Военная мысль 7.2006 г. (стр. 41-46)
«Военная мысль» № 7.2006 г. (стр. 41-46)
КЛАССНЫЕ ЧИНЫ И ВОИНСКИЕ ЗВАНИЯ: СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА И ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ
полковник запаса П.А. БАКЛАНОВ
БАКЛАНОВ Павел Анатольевич родился 4 июля 1965 года в г. Львове. Окончил Калининское суворовское военное училище (1982), Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище (1986), Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации (2000). Службу проходил в 1-й Отдельной стрелковой бригаде охраны Генерального штаба ВС и Центрального аппарата МО СССР (1986- 1989), в 27-м Центральном научно-исследовательском институте МО РФ (1989-2002).
В настоящее время является начальником отдела по работе с членами Совета Федерации и их помощниками Управления кадров и государственной службы Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Государственный советник РФ 3 класса.
В ПРОЦЕССЕ реализации современного курса на реформирование общественных отношений в условиях демократизации и активного формирования гражданского общества, сопровождающихся тенденциями к самоопределению и самореализации различных групп населения, государственное управление остается основным фактором устойчивого и успешного функционирования российского социального организма.
В России в периоды реформаторских эпох традиционно именно государство выступало инициатором модернизации политического и социально-экономического устройства общества. Всегда назревшие преобразования осуществлялись мощным государственным аппаратом, представлявшим собой совокупность государственных служащих, профессионально и на постоянной основе занятых реализацией политики государства.
В.И. Даль в своем знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка» дает следующее определение службы: «Служба - употребление, польза, угода, деятельность, жизнь для других, услуга, полезное дело». Занимать посты в государстве было призвано служилое потомственное дворянство, которое по своему объективному положению с древних времен составляло гвардию и войско.
В богатом российском историческом наследии в сфере государственной службы заслуживает внимания, критического осмысления и творческого учета в современной кадровой работе опыт управления корпусом государственных служащих и организации служебной карьеры чиновников.
Постоянное влияние на прохождение чиновниками всех видов государственной службы (придворной, военной и гражданской) и ее уровней оказывалось обширной нормативно-правовой базой. Исторически значимое место в ней принадлежит «Табелю о рангах всех чинов воинских, статских и придворных», утвержденному Петром I в январе 1722 года и сыгравшему роковую роль в судьбе боярства и старого дворянства. Вплоть до поворотных событий октября 1917 года именно данный руководящий документ оставался символом общественных отношений в государственной службе. С его помощью достигались социальная упорядоченность и единство кадрового корпуса, основа которых базировалась на глубокой рационализации государственной службы, четком определении вектора карьерного роста, зависящего прежде всего от уровня профессионализма, выслуги лет, опыта службы и административной работы, а также от деловых качеств и нравственных достоинств служащих.
В соответствии с «Табелем» административные должности государственной службы были расписаны по четырнадцати классам (рангам). Была создана четкая юридически закрепленная иерархическая система чинов. В самом уставном документе термин «чин» в большинстве случаев употреблялся в смысле «должность».
В общей сложности в четырнадцать классов «Табеля» были включены 262 должности существовавших тогда видов государственной службы. В принятом документе также отмечалось, что потомки русских и иностранцев, замещавшие должности первых восьми рангов (до майора и коллежского асессора включительно), причислялись к «лучшему и старшему дворянству, хотя бы они и низкой породы были».
Введение петровского «Табеля о рангах» на многие годы коренным образом изменило организацию государственной службы в России, основ ее нормативно-правовой базы, которая регулировала карьерную стратегию и тактику правительства. В нее входили основные законы Российской империи, петровский «Генеральный Регламент» (1720), «Устав о службе гражданской» (1832), «Положение о порядке производства в чины по гражданской службе» (1834) и другие многочисленные нормативные акты Государственного совета, Комитета министров, Сената.
В результате петровских реформ Россия обрела мощь и независимость, но уровень подготовки кадрового корпуса чиновников оставался низким. Император Александр I на основании записок М.М. Сперанского, автора выдающихся реформаторских идей того времени, 6 августа 1809 года издал указ «Об экзаменах на чин», в соответствии с которым был установлен новый порядок производства в гражданские чины, предусматривающий для их получения прохождение курса обучения в одном из отечественных университетов и сдачу соответствующих экзаменов. Так классный чин стал символом не только «беспорочной службы», «заслуги и достоинства», «отличия», но и профессиональной подготовки.
Система чинов и производства в них постоянно совершенствовалась, что сказывалось на формировании общепризнанных ценностей в России. Созданная Петром I система классных чинов глубоко укоренилась в традициях, ментальности и стереотипах поведения государственных служащих, стала символом их профессионализма и престижа.
Результаты успешной деятельности отдельных личностей в области искусства и науки также находились под контролем государства и оценивались по соответствующей сетке чинов и должностей, создававших плодотворную почву для сочетания, например, литературной славы и успехов на государственной службе (ПР. Державин, И.И. Дмитриев). Однако в истории государственной службы России совершенно отсутствовал культ изобретателя или философа. К примеру, Н.И. Лобачевский получил генеральский чин и должность помощника попечителя Казанского учебного округа не за создание неэвклидовой геометрии, а исключительно за профессорскую деятельность. Придворное положение Н.М. Карамзина было обусловлено его ролью историографа, а В.А. Жуковского - преподавателя словесности наследника престола. Великий поэт А.С. Пушкин, окончивший Царскосельский лицей по второму разряду с чином коллежского секретаря, был определен на службу в Коллегию иностранных дел, в которой проходил службу до 1824 года. По возвращении на государственную службу в 1831 году поэт был пожалован чином титулярного советника, а в 1833 году А.С. Пушкин был произведен в придворный чин камер-юнкера. Исторически известны отказы от служебной карьеры М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя. Одновременно в общественном сознании всегда оставался на высоте культ военного героизма и военной службы.
Таким образом, система чинов в России во многом предопределяла возможные типичные пути достижения жизненного успеха (карьерного роста) представителей различных сословий. В содержательном смысле система чинов представляла структуру профессионально-должностного развития административных кадров, основанную на процессе накопления структурных компонентов профессионального опыта человека новым, отличным от предыдущего, содержанием. Это относится к знаниям индивида, к его умениям и навыкам, к психологическому опыту, которые приобретаются и накапливаются в результате служебно-трудовой деятельности и продвижения по карьерной лестнице. При этом служебно-трудовая деятельность представляется как в качественных, так и в количественных формах (в профессиях, специальностях, специализациях), а также в должностях и в рабочих местах. В системе государственной службы дореволюционной России «классный чин» рассматривался как юридически закрепленный показатель профессионально-должностного положения государственных служащих на военной, гражданской или придворной государственной службе.
Первыми декретами советской власти - от 10 (23) ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» и от 16 (29) декабря 1917 года «Об уравнении всех военнослужащих в правах» - воинские и гражданские чины в России были отменены полностью. Создание нового типа государства и принципиально нового государственного аппарата сопровождалось сменой его социальной символики. Вместе с чинами дореволюционной России исчезла их знаково-символическая атрибутика. Однако после неоднократных попыток руководства советской власти ввести новые знаки различия для военнослужащих, специальные звания, дипломатические и специальные ранги для других категорий государственных служащих состоялось возвращение знаково-символической атрибутики, которая ранее использовалась в системе классных чинов России.
Сначала была воссоздана система наград. Затем сформировалась система отличий в труде и в воинской службе. В них использовались ранее распространенные в обществе различные формы социальной символики.
Поэтапно, Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935 года, указами Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1940 года, от 9 октября 1942 года, от 16 января и 9 октября 1943 года были введены воинские звания, которые персонально присваивались военнослужащим армии, флота, авиации в соответствии с их военной квалификацией, служебным положением, заслугами, а также принадлежностью к роду войск или виду службы. В середине Великой Отечественной войны (1943) в Советской армии вводятся погоны и воинские знаки различия, ликвидированные советской властью в 1917 году.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 года и 13 июля 1955 года в СССР были введены классные чины - специальные звания (служебные разряды) для работников органов прокуратуры. Классные чины действительного государственного советника юстиции и государственного советника юстиции 1, 2 и 3 классов присваивались Президиумом Верховного Совета СССР, а классные чины советника юстиции, младшего советника юстиции и др. присваивал генеральный прокурор СССР. Прокурорскому работнику, имеющему классный чин, при исполнении служебных обязанностей предписывалось носить форменную одежду и знаки различия, соответствующие присвоенному чину. В СССР система профессионально-квалификационной символики постоянно развивалась и видоизменялась. «Чин» рассматривался как порядок, устав, обряд, звание, сан, степень, как юридическое звание, присваиваемое в постепенной последовательности лицам, проходящим административную службу, и дающее им определенные права и преимущества.
В 90-е годы прошлого века на смену сложившейся советской символике пришла символика обновленной России. С принятием Конституции Российской Федерации (1993) в России формируется институт государственной службы Российской Федерации. Государственная служба становится системным компонентом государственного управления, образует социальную среду органов управления, является реальным субъектом социальной действительности, представляет собой самостоятельную социальную организацию с общественно значимыми функциями и с системой внутренних и внешних связей с различными институтами общества. К началу XXI века завершается процесс институционализации и профессионализации государственной службы.
Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» установил классификацию видов государственной службы, которые в совокупности образуют единую систему федеральной государственной службы в стране. В нее входят: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба.
Гражданам, проходящим федеральную государственную службу, устанавливается обязательность присвоения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий. Для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются только классные чины. Присваиваются классные чины в субъектах Российской Федерации с учетом положений федерального законодательства в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации. Законодательство о классных чинах построено динамично, подобно положению о воинских званиях, предусматривает постоянное нарастание чина по его старшинству. Первый классный чин присваивается после успешного завершения испытательного срока, а последующие (очередные), как правило, по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине. Присваивается классный чин на основе квалификационного экзамена, в соответствии с замещаемой должностью только в пределах группы должностей гражданской службы. Квалификационный экзамен выполняет функцию стимулирования профессионального саморазвития государственных служащих, обеспечивает формирование конкурентной среды на государственной службе, а также позволяет выявить профессиональные возможности гражданских служащих.
В соответствии с законодательством Российской Федерации классный чин гражданского служащего - персональный, присваиваемый по результатам квалификационного экзамена, проводимого аттестационной или конкурсной комиссиями, чин, соответствующий служебному положению (замещаемой должности), уровню профессиональной и дополнительной специальной подготовки, выслуге лет, принадлежности к определенному ведомству и заслугам.
Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, соотношения классных чинов федеральной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и классных чинов гражданской службы Российской Федерации определяется указом Президента Российской Федерации. Таким образом, очевидны два уровня классных чинов федеральной службы - межвидовой и внутривидовой.
Межвидовой - это соотношение с квалификационными отличиями, принятыми в других видах государственной службы, - с дипломатическими рангами, воинскими и специальными званиями, а внутривидовой - это соотношение в самой гражданской службе, между федеральной гражданской службой и гражданской службой субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» классный чин рассматривается как показатель (символ) уровня соответствия профессионализма гражданского служащего квалификационным требованиям замещаемой должности в пределах группы должностей. Таким образом, введение классных чинов в системе государственной службы направлено на упорядочение государственных служебных отношений, на закрепление иерархии государственных должностей. Главное же предназначение классного чина - стимулирование гражданских служащих на повышение квалификации, а также признание заслуг соответствующего государственного служащего.
Одним из общих принципов и условий присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий является то, что присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания государственному служащему осуществляется исключительно в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной службы.
Мы разделяем мнение профессора А.И. Турчинова, о том, что некорректно проводить прямую аналогию между воинскими званиями и классными чинами государственной гражданской службы. Воинские звания лишь косвенно свидетельствуют о квалификационной адекватности военнослужащего занимаемой должности, а их присвоение не сопряжено со сдачей квалификационного экзамена. К тому же, в отличие от классного чина, выступающего показателем уровня соответствия профессионализма гражданского служащего квалификационным требованиям замещаемой должности в пределах группы должностей, воинское звание - это исторически сложившаяся в вооруженных силах и имманетная их должностной иерархии форма визуально-квалификационного отличия военнослужащих.
Следовательно, эффективное решение проблемы соотношения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий полностью зависит от разработки единых критериев соотношения должностей. Выбор подходов и основных критериев для решения этой задачи остается дискуссионным. Вместе с тем очевиден еще один способ решения рассматриваемой проблемы. По нашему мнению, им является разработка унифицированных методик формирования штатных расписаний органов управления различных уровней государственной власти и органов обеспечения их деятельности, в которых необходимо предусмотреть (на основании перечней должностей федеральной государственной гражданской службы, типовых воинских должностей и типовых должностей правоохранительной службы) примерное соотношение должностей государственной службы.
Также следует отметить, что решение проблемы соотношения классных чинов и воинских званий невозможно без установления единых основных критериев определения соответствия уровня профессионализма государственных служащих этих видов государственной службы квалификационным требованиям по замещаемым должностям.
Таким образом, соотношение квалификационных отличий государственной службы в целом и гражданской службы в частности, как межвидовое, так и внутривидовое, должно быть непосредственно связано с соотношением должностей (групп должностей) государственной службы в целом. Механическое использование принципа аналогии, по нашему мнению, не допустимо, так как социальная природа классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий различна.
Гусева А.С., Иглин В.А., Лытов Б.В. и др. Служебная карьера/ Под общей ред. Е.В. Охотского. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998. С. 94.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Издательство ACT, 2001. Т. 4. С. 380-382.
Мельников В.П., Нечипоренко B.C. Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность. Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2003.
Гусева А.С., Иглин В.А.,Лытов Б.В. и др. Служебная карьера. С. 94-98.
Ключевский В.О. Соч. в 9 т. М., 1989. Т. IV. С. 76.
Лытов Б.В. Александр Пушкин: служение Отечеству. Тула: Гриф и К, 2006.
Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М., 1998.
Магомедов К.О. Социология государственной службы: Учебное пособие. Изд. 2-е. М., 2004.
См.: Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г.) и Федеральному закону от 27 июля 2004 г. №79-ФЗХ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»/ Под общ. ред. В.Г. Мальцева и И.Н. Барцица. М.: Изд.-во РАГС, 2005. С. 212-225.