Снижение заметности вооружения и военной техники проблема и пути ее решения

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 10/2006, стр. 34-40

Снижение заметности вооружения и военной техники: проблема и пути ее решения

Полковник запаса Ю.Е. ДОНСКОВ,

доктор военных наук

Полковник В. Г. КЕРКОВ,

кандидат технических наук

Подполковник В. В. ВАСИЛЬЕВ

ОПЫТ локальных войн и вооруженных конфликтов последнего десятилетия подтверждает правильность современной тенденции, заключающейся в резком повышении эффективности разведки. Это обусловлено как процессами комплексного ведения разведки одновременно в нескольких физических полях, так и интеграцией различных источников информации по носителям и звеньям управления. Так, общевойсковые объединения и соединения ряда зарубежных армий способны своими силами и средствами вести одновременно оптическую, радио-, радиотехническую, радиолокационную, тепловую, радиационную и лазерную разведку. Кроме того, благодаря высокому развитию информационно-разведывательной инфраструктуры источниками развединформации для общевойсковых объединений и соединений могут служить комплексы разведки на беспилотных летательных аппаратах, стратегическая разведывательная авиация, космические системы разведки. Иными словами, в условиях современного общевойскового боя полностью скрыть от противника воинское формирование или вооружение и военную технику (ВВТ) практически не представляется возможным.

Вместе с тем высокая динамика боевых действий в оперативно-тактической зоне требует перед нанесением точечных ударов уточнить местоположение целей, назначенных для поражения. В соответствии с современной концепцией огневого воздействия противник планирует нанесение поражения группировкам войск (не менее 30 %) еще на дальних подступах (в исходных районах, на маршрутах выдвижения). При этом основным средством такого дальнего огневого поражения является тактическая авиация (ТА), выполняющая задачу изоляции района боевых действий. Известно, что если ее долевое участие в общем объеме огневых задач армейского корпуса (дивизии) составляет 50-60 % (30-40 %), то за пределами досягаемости огня артиллерии и армейской авиации - не менее 80 %.

Содержанием деятельности тактической авиации по изоляции района боевых действий, по мнению американских специалистов, является предотвращение или ограничение переброски противоборствующей стороной своих резервов и средств материально-технического обеспечения из оперативной глубины к линии соприкосновения войск.

В соответствии с типовой схемой построения сил ТА для нанесения удара по наземным объектам при выполнении задачи изоляции района боевых действий (рис. I) ударная группа, как правило, следует в район нанесения удара на малых и предельно малых высотах с огибанием рельефа местности и маскировкой на фоне земной поверхности. По опыту последних вооруженных конфликтов, это один из наиболее распространенных способов преодоления ПВО. На данном этапе экипажи самолетов ТА соблюдают режим радиомолчания и действуют только в соответствии с внешними целеуказаниями. Заход в район нанесения удара осуществляется с трех-четырех направлений.

Снижение заметности вооружения и военной техники проблема и пути ее решения

Рис. 1. Типовая схема построения сил ТА для нанесения удара по наземным объектам при выполнении задачи изоляции района боевых действий

При этом за 10-20 км до предполагаемой точки нахождения цели и в зависимости от бортовых средств обнаружения и наведения управляемого оружия (в том числе и ВТО) самолеты ударной группы осуществляют резкий набор высоты, чтобы точно определить местоположение объекта поражения и создать более благоприятные условия для наведения на него оружия. Это обусловлено тем, что в большинстве случаев атака с горизонтального полета на малой высоте не обеспечивает требуемой точности. Поэтому предпочтение отдается ударам с пикирования или при выполнении других видов маневра. В то же время именно в этот момент самолет ТА становится наиболее уязвимым для средств ПВО. Следовательно, маневр, при котором осуществляется обнаружение цели и бомбометание (пуск ракет), должен быть скоротечным. На соревнованиях экипажей тактической авиации ОВС НАТО было принято, что при продолжительности маневра во время удара более 30 с самолет считается сбитым.

В соответствии с практикой войск тактическая авиация получает задачу на нанесение ударов, как правило, по объектам с уже известными координатами. Однако самолеты, осуществляющие удар, не могут выйти идеально точно на цель из-за определенных неточностей целеуказания, погрешностей навигационных систем, входящих в бортовое оборудование самолета, а также из-за того, что местоположение самой цели может измениться за время принятия решения и постановки задачи на ее поражение. Поэтому у экипажа возникает необходимость дообнаружения цели в заданном районе за ограниченное время (время подлета до точки пуска или бомбометания).

Известно, что на продолжительность поиска (дообнаружения) цели ударным самолетом оказывает влияние целый ряд факторов, а именно:

наличие и характер ПВО в районе назначенной цели; условия обзора местности из кабины; время, которым располагает экипаж самолета для дообнаружения цели; знание экипажем характерных признаков цели, предназначенной для поражения; характер местности; психофизические возможности экипажа самолета.

Исходя из вышеперечисленных факторов именно на этапе дообнаружения (доразведки) можно оказать дополнительное эффективное противодействие противнику в целях создания условий для срыва выполнения боевой задачи. Это достигается двумя способами: подавлением каналов радиосвязи самолетов ТА, по которым осуществляется их наведение на цель, и использованием средств снижения заметности В ВТ. При использовании второго способа основная цель заключается в том, чтобы полностью обеспечить скрытность защищаемого объекта на этапах дообнаружения и нанесения удара (задача максимум), либо вынудить самолеты ТА как можно дольше находиться в зоне поражения сил и средств ПВО (задача минимум).

Ввиду определенной новизны такого подхода к организации защиты объектов считаем целесообразным вначале провести краткий анализ существующих и перспективных способов и средств снижения заметности наземного ВВТ.

По определению заметность образца ВВТ - это совокупность различий отражающих и излучающих его свойств и фона (амплитудных, фазовых, частотных, поляризационных и др.), определяющих возможность обнаружения именно данного образца ВВТ и наведения на него оружия. Соответственно, снижение заметности представляет собой совокупность мероприятий по изменению радиолокационных и оптических характеристик образца ВВТ, уменьшающих различия в отражающих и излучающих свойствах образца ВВТ и фона.

По нашему мнению, исходя из результатов анализа вооруженных конфликтов последних лет, основные мероприятия по снижению заметности наземных образцов ВВТ при защите от самолетов ТА необходимо осуществлять в следующих диапазонах длин волн: оптико-визуальном (видимом) - 0,3-0,8 мкм; инфракрасном (ИК) - 3-5 и 8- 14 мкм; лазерном - 1,06 и 10,6 мкм; радиолокационном - 0,8-4,5 см. При этом в качестве показателей заметности (демаскирующих признаков) наземных объектов ВВТ в приведенных выше диапазонах длин волн целесообразно принять:

в оптико-визуальном (видимом) диапазоне - контрастный образ объекта, искажение характеристик фона (тени, создаваемые объектом), искажение характеристик фона за счет движения объекта;

в И К диапазоне - среднюю по поверхности разность радиационных температур объекта и фона;

в лазерном диапазоне - удельные эффективные поверхности рассеяния (ЭПР) объекта ВВТ;

в радиолокационном диапазоне - среднее значение ЭПР и совокупность значений ЭПР в различных секторах наблюдения в соответствии со структурой диаграммы обратного рассеяния объекта наблюдения (обзорный режим); радиолокационный портрет объекта (режим детальной разведки).

В соответствии с вышеизложенными для снижения заметности объектов в оптико-визуальном диапазоне длин волн основные усилия следует направлять на уменьшение яркостного контраста между объектом и фоном. Поэтому наиболее распространенным способом снижения заметности (ССЗ) образца наземного ВВТ является его окрашивание, причем максимальный эффект дает трех- и четырехцветное деформирующее окрашивание (рис. 2).

Как показала практика, к высокоэффективному способу снижения заметности в оптико-визуальном диапазоне, которому в армиях ведущих стран мира уделяется достаточно большое внимание, можно отнести применение различного рода искусственных элементов, деформирующих контуры объектов: фальшбортов, противотеневых экранов, срезанной растительности, масок - принадлежностей из маскировочных сетей (как правило, радиопоглощающих).

Снижение заметности вооружения и военной техники проблема и пути ее решения

Рис. 2. Варианты деформирующего окрашивания

Проведенные расчеты показывают, что применение перечисленных способов и средств снижения заметности может уменьшить дальность обнаружения наземного ВВТ типовыми оптико-визуальными авиационными системами разведки и управления вооружением самолета (вертолета) вероятного противника в два-три раза. При этом среднее время обнаружения увеличится более чем в полтора раза (до 35-45. с), что крайне осложнит условия выполнения экипажами поставленной боевой задачи по ранее изложенным причинам. Необходимо отметить, что изложенные способы снижения заметности в оптико-визуальном диапазоне на отечественных образцах наземного ВВТ реализуются недостаточно интенсивно. И это притом, что при определенной адаптации конструкций они легко могут применяться даже в полевых условиях.

Основным направлением дальнейшего развития способов и средств снижения заметности в оптическом диапазоне длин волн, по взглядам зарубежных специалистов, должно быть создание и применение покрытий с управляемыми оптическими характеристиками, «работающих» во всех диапазонах электромагнитного спектра.

В настоящее время в ИК диапазоне длин волн основные усилия сосредоточиваются главным образом на снижении контрастных радиационных температур поверхности объекта и выравнивании их с температурой фона. Для этой цели используются такие средства снижения заметности наземных образцов ВВТ, как «двойная крыша» над моторным отделением объектов бронетанковой техники, фальшборта из резинокорда над нагревающимися элементами ходовой части, быстро наносимые и легко смываемые пены с различными присадками (в том числе и радиолокационными), быстросъемные теплоизоляционные покрытия и т. д. (рис. 3).

Снижение заметности вооружения и военной техники проблема и пути ее решения

Рис. 3. Варианты применения средств снижения тепловой заметности

наземных образцов ВВТ

По мнению американских военных, эффективность этих средств может быть достаточно высока. Поэтому, например, на самолет тактической авиации F/A-16 предполагается установить систему обнаружения и прицеливания ЛАНТИРН, которая, по данным журнала «Эр фор», на войсковых испытаниях показала вполне удовлетворительные результаты. Данная система позволяет обнаруживать и сопровождать на полигоне танки с работающими двигателями на удалении 15-17 км, благодаря чему обеспечивается успешное применение по ним ракет «Мейверик» с тепловизионной головкой самонаведения на дальности 7-9 км. Так как дальняя граница зоны поражения существующих маловысотных ЗРК, защищающих цель, находится на уровне 8 км от нее, то в этих условиях сохраняется относительная безопасность самолета. В то же время применение средств снижения тепловой заметности, по нашему мнению, приведет к уменьшению дальности обнаружения наземных образцов ВВТ в полтора-два раза и значительно повысит вероятность поражения самолета маловысотным ЗРК.

В радиолокационном диапазоне длин волн основные усилия в первую очередь направляются на уменьшение удельной эффективной поверхности рассеяния объектов ВВТ. Поэтому главным способом снижения заметности наземного ВВТ является применение радиопоглощающих покрытий и материалов (РПП и РПМ). К сожалению, такими материалами оборудованы далеко не все объекты наземного ВВТ наших войск. Внешний вид образца военной автомобильной техники в штатном варианте и с радиопоглощающим покрытием приведен на рисунке 4.

Снижение заметности вооружения и военной техники проблема и пути ее решения

Рис. 4. Образец военной автомобильной техники в штатном варианте и с радиопоглощающим покрытием

Результаты проводимых исследований показали, что использование только РПП и РПМ не дает требуемого эффекта. Поэтому уже разработаны и практически опробованы дополнительные перспективные способы снижения радиолокационной заметности, такие, как металлизация остекления кабин и приборов световой сигнализации; использование быстросохнущих водовоздушных и полимерных пен с радиолокационными присадками; экранирование полостей между кабиной и кузовом-контейнером автомобильной техники, ниш ходовой части и т. д.

Еще одним перспективным способом снижения удельной ЭПР военной техники является оптимизация ее внешнего облика. Однако предприятия-разработчики в силу субъективных причин крайне неохотно идут на рационализацию архитектуры внешних форм образцов ВВТ. Это связано с консерватизмом, препятствующим принятию решения о существенных изменениях традиционно сложившихся форм образцов ВВТ для снижения их заметности.

Тем не менее в перспективе данный способ должен быть обязательно реализован, поскольку военная техника, не имеющая рациональную (малоотражающую) архитектуру, не обеспечит достижения требуемых уровней снижения заметности. Формирование такого облика предлагается осуществлять еще на стадии проектирования. При этом должен достигаться компромисс между требованиями к характеристикам заметности и необходимостью выполнения образцом его основных функциональных задач. Примером удачной реализации такого подхода является белорусская БРДМ-2Т «Сталкер» (рис. 5).

Снижение заметности вооружения и военной техники проблема и пути ее решения

Рис. 5. БРДМ-2Т«Сталкер»

Для дальнейшего снижения радиолокационной заметности образцов ВВТ необходима разработка новых широкополосных РПМ и РПП (в том числе и конструкционных).

Проведенные нами предварительные оценки показывают, что при комплексном применении средств снижения заметности в радиолокационном диапазоне длин волн и средств радиоэлектронного подавления вероятность поражения наземного ВВТ ударным самолетом ТА может быть снижена на 40-65 %.

Оценить эффективность способов и средств снижения заметности ВВТ в современных боевых действиях помогает анализ зависимости времени, необходимого для обнаружения самолетом ТА образца наземного ВВТ, от применяемых способов и средств снижения заметности (рис. 6).

Снижение заметности вооружения и военной техники проблема и пути ее решения

Рис. 6. Временные параметры обнаружения самолетом ТА

наземного ВВТ в зависимости от применяемых средств и способов

снижения заметности

Из-за применения ССЗ самолет будет вынужден повторять заход для обнаружения цели, а это дополнительные 3-5 мин. его нахождения в зоне действия ПВО. Можно предположить, что при применении перспективных средств снижения заметности количество заходов может возрасти до трех-четырех, или же, не обнаружив цель, самолет ТА будет вынужден уйти из района поиска.

Для более точной оценки эффективности применяемых средств и способов снижения заметности наземных образцов ВВТ при защите их от самолетов ТА потребуется разработка более совершенного программно-методического аппарата.

Воробьев И.Н. Тактика общевойскового боя// Военная Мысль. Спец. выпуск. 2004.

Кириллов В. Тактическая авиация в современной войне// Интернет-журнал. Информационный канал. Военная авиация. 2004.

Гр а ч е в В. Учения тактической авиации НАТО «Тектикл Файтер Мит»// Зарубежное военное обозрение. 1998. № 8.

Кириллов В. Тактическая авиация в современной войне.

Керков В.Г., Воронов В.А., Понькин В.А., Ярыгин А.П. Состояние и перспективы снижения заметности вооружения и военной техники/ Материалы всероссийской военно-научной конференции «Проблемы и перспективы развития системы РЭБ Российской Федерации». ФГНИИЦ РЭБ ОЭСЗ Минобороны России. 2005.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации