Профессионализм, компетентность выпускника высшего военного учебного заведения

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5/2009, стр. 68-72

Профессионализм, компетентность выпускника высшего военного учебного заведения

Полковник С.А. ЧЕРНОВ,

кандидат педагогических наук

Подполковник А.А. МИЛЛЕР

ВО ВСЕ времена к военному специалисту предъявлялись высокие требования. Одними из основных были профессионализм и компетентность. Тем не менее, в условиях проводимой ныне реформы военного образования в рамках придания Вооруженным Силам России нового облика качественного прорыва в решении задачи подготовки офицерских кадров в военных вузах по нашему мнению пока не произошло.

Одной из причин такого положения дел является «отсутствие четкого системного подхода к организации образовательного процесса в вузах и подготовке войск с точки зрения их внутреннего содержания; недостаточный уровень профессиональной и методической подготовки самих преподавателей; снижение контроля за проведением и обеспечением учебного процесса в вузах, организацией профессиональной и боевой подготовки в войсках».

Следовательно, можно констатировать существование противоречия между требованиями государственного заказа и состоянием подготовки современного офицера как компетентного специалиста, профессионала.

Отечественные ученые А.В. Барабанщиков, Я.Я. Велик, Н.Н. Блахин, Н.Д. Глоточкин, В.П. Давыдов, М.И. Дьяченко, Н.Ф. Феден-ко, Л.А. Кондыбович, В.М. Кулаков, В.И. Лебедева, А.Н. Левченко, А.Г. Маклаков, В.И. Мельников, С.Г. Одинцов, Е.А. Соколков, Ю.И. Татарский, Л.С. Узун и многие другие в своих трудах неоднократно рассматривали вопросы профессиональной компетентности военных специалистов. И все же проблема профессионализма, компетентности военного специалиста остается пока недостаточно изученной.

В сложившейся ситуации возникает необходимость в уточнении следующих понятий: «профессионал», «профессия», «профессионализм», «компетенция», «компетентный», «компетентность», «компетенции».

Большой толковый словарь дает определение: «профессионал, человек, сделавший какое-нибудь занятие своей постоянной профессией».

В этом же словаре дано определение понятий «профессиональность» и «профессия»: «профессиональность, принадлежность к какой-нибудь профессии... профессия (латин. professio), род, характер трудовой деятельности, служащий источником существования».

Словарь иностранных слов определяет: «профессионал - человек, избравший какое-либо занятие своей профессией; специалист своего дела, а профессия - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы».

По мнению ряда авторов, «профессия - относительно самостоятельный род трудовой деятельности (знаний) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессионал - субъект деятельности, у которого профессионально важные для конкретного вида труда личностные качества (мотивационные, когнитивно-волевые, характерологические) соответствуют требованиям данной профессии (или специальности), представляют собой специфическую, относительно устойчивую структуру и обеспечивают формирование и реализацию операционной сферы личности. Профессионализация - процесс формирования специфических видов трудовой активности человека на основе развития и структурирования совокупности профессионально ориентированных ее характеристик, обеспечивающих реализацию функций познания, общения и регуляции в конкретных видах деятельности и на этапах профессионального пути».

Аналогичной точки зрения придерживается В.Я. Кикоть, который пишет: «в известном смысле профессионализм следует рассматривать как реализованную форму профессиональных требований, предполагающих определенный уровень подготовки специалиста и сформулированных в общем виде в образовательном стандарте, а в более конкретной форме - в модели специалиста или его квалификационной характеристике.

В психологическом плане профессионализм, выступающий в качестве педагогической цели образования, можно определить как совокупность профессионально важных знаний, умений, навыков и качеств личности, позволяющих успешно решать профессионально значимые задачи».

Понятие «профессионализм» очень часто связывается с понятием «компетентность». Так, ряд авторов обозначают компетентность как одну из ступеней профессионализма. В самом общем понятии профессионализм характеризуется высокой степенью подготовленности к выполнению задач профессиональной деятельности, что проявляется в возможности достигать качественных и количественных результатов труда с наименьшими затратами умственных и физических сил на основе рациональных приемов деятельности по решению поставленных задач. По мнению С.А. Нелюбова, профессионализм должен рассматриваться «не как просто некий высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенная системная организация сознания, психики человека».

В словаре иностранных слов «компетентный», «компетентность» даны в следующей формулировке: «Компетентность - обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, компетентный (лат. сотреtens (competentis) - соответствующий, способный) - знающий, сведущий в определенной области; компетенция - круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом».

Определяя общее понятие компетентности, В.А. Демин пишет, что компетентность - «уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях».

Н.П. Дешевых, давая определение компетентности, отмечает следующее: «компетентность - это характеристика, даваемая специалисту в результате оценки эффективности (результативности) его действий, направленных на решение определенного круга значимых для данного сообщества задач (проблем). Компетенция - это способность установить и реализовать связь между «знанием - умением» и ситуацией. Главное в компетенции - не «знать» или «уметь», а мобилизовать то или иное знание, умение в нужный момент, использовать личный опыт в решении педагогических проблем того или иного вида».

Таким образом, есть основание считать, что компетентность специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере.

По определению, данному О.О. Андрониковой, «компетентность» включает в себя профессиональные, социально-педагогические, правовые и другие характеристики личности». В отношении категории «профессиональная компетентность» она утверждает, что: «понятие профессиональной компетентности включает в себя целый комплекс требований, касающихся не только профессиональных умений педагога, но и его личностных характеристик: гуманистическую направленность, навыки работы в стрессовых ситуациях, ситуациях личностного и делового прессинга, умение руководить и организовывать учебный процесс, разрешать конфликтные ситуации, адаптироваться к новым обстоятельствам, активность, инициативность, способность к дальнейшему развитию, аутентичность, стремление к самосовершенствованию».

Профессионализм, компетентность выпускника высшего военного учебного заведения формируются, развиваются в период обучения в вузе, а затем совершенствуются в период практической службы в воинских частях и подразделениях, в ходе интенсивной боевой подготовки, во время обучения на курсах повышения квалификации, сборах и учениях.

Следовательно, говоря о профессиональной компетентности, мы полагаем, что у слушателя (курсанта) в период обучения в вузе должны быть сформированы личностные качества, общие (универсальные) и военно-профессиональные компетенции с учетом должностных обязанностей в предстоящей деятельности. При этом под компетенцией понимается: «совокупность военно-профессиональных качеств, устанавливаемых по отношению к определенным видам профессиональной деятельности, формирование которых является целями обучения».

Известно, что к военно-профессиональным компетенциям в основных видах деятельности выпускника военного вуза относятся следующие: организационно-управленческая (боевая); организационно-управленческая (повседневная); воспитательная (военно-педагогическая); военно-техническая; военно-тыловая (административно-хозяйственная).

Компетентность офицеров, их профессионализм связаны с профессиональной подготовленностью и зависят от тех знаний, умений и навыков, которые приобретаются ими в период обучения в военных учебных заведениях. При этом компетентность не ставится нами в один ряд с эрудированностью, т. е. простым объемом знаний. Компетентность следует рассматривать как совокупность качеств командира (начальника) позволяющих ему возглавлять подразделение, организовывать деятельность подчиненных, руководить и управлять в повседневных условиях и бою.

На наш взгляд, формирование профессионализма и компетентности у будущего военного специалиста - это целостный, комплексный и целенаправленный процесс в учебно-воспитательной работе командно-преподавательского состава вуза на всех этапах выработки профессиональной направленности у слушателей (курсантов) (формирования и развития профессиональных установок, мотивов, целей, убеждений).

Профессионализм, компетентность военнослужащего характеризуется высокой продуктивностью или эффективностью деятельности. Высокопродуктивной считается деятельность, отличающаяся высокими служебными показателями, оптимальной интенсивностью и напряженностью, организованностью, стабильностью и последовательностью, преследующая положительные социально значимые цели, сохраняющая здоровье специалиста и развивающая его как личность. Здесь следует отметить, что процесс развития человека постоянен, а в практическую работу по формированию личности будущих офицеров в современных условиях включаются новые поколения преподавателей военных вузов, которые в большинстве, являясь специалистами различных предметных областей военного дела, не ориентированных на деятельность в сфере образования, далеко не всегда имеют опыт профессиональной психолого-педагогической подготовки.

Изучение повседневной деятельности военных педагогов свидетельствует о том, что она в основном ориентирована на частные результаты. Многие преподаватели не осознают специфики конечного результата собственной деятельности, воплощенного не в технических объектах, а в приобретаемых выпускником военного вуза нравственных, личностных, деятельностных, профессиональных качествах. Поэтому вместо построения образования «модели выпускаемого специалиста» в военном вузе зачастую реализуется несколько другая цель - самовыражение педагога. Благодаря частичному совпадению содержания этих различающихся целей военная образовательная система частично справляется с задачами подготовки необходимых стране профессиональных вооруженных защитников.

Приведенные рассуждения позволяют нам сделать вывод, что в настоящее время базисом подготовки профессионально грамотного офицера, компетентного специалиста выступает совместная учебная деятельность, представляющая собой акты обмена действиями, операциями, вербальными и невербальными сигналами этих действий и операций между преподавателем и учащимися и между самими учащимися в процессе освоения данной деятельности.

Одной из особенностей совместной учебной деятельности преподавателя и обучаемого является преобразование, перестройка позиций личности как в отношении к усвоенному содержанию, так и к собственным взаимодействиям, что выражается в изменении компетенций, ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самих способов взаимодействия и отношений между участниками обучения.

Профессионально-личностный аспект взаимодействия военного педагога и слушателей (курсантов) составляет тот важный канал, по которому осуществляется социальная организация поведения и личности обучаемого, благодаря чему любая учебная ситуация в большей или меньшей степени становится ситуацией учебно-воспитательной.

Личностно-позиционные аспекты учебных взаимодействий в ходе совместной учебной деятельности, а не сами по себе усвоенные курсантами знания, оказывают прямое влияние на их внутренний мир. Именно в системе взаимодействия преподавателя со слушателями (курсантами) прокладывается русло для новых компетенций, смысловых установок и социальных ожиданий, которые не всегда осознаваемо реализуются уже в системе взаимодействия между самими обучемыми при совместном решении творческих и продуктивных учебных задач.

Продуктивный тип организации обучения обеспечивается иной логикой построения содержания усваиваемой деятельности. В ситуации получения социально значимого и культурно полноценного продукта с самого начала усвоения новой деятельности слушатель (курсант) стоит перед объективной необходимостью сотрудничества с преподавателем и с другими обучаемыми, ориентируясь в первую очередь на смысловую сторону деятельности, а не только на операционно-техническую, так как задача приобретения профессиональной компетенции сразу вводит его во всю полноту смыслов и значений этой деятельности.

Резюмируя сказанное, отметим, что четкое разграничение преподавателями военного вуза общих психолого-педагогических оснований и последствий выбора того или иного типа конструирования учебных ситуаций облегчит переход от нормативной безальтернативной стратегии организации к вероятностному способу их проектирования и управления. На смену бездумному технологизму в методике преподавания, неизбежно порождающему однообразный рецептурный, директивный, репрессивно-оценочный характер взаимодействий военного педагога с обучаемыми, должен прийти принципиально иной тип организации взаимодействий и отношений. С его помощью преподаватель в каждой конкретной учебной ситуации сможет конструировать открытое для творчества, динамично перестраивающееся совместное интеллектуально-коммуникативное общение со слушателями (курсантами), ведущее их к все более высоким уровням компетенции, самоорганизации учения и взаимодействий. Только в этом случае педагог может рассчитывать на успех в формировании профессионализма и компетентности выпускника высшей военной школы.

Организация и ведение образовательного процесса в высшем военно-учебном заведении. М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003.

Большой толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: ООО «Издательство ACT», ООО «Издательство Астрель», 2004.

Там же.

Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1988.

Силкина Н.В. Практико-ориентированное образование корпоративная подготовка кадров: монография / Н.В. Силкина, Е.А. Соколков, Р.С. Силкин. Новосибирск: Новосибирский гуманитарный институт, 2006.

Кикоть В.Я. Система научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей вузов МВД России. СПб., 1998.

Ковшова Ю.Н. Проблемы педагогического профессионализма в условиях дистанционного образования / Ю.Н. Ковшова, Л.В. Полюдова, А.Н. Якуткин // Материалы Международной научно-практ. конф. г. Новосибирск 17-18.03.2005. Новосибирск: НГПУ, 2005. С. 266-277.

Нелюбов С.А. Субъективность и профессионализм руководителя образовательного учреждения как условия успешности его управленческой деятельности / Нелюбов С.А. // Материалы Международной научно-практ. конф. г. Новосибирск 20-22.02.2006. Новосибирск, Издательско-полиграфическая компания «Твердый знак», 2006. С. 404-409.

Словарь иностранных слов. 15 изд., испр. М.: Русский язык, 1988-608 с.

Демин В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятия и виды /. Демин В.А // Стандарты и мониторинг в образовании. М.: 2000. № 4. С. 34-42.

Дешевых Н.П. Обновление профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения / Дешевых Н.П. // Материалы Международной научно-практ. конф. г. Новосибирск 20-22.02.2006. Издательско-полиграфическая компания «Твердый знак», 2006. С. 152-156.

Андроникова О.О. Виктимные изменения профессиональной компетентности педагогов / Андроникова О.О. // Материалы Международной научно-практ. конф. г. Новосибирск 20-22.02.2006. Новосибирск, Издательско-полиграфическая компания «Твердый знак», 2006. С. 121-132.

Организационно-методические указания по управлению деятельностью военных образовательных учреждений Сухопутных войск в 2007-2008 учебном году. М.: 2007.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации