Формирование оборонного сознания населения страны
«Военная мысль» №9. 2004г (стр.60-66)
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Формирование оборонного сознания населения страны
Полковник А.В. МАКЛАЧКОВ,
кандидат исторических наук
ОДНОЙ из составляющих военной подготовки молодежи в 1961 - 1991 годы была подготовка военных специалистов через систему Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), профессионально-технического образования и военно-патриотических клубов и объединений. Главенствующую роль при этом по праву занимало ДОСААФ, которое, являясь, по существу, государственной структурой, выполнявшей специфические задачи, связанные с конкретными правительственными заданиями, вносило существенный вклад в укрепление обороны страны. В 60-е годы ДОСААФ выполняло также ряд других функций, в том числе связанных с подготовкой населения СССР по 14-часовой программе «Готов к ПВО» и по 19-часовой программе гражданской обороны.
При обучении нормам «Готов к ПВО» повсеместно использовался метод проведения киносеансов для населения того или иного района, который обеспечивал стопроцентный охват. Задача всеобщего обязательного обучения населения СССР способам защиты от оружия массового поражения была возложена на ДОСААФ Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1955 года, вводившего это обучение, и Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13.07.1961 года. Для обучения населения по программе гражданской обороны в ДОСААФ имелось 809 школ и учебно-методический центр. В дальнейшем постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7.05.1966 года «О состоянии и мерах по улучшению работы ДОСААФ СССР» ДОСААФ было освобождено от проведения всеобщего обязательного обучения населения СССР защите от оружия массового поражения. Эта обязанность была возложена на органы гражданской обороны СССР.
Анализ архивных источников, постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, материалов съездов, пленумов ДОСААФ показал, что подготовка военных специалистов велась по двум основным направлениям: непосредственной подготовкой специалистов для Вооруженных Сил и опосредованно, через обучение специалистов для народного хозяйства по специальностям, родственным военным. Чтобы глубже понять суть проводившейся работы с ее положительными и негативными тенденциями, рассмотрим каждое из этих направлений отдельно.
Подготовка специалистов для Вооруженных Сил осуществлялась в форме своеобразного «госзаказа», что видно из механизма его принятия и реализации: ЦК ДОСААФ готовил предложения, которые через Министерство обороны СССР попадали в Совет Министров и возвращались обратно как постановления правительства и директивы Генерального штаба Вооруженных Сил. Под утвержденные задания ДОСААФ ежегодно выделялись денежные средства. Такой порядок строго соблюдался в рассматриваемый период.
В развитии системы подготовки специалистов для Вооруженных Сил можно выделить два этапа: первый - 1961-1967 годы; второй - 1967- 1991 годы. Границей между двумя этими этапами были: Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» и Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25.07.1967 года «О мероприятиях, связанных с подготовкой специалистов для Вооруженных Сил СССР». Одним из главных направлений деятельности государственных органов было не только значительное количественное увеличение готовящихся специалистов для Вооруженных Сил, но и повышение их качественной подготовки. Механизм выполнения этой задачи был определен в директиве Генерального штаба Вооруженных Сил СССР от 14.07.1967 года и соответствующем постановлении бюро Президиума ЦК ДОСААФ от 9.08.1967 года.
Такие выводы о количественном и качественном состоянии военно-технической подготовки в учебных организациях ДОСААФ были не случайны. При изучении и анализе отчетов в ЦК КПСС, Совет Министров СССР и Министерство обороны приходишь к выводу о том, что положение было далеко не идеальным. Об этом свидетельствуют и многочисленные материалы заседаний коллегий Министерства обороны СССР (как заказчика), а также ряд отчетов о прохождении военной службы, в которых наглядно отражены многочисленные недоработки.
Так, после проверки комиссией Министерства обороны с участием представителей ЦК ДОСААФ в январе-феврале 1962 года подготовки специалистов для армии и флота в учебных организациях добровольного общества в Грузии, Узбекистане, Украине, Татарии, Краснодарском крае, Куйбышевской, Московской, Ростовской, Свердловской, Челябинской областях и в Москве коллегия Министерства обороны отметила, что «качество подготовки специалистов для Вооруженных Сил во многих учебных организациях продолжает оставаться низким, в обучении призывников и военнообязанных допускается много условностей, практические навыки по специальностям отрабатываются крайне недостаточно». Одной из причин этого коллегия назвала чрезмерное увлечение хозрасчетной деятельностью в автоклубах.
По итогам этой проверки автоклубам, в которых было низкое качество подготовки контингента для Вооруженных Сил СССР, запретили подготовку водителей по хозрасчету. Однако через несколько месяцев на II пленуме ЦК ДОСААФ было принято постановление «О дальнейшем развитии общественных начал в деятельности ДОСААФ», в котором выдвигались требования об «усилении хозрасчетной деятельности и работы без дотаций». О решении коллегии Министерства обороны СССР уже не упоминалось, как не упоминались и автоклубы, которым была запрещена хозрасчетная деятельность.
Через три года в директиве министра обороны СССР от 16.09.1965 года, изданной по итогам заседания коллегии Министерства обороны, недвусмысленно указывалось, что программы подготовки призывников не в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым к военным специалистам, призывники не получают необходимой первоначальной военной подготовки и почти не отличаются от остальной призывной молодежи. Особенно плохое состояние с подготовкой специалистов для Вооруженных Сил отмечалось в автомобильных учебных организациях ДОСААФ. В письме председателю ДОСААФ из центрального автотракторного управления Министерства обороны СССР от 14.06.1966 года «Об итогах проверки подготовки водителей автомобилей в 90 автомотоклубах ДОСААФ» говорилось, что из пяти тысяч курсантов, сдавших экзамены, 12% получили оценку «неудовлетворительно». Во многих местах из-за слабых знаний и низкой посещаемости экзамены были прекращены и продлен срок обучения.
Своеобразный итог подготовки специалистов для армии и флота подвел VI съезд ДОСААФ, который констатировал, что качество обучения молодежи военно-техническим специальностям еще не отвечает современным требованиям и имеющимся возможностям. Критически оценив результаты своей деятельности, делегаты съезда приняли резолюцию, в которой констатировали: «Мы еще не добились такого положения, чтобы все учебные организации выпускали хорошо подготовленных технических специалистов. В некоторых из них низок уровень учебно-методической работы, обучаемые не получают необходимых технических знаний и особенно практических навыков по эксплуатации техники».
Дополнением к этому стало решение бюро президиума ЦК ДОСААФ от 27.10.1967 года «О перестройке системы подготовки морских специалистов в учебных организациях ДОСААФ в соответствии с Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности», где в резкой форме указывалось, что существующая система подготовки специалистов для флота в морских клубах ДОСААФ в силу раздробленности, малой штатной численности и слабой учебной материально-технической базы последних не обеспечивает решение стоящих перед ними задач.
Конечно, нельзя отрицать и тот факт, что были и другие - объективные факторы, которые негативно сказывались на деятельности ДОСААФ. Прежде всего это было связано с материально-техническим снабжением оборонного общества. В нарушение постановления Совета Министров СССР от 12.08.1961 года многие учебные организации размещались неудовлетворительно, о чем неоднократно информировались Совет Министров СССР и Министерство обороны. В докладе председателя ЦК ДОСААФ Военному совету Сухопутных войск «О состоянии и мерах по улучшению подготовки специалистов в учебных организациях ДОСААФ» в 1962 году особый упор делался на наличие больших трудностей в обеспечении помещениями, техникой, имуществом и учебно-наглядными пособиями. Так, на начало 1962 года не был решен вопрос с обеспечением автомотоклубов помещениями и гаражами в Грузии, Латвии, Литве, Туркмении, Эстонии, Татарии, Чувашии, Краснодарском, Приморском краях, Новосибирской, Куйбышевской, Днепропетровской областях. Особенно неважно обстояли дела в Москве, Ленинграде и Киеве.
Наиболее сложное положение было с подготовкой ряда профилей водителей-механиков специальных машин аэродромной службы и механиков-водителей арттягачей. Десять автоучебных центров, переведенных с осени 1960 года на подготовку механиков-водителей тягачей, получили из Министерства обороны по состоянию на 1962 год лишь по одному-два ходовых тягача вместо шести. Кроме этого, существовали трудности с обеспечением морских клубов: по штатной численности не хватало 154 катера и 155 ялов. Всего в первой половине 60-х годов ДОСААФу не доставало: 214 автоклассов, 110 вертолетов, 55 самолетов Ан-2, 100 тракторов, 927 автоприцепов, 2509 радиостанций и др. Причиной отсутствия, например, наглядных пособий было то, что Министерство финансов денег на них не выделяло, так как в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 3060 от 1951 года ими ДОСААФ должно было обеспечивать Министерство обороны СССР, которое, в свою очередь, предъявляло претензии к ДОСААФ. Низкая заработная плата работников организаций оборонного общества приводила к большой текучести кадров.
Кроме материально-технических причин низкая эффективность подготовки специалистов для армии и флота в первой половине 60-х годов обусловливалась также отсутствием необходимой реальной помощи со стороны воинских частей, значительным удалением множества филиалов клубов ДОСААФ от мест постоянного базирования при ограниченной материально-технической базе. Например, в Украине в эти годы было открыто 132 таких филиала в селах, где насчитывалось по три-пять допризывников. Кроме того, там отмечалось неудовлетворительное выполнение указания правительства об организации обучения допризывников непосредственно на предприятиях с комплектованием учебных групп по родственным профессиям; низкий уровень воспитательной работы в учебных организациях; недостаточный уровень специальной и методической подготовки инструкторско-преподавательского состава, его перегрузка, неправильное планирование; слабый контроль за организацией учебного процесса.
Конечно, существовали и субъективные причины недостатков, рождавшиеся в недрах самого ДОСААФ. Одна из них - несамостоятельность общества, которое без санкции вышестоящих органов не делало ни одного шага. Например, в записке председателя ЦК ДОСААФ А. Гетмана по поводу представленного доклада Военному совету Сухопутных войск об итогах деятельности организации за 1962-1963 годы и 1963/64 учебный год было сказано: «Хороший доклад. Надо нам посоветоваться по просьбам и затем показать в ЦК (тт. Савинкову, Сысоеву и, может быть, Миронову)». Такая боязнь руководства ДАСААФ проявить хоть какую-то самостоятельность постепенно превращала добровольное общество в чисто государственную структуру.
И все же вопреки имевшимся трудностям в 1961 - 1965 годах в учебных организациях ДОСААФ было подготовлено 1 290 039 специалистов для Вооруженных Сил СССР.
Сложности социально-экономического развития, застойные тенденции не дали выполнить задуманное, а принятие Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» добавило много новых проблем. В итоге все осталось по-старому: те же проблемы и «успехи» в перевыполнении заданий правительства и оперативности в подготовке по новым специальностям.
После 1967 года для поощрения передовых учебных организаций ДОСААФ Министерством обороны СССР и военными советами военных округов были учреждены переходящие Красные знамена, вручавшиеся по окончании учебного года. Хорошим стимулом для учебы призывников стало вручение им нагрудного знака «За отличную учебу», учрежденного ЦК ДОСААФ. Отметив в связи с внедрением в практику этих и других новшеств повышение качества подготовки специалистов для армии и флота, VII съезд ДОСААФ в 1971 году (первый после принятия Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности») все же вынужден был признать, что до сих пор значительная часть учебных организаций общества не обеспечивает высокого качества подготовки специалистов для армии.
Причины этого заключались в следующем: отсутствие учета двух призывов в год при планировании военно-технической подготовки, в результате чего немало призывников попадали на военную службу через пять-шесть месяцев после окончания учебы в организациях ДОСААФ, утрачивая полученные знания; нарушение принципа комплектования учебных групп (в них включались призывники с разным уровнем образования, без учета производственной занятости); нарушение методики преподавания; неудовлетворительное размещение многих учебных организаций; недостатки в воспитательной работе; низкая организация контроля за работой учебных организаций.
Атмосферу подозрительности создавало требование директивы председателя ЦК ДОСААФ СССР А.И. Покрышкина от 7.08.1975 года о категорическом запрещении принимать призывников на укомплектование авиационных организаций из «семей реэмигрантов и имеющих родственников за границей».
О наличии невыполненных задач учебными организациями говорилось на V пленуме ЦК ДОСААФ в ноябре 1980 года. Подводя итоги проделанной работы в конце 70-х годов, выступавшие отмечали, что отдельные призывники имеют невысокие практические навыки в работе на технике, в ее обслуживании, слабо ознакомлены с укладом армейской и флотской жизни, требованиями воинской дисциплины. На IX Всесоюзном съезде ДОСААФ в 1983 году приводились данные о том, что в 1981/82 учебному году более 30% курсантов, проверенных комиссиями, не показали достаточно прочных знаний и твердых навыков, хотя к этому времени 70% учебных организаций ДОСААФ имели хорошую учебную базу.
В декабре 1976 года бюро президиума ЦК ДОСААФ СССР утвердило «Положение о школе ДОСААФ» для автомобильных, технических, радиотехнических, морских и объединенных школ ДОСААФ. В этих школах (где призывников обучали по дневной или вечерней программе) организовывался внутренний распорядок, соответствующий требованиям уставов Вооруженных Сил СССР. Для проведения спортивно-массовой работы при школах ДОСААФ создавались спортивные клубы. Одновременно разрешалось создание различных хозрасчетных организаций (тиры, лодочные станции и т.д.).
В итогах проверки управления вневойсковой подготовки Министерства обороны СССР совместно с представителями отделов административных органов ЦК КПСС, Советов Министров союзных республики ЦК ДОСААФ в 80-е годы отмечалось «ослабление внимания местных советских органов к подготовке молодежи к защите Отечества, в том числе к проблемам военно-технической подготовки, ограничивавших свою деятельность большей частью принятием решений о проведении приписки и призыва».
Среди имевших место многочисленных отрицательных фактов выделим два: невыполнение плана подготовки специалистов для Вооруженных Сил из-за недопоставки призывного контингента в 1987 году военкоматами Грузии, Мордовии, Астраханской, Вологодской, Волгоградской, Рязанской, Иркутской, Магаданской, Калининградской областей и г. Киева (в 1986 году не справились с заданием 16 краевых и областных комитетов ДОСААФ); низкое качество организации учебного процесса. Например, в 1985 году из учебных организаций ДОСААФ было отчислено 10 тыс. курсантов, а в 1988 году - 20 тыс.
В 1985 году из 250 проверенных учебных организаций 12 получили оценку «неудовлетворительно», в 1987 году из 398 попавших под проверку школ ДОСААФ неудовлетворительно были оценены 50%.
В связи с этим возникает недоумение по поводу 100%-го выполнения плана подготовки специалистов для Вооруженных Сил: или это была гонка в ущерб качеству в других регионах, или очковтирательство и приписки. А может быть, и то, и другое вместе. К сожалению, архивные источники не дают возможности найти однозначный ответ, но истина, видимо, где-то посередине. Что касается качества, то выборочные проверки не могли дать полных данных, а в армейских условиях комплексные исследования не проводились, тем более что из года в год многие призывники служили в частях, не соответствующих профилю подготовки.
Особым периодом в военно-технической подготовке молодежи стал конец 80-х - начало 90-х годов. Он характеризовался постепенным свертыванием подготовки специалистов для армии и флота в национальных регионах: в 1989-1990 годах она была прекращена в Армении, Грузии, Прибалтике, что усиливало нагрузку на другие регионы, так как количественно итоговые результаты не снижались (в 1988 году было подготовлено 377 983 человек, в 1989 году - 387 545 человек, 1990 году - 379 014 человек), план выполнялся более чем на 100 %.
В эти же годы ошибочным, как представляется, решением, отрицательно сказавшимся на подготовке авиационных специалистов, стала ликвидация с 1 сентября 1991 года 34 учебных авиационных центров, созданных на основании Постановления Совета Министров СССР от 3.10.1966 года. Инициатором этого выступило Министерство обороны СССР, обосновавшее свое предложение отсутствием необходимости в специалистах данного профиля и материальными расходами (160 млн рублей в год). Но, видимо, реальные причины заключались в другом, а именно - требовались аэродромы для выводившихся из групп войск частей ВВС. Действительно, на базе бывших УАЦ позднее разместились авиационные части, выводимые из групп войск.
Значительный урон единой системе подготовки специалистов для Вооруженных Сил был нанесен в сентябре-октябре 1991 года. Преобразование на VII пленуме ЦК ДОСААФ (23.10.1991 г.) общества в Союз оборонных спортивно-технических организаций (обществ) суверенных республик положения не улучшило.
Каков же общий итог деятельности ДОСААФ СССР по подготовке специалистов для Вооруженных Сил с 1961 по 1991 год? За этот период подготовлено около 9,8 млн человек; в среднем за каждое пятилетие готовилось от 1,5 до 2 млн человек. Количество призывников, имевших военно-техническую специальность, увеличилось в среднем до 40%.
Наряду с подготовкой молодежи к службе в Вооруженных Силах СССР большое место в деятельности организаций ДОСААФ занимало обучение населения СССР массовым техническим профессиям, имевшим военно-прикладное значение. Особенностями этой работы в 1961-1991 годах было то, что: задания на подготовку кадров массовых технических профессий утверждались местными советскими органами исходя из интересов и потребностей народного хозяйства республики, края, области, а финансирование шло в основном за счет самих обучаемых; постоянно расширялась подготовка технических специалистов по договорам с заинтересованными организациями за счет последних; особое внимание уделялось подготовке водительских кадров и кадров массовых технических профессий на селе; в подготовке кадров массовых технических профессий большое место занимала деятельность спортивно-технических клубов ДОСААФ, имевших возможность действовать на хозрасчетных началах.
Научный интерес в рамках исследуемой темы представляет тот факт, что из подготовленных за 1961 - 1991 годы более 64 млн специалистов народного хозяйства 15-20% были призывниками, а 40-50% людьми, прошедшими армейскую службу. Это давало возможность в комплексе с подготовкой специалистов для Вооруженных Сил проводить своеобразный технический всеобуч молодежи, что позволило оперативно реагировать на ход научно-технического прогресса, способствовало распространению технических знаний в массах. В 1961-1991 годы получили развитие и другие формы распространения технических знаний в рамках ДОСААФ. Заслуживает внимания организация технических кружков и курсов, лабораторий и мастерских моделирования, общественных конструкторских бюро, домов военно-технического обучения, смотров-конкурсов технического творчества, опыт которых требует тщательного изучения.
Таким образом, обучение молодежи разнообразным техническим профессиям способствовало организации массового профессионального обучения граждан страны и формированию у них оборонного сознания, что крайне важно для нашего государства в современных условиях. Система военно-технической подготовки не только предполагала организацию массового профессионального обучения граждан страны, но и способствовала накоплению мобилизационных ресурсов, исходя из военно-прикладной направленности многих специальностей (водители, радиоспециалисты, электромеханики, специалисты подводно-технических работ и др.). Кроме этого, данная деятельность позволяла получать дополнительные средства для выполнения задач, связанных с подготовкой молодежи к военной службе, развитием технического творчества и спорта, патриотического воспитания граждан.
Статья написана на основе обобщения опыта военно-технической подготовки молодежи страны в 1961-1991 годах.
ГА РФ, ф. 9552, оп. 2, д. 597, л. 45; д. 703, л. 23; д. 569, л. 17; д. 615, л.7-8; д. 741, л. 9.
ГА РФ, ф. 9552, оп. 2, д. 778, л. 47.
ГА РФ, ф. 9552, оп. 2, д. 575, л. 3.
ГА РФ, ф. 9552, оп. 2, д. 573, л. 38.
Материалы VI Всесоюзного съезда ДОСААФ. С. 15, 17.
ГА РФ, ф. 9552, оп. 2, д. 663, л. 71.
Материалы VII Всесоюзного съезда ДОСААФ. С. 20.
ГА РФ, ф. 9552, оп. 2, д. 1084, л. 28.
ЦА ЦС РОСТО, ф. 9552, оп. 1, д. 2, 1984, л. 60.
ЦАЦСРОСТО, ф. 9552, оп. 1,д. , 1988, л. 29; д. 4, 1988, л. 29; д. 4, 1988, л. 29.
ЦА ЦС РОСТО, ф. 9552, оп. 1, д. 5, 1991, л. 35-38.