О некоторых принципах развития системы вооружения и обоснования государственной программы вооружения
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 12/2007, стр.7-11
О некоторых принципах развития системы вооружения и обоснования государственной программы вооружения
Генерал-майор В.М. БУРЕНОК,
доктор технических наук
БУРЕНОК Василий Михайлович родился 19 июня 1957 года в Черниговской области. С отличием окончил Калининградское высшее инженерное училище инженерных войск (1979), вечернее отделение Московского института электронного машиностроения (1984) и высшие курсы Военной академии Генерального штаба ВС РФ (1997). Службу проходил в 46 ЦНИИ, занимая последовательно должности от младшего научного сотрудника до главного научного сотрудника, с марта 2002 года - начальник института. Специалист в области программно-целевого планирования развития вооружения и военной техники. Награжден орденом Почета, многими медалями. Лауреат премий им. А.А.Свечина и А.В.Суворова, присуждаемых Академией военных наук. Автор более 200 печатных трудов. Профессор, действительный член Академии военных наук, Академии проблем качества, член-корреспондент Российской академии ракетно-артиллерийских наук. Член научно-технического совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, член экспертного совета ВАК при Минобразования РФ.
В ОКТЯБРЕ 2006 года Президентом России была утверждена третья российская Государственная программа вооружения (ГПВ) на 2007-2015 годы (ГПВ-2015), и начались научно-исследовательские работы, направленные на формирование четвертой ГПВ на 2011-2020 годы. Накопленный в процессе разработки предыдущих программ опыт позволяет сделать ряд выводов и сформулировать рекомендации по развитию методологии программно-целевого планирования, являющегося фундаментом научного обоснования и формирования новой ГПВ.
При организации и проведении исследований целесообразна реализация уже частично апробированных и хорошо себя зарекомендовавших двух принципов: во-первых, легитимизация основополагающих целей развития системы вооружения (априорный синтез основных показателей развития системы вооружения) и, во-вторых, многоаспектная и широкая экспертиза проекта ГПВ за счет привлечения к этому процессу как официальных органов - научно-технических советов военно-промышленного комплекса Совета безопасности РФ, так и общественных организаций - Российской академии ракетно-артиллерийских наук, Академии военных наук и др. (апостериорный анализ замысла, предложений в программу и ее проекта в целом).
Под легитимизацией основополагающих целей развития системы вооружения понимается закрепление основных целей, задач и параметров развития системы вооружения в нормативных актах, утверждаемых Президентом Российской Федерации, Советом безопасности РФ и Правительством России. К таким документам относятся Военная доктрина Российской Федерации, (в настоящее время разрабатывается новая военная доктрина) и «Основы военно-технической политики Российской Федерации на период до 2015 года и дальнейшую перспективу», утвержденные Президентом РФ в 2000 и 2003 годах соответственно. Безусловно, каждый подобный нормативный акт должен быть всесторонне проанализирован исходя из потребностей обороны и возможностей экономики страны. При этом недопустима разработка программ развития отдельных систем вооружения без привязки к общим принципам и направлениям развития системы вооружения ВС РФ, без учета ресурсных ограничений на ее развитие в целом.
Помимо указанных организационных необходима реализация и ряда методологических принципов, а также принципов законодательного и нормативно-правового обеспечения разработки и реализации ГПВ, развития системы вооружения в целом, отдельных видов и типов вооружения и военной техники (ВВТ). К их числу можно отнести нижеследующие.
1. Совершенствование информационного обеспечения разработки ГПВ, его автоматизация (разработка предшествующих программ показала, что для качественной их подготовки и обоснования необходимы значительные объемы исходных данных: о состоянии ВВТ, находящегося в войсках, о боевом составе ВС РФ, о макроэкономическом прогнозе на программный период и др. Сбор и обработка такой информации невозможны без автоматизации этого процесса, поэтому можно утверждать, что адекватность ГПВ напрямую зависит от степени автоматизации. В рамках формирования единого информационного пространства необходима активная работа по созданию информационного блока, обеспечивающего разработку ГПВ и ГОЗ).
2. Унификация исходных данных для всех видов документов военного строительства. В настоящее время в стране разрабатывается ряд документов долгосрочного действия, нацеленных на решение задач технического оснащения Вооруженных Сил в мирное и военное время - государственные программы вооружения, планы мобилизационной подготовки экономики и Вооруженных Сил, включая планы накопления запасов ВВТ и материальных средств. Однако до сих пор исходные данные для этих планов формировались несогласованно. В итоге масштабы и сценарии гипотетических войн, лежащие в их основе, значительно различались, что приводило к несогласованности планов, даже противоречивости, разунификации используемой методической базы. Нет необходимости доказывать, что такая практика неоправданна и при разработке всех видов документов в области технического обеспечения система исходных данных должна быть единой.
3. Методическое обеспечение процесса формирования цен на разрабатываемые и серийно производимые образцы ВВТ. В процессе формирования ГПВ-2015 была начата интенсивная работа по созданию методик обоснования цен на продукцию военного назначения. Однако в полном объеме эта задача не решена. А прогнозирование и контроль цен уже выходят на уровень ключевых проблем обоснования и управления реализацией программ вооружения, от степени решения которых во многом зависит достижение заложенных в нее решений. Причем речь идет не только о ведомственных методиках, а межведомственной методической базе, единой для всех участников процесса разработки и реализации ГПВ и ГОЗ.
4. Активное создание и внедрение в перспективные образцы ВВТ новых технологических заделов с учетом угрозы исчерпания прошлых наработок еще советского периода, приоритетное развитие базовых военных технологий. Разрабатываемая и производимая в настоящее время техника базируется, в основном, на известных физических принципах и технологических заделах, созданных еще в 1980-90-х годах. Возрастающая конкурентная борьба на рынках оружия, необходимость повышения эффективности системы вооружения и обеспечения противодействия создаваемым за рубежом новым видам и образцам вооружений требуют усиления внимания к разработке и внедрению в отечественные ВВТ тех технических и технологических заделов, которые уже есть или будут созданы в ближайшем будущем. Одновременно необходимо научно-технических и технологических заделов по вооружениям будущих поколений, что предполагает решение многих задач: развитие фундаментальной науки, поддержание и совершенствование научных школ, подготовка кадров, формирование и интенсивное финансирование программ развития базовых военных технологий, фундаментальных и поисковых исследований.
5. Цифровизация систем связи и управления, комплексная автоматизация Вооруженных Сил и систем вооружения. Завершение перехода систем связи военного назначения на цифровое оборудование является важнейшей задачей, без решения которой нельзя достичь требуемой оперативности и устойчивости управления войсками и оружием; для этого же необходимо создание телекоммуникационных сетей связи, обеспечивающих передачу объемной цифровой разведывательной, картографической и другой информации. Добиться эффективного решения стоящих перед Вооруженными Силами задач без комплексной автоматизации процессов управления ими от верхних звеньев управления до частей и тем более подразделений невозможно, и поэтому вопросам развития систем и средств связи и управления в новой ГПВ по-прежнему необходимо уделять приоритетное внимание.
6. Интеллектуализация ВВТ, создание интегрированных систем разведки и управления, развитие разведывательно-ударных комплексов, увеличение удельной составляющей высокоточного оружия (ВТО). Это наиболее наукоемкое направление совершенствования ВВТ, предполагающее решение большого количества сложных технических и технологических з а д а ч, в том числе:
разработка эффективных средств добывания информации в интересах применения ВТО, геоинформационных систем, унификация информационной среды и применяемых информационных технологий;
создание высокопроизводительных вычислительных и программных средств для наземных и бортовых систем обработки информации и наведения;
создание высокоэффективных элементов систем обнаружения и наведения ВТО.
7. Управляемое и контролируемое применение импортных ЭРИ в разрабатываемой и серийно производимой отечественной технике. Существующая в настоящее время практика разрешения использования отдельных зарубежных сырьевых компонентов и элементной базы при условии их замены после перехода к серийному производству на отечественные аналоги (так называемое импортозамещение) по своей сути является весьма затратной. Суть состоит в том, что созданные с применением таких компонентов образцы ВВТ при переходе к серийному производству фактически нужно разрабатывать заново. Ведь обеспечить импортозамещение - значит добиться того, чтобы отечественные аналоги по массогабаритным и функциональным характеристикам были идентичны зарубежным образцам, а это на практике реализовать крайне сложно. Более того, создавая отечественные аналоги уже существующей зарубежной элементной базы, мы сознательно закладываем многолетнее отставание от иностранных образцов, что приводит к постоянному пребыванию в роли догоняющих. Из этой ситуации есть два выхода, которые могут реализовываться одновременно: отказ от применения импортной элементной базы на стадии разработки ВВТ и использование только уже созданных отечественных аналогов или разрешение ее применения в процессе и разработки, и производства при условии обязательной сертификации и создания страховых запасов.
8. Активная разработка ВВТ с учетом возможности двойного применения как их самих, так и отдельных компонентов или созданных при этом технологий в гражданской технике (для продажи на коммерческих рынках товаров, предоставления коммерческих услуг и т.п. и на этой основе расширение инвестиционной составляющей военного производства). При проектировании ВВТ действовало правило, согласно которому Министерство обороны не ставило своей целью создание продукции военного назначения, которая (или ее элементы) могли бы быть использованы в гражданской сфере. Подобная практика приводила к существенным издержкам при поставках новых образцов ВВТ. Достаточно вспомнить сложности с развертыванием системы ГЛОНАСС, когда Министерству обороны не удалось обеспечить за счет собственных средств полномасштабное формирование ее космической составляющей, а действовавшие ограничения на передачу информации от этой системы широкому спектру потребителей не позволили привлечь инвестиции извне. Поэтому представляется необходимым разработку перспективной военной техники вести изначально с учетом возможных интересов гражданских отраслей экономики и внутри страны, и за рубежом, что уже давно практикуется в развитых странах мира.
9. Совершенствование учета и рациональное использование результатов интеллектуальной деятельности (РИД), полученных при создании ВВТ, их эффективный трансферт в гражданское производство. В рамках государственного оборонного заказа создается огромный научно-технический задел, который до настоящего времени в полной мере не используется в качестве инновационного потенциала как внутри оборонно-промышленного комплекса, так и в других отраслях экономики России. Эффективных механизмов реализации результатов интеллектуальной деятельности также не создано. Поэтому одной из важнейших задач в ближайшем будущем является налаживание полноценного учета РИД и внедрения их в смежные отрасли ОПК, а также трансферта в гражданское производство. Для этого предстоит решить ряд проблем, включая нормативно-правовое обеспечение процесса рассекречивания знаний в области военной техники и технологий, учета РИД, их передачи и т. п.
10. Активный трансферт гражданских технологий в продукцию военного назначения и на этой основе снижение затрат на создание перспективной техники, ее унификация. В гражданских отраслях науки и техники создается научно-технический задел, по своей новизне и эффективности не уступающий передовым разработкам О ПК. Его использование при разработке и производстве В ВТ может обеспечить существенное повышение тактико-технических характеристик перспективной техники при одновременной экономии затрачиваемых денежных средств. Для этого на этапе формирования новой ГПВ необходим эффективный мониторинг новаций в области науки и техники, их сертификация и использование в военном производстве.
11. Усиление международной интеграции в разработке и производстве ВВТ и соответствующее законодательное и нормативно-правовое обеспечение этого процесса. Перспективные ВВТ характеризуются многократным возрастанием затрат на их разработку и производство. В настоящее время практически ни одна страна в мире не способна создать наукоемкую продукцию военного назначения собственными силами. Поэтому в мире уже давно существует практика создания широкой международной кооперации при разработке и производстве ВВТ. В последнее время наше государство также переходит к подобной практике (пример тому - разработка перспективных авиационных комплексов). Без расширения этого направления деятельности существует угроза либо торможения развития промышленности в силу непомерных для нее затрат, либо отставания в сроках и качестве разрабатываемых перспективных образцов ВВТ.
Крайне необходим учет еще одного принципа, без которого невозможна эффективная реализация ГПВ, - «справедливое» распределение бремени борьбы с инфляцией. Его актуальность обусловлена тем, что одним из основных рычагов борьбы с инфляцией является сдерживание цен на продукцию, которая производится финансируемыми из бюджета организациями. Для этого устанавливаются дефляторы на продукцию военного назначения на уровне общепромышленной продукции, что существенно ниже реального роста ее стоимости. В условиях непредсказуемого роста цен на сырье и комплектующие ухудшается экономическое положение головных предприятий ОПК. Нужна система мер по обеспечению привлекательности ГОЗ и обязательности исполнения указаний Минэкономразвития для всех без исключения участников его реализации (включая кооперацию исполнителей ГОЗ вплоть до поставщиков сырья), а именно, во-первых, ужесточить санкции для поставщиков сырья предприятиям ОПК, допускающих рост цен сверх дефляторов, в том числе предусмотреть повышение для таких поставщиков импортных и экспортных пошлин, во-вторых, финансировать создание малотоннажного производства на головных предприятиях оборонно-промышленного комплекса в рамках федеральной целевой программы развития ОПК и др.
В заключение отметим, что методология программно-целевого планирования показала себя как эффективный инструмент управления развитием системы вооружения ВС РФ. Сохраняя все положительные качества этого планирования необходимо его совершенствование по ряду направлений в соответствии с текущими потребностями практики военного строительства.
Военная Мысль. 2006. № 9. С. 28-31.
Военная Мысль. 2006. № 10. С. 17-29.
Военная Мысль. 2003. № 9. С. 20-24.
Военная Мысль. 2006. № 5. С. 54-57.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи