Военная мысль 6.2006 г. (стр. 71-74)
«Военная мысль» №6.2006 г. (стр. 71-74)
ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА
НЕКОТОРЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА РОЛЬ РОССИЙСКОГО ОРУЖИЯ В ЭПОХУ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ
С.П. НЕПОБЕДИМЫЙ, член-корреспондент РАН
Полковник в отставке В.Ф. ПРОКОФЬЕВ, доктор технических наук
В ПОСЛЕДНЕЕ время активно обсуждаются проблемы Вооруженных Сил, одной из которых является вооружение нашей армии. Утратило ли оружие, созданное в последние десятилетия, свою актуальность? Да и вообще, нужно ли в современную эпоху бурного развития международных связей создавать новые средства уничтожения людей, тратить огромные средства на возрождение военно-промышленного комплекса России? Человечество на протяжении своего существования воевало всегда. Да и сегодня, очевидно, на Земле еще не настала эпоха всеобщего мира и счастья. За прошедшие после Второй мировой войны годы наша маленькая планета пережила сотни больших и малых войн. И пока в мире многое определяют деньги, пока сильный навязывает свою волю слабому, войны, к сожалению, неизбежны.
После распада Советского Союза США бесцеремонно перекраивают мир по своему усмотрению. На фоне проводимой кампании против терроризма НАТО неуклонно передвигает свои базы на Восток, поближе к нашим границам. В печати открыто рассматриваются различные варианты проведения войны против России. Пока гипотетически. Наиболее вероятный вариант - стремительный блицкриг, когда в первые минуты уничтожается «ядерное жало» России. Затем, опираясь на превосходящую мощь современного оружия, Североатлантический блок последовательно и быстро уничтожит группировки российских войск в районе Калининграда, ликвидирует союзнические силы Белоруссии, нанесет мощный удар в направлении Санкт-Петербурга, а затем по Москве. Украине при этом отводится роль пассивного союзника НАТО. Такие рассуждения не могут не беспокоить военно-политическое руководство нашей страны. Возникает закономерный вопрос - надо ли России готовиться к войне? Здесь просматриваются два варианта. Первый, за который ратуют «правые», - побрататься с НАТО, практически ликвидировать Вооруженные Силы, полностью разоружиться, уничтожив отечественный военно-промышленный комплекс. Второй вариант, отстаиваемый ура-патриотами, - возобновить гонку вооружений, «догнать и перегнать Америку» по количеству и качеству вооруженных сил. По нашему мнению, оба варианта неприемлемы. В первом случае Россия утрачивает свою самостоятельность, превращаясь в колониального вассала Запада, во втором - гибнет экономически, не выдерживая тяжести оборонных расходов.
Однако существует третий вариант, наиболее приемлемый для современной России. У большинства населения не возникает сомнений в том, что наша страна должна быть самостоятельным, независимым и сильным государством. Поэтому она должна быть готова к защите своих интересов и вооруженным путем, то есть иметь сильную армию, современное оружие и его основу - военно-промышленный комплекс. Готовиться к войне - это еще не значит воевать. В военной терминологии есть такое понятие как неприемлемый ущерб для нападающей стороны. И если потенциальный противник будет знать, что Россия в состоянии нанести ему подобный ущерб, то он сотни раз подумает, прежде чем решится на такое безумие, как современная война.
В связи с этим хотелось бы остановиться на отдельных моментах совершенствования отечественного оружия и развития перспективных военных технологий на опыте только одной организации военно-промышленного комплекса - Конструкторского бюро машиностроения (КБМ).
В нынешних условиях слабая по сравнению с НАТО Россия способна нанести неприемлемый ущерб любому противнику стратегическим ядерным оружием. Следовательно, чтобы отбить охоту у любителей современных блицкригов, необходимо всемерно укреплять и беречь наш ядерный щит. Мы располагаем высоким потенциалом ракетно-ядерных сил. Министр обороны РФ периодически информирует общественность о разработке новых, не перехватываемых в полете стратегических ракет. Однако, учитывая опыт локальных войн, когда боевые действия начинались с внезапных атак крылатыми ракетами, особое внимание нужно уделить защите наших ракетных стартов от крылатых ракет с обычным и ядерным снаряжением. Такое прикрытие, своего рода зонтик, можно создать на базе разработанной КБМ противоракетной системы, способной перехватывать в автоматическом режиме на нисходящей траектории ядерные блоки баллистических ракет и уничтожать их с нейтрализацией ядерного заряда. Эту систему можно доработать с учетом последних достижений в области средств обнаружения и поставить ее на вооружение. Она способна обеспечить защиту и других особо важных объектов - ядерных электростанций, плотин, мостов, крупных ТЭЦ, хранилищ топлива - в том числе и от атак террористов.
Стремительные рейды «nacht Osten» некоторые «стратеги» мыслят массовым применением танковых соединений, прикрываемых вертолетами. И против танков, и против вертолетов у нас есть достаточно эффективное оружие. Это в первую очередь управляемые противотанковые ракетные комплексы (ПТРК). В 60-е годы прошлого столетия только Франция владела технологией производства такого оружия, которое она поставляла в 29 стран мира. Еще в 1956 году в КБМ была образована специальная группа по разработке отечественных ПТРК. Через три года был создан первый отечественный комплекс «Шмель», по своим характеристикам превосходящий французский SS-10. А вскоре появился уникальный комплекс «Малютка», за ним последовали противотанковые комплексы «Штурм», «Атака» и «Хризантема». Практика локальных войн подтвердила: относительно недорогая и небольшая ракета способна поражать дорогой танк с большой вероятностью. Наши ПТРК пользуются большим спросом на мировом рынке оружия, что говорит о высоком уровне их создания. Последние же разработки противотанковых ракет оснащены двойной боевой частью: первая снимает активную защиту, а вторая, кумулятивная, пробивает броню всех современных танков. Идет дальнейшее совершенствование этого оружия в направлении точности попадания, увеличения дальности поражения, всепогодности и всесуточности применения.
Что касается борьбы против вертолетного прикрытия танковых клиньев, то здесь есть разработанные в КБМ переносные зенитные ракетные комплексы (ТТЗРК) (первая партия комплексов типа «Стрела» была поставлена в Египет, и в первом же бою десятью ракетами было сбито шесть израильских самолетов). Позднее там же создали целое поколение ПЗРК типа «Игла», которые не только не уступают по своим возможностям американским «Стингерам», но по определяющим параметрам превосходят их. Так что и против танков, и против вертолетов в Российской армии есть чем воевать и что совершенствовать. Об этом должны знать потенциальные противники.
Им не следует забывать, что у нас имеются на вооружении мощные танки. Как известно, по опыту Великой Отечественной войны танки были признаны главной ударной силой сухопутных войск. Большинство военных специалистов и сейчас придерживается этой точки зрения. Однако некоторые из них считают, что в связи с быстрым совершенствованием противотанкового оружия эпоха танков закончилась. С нашей точки зрения, такое заключение неверно. Идет постоянное соревнование меча и щита. В ответ на появление нового противотанкового оружия усиливается броня танков, изменяется их конфигурация, они оснащаются активной броней.
Известно, что активная броня - это, по сути дела, пластины взрывчатки, которые при контакте со снарядом взрываются и тем самым защищают броню танка, но только не от ПТРК с двойной боевой частью. В КБМ предложена эффективная защита танков и от таких средств поражения. Здесь был разработан противоракетный комплекс «Арена», не имеющий аналогов в мире. Он способен уничтожать подлетающие к танку ракеты путем встречного очень точного метания поражающих элементов. Комплекс работает автономно, без участия оператора, круглосуточно, в любых погодных условиях. К сожалению, прошли десятки лет, а комплекс «Арена» по-настоящему не востребован нашими войсками, зато американцы готовы заплатить за него большие деньги.
Так что танки остаются грозным и постоянно совершенствующимся оружием. Но их необходимо еще оснащать средствами, способными эффективно бороться с вертолетами и низколетящими самолетами. Таким противовоздушным оружием может стать, например, доработанный ПЗРК типа «Игла».
Защищать необходимо не только танки, но и самолеты. По открытым источникам можно проследить, что в локальных войнах эффективность применения даже очень хороших самолетов слабой стороной была низкой. А дело в том, что американская сторона с помощью «Аваксов» контролировала все воздушное пространство. И как только засекался самолет противника, на него наводился истребитель, который с дальнего расстояния буквально расстреливал его своими ракетами по целеуказанию «Авакса».
Сегодня самолеты и вертолеты очень уязвимы от систем ПВО, использующих сверхзвуковые зенитные управляемые ракеты (ЗУР) с самыми разнообразными головками самонаведения (ГСН). Для защиты от атакующих ЗУР и ракет класса «воздух-воздух» летательные аппараты оснащаются сложными и громоздкими, но не достаточно эффективными системами противодействия. На каждую ГСН должна быть своя система противодействия. В итоге суммарный вес таких систем на борту самолета достигает многих сотен килограмм. Мы давно пришли к выводу, что единственно эффективной системой защиты может быть только система активной защиты (САЗ), обнаруживающая и автоматически поражающая ракеты всех типов, пересекающих зону безопасности летательного аппарата. В настоящее время появились принципиально новые технологии построения всеракурсной и даже круговой системы обнаружения атакующих ракет, в частности малогабаритные ультрафиолетовые пеленгаторы. Для создания поражающих элементов САЗ можно использовать и наработки в области ПЗРК, ПТРК, гиперзвуковую технологию. По своей значимости программа создания САЗ для авиации сравнима с технологией СТЕЛС. Авиаторы просто обязаны претворить это прорывное направление в жизнь.
Не менее грозным оружием, чем танки и самолеты, являются тактические и оперативно-тактические ракетные комплексы (ТРК, ОТРК). На вооружение нашей армии были приняты разработанные КБМ ТРК «Точка» и «Точка-У», ОТРК «Ока» и «Ока-У». Последние комплексы с непревзойденными и поныне характеристиками держали под прицелом всю Европу. М.С. Горбачев сделал Западу поистине царский подарок, ликвидировав ударный кулак Сухопутных войск - ОТРК и сэкономив ему примерно 150 млрд долл. на разработку систем для противодействия. Потребовались новые миллиарды рублей, чтобы КБМ на базе уничтоженного комплекса смогло создать высокоточный ОТРК «Искандер». Его появление вызвало за рубежом серьезную озабоченность. Но мы не хотим никому угрожать и тем более кого-либо держать под прицелом.
Однако на каждый «дружеский» жест НАТО по созданию новых военных баз вблизи границ России вынуждены реагировать должным образом. Как говорится «дружба дружбой, но табачок врознь». За мир нужно бороться всеми возможными способами. Наш Президент протягивает руку дружбы всему миру, призывает развивать торговлю. Что ж, давайте торговать. За каждую ликвидированную базу НАТО мы будем ликвидировать соответствующие позиции ОТКР «Искандер». Это будет честно и полезно для всех. Тогда заверения в дружбе будут реально подкрепляться делом.
И, наконец, нельзя не упомянуть об информационном аспекте создания современного оружия, который касается не только КБМ. Будем надеяться, что человечество никогда не столкнется с ужасами ядерной войны. Понимая опасность ее возникновения, мировая общественность требует уничтожить наиболее опасные средства массового поражения, снизить риск их применения, придать вновь разрабатываемым вооружениям более «гуманный» облик за счет повышения избирательности поражаемых целей, уменьшения отрицательного влияния ОМП на незапланированные объекты и окружающую среду. Отсюда вытекает стремление к созданию нелетального оружия, вынуждающего противника принимать условия соперника без широкомасштабного применения военной силы.
Особый интерес вызывают информационные средства воздействия, захватывающие в силу своей уникальности не только военную сферу, но и практически все области функционирования государства, превращаясь в информационное оружие нелетального массового поражения. Сегодня информация связала воедино как сферы военных действий - наземную, воздушную, морскую и космическую, - так и сферы управления государством, формирования общественного мнения и принятия решений. Появилось и постоянно совершенствуется информационное оружие, объектами нападения которого являются и техника (системы управления и связи, навигации и разведки, компьютерные сети, телекоммуникационные системы, различные радиоэлектронные средства), и люди (народы, нации, отдельные люди). Информация стала эффективным средством воздействия на мысли, поступки, поведение, принимаемые решения, на образ жизни и мировоззрение и отдельного человека, и больших коллективов. Выразительность показа, богатая цветовая гамма, высокое качество звучания, искусство монтажа и освещения событий, манипулятивные технологии, приемы влияния на подсознание человека резко повысили эффективность воздействия на его психику, позволили формировать вектор такого воздействия в требуемом направлении. То, что раньше достигалось только силой применения боевого оружия, стало возможным достичь применением оружия информационного. И не только информационного. Военным специалистам надо очень внимательно отслеживать буквально все новинки, которые могут быть использованы для создания военных прорывных технологий, для разработки принципиально новых вооружений. Мы не имеем права допустить отставания в этом важнейшем деле. Следовательно, нужно иметь соответствующие научные структуры, предприятия и организации, т. е. полноценный современный военно-промышленный комплекс, способный разрабатывать и внедрять перспективные военные технологии.
Прошло более 60 лет со дня Великой Победы Советского Союза и его союзников над фашисткой Германией. Очень хотелось бы, чтобы наши люди никогда не испытывали те страшные беды, которые принесла им та война. Гарантом тому может служить только могучая Россия и мощная армия, вооруженная современным оружием.