ОДНОЙ ХРАБРОСТЬЮ ПОБЕДЫ НЕ ДОБЬЕШЬСЯ

ВКО №1 (26) 2006

ОДНОЙ ХРАБРОСТЬЮ ПОБЕДЫ НЕ ДОБЬЕШЬСЯОДНОЙ ХРАБРОСТЬЮ ПОБЕДЫ НЕ ДОБЬЕШЬСЯ

Эту аксиому вновь подтвердили 30 лет назад воздушные схватки над Сирией

"ВКО" завершает материал о воздушных боях летчиков ВВС Сирии и Израиля в сентябре 1972 - январе 1973 гг.

ОДНОЙ ХРАБРОСТЬЮ ПОБЕДЫ НЕ ДОБЬЕШЬСЯ

Окончание. Начало в № 4 (23) 2005 г.

На основе анализа сирийско-израильских воздушных боев осени 1972-го - зимы 1973 г. были сделаны следующие выводы:

1. Инициатива в ходе боевых действий, как правило, принадлежала израильским ВВС, командование которых имело возможность тщательно разработать планы и осуществить соответствующую подготовку личного состава и техники, провести тренировочные полеты над своей территорией. В случае, если завязка боя не совпадала с намеченным замыслом, всегда следовал отказ от выполнения задачи и самолеты возвращались на свои базы.

Горный рельеф местности позволял израильской авиации скрытно подходить к объектам удара на близкое расстояние (время подлета с момента обнаружения израильских самолетов наземными РЛС Сирии составляло всего около двух минут). Это создавало дополнительные трудности для командиров и штурманов сирийских авиационных частей, так как на оценку обстановки и принятие решения они имели крайне ограниченное время.

Благодаря размещению трех радиолокационных постов на Голанских высотах, израильтяне добились снижения сплошного радиолокационного поля над территорией Сирии до такой высоты, при которой практически обнаруживался подход сирийских самолетов к району боевых действий с момента их взлета. В результате командование ВВС Израиля получило возможность управлять боевыми действиями своих истребителей с наземных КП.

Вместе с тем следует сказать, что летный состав авиации Израиля в полной мере не обладал теми высокими морально-боевыми качествами, которые приписывались ему официальной пропагандой Тель-Авива. Это подтверждается следующими фактами:

- во-первых, в ряде случаев при приближении превосходящих или равных по численности групп сирийских истребителей израильские летчики, не выполнив боевую задачу, уходили на свою территорию или в воздушное пространство сопредельных стран;

- во-вторых, при наличии в районе боевых действий сирийских истребителей израильские самолеты производили бомбометание крайне неточно. Не раз бомбы крупного калибра сбрасывались с малых высот без постановки взрывателей на боевой взвод, а также вместе с многозамковыми балочными держателями. Ракетно-бомбовые удары отличались высокой эффективностью, как правило, только тогда, когда в воздухе не было сирийских МиГов.

2. Воздушные бои носили только групповой характер при явном численном превосходстве израильской авиации, которая придерживалась тактики, ранее применявшейся против египетских ВВС. Однако многолетнее успешное использование израильскими летчиками одних и тех же тактических приемов служит подтверждением того факта, что авиация арабских стран не только была недостаточно подготовлена, но и не нашла, не сумела противопоставить неприятелю более совершенные способы ведения воздушных боев.

3. Группы различного тактического назначения израильской авиации в основном состояли из самолетов "Мираж" и "Фантом". "Миражи" зачастую входили в состав демонстративной группы или группы прикрытия, которые следовали на высотах порядка 3-5 тыс. м в радиолокационном поле наземных сирийских РЛС. Таким образом, летчики ВВС САР провоцировались на выполнение атак в невыгодных для них условиях. Ведь позади "Миражей" летели группы "Фантомов", в большинстве случаев "прижавшись" к земле, что затрудняло их визуальное обнаружение сирийскими пилотами.

Варианты боевого снаряжения и сроки подготовки к боевому вылету некоторых самолетов ВВ Сирии

ОДНОЙ ХРАБРОСТЬЮ ПОБЕДЫ НЕ ДОБЬЕШЬСЯ

"Призраки" не входили в радиолокационное поле наземных РЛС САР и сирийское командование не получало полной информации о численности и боевых порядках израильской авиации, что не позволяло принимать правильные решения на подъем истребителей, ввод их в бой и управления экипажами.

Характерно то, что между израильскими авиагруппами на всех этапах полета, независимо от характера выполняемой задачи, наблюдалось тактическое и огневое взаимодействие, обеспечивавшее высокий уровень прикрытия самолетов и "самообороняемости" боевых порядков.

4. Большинство сирийских самолетов сбили не те израильские машины, которые они пытались атаковать и которым сирийцы стремились навязать маневренный воздушный бой. Успеха добивались истребители ВВС Израиля, о наличии которых в районе боя сирийские летчики не подозревали, не замеченные наземными РЛС ПВО и авиации САР. МиГ-21, как правило, поражались противником в моменты их сближения с атакуемой группой - после выхода в заднюю полусферу или на этапе прицеливания. Иначе говоря, атака сирийскими самолетами выполнялась в моменты, когда они сами были "захвачены" бортовыми РЛС "Фантомов" или находились в поле зрения израильских пилотов.

5. Боевые порядки и диапазон высот (5000-100 м) израильтяне выбирали, исходя из тщательного учета разгонных характеристик, тактико-технических данных прицельно-навигационных систем и средств поражения своих самолетов и машин ВВС арабских стран.

Полет на малых и предельно малых высотах позволил пилотам ВВС Израиля внезапно наносить ракетные удары по сирийским самолетам, не неся потерь.

6. Израильская авиация широко применяла пуски неуправляемых ракет в переднюю полусферу цели, при этом случаев поражения сирийских самолетов не было.

Высокая эффективность УР типа "Спарроу" и "Сайндвиндер" при пуске их с задней полусферы в значительной степени явилась следствием исключительно благоприятных ("полигонных") условий применения (пуск с кабрирования по самолетам, совершающим полет на высотах 2-5 тыс. м при отсутствии или крайне ограниченном маневре).

ОДНОЙ ХРАБРОСТЬЮ ПОБЕДЫ НЕ ДОБЬЕШЬСЯ7. Большинство сирийских летчиков, участвовавших в боевых действиях, обладали хорошей техникой пилотирования, решительно и смело вступали в схватки с превосходящими силами противника, полагаясь на хорошие маневренные свойства МиГ-21.

Однако выявлены также и следующие негативные факты:

- низкий уровень тактической подготовки, неудовлетворительная организация боевых действий и управления ими. Прежде всего, следует отметить отсутствие единого замысла в отражении налетов: инициатива в решении задач по вводу истребителей в бой принадлежала полностью штурманам наведения, истребители взлетали с различных аэродромов, о количестве поднятых машин и их местонахождении командиры групп (звеньев) не знали. В связи с этим тактическое и огневое взаимодействие между группами (звеньями) отсутствовало;

- малый коэффициент боевого использования поднимаемых истребителей. Так, на отражение налетов авиации противника было произведено 898 самолето-вылетов. При этом наводилось 73 самолета (8%), из них вступили в бой только 37 (4%). Остальные экипажи осуществляли барражирование в районе аэродромов или в непосредственной близости к ним;

- неумение руководящего состава и штурманов КП вскрыть замысел противника, установить боевой порядок его авиагрупп, количество и тип входивших в них самолетов. В результате не удавалось скорректировать наиболее целесообразные боевые порядки своих истребителей и определить направления ввода их в бой.

Это приводило к шаблону в способах отражения налетов. Сирийские истребители вводились в бой, как правило, на встречных курсах. После маневра для выхода в заднюю полусферу противника самолеты оказывались от цели на расстояниях, в несколько раз превышающих дальность пуска ракет, и на одной высоте с атакуемым самолетом. Поэтому цели приходилось догонять, что создавало благоприятные условия для пуска ракет сзади снизу израильским самолетам, следовавшим в общем боевом порядке;

- неподготовленность ведущих к управлению группой истребителей в воздушном бою, неумение этих летчиков организовать внезапную первую ракетную атаку по основной группировке противника, управлять воздушным боем и создать прикрытие для выходящих из боя истребителей;

- слабая выучка летного состава в боевом маневрировании. При завязке маневренного воздушного боя группы в большинстве случаев рассыпались на одиночные самолеты, причем пилоты зачастую самостоятельно выходили из схватки;

- плохая огневая выучка летчиков. В большинстве воздушных боев пуск ракет по самолетам противника производился не прицельно, в том числе в переднюю полусферу. Из одиннадцати Р-3С (без учета пуска УР с машин, сбитых израильской авиацией) четыре были выпущены на встречных курсах; одна применена тогда, когда израильская машина находилась на большой дальности; еще одна УР - с перегрузкой больше допустимой.

Все пуски ракет в ночных условиях произведены летчиками при работе радиолокационного прицела в режиме "Обзор". Причиной тому стал двухлетний перерыв в ведении учебных воздушных боев с использованием учебных ракет и отработкой навыков прицеливания из пушек. В ВВС САР тогда был установлен порядок, согласно которому все учебные полеты выполнялись только с боевыми ракетами, а прицеливанием вообще не занимались. Большинство летчиков ни разу не выполняли пуск боевых ракет в учебных целях;

- участие в боевых действиях неподготовленных молодых летчиков, имевших налет на боевом самолете 40-50 часов и не обладавших практическими навыками применения оружия по воздушным целям;

- неправильное использование форсажных режимов работы двигателя при наведении истребителей на цель и в ходе боя. Отсутствие контроля со стороны КП и летчиков за режимами полета и расходом топлива привело к четырем случаям катапультирований вследствие выработки топлива через 18-20 минут после взлета;

Сводная таблица результатов воздушных боев и потерь от ракет класса "В-В" с 1 сентября 1972 г. по 10 января 1973 г.

ОДНОЙ ХРАБРОСТЬЮ ПОБЕДЫ НЕ ДОБЬЕШЬСЯ

- отсутствие планов ведения воздушных боев с заблаговременной отработкой конкретных действий летчиками, парами, звеньями, эскадрильями совместно с расчетом КП и пунктов наведения ИА.

8. Слабая эффективность применения ракет Р-ЗС являлась следствием нарушения летчиками условий пуска.

9. Каждый летчик имел возможность применять оружие самолета МиГ-21 в трех вариантах:

первый - только ракеты Р-ЗС (одиночно или залпом);

второй - ракеты Р-ЗС и пушки;

третий - пушки.

Каждому варианту при атаке цели в конкретных боевых условиях соответствует своя вероятность и поражения противника, и быть сбитым самому. Если данный фактор не учитывается, особенно когда не вскрыт боевой порядок и состав группы противника, это может служить причиной неоправданных повышенных потерь. Вот конкретный пример. Летчик произвел пуск двух ракет Р-ЗС с дальности 2 тыс. м. УР не поразили цель. После этого пилот, естественно, постарается сократить отделяющее его от противника расстояние до 400-200 м и уничтожить вражеский самолет огнем из пушки. Если сближение будет осуществляться без учета возможности нанесения ракетного удара со стороны неприятеля, летчик окажется сбитым до момента осуществления своего замысла.

В целом бои летчиков ВВС Сирии и Израиля в сентябре 1972 - январе 1973 гг. в очередной раз показали, что одной храбрости, самоотверженности и готовности отдать свою жизнь для успеха в современных воздушных схватках явно недостаточно.

Как подготовлен летный состав в профессиональном отношении - таков и будет результат сражений. Вывод, на первый взгляд, достаточно банален, однако по-прежнему актуален, особенно для современного уровня выучки авиаторов ВВС России. Позволим еще раз напомнить один из выводов по результатам противоборства ВВС Израиля и Сирии - "участие в боевых действиях со стороны Сирии неподготовленных молодых летчиков, имевших налет на боевом самолете 40-50 часов и не обладавших практическими навыками применения оружия по воздушным целям". Для российских пилотов сегодня подобный налет является недостижимой мечтой.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации