РОЛЬ РЕЛИГИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗРАИЛЬСКИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Зарубежное военное обозрение № 2/2007, стр. 22-23

РОЛЬ РЕЛИГИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗРАИЛЬСКИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

В. СЕРЕБРЯНЫЙ

Израиль является одной из немногих стран мира, где религия не отделена от государства, а имеет значительное влияние и политическую силу. Религиозные партии и движения участвуют в выборах, борются за власть и располагают собственными печатными изданиями. Современное израильское общество состоит из религиозных и светских людей, однако многие религиозные традиции возведены на уровень законов, являясь обязательными как для верующих, так и неверующих, и накладывают заметный отпечаток на жизнь и быт военнослужащих вооруженных сил страны.

В силу сложившейся обстановки и исторического развития израильского государства армия занимает важное место в политической структуре общества, выступая в качестве активного проводника внешне- и внутриполитического курса Тель-Авива. В ВС проходит службу большая часть населения страны, и ее военно-политическое руководство (ВПР) уделяет большое внимание религиозному воспитанию военнослужащих.

В 1984 году в Израиле одновременно с созданием вооруженных сил возник институт военных священников - военный раввинат, что было связано с необходимостью предоставления религиозным солдатам возможности исполнения соответствующих предписаний. Одновременно была введена должность главного раввина ВС. ВПР страны использует институт военных священников для поддержания состояния военнослужащих на должном уровне и укрепления воинской дисциплины. В настоящее время все религиозные вопросы находятся в ведении управления военных раввинов ВС Израиля, возглавляемого главным военным раввином в звании бригадного генерала. Организационно военный раввинат не подчиняется гражданскому главному раввинату, а входит в структуру генерального штаба израильской армии и официально подчиняется управлению кадров ВС Израиля, но фактически мало от него зависим.

Главный военный раввин назначается начальником ГШ и является его советником (заместителем) по религиозным вопросам. Управлению главного раввината подчиняется аппарат военных раввинов в видах ВС, военных округах, военных вузах и воинских частях. Военные раввины (офицерская должность) имеются в каждом воинском подразделении. У них есть помощники, а в отдельных частях и подразделениях - так называемые офицеры-воспитатели, прошедшие соответствующую религиозную подготовку. При поступлении на службу военные раввины, как и все остальные военнослужащие, проходят базовую подготовку. Однако следует отметить, что в Израиле существуют два ее вида: один - для военнослужащих боевых частей, а другой - тыловых. Военные раввины проходят подготовку второго вида, причем некоторые из них (после основной службы) - в боевых частях, в том числе и на командных должностях. Для получения офицерского звания они обязаны пройти специальную подготовку, включающую три этапа, основным и самым длительным из которых является религиозное воспитание. Помимо этого, военные раввины должны закончить офицерские курсы при управлении кадров израильских ВС.

Первоочередная задача этого института - забота о том, чтобы армия государства Израиль была еврейской армией. В обязанности военных раввинов входят: удовлетворение духовных запросов военнослужащих, содействие верующим солдатам и офицерам, соблюдение всех религиозных обрядов, устранение возможных конфликтов между верующими различных конфессий. Однако они не предоставляют религиозных услуг военнослужащим других конфессий, хотя в израильских ВС служат и христиане, и мусульмане. Поэтому тем из них, кто исповедует иные религии, все вопросы приходится решать непосредственно с командиром.

Следует отметить, что главная задача военных раввинов - воспитание личного состава ВС в нужном для ВПР Израиля духе и поддержание на должном уровне морально-психологического состояния военнослужащих. В период боевых действий значимость этой задачи не только не снижается, но еще более возрастает. Кроме поддержания на должном уровне морально-психологического состояния немаловажной функцией, возлагаемой на военных раввинов и их помощников, является поиск и опознание тел убитых. Согласно еврейской традиции убитого полагается хоронить целиком, собрав все части тела.

В религиозном воспитании личного состава широко используются наглядные средства пропаганды, военные и религиозные средства массовой информации. В армии поощряется приверженность к чтению религиозной литературы. Для этого новобранцу, например, вручается экземпляр Ветхого Завета, который, по мнению командования ВС страны, должен служить духовной пищей и средством повышения морального духа. Кроме того, в вооруженных силах широко применяются исполненные в виде лозунгов библейские афоризмы, цитаты из Талмуда, изречения пророков, известных религиозных деятелей. У «Стены Плача» - одной из основных святынь иудеев - проводятся церемонии вручения солдатам священных книг, оружия, принятия военной присяги.

На изучение различных религиозных предметов отводится 10 проц. учебного времени по планам начальной боевой подготовки новобранцев. Причем то большое внимание, которое уделяется в армии религии, следует рассматривать не только как дань уважения национальной традиции и преклонение перед Богом, а как еще один фактор, значительно увеличивающий возможности мобилизации в нужный момент внутренних резервов, способствующий социальной стабильности в армии, повышению морального духа и ее боевой мощи.

Очевидцы и участники боевых действий и учений израильской армии отмечают, что в ходе их офицеры при обращении к личному составу и при постановке задач своему подразделению стремятся связать особенности местности, полученное задание, специфику противника с библейскими сказаниями, цитатами, афоризмами типа: «Царь Соломон в свое время считал Эйлат стратегически важным пунктом»; «На этом месте царь Давид победил филистимлян»; «Из этого источника еще Моисей утолял жажду своего народа»; «Участь арабов в Палестине должна быть такой же, как участь древних иностранцев» (то есть в отношении их должны применяться меч и огонь) и т. д.

Важной формой религиозного влияния являются израильские средства массовой информации, в частности армейская радиостанция «Галей ЦАХАЛ» («Армейская волна»), передачи которой с участием военных раввинов и ведущих, также ссылающихся на Тору, способствуют воспитанию военнослужащих в духе, отвечающем интересам военно-политического руководства страны. Помимо этого, на экранах солдатских клубов и кабельном телевидении нередко показывают фильмы на религиозные темы, пытаясь таким образом внушить личному составу, что любое преступление во имя «великого Израиля» - это добро, которое зачтется еврею в загробной жизни.

Несмотря на это, морально-психологическое и пропагандистское обеспечение последней операции Израиля в Ливане оказалось фактически проваленным, а его эффективность низка даже среди личного состава ВС Израиля, не говоря уже о мировом сообществе. Руководству страны не удалось достигнуть подавляющего превосходства в пропагандистской кампании по представлению мировой общественности своей точки зрения на конфликт. Несмотря на то что ведущие западные СМИ активно освещали «священную войну» Израиля с террористической организацией «Хезбол-лах», большинство арабских информационных источников постоянно говорили о вооруженной агрессии Тель-Авива против суверенного государства Ливан.

Наиболее ярким подтверждением слабости морально-психологической подготовки операции является интервью израильского солдата телеканалу «Евроньюс». Он открыто высказал недоумение относительно того, с кем Израиль ведет войну, ее целей и своих действий. Кто-то может возразить, что солдат и не должен всего знать. С этим никто и не спорит, однако суть заключается в том, что данный военнослужащий продемонстрировал полнейшее отсутствие убежденности в необходимости своих действий для своей же страны, чего ранее в израильской армии не замечалось.

Значительное место в работе военных раввинов занимает борьба с такими негативными явлениями, как воинские правонарушения, сексуальные извращения, алкоголизм, наркомания. Аппарат военного раввината постоянно проводит воспитательную работу во всех подразделениях израильской армии.

В целом религия в Израиле, охватывающая все сферы деятельности еврейского общества, в значительной мере присутствует и в ВС, являясь в руках военно-политического руководства одним из основных инструментов оказания влияния на личный состав израильской армии.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации