Военная мысль 6.2006 г. (стр. 39-47)
«Военная мысль» №6.2006 г. (стр. 39-47)
ВОЕННАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Генерал-лейтенант В.А. ЧЕРНЫХ, кандидат политических наук
ЗАКОН как философская научная категория представляет собой необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закона родственно понятию сущности. Существуют три основных группы законов: специфические, или частные; общие для больших групп явлений; всеобщие, или универсальные. Познание законов составляет задачу науки.
Законы понимаются в двух смыслах: как нормативные акты, принятые и утвержденные в установленном порядке высшими органами государственной власти, имеющие субъективный характер, так как отражают степень интеллекта разработчиков и членов законодательного собрания, руководителей государства, расстановку политических сил, заинтересованных в принятии закона, а также многочисленные поправки, уступки и другие факторы; как необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между явлениями в природе и обществе, имеющие, объективный характер, т. е. существующие независимо от сознания человека.
Помимо законов различают также закономерности и тенденции.
Закономерность в обществе проявляется как повторяющаяся связь явлений общественной жизни, этапов общественного прогресса. В целом закономерность в пространстве и времени уже, чем закон.
Тенденции определяют основную линию, направление развития, но не предопределяют множества случайностей и отклонений, через которые необходимо пробивать себе дорогу.
В сфере военного управления, как и в любой другой сфере сознательной деятельности, действуют многообразные законы управления. Будучи познанными и правильно использованными, они предоставляют руководителям широкое поле для созидательной и эффективной работы.
Законы управления имеют характер всеобщности для всех общественных формаций, для всех видов управленческой деятельности. Бесконечность содержания процессов и явлений объективного мира предполагает и бесконечность законов, в нем действующих. Поэтому речь может идти только о тех из них, которые вскрыты и достаточно исследованы на современном этапе развития.
Основными законами военного управления на современном этапе разработки теории военного управления являются: закон единства и целостности систем военного управления; закон обеспечения необходимого числа степеней свободы систем военного управления; закон необходимого разнообразия систем военного управления; закон соответствия управляющей и управляемой систем; закон решающего (слабого) звена; закон цели.
Закон единства и целостности систем военного управления - один из важнейших законов формирования, функционирования и развития системы управления. Этот закон гласит: система управления (то есть управляющая подсистема) будет функционировать эффективно, если она обладает организационным, функциональным единством и целостностью в соответствии с объективно определенными целями и задачами управления. Только в этом случае свойства и возможности системы как единого целого могут превысить сумму свойств и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимодополнением, взаимоподдержкой и взаимовлиянием.
Единство системы управления означает устойчивость внутренних организационных связей элементов данной системы, согласованность их функционирования, способность системы сохранять свою целостность в изменяющихся условиях ее существования и развития.
Необходимыми условиями обеспечения единства системы управления являются: единство законодательной базы и основополагающих требований к организации управления; единство принципов управления данной системы для всех звеньев и уровней, их неразрывная связь, всеобщность по масштабам и сферам применения, организационное (нормативное) закрепление важнейших из них; согласованность организационных форм управляющего воздействия {форм управления) по различным уровням и звеньям системы управления; единство в подходах к реализации основных функций управления; единство системы методов управления и основных требований независимо от уровня управления и сферы деятельности.
Единство системы управления предопределяет необходимость ее построения на основе единых принципов, подходов и единых интересов. Это отнюдь не означает унификацию, единообразие уровней, звеньев и подходов в управлении.
Целостность системы ставит в зависимость каждый элемент системы, его свойства и отношения в рамках системы от его функций, места внутри целого. Воздействие на один из элементов системы обязательно вызывает реакцию, изменение других элементов. Так, изменения в объекте управления неизбежно вызывает (или должно вызывать) адекватные изменения в структуре и функционировании субъекта управления.
Закон обеспечения необходимого числа степеней свободы систем военного управления - один из важнейших законов организации управления. Он является основой формирования организационной структуры управления в данном органе военного управления. Соблюдение закона влияет на продолжительность цикла и качество управления. Данный закон гласит: система управления (т. е. управляющая подсистема) будет функционировать эффективно, если в ней для каждого звена управления и каждого должностного лица на каждом иерархическом уровне системы управления точно определены и официально закреплены предназначение, цели, задачи и полномочия, точно установлены границы ответственности.
Необходимыми условиями обеспечения требуемого числа степеней свободы системы управления являются: соответствие объема прав объему обязанностей; соответствие вида звена управления (органа управления) его компетенции (меньший объем обязанностей, прав и ответственности у нижестоящего звена управления по сравнению с аналогичным вышестоящим звеном); предварительное определение полного состава обязанностей или органично необходимых функций; соответствие объема (величины) ответственности объему обязанностей и персонификации ответственности; фиксация, организационное оформление распределения обязанностей, прав и ответственности; принятие максимума решений на более низком уровне управления.
Закон необходимого разнообразия систем военного управления -один из важнейших законов формирования, функционирования и развития системы управления. Суть закона состоит в том, что управляющая подсистема, должна обладать достаточным разнообразием управляющих воздействий, иметь соответствующую пропускную способность по переработке информации и выдаче управляющих воздействий, с тем чтобы успешно справляться с разнообразием системы и обеспечить ее функционирование и развитие в соответствии с потребностями управляемой подсистемы.
Наиболее понятным объяснением действия этого закона будет следующее: каждый объект управления должен иметь свой строго определенный субъект управления, способный им управлять.
Закон соответствия управляющей и управляемой подсистем гласит: система управления (то есть управляющая подсистема) может эффективно функционировать, если в ней всякое управляющее воздействие субъекта управления будет соответствовать состоянию, положению и специфике объекта управления.
Данный закон отражает взаимосвязь и взаимообусловленность управляющей подсистемы (субъекта управления) и управляемой подсистемы (объекта управления), их соотносительность.
Этот закон требует от субъекта управления в первую очередь познания закономерностей состояния и развития того объекта, которым он предполагает управлять, и при этом управлять эффективно.
Закон соответствия управляющей и управляемой подсистем находит свое воплощение в ряде конкретных требований, а именно: качественные или количественные изменения в управляемом объекте должны сопровождаться соответствующими изменениями в управляющей подсистеме (в организационной структуре управления, перераспределении власти и делегировании полномочий, профессионально-квалификационном составе управленческих кадров и т. д.); структура и функции органов управления каждого уровня должны соответствовать положению данного уровня в иерархии системы управления; характер и объем управленческой информации должны соответствовать уровню иерархии управления; руководитель должен делегировать должностному лицу органа управления достаточно полномочий, чтобы оно было в состоянии выполнять те задачи, за которые несет ответственность.
Закон решающего (слабого) звена гласит: если в процессе управления участвуют звенья (подразделения) органа управления, зависящие друг от друга, то эффективность деятельности органа управления в целом будет зависеть от эффективности работы слабейшего звена, как бы ни были сильны другие звенья.
Закон цели сводится к тому, что производительность управленческого труда будет иметь тенденцию к увеличению, если выполняемая работа ориентирована на такие цели, которые поняты исполнителями и приняты ими к практической реализации.
Знание законов военного управления является основой научного подхода к управлению.
Для обеспечения эффективной деятельности органов военного управления на основании вскрытых законов и выявленных закономерностей управления устанавливаются единые для конкретной сферы деятельности принципы управления.
Принципы управления служат связующим звеном между теорией и практикой, переводят содержание теоретических положений науки управления на язык практики управления.
Связь теории и практики управления осуществляется посредством разработки принципов управленческой деятельности. В принципах управления раскрываются подходы к построению, выбору способов, форм и методов осуществления воздействия, характера взаимодействия субъекта и объекта управления.
Совокупность принципов управления войсками, их содержание и организация применения в управленческой деятельности рассматриваются теорией управления.
Принципы управления обязывают учитывать накопленный веками опыт управления, выявленные наукой управления закономерности и тенденции в практике управления.
Принцип (от лат. principium - начало, основа) - основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации. Внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.
Принципы управления - основные правила, которые должны соблюдаться субъектом управления при организации управления и осуществлении управленческой деятельности.
Принципы управления являются одной из форм целенаправленного использования в практике управления вскрытых наукой объективных законов и закономерностей управления.
В управлении различают общие (основные) принципы управления; организационно-технологические принципы; частные (функциональные) принципы.
Общие принципы раскрывают содержательную и общецелевую направленность управления в любой сфере управления. Они в равной мере применимы ко всем сферам управления, в том числе к государственному и военному управлению. Организационно-технологические принципы раскрывают организационную и технологическую стороны управления. Частные (функциональные) принципы управления направлены на обеспечение эффективного функционирования системы управления в определенной сфере.
Принцип системности предполагает: всесторонний учет условий и факторов влияния; рассмотрение субъекта и объекта управления как целостной системы, состоящей из различных звеньев и уровней; взаимную увязку намечаемых мероприятий, обеспечивающую необходимую полноту и глубину проработки той или иной проблемы, решение той или иной задачи; взаимосвязь конкретного плана с другими планами органа военного управления по целям, задачам, срокам исполнения и другим параметрам, с тем чтобы обеспечить единую систему управленческих действий и исключить неоправданное дублирование мероприятий.
Основное содержание принципа научной обоснованности заключается в степени использования в процессе управления достижений науки управления, особенно инновационных технологий управления.
Общими принципами также являются: принцип законности; принцип объективности; принцип саморегулирования; принцип казуальности (причинности); принцип обратной связи; принцип оптимальности; принцип вероятности; принцип прогнозирования и др.
Принцип законности - точное, неукоснительное и единообразное применение и выполнение норм права в системе управления. Основой соблюдения законности при организации управления служит верховенство закона и приоритет нормативных актов вышестоящей системы управления. Все остальные нормативные акты должны основываться на них и не противоречить им. Принцип законности предполагает прежде всего иерархию нормативных правовых актов.
Принцип объективности предполагает необходимость познания объективно существующих закономерностей и тенденций развития обстановки, основанного на достоверных фактах, а не на слухах и домыслах, непроверенной информации. Он означает непредвзятость, строгое соответствие выводов и оценок объективной реальности, обусловливает необходимость постоянного слежения за развитием обстановки и изучения ее влияния на положение дел в органе управления, соразмерность определения целей реальным возможностям их достижения.
Принцип саморегулирования предполагает способность системы самостоятельно реагировать на возмущающие воздействия, нарушающие ее нормальное функционирование, и без воздействия извне изменять свою организационную структуру, совершенствовать организацию управления. Этот принцип неразрывно связан с процессами децентрализации, предполагает самостоятельный выбор целей с учетом установленных ограничений и путей их достижения при сохранении взаимодействия со смежными и иерархическими структурами.
Принцип казуальности (причинности) предопределят необходимость выявления обусловленности, объяснения причин оцениваемого явления. По мере накопления данных об изменениях того или иного элемента обстановки все более четко проявляются тенденции в его развитии, что позволяет своевременно принимать соответствующие решения. Принцип казуальности требует своевременного внесения в планы коррективов, обусловленных изменениями обстановки или результатами выполнения ранее намеченных планов; означает необходимость учета не только изменения со временем качеств функционирования системы управления в лучшую или худшую сторону, но и изменения условий деятельности, характера решаемых задач, субъективных показателей, обусловливающих эффективность этой деятельности.
Принцип обратной связи означает, что эффективность управления напрямую зависит от состояния обратной связи, позволяющей субъекту управления получать информацию о результатах достижения заданной цели, решении поставленной задачи, состоянии системы управления и необходимости ее корректировки или перестройки, если желаемый результат не получен, об условиях функционирования управляемой системы.
Повышению эффективности канала обратной связи в организации управления могут способствовать: совершенствование системы отчетности, контроля и проверки исполнения; систематическое поступление информации в АСУ, ее накопление и обработка; совершенствование работы АСУ по автоматизированной обработке информации, циркулирующей в процессе управления; повышение качества первичной информации, поступающей по каналам обратной связи; использование дублирующих, а также независимых по отношению к данной системе управления каналов и источников получения информации о состоянии, положении и характере действий подчиненных.
Принцип оптимальности - достижение максимального результата при минимальных затратах. Оптимальность - такое состояние, при котором обеспечивается достижение максимума или минимума значений каких-либо параметров. Принцип оптимальности предполагает наличие критериев, по которым должна устанавливаться оптимальность достигнутых результатов. Оптимальность управления достигается преднамеренным выбором наиболее целесообразного содержания, форм, методов и приемов управляющего воздействия, обеспечивающих повышение эффективности управления.
Для достижения оптимальности управления необходимы следующие условия: наличие функционально соответствующих управляемому объекту органов управления; принятие решений на основе объективной информации, адекватно отражающей состояние объекта управления; наличие достаточных ресурсных возможностей для решения поставленных задач; наличие хорошо отлаженного механизма обратной связи.
Принцип вероятности обусловлен многовариантностью развития исторического процесса, который по природе своей вероятен, заранее строго не определен и не запрограммирован. Принятие тех или иных решений может повлечь за собой непредсказуемые последствия. Для ослабления воздействия негативных последствий необходимо принятие наиболее обоснованных решений и умелое применение соответствующих принципов и методов управления.
Принцип прогнозирования предопределяет, что поиск оптимальных путей достижения целей управления в новых условиях возможен на основании выявленных тенденций развития обстановки в целом или ее элементов. Он применяется для определения последствий принимаемых решений и представляет собой научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта изучения (процесса в будущем) или об альтернативных путях и сроках достижения этих состояний в целях оптимизации организации управления. Большинство прогнозов, используемых в управлении, сопровождается оценкой степени их вероятности.
На основе организационно-технологических принципов управления реализуется организационно-распорядительная и административно-исполнительная деятельность органов управления. Среди этой группы принципов особое значение имеют принципы: разделения труда; иерархичности; оптимального сочетания централизации и децентрализации; делегирования полномочий; сочетания единоначалия с коллегиальностью; сочетания уровней управления; конкретности; одного начальника; диапазона управления и др.
Принцип разделения труда - форма организации управленческого труда, при котором весь управленческий процесс делится на отдельные функции, каждую из которых выполняет группа лиц или отдельный оператор. Он означает наделение соответствующего органа управления или должностного лица определенными конкретными правами и обязанностями, возложение на него ответственности за решение поставленных перед ним задач. Этот принцип позволяет сокращать длительность управленческого цикла, повышать качество и эффективность труда, придавать системе управления большую целенаправленность, четкость и динамичность в управлении.
Принцип иерархичности при многоуровневом построении системы за каждым уровнем закрепляет соответствующий объем задач управления. Он предполагает определенную автономию управления на каждом уровне. Однако система управления каждого уровня является объектом управления для системы управления более высокого уровня. При прямой подчиненности управляющее воздействие одного уровня является таковым лишь по отношению к ближайшему нижестоящему уровню. Этот принцип означает ответственность нижестоящих структур управления перед вышестоящей. При этом каждое должностное лицо иерархии отвечает за весь доверенный ему участок работы и за деятельность подчиненных ему лиц. В этом проявляется субординация организационных отношений.
Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации утверждает, что для каждой ситуации существует оптимальный баланс между централизацией и децентрализацией.
Централизация управления - процесс усиления, расширения прав и полномочий Центра при одновременном сужении, сокращении прав и полномочий соответствующих нижестоящих органов управления той же системы.
Децентрализация управления - процесс обратный централизации управления. Он выражается, прежде всего, в предоставлении права принимать решения по более широкому кругу вопросов на нижестоящих уровнях управления и ранее входивших в компетенцию вышестоящего органа управления, в росте числа функций, выполняемых нижестоящими уровнями управления. Смысл децентрализованного управления заключается в том, что каждый уровень управления, каждое звено системы управления должно заниматься своим делом, чтобы не перегружать более высокие инстанции массой текущих дел, отвлекающих от решения крупных проблем, и чтобы низшие инстанции могли оперативно решать вопросы, входящие в их компетенцию. Превышение разумных пределов децентрализации в системе управления неизбежно приводит к потере или ослаблению управляемости.
Принцип делегирования полномочий означает передачу части прав от одних органов управления или должностных лиц другим. Суть этого принципа заключается в том, что руководитель предоставляет своим подчиненным право решать определенные (конкретные) задачи, вопросы или осуществлять соответствующие действия, ответственность за которые непосредственно несет руководитель органа управления.
Делегирование полномочий способствует более оперативному (быстрому и своевременному) принятию решений, реализации других управленческих функций. Делегированию подлежат не все, а лишь часть прав, которыми наделен руководитель. Делегированию не подлежат права, которые должны быть реализованы только самим руководителем.
Принцип сочетания единоначалия с коллегиальностью выражается в праве субъекта управления отдавать распоряжения, обязательные для исполнения, и обеспечивать их выполнение, а также в единоличной ответственности руководящего должностного лица за выработку и принятие управленческих решений. Принцип единоначалия неразрывно связан с коллегиальностью (коллективным управлением), которая заключается в совместной оценке обстановки и разработке управленческих решений группой специалистов и ответственных должностных лиц данного или нижестоящего уровня управления. Этот принцип позволяет вовлечь в выработку решений руководителей различных уровней и звеньев управления, значительно повысить качество принимаемых решений и степень ответственности за них должностных лиц.
Принцип одного начальника заключается в том, что каждый нижестоящий исполнитель должен напрямую подчиняться, выполнять указания и докладывать одному вышестоящему должностному лицу.
Суть принципа диапазона управления заключается в том, что любой вышестоящий начальник несет ответственность за деятельность строго определенного числа подчиненных ему лиц.
Частные принципы - это принципы, обеспечивающие эффективное функционирования систем управления в различных сферах целенаправленной деятельности. Их подразделяют на принципы, применяемые в различных сферах государственного управления (экономической, социально-культурной и административно-политической); принципы, применяемые в военном управлении, управлении Вооруженными Силами, управлении войсками и т. д.
Принципами управления войсками являются: принцип единоначалия; принцип централизации управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач; принцип твердости и настойчивости в проведении принятых решений (планов) в жизнь; принцип оперативного и гибкого реагирования на изменение обстановки; принцип личной ответственности командующих (командиров, начальников) за принимаемые решения, применение подчиненных войск и результаты выполнения ими поставленных задач.
Принцип единоначалия - основной принцип управления войсками. Он заключается в предоставлении командующему (командиру, начальнику) всей полноты единоличной распорядительной власти и возложении единоличной ответственности за принятие и реализацию решения, состояние и результаты действий подчиненных ему войск.
Принцип централизации управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач обусловлен тем, что в управлении войсками требуется более жесткая, чем в невоенных сферах управления, концентрация властных полномочий на верхнем уровне управления. В то же время силы и средства, необходимые для выполнения боевых задач, не безграничны, поэтому их использование должно быть оптимальным. Это необходимо для того, чтобы обеспечить вышестоящей инстанции возможность в короткие сроки принять решение и сосредоточить основные усилия и имеющиеся ресурсы на достижении главной цели, решении наиболее важных задач, подчинении действий войск единому замыслу и плану.
Централизованное управление позволяет командующему (командиру) добиваться в короткие сроки успешного решения задач не только при превосходстве сил и средств, но и при равных и даже меньших силах, а также наилучшим образом координировать действия соединений и частей видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск, других войск РФ. Оно дает возможность наиболее эффективно применять оружие и боевую технику, быстро переносить усилия с одного направления на другое, контролировать действия всех войск, входящих в состав объединения, при необходимости брать на себя управление любым соединением, воинской частью.
Однако централизация управления войсками имеет не только положительные, но и отрицательные стороны. Она ограничивает инициативу подчиненных командиров, снижает оперативность управления, не позволяет в полной мере использовать выгодные условия обстановки, которые могут возникать в короткие промежутки времени. Ожидание указаний сверху может быть губительным, здесь нужна инициатива подчиненного в рамках решения общей задачи.
Из всего сказанного видно, что наряду с централизацией управления возникает необходимость его децентрализации и их сочетания, которое заключается в предоставлении подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных задач, а также в заблаговременном и точном распределении функций, прав и ответственности между уровнями и звеньями управления, закрепленных в различных нормативных актах.
Принцип твердости и настойчивости в реализации принятых решений заключается в проявлении командующими (командирами) волевых качеств, направленных на обеспечение личной устойчивости, от внешних и внутренних воздействий; умении неуклонно, вопреки трудностям и препятствиям, доводить до конца принятые решения и планы; готовности приложить все усилия, чтобы подчинить свои действия и действия войск достижению поставленной цели, иногда вопреки побуждениям, непосредственно действующим в настоящее время.
Принцип оперативного и гибкого реагирования на изменение обстановки заключается в своевременном принятии командующими (командирами), штабами и другими органами управления решений и постановке ими задач подчиненным органам управления и войскам, обеспечивающим их подготовку к действиям по различным вариантам адекватно складывающейся обстановке.
Принцип гибкости обязывает предусматривать возможность маневра, использования тех средств, форм и методов управления, которые в наибольшей мере отвечают специфике изменившейся ситуации, чтобы обеспечить последовательное продвижение к намеченной цели даже при возникновении неблагоприятных условий, непредвиденных обстоятельств и осложнений.
Принцип личной ответственности командующих (командиров, начальников) за принимаемые решения, применение подчиненных войск и результаты выполнения ими поставленных задач заключается в сознательном соблюдении командующими (командирами, начальниками) морально-этических норм, которые не противоречат принятым человеческим ценностям и исключают достижение целей любыми способами и средствами, а также в осуществлении ими контроля в различных формах за выполнением подчиненными органами управления и войсками принятых норм и правил.
Подводя итог, можно утверждать, что принципы управления - это основные правила, которые должны соблюдаться в управленческой деятельности органов военного управления. Принципы управления являются одной из основных форм целенаправленного использования объективных законов и закономерностей науки управления в практике управления. По своей природе они объективны, поскольку отражают реальные условия функционирования управления той или иной сферой деятельности, и в то же время субъективны, так как применяются конкретной личностью. Они стабильны, поскольку выражают сложившиеся, наиболее устойчивые представления об эффективном управлении, и вместе с тем в определенной степени способны к изменению, что обусловливается различными условиями их применения и требованиями, предъявляемыми к управлению войсками и управленческой деятельности того или иного органа военного управления.
Российский энциклопедический словарь. М.: Научное изд-во «Большая Российская Энциклопедия». 2001. С. 1251.