РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ США

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 11/2007, стр. 47-53

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ США

Полковник Д. КИРЮХИН

В настоящее время США являются единственной из зарубежных стран, способной самостоятельно разрабатывать и производить летательные аппараты всех классов - от легких самолетов и вертолетов до стратегических бомбардировщиков и широкофюзеляжных лайнеров.

Согласно принятой в Соединенных Штатах «Североамериканской промышленной классификации» (САПК) авиационная промышленность включена в состав аэрокосмической промышленности (код 3364) группы отраслей транспортного машиностроения (336). Непосредственно производством авиационной техники занимаются следующие подотрасли: 336411 - выпускает летательные аппараты, 336412 - авиационные двигатели, 336413 - узлы и агрегаты авиадвигателей.

Авиационная промышленность представляет собой совокупность производственных предприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений, занятых разработкой, серийным производством, модернизацией и ремонтом авиационной техники.

Структура подотраслей, формирующих авиационную промышленность страны, представлена в табл. 1.

Таблица 1

КОДЫ НОМЕНКЛАТУРЫ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С САПК

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ США

Несмотря на продолжающееся усиление позиций европейских производителей, авиационная промышленность США сохраняет лидирующее положение в мире. На протяжении последних лет семь из десяти ведущих мировых производителей авиационной техники являются американскими. Диаграмма позиционирования производителей авиатехники по объемам продаж в 2005 году представлена на с. 49.

В 2006 году отрасль произвела продукции и услуг на сумму 152 млрд долларов (на 2,7 проц. больше, чем в 2005-м), что составляет 3 проц. валовой продукции обрабатывающей промышленности, или около 70 проц. мирового объема авиационного производства. В отрасли насчитывается около 1 500 авиапредприятий.

Таблица 2

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ПЕРИОД С 2002 ПО 2006 ГОД

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ США

Число занятых в отрасли до 295 тыс. человек. Объем условно-чистой продукции отрасли в ценах 2000 года составил 52,4 млрд долларов, что на 4 проц. превышает аналогичный показатель предыдущего года. Продукция отрасли экспортируется более чем в 130 стран мира.

В 2006 году на предприятиях отрасли было произведено 169 ЛА военного назначения, из них 118 истребителей-бомбардировщиков, 26 военно-транспортных самолетов, пять самолетов ДРЛО и 20 военных вертолетов.

Основные технико-экономические показатели деятельности отрасли представлены в табл. 2.

В настоящее время в производстве находятся: тактические истребители F-22A «Рэптор», F-15E «Страйк Игл», F-16 «Файтинг Фалкон», истребители-штурмовики F/A-18E/F «Супер Хорнет», военно-транспортные самолеты С-17 «Глобмастер-3» и С-130 «Геркулес», самолеты ДРЛО и управления авиацией Е-2 «Хокай», самолеты с укороченным взлетом и вертикальной посадкой V-22 «Оспрей», многоцелевые вертолеты UH-60 «Блэк Хок», вертолеты огневой поддержки АН-64 «Апач». Ведется разработка по программе JSF тактических истребителей F-35A, В и С «Лайтнинг-2», ЕЛА по программе UCAV.

К числу наиболее крупных производителей авиационной техники относятся: «Локхид-Мартин», «Боинг», «Нортроп-Грумман», «Рейтеон», «Дженерал дай-нэмикс», «Юнайтед текнолоджиз», «Текстрон».

Основные технико-экономические показатели деятельности ведущих фирм -производителей авиационной техники в США представлены в табл. 3.

Все они являются главными подрядчиками министерства обороны, многоотраслевыми военно-промышленными корпорациями, выпускающими продукцию военного, гражданского и двойного назначения. Организационно каждую корпорацию формируют несколько фирм, в состав которых входят специализированные отделения, занимающиеся производством авиационной техники.

Современная структура отрасли является в значительной степени следствием реструктуризационных процессов, имевших место в середине-конце 90-х годов прошлого столетия. Завершение периода «холодной войны», пересмотр стратегии национальной безопасности США и сокращение военных расходов привели к снижению объема заказов на военную продукцию и к существенной недозагрузке производственных мощностей. В связи с этим отрасль была вынуждена адаптироваться к потребностям менее масштабного рынка военной продукции.

Можно выделить три варианта адаптации военно-промышленных фирм к новым экономическим условиям: продажа или ликвидация части отраслевых военно-ориентированных отделений; сохранение и далее некоторое расширение возможностей в сфере военного производства путем приобретения военно-ориентированных отделений других фирм или слияния с ними; диверсификация на невоенное производство или услуги.

Таблица 3

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕДУЩИХ ФИРМ - ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ В 2005 ГОДУ

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ США

Зарубежные эксперты отмечают, что главным направлением реструктуризации авиационной промышленности стало дальнейшее повышение концентрации и монополизации военного производства за счет слияния и поглощения военно-промышленных фирм, в ходе которых получили развитие процессы специализации на военном производстве и различные формы диверсификации производства. Конверсия военного производства, предполагающая перепрофилирование мощностей на выпуск продукции гражданского назначения широкого распространения в аэрокосмической отрасли не получила, а схема реструктуризации авиационной промышленности США представлена на стр. 50.

В настоящее время основу производственной базы отрасли составляют 20 сборочных предприятий, 13 из которых имеют мощности по производству боевых самолетов и военных вертолетов. Характеристики этих заводов представлены в табл. 4. Практически все сборочные предприятия принадлежат частным компаниям. Доля государственных заводов незначительна. Так, в настоящее время в собственности государства находится только одно сборочное предприятие. Следует отметить, что еще в начале 90-х годов прошлого столетия в государственной собственности находилось 53 проц. всех военных заводов отрасли (10 из 17). В рамках реформирования государственного сектора военной промышленности часть предприятий была продана компаниям, их эксплуатировавшим, а часть закрыта (резервные предприятия, а также те, на которых программы выпуска продукции были близки к завершению).

Вместе с тем необходимо отметить, что в начале нового столетия авиационная промышленность США столкнулась с рядом проблем, которые могут негативно отразиться на ее состоянии в будущем и вызывают озабоченность военно-политического руководства (ВПР) США. Основными из них являются: сокращение производственной базы отрасли; уменьшение объемов НИОКР военного назначения по авиационной тематике; несоответствие существующего законодательства потребностям мировых рынков авиационной техники; усиление конкуренции на мировых рынках авиационной техники и сокращение доли продукции, произведенной СИТА.

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ США

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ США

Схема реструктуризации авиационной промышленности США

Описанная выше ситуация вызывает серьезное опасение ВПР страны. Для оценки текущего состояния авиационной промышленности и воздушного транспорта США, их роли в обеспечении национальной безопасности страны и ее доминирования на мировых рынках аэрокосмической продукции и услуг, а также для выработки рекомендаций по формированию облика отрасли, отвечающего современным требованиям, и процедур эффективного взаимодействия федеральных органов с производителями авиационной и ракетно-космической техники была создана «комиссия по формированию облика аэрокосмической промышленности», уполномоченная исследовать широкий спектр вопросов, затрагивающих все аспекты деятельности отрасли, вопросы финансирования НИОКР военного назначения, реформирования системы приобретения и системы подготовки кадров, а также соответствие действующего законодательства в области экспортного контроля и налогообложения требованиям, предъявляемым ситуацией, сложившейся на мировых рынках аэрокосмической продукции и услуг.

Комиссия, работавшая в период с ноября 2001 года по ноябрь 2002-го, наладила взаимодействие с более чем 100 государственными и частными организациями, имеющими отношение к авиационной промышленности и воздушному транспорту, а также с представителями аналогичных организаций за рубежом.

Таблица 4

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СБОРОЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ США

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ США

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ США

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ США

Цех компании «Нортроп-Грумман» (г. Палмдейл, штат Калифорния), где проводятся работы по сборке боевого ЕЛА Х-47В

Стендовые испытания двигателя F136 на производственных мощностях авиадвигателестроительного предприятия компании «Пратт энд Уитни»

На основании проведенных исследований комиссия выработала ряд рекомендаций:

- Формирование политики в аэрокосмической промышленности должно быть возложено на единый орган, включающий представителей администрации и административно-бюджетного управления конгресса.

- Государственные органы должны взять под жесткий контроль реструктуризационные процессы в отрасли. Все поступающие заявки на «слияние-приобретение» аэрокосмических фирм необходимо тщательно изучать с целью недопущения сокращения количества подрядчиков до определенного критического уровня, после которого может быть утрачена способность производить конкурентоспособную продукцию.

- Правительство должно обеспечивать поддержание ядра военно-промышленной базы, а также производств, являющихся жизненно необходимыми для обеспечения национальной безопасности, но содержание которых невыгодно подрядчикам.

- Финансирование НИОКР необходимо осуществлять в должном объеме и на постоянной основе; не только постоянно совершенствовать авиационную технику, но и снизить риск дисквалификации конструкторских кадров.

- Должны быть сняты ограничения на закупки МО гражданской продукции и услуг, а также на использование разработок военного назначения в гражданской сфере, в особенности в области связи и навигационного обеспечения.

- Необходимо пересмотреть законодательство по экспортному контролю, ряд положений которого мешает продвижению военной авиационной техники американского производства на мировые рынки.

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ США

Сборка опытной партии самолетов БПА Р-8А на производственных мощностях

гражданского авиастроительного предприятия (г. Рентой, штат Вашингтон).

При серийном производстве военной версии самолета его сборочные площади

будут отделены барьером безопасности

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ США

Стратегические бомбардировщики В-2А «Спирит» проходят модернизацию

на заводе фирмы «Нортроп-Грумман» в г. Палмдейл, штат Калифорния

- В целях обеспечения конкурентоспособности продукции отрасли на мировых рынках конгрессу нужно пересмотреть ряд законодательных актов по экспортному налогообложению, а администрация должна на своем уровне нейтрализовать попытки иностранных правительств осуществлять поддержку своих экспортеров или предпринимать аналогичные действия в отношении собственных производителей.

По мнению членов комиссии, выполнение указанных рекомендаций позволит поддерживать авиакосмическую отрасль на уровне, необходимом для обеспечения национальной безопасности и доминирования США на мировых рынках аэрокосмической продукции.

Летательных аппаратов, авиадвигателей, бортовых систем и оборудования.

Подробнее см.: Зарубежное военное обозрение. - 1997. - № 12. - С. 33-34.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации