Энергетическая безопасность и проблемы обеспечения Вооруженных Сил горючим

«Военная мысль" №8.2004г. .( стр. 22-29)

ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА И ТЫЛ

Энергетическая безопасность и проблемы обеспечения Вооруженных Сил горючим

Начальник Центрального управления ракетного топлива и горючего МО РФ

генерал-лейтенант Г.Н. ОЧЕРЕТЯН

КАК ПОКАЗЫВАЕТ исторический опыт, значение горючего для обеспечения боевых действий войск и для ведения войны в целом стре-мительно возрастает. Если по окончании Первой мировой войны запад-ные дипломаты заявили, что Антанта пришла к победе на гребне неф-ти, то Вторая мировая война со всей очевидностью показала важность и единство понятий «обороноспособность» и «обеспеченность горючим» для любого государства, как бы ни было оно велико и хорошо вооруже-но. Уже в то время доля горючего, потребляемого войсками, достигла 50% от общего объема поставок всех материальных средств, необходи-мых для ведения боевых действий (включая боеприпасы).

Современная история также убедительно доказала, что одним из важнейших факторов, способствующих достижению победы в войне, является обеспеченность армии именно горючим. В послевоенный пери-од развитие военного дела и оснащение Вооруженных Сил современ-ным вооружением и военной техникой еще в большей мере повысили значение основного их энергоносителя - горючего.

Вместе с тем, как показывают исследования, за последние 150 лет че-ловечество израсходовало примерно половину разведанных невозобновимых запасов основных природных ресурсов, которые были накоплены за пять миллиардов лет существования Земли. Это касается в первую оче-редь жидкого топлива (нефти и природного газа), которого за последние 50 лет было израсходовано практически столько же, сколько разведано в недрах нашей планеты. По последним подсчетам Института нефти и га-за мировые запасы нефти составляют около 0,5 трлн. тонн. Из них 121 млрд. тонн уже добыли из недр, 160 млрд. тонн открыли и 205 млрд. тонн еще предстоит найти. Что касается России, то при численности россиян всего 2,5% от общего населения Земли она обладает 40% всех природных богатств планеты, на территории России находятся 13% разведанных мировых запасов нефти и 36% природного газа. Здесь необходимо отме-тить, что если в период с 1985 по 1991 год прирост разведанных запасов нефти в нашей стране составлял в целом около 1,1 млрд. тонн, т.е. в два раза превышал годовую добычу, то с 1991 по 2000 год этот прирост умень-шился до 250 млн. тонн (а начиная с 1994 года прирост разведанных за-пасов нефти в России не компенсирует текущую добычу). Поэтому к 2001 году запасы нефти уменьшились в целом по стране на 13 %, а в За-падной Сибири (главном нефтеносном регионе страны, где добывается 69 % нефти и 92 % природного газа) - на 17,55 %.

Необходимо подчеркнуть, что разведка недр - рискованная и не са-мая дешевая составляющая нефтяного бизнеса. Для того чтобы прове-сти разведку и подготовить к освоению крупные нефтегазоносные про-винции, необходимы годы и даже десятилетия. По этой причине част-ные нефтяные компании во всем мире довольно неохотно вкладывают деньги в такие проекты. Как правило, эту роль берет на себя государст-во, выигрывая на том, что разведанные и подтвержденные запасы затем продаются нефтяным компаниям за большие деньги, чем неиссле-дованные участки. Подавляющая доля нефтяных запасов России (бо-лее 70 %) контролируется всего пятью компаниями. Для повышения капитализации нефтяные компании приобретают все новые и новые месторождения, освоение которых в ближайшее время не планируется. По владению разведанными запасами наши компании действительно входят в мировые лидеры. Но при этом уровень инвестиций в поддержа-ние и развитие добычи в России в десятки раз ниже, чем у мировых конку-рентов. Коэффициент извлечения нефти из месторождений у боль-шинства компаний первой пятерки едва достигает 0,2 - это означает, что более 80% нефти остается в земле. В этих условиях основная «на-грузка» ложится на природный газ, доля которого в топливно-энерге-тических расходах страны достигла 60%.

Однако для Вооруженных Сил перевод работы двигателей силовых установок и агрегатов боевых комплексов, образцов вооружения и воен-ной техники с жидких нефтяных топлив на природный газ в настоящее время не представляется возможным по следующим основным причинам: во-первых, такая замена приведет к снижению тактико-технических ха-рактеристик боевых комплексов и образцов ВВТ вследствие более низ-кой энергетики природного газа относительно жидких нефтяных топ-лив; во-вторых, отсутствует возможность содержания и эшелонирова-ния запасов природного газа для обеспечения мобилизационного развертывания войск (сил), а также обеспечения их природным газом в условиях мирного и военного времени из-за отсутствия необходимой инфраструктуры и технических средств; в-третьих, существует опас-ность снижения эксплуатационных характеристик двигателей (напри-мер, возможен ненадежный запуск двигателя при отрицательных тем-пературах окружающего воздуха).

Прогнозируемое снижение уровня запасов нефти в стране уже сейчас заставляет нефтеперерабатывающую промышленность проводить науч-но-исследовательские и опытно-промышленные работы по увеличению глубины переработки нефти и повышению выхода из нее горючего. Уве-личение номенклатуры (количества) присадок, вовлекаемых в произ-водство нефтепродуктов и ориентированных в большей степени на гра-жданский сектор экономики, приведет к снижению эксплуатационных свойств горючего, прежде всего его качества при длительном хранении и смешении. Снижение сроков длительного хранения горючего создаст серь-езные проблемы с наличием и освежением его мобилизационных запасов и отрицательно скажется на мобилизационной готовности Вооруженных Сил.

Еще одним негативным, на наш взгляд, явлением становится слия-ние нефтяных компаний, которое идет очень интенсивно во всем ми-ре. В США не осталось ни одной крупной компании, которая в своем названии не имела бы наименований слившихся фирм. Однако укруп-нение нефтяных компаний, обладающих мощными финансовыми ре-сурсами, по мнению экспертов, происходит не только с целью их раз-вития, но и для поглощения более мелких компаний, что может при-вести к появлению супермонополиста, неподконтрольного государству. Эксперты в России говорят пока не о монополизации, а о консолида-ции нефтяного сектора. Но государство в интересах своей энергетиче-ской безопасности должно позаботиться, чтобы не произошло перехо-да от второго к первому, ведь в существующих экономических услови-ях установление высоких монопольных цен на горючее негативно отразится на обеспеченности горючим войск (сил).

В последние годы от зарубежных инвесторов неоднократно поступали предложения о покупке наших нефтяных компаний (последнее предложение от Китая - о покупке «Славнефти» за 3 млрд. долл.). Ситуация, ко-гда контроль добычи и переработки нефти, а также реализации нефтепродук-тов будет находиться не в нашем Правительстве, а в других зарубежных стра-нах, также отрицательно повлияет на стратегическое развитие топливно-энергетического комплекса и безопасность страны в целом.

В 2003 году распоряжением Правительства Российской Федерации № 1234-р была утверждена «Энергетическая стратегия России», целя-ми которой являются: максимально эффективное использование при-родных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетиче-ского сектора для роста экономики и повышения качества жизни насе-ления страны; защита прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов; обеспечение обороны и безопасности госу-дарства, эффективного управления государственной собственностью и достижение качественно нового состояния энергетического сектора.

На протяжении последних лет остро стоит проблема обеспечения ВС РФ отдельными марками ГСМ (особенно маслами для авиационной техники) в связи с прекращением их производства и поставок отечест-венной промышленностью. Разрыв в начале 90-х годов экономических и производственных связей в нефтеперерабатывающем комплексе на территории бывшего СССР послужил причиной резкого сокращения, а по ряду позиций и прекращения производства штатных марок ГСМ и присадок к ним. После распада Советского Союза основные разработ-чики присадок (НПО «Маема» в Киеве, ИХП им. Кулиева в Баку), а также потенциальные их производители (в Дрогобыче на Украине, Па-влодаре в Казахстане и Сумгаите в Азербайджане) оказались за преде-лами России. Ряд же предприятий прекратил выпуск нефтяной основы для производства масел. Этой ситуацией воспользовались широко из-вестные зарубежные фирмы с многолетним опытом работы. В резуль-тате на российский рынок нефтепродуктов стали поступать и реализовываться в большом объеме импортные присадки (пакеты присадок). Зависимость таких поставок от политической и экономической конъюнк-туры в международных отношениях непосредственно влияет на надежное и устойчивое обеспечение горючим Вооруженных Сил и, следовательно, на оборонную безопасность страны.

К сожалению, имеют место случаи, когда конструкторские бюро промышленности при разработке образцов техники двойного назначе-ния и даже боевых комплексов зачастую назначают для их эксплуата-ции марки ГСМ без учета возможностей отечественной промышленной и сырьевой базы. Обеспечение указанных образцов в Вооруженных Си-лах «нештатными» ГСМ в военное время (когда поставки зарубежных нефтепродуктов и присадок к ним будут прекращены) станет невоз-можным, а перевод их на другие (штатные) марки ГСМ потребует до-полнительных финансовых и материальных расходов. Указанная проб-лема должна решаться сегодня, в мирное время, причем незамедлительно.

Обоснованную озабоченность вызывает состояние инфраструктуры системы нефтепродуктообеспечения. В настоящее время разные регионы Российской Федерации имеют крайне неравномерную насыщенность объектами производства, хранения и транспортировки нефтепродуктов. Оценка возможного грузопотока материальных средств в условиях мир-ного и военного времени на территории Российской Федерации показы-вает, что при обеспечении горючим войск (сил), ведущих боевые дейст-вия на отдельных стратегических направлениях, может возникнуть его дефицит. Развитие же инфраструктуры системы нефтепродуктообеспече-ния страны, в первую очередь трубопроводно-складской системы, в тече-ние целого ряда лет практически не осуществлялось.

Таким образом, к основным проблемам обеспечения горючим Воору-женных Сил можно отнести: снижение уровня запасов нефти в России; монополизацию рынка нефтепродуктов; возможность ухода нефтяных запасов под контроль зарубежных компаний и фирм; ослабление госу-дарственного контроля и надзора за эффективным использованием нефти и качеством продуктов ее переработки; неоправданно широкую номенклатуру нефтепродуктов; прекращение производства в России ряда основных марок ГСМ; отсутствие в России производства ряда присадок к нефтепродуктам и как следствие применение их произво-дителями импортных пакетов присадок; недостаточно развитую инф-раструктуру системы нефтепродуктообеспечения страны; низкий уро-вень ежегодного финансирования военной организации государства.

Для решения вышеуказанных проблем Министерством обороны ре-ализуется ряд мероприятий. Так, в соответствии с «Планом строитель-ства Вооруженных Сил Российской Федерации» в 2000 году Централь-ным управлением ракетного топлива и горючего (ЦУРТГ) Министер-ства обороны Российской Федерации разработана «Концепция развития службы горючего Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2015 года», в которой определены основные направления развития службы: развитие мобилизационной базы, совершенствова-ние боевой и мобилизационной готовности, структуры, состава и орга-низационных основ деятельности; развитие материально-технической базы обеспечения горючим Вооруженных Сил; совершенствование оперативно-тыловой, боевой, специальной и мобилизационной под-готовки личного состава; развитие кадрового потенциала.

Принципы, заложенные в концепции, реализованы в программных документах службы горючего: «Программе совершенствования систе-мы технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федера-ции по службе горючего на период до 2015 года» и «Программе комп-лексного развития химмотологии в Вооруженных Силах Российской Федерации на 2001-2005 годы». Основные мероприятия, предусмот-ренные указанными концептуальными и программными документами на период до 2005 года, уже практически выполнены, долгосрочные же мероприятия планируется включить в Государственную программу вооружения на 2006-2015 годы.

Одна из главных задач, стоящих перед службой на современном эта-пе, - оптимизация ее структуры, а также полное, своевременное и каче-ственное обеспечение войск (сил) горючим (при рациональном расходова-нии материальных ресурсов и финансовых средств). Принципиально важным здесь является выполнение требований достаточности сил и средств службы горючего для обеспечения группировок войск (сил) и Вооруженных Сил в целом в любых условиях развязывания войн и воо-руженных конфликтов, а также соответствие ее состава и организаци-онно-штатной структуры задачам обеспечиваемых войск (сил). Для этого на первом этапе реформирования службы (до 2005 года) прово-дится дальнейшее совершенствование структуры ее соединений, час-тей и организаций и ЦУРТГ МО РФ в целом.

Совершенствование инфраструктуры службы горючего планируется осуществлять в рамках развития инфраструктуры военной организа-ции государства. При этом в соответствии с принятыми концептуаль-ными и программными документами в период до 2005 года необходи-мо: во-первых, подготовить основу для формирования современной системы стационарных баз (складов) горючего, которая включает стаци-онарные базы (склады) горючего, магистральные нефтепродуктопроводы (МНПП), приспособленные к развитию трубопроводно-складской системы и техническому прикрытию МНПП в особый период; во-вторых, обеспечить повышение мобильности, маневренности и производительности полевых складов горючего за счет повышения тех-нического уровня эластичных резервуаров.

В ходе осуществления мероприятий, направленных на приведение складов и баз в соответствие с современными оперативно-тыловыми, техническими и экологическими требованиями, в службе горючего разработана и реализуется «Концепция дальнейшего совершенствова-ния и развития стационарных баз и складов ракетного топлива и горю-чего». В развитие положений концепции разработан проект «Комп-лексной программы реконструкции и ремонта резервуарной емкости стационарных складов и баз горючего». Теоретические положения этих документов уже частично реализованы на практике.

В настоящее время российский нефтяной рынок поделен на сфе-ры влияния между крупными вертикально интегрированными (т.е. имеющими добывающие, перерабатывающие и сбытовые предпри-ятия) нефтяными компаниями. ЦУРТГ МО РФ заключает на кон-курсной основе государственные контракты с ними на поставку не-обходимых объемов горючего с конкретных нефтеперерабатываю-щих заводов с территориальной привязкой к военным округам и флотам, что позволяет значительно сократить транспортные расхо-ды и, следовательно, сэкономить выделенные финансовые средства федерального бюджета.

По-прежнему проблемным остается вопрос обеспечения горючим войск (сил), дислоцированных за рубежом. Закупки и поставки им нефтепродуктов осуществляются на основе детального экономиче-ского анализа, при котором учитываются цены на горючее в стране пребывания, таможенные условия, транспортные тарифы, а также состояние межгосударственных отношений. По результатам этого анализа принимается решение о закупках горючего на месте либо поставках его из России.

Кроме того, ЦУРТГ МО РФ решает и проблему хранения установ-ленных для Вооруженных Сил запасов горючего путем их накопления и перераспределения в Росрезерве, осуществления закладки горючего на хранение в стационарные МНПП, а также пересмотра норм содержа-ния и номенклатуры материальных средств, подлежащих хранению в неприкосновенных запасах, для оптимизации объемов их содержания в ВС РФ. Так, в соответствии с постановлением Правительства от 4 ап-реля 2000 года № 292-24 и решением министра обороны служба горю-чего совместно с акционерной компанией «Транснефтепродукт» про-водит работы по закладке горючего на хранение в стационарные МНПП, что в условиях сокращения баз и складов, а также отсутствия достаточного финансирования на их содержание и ремонт позволяет несколько снизить остроту этой проблемы.

В связи с прекращением производства и поставок ряда основных марок ГСМ малотоннажного производства, особенно масел для авиационной и бронетанковой техники, потребность в них войск (сил) обеспечивалась за счет имеющихся запасов на базах и складах Мини-стерства обороны и Росрезерва. Кроме того, проводился комплекс ор-ганизационных мероприятий по увеличению сроков службы масел, переводу техники на дублирующие марки и восстановлению отечест-венного производства. В частности, в 2000-2002 годах были разрабо-таны «Программа организации производства и модернизации мало-тоннажных отечественных горюче-смазочных материалов для нужд Вооруженных Сил и авиации России», предусматривавшая изготовле-ние 17 наиболее остродефицитных марок ГСМ (из них на сегодняш-ний день разработано и допущено к производству и применению 12 марок), и «Программа организации производства отечественных при-садок, входящих в состав ГСМ для ВВТ» (со сроком реализации меро-приятий до 2008 года), которая включает в себя работы, направленные на организацию производства в России наиболее значимых присадок к ГСМ на основе отечественного сырья.

Что касается проблемы утилизации компонентов жидкого ракетного топлива, то здесь основные усилия службы горючего направлены на промышленную переработку излишествующих окислителей меланж.

Актуальными остаются и вопросы состояния технических средств службы горючего и технической обеспеченности ими Вооруженных Сил. Эти технические средства представлены в Вооруженных Силах в ос-новном образцами, разработанными и поставленными предприятиями промышленности в войска в 70-90-е годы прошлого столетия. Объе-мы их заказов и поставок для федеральных (государственных) нужд в последнее время были незначительны, а по ряду номенклатурных по-зиций отсутствовали вообще. Для сохранения технологических линий в организациях промышленности заказывались лишь единичные об-разцы данных средств. Ряд предприятий, где доля серийного производ-ства продукции для федеральных (государственных) нужд составляла незначительную часть, вообще отказался от выполнения военных за-казов, обосновывая это нерентабельностью мелкосерийного производ-ства. Существующий же объем бюджетного финансирования государ-ственного оборонного заказа последних лет по закупкам технических средств позволяет восполнять их естественную убыль в среднем только на 10-12%. Поэтому обеспеченность Вооруженных Сил, например, автомобильными средствами заправки и транспортирования горючего (АСЗТГ) неуклонно снижается.

На сегодняшний день основным способом поддержания боевой готовности и продления сроков эксплуатации технических средств службы является своевременное осуществление капитального ре-монта. Ежегодно выделяемые ЦУРТГ МО РФ объемы ассигнований для проведения ремонта технических средств составляют 20-21% минимальной ежегодной потребности и позволяют выполнять ка-питальный ремонт 450-500 единиц АСЗТГ, хотя производственные мощности ремонтных предприятий ЦУРТГ МО РФ способны обес-печить более 3500 условных ремонтов в год. В соответствии с «Ком-плексным планом ремонта основных технических средств службы горючего на период 2001-2005 годы», утвержденным начальником Тыла ВС РФ - заместителем министра обороны Российской Феде-рации в 2000 году, ремонтные мастерские военных округов (флотов) организовали капитальный ремонт технологического и специально-го оборудования АСЗТГ, а ремонтные заводы ЦУРТГ МО РФ пере-шли к выполнению комплексного капитального ремонта автомо-бильных базовых шасси.

Кардинальное изменение существующего положения дел по техни-ческому обеспечению службы горючего возможно только при условии обеспечения соответствующего уровня финансирования научно-иссле-довательских и опытно-конструкторских работ, закупок и ремонта тех-нических средств в рамках Государственной программы вооружения на 2006-2015 годы. Анализ проекта ГПВ-2015 показывает, что ожидае-мый с 2006 года уровень финансирования значительно ниже потребно-го. В этих условиях главной целью в техническом обеспечении по службе горючего остается совершенствование материально-технической базы за счет опережающего развития технического потенциала и поддер-жания его на уровне, позволяющем в мирное и военное время выполнять поставленные задачи. Для этого необходимо упорядочить состав имею-щегося в наличии парка технических средств (в первую очередь - тех-ники со сверхнормативными сроками хранения и незначительным эксплуатационным ресурсом); создать перспективные образцы техни-ческих средств и организовать их серийную поставку в войска (силы); усовершенствовать систему технического обслуживания и ремонта технических средств службы горючего и обеспечить ее переход от экс-плуатации по ресурсу (планово-предупредительный метод ремонта технических средств службы горючего) к эксплуатации по техническо-му состоянию (ремонт по фактическому состоянию); создать единую для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Рос-сийской Федерации систему технического обеспечения по службе го-рючего, функционирующую по территориальному принципу.

Кроме этого, материально-техническая база службы горючего должна соответствовать заданным уровням боевой и мобилизацион-ной готовности службы, задачам по обеспечению своевременного стратегического развертывания Вооруженных Сил в угрожаемый пе-риод при минимальных материальных и финансовых затратах, требо-ваниям обеспечения живучести объектов инфраструктуры системы нефтепродуктообеспечения, оперативной готовности и сохраняемо-сти запасов горючего.

Создание по службе горючего научно-технического и конструкторско-технологического заделов в перспективе (при увеличении объема финансирования) должно позволить организовать в России промыш-ленное серийное производство новых образцов ГСМ, специальных жидкостей и технических средств службы горючего. Пока же удалось решить следующие задачи:

на основании совместных с ЦУРТГ МО РФ решений в установлен-ном порядке утверждены тактико-технические задания и за счет средств предприятий начаты инициативные разработки промышлен-ностью опытных образцов АСЗТГ;

повышается укомплектованность Вооруженных Сил за счет серий-ных закупок разработанных (модернизированных) в ходе выполнения ОКР перспективных технических средств службы горючего;

разработаны проекты новых руководящих и нормативных докумен-тов по службе горючего;

проведены исследования по возможности применения в перспек-тивных разработках новых материалов и технологий отечественной промышленности, завершается создание современных образцов тех-нических средств на отечественной промышленной базе;

приняты на снабжение Вооруженных Сил четыре опытных образца технических средств службы горючего, разработанных в ходе выполне-ния ОКР в соответствии с Государственной программой вооружения на период 2001-2010 годы;

разработана «Программа создания новых и модернизации сущест-вующих методов квалификационных испытаний, используемых при допуске горюче-смазочных материалов к применению в технике»;

организовано проведение полигонных, стендовых и огневых испы-таний новых марок ГСМ, специальных жидкостей, а также добавок и присадок к ним;

разработаны новые квалификационные методы испытаний топлив и масел, позволяющие уже на начальном этапе испытаний получать достоверную информацию об уровне эксплуатационных свойств но-вых и модернизированных ГСМ.

С принятием в 2000 году Советом Безопасности Российской Феде-рации соответствующего решения получила дальнейшее развитие «Программа перехода Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов к межведомственной (сопряженной) уни-фицированной системе тылового обеспечения». При ее реализации в службе горючего достаточно остро встал вопрос унификации систем тылового обеспечения Вооруженных Сил, других войск, воинских фор-мирований и органов, который включает в себя осуществление ряда мероприятий, в частности:

осуществление перехода к единой системе планирования, учета и отчетности, за основу которой предложено принять систему, сущест-вующую в настоящее время в Вооруженных Силах, и для решения указанного вопроса распространить требования руководящих доку-ментов Министерства обороны на другие войска, воинские форми-рования и органы;

координацию в организационном плане деятельности органов уп-равления тыла всех силовых структур, приведение к однотипной стру-ктуре их служб горючего и переход на обеспечение горючим и техниче-скими средствами по схеме: Тыл Вооруженных Сил (ЦУРТГ МО РФ) - службы горючего военных округов (флотов) - службы горючего ча-стей и соединений округов погранвойск и внутренних войск, ФСБ, ре-гиональных центров МЧС. Основным звеном в этой схеме обеспече-ния должна стать служба горючего военного округа (флота).

В настоящее время часть мероприятий уже выполнена. Межведом-ственная (сопряженная) унифицированная система тылового обеспе-чения прошла апробацию с положительными результатами в Калинин-градской области и на Сахалине. Полученный опыт позволяет сделать вывод, что эта программа будет выполнена в установленные сроки.

В свою очередь служба горючего Вооруженных Сил обеспечит вы-полнение связующих функций между системой нефтепродуктообеспечения страны и военной организацией государства, законодательно объединенных в интересах решения единой задачи - безусловного, полного, бесперебойного и своевременного удовлетворения потребно-стей войск (сил) в горючем в мирное и военное время.

Анализ закономерностей развития средств вооруженной борьбы, а также масштабов распространения угрозы международного терроризма показывает, что объекты трубопроводно-складской системы должны обладать высокой защищенностью и технической осна-щенностью, оптимальным уровнем механизации и автоматизации производственных про-цессов, повышенной производительностью, а также экологической безопасностью и задан-ной надежностью сохранения запасов горючего.

Наиболее крупными являются открытые акционерные общества «НК «ЛУКОЙЛ», «НК «ЮКОС», «Сибирская НК», «Роснефть», «НГК «Славнефть» и «ТНК-ВР». Территори-альное размещение нефтеперерабатывающих заводов в основном и определяет доминирую-щую роль нефтяной компании в том или ином регионе России.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации