Все пособия снабжены большим количеством специализированных схем, наглядных иллюстраций, демонстрационных эффектов анимации, таблиц, текста и т.п. Для собственного контроля знаний обучаемых, усвоения ими материалов изучаемой дисциплины предусматривается вариант экзаменационных вопросов с иллюстрированными подсказками.
Таким образом, внедрение компьютерного представления дисциплин в учебный процесс российских военных вузов позволяет поднять интерес обучаемых к изучению предметов и в итоге способствует более качественному усвоению ими учебного материала. Кроме того, оно не только существенно изменяет технологии преподавания дисциплин, но и создает определенные условия для вовлечения как преподавателей, так и будущих военных специалистов в творческие процессы по созданию новых обучающих средств информатизации.