Техническая оснащенность дорожных войск реальность и перспективы

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 8/2004

Техническая оснащенность дорожных войск: реальность и перспективы

Начальник Центрального автомобильно-дорожного управления МО РФ

генерал-лейтенант И.М. ЦЫГАНКОВ

В НАСТОЯЩЕЕ время автомобильные дороги являются одним из наи-более важных компонентов транспортного комплекса страны. Будучи объе-ктами двойного назначения, они используются "как в мирное, так и в воен-ное время и обеспечивают решение не только общегосударственных и реги-ональных социально-экономических задач, но и задач по обеспечению национальной безопасности России. Роль автомобильных дорог существен-но возрастает в связи с большой уязвимостью объектов других видов транс-порта, а также со значительным увеличением количества и важности задач, решение которых напрямую зависит от наличия, состояния и развитости до-рожной сети. Важность и актуальность развития сети автомобильных дорог обусловливается также особым геостратегическим положением России.

Сегодня общая протяженность автомобильных дорог в Российской Фе-дерации почти в два раза меньше потребности государства и составляет 1140 тыс. км. Только 84-85% дорог имеют твердое покрытие, обеспечивающее их круглогодичное использование. Соответственно плотность сети автомо-бильных дорог не превышает 44 км на 1000 кв. км территории. Это значи-тельно ниже, чем в экономически развитых странах мира (в США - 600 км, в Канаде - 300 км). По отношению к численности населения плотность ав-томобильных дорог с твердым покрытием в Российской Федерации соста-вляет около 5,3 км на 1 тыс. жителей, в то время как в Финляндии этот по-казатель составляет около 10 км, в США - 13 км, во Франции - 15,1 км.

Наряду с обеспечением жизнедеятельности страны автомобильные доро-ги обеспечивают развертывание Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов при возникновении угрозы безопасности государ-ства, перегруппировку и передвижение войск своим ходом, подвоз матери-альных средств и осуществление эвакуационных перевозок в необходимых объемах. Для эффективного использования автомобильных дорог Россий-ской Федерации необходима заблаговременная подготовка органов управ-ления, сил и средств, предназначенных для выполнения задач по эксплуата-ции, техническому прикрытию и восстановлению автомобильных дорог, их совершенствованию, последовательному развитию и накоплению, резерви-рованию, содержанию объектов дорожной инфраструктуры.

Решение задач автотранспортного и дорожного обеспечения в Тыле Вооруженных Сил возложено на Центральное автомобильно-дорожное управление Министерства обороны Российской Федерации, имеющее в подчинении автомобильные и дорожные войска. Сегодня данные фор-мирования, оснащенные специальной техникой дорожной службы, способны своими силами выполнять задачи дорожно-комендантской службы, применяя комплекты табельных средств, восстанавливать, а из имеющихся в наличии на местах строительных материалов строить но-вые мосты, проводить ремонт дорог в любых условиях обстановки.

Современная концепция развития техники дорожных войск строится с учетом состояния экономики страны, изменений комплекта войск (сил) в регионах (на стратегических направлениях) и объема решаемых задач. В на-стоящее время модернизация существующих и разработка новых образцов техники дорожных войск организуется и осуществляется на основе общих принципов развития техники тыла как единой системы, унификации тех-нических средств дорожной службы, разработки модульных конструкций.

Средний срок хранения и эксплуатации автомобильно-дорожной тех-ники составляет 15-20 лет. Сегодня дорожные войска в основном уком-плектованы образцами, произведенными еще промышленностью СССР. В связи с этим возникли определенные сложности в проведении ремонтных и восстановительных работ этой техники, так как отдельные комплектующие и запасные части на территории Российской Федерации уже не выпускаются. Кроме того, необходимо добиться снижения многомарочности технического парка за счет разработки перспективных образцов автомобильной и дорожной техники преимущественно в составе высокоунифицированных семейств российского производства. Для реализации прин-ципа унификации техники спланировано проведение научно-исследова-тельских и опытно-конструкторских работ, предусматривающих замену шасси сваепогружающих установок, используемых при строительстве ав-тодорожных мостов, разработку универсальных мостовых конструкций, модернизацию конструкций существующих автодорожных разборных мостов, совершенствование и создание новых наплавных средств, позво-ляющих выполнять весь комплекс работ на водных преградах.

Оптимизация номенклатуры техники производится за счет освоения комплексных (комбинированных) дорожных машин для летнего и зимне-го содержания дорог на базе автомобиля с различным по функциям смен-ным навесным и прицепным оборудованием. Обновление состава парка техники на основе повышения производительности машин и оборудова-ния позволит резко снизить их численность для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог, а также сократить сроки наведения мостовых переправ при минимальном использовании сил и средств.

Все это дает возможность сформировать технический парк, соответ-ствующий перспективным потребностям дорожных войск и подготовить их к функционированию в единой системе тылового обеспечения.

Для решения задач дорожного обеспечения в составе Тыла ВС РФ имеются дорожно-комендантские и мостовые соединения и части. Су-ществующими штатами этих соединений и частей предусмотрено на-личие различных табельных дорожно-технических средств, предназна-ченных для решения возникающих задач.

До 70-х годов XX века дорожные войска комплектовались в основ-ном техникой, которой оснащались и инженерные подразделения и части. В первую очередь, это понтонно-мостовые парки, состоящие на вооружении понтонно-мостовых батальонов мостовых и дорожно-ко-мендантских бригад, комплекты мостостроительных средств, имею-щиеся в мостовых батальонах, и легкие и тяжелые понтонные парки.

До начала 80-х годов создание дорожно-технических средств бази-ровалось на поиске оптимальных технических решений, дифференци-рованном по областям техники.

В последние годы в силу ряда причин военное мостостроение оказа-лось значительно ослаблено. До распада Советского Союза в интересах Управления работали семь крупных заводов металлоконструкций, такие как Днепропетровский, Тойтепинский, Мариупольский, Борисовский, Каширский, Кулебакский; два опытно-механических - Артемовский и Казанский; Золотоношский ремонтно-машиностроительный завод; Ашинский завод светотехнических изделий; Рижский завод «Страуме»; Елгавское экспериментальное предприятие; Вахтанский леспромхоз. Размещение заказов дорожно-технических средств на этих предприяти-ях в интересах Управления, их стабильное финансирование позволяло ежегодно пополнять запасы и обновлять устаревшие образцы до необхо-димого уровня. Потеря основных производственных мощностей не мог-ла не сказаться на укомплектованности войск техникой дорожной но-менклатуры. В то же время проведенные за последние годы в Тыле ВС РФ исследования свидетельствуют, что в среднем каждые пять-семь лет материальные потребности войск увеличиваются на 20-25%. Значи-тельно возросшие объемы и задачи, решаемые в новых условиях обста-новки, ведут к усложнению организации транспортного обеспечения.

Для развития дорожного обеспечения требуется совершенствовать дорожно-технические средства. Основными направлениями решения данной про-блемы должны стать: во-первых, радикальное улучшение тактико-техниче-ских характеристик и показателей дорожно-технических средств; во-вто-рых, обеспечение единообразия мостовых конструкций как в процессе изготовления, так и в ходе освоения в разнообразных географических и климатических условиях. С 2003 года возобновлены работы по созданию унифицированного средства, предназначенного для наводки наплавных мостов, применения в качестве плавучих опор разборных высоководных мостов и выполнения всего комплекса монтажных работ, а также универ-сальных мостовых конструкций, идущих на замену существующих образ-цов высоководных автодорожных разборных мостов. Решение этих слож-ных задач предполагает проведение исследований в весьма широком диапа-зоне. Предусматривается также проведение большого комплекса исследо-вательских, экспериментальных и конструкторских работ по созданию ма-шин, различного оборудования для механизации ручного труда как при вы-полнении монтажных работ, так и при укладке дорожных покрытий.

Процесс создания технических средств охватывает большой комплекс взаимоувязанных вопросов, от своевременного решения которых зависит качество образцов. Их разработка ведется в военно-учебных заведениях, в научно-технических комитетах, военных институтах, в промышленности, на испытательных полигонах и, наконец, в войсках. Однако сроки согла-сования разработок в различных инстанциях превышают все разумные пределы. О величине затрат времени прохождения всех звеньев можно су-дить по следующим цифрам. Среднее время разработки однопролетного автодорожного разборного моста - 160 дней, а согласование с различны-ми инстанциями - 350 дней. При разработке машины типа установки за-винчивания свай требуется от 25 до 35 согласований комплектующих уз-лов или деталей, а создание технической системы типа вантово-балочного моста требует 400-600 согласований, на что уходит от трех до пяти лет.

В этих условиях для обеспечения боевой готовности Тыла ВС техниче-ская политика развития дорожных войск должна быть направлена на ре-шение ряда проблемных вопросов, прежде всего: обеспечение мобильно-сти и маневренности дорожно-технических средств, унификацию средств транспортировки и шасси под монтаж, обеспечение макси-мальной механизации трудоемких процессов.

При создании запасов дорожно-технических средств приоритет бу-дет отдаваться в первую очередь тем, которые определяют боеготов-ность войск, т.е. автодорожным разборным мостам, сваепогружающим средствам и сваебойно-монтажным паромам.

Проведенный сопоставительный тактико-технический анализ отече-ственной техники автомобильно-дорожной службы с аналогами армий развитых стран мира по живучести, надежности, конструктивному и тех-нологическому совершенству позволяет сделать вывод о том, что техни-ческий уровень существующих и перспективных российских образцов в основном соответствует современным требованиям и по основным пока-зателям не уступает подобным зарубежным средствам.

В настоящее время важно правильно провести корректировку путей дальнейшего развития и совершенствования технических средств до-рожной службы с учетом отечественного и зарубежного опыта, а также требований Военной доктрины. Для этого, на наш взгляд, основные усилия при проведении научно-исследовательских и опытно-констру-кторских работ следует направить на закрепление достигнутых резуль-татов, улучшение технико-экономических, технологических и эксплу-атационных показателей дорожной техники, расширение области при-менения ее в различных гидрологических и грунтово-геологических условиях местности, а также модернизацию имеющихся образцов.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации