ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ
ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 9/2010
ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ
Андрей КОРБУТ
ПОЗИЦИЯ
УКРЕПЛЕНИЕ РОССИЙСКИХ ВОЕННЫХ БАЗ В РЕГИОНЕ ФОРМИРУЕТ ВЫГОДНУЮ ДЛЯ МОСКВЫ ГЕОПОЛИТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ
Подписание 17 февраля в Москве российско-абхазских документов в области экономики и обороны демонстрирует стремление нашей страны надолго и главное - прочно укрепиться в оборонном плане в новом сегменте Причерноморского региона (полоса моря длиной 215 км). Если учесть, что подобные соглашения в скором будущем будут заключены и с Южной Осетией, то выясняется: РФ одерживает на территориях и границах с недружественной Грузией очередную геополитическую победу.
С учетом того что аналогичные документы более 10 лет назад узаконили российское военное присутствие в Армении, можно говорить, что сейчас Москва способна защищать свои интересы и интересы своих союзников на Южном Кавказе (ЮК). Может ли что-то помешать сложившемуся статус-кво? Чем конкретно усиливаются позиции РФ в регионе? Каковы прогнозы развития здесь военно-политической ситуации в будущем? Попытаемся ответить на эти вопросы.
ШАГИ КРЕМЛЯ
После вывода Группы российских войск из Грузии и ликвидации ее военных баз в Гудауте (Абхазия) и Вазиани (Грузия) военно-политическая ситуация в регионе стала постоянно накаляться. А активное вооружение режима Саакашвили США и некоторыми странами НАТО создало предпосылки для военной агрессиии против Абхазии и Южной Осетии, которая и произошла в августе 2008 года. Заметим, что это была агрессия не только против населения отделившихся автономий, но и против Российской Федерации, поскольку было совершено нападение на наших миротворцев в ЮО, большинство населения этих республик приняло гражданство РФ и имело неформальные родственные, культурные, экономические, социальные связи с народами России.
После размещения в Абхазии и Южной Осетии российских военных баз угроза нового нападения на них в какой-то мере миновала. Эта главная гуманитарная победа России. Подписание же документов, которые де-юре узаконивают присутствие наших войск в этих странах, укрепляет позиции Москвы в оборонном плане. Как подчеркнул в интервью «ВПК» бывший командующий Черноморским флотом (ЧФ) РФ, депутат Госдумы адмирал Владимир Комоедов, благодаря присутствию частей ВС России в Абхазии «Черноморский флот России станет менее уязвим, а сама территория республики будет иметь крепкую военную инфраструктуру».
Отметим, что в состав объединенной российской военной базы войдут бывшие миротворческие объекты и военный аэродром Бомбора, находящиеся в районе Гудауты, войсковой полигон и часть морской бухты под Очамчирой, совместные российско-абхазские войсковые гарнизоны, дислоцированные на севере Кодорского ущелья и близ ГЭС на реке Ингури. Надо упомянуть и военно-административные и медицинские объекты (санатории и дома отдыха) ВС РФ в Сухуми, Гаграх, Гудауте, Новом Афоне, Эшере и других населенных пунктах Абхазии. Как считает адмирал Комоедов, в Южной Осетии после подписания соответствующих документов наши военные объекты получат юридическую прописку в Цхинвале и Джаве, а также по всему периметру границы между ЮО и Грузией, где обустраивается около 20 пограничных российских застав.
После заключения российско-абхазских соглашений в области обороны и безопасности российский Военно-морской флот вместе с морскими подразделениями ФСБ РФ обрел возможность базирования в Сухумском и Очамчирском портах. «Если учесть, что Черноморский флот сосредоточен сейчас в основном в Севастополе, а в Новороссийске военно-морская база только строится, это важная геополитическая победа. Отныне ЧФ будет более рассредоточен, а значит - менее уязвим. Плюс решается задача защиты суверенитета Абхазии с моря», - резюмировал адмирал.
По данным начальника Погрануправления ФСБ РФ в Абхазии Юрия Звирыка, в порту Очамчира уже с декабря 2009 года постоянно базируются два российских пограничных сторожевых катера - «Мангуст» и «Соболь». В территориальных водах Абхазии в конце прошлого года также была замечена российская подводная лодка «Алроса». И это, как выясняется, не демонстрация силы, а реальная служебно-боевая работа. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров не раз заявлял, что Россия намерена отслеживать маршруты судов в нейтральных водах Черного моря, чтобы защитить Абхазию от агрессии грузинской стороны, а корабли и катера морской пограничной службы ФСБ и Черноморского флота РФ уже готовы оказывать помощь Абхазии в сопровождении морских транспортов, перевозящих грузы в республику.
«Укрепляя суверенитет Абхазии и Южной Осетии, Россия тем самым защищает собственные военные и экономические интересы в регионе. Это способствует стабильности и исключает возможность новой агрессии Грузии против этих республик», - считает генерал-полковник Леонид Ивашов, который долгое время возглавлял в Минобороны РФ Главное управление международного военного сотрудничества.
Таким образом, в Абхазии и Южной Осетии с учетом группировок ВС и пограничников России уже сейчас сосредоточены почти шесть тысяч наших военнослужащих, большое количество военной техники и вооружений. Все это всерьез и надолго, поскольку функционирование военных объектов РФ в этих республиках рассчитано минимум на 49 лет и может быть пролонгировано. Заметим, что взимание арендной платы за российские базы в Абхазии и ЮО не предусматривается. Она будет компенсирована военно-техническим сотрудничеством, безвозмездной поставкой в Сухуми и Цхинвал военной техники и боеприпасов, а также подготовкой абхазских и южноосетинских военнослужащих в военно-учебных заведениях России.
ОТВЕТ НАТО И ОБСЕ
Вслед за усилением военного присутствия России на Южном Кавказе не заставили себя долго ждать информационно-пропагандистские действия со стороны Североатлантического альянса и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. «НАТО считает незаконными соглашения между Россией и грузинскими территориями по военной базе в Абхазии», - заявила, например, официальный представитель блока Кармен Ромеро.
Настораживает и тот факт, что в опосредованной форме с резким осуждением подписанных российско-абхазских документов выступил ближайший союзник России - Казахстан. Будучи недавно в Тбилиси, Канат Саудабаев, госсекретарь - глава МИДа Казахстана, который ныне является действующим председателем ОБСЕ, также поддержал территориальную целостность Грузии. Правда, Астана и ранее придерживалась данной позиции. «Это та константа, на которой мы стоим и будем стоять. Вот мой ответ», - сказал Саудабаев при обсуждении вопроса, касающегося статуса Абхазии и точки зрения Казахстана по этой проблеме.
Заметим, что на фоне словесного осуждения российско-абхазских договоренностей в последнее время в мире заговорили об американской военной помощи Тбилиси. В 2008-2009 годах, по словам заместителя госсекретаря США Джеймса Стейнберга, Вашингтон предоставил Грузии один миллиард долларов. Немалая доля от этой суммы при этом пошла на поднятие оборонного потенциала страны, утраченного после августовской войны 2008 года. Госсекретарь США Хиллари Клинтон недавно подтвердила, что Грузия остается в обойме внешнеполитических приоритетов Белого дома, а финансовая помощь Тбилиси в 2011-м будет увеличена на 8%. При этом надо учитывать, что военный бюджет Грузии по своим относительным тратам является по-прежнему одним из самых высоких в постсоветских государствах и равен 519 млн долларов (4,56% от ВВП).
Таким образом, милитаризация Грузии продолжается и важный сдерживающий фактор здесь - российские военные базы, размещенные по периметру ее границ.
ВОЗМОЖНЫ ЛИ БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ?
Чувствуя поддержку НАТО, президент Грузии Саакашвили в Королевском институте международных отношений в Лондоне 17 февраля, в день подписания российско-абхазских документов, в очередной раз подтвердил намерение официального Тбилиси решать проблемы урегулирования грузино-абхазского и грузинско-южноосетинского конфликтов вооруженным путем. При таком развитии событий Стивен Бланк (Stephen Blank), профессор Института стратегических исследований при Колледже армии США (US Army War College), считает, что вопрос о вступлении Грузии в Североатлантический альянс пока снят с повестки дня.
Между тем постпред России в НАТО Дмитрий Рогозин ранее заявил, что при определенных обстоятельствах США могут разместить в Грузии свою военную базу. И это будет идеальный плацдарм для американо-грузинского вторжения не только в Абхазию и Южную Осетию, но и в Иран. Как утверждал российский дипломат, Москва располагает данными, что восстанавливаемая военная инфраструктура Грузии может быть использована для логистической поддержки нападения США на Иран.
Таким образом, при всех положительных факторах военного присутствия РФ на Южном Кавказе ситуация здесь может складываться не в пользу России и ее союзников. Чтобы не допустить этого, Москве нужны не только последовательная военно-техническая, оборонная работа и помощь, но и активная деятельность в дипломатической, военно-политической сферах.