РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ США
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 11/2007, стр. 47-53
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ США
Полковник Д. КИРЮХИН
В настоящее время США являются единственной из зарубежных стран, способной самостоятельно разрабатывать и производить летательные аппараты всех классов - от легких самолетов и вертолетов до стратегических бомбардировщиков и широкофюзеляжных лайнеров.
Согласно принятой в Соединенных Штатах «Североамериканской промышленной классификации» (САПК) авиационная промышленность включена в состав аэрокосмической промышленности (код 3364) группы отраслей транспортного машиностроения (336). Непосредственно производством авиационной техники занимаются следующие подотрасли: 336411 - выпускает летательные аппараты, 336412 - авиационные двигатели, 336413 - узлы и агрегаты авиадвигателей.
Авиационная промышленность представляет собой совокупность производственных предприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений, занятых разработкой, серийным производством, модернизацией и ремонтом авиационной техники.
Структура подотраслей, формирующих авиационную промышленность страны, представлена в табл. 1.
Таблица 1
КОДЫ НОМЕНКЛАТУРЫ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С САПК
Несмотря на продолжающееся усиление позиций европейских производителей, авиационная промышленность США сохраняет лидирующее положение в мире. На протяжении последних лет семь из десяти ведущих мировых производителей авиационной техники являются американскими. Диаграмма позиционирования производителей авиатехники по объемам продаж в 2005 году представлена на с. 49.
В 2006 году отрасль произвела продукции и услуг на сумму 152 млрд долларов (на 2,7 проц. больше, чем в 2005-м), что составляет 3 проц. валовой продукции обрабатывающей промышленности, или около 70 проц. мирового объема авиационного производства. В отрасли насчитывается около 1 500 авиапредприятий.
Таблица 2
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ПЕРИОД С 2002 ПО 2006 ГОД
Число занятых в отрасли до 295 тыс. человек. Объем условно-чистой продукции отрасли в ценах 2000 года составил 52,4 млрд долларов, что на 4 проц. превышает аналогичный показатель предыдущего года. Продукция отрасли экспортируется более чем в 130 стран мира.
В 2006 году на предприятиях отрасли было произведено 169 ЛА военного назначения, из них 118 истребителей-бомбардировщиков, 26 военно-транспортных самолетов, пять самолетов ДРЛО и 20 военных вертолетов.
Основные технико-экономические показатели деятельности отрасли представлены в табл. 2.
В настоящее время в производстве находятся: тактические истребители F-22A «Рэптор», F-15E «Страйк Игл», F-16 «Файтинг Фалкон», истребители-штурмовики F/A-18E/F «Супер Хорнет», военно-транспортные самолеты С-17 «Глобмастер-3» и С-130 «Геркулес», самолеты ДРЛО и управления авиацией Е-2 «Хокай», самолеты с укороченным взлетом и вертикальной посадкой V-22 «Оспрей», многоцелевые вертолеты UH-60 «Блэк Хок», вертолеты огневой поддержки АН-64 «Апач». Ведется разработка по программе JSF тактических истребителей F-35A, В и С «Лайтнинг-2», ЕЛА по программе UCAV.
К числу наиболее крупных производителей авиационной техники относятся: «Локхид-Мартин», «Боинг», «Нортроп-Грумман», «Рейтеон», «Дженерал дай-нэмикс», «Юнайтед текнолоджиз», «Текстрон».
Основные технико-экономические показатели деятельности ведущих фирм -производителей авиационной техники в США представлены в табл. 3.
Все они являются главными подрядчиками министерства обороны, многоотраслевыми военно-промышленными корпорациями, выпускающими продукцию военного, гражданского и двойного назначения. Организационно каждую корпорацию формируют несколько фирм, в состав которых входят специализированные отделения, занимающиеся производством авиационной техники.
Современная структура отрасли является в значительной степени следствием реструктуризационных процессов, имевших место в середине-конце 90-х годов прошлого столетия. Завершение периода «холодной войны», пересмотр стратегии национальной безопасности США и сокращение военных расходов привели к снижению объема заказов на военную продукцию и к существенной недозагрузке производственных мощностей. В связи с этим отрасль была вынуждена адаптироваться к потребностям менее масштабного рынка военной продукции.
Можно выделить три варианта адаптации военно-промышленных фирм к новым экономическим условиям: продажа или ликвидация части отраслевых военно-ориентированных отделений; сохранение и далее некоторое расширение возможностей в сфере военного производства путем приобретения военно-ориентированных отделений других фирм или слияния с ними; диверсификация на невоенное производство или услуги.
Таблица 3
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕДУЩИХ ФИРМ - ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ В 2005 ГОДУ
Зарубежные эксперты отмечают, что главным направлением реструктуризации авиационной промышленности стало дальнейшее повышение концентрации и монополизации военного производства за счет слияния и поглощения военно-промышленных фирм, в ходе которых получили развитие процессы специализации на военном производстве и различные формы диверсификации производства. Конверсия военного производства, предполагающая перепрофилирование мощностей на выпуск продукции гражданского назначения широкого распространения в аэрокосмической отрасли не получила, а схема реструктуризации авиационной промышленности США представлена на стр. 50.
В настоящее время основу производственной базы отрасли составляют 20 сборочных предприятий, 13 из которых имеют мощности по производству боевых самолетов и военных вертолетов. Характеристики этих заводов представлены в табл. 4. Практически все сборочные предприятия принадлежат частным компаниям. Доля государственных заводов незначительна. Так, в настоящее время в собственности государства находится только одно сборочное предприятие. Следует отметить, что еще в начале 90-х годов прошлого столетия в государственной собственности находилось 53 проц. всех военных заводов отрасли (10 из 17). В рамках реформирования государственного сектора военной промышленности часть предприятий была продана компаниям, их эксплуатировавшим, а часть закрыта (резервные предприятия, а также те, на которых программы выпуска продукции были близки к завершению).
Вместе с тем необходимо отметить, что в начале нового столетия авиационная промышленность США столкнулась с рядом проблем, которые могут негативно отразиться на ее состоянии в будущем и вызывают озабоченность военно-политического руководства (ВПР) США. Основными из них являются: сокращение производственной базы отрасли; уменьшение объемов НИОКР военного назначения по авиационной тематике; несоответствие существующего законодательства потребностям мировых рынков авиационной техники; усиление конкуренции на мировых рынках авиационной техники и сокращение доли продукции, произведенной СИТА.
Схема реструктуризации авиационной промышленности США
Описанная выше ситуация вызывает серьезное опасение ВПР страны. Для оценки текущего состояния авиационной промышленности и воздушного транспорта США, их роли в обеспечении национальной безопасности страны и ее доминирования на мировых рынках аэрокосмической продукции и услуг, а также для выработки рекомендаций по формированию облика отрасли, отвечающего современным требованиям, и процедур эффективного взаимодействия федеральных органов с производителями авиационной и ракетно-космической техники была создана «комиссия по формированию облика аэрокосмической промышленности», уполномоченная исследовать широкий спектр вопросов, затрагивающих все аспекты деятельности отрасли, вопросы финансирования НИОКР военного назначения, реформирования системы приобретения и системы подготовки кадров, а также соответствие действующего законодательства в области экспортного контроля и налогообложения требованиям, предъявляемым ситуацией, сложившейся на мировых рынках аэрокосмической продукции и услуг.
Комиссия, работавшая в период с ноября 2001 года по ноябрь 2002-го, наладила взаимодействие с более чем 100 государственными и частными организациями, имеющими отношение к авиационной промышленности и воздушному транспорту, а также с представителями аналогичных организаций за рубежом.
Таблица 4
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СБОРОЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ США
Цех компании «Нортроп-Грумман» (г. Палмдейл, штат Калифорния), где проводятся работы по сборке боевого ЕЛА Х-47В |
Стендовые испытания двигателя F136 на производственных мощностях авиадвигателестроительного предприятия компании «Пратт энд Уитни» |
На основании проведенных исследований комиссия выработала ряд рекомендаций:
- Формирование политики в аэрокосмической промышленности должно быть возложено на единый орган, включающий представителей администрации и административно-бюджетного управления конгресса.
- Государственные органы должны взять под жесткий контроль реструктуризационные процессы в отрасли. Все поступающие заявки на «слияние-приобретение» аэрокосмических фирм необходимо тщательно изучать с целью недопущения сокращения количества подрядчиков до определенного критического уровня, после которого может быть утрачена способность производить конкурентоспособную продукцию.
- Правительство должно обеспечивать поддержание ядра военно-промышленной базы, а также производств, являющихся жизненно необходимыми для обеспечения национальной безопасности, но содержание которых невыгодно подрядчикам.
- Финансирование НИОКР необходимо осуществлять в должном объеме и на постоянной основе; не только постоянно совершенствовать авиационную технику, но и снизить риск дисквалификации конструкторских кадров.
- Должны быть сняты ограничения на закупки МО гражданской продукции и услуг, а также на использование разработок военного назначения в гражданской сфере, в особенности в области связи и навигационного обеспечения.
- Необходимо пересмотреть законодательство по экспортному контролю, ряд положений которого мешает продвижению военной авиационной техники американского производства на мировые рынки.
Сборка опытной партии самолетов БПА Р-8А на производственных мощностях
гражданского авиастроительного предприятия (г. Рентой, штат Вашингтон).
При серийном производстве военной версии самолета его сборочные площади
будут отделены барьером безопасности
Стратегические бомбардировщики В-2А «Спирит» проходят модернизацию
на заводе фирмы «Нортроп-Грумман» в г. Палмдейл, штат Калифорния
- В целях обеспечения конкурентоспособности продукции отрасли на мировых рынках конгрессу нужно пересмотреть ряд законодательных актов по экспортному налогообложению, а администрация должна на своем уровне нейтрализовать попытки иностранных правительств осуществлять поддержку своих экспортеров или предпринимать аналогичные действия в отношении собственных производителей.
По мнению членов комиссии, выполнение указанных рекомендаций позволит поддерживать авиакосмическую отрасль на уровне, необходимом для обеспечения национальной безопасности и доминирования США на мировых рынках аэрокосмической продукции.
Летательных аппаратов, авиадвигателей, бортовых систем и оборудования.
Подробнее см.: Зарубежное военное обозрение. - 1997. - № 12. - С. 33-34.