Организационные структуры качественный аспект
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 09/2006, стр. 36-43
Организационные структуры: качественный аспект
Генерал-майор B.C. ИВАНОВСКИЙ,
кандидат военных наук, доцент
Полковник запаса А.Я. КАЧАЛОВ,
доктор военных наук, профессор
СОВРЕМЕННАЯ тенденция качественного изменения вооружения и военной техники, переработка основных теоретических положений военного искусства и глубокая реформа Вооруженных Сил РФ выдвигают перед военно-научными кадрами целый ряд задач, требующих оперативного и эффективного решения. Одной из таких задач является разработка стройной системы научных взглядов и практических рекомендаций на строительство российских Вооруженных Сил и их составных частей.
По некоторым вопросам строительства армии и флота еще нет полной ясности и определенности. В этой большой и ответственной работе, знаменующей новый этап военного строительства, следует более осмысленно подходить к разработке организационных структур (ОС), чтобы их состав, численность и оснащение способствовали повышению боеспособности Вооруженных Сил. Одним из основных факторов, влияющих на повышение боеспособности Вооруженных Сил, является качество организационных структур.
В настоящее время среди специалистов нет единого мнения о методе оценки этого параметра ОС. В связи с этим хотелось бы высказать свое видение решения этой актуальной научно-практической задачи, не претендуя при этом на глубину и всесторонность (комплексность) ее исследования.
Если допустить, что ОС являются продукцией организационного проектирования, то к оценке их качества вполне обоснованно могут быть применены положения Международного стандарта, используемые при оценке качества продукции и услуг. В этом случае под качеством организационных структур надо понимать степень соответствия присущих характеристик требованиям, предъявляемым к организациям.
Из этого следует, что первоосновой для определения качества оргструктуры является предъявляемый к ней набор определенных требований, соответствие которым гарантирует выполнение возложенных на нее задач. В этой связи возникает ряд вопросов: каким требованиям должны соответствовать ОС, на что должен ориентироваться их заказчик при оценке качества разрабатываемых (реформируемых) формирований и чем он должен при этом руководствоваться? Вполне понятно, что для выработки требований к ОС необходим комплекс соответствующих теоретических и практических знаний, представленный в форме методологии, которая должна являться неотъемлемой составной частью теории строительства Вооруженных Сил. Отсутствие такой методологии создает предпосылки для выработки не всегда обоснованных (или неполного комплекса) требований на проектирование ОС, что может в конечном итоге сказаться на их качестве.
Под требованиями, предъявляемыми к оргструктурам, будем понимать перечень определенных параметров (количественных и качественных), которым должна соответствовать организация, чтобы обеспечивалось выполнение возложенных на нее задач.
Разумеется, что каждый тип организаций исходя из принадлежности и предназначения имеет свои особенности, и поэтому ему должен соответствовать свой набор требований. В то же время у всех воинских формирований есть и много общего, что их объединяет в рамках организационной системы Вооруженных Сил. Поэтому в данной статье будет рассмотрена методология выработки наиболее общих требований, которые можно применить для всех типов организаций или по крайней мере для большинства из них.
В связи с этим сразу возникает вопрос - на основании чего должны формулироваться требования, что является их первопричиной, чем они обусловливаются?
Логика проведения данного исследования подсказывает, что, во-первых, необходимо выработать «требования к требованиям», во-вторых, выявить факторы, обусловливающие их состав, в-третьих, провести классификацию требований и, в-четвертых, определить пути их реализации.
Для того, чтобы сформулированные требования выполнили свое предназначение, они должны быть научно обоснованными, т. е.: обеспечивать достижение целей создания формирований, системность (комплексность), всесторонность, перспективность, конкретность содержания и реальность их выполнения, целесообразную степень детализации; быть непротиворечивыми, обоснованными; учитывать специфику формирований и условий их функционирования и т. п.
Если проанализировать практику обоснования организационных структур, проводимую в рамках выполнения научно-исследовательских работ, то можно сделать однозначный вывод о том, что требования, содержащиеся в технических заданиях на НИР, не в полной мере соответствуют вышеназванным основным положениям понятия «научно обоснованные». Более того, в некоторых НИР выработка требований к ОС вообще отдается на откуп их разработчиков, что ставит под сомнение возможность достижения необходимых результатов.
Для повышения обоснованности выдвигаемых требований возникает необходимость выявления факторов, обусловливающих их состав и содержание. Проведенный анализ показывает, что такими факторами являются: военная доктрина; концепция строительства ВС; цели проектирования ОС; боевое предназначение и принципы боевого применения разрабатываемой организации; уровень развития средств и способов ведения вооруженной борьбы; вероятный противник; мобилизационные и экономические возможности страны; возможный характер и объемы боевых задач; природно-географические особенности региона, для которого разрабатывается организация; опыт войн и военных конфликтов; передовой опыт организационного строительства армий других государств и др.
Ввиду ограниченного объема статьи мы не станем раскрывать механизм действия каждого из вышеназванных факторов, тем более что он довольно очевиден.
Вместе с тем хотелось бы отметить, что первоосновой для выработки требований, на наш взгляд, должны быть цели проектирования соответствующих организационных структур. В этом смысле требования к организациям являются отражением целей их проектирования. Поэтому разработка целей создания оргструктур должна быть обязательным этапом в общем процессе выработки требований к ним.
Учитывая, что оргструктуры представляют собой сложную многоцелевую систему, при разработке задания на их проектирование должна быть сформулирована система требований, характеризующая все стороны создаваемых формирований: военную, функциональную, структурную и экономическую. Поэтому все требования, предъявляемые к организациям, можно условно разбить на пять групп: общесистемные, оперативно-тактические, функциональные, структурные и военно-экономические. Некоторые из наиболее характерных требований, которые могут предъявляться к большинству организационных структур, показаны на рисунке.
Первая группа требований направлена на достижение оперативно-тактических целей проектирования организаций.
Соответствие ОС группировкам войск во всех видах боевых действий является, на наш взгляд, важнейшим требованием, предъявляемым к формированиям различного уровня и предназначения.
Выполнение этого требования обеспечит структурное закрепление элементов группировки войск в создаваемых организациях, что даст целый ряд преимуществ.
Соответствие оргструктур всем видам боевых действий является одним из главных требований для любого формирования ВС. Исключение здесь могут составить лишь войска, имеющие специфические задачи, как, например, соединения и части, предназначенные для ведения оборонительных действий в укрепленных районах. Необходимость этого требования обусловлена неоднородностью боевых действий в ходе войны. История еще не знает примера, когда в течение войны какая-то одна из воюющих сторон не использовала бы все формы ведения боевых действий. Ориентирование оргструктур на какой-то один из видов боевых действий может привести к их низкой эффективности при смене форм ведения вооруженной борьбы.
Соответствие оргструктур характеру предстоящих боевых действий - это одно из основополагающих требований, предъявляемых к формированиям армии и флота.
Как известно, каждому периоду развития военного искусства присущи характерные особенности ведения боевых действий. Если их не учитывать в организационном строительстве, то формирования не смогут эффективно выполнять возложенные на них задачи, о чем свидетельствует опыт прошедших войн и вооруженных конфликтов.
Реализация этого требования при проектировании организаций видов, родов войск и специальных войск обеспечит учет наиболее характерных особенностей предстоящих боевых действий: высокую активность, напряженность, скоротечность, быстрый переход от одних боевых действий к другим и т. д.
Требования всестороннего обеспечения самостоятельности боевых действий войск на другом направлении штатными силами и усиления войск, действующих на главном направлении, отражают суть принципов оперативного искусства и тактики применительно к организационному строительству: максимальная самостоятельность родов войск в ходе выполнения боевых задач; сосредоточение сил и средств на главном направлении.
Тактика и оперативное искусство предусматривают ведение боевых действий войсками как на главном, так и на другом направлениях. При этом объемы задач по всестороннему обеспечению на главном направлении, естественно, будут больше, чем на другом. Следовательно, для своевременного их выполнения потребуется и большее количество соответствующих сил.
Учитывая, что на главном направлении действует только часть сил, то в качестве расчетного случая для разработки ОС следует принимать объемы задач, возникающие при всестороннем обеспечении войск на другом направлении, а для войск, действующих на главном направлении, усиление необходимо иметь в вышестоящем звене.
Реализация этого требования предполагает иметь в каждом звене такое количество соответствующих сил и средств, которое обеспечивало бы выполнение не только своих задач при действии на другом направлении, но и возможность усиления подчиненных соединений и частей, действующих на главном направлении.
Вполне понятно, что оргструктуры должны разрабатываться под наиболее вероятные оперативно-тактические и природно-географические условия. Так, наверное, требования к ОС, действующим вблизи переднего края и в глубине оперативного (боевого) построения (порядка) войск или задействованным в горно-пустынной и в лесисто-болотистой местности, должны быть разными. Отсутствие данного положения в оперативно-тактических требованиях к ОС может привести к тому, что они не смогут выполнять задачи по своему штатному предназначению.
Необходимость требования соответствия ОС их боевому предназначению вытекает из их предназначения и способов действий при выполнении боевых задач.
Для реализации этого требования при проектировании новой организации следует исходить прежде всего из предполагаемых принципов ее боевого применения: будет ли она привлекаться для выполнения задач в своем или нижестоящих звеньях, в полном составе или по частям, использоваться для усиления или поддержки и т. д. Все это в значительной степени влияет как на состав, так и структуру организаций.
Так, например, состав и структура организаций, предназначенных для усиления нижестоящих звеньев или для выполнения задач в отрыве от основных сил, должны обеспечивать самостоятельность их функционирования (обеспечение, ремонт и т. п.) и управляемость старшим начальником (командиром).
Части и подразделения, составляющие основу временных формирований (противотанковый резерв, подвижный отряд заграждений и т. д.), должны иметь структуру и оснащение, которые обеспечивали бы выполнение возлагаемых на них задач в рамках своих организационных форм.
Реализация этого требования позволит иметь соединения, части и подразделения, обеспечивающие выполнение задач по своему штатному предназначению без нарушения структуры организации, что будет способствовать эффективному использованию сил и средств, выделяемых для их формирования.
Динамичный, высокоманевренный и быстроменяющийся характер современных боевых действий предъявляет к ОС требование по их высокой удобоуправляемости в ходе операции (боя). Не подлежит сомнению, что высокое качество управления войсками - важнейший фактор реализации их боевых возможностей. По мнению многих военных специалистов, хорошее управление способно по крайней мере удвоить эффективность применения подчиненных войск. Многочисленные примеры военной истории убедительно свидетельствуют об этом.
Поэтому задача состоит в том, чтобы проектируемые формирования своей структурой и оснащением в максимальной степени способствовали их эффективному управлению при выполнении боевых задач в определенных условиях их применения.
Обеспечение высокой мобильности - одно из основных требований для большинства типов организаций на современном этапе строительства ВС. Это требование особо важно для ВС нашей страны, имеющей огромную территорию и большую рассредоточенность войск.
В зависимости от размеров и боевого предназначения организаций их мобильность можно подразделить на тактическую, оперативную стратегическую.
Реализация этого требования обеспечит сокращение времени на совершение войсками маневра в ходе операции, что позволит увеличить им зону ответственности или сократить время холостых пробегов в своей полосе боевых действий.
Разумеется, что кроме вышеперечисленных возможны и другие оперативно-тактические требования, предъявляемые к оргструктурам. Так, например, при разработке организаций ВДВ одним из важнейших требований будет требование к их аэротранспортабельности.
Вторая группа требований направлена на достижение функциональных целей проектирования ОС. Необходимость выполнения всего комплекса задач, возникающих при ведении разрабатываемой организацией боевых действий, - это основное функциональное требование к оргструктурам. Хотя это и очевидно, однако, как свидетельствует опыт строительства ВС, данное требование в некоторых случаях не учитывалось, вследствие чего отдельные задачи не могли выполняться. Поэтому данное требование должно ставиться при проектировании ОС.
Однако боевые действия определяются не только характером, но и объемом задач. Поэтому ОС должны выполнять как перечень всех задач, так и требуемый их объем. Это должно быть одним из требований, предъявляемых к организациям армии и флота. Разумеется, в связи с недостаточным выделением сил и средств на их формирование на практике достичь выполнения данного требования не всегда удается.
Одним из основополагающих требований к разрабатываемым организациям является высокая степень реализации потенциальных возможностей сил и средств, выделяемых на их формирование.
Во-первых, это связано с оснащением войск средствами вооружения с большими боевыми возможностями, эффективное использование которых возможно только при рациональной ОС. Во-вторых, все возрастающий разрыв между требующимися и выделяемыми для выполнения боевых задач силами и средствами требует создания высокоэффективных организаций.
Реализация этого требования предполагает размещение выделяемого личного состава и средств вооружения в организации, обеспечивающие максимальную реализацию их потенциальных возможностей при выполнении боевых задач в наиболее вероятных оперативно-тактических и природно-климатических условиях.
Учет вероятностного характера и объема боевых задач обусловлен неопределенностью оперативно-тактических и природно-географических условий в ходе операции (боя). Отсутствие данного требования может привести к тому, что разработанная ОС в некоторых регионах в виду их специфичности не сможет в полном объеме выполнять возложенные на нее задачи. Поэтому при проектировании ОС закономерным должно быть требование, учитывающее это обстоятельство.
В третью группу включены требования, отражающие структурный аспект организаций. В некоторых случаях отдельные организации на период операции (боя) могут временно «распадаться», когда их структурные подразделения вынуждены действовать в отрыве друг от друга, что создает большие трудности по их управлению и всестороннему обеспечению. Поэтому одним из условий эффективного функционирования ОС является требование к сохранению их структурной целостности в ходе выполнения задачи. Этого можно добиться, объединив в одну организацию подразделения, имеющие большую структурную близость.
Одним из прогрессивных направлений строительства армий многих государств является унификация ОС в различных видах ВС, родах войск и специальных войсках. Такая же тенденция наблюдается и в ВС РФ.
Унификация может быть полной или частичной. Полная унификация предполагает одинаковую структуру, состав и оснащение ОС в различных звеньях (в полку, дивизии и т. д.) и для различных регионов. Частичная - это унификация какой-то доли организаций в общей системе ВС.
Унификация предполагает одинаковую структуру, состав и оснащение однотипных подразделений (частей, соединений) различных организационных систем. Унифицирован может быть любой структурный элемент организационной системы - от отделения (отдельного средства) до армии.
Унификация дает целый ряд преимуществ. Во-первых, снижается объем работ, связанных с проектированием ОС, так как сокращается типаж разрабатываемых организаций. Во-вторых, обеспечивается взаимозаменяемость частей (подразделений) в ходе выполнения задач. И в-третьих, унифицируются программы боевой подготовки, нормативы на выполнение задач, учебно-материальная база, тактика и многое другое, что облегчает руководство этими организациями в повседневной деятельности и боевой обстановке. Из этого следует, что требование к унификации ОС является прогрессивным и отвечает потребностям строительства ВС на современном этапе.
Повышение степени унификации организаций может осуществляться по двум направлениям: за счет сокращения типажа ОС в составе ВС и за счет приведения однотипных организаций различных звеньев (полкового, дивизионного, армейского) к единой структуре, составу и оснащению.
Третье требование этой группы направлено на то, чтобы организация структурно соответствовала принципам ее боевого применения. Если, например, части (подразделения) организации предназначены для усиления нижестоящих звеньев, то они между собой не должны быть технологически взаимосвязаны. Кроме того, эти подразделения должны обладать определенной автономностью. В противном же случае они будут просто не в состоянии эффективно выполнять возложенные на них задачи.
Необходимость экономико-аналитического подхода при проектировании ОС обусловлена в первую очередь тем, что всякое организационное решение одновременно в той или иной степени является и экономическим. Поэтому создание высокоэффективных организаций является не только военной, но и экономической проблемой.
Для решения этой проблемы может быть выдвинуто одно из следующих военно-экономических требований - создание организаций с максимальными возможностями при заданном уровне затрат на их формирование или достижение меньшей стоимости ОС при заданных их боевых возможностях.
Количественные значения выдвигаемых требований будет определяться размерами ОС, ее оснащением, предназначением и т. п. Реализация этих требований обеспечит эффективное использование ресурсов, выделяемых на формирование родов войск и специальных войск.
В пятую группу объединены требования, предъявляемые к любой из организационных систем - это научная обоснованность, перспективность, адаптивность и гибкость. Современные организационные структуры в значительной степени явились продуктами опыта эмпирического подхода к их построению. К сожалению, в данном случае практика значительно обогнала теорию. Однако лишь накопленного прошлого опыта и закрепления уже испытанных организационных форм не всегда достаточно для решения новых структурных проблем. Поэтому, как показывает опыт строительства армии и флота, некоторые их формирования не всегда имели рациональный состав и структуру, что в дальнейшем приводило к необходимости их частой корректировки. Чтобы избежать этого в будущем, разработка организационных структур должна осуществляться на научной основе. Для реализации этого требования необходимо дальнейшее развитие теории строительства ВС и соответствующих теорий видов, родов войск и специальных войск.
Развитие видов, родов войск и специальных войск - процесс, объективно обусловленный динамикой развития наших ВС, который представляет собой закономерную и непрерывную смену одних организационных структур другими, более совершенными. Вместе с тем периодичность переработки штатов формирований во многом зависит от того, насколько при этом учтена перспектива изменения факторов, определяющих развитие ОС.
Организационная структура должна удовлетворять не только потребности сегодняшнего дня, но работать на длительную перспективу. Поэтому требование перспективности организационных структур не только целесообразно, но и необходимо.
Во-первых, частая переработка штатов - довольно трудоемкое и дорогостоящее мероприятие. Во-вторых, изменение оргструктур неизменно влечет за собой уточнение или переработку в той или иной мере многих нормативных документов, положений оперативного искусства и тактики, способов выполнения задач и т. п., так как состав, структура и оснащение организаций оказывают влияние на многие аспекты их деятельности.
В этой связи значительно возрастает роль научного прогнозирования развития средств, способов ведения вооруженной борьбы и других факторов, влияющих на развитие ОС.
Реализация этого требования позволит значительно сократить периодичность переработки ОС и увеличить их жизненный цикл.
Временные рамки оперативно-тактических и природно-географических условий применения ОС должны иметь довольно широкий диапазон: этими обстоятельствами обусловливается требование к их адаптивности - способности ОС эффективно выполнять боевые задачи в определенном диапазоне изменяющихся условий: чем относительно шире этот диапазон, тем более адаптивной считается организация.
Для реализации данного требования в оргструктурах должен быть заложен соответствующий механизм, обеспечивающий способность формирований к самоприспособлению.
Формирование гибких ОС - одно из современных требований в строительстве вооруженных сил большинства государств.
Реализация этого требования обеспечивает возможную структурную модернизацию организаций войск без значительных материальных и временных затрат. Кроме того, обеспечение гибкости ОС позволяет осуществлять быстрый перевод формирований мирного времени на период военного времени.
Разумеется, это наиболее общие требования, предъявляемые к ОС в целом. При выработке требований к каждой отдельной организации они должны быть конкретизированы с учетом специфики ее боевого предназначения и особенностей функционирования.
Международный стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Система менеджмента качества.