ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 12/2006, стр. 40-45

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

О концептуальных основах перспективной системы военного образования

Полковник в запасе О.Е. СОСИН,

кандидат военных наук

В НАСТОЯЩЕЕ время началась реализация второго этапа Федеральной программы «Реформирование системы военного образования Российской Федерации на период до 2010 года». Ее главными задачами являются оптимизация сети военно-учебных заведений, модернизация материально-технической базы укрупняемых вузов и наращивание масштабов подготовки кадровых офицеров из числа студентов гражданских вузов. Судя по отчету за первый этап, основное содержание данной Программы составляет сокращение сети военных вузов. Однако, по нашему мнению, этот процесс не учитывает концепцию военного образования вообще.

В условиях, когда в стране идет широкомасштабная реформа всей системы образования, сокращение сети вузов как одно из направлений реформы военного образования вообще представляется весьма опасным. Тем не менее «процесс пошел», поэтому актуальной задачей уже сегодня является определение концептуальных основ построения перспективной системы военного образования.

Известно, что по мере накопления и материализации интеллектуального потенциала мирового сообщества происходит дифференциация деятельности его членов по направлениям и уровням. Направления могут подразделяться на виды, рода и области, между которыми идет активный процесс интеграции. Поэтому целесообразно выделить два самостоятельных профиля: организаторская (руководящая) и исполнительская (производственно-техническая) деятельность. Каждое направление (профиль) реализуется на различных уровнях, определяемых степенью сложности профессиональной деятельности. Это репродуктивный, продуктивный, творческий и эвристический уровни.

Решить задачу многопрофильной и многоуровневой подготовки может только система непрерывного образования.

Мировая и отечественная педагогика столкнулись в конце XX века с проблемой несоответствия действующей системы высшего образования быстро меняющимся требованиям к нему именно в плане многопрофильности и многоуровневости. Болонская система высшего образования является результатом поиска путей решения проблемы. Эта система адаптирована к рыночным условиям, которые сейчас находятся в стадии обострения внутренних противоречий. Данный процесс может оказаться достаточно длительным. Но он также может пойти и по революционному, более короткому пути. В любом случае оптимальная система высшего образования должна быть адаптирована не только к реальным условиям, но и к переходному процессу. Болонская система на это не рассчитана, но она имеет потенциал для положительного разрешения текущих противоречий. И именно в этом ее плюс.

Что же представляет собой болонская система высшего образования? Она базируется на четком разграничении понятий «образование» и «профессиональная подготовка» (рис. 1).

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Рис. 1. Модель болонской системы высшего образования

Именно на этом разграничении построено, на наш взгляд, содержание базового высшего образования (бакалавриат) и подготовки дипломированного специалиста (магистратура). При этом понятие «базовое высшее образование» не в полной мере соответствует понятию «образование» как духовного облика. Очевидно, бизнес интересуют не все личностные качества, формируемые полноценной образовательной системой. Однако болонская система хорошо структурирована. Что полезного можно взять из нее и какие проблемы она способна создать для системы военного образования?

Выделим три основные комплексные проблемы военного образования, которые следует ожидать в случае его прямой адаптации к болонской системе (рис. 2).

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Рис. 2. Проблемы военного образования

Первая - техническая проблема. С 2003 года система отечественного высшего образования (модули программ) приводится в соответствие с европейскими (болонскими) стандартами. Что произойдет с ГОСТами? По нашему мнению, вариантов может быть несколько: усложнение с увеличением бюджета учебного времени, что маловероятно; упрощение с уменьшением бюджета учебного времени, что вполне вероятно; изменение содержания при сохранении бюджета времени, что также вероятно.

Цель изменений - помочь выпускникам вписаться в европейский рынок труда. Возможная реакция системы военного образования и ее следствие:

вписаться в общий процесс - тогда следует ожидать снижения качества подготовки военного специалиста с инженерным образованием и увеличение оттока молодых офицеров;

добиться автономности - тогда независимо от вариантов преобразования системы высшего образования система военного образования выиграет, но возникнет проблема набора абитуриентов и, как следствие, дефицит выпускников.

Федеральной программой предусмотрено решение этой проблемы через наращивание масштабов подготовки кадровых офицеров из числа студентов гражданских вузов. Это реальный вариант, но отнюдь не дешевый. Дело в том, что Министерство обороны окажется перед необходимостью повышения конкурентоспособности рынка военного труда относительно общеевропейского рынка труда, предусмотренного болонской системой. Разрешима ли эта проблема? На наш взгляд - маловероятно.

Действующая Концепция национальной безопасности на первый план выдвигает интересы личности, а затем общества и государства. Очевидно, это соответствует морали рыночных отношений. Не будем спорить о философской трактовке этих приоритетов. Заметим только, что у защитника нашего Отечества традиционно на первом месте стояли интересы Родины. Однако, исходя из реальных условий, следует признать, что необходим вариант, удовлетворяющий как интересам личности, так и интересам общества и государства, поскольку именно в этом суть национальной безопасности. Отсюда следует, что реформаторы втиснут систему военного образования в рамки «болонского процесса». Значит, надо искать внутренние резервы. В этом суть технической проблемы военных вузов. Путь решения - пересмотр концепции военно-специального образования. Оптимальный вариант, если концепция будет ориентирована на военный заказ и адаптирована к болонской системе.

Выделим требования «болонские» и сформулируем требования «военные».

Итак, европейский рынок труда нуждается в специалистах-инженерах, обладающих целым рядом профессиональных качеств (рис.3). Во-первых, они должны давать отдачу на нижних должностных ступенях сразу после выпуска, во-вторых, самостоятельно повышать образование и квалификацию в перспективе, в-третьих, обладать высокой мобильностью на рынке труда.

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Рис. 3. Требования рынка труда к системе высшего образования

Требования универсальны, и военное образование могло бы им отвечать. Концептуальных противоречий здесь нет, но они есть на содержательном уровне. Суть в том, что промышленности в соответствии с первым требованием требуется бакалавр, а формирование полноценного инженера или руководителя производственного процесса (т.е. соответствие второму требованию) предусматривается в магистратуре и после повышения квалификации. Эта система не испытывает дефицита кандидатов благодаря третьему требованию и коммерческим интересам потребителей квалифицированной рабочей силы. Для ВС термин «мобильность специалиста на рынке военного труда» звучит непривычно, хотя давно реализуется без административных проблем. Здесь следует оговориться, что такая ротация не всегда дает положительные результаты по причине замкнутости отечественного военного рынка труда.

Рассмотрим проблему на содержательном уровне. Концептуальное первое требование вполне может быть реализовано гражданскими вузами с военными кафедрами. Военные вузы должны готовить командира с инженерным образованием, а не инженера-командира. Такой специалист, прослужив два срока по контракту, приобретет необходимый опыт и будет востребован как в ВС, так и на рынке труда при условии соответствия его второму требованию (в случае ухода из армии). Подтверждение этому есть уже сегодня.

Каковы же требования к подготовке командира-инженера? Они определяются спецификой деятельности, суть которой - постоянное функционирование в условиях нештатной, нестандартной или экстремальной ситуации. Такая специфика в мирное время характеризуется постоянным дефицитом времени или специалистов, что по сути одно и то же. В военное время условия жестче, и они требуют от командира-инженера не техническое (инженерное), а командирское решение, основанное на инженерных знаниях.

Это принципиально разные понятия. Для принятия технических решений привлекаются представители промышленности (в том числе в военное время), службы вооружения и специальных военно-технических учреждений. Командирское решение - это решение на выполнение боевой задачи. В нем важна оценка обстановки на основе инженерных знаний, которая позволяет сделать правильные выводы и сформулировать замысел. При сложных технических ситуациях разрабатывается техническое задание, не входящее в компетенцию боевых расчетов. Динамика боевых действий в войнах шестого поколения, как показывает опыт, вынуждает отдавать предпочтение не инженерному, а командирскому решению. В перспективе, в высокотехнологичных войнах, эта тенденция будет только усиливаться.

Таким образом, подготовка командира-инженера может быть адаптирована к требованиям болонского процесса. При этом военный бакалавриат будет играть ту же роль для военного рынка труда, что и бакалавриат гражданских вузов, а магистратура может быть платной для всех и бесплатной для перспективных кандидатов. Но решение проблемы образовательной не снимает проблему социальную - конкурентоспособность рынка военного труда, что приведет к дефициту командного состава.

Вторая - научная проблема. По мнению министра образования А.А. Фурсенко, из двух направлений высшего образования, прикладного и фундаментального, для России сегодня предпочтительнее первое, как отвечающее требованиям рынка. Это не означает уход от фундаментальности вообще. Это уход от всеобщей фундаментальности. Вот суть двухуровневой системы высшего образования. При этом магистратура мыслится как платное образование, в том числе на спонсорской основе.

С точки зрения рыночной логики в этом есть смысл. Проблема военного образования в том, что военную сферу деятельности адаптировать к рынку невозможно и нецелесообразно. Необходимо формировать свой рынок труда и рынок образовательных услуг. В этих условиях предложенный подход для решения технической проблемы оказывается не только приемлемым, но и оптимальным. При этом фундаментальное образование может реализовываться поэтапно: первый этап в процессе пятилетнего обучения (базовое), второй - при получении высшего военного образования (законченное). Преимущество поэтапности в том, что военные вузы будут готовить специалистов высшей квалификации для ВС, а не для экономики. При этом первый этап должен носить командно-инженерную направленность, а второй - подразделяться на командное и инженерное направления.

И, наконец, третья - организационная проблема. Сокращение сроков службы по призыву, повышение уровня доходов населения и переход к болонской образовательной системе приведут к дальнейшему снижению количества и качества абитуриентов военных вузов. Дело в том, что повышение благосостояния офицера до конкурентоспособного уровня в обозримом будущем маловероятно. Значит, рынок гражданского труда будет выглядеть для большинства выпускников школ более привлекательно. Выход здесь надо искать в поэтапном реформировании структуры образовательного процесса и в формировании собственной базы потенциальных кандидатов. В первом случае сначала необходимо сохранить приемлемую конкурсность отбора. В условиях ориентации выпускников средней школы на ЕГЭ и снижения сложности вступительных экзаменов в гражданские вузы такая проблема реальна. Она вынудит военные вузы пойти по аналогичному пути. В последующем необходимо определиться с направленностью высшего военно-специального образования. Продолжительность этапов соответствует продолжительности реформы общего образования. Выделим принципиально разные направления: эксплуатационное, конструкторское и исследовательское (рис. 4).

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Рис. 4. Подготовка военных специалистов

Бакалавриат может реализовать неполное высшее образование, и не более того. Магистратура реализуется в рамках пятилетнего образования как полное высшее военно-специальное образование. Инженера-конструктора целесообразно готовить из офицеров - выпускников гражданских вузов. Подготовка инженера-исследователя должна рассматриваться как третье направление высшего военного образования наряду с командным и инженерным образованием. Таким образом, высшее военно-специальное образование становится двухуровневым, т. е. соблюдаются «болонские» требования. При этом сокращение военных вузов и создание крупных научно-педагогических центров становится обоснованым не арифметическими расчетами расходов, а концептуальной логикой.

Формирование собственной базы кандидатов для обучения в военных вузах потребует возродить традиции военных династий. Это не предполагает больших финансовых вложений, если создать систему льгот. Русский офицер никогда не был богат, но всегда был социально защищен и привилегирован.

Учитывая исторический опыт формирования русского и российского офицерского корпуса, схема (последовательность) формирования военного образования, включая реформу среднего образования, может реализовываться последовательно, от ступени к ступени, путем первичной и последующей дифференциации системы подготовки в военном бакалавриате.

При этом ученик средней школы сам будет выбирать профессиональную ориентацию в старших классах в процессе прохождения программы начальной военной подготовки.

Общая дифференциация предполагает первичное ранжирование обучаемых по результатам усвоения общеобразовательной программы высшей школы и их распределение по специальностям на основе этих результатов. Распределение может носить добровольно-рекомендательный характер, но только для второго и третьего курсов. Вопрос продолжения обучения в магистратуре должен решаться комиссией по профессионально -психологическому отбору.

Курсанты, не прошедшие отбор, получают право выбора другого вуза для продолжения обучения, но на конкурсной основе, или выхода на рынок военного труда через систему ведомственных кадровых органов и систему военкоматов, куда пересылаются личные дела. Не трудоустроившиеся по каким либо причинам выпускники получают документы на руки после оплаты расходов за их обучение и перевода в категорию офицеров запаса.

Базовыми блоками военных дисциплин бакалавриата должны быть общеобразовательные и общевоенные дисциплины, в том числе для третьего курса - управление подразделениями в мирное время, общевойсковая тактика и военная история. Тактико-специальные, технические дисциплины и безопасность жизнедеятельности составят основу обучения на четвертом курсе.

Таким образом, перспективная система военного образования должна базироваться на реформируемой системе общего образования, но опираться на свой рынок труда и свой рынок образовательных услуг. При этом на этапе внедрения системы должна быть произведена резкая дифференциация в оплате труда офицера по категориям, а также в зависимости от уровня образования и его соответствия занимаемой должности. Регулирование потребностей видов и родов войск в квалифицированных кадрах должно также осуществляться через рынок военного труда и рынок военных образовательных услуг. Это позволит повысить качество отбора и обучения в вузах.

Далее по тексту - Федеральная программа или Программа.

Доклад статс-секретаря - заместителя министра обороны РФ на заседании Коллегии МО РФ в декабре 2005 г.

Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 311.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации