Военная мысль 6.2006 г. (стр. 2-16)
«Военная мысль» №6.2006 г. (стр. 2-16)
75 ЛЕТ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТАНКОСТРОЕНИИ
Генерал-майор В.И. ФЕДОТА, кандидат технических наук
ФЕДОТА Владимир Иванович родился 19 июля 1954 года. Окончил Киевское высшее танковое инженерное училище (1979) и Военную академию бронетанковых войск (1994). Проходил службу в должностях: старшего инженера-технолога технологического бюро тактического отдела БТРЗ, заместителя главного инженера БТРЗ, начальника планово-производственного отдела - начальника производства, главного инженера БТРЗ, начальника БТРЗ. С 1999 года - начальник бронетанковой службы Забайкальского военного округа, а с сентября 2000 года - начальник 38 НИИИ Министерства обороны РФ. Автор более 50 научных работ.
ИСТОРИЯ развития и становления 38-го Научно-исследовательского испытательного института МО ведет свое начало еще с 1930-х годов, когда Красная Армия стала интенсивно оснащаться автобронетанковой техникой. Для всесторонней оценки этой техники приказом Реввоенсовета СССР от 4 апреля 1931 года № 22 был создан Научно-испытательный автобронетанковый полигон управления механизации и моторизации РККА, местом дислокации которого выбрали район станции Кубинка Белорусской железной дороги. 10 июля 1931 года считается датой основания института.
Насыщение Красной Армии автобронетанковой техникой позволило рассматривать ее броневые силы не только как вид высокозащищенного оружия, но и как основу самостоятельного рода войск - бронетанковых и механизированных. Достаточно упомянуть, что если в 1930 году выпустили порядка 170 танков, то к 1935 году отечественной промышленностью их было изготовлено уже около 10 000. По мере количественного и качественного роста автобронетанковой техники задачи, возлагаемые на полигон, усложнялись, а их количество увеличивалось. Только за период с 1934 по 1938 год на нем были проведены испытания танков БТ-2, БТ-5 и БТ-7, плавающих танков Т-37, Т-37А и Т-38, среднего танка Т-28, тяжелого танка Т-35, а также большого количества бронеавтомобилей, артиллерийских тягачей, тракторов, транспортных автомобилей, средств по преодолению препятствий и заграждений, ремонту и эксплуатации бронетанковой техники. При этом отмечались самые слабые стороны боевого применения танков: ограниченная обзорность поля боя, уязвимость от огня противотанковых орудий и противотанковых мин, трудность маскировки на поле боя, практическая беззащитность от авиации, значительная зависимость действий от условий местности.
К середине 30-х годов уже были выработаны принципы ведения глубоких наступательных операций, основу которых составляло массированное применение танков. Эти принципы ведения боевых действий сыграли важную роль в развитии военной науки. На основе ее рекомендаций разрабатывались и осуществлялись необходимые мероприятия по созданию бронетанковой техники, отвечающей новым требованиям по подвижности, защите, мощности вооружения и другим параметрам.
В 1939 году для проведения испытаний и объективной оценки многочисленных вариантов конструкций на полигон поступили 11 единиц техники, в том числе опытные танки А-20, Т-32, KB, CKM, Т-100, серийные танки БТ-5, БТ-7, БТ-7М и Т-26. Однако завершить эту работу не удалось, так как СМК, Т-100 и KB в середине ноября были отправлены на Карельский фронт, а А-20 и Т-32 - на Харьковский завод для последующей доработки.
С началом военных действий на Карельском перешейке в ноябре 1939 года остро встал вопрос о преодолении хорошо укрепленных оборонительных сооружений линии Маннергейма. Бронемашины Т-28 с противопульным бронированием и с 76-мм пушкой легко поражались. Нужны были танки с более мощной броней и огневой мощью. Поэтому для прорыва обороны противника была создана специальная танковая группа из СМК, Т-100 и KB, которая успешно решала поставленные задачи. В целом боевой опыт финской кампании имел огромное значение - прежде всего, была проверена концепция развития танков, основу которой составляла необходимость оснащения их противоснарядной броней.
Наряду с испытаниями военной техники на полигоне были организованы и показы ее боевых возможностей. Так, 17 марта 1940 года проводился смотр лучших образцов бронетанковой техники Красной Армии, в том числе танков KB, T-34, Т-40 и БТ-7М, бронемашин, артиллерийских орудий и тягачей. На нем присутствовали И.В. Сталин, М.И. Калинин, К.Е. Ворошилов, В.А. Малышев, руководители автобронетанкового управления РККА, видные советские военачальники и конструкторы.
Напряженный труд испытателей неоднократно отмечался правительственными наградами. В тридцатые годы их удостоилось 28 человек, в том числе указами Президиума Верховного Совета СССР «За самоотверженную ударную работу по испытанию боевых машин» в 1937-1938 годах были награждены: орденом Красного Знамени - военинженер 1 ранга Б.М. Коробков и майор А.П. Панфилов, орденом Красной Звезды - майор Н.Ф. Коровкин, военинженер 1 ранга Б.М. Коробков, военинженер 2 ранга А.И. Воробьев и воентехник 2 ранга М.И. Павлюченко, орденом Знак Почета - капитан Е.А. Кульчицкий, майор СИ. Набоков, младшие командиры М.М. Варивода и В.Г. Честных.
Великая Отечественная война потребовала от коллектива полигона коренной перестройки всей его деятельности. Уже 24 июня он был переведен на особый режим работы военного времени. Часть опытных инженеров-испытателей ушли на фронт: в июле 1941 года из личного состава полигона и Военной академии механизации и моторизации РККА формируется отдельный танковый батальон, который участвовал в боях на Северо-Западном фронте в составе 46-й танковой дивизии, а в августе 1941 года на полигоне создается еще один танковый батальон, на вооружении которого были танки Т-34 и КВ. Всего за годы войны полигон участвовал в формировании трех механизированных корпусов и трех дивизий, шести танковых бригад, двух тяжелых танковых полков и двадцати отдельных танковых батальонов.
В октябре 1941 года в связи с развернувшимися ожесточенными боями на полях Подмосковья по решению советского правительства, основная часть полигона была эвакуирована под г. Казань, и в течение 1942 - первой половины 1943 года испытательные и исследовательские работы проводились и там, и там.
Трудности начального периода войны, передислокация и отсутствие на новом месте необходимой материальной базы изменили характер испытаний, в частности сократились испытания брони и вооружения. С сентября 1942 года полигон переходит на новый временный штат. Однако и в этих условиях общий объем исследований не только не уменьшился, а, наоборот, возрос и составил за период его пребывания под Казанью свыше 200 испытательных работ.
Следует отметить, что с конца 1942 года увеличилось число испытаний иностранной техники, поставляемой по ленд-лизу. Кроме того, в соответствии с постановлением Государственного комитета обороны дополнительно были введены гарантийные испытания.
Ко всему прочему в период боев в Подмосковье лабораторные и производственные здания были разрушены, так что после разгрома немцев под Москвой пришлось восстанавливать и во многом создавать заново лабораторно-производственную базу.
О размахе работ по созданию и внедрению новых типов бронетанковой техники убедительно свидетельствует тот факт, что к 1944 году было изготовлено 25 опытных образцов танков и самоходно-артиллерийских установок, а только в 1945 году - 16. Всего же за 1942-1945 годы было изготовлено 62 танка и САУ различных типов и марок, всесторонние испытания большинства которых проводились полигоном. Это влекло за собой постоянный рост объема и усложнение характера испытаний и исследований. Основные же усилия коллектива были направлены на испытание и усовершенствование Т-60, Т-70, Т-34, KB, ИС-2, ИС-3, СУ-76, СУ-85, СУ-100, СУ-122, СУ-152, ИСУ-122 и ИСУ-152.
С середины 1943 года началась модернизация танка Т-34. На него вместо 76-мм орудия была поставлена пушка калибра 85-мм, а также внесен целый ряд других конструктивных изменений. Следует отметить, что всего за период с мая 1941 года по январь 1943 года в Т-34 было внесено более 200 конструкторских изменений, подавляющая часть которых была внедрена по рекомендациям полигона. При этом, несмотря на увеличение его веса на 3,5 т, были сохранены присущие ему высокие маневренные качества. После модернизации танку был присвоен индекс Т-34-85. Благодаря большим усилиям и творческому труду танкостроителей и испытателей танки серии Т-34 на всех этапах войны были наиболее совершенными боевыми машинами и обеспечили превосходство советских бронемашин над танками противника.
Большой объем работ выполнил коллектив полигона по испытаниям тяжелых танков KB, ИС-1, ИС-2 и ИС-3. По бронированию танк И С был в полтора раза мощнее тяжелого немецкого танка «Тигр» и в два - танка «Пантера», а по калибру вооружения в полтора раза превосходил тот же «Тигр». Удачное сочетание в конструкции ИС мощной брони, сильного вооружения и высокой маневренности сделало его лучшим тяжелым танком мира. Испытав в боях мощь наших танков, немецкое командование вынуждено было издать секретный приказ, в котором немецким танкистам предписывалось избегать боев, если на советской стороне применялись ИС.
Говоря о работах по усилению броневой защиты танков и САУ, следует отметить, что широкое развертывание контрольных испытаний снарядным обстрелом бронекорпусов и башен и реализация рекомендаций полигона обеспечили значительное повышение конструктивной прочности сварных соединений и улучшение качества брони (в частности, была разработана и предложена примерная схема броневой защиты танков ИС от кумулятивных гранат). Был проведен анализ более 500 бронекорпусов отечественных танков, получивших поражения в боевых операциях на Сталинградском фронте и Орловском направлении, в результате чего удалось с достаточным успехом добиться решения одной из главных задач - создания вполне современной броневой защиты танков и САУ.
Коллективом полигона была проведена колоссальная работа по обучению и переподготовке технического и командного состава Красной Армии. За годы войны прошли обучение и освоение новых образцов отечественной и зарубежной бронетанковой технике (БТТ) более 200 тыс. офицеров, сержантов и солдат, в том числе личный состав 3-го Уральского танкового корпуса, 5-го и 8-го механизированных корпусов, пяти воздушно-десантных дивизий, трех мотострелковых бригад, одной танковой бригады, четырех танковых полков. Испытатели выезжали в войска фронтов, в том числе Западного, Центрального, Сталинградского, 1-го и 3-го Украинских и 3-го Прибалтийского.
Уже в сентябре 1941 года полигоном были изданы справочники по основным образцам немецких танков Т-1, Т-Ш и T-TV с анализом и показом их слабых и уязвимых мест, ценная помощь войскам была оказана выпуском кратких, хорошо иллюстрированных памяток-инструкций по борьбе с немецкими танками. Всего было выполнено 86 работ по испытаниям трофейной техники, составлены инструкции и памятки по каждому образцу. В адрес командования полигона поступило множество благодарственных отзывов от войск за проделанную работу и оказанную помощь его представителями.
Советское правительство высоко оценило работу коллектива полигона в годы Великой Отечественной войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1944 года большая группа его сотрудников была удостоена высоких правительственных наград.
Вторая мировая война существенным образом отразилась на развитии военной техники и вооружения, вызвала заметный рост удельного веса бронетанковых и механизированных войск в составе армий всех воюющих государств, их влияния на ход и исход боевых операций и войны в целом.
После окончания войны и до начала 1970-х годов в истории института можно условно выделить три функционально-обособленных периода:
1946-1951 годы - проведение интенсивных испытаний опытных и серийных образцов бронетанковой техники, изучение и обобщение результатов боевого применения, эксплуатации, ремонта и обслуживания отечественной, иностранной и трофейной БТТ;
1952-1960 годы - исследование направлений развития бронетанковой техники в условиях применения ядерного оружия и других средств массового поражения, оценка эффективности разработок промышленности, проведение интенсивных полигонных и гарантийных испытаний опытных и серийных образцов БТТ в различных климатических зонах;
1961-1971 годы - обоснование и разработка тактико-технических требований на создание основного танка второго послевоенного поколения, обоснование номенклатуры бронетанковой техники мотострелковых подразделений и частей, воздушно-десантных войск и морской пехоты, исследования и испытания образцов, расширение научных исследований в рамках комплексных НИР.
С учетом задач послевоенного времени директивой Генерального штаба ВС от 24 марта 1947 года № ОРТ/4/461876 Научно-испытательный автобронетанковый полигон был преобразован в Научно-исследовательский испытательный бронетанковый полигон. Одновременно с переводом полигона на новый штат на базе подразделений обеспечения, входивших в его состав, был сформирован отдельный батальон обеспечения испытаний и хранения бронетанковой техники. Основными источниками пополнения полигона офицерскими кадрами стали Академия бронетанковых и механизированных войск, военные танковые училища (назначались и выпускники других академий (артиллерийской, инженерной, связи, тыла и транспорта), артиллерийских училищ и училищ связи) и офицеры из войск. Только за первые четыре года после окончания войны прибыло около 100 офицеров. Все они, как правило, были участниками Великой Отечественной войны с большим фронтовым опытом и глубокой военной и инженерной подготовкой.
Плодотворной работе полигона по анализу и обобщению опыта мирового танкостроения и применения бронетанковой техники в боях и операциях Второй мировой войны способствовало сосредоточение на нем всех основных образцов отечественной, трофейной и иностранной техники. Было собрано более 100 единиц военной техники, которые в последующем стали основой для создания Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники. Важно было не только изучить образцы, проанализировать и обобщить результаты, но и в возможно короткий срок передать материалы с анализом и предложениями разработчикам и изготовителям бронетанковой техники. С этой целью полигоном был выполнен комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по изучению конструкции БТТ, выявлению оригинальных и передовых конструктивных и технологических решений, их оценке, определению возможности реализации в отечественном танкостроении.
Для подтверждения расчетных данных полигон проводил натурные испытания образцов в целом и их основных агрегатов в лабораторных условиях. Были исследованы трофейные немецкие танки, американские М-24, М42А2-76, Т-26-ЕЗ, минный трал «Шерман-Краб», английские «Черчилль», «Комета», огнеметная установка «Крокодил» и др.
Своевременность и актуальность выполненных работ была подтверждена не только их использованием при создании бронетанковой техники первого послевоенного поколения, но и при разработке машин в последующем. Особенно необходимо отметить работы полигона по гарантийным испытаниям танка первого послевоенного поколения Т-54, которые выявили ряд принципиальных недостатков, прежде всего по надежности и проходимости. Замечания были настолько серьезные, что пришлось ходатайствовать о прекращении серийного производства этого танка до устранения недостатков. Только после их устранения его выпуск и гарантийные испытания были возобновлены. Испытания Т-54 способствовали отработке научно-обоснованных программ и методик испытаний, стали хорошей школой по подготовке исследователей и испытателей широкого профиля, организаторов их проведения. Руководителями и активными участниками проведения гарантийных испытаний были А.Е. Андреев, Г.П. Долгачев, СВ. Дорогин, Д.П. Карев, Я.А. Кулапин, М.А. Кононенко, В.Г. Крементуло, В.И. Молотков, М.Д. Пеньков, А.А. Прокофьев, И.А. Радичук, А.Е. Рыков, М.С. Рудых и многие другие.
Параллельно с испытаниями танков и САУ средней весовой категории полигон проводил гарантийные испытания тяжелой бронетехники. В 1946 году по рекомендации государственной комиссии был принят на вооружение тяжелый танк ИС-4, в который было заложено много передовых конструктивных и технологических решений. Но специальные и гарантийные его испытания, проведенные полигоном в 1945-1948 годах, показали низкую надежность работы основных агрегатов: планетарной трансмиссии, бортовых передач, двигателя и других узлов и систем. Поэтому он выпускался промышленностью только небольшими партиями до принятия на вооружение в 1953 году нового тяжелого танка Т-10.
По инициативе полигона его конструкторским отделом в начале 50-х годов разрабатывались конструкции оборудования для подводного вождения танков (ОПВТ) для среднего Т-54 и тяжелого танка (объект 730, будущий танк Т-10). Разработанная конструкция ОПВТ для Т-54 после испытаний в 1951 году на р. Днепре была рекомендована к серийному производству.
С 1951 года начались испытания нового плавающего танка ПТ-76 (принят на вооружение в 1952 году, в дальнейшем был модернизирован, в основном за счет установки стабилизатора вооружения в двух плоскостях «Заря», и с 1954 года поступал в войска как ПТ-76Б), значительно превосходящего всех своих предшественников по всем боевым качествам, и бронетранспортера БТР-50П на его базе (принят на вооружение в 1954 году), не имевшего прототипов в отечественном танкостроении.
В результате активной творческой работы сотрудников полигона, конструкторских бюро и научно-исследовательских организаций промышленности были разработаны, испытаны и приняты на вооружение Советской армии приборы ночного видения и стабилизаторы танкового вооружения. Установка стабилизаторов вооружения обеспечила новое качество танков - возможность эффективного ведения огня из пушки и пулемета с ходу.
В 1952 году была выполнена научно-исследовательская работа по тепловому обнаружителю, а в 1958 году проведены испытания первого отечественного тепловизионного прибора для танков. Конечно, прибор имел недостатки (из-за наличия лишь одного чувствительного элемента «картинка» строилась медленно, что исключало возможность его использования в движении), но это был первый отечественный тепловизор. Перспективность данного направления работ недооценили, тему закрыли. Спустя 20 лет была получена информация о том, что в США внедряются в танки тепловизионные прицелы; исследования по тепловидению возобновили, но мировая технология ушла далеко вперед. Сегодня отечественная промышленность создала тепловизионный прицел для танка, который, к сожалению, заметно уступает зарубежным аналогам по своим характеристикам.
Полигоном также было испытано несколько десятков средств технического обслуживания и паркового оборудования, разработаны амортизационные и межремонтные сроки их службы. Начиная с 1949 года им совместно с другими НИИ промышленности проводились работы по изысканию методов консервации БТТ, в частности, в 1953 году был внедрен в войска метод герметизации «заклейка», а в 1960 году - метод «кокон».
Опыт создания танков показывает, что принятие образца на вооружение без проведения полного цикла испытаний (заводских, полигонных и войсковых) приводит к крупным материальным, трудовым и финансовым затратам, потере времени и трудностям при эксплуатации таких образцов в войсках. В 50-е годы начала обосновываться и создаваться система всесторонних государственных испытаний, когда ни один объект не мог быть принят на вооружение, если он не прошел с положительными результатами все районы с экстремальными условиями эксплуатации в разных климатических зонах и географических районах Советского Союза.
Появление ядерного оружия и других новых средств поражения привело к необходимости обоснования разработки принципиально новых типов бронетанковой техники, способной вести боевые действия в условиях применения средств массового поражения, доработки серийных образцов в этом направлении.
С середины 50-х годов полигон в течение ряда лет принимал участие в натурных исследованиях стойкости танков и других бронеобъектов к поражающим факторам ядерного оружия. Было установлено и оценено действие напора ударной волны на бронеобъект и ее затекание внутрь. По рекомендациям, выработанным при участии полигона, была введена система герметизации, состоящая из ряда постоянно действующих уплотнений и ряда автоматически закрывающихся (до подхода к объекту ударной волны) уплотнений, что резко снизило воздействие затекающей ударной волны на экипаж, обоснована необходимость дальнейшего улучшения защиты экипажей от проникающей радиации ядерного взрыва и излучения радиоактивно зараженной местности, обеспечения противорадиационной стойкости танковой радиоэлектронной аппаратуры (особенно полупроводниковых приборов), проведены исследования степени воздействия светового излучения на приборы наблюдения и прицеливания, возможности возникновения очагов пожара как снаружи, так и внутри танка. По всем этим вопросам были разработаны требования к индивидуальным средствам защиты членов экипажей танков и конкретные рекомендации, в результате реализации которых в танках стала устанавливаться система коллективной защиты от оружия массового поражения.
С 1956 года начались работы по исследованию принципиально новых способов защиты танков от кумулятивных средств поражения, и в частности самой возможности создания средств активной и динамической защиты. В это же время на полигоне были начаты исследования противоминной стойкости танков, в результате которых определили основные зависимости характера разрушений от величины заряда мины, места ее расположения, конструктивных особенностей ходовой части танка и его днища, сформировали рекомендации по совершенствованию его конструкции. Проведенные работы позволили отработать ТТХ по противоминной стойкости танков, которые легли в основу требований на новые образцы бронетанковой техники.
С 1955 по 1961 год также были проведены всесторонние исследования проходимости практически всех отечественных и ряда зарубежных образцов танков, разработаны рекомендации по ее повышению. С 1960 года испытания на проходимость стали обязательными для всех опытных образцов БТТ.
В период до 1960 года полигон принимал непосредственное участие в создании комплекса подвижных средств войскового ремонта (ТРМ-А, ТРМ-Б, ПРЗС, ЭГСМ, КММ, МПВО, МЭРО). Важными работами того времени были обоснования межремонтных сроков эксплуатации танков и САУ, норм расхода запасных частей и материалов и времени на войсковой, текущий и средний ремонты, руководства по капитальному ремонту.
Тогда же одновременно у нас в стране и за рубежом были созданы противотанковые управляемые ракеты, которые первоначально рассматривались как оружие пехоты. Их испытания показали высокую эффективность, в связи с чем возникло предложение использования ракет и как оружия на танках и БМП. Одновременно рассматривалась возможность создания танка, на котором управляемые ракеты были бы в качестве основного оружия. Все это привело к тому, что в начале 60-х годов развернулись работы по созданию двух танков с традиционным (пушечным) и с ракетным вооружением. Первый разрабатывался Харьковским КБ под руководством А.А. Морозова («объект 432», принят на вооружение как танк Т-64), его совершенствовали под названием «объект 434» - Т-64А; по глубине и новизне технических решений, заложенных в конструкцию, он, безусловно, стал передовым танком мира. А танк с ракетным вооружением создавался Нижнетагильским КБ под руководством Л.Н. Карцева. В качестве базы для него был выбран вначале Т-55, а затем Т-62. В период создания и испытаний он назывался «объект 150» и «Дракон», а был принят на вооружение как истребитель танков ИТ-1. Его комплекс вооружения явился новым техническим решением в мировом танкостроении.
60-е годы характеризуются принципиально новым направлением работ - созданием боевых машин пехоты и десанта. Принятая на вооружение в 1966 году БМП-1 стала родоначальником нового класса машин, получивших в последующем широкое распространение по всему миру. Она была разработана Челябинским КБ под руководством П.П. Исакова. А с 1969 года в войска стала поступать созданная в КБ Волгоградского тракторного завода под руководством И.В. Гавалова боевая машина десантных войск БМД-1.
Таким образом, в тот период полигон был основным научно-исследовательским и испытательным учреждением Минобороны, который проводил испытания бронетанковой техники и обосновывал направления ее развития. При этом выделились три направления испытаний - гарантийные, войсковые и испытания опытных образцов.
В 1968 году за большие заслуги в создании новых образцов оружия и боевой техники и в связи с 50-летием Советской армии и ВМФ полигон был награжден орденом Красного Знамени.
К началу 70-х годов возникла острая необходимость развертывания комплексных научно-исследовательских и испытательных работ по новым научным направлениям, которые заключались в оценке боевой эффективности и военно-технического уровня образцов бронетанковой техники, разработке предложений по программам вооружения в части БТТ, в обосновании основных направлений ее развития на 10-летние периоды, а также предложений по совершенствованию танко-технического обеспечения с использованием АСУ. Также требовалось повысить научный уровень исследований и испытаний БТТ на основе системного подхода, синтеза и анализа сложных как технических, так и организационных систем. Для решения этих задач в 1972 году на базе полигона был создан 38-й Научно-исследовательский испытательный институт БТТ.
Только в течение 1973-78 годов были проведены исследования и испытания танков Т-72 (Урал), Т-64Б, Т-72А, Т-80, Т-80А и Т-80Б, бронированной ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-1, колесного бронетранспортера БТР-70, комплекса управляемого танкового ракетного вооружения «Кобра», ряда образцов инженерных и ракетно-артиллерийских войск и их составных частей. На основе рекомендаций, сделанных институтом, и проработок промышленности все они были приняты на вооружение.
В этот же период были развернуты работы по оценке боевой живучести танков, а также комплексные исследования условий обитаемости экипажа в различных образцах БТТ. Внедренные на основе полученных результатов конструктивные и технологические мероприятия существенно повысили боевые возможности танков, БМП, БМД, БТР и машин на их базе.
За большие заслуги в создании и освоении новой техники в 1976 году институт награждается орденом Октябрьской Революции, а в 1977 году ему присваивается имя маршала бронетанковых войск Я.Н. Федоренко.
Учитывая важность и приоритетность проводимых исследований, приказом министра обороны СССР 38 НИИИ БТТ был определен головным НИУ МО по двум специализациям: бронетанковая техника и машины на ее базе; стойкость и защитные свойства подвижной наземной военной техники и вооружения от оружия массового поражения. По этим специализациям он осуществлял координацию научной деятельности всех научных организаций МО СССР, для чего при нем были созданы соответствующие координационные научные советы.
В 1986 году наименование «38 НИИИ БТТ» было изменено на *38-й Научно-исследовательский институт бронетанкового вооружения в техники».
Системный анализ фундаментальных и поисковых исследований, высокий научно-методический уровень, применение комплексного подхода и современных математических методов обеспечили качественный военно-технический анализ и экспертизу разработок опытных образцов, всегда давались обоснованные рекомендации по их доработке (эти доработки относились в том числе к танку Т-80У, боевой машине пехоты БМП-3, системе управления огнем 1А45, комплексу управляемого вооружения «Рефлекс», стабилизатору вооружения 2А42, тегатовизионным прицелам типа «Агава», системе ППО «Иней», системе оптико-электронного подавления «Штора» и др.).
К концу 80-х годов в Вооруженные Силы поступило около 20 тыс. современных танков, которые по техническому уровню превосходили западные образцы и имели ряд преимуществ (низкий силуэт и меньшую массу, наличие управляемого вооружения, автомата заряжания и системы дистанционного подрыва осколочно-фугасных снарядов), были просты в освоении и надежны в эксплуатации. Этому способствовало проведение в регионах Советского Союза с различными почвенно-климатическими условиями целого ряда научно-исследовательских и испытательных работ. Впервые в практике испытаний БТТ были опробованы, а затем и широко применены испытания в составе подразделений (рота, батальон).
В результате всего комплекса исследований и испытаний, выполненных институтом в 1972-88 годах, были получены новые технические решения и технологии создания БТТ, в частности разработаны управляемые по лазерному лучу танковые ракеты, новые системы управления огнем и движением. В части защиты были созданы новые типы комбинированной брони, комплексы активной и динамической защиты танков от современных противотанковых средств, комплексы оптико-электронного подавления, разработаны мероприятия по защите экипажей танков от нейтронного оружия. На основе анализа опыта боевых действий были предложены и опробованы в специфических условиях Афганистана мероприятия по повышению боевой живучести танков, БМП, БМД и БТР. В частности, выявилась необходимость повышения защитных свойств боевых машин пехоты, в связи с чем институтом были проведены работы по повышению их защищенности: усилили корпус дополнительными стальными съемными экранами, оснастили динамической защитой, ввели амортизации сиденья механика-водителя и т. д.
Также был проведен ряд исследовательских и испытательных работ по совершенствованию техники для воздушно-десантных войск.
При ликвидации последствий чернобыльской аварии для проведения дезактивационных работ широко применялись войсковые формирования с использованием дистанционно управляемых танков и машин на их базе. Проведенные исследования позволили институту разработать технические предложения, обеспечивающие ослабление дозы проникающей радиации в образцы БТТ, создание танков без экипажей и дистанционно управляемых танков, а также рекомендации по внедрению в будущем танков-роботов.
В теоретическом плане были разработаны новые оригинальные методики по оценке боевой эффективности и военно-технического уровня образцов БТТ, методика военно-экономической оценки и комплекс методик по оценке их боевых свойств, а также проведены системные исследования по обоснованию основных направлений развития БТТ, разработаны предложения для программы вооружения на различные периоды и обоснованы проекты тактико-технических требований к перспективным образцам. При этом непрерывно осуществлялся военно-технический анализ и экспертиза опытно-конструкторских разработок, постоянно давалась сравнительная оценка боевой эффективности и военно-технического уровня отечественных и зарубежных образцов. Были выполнены исследования и обоснованы пути создания и совершенствования системы бронированных машин Сухопутных войск на унифицированных шасси, обоснованы предложения по улучшению технического, войскового ремонта и хранения БТТ, по совершенствованию танко-технического обеспечения войск в мирное и военное время.
Следует отметить, что развитие и совершенствование образцов БТТ происходило в соответствии с изменяющими условиями их боевого применения и появлением новых противотанковых средств вероятного противника. К началу 80-х годов стало очевидно, что вследствие массового насыщения обороняющейся стороны ручными противотанковыми средствами прорыв заблаговременно подготовленной обороны противника по традиционной схеме с использованием танков является достаточно проблематичным. Нужно было искать новые средства, которые бы успешно боролись с танкоопасной живой силой, поражая или подавляя ее. Одним из таких средств могла бы стать машина с развитой системой управления огнем и многоканальным комплексом вооружения, имеющая бронирование на уровне основного танка и действующая с ним в одной боевой линии. Институтом совместно с ВА БТВ и ГСКБ-2 Челябинского тракторного завода в течение 1987-1989 годов была проведена комплексная научно-исследовательская и опьггно-конструкторская работа и изготовлены действующие экспериментальные образцы таких машин с различными вариантами комплексов вооружения и разработана концепция создания и оперативно-тактического обоснования применения высокозащищенной боевой машины поддержки танков (БМПТ). В короткие сроки ее экспериментальные образцы испытали на Чебаркульском учебном центре Уральского военного округа в составе танковых подразделений. В испытаниях принимали участие представители НИУ Министерства обороны, Минсельхозмаша, министерств оборонных отраслей промышленности, ВА БТВ, ВА им. М.В. Фрунзе и других организаций, связанных с разработкой БМПТ. Программно-методический материал был подготовлен специалистами института. БМПТ была создана на базе танка Т-72 и имела многоканальный комплекс вооружения, динамическую защиту и систему оптико-электронного подавления. В ее создании и испытаниях активно участвовали наши сотрудники: Б А Дидусев, Е.И. Парфенов, АС. Попков, АФ. Усков, АА Шевченко и др.
Опыт боевых действий в Афганистане выявил необходимость развития возможностей БТР по огневой поддержке мотострелковых подразделений. В этой связи институт разработал тактико-технические требования на новый колесный бронетранспортер, который был создан Горьков-ским автомобильным заводом и получил название «Росток».
Анализ развития военно-политических событий в мире показывает, что в настоящее время происходит смещение акцентов в противоборстве отдельных государств от политики глобальных мировых войн к достижению тех же целей, но путем локальных войн и вооруженных конфликтов. При этом в создаваемых для ведения боевых действий группировках войск 60-90 % составляют сухопутные войска, а основным их вооружением являются образцы бронетанкового вооружения и техники (БТВТ) и машины на их базе.
Учитывая это обстоятельство, в 90-х годах институт выполнил комплекс научно-исследовательских и испытательных работ, на основе которых были определены основные направления развития БТВТ. Эти направления включали модернизацию существующего парка бронетехники, создание новых ее образцов и разработку научно-технического задела на перспективу. Все работы носили, как правило, прикладной характер и завершались техническими решениями мирового уровня, что подтверждалось сделанными нашими специалистами изобретениями.
Большое внимание институт уделял испытаниям образцов БТВТ на стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва. При этом нужно было учитывать соглашение о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах (в атмосфере, на земле и в океане), требования которого препятствовали проведению испытаний в натурных условиях. Посему при оценке стойкости широко использовались экспериментально-теоретические методы: натурные испытания проводились в районе г. Семипалатинска в основном на стойкость к воздействию ударной волны, испытания же защитных свойств образцов от излучения радиоактивно зараженной местности проходили на местах ранее проводимых ядерных взрывов (в них принимали участие сотрудники института ЮА Мосин, Ю.С. Кузьмин, П.И. Михеенков, СВ. Третьяков, Ю.Г Скворцов, Л.Н. Шергин, В.А. Яковлев и др.). В итоге было разработано «Руководство по ведению боевых действий войск в условиях применения нейтронного оружия». Кроме того, результаты испытаний легли в основу разработки НТД системы общих технических требований ОТТ-85.
В качестве составных частей образцов БТВТ были отработаны и приняты на вооружение комплекс активной защиты «Дрозд», управляемые по лазерному лучу танковые ракеты «Рефлекс» (Т-80У, Т-72Б), «Шексна» (Т-62) и «Бастион» (Т-55), навесной и встроенный вариант динамической защиты танков, танковый комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1».
Поступление в войска нового поколения образцов БТВТ обусловило необходимость корректировки существовавшей системы технического обслуживания и ремонта. Для этого в институте были разработаны технологические процессы данной системы, отработана нормативно-техническая документация, обоснованы межремонтные ресурсы и объемы плановых средних ремонтов, определены нормы расхода запасных частей на их выполнение. Достоверность разрабатываемых рекомендаций обеспечивалась организацией и проведением непосредственно в войсках опытных ремонтов с подконтрольной последующей эксплуатацией отремонтированных объектов.
Исследовался также и зарубежный опыт обеспечения ремонтопригодности объектов БТВТ, для чего были выполнены экспериментальные работы по изучению ремонтопригодности танков М-48А2 и М-60А1. Полученные результаты с рекомендациями по их реализации направлялись на заводы - изготовители бронетехники.
Разрабатывались требования к новым подвижным средствам восстановления образцов БТВТ. Результатом деятельности института в этом направлении явилось принятие на вооружение целого ряда машин технического обслуживания и ремонта (МТО-80, МТО-БТР-80, ТРМ-80, БРЭМ-1, БРЭМ-2, РМ-Г и др.).
Одновременно с принятием на вооружение трех марок танков нового поколения заводы-изготовители предложили и три однотипные войсковые танкоремонтные мастерские (ТРМ) для их ремонта, оснащенные различным, в основном специализированным, технологическим оборудованием. Наши сотрудники подготовили рекомендации по улучшению ремонтопригодности танков и разработке единой ТРМ, универсальной для этих танков. Данные рекомендации были воплощены в ТРМ-80.
В результате проводимых институтом всесторонних исследований и испытаний был принят на вооружение и поставлен на серийное производство целый ряд образцов бронетанковой техники. Это танки Т-80У, Т-72Б, Т-90, Т-80БВ, Т-72АВ, Т-64БВ, Т-62МВ и Т-55АМВ, боевая машина пехоты БМП-3, боевые машины десанта БМД-2 и БМД-3, бронетранспортер БТР-80, а также командирские варианты таких машин: Т-80БК, Т-72БК, БМП-2К, БМД-2К и БТР-80К. Данная техника - гордость отечественного танкостроения конца 80 - начала 90-х годов, она обладала наилучшими параметрами огневой мощи, защиты и подвижности.
За создание и освоение новых образцов БТВТ многие ученые института были награждены правительственными наградами, в частности В.М. Разумов, П.М. Климочкин и Р.А. Максимов за участие в разработке и испытаниях танка Т-80 - орденом Трудового Красного Знамени. П.П. Кочегаров и А.Ф. Усков за разработку и испытания Т-72Б и БМП-3 - орденом Красной Звезды.
Следует отметить большой объем испытаний модифицированных машин, которые изготавливались на базе образцов БТВТ. К ним относятся машины инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2М, боевая машина разминирования БМР-2, мостоукладчик МТУ-72 и др.) и ракетно-артиллерийских войск (самоходная гаубица «Мста-С», самоходные орудия «Нона-С», «Нона СВК», «Вена» и др.), командирская разведывательная машина БРМ-К «Рысь», бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ-1, БРЭМ-2 и БРЭМ-Л), атакже целый ряд командно-штабных машин. На основе рекомендаций, сделанных институтом, все эти образцы были приняты на вооружение.
Выполненные в институте за последние годы научно-исследовательские и испытательные работы качественно отличаются друг от друга, что обусловлено прежде всего различным уровнем постановки задач, подготовки научных кадров, состоянием экспериментально-лабораторной базы, достижениями науки и техники и количественным составом сотрудников НИИИ. От упрощенных подходов к обоснованию новых образцов БТВТ, что было характерно в период становления института, в настоящее время мы перешли к единой методологии их военно-экономического обоснования, основанной на системном подходе к исследованию операций и моделированию процессов и явлений, протекающих в них. По мере накопления опыта в институте стали формироваться целые научные направления, включающие наиболее важные вопросы исследований и объединяемые спецификой создаваемых образцов БТВТ и условиями их боевого применения.
Так, в 70-е годы возникло новое направление по военно-экономическому анализу и оценке эффективности боевого применения образцов бронетанкового вооружения, начало которому положили видные ученые В.Д. Безруков, Г.И. Головачев, В.К.Давыдов, Г.М. Козлов, А.В. Кречетов, Ю.П. Мухин и Г.М. Стерник.
В процессе дальнейшей работы была создана многоуровневая система взаимосвязанных методик для решения задач по обоснованию тактико-технических характеристик образцов БТВТ, разработке тактико-технических заданий и проведению государственных полигонных и войсковых испытаний танков, боевых машин пехоты, боевых машин десанта и бронетранспортеров. Глубокой проработке в этой системе подверглись методики, направленные на оценку огневой мощи, защищенности, подвижности и командной управляемости танков, БМП, БМД и БТР. В ее разработке был задействован практически весь научный потенциал института, который возглавляли доктора технических наук В.Н. Брызгов и Б.А. Дидусев, а его ядро составили доктор наук Г.И. Головачев, кандидаты наук СВ. Дмитриев, П.П. Кочегаров, Ю.С. Кузьмин, Ю.С. Овчинников, Е.И. Парфенов, В.Н. Путков, В.М. Разумов, В.В. Смолин, А.П. Софь-ин, Е.Г. Соболев, В.А. Соколов, В.П. Соловьев, А.Г. Федотов, В.Н. Шашу-ков и др. Дальнейшие перспективы развития данного направления связаны с созданием методического аппарата по обоснованию перспектив развития БТВТ с оценкой их военно-технического уровня, характера морального износа и сроков утилизации стареющей техники.
К концу 80-х годов в институте разрабатываются еще два научных направления. Первое связано с исследованиями систем управления подразделениями тактического звена. При этом учитывались приданные, поддерживающие и взаимодействующие подразделения. Основатель этого направления - кандидат технических наук А.А. Ильин, в последующем же работа была продолжена кандидатами технических наук Е.И. Парфеновым, B.C. Лысогорским, А.Ф. Усковым и др. Результатом их деятельности явилось создание комплекса мероприятий по повышению эффективности танковых (мотострелковых) подразделений за счет совершенствования системы управления, а также разработка требований на создание системы управления подразделениями тактического звена, оснащенных перспективными образцами БТВТ.
Второе направление посвящено разработке концепции развития бронированных машин Сухопутных войск на унифицированном шасси. Его основатели - доктор технических наук Б.А. Дидусев и кандидат технических наук СВ. Дмитриев, а также кандидаты технических наук В.А. Соколов, В.П. Соловьев и П.П. Кочегаров. Основные результаты заключаются в том, что была разработана концепция создания интегрированного семейства боевых машин Сухопутных войск на унифицированном шасси.
В связи с развитием кумулятивных противотанковых средств вероятного противника в институте активно развивалось научное направление, связанное с обеспечением защищенности образцов БТВТ от этих средств. Вместе с предприятиями промышленности были выполнены исследовательские и экспериментальные работы, в результате которых защита танков вышла на новый качественный уровень, соответствующий активной защите танков от кумулятивных противотанковых средств. Идея активной защиты танков впервые была сформулирована в одном из КБ г. Тулы в конце 50-х годов, ее суть сводилась к обнаружению нападающего противотанкового средства, измерению параметров его движения и отстрелу в соответствующий момент времени защитного боеприпаса. Однако, несмотря на видимую простоту идеи, ее реализация существующими в то время техническими средствами вызывала сомнение. В последующем усилиями ведущих НИИ и КБ министерств оборонных отраслей промышленности, радиопромышленности, машиностроения, электронной промышленности и обороны проблемы создания комплекса активной защиты удалось решить. Были сформулированы и обоснованы тактико-технические характеристики к этому комплексу, а также принципиальная возможность их реализации существующими техническими средствами. В создании комплекса активной защиты танков и его испытаниях принимали участие многие сотрудники института. Среди них доктор технических наук В.Н. Брызгов, кандидаты технических наук Г.М. Козлов, Л.В. Олизаревич, ЕЕ. Королев, М.К. Семков, А.М. Булкин, А.П. Кутишенко, а также В.М. Барышев, В.Г. Близниченко, А.Г. Скворцов и др. Интерес к активной защите танков в мире возрос, и сегодня во многих странах ведутся интенсивные работы по ее совершенствованию.
Отметим, что наряду с разработками комплекса активной защиты, повышение защищенности отечественных танков обеспечивается и за счет применения комбинированной брони, новых материалов (в том числе неметаллических), модульного построения защитных устройств. Результатом деятельности в этом направлении наших ученых являются разработанные принципы комплексирования системы защитных устройств и основы теории оценки боевой живучести образцов БТВТ.
Особую значимость в работе института приобрели вопросы обеспечения заданного уровня сохраняемости бронетанкового вооружения и военной техники, содержащихся на длительном хранении на центральных базах резерва танков и базах хранения вооружения и техники. Одним из возможных путей решения проблемы обеспечения сохранности объектов БТВТ является внедрение новых перспективных технологий их хранения и, в частности, комплекса группового хранения объектов с передвижной автономной установкой динамической осушки воздуха. В условиях материальных и финансовых ограничений, когда большая часть объектов БТВТ содержится на длительном хранении на открытых площадках без герметизации, институтом были проведены работы по изысканию и испытанию новых средств временной защиты: ингибированное покрытие ИВВС-1-94, пленкообразующий ингибированный нефтяной состав ПИНС-АТ и др.
Еще в 90-е годы при нашем научном сопровождении проводились мероприятия, направленные на совершенствование системы технического обслуживания и ремонта БТВТ в мирное время. Особое место в настоящее время отводится научно-техническим направлениям развития технического диагностирования БТВТ в связи с внедрением в ВС РФ системы ТО и ремонта ВВТ по техническому состоянию. Для оказания помощи войскам институтом разработаны и направлены в войска НТД, определяющие организацию обеспечения и технологию выполнения диагностирования, ремонта и ТО БТВТ в рамках новой системы: методики, технологические процессы, технические условия, нормы расхода запасных частей и материалов и др.
С конца 80-х годов институт стал привлекаться к решению вопросов разработки АСУ ТГО военных округов. В период с 1997 по 2000 год нами совместно с другими организациями были разработаны «Концепция создания и развития информационно-управляющих систем для образцов БТВТ и ВАТ», «Концепция роботизации ВВТ ВС РФ» и комплексная целевая программа «Роботизация ВВТ ВС РФ» на период с 2001 по 2010 год.
Особую форму деятельности института составило участие его представителей в обобщении опыта использования БТВТ в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ. В процессе выполнения этой работы были собраны, обобщены и проанализированы данные об организации технического обеспечения при проведении операции, разработаны предложения по повышению эффективности системы восстановления БТВТ, живучести и надежности объектов, а также по организации опытной войсковой эксплуатации перспективных образцов БТВТ в составе экспериментального отряда, действующего в районе вооруженных конфликтов.
Результаты научной деятельности института широко используются различными научно-исследовательскими учреждениями, высшими военно-учебными заведениями, научно-производственными объединениями и организациями промышленности. По совокупности и характеру выполняемых задач он представляет собой межвидовую НИО, способную осуществлять в качестве головной системные исследования не только БТВТ, но и всей подвижной наземной военной техники. В рамках комплексных НИР он активно принимает участие в разработке предложений в проект программы вооружения в интересах развития БТВТ.
За 75 лет своей работы институтом были решены многие важные для Вооруженных Сил и государства комплексные научно-практические задачи. Вся эта огромная работа осуществлялась в тесном сотрудничестве с целым рядом учреждений и организаций Министерства обороны, оборонных отраслей промышленности, КБ заводов промышленности и вузами нашей страны. Сейчас 38 НИИИ МО РФ - уникальное научно-исследовательское учреждение, способное решать на современном уровне с использованием новейших информационных технологий сложные задачи по определению перспектив развития, совершенствованию боевых и эксплуатационных свойств объектов БТВТ, военно-экономической оценке, оценке эффективности системы танкотехнического обеспечения, эксплуатации и войскового ремонта. Истоком достижений института является его огромный потенциал, складывающийся из высококвалифицированных кадров и исследовательских технологий, включающих в себя методический аппарат и материальную базу, на которой он реализуется. Этот широчайший по спектру решаемых проблем научный потенциал позволяет нашему коллективу создавать опережающий научный задел и тем самым обеспечивать своевременную и глубокую проработку этих проблем в современных быстро меняющихся военно-политических условиях.
За период с 1972 по 1978 год были проведены испытания в условиях Крайнего Севера, Дальнего Востока, в Туркестане, горах Кавказа, Сибири и Европейской части страны танков Т-72, Т-64 и Т-80 в Прикарпатском, Киевском, Ленинградском, Туркестанском и Белорусском военных округах. Особенно большой объем работ осуществлялся на войсковых испытаниях, продолжительность которых составляла 4-6 месяцев с наработкой каждым образцом 10-12 тыс. км пробега и стрельбой 60-80 штатными выстрелами. На основе исследований и результатов испытаний на этих образцах был внедрен ряд конструктивно-технологических изменений, повышающих их качество. Все работы были направлены на повышение эффективности БТТ, средств обслуживания и ремонта, на определение технического облика перспективных образцов. В результате на вооружение поступили усовершенствованные танки, которым были присвоены индексы Т-64А, Т-64Б, Т-72М, Т-80Б.
По числу изобретений на одного научного сотрудника 38 НИИ БТВТ занимал одно из первых мест среди НИУ Министерства обороны СССР. К примеру, за период с 1984 по 1988 год институтом было подано 403 заявки на предполагаемые изобретения, по которым были получены положительные решения.
Оснащение серийных танков, например, комплексом активной защиты «Дрозд» позволяет уменьшить их потери в бою в два-три раза.
1