Военная мысль 7.2006 г. (стр. 18-26)
«Военная мысль» № 7.2006 г. (стр. 18-26)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ ЛЕТЧИКОВ
Полковник в отставке Д. В. ГАНДЕР, доктор психологических наук
ПОНЯТИЕ «психологическое обеспечение» получило широкое распространение с начала 80-х годов XX века. Его детерминантой стало представление о системном использовании психологии на всех стадиях формирования профессионала в авиации, а именно: при проведении профотбора и профессионального обучения; адаптации молодых летчиков к условиям летной службы; совершенствовании летного мастерства и профессионального роста, а также формировании положительных побудительных причин службы в авиации; при обеспечении профессиональной надежности летного состава, боевой эффективности и безопасности полетов; при проведений профессиональной психологической реабилитации. Психологическую подготовку, к которой до этого относили все усилия по оказанию психологической помощи летному составу, стали понимать как один из компонентов психологического обеспечения. Однако сегодня вновь приходится говорить об актуальности психологического обеспечения деятельности летчиков. Это связано с рядом обстоятельств.
Во-первых, еще на заре авиации человек столкнулся с необычной средой обитания и, как следствие, агрессивностью воздействия ее факторов на профессиональную деятельность. По мере развития авиации, несмотря на принимаемые меры по защите пилотов, влияние этих факторов лишь усиливалось. Опыт эксплуатации сверхманевренных летательных аппаратов позволяет сделать вывод: резкое возрастание нагрузок негативно влияет на интеллектуальное, эмоциональное и физическое состояние летчика. Дальнейшее развитие сверхманевренности, как показывают результаты исследований ведущих отечественных ученых в области авиационной медицины и психофизиологии, приведет к стойким искажениям восприятия пространства, что существенно затруднит пилотирование.
Во-вторых, проводимое сокращение авиационного парка, уменьшение ниже минимально допустимых норм индивидуального налета как важнейшего фактора боевой подготовки летного состава формируют в его сознании установку невостребованности, ненужности, снижают надежностные характеристики профессиональной деятельности и личную безопасность летчиков.
В-третьих, обострились противоречия между заниженным статусным положением летчика в общественном сознании, упавшим престижем летной профессии, уровнем материального и финансового обеспечения, с одной стороны, и все возрастающей опасностью и сложностью летного труда - с другой.
Профессиографический анализ деятельности пилотов современных летательных аппаратов, методических основ образовательных программ в военных авиационных учебных заведениях, технических средств обучения, системной организации психологического обеспечения подготовки летного состава позволил установить несоответствие психолого-педагогического процесса требованиям профессионального развития личности военного летчика. А анализ учебного процесса в военных авиационных училищах дает основание выделить те позиции, которые в наибольшей степени нуждаются в психологическом обеспечении с целью максимально эффективного функционирования теоретической и практической подготовки курсантов как целостной системы летного обучения. Прежде всего речь идет о мотивации летной подготовки обучаемых.
До конца прошлого века подготовка летчиков для каждого рода авиации осуществлялась в учебном заведении, ориентированном на соответствующую специализацию. В связи с проведенными сокращениями и переходом к подготовке курсантов по всем летным специальностям в одном вузе возникла необходимость дифференцировать обучаемых по родам авиации. В связи с этим потребовалось разработать и обосновать психофизиологические критерии отбора, позволяющие наиболее полно учитывать мотивы, профессиональные интересы и индивидуально-психологические особенности обучаемых. Однако известно, что мотивы выбора курсантов весьма различны и не всегда достаточно полно обоснованы. В этих условиях особенно повышается роль профконсультационной работы и психологической коррекции. Таким образом, пролонгированный характер приобретает на только профессиональный отбор, но и профориентация на конкретную летную специальность.
Однако профессиональная направленность обучения включает не только организационную сторону, но и предметно-методическую, требующую соответствующего психологического обоснования и обеспечения. И то, и другое составляет образовательную среду вуза, которая не ограничивается передачей курсанту теоретических знаний и опыта полетов. Личностно-ориентированная образовательная среда сфокусирована прежде всего на нравственных аспектах профессии летчика, на формировании зрелой, ответственной личности, мотивированной на долгую служебную перспективу. Для этого образовательная среда должна быть заполнена методами и средствами формирования и развития профессионально важных, и прежде всего личностных и интеллектуальных, качеств летчика-профессионала. Кроме того, должна быть создана развитая методическая база, широкий спектр дидактических и технических средств обучения. К сожалению, развитие методической инфраструктуры обучения летчиков отстает сегодня от развития авиационной техники и уровня решаемых в современных условиях задач. Технические средства обучения не соответствуют требованиям, продиктованным изменениями психологической структуры современной летной деятельности, а именно, ее интеллектуализации.
Большое значение в формировании летчика-профессионала, его психологической готовности к деятельности в опасной среде приобретают компьютерные обучающие технологии. Создаваемые на их основе обучающие системы, специализированные классы и процедурные тренажеры образуют интеллектуальную основу обучения и подготовки военного летчика к выполнению всех боевых задач по предназначению рода авиации.
Результаты проведенных исследований показали различия в подходах летного состава к использованию компьютерных процедурных тренажеров. Определенная часть обучаемых склонна ограничивать область применения процедурных тренажеров процессуальным составом деятельности. Такой способ традиционен. Он нацелен на формирование нормированной заданности действий, обеспечивающей необходимую надежность в стереотипных условиях, но совершенно недостаточной в особых ситуациях, когда требуется творческое мышление, умение в сложной и опасной обстановке принимать обоснованные решения при дефиците времени.
Летный состав более высокого профессионального уровня успешно реализует возможности процедурных тренажеров при определении стратегии действий в аварийной обстановке, в процессе принятия решения, при формировании пространственных представлений, т. е. функций, связанных с интеллектуальной деятельностью. При этом у летчика формируются и творческое мышление, свобода выбора в опасных ситуациях, способность предвидеть последствия развития дальнейших событий. Это уже другой уровень деятельности. Именно в этом случае можно говорить о современной стратегии формирования профессионализма летного состава.
Теоретические и экспериментальные исследования подтверждают обоснованность и перспективность второго подхода. Использование компьютерных обучающих систем позволяет вырабатывать у летчиков умственные навыки пространственной ориентировки, развивать оперативное мышление, умение преобразовывать приборную информацию в образы пространственного положения, распознавать нарушения пространственно-траекторных перемещений летательного аппарата.
Тем самым подтвердилась гипотеза, выдвинутая школой академика В.А. Пономаренко еще в середине 80-х годов XX века, о возможности компьютерных обучающих систем обеспечивать качественное решение психологических и методических задач обучения летчиков. В системе обучения летчиков в курсе психологической подготовки предусмотрено привитие умений и навыков в организации и проведении психологического обеспечения действий личного состава в боевой обстановке и чрезвычайных обстоятельствах. В настоящее время реализация данных положений требует дальнейшей разработки вопросов теории психологического обеспечения и методов их внедрения в практику, переориентации психологической подготовки на овладение приемами и способами формирования у летного состава профессионально важных качеств.
Методика летного обучения, и прежде всего летная практика, нуждается в использовании рекомендаций, разработанных психологической наукой. Задача состоит в психологизации содержания учебных дисциплин, частных методик, усилении личностной ориентации в обучении летчиков. Вместе с тем это определенная работа и с обучающими лицами, преподавателями и летчиками-инструкторами.
Решать эту задачу должны подготовленные специалисты - практические авиационные психологи, которые составят основу психологической службы в авиации. Идея создания такой службы не нова. Она неоднократно освещалась в военной печати, обсуждалась на конференциях психологов. В 90-е годы прошлого столетия подобная структура формально была создана. Но она не охватывает все этапы профессионализации авиаторов. Так, например, в летных вузах сегодня действуют группы психологического отбора и психофизиологические лаборатории. Данные подразделения свою главную задачу видят в работе с абитуриентами и проведении психологического отбора. Но ведь этим не исчерпываются задачи психологического обеспечения, о чем было сказано выше.
По нашему мнению, психологическая служба - иерархическая система с вертикальными связями управления и горизонтальными связями взаимодействия, которая должна быть включена в административные структуры авиации на всех уровнях. Она может выполнять ряд функций, основными из которых являются организационно-методическая, исследовательско-методическая и учебно-методическая.
Организационно-методическая функция психологической службы заключается в разработке путей психологической работы и способов ее проведения, адекватных конкретным задачам летной деятельности, т. е. в формировании управляющих психологических воздействий как на отдельных авиаторов, так и на коллективы летных подразделений и создании условий их успешной реализации.
Данный круг деятельности включает помощь руководителям всех административных уровней в формировании решений и указаний по вопросам психологического обеспечения летной подготовки, обоснование и внедрение психологических аспектов научной организации труда, разработку рекомендаций для летчиков и организаторов летной работы, программ психологических тренировок, подбор наиболее целесообразных и эффективных методик их реализации.
Исследовательско-методическая функция психологической службы состоит в сборе фактологического материала, необходимого в практике, его осмыслении и правильном применении. Речь идет о тех данных, которые необходимы для учета индивидуальных особенностей летчиков, профотбора, анализа ошибочных действий, комплектования экипажей. Исследовательская работа психологической службы является составной частью системы мероприятий летно-методического характера и позволяет получить конкретные данные для решения вполне определенной методической задачи.
Учебно-методическая функция психологической службы заключается, во-первых, в пропаганде самой идеи психологического обеспечения профессиональной деятельности летного состава, а во-вторых, в распространении психологических знаний среди летчиков, в обучении их психологическим методикам, в разработке концепции и создании учебно-материальной базы психологического обеспечения.
Реализация идеи создания психологической службы в авиации сталкивается с определенными трудностями. Главной из них, на наш взгляд, является отсутствие специалистов, пригодных для такой работы, поскольку авиационных психологов с практической направленностью сегодня не готовит ни одно учебное заведение.
В перспективе психологическая служба в авиации должна быть укомплектована профессиональными кадрами, имеющими соответствующее образование (летчик-инженер, штурман-инженер), обладающими опытом летной работы и получившими специальную подготовку по психологии, а также врачами-психофизиологами. В летных учебных заведениях практический психолог должен иметь опыт обучения курсантов в качестве инструктора или преподавателя. Сегодня наиболее успешно подготовка специалистов-психологов для авиации Вооруженных Сил может осуществляться на шестимесячных курсах переподготовки при Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина с обязательным привлечением сотрудников Научно-исследовательского испытательного центра авиационно-космической медицины и военной эргономики ГНИИИ военной медицины МО РФ.
Ворона А.А., Гандер Д.В., Пономаренко В.А. Теория и практика психологического обеспечения летного труда. М.: Воениздат, 2003.
Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. М.: ПЕР СЭ, 2004.