Проблемы воспитания личного состава ВМФ и военное дело государства

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 8/2006 стр. 31-40

Проблемы воспитания личного состава ВМФ и военное дело государства

Адмирал В.В. МАСОРИН

Проблемы воспитания личного состава ВМФ и военное дело государства

МАСОРИН Владимир Васильевич родился 24 августа 1947 года в городе Белом Тверской области. Окончил Высшее военно-морское училище, Военно-морскую академию (заочно), Военную академию Генерального штаба ВС РФ. Прошел последовательно все командные должности в ВМФ. С 26 июня 1996 года - командующий Каспийской флотилией. С октября 2002 года - командующий Черноморским флотом. 4 сентября 2005 года Указом Президента Российской Федерации назначен Главнокомандующим ВМФ России.

С КУРСАНТСКИХ времен мне запомнилось высказывание одной из величайших женщин в истории Государства Российского - императрицы Екатерины II, которая еще в XVIII веке заметила: «Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания».

В основе системы воспитания вооруженного защитника России всегда находилась и находится идея служения своему Отечеству, верности воинскому долгу, духовным и боевым традициям армии и флота, моральной ответственности и значимости в обществе ратного труда. Главным носителем этой идеи вот уже несколько столетий является российский офицер, отвечающий за обучение и воспитание своих подчиненных, формирующий у них чувство любви и уважения к Родине, ее героическому прошлому и настоящему, гордости за принадлежность к Российской армии и Военно-Морскому Флоту. Именно этот офицер отвечает перед потомками за судьбу России, за возможность общества развиваться и совершенствоваться.

Сложный характер современного этапа развития Вооруженных Сил Российской Федерации предъявляет особые требования к офицерским кадрам, их общечеловеческим, деловым, профессиональным, морально-боевым качествам, ставит новые серьезные задачи по воспитанию военнослужащих. Это определяет необходимость повышенного внимания к данному направлению деятельности офицерского корпуса и, по нашему убеждению, выдвигает его на первый план.

Реальная действительность сегодня убеждает всех нас в простой истине: ни одна проблема в обществе, в Вооруженных Силах, в Военно-Морском Флоте не может быть решена без участия человека. Выполнение силами и войсками ВМФ задач оперативной и боевой подготовки, боевой службы и боевого дежурства, выходы кораблей в море, вся повседневная жизнь флота зависит от морально-психологического состояния личного состава, уровня его воспитания, социальной зрелости и ответственности, организованности и дисциплины, энергии и инициативы.

Необходимость в самом серьезном внимании к совершенствованию системы воспитания в армии и на флоте обусловлена многими объективными и субъективными факторами. В первую очередь тем, что в современном обществе наконец происходит осмысление наличия огромного провала в сфере воспитания россиян на основе общенациональных ценностей и патриотизма. От успешного решения этой проблемы прямо зависит будущее Вооруженных Сил, обеспечение национальной безопасности России. Обстановка, в которой приходится действовать офицеру сегодня как командиру и воспитателю, характеризуется следующими неблагоприятными факторами:

значительно снизился образовательный уровень молодого пополнения, поступающего на военную службу. Резко ухудшилось состояние физического и психического здоровья молодежи;

устойчивы пацифистские и антиармейские настроения; более трети призывников приходит в армию с негативными установками на военную службу;

все большее значение приобретают религиозный и национальный факторы;

принижены чувство коллективизма и общественная активность;

серьезное влияние на военнослужащих оказывает криминальная обстановка в стране, рост детской безнадзорности и беспризорности, проблемы пьянства и наркомании среди молодежи;

негативное влияние на морально-психологическое состояние военнослужащих Вооруженных Сил оказывает целенаправленная деятельность определенных политических сил по подрыву авторитета военной службы, доверия в обществе к армии и политике руководства страны в области обороны и безопасности государства;

уровень морально-психологического состояния, правопорядка и воинской дисциплины военнослужащих не в полной мере отвечает требованиям современного этапа строительства и подготовки Вооруженных Сил. Воспитание военнослужащих осуществляется с недостаточно высокой эффективностью; ответственность органов военного управления и должностных лиц за его конечные результаты принижена;

материально-техническая база полиграфических предприятий, культурно-досуговых учреждений не полностью обеспечивает ведение воспитательной работы на уровне современных требований;

не в полной мере соответствуют решаемым задачам и реальному состоянию войск (сил) организационно-штатная структура и система подготовки должностных лиц органов воспитательной работы.

Характер внешних и внутренних угроз национальной безопасности России ставит вопрос о необходимости осуществления в ближайшие годы дополнительных государственных мер по укреплению морально-психологического потенциала страны, повышению престижа военной службы, решению социальных проблем военнослужащих и членов их семей.

Необходимость улучшения системы воспитания военнослужащих продиктована уроками и выводами из опыта проведения контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, анализа военно-политической обстановки в мире, характера современных войн и вооруженных конфликтов. Она объективно обусловлена целым рядом факторов, игнорирование которых становится опасным для государства.

Во-первых, современные аспекты взаимодействия общества, Вооруженных Сил, Военно-Морского Флота и личности, возникшие в связи со сменой социально-экономической формации, а также с политическими, социальными и духовными изменениями в стране, выявили в жизнедеятельности армии и флота ряд проблем, которые находятся в прямой зависимости от уровня воспитания военнослужащих. Это проблемы воинской дисциплины, взаимоотношений между военнослужащими, патриотического воспитания, проблема сохранения кадров и ряд других.

Во-вторых, произошло значительное увеличение в составе ВМФ числа профессиональных военнослужащих, проходящих службу по контракту на должностях старшин и матросов. Воспитание этой категории военнослужащих призвано повысить их патриотическое сознание, которое играет все более заметную роль в формировании духовного климата во флотских коллективах и напрямую влияет на степень боевой готовности кораблей и воинских частей ВМФ и в конечном счете на успех выполнения боевых и учебно-боевых задач.

В-третьих, усложнился характер воинской деятельности личного состава ВМФ. Обучение и воспитание военнослужащих призваны вооружить их знаниями, навыками и умениями, специальными качествами, с помощью которых они не только могли бы выполнять поставленные задачи, но и реализовать мотивационный и патриотический потенциал, свою личную позицию.

В-четвертых, повышается важность совершенствования системы воспитания личного состава флота, усиления ее воздействия на личность военнослужащего и в конечном счете на эффективность его профессиональной деятельности.

Основными причинами, которые вызывают насущную необходимость усиления внимания к совершенствованию системы воспитания в современных условиях являются:

интенсификация учебно-боевой деятельности кораблей и воинских частей ВМФ, в связи с чем значительно возрастают нагрузки на личный состав ВМФ;

научно-техническая революция в военном деле, следствием которой в ближайшее время станет ввод в боевой состав ВМФ качественно новых кораблей и военной техники;

прямая зависимость процесса воспитания человека вообще и военного в частности от социально-экономических условий жизни общества, господствующих в нем идеологии, политики, права, морали;

изменения в качественных характеристиках призывного контингента, в связи с отменой ряда отсрочек от призыва граждан на военную службу;

сложность и многогранность процесса воспитания, необходимость подготовки кадров, способных организовать действенное воспитательное воздействие на подчиненных;

изменения в сознании призывного контингента в связи с предпринимаемыми высшим руководством страны мерами по патриотическому воспитанию молодежи;

возрастание роли психологического фактора в войнах современности;

новые условия комплектования и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации;

зависимость результатов воспитания военнослужащих не только от воспитательной деятельности, но и от реальных условий воинской службы: состояния правопорядка и воинской дисциплины, взаимоотношений в воинском коллективе, организованности и четкости военно-профессиональной подготовки и т. д.;

особенности воспитания различных категорий военнослужащих и гражданского персонала.

Таким образом, проблема совершенствования системы воспитательной работы в настоящее время приобретает особое значение, поскольку она непосредственно связана с процессом строительства Вооруженных Сил и составляет один из важнейших аспектов осуществления их качественного реформирования и оптимизации.

Программа перехода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск воинских формировании и органов к единой системе воинского воспитания утверждена Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 22 августа 2002 года. Воспитание военнослужащих осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства обороны.

Главный ориентир строительства и развития Вооруженных Сил - человек. Выдвижение на первый план человека, который управляет оружием и боевой техникой, утверждение приоритета его духовно-нравственных ценностей, личностной позиции, социального самочувствия - решающее условие успеха любой социальной деятельности, в том числе военной. Без соответствующего морального настроя всех категорий военнослужащих, без их психологической готовности добросовестно исполнять обязанности военной службы нельзя ожидать весомых результатов в реформировании современной российской армии.

Воспитание военнослужащих - это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организации, а также органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями создания современной военной организации государства, обеспечения готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства.

Приоритетными направлениями совершенствования воспитательной работы являются:

приведение системы воспитания, морально-психологического и информационного обеспечения Вооруженных Сил в соответствие с требованиями современного этапа и перспектив государственного и военного строительства в Российской Федерации;

целенаправленная работа по укреплению морально-психологического состояния и воинской дисциплины военнослужащих, создание условий для поддержания психического здоровья военнослужащих;

совершенствование военно-социальной работы, правового воспитания, культурно-досуговой работы, системы военно-социологических исследований, совершенствование обеспечения войск (сил) техническими средствами воспитания, научное и методическое обеспечение воспитательной работы;

развитие средств массовой информации Вооруженных Сил;

совершенствование системы морально-психологического обеспечения боевой и мобилизационной готовности, подготовки и применения Вооруженных Сил;

расширение связей с общественными и религиозными объединениями в интересах воспитания военнослужащих;

совершенствование состава и системы управления органами воспитательной работы, системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, подбора и расстановки кадров органов воспитательной работы и информационных структур.

Основной целью воспитания военнослужащих является формирование и развитие у них качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности.

Деятельность офицеров Военно-Морского Флота по воспитанию подчиненных имеет свои специфические отличия, которые обусловлены более высокими требованиями к морально-психологическим качествам личности моряка ввиду того, что корабли ВМФ выполняют задачи в дальней морской зоне, вдали от родных берегов, в различных географических условиях, при непосредственном контакте с вероятным противником. В идеале офицер ВМФ должен обладать деловой сосредоточенностью, высокой работоспособностью, оптимизмом, бодростью и жизнерадостностью, сдержанностью, тактом, уравновешенностью, уметь управлять своими чувствами, соблюдать последовательность в своих действиях, цельно и адекватно воспринимать окружающую обстановку.

Служба на кораблях и в частях флота предъявляет более высокие требования к состоянию здоровья и физической закалке личного состава, физиологическим функциям организма (хорошая память, устойчивое внимание, быстрота реакции и т. д.). Особенно это касается таких корабельных специалистов, как гидроакустики, радиометристы, радиотелеграфисты.

Кроме того, требуется наличие ряда высоких психологических качеств - самообладания, находчивости, сообразительности, инициативы, высокие волевые качества, паникоустойчивость, воля, мужество, стойкость, решительность, дисциплинированность, самостоятельность, готовность к самопожертвованию. Высокая личная культура, сознательность и зрелость военного моряка как никогда необходимы в период деловых заходов в порты иностранных государств, при посещении кораблей гражданами иностранных государств, которые по результатам посещения и наблюдений за военными моряками составляют представление о Российской Федерации.

Стесненные условия проживания, аскетизм флотского быта в экипажах кораблей ВМФ требуют таких качеств, как коллективизм и флотское товарищество, готовность к взаимовыручке и взаимозаменяемости, четкая грань между формальным и неформальным общением, социальная активность.

На корабле нет лишних людей, так называемых «пассажиров». Каждый военный моряк находится на боевом посту и делает все от него зависящее, чтобы корабль шел заданным курсом, работала вся техника и механизмы. А для этого необходимо, чтобы каждый досконально знал свои обязанности, оружие и боевую технику.

И главная особенность - на кораблях ВМФ не кричат «ура» в атаке и не устремляются вперед, подхваченные вихрем порыва. Для флотского специалиста «ура» - это отработанные до автоматизма движения рук, а порыв - это высочайшее напряжение и отточенная работа мысли, мгновенные оптимальные решения в самых сложных и неблагоприятных условиях обстановки.

Учет реальной обстановки, в том числе особенностей конкретной личности для воспитателя особенно важны. В воспитательном процессе оторванные от жизни схемы не срабатывают никогда, и даже общие рекомендации, выработанные на основе проверенных практикой научных принципов порой не приносят желаемых результатов.

Мы иногда не задумываемся о том, что у каждого человека 100 триллионов нервных клеток, 15 миллиардов нейронов, и каждый из них выполняет определенную функцию. По опыту своей службы в качестве младшего офицера знаю, что некоторым начальникам ничего не стоит взвинтить человека, учинить разнос или испортить настроение. Такой метод руководства не приемлем для Военно-Морского Флота. Знание основ психологии дает возможность командирам, офицерам-воспитателям полнее учитывать индивидуальные особенности и генотип каждого военного моряка и уже на этой основе применять методы обучения и воспитания.

Специфические требования к личности военного моряка обусловливают и особенности организации воспитательной работы на кораблях и в воинских частях Военно-Морского Флота.

Во-первых, военно-морская направленность - подготовка моряков к дальним и длительным океанским походам, высокой боевой готовности. Практика показывает, что в дальнем походе моряки отчетливее понимают значение своего ратного труда и своей конкретной деятельности по защите интересов Отечества.

Во-вторых, формирование высоких морально-психологических качеств в условиях непосредственной близости кораблей вероятного противника ускоряет процесс совершенствования специальной подготовки и воспитания, коллективизма и флотского товарищества, смелости, решительности и инициативы в действиях.

В-третьих, большая зависимость флотской организации от многовековых неписанных, но живущих во флотской среде нравственных норм поведения, берущих свое начало со времен Гангута, Синопа и Чесмы, Корфу и Цусимы, массового героизма военных моряков на море и на суше в годы Великой Отечественной войны, в период освоения и развития атомного подводного и надводного флота страны.

В-четвертых, определенная замкнутость и ограниченность в пространстве корабельного коллектива, значительная обособленность военных моряков (по отсекам, боевым постам и боевым сменам) во время длительных плаваний и в то же время тесное общение всех категорий личного состава во время несения вахт и на досуге, одинаковость условий жизни и быта матросов, старшин, мичманов и офицеров, питание из одного котла - все это способствует развитию флотской дружбы и товарищества, взаимного уважения и готовности в полной мере разделить все трудности и опасности с товарищами по оружию и многие другие флотские непреходящие ценности, которые необходимо учитывать при проведении воспитательной работы с военными моряками.

В-пятых, огромное влияние морской стихии (штормовые волны, «морская болезнь» при качке, погружение подводной лодки, заливание палубы малого надводного корабля или мостика подводной лодки при плавании в надводном положении и т. п.) на воспитание морально-психологических и боевых качеств военных моряков. Опасности морской стихии и флотской службы способствуют воспитанию собранности, добросовестности и ответственности при выполнении своих профессиональных обязанностей, точности в соблюдении норм и требований Корабельного устава Военно-Морского Флота, написанного кровью военных моряков, а также инструкций, наставлений и приказов. Все эти особенности также учитываются при организации и проведении воспитательной работы.

В-шестых, воспитание военных моряков протекает, как правило, в условиях длительных (многомесячных) моральных и физических перегрузок без достаточных условий для полного восстановления сил. Единообразие - главный враг военного моряка. Когда человек в плавании постоянно видит одни и те же помещения, приборы, лица, когда все темы разговоров исчерпаны, а шутки приелись, если не принимать воспитательные меры, то человек начинает жить по методу: койка - рабочее место - койка. Кроме того, необходимо учитывать проблемы аффилиации, а также условия ограниченной подвижности, особенно на подводной лодке, когда правильное физическое воспитание остается единственным средством предупреждения гипокинезии.

В-седьмых, длительный отрыв от семьи, родных и близких, также требует определенного воспитательного воздействия и особой заботы, специального планирования мероприятий, психолого-педагогического такта и эмпатии как в отношении офицеров и мичманов, так и старшин и матросов.

Исходя из сложившейся ситуации, Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 23 марта 2000 года было дано поручение Министерству обороны подготовить предложения и принять меры к перестройке системы воспитания, морально-психологического воздействия и информационного обеспечения в Вооруженных Силах. Принципиальные положения изложены в Концепции национальной безопасности и Основах государственной политики Российской Федерации по военному строительству.

В последние шесть лет принят ряд важнейших законодательных актов и документов, определяющих взаимоотношения между государственными органами, обществом и Вооруженными Силами, в основном завершилось сформирование системы гражданского контроля над их деятельностью. Последние публикации и выступления в СМИ демонстрируют беспрецедентную открытость информации по проблемам военной политики, строительства, обстановки в объединениях соединениях и частях армии и флота.

Своевременным решением, положительно повлиявшим на настроения людей, стало повышение интенсивности боевой учебы, настойчивое внедрение системы планирования и организации повседневной деятельности сил (войск) ВМФ, а в первую очередь то, что корабли Военно-Морского Флота вновь вышли на просторы Мирового океана. В 2005 учебном году в Военно-Морском Флоте проведено 11 учений, совершено около 30 походов кораблей. Наибольший резонанс в обществе и в мире вызвали двусторонние совместные учения с ВМС Китайской Народной Республики и Индии. Обозначилась позитивная тенденция к повышению наплаванности экипажей.

Повышение интенсивности морских и океанских походов, более плотный график боевой подготовки частей и кораблей Военно-Морского Флота, естественно, обусловливают рост физической и психической напряженности всех категорий личного состава, но несмотря на это, более 5000 военных моряков и гражданских специалистов ВМФ успешно выполнили задачи дальних походов в океане.

Однако проведенная в последнее время Главным командованием Военно-Морского Флота работа на Тихоокеанском флоте и Каспийской флотилии, в соединениях и воинских частях Объединенного командования войсками и силами на Северо-востоке страны, свидетельствует о положительных изменениях в морально-психологическом состоянии всех категорий военнослужащих, особенно офицеров.

Абсолютное большинство офицеров ВМФ характеризует патриотизм, приверженность военной службе, высокая степень доверия к государственной политике в области обороны. По данным социологических исследований большинство офицеров гордятся своей профессией. По единодушному мнению офицеров ВМФ, наличие у России сильных армии и флота является одним из решающих факторов укрепления ее государственности.

Вместе с тем было бы неразумно и даже опасно не видеть ряда сложных проблем, оптимального решения которых до сих пор не найдено. Прошедшие годы стали испытанием морального духа сил (войск) ВМФ. Масштабный процесс сокращения Военно-Морского Флота имел серьезные социальные последствия. Он затронул судьбы многих тысяч людей. Об этом откровенно говорилось во время встречи Президента Российской Федерации В.В. Путина с офицерами войскового звена на Всеармейском совещании в феврале 2003 года, а также на Всеармейское совещании офицеров войскового звена, которое состоялось в апреле 2006 года.

Инфляция, устойчивый рост цен, отмена ряда базовых льгот и компенсаций снизили социальный эффект введенных надбавок и повышения размеров денежного содержания военнослужащих. Почти 16 % семей военнослужащих ВМФ имеют доходы ниже прожиточного минимума (из расчета на каждого члена семьи). Социально-экономические проблемы особенно болезненно сказываются на молодых офицерах. Среди этой категории военнослужащих за последнее время значительно возросло число холостяков (в 2001 - 36 %; в 2005 - 54 %). В семьях молодых офицеров падает рождаемость. Увеличилось число разводов.

Некоторые молодые офицеры, чтобы прокормить семью, вынуждены подрабатывать в ущерб исполнению основных служебных обязанностей и думают не о том, чтобы лучше выполнить поставленную задачу, а о том, как обеспечить свою семью хотя бы временным жильем. Отсутствие условий для полноценного отдыха приводит к нервным срывам, к неадекватным реакциям на трудности и конфликтные ситуации, от которых офицера, мичмана, рядового-контрактника мы не можем совершенно оградить в силу самой специфики военной службы

Сегодня жилищная проблема наиболее остро бьет по интересам военнослужащих ВМФ и членов их семей, всего Военно-Морского Флота, Вооруженных Сил да и общества в целом. Данная проблема является одной из базовых проблем военного строительства в нашем государстве. Отрадно, что в последние годы высшее военно-политическое руководство страны и видит остроту этой проблемы и принимает меры по ее решению. Сняв ее или хотя бы существенно ослабив, мы сделаем огромный шаг вперед в деле укрепления боеготовности Вооруженный Сил, в восстановлении здорового морального климата во всех без исключения воинских коллективах.

Исторический опыт показывает, что высокий боевой дух и моральная сила военнослужащих вдруг и сразу не возникают. Они представляют собой результат сознательного, целенаправленного и систематического воспитательного воздействия на мировоззрение, интеллект, мораль и психику как всего народа, так и отдельных его граждан. Они возникают в семье, а затем терпеливо взращиваются и совершенствуются многими институтами государства, общественными организациями, средствами массовой информации. Государства, заботящиеся о своей национальной безопасности, не жалеют для этого ни материальных, ни интеллектуальных ресурсов.

Говоря об этом, полагаю, что необходимо обратить внимание и на такую важную деталь. Во всем мире власти заботятся о том, чтобы существовала непосредственная, живая связь между властными, экономическими, культурными элитами страны и ее вооруженными силами. Вспомним последнего российского императора Николая II. Он гордился чином полковника русской армии и до последнего часа считал себя членом ее большой семьи.

Можно привести и близкие нам примеры. Наследник британского престола принц Чарлз - офицер королевских ВМС Великобритании. Причем служил он не номинально, а фактически и знаком с тяготами корабельной службы не понаслышке. Его сын, принц Гарри - армейский лейтенант. По сообщениям СМИ после выпуска из военного училища ему предстоит длительная командировка в Афганистан.

А что у нас, в России? Найдем ли мы хотя бы одного сына высшего государственного чиновника, крупного бизнесмена, сенатора или депутата на первичной офицерской должности? Среди молодых офицеров, тянущих лямку армейской и флотской службы, в разы сократилось даже число сыновей высших военных руководителей. Это ли не сигнал всему обществу, указывающий, какое место в нем реально отводится защитнику Отечества? Поэтому вряд ли должно удивлять, что качественные показатели, всех категорий личного состава по сравнению с дореформенными временами значительно ухудшились.

Сегодня каждый четвертый призывник имеет проблемы со здоровьем. Более 20 % призванных на военную службу воспитывались в неполных семьях. Не уменьшается число военнослужащих, предрасположенных к нервно-психическим срывам и суицидальным проявлениям поведения. Статистика свидетельствует о росте подростковой и молодежной преступности в стране. Она будет привноситься в армию и на флот - хотим мы того или не хотим. Конструктивными мерами необходимо этому противостоять.

В связи с планируемым сокращением срока службы военнослужащих по призыву до одного года и прогнозируемым ухудшением демографической ситуации эта проблема может еще более обостриться в 2007-2008 годах. Выступая перед руководящим составом Вооруженных Сил, Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул: «Воинская дисциплина и моральный климат в войсках во многом зависят от адекватной воспитательной работы, Но есть и вторая сторона вопроса - это уважение к закону, строгое соблюдение воинского порядка и уставной дисциплины».

Добиваться этого военные руководители всех уровней обязаны, не дожидаясь, пока на общегосударственном уровне будут решены ключевые вопросы, о которых сказано выше. Но, как показывает практика, для того, чтобы решить эту задачу в современных условиях мало искреннего желания и трудолюбия. И даже солидный служебный опыт порой не помогает командиру воспитателю найти выходы из сложных ситуаций, каждая из которых нестандартна.

Для того, чтобы заниматься воспитанием осмысленно, подчиняясь не порывам эмоций, а голосу рассудка, нужны глубокие научные знания или, по крайней мере, твердое знание основных принципов, выработанных теорией подготовки и воспитания личного состава, которая со второй половины XX столетия является неотъемлемой составной частью нашей военной науки. Надо отдать должное советским военным ученым, трудами которых формировалась эта важнейшая отрасль военных знаний. На основе этих трудов разрабатывались уставные и другие нормативные документы, которыми регулировались отношения внутри воинских коллективов, направлялся процесс воспитания военнослужащих.

Бесценный опыт наших предшественников востребован сегодня, будет он востребован и в будущем. Однако нельзя не видеть того, что сегодня многие базовые принципы советской теории подготовки и воспитания личного состава вошли в непримиримое противоречие с теми новыми условиями, в которых приходится жить и действовать Вооруженным Силам. И дело даже не в том, что большинство военнослужащих оказалось за чертой бедности. Те, кто внимательно изучал нашу историю, знают, что в прошлом бывали времена и похуже, а правовая защищенность и материальное обеспечение солдат и матросов по сравнению с 1920-1930 годами сегодня намного выше, а по отдельным параметрам значительно лучше, чем в последние годы существования советского государства.

Изучая некоторые руководящие документы по организации воспитательной работы, никак не можешь отделаться от мысли, что они почти дословно «списаны» с аналогичных документов советской эпохи. При этом совершенно не учитывается то, что марксистская идеология, утверждающая приоритет общественных ценностей над личными, уже не является господствующей, что нынешнее российское общество социально неоднородно и в нем уже не существует даже формального имущественного равенства, что все эти условия диктуют порой совершенно иную мотивацию поступков военнослужащих, а значит - в основе их воспитания должны лежать какие-то иные базовые принципы.

При этом мы ни в чем не обвиняем авторов этих документов. Это не их вина, а скорее их беда. Не упрекаем и военных ученых, работающих над проблемами подготовки и воспитания личного состава. Они пытаются найти новые подходы, но пока без особого успеха. На наш взгляд, решение надо искать на стыке двух наук - теории подготовки и воспитания личного состава и военной истории.

Возможно, я ошибаюсь, но не могу вспомнить ни одного капитального труда, увидевшего свет в последние полтора десятилетия, в котором была бы предпринята попытка подвергнуть тщательной ревизии наиболее ценный опыт и научные знания, накопленные в этой области за все время существования регулярной армии и флота. Пока не проведена эта работа мы, наверное, не сможем пойти дальше. В этом суть проблемы, на которую я хотел бы обратить внимание всех мыслящих офицеров Российских Вооруженных Сил.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации