ОСОБЕННОСТИ ВОЕННОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 4/2007, стр. 26-27
ОСОБЕННОСТИ ВОЕННОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
УДК 355.443
В.С. КОЗЛОВ,
ведущий научный сотрудник
Научно-исследовательского института Вооруженных Сил Республики Беларусь,
кандидат военных наук, доцент
В настоящее время в области терминологии идет процесс ее оценки и совершенствования. Иногда очень трудно в ней разобраться, так как большинство новых терминов часто употребляются не по назначению и требуют научного обоснования. Поэтому в современных условиях при дальнейшем совершенствовании основополагающих уставных документов возникла крайняя необходимость решения проблемы, касающейся военной терминологии, с целью уточнения основных понятий и категорий системы знаний о войне и военной безопасности через соответствующие термины в виде определений.
Категории военной науки носят исторический характер. Они отражают развитие военного дела, способов и форм вооруженной борьбы. С появлением новых предметов, явлений и связей в ном деле могут формироваться новые понятия и категории. Одновременно с этим образование понятий и категорий может идти на основе научного предвидения, до реального появления новых предметов и явлений, что особенно характерно для военной науки. Постоянно требуется уточнение имеющихся категорий как на уровне определений, так и их содержания и объема. Исторический характер категорий военного дела обусловливает объективный процесс отмирания некоторых из них и исключения их из числа действующих понятий.
Военная наука, как и любая наука, имеет свою систему понятий и категорий, свой понятийный аппарат. Развитие понятийного аппарата любой сферы предметной деятельности обусловлено расширением круга знаний о самом предмете. В связи с этим необходимо рассмотреть некоторые категории и понятия, которые используются военными специалистами при проведении исследований по вопросам военной терминологии в современных условиях.
Энциклопедическое определение понятия - это «форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений» [1]. Понятие позволяет выделить общее, которое достигается за счет отвлечения от всех частных особенностей отдельных предметов и явлений данного класса.
Для каждого понятия характерны содержание и объем. Содержание понятия определяется совокупностью отражаемых в нем признаков предметов и явлений. Объем понятия определяется количеством обобщаемых однородных предметов или явлений, имеющих признаки, принадлежащие содержанию понятия.
Для системы понятий характерна иерархическая структура, определяемая степенью обобщения предметов и явлений. Пределом обобщения являются понятия с максимальным объемом, которые становятся категориями.
Категория - это «наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания»[2]. Трактовка категории как наиболее общего понятия не имеет четких критериев. Степень обобщения любого понятия не всегда поддается объективной оценке. Поэтому для выделения понятия в ранг категории следует, помимо определения степени общности, содержания и объема, оценивать место, важность данного понятия в соответствующей науке. Категории составляют основу структуры и содержания военной науки. Они являются формой концентрации знаний о предметах и явлениях военной теории и практики. Фактически через содержание категорий определяется уровень развития военной науки.
Термин - это «слово или сочетание слов, обозначающее специальное понятие, употребляемое в науке, технике и искусстве»[2]. Применительно к знаниям о войне и военной безопасности - это внешнее, словесное выражение содержания понятий и категорий.
Определение (дефиниция) - это «уточнение предмета рассмотрения, однозначная его характеристика» [2].
Таким образом, в статье предлагаются формулировки понятий и категорий системы знаний о войне и военной безопасности через соответствующие термины в виде определений.
Понятия и категории военной науки являются важнейшим инструментом военно-научного познания, одной из форм передачи и распространения военных знаний. Без четкого определения понятий и категорий невозможно общение военных специалистов во всех сферах их деятельности, особенно в боевой обстановке.
Иерархический характер системы понятий и категорий определяет несколько ее уровней [3].
Первый уровень - наиболее общие категории, относящиеся к таким явлениям, как подготовка страны к войне, поддержание военной безопасности государства, военное строительство, деятельность вооруженных сил, их видов и родов войск, военные действия. Категории первого уровня относятся практически ко всем задачам обороны страны и ведения военных действий. Системообразующей категорией является категория «война». С этой основополагающей категорией должны быть соотнесены и соподчинены все остальные любого уровня.
Второй уровень - это категория составных частей военной науки. Например, в рамках военного искусства к ним относятся категории стратегии, оперативного искусства, тактики. Свои категории имеет теория строительства вооруженных сил.
Третий уровень составляют категории отдельных теорий или разделов частных военных наук.
Относительно самостоятельными подсистемами являются совокупность категорий видов вооруженных сил, которые, занимая соподчиненное положение по отношению к категориям более высокого уровня, отражают специфику сухопутных войск, военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны.
Свой категорийный аппарат имеют и отрасли общественных, естественных и технических наук, связанные с оборонными вопросами.
Сложная многоуровневая схема взаимоотношений категорий военных знаний обусловливает необходимость тщательного обоснования их содержания и объема в соответствии с их местом и соподчиненностью в общей системе.
В настоящее время военные специалисты Республики Беларусь в своей деятельности используют более двадцати официальных энциклопедических изданий, военных словарей, изданных в Российской Федерации, которые обобщают, синтезируют имеющиеся военно-научные достижения России. Эти издания в основном объективно отражают современное содержание и понимание основных военно-теоретических проблем, но в них не отражены особенности развития военно-научных достижений нашего государства. В Республике Беларусь не издано ни одного подобного издания, кроме «Сборника военных и специальных терминов», утвержденного приказом начальника Генерального штаба Вооруженных Сил - первым заместителем Министра обороны Республики Беларусь от 17 марта 2004 г. № 153.
Анализ и обобщение существующей специальной терминологии, используемой при осуществлении различных видов деятельности в выделенных сферах жизни государства и общества, позволяют сделать некоторые выводы.
Во-первых, не в полной мере учитывается постоянно изменяющейся характер угроз, влияющих на обеспечение военной безопасности, осуществляемых политике -дипломатическими, экономическими, информационными и другими подрывными невоенными способами.
Во-вторых, следует отметить, что в современных условиях меняется и характер вооруженной борьбы. Возрастает значение непрямых действий, существенно меняются характер и способы применения военной силы, что требует нового подхода к определению основных форм применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований как в локальных войнах и вооруженных конфликтах, так и в крупномасштабных войнах.
В-третьих, в изданных энциклопедиях и словарях некоторые приводимые определения не совсем точно, а в ряде случаев и неправильно раскрывают суть понятий, не в полной мере отражают объективные явления и процессы, поэтому они оказываются «неработающими» и не отвечают своему предназначению.
Так, например, в свое время, по недостаточно понятным политическим мотивам в сфере обеспечения безопасности государства и в связи с оборонительным характером военной доктрины отказались от понятия «стратегические наступательные операции», заменив их «контрнаступлением», предпринимаемым после оборонительной операции. Но оборонительный характер военной доктрины означает лишь то, что сторона, придерживающаяся такой доктрины, не намерена первой начинать военные действия. С началом войны политика государства меняется и всецело подчиняется интересам защиты Отечества. И в этих условиях с началом войны любое государство будет применять различные способы защиты без ограничений, все необходимые действия, как оборонительные, так и наступательные, которые потребуются по обстановке. Поэтому в системе категорий и терминов восстанавливается вся система понятий стратегических операций. Вместе с тем в нее необходимо внесение ряда существенных изменений с учетом опыта современных войн и военных конфликтов.
В-четвертых, в ряде вопросов слепо копируется американская, натовская терминология, которая оказалась не совсем обоснованной и жизненной. Так «война» определяется как разновидность конфликтов [4]. Но война и конфликты разнятся не только по масштабам, это разные явления по своей природе и по сути.
В-пятых, в изданных энциклопедиях, словарях, служебных справочниках при разработке понятийного аппарата допускаются серьезные ошибки методологического плана, не соблюдаются элементарные правила формальной логики. По законам логики для того, чтобы дать определение тому или иному понятию, необходимо сначала подвести данное понятие под другое, более широкое понятие, а затем показать его специфику, чем оно отличается от других родственных предметов и явлений. Например: береза - это дерево, которое отличается от других деревьев соответствующей кроной, листьями и другими свойствами; война - это не разновидность общечеловеческих конфликтов, а сложное общественное явление, связанное с продолжением политики насильственными средствами, и т.д.
Следует отметить, что в настоящее время существует ряд проблем как в строительстве Вооруженных Сил, так и в разработке форм и способов их применения. Это связано с тем, что современная военная наука в значительной степени отстает от развития общественно-политических и экономических процессов в мире, совершенствования средств вооруженной борьбы, несвоевременно используется современный практический опыт деятельности штабов и войск в военных конфликтах в целях развития военной теории.
При разработке и обосновании новых терминов и понятий особое внимание необходимо уделить способам ведения операций, боевых действий в современных локальных войнах и вооруженных конфликтах. Эта сфера деятельности еще мало изучена. Не выработаны единые взгляды на совместное применение разноведомственных сил и средств в ходе предотвращения, локализации и ликвидации конфликта. Данная проблема может быть решена совместными усилиями различных органов государственного управления (МВД, КГБ, ГПК, МЧС и др.) при координирующей роли Генерального штаба Вооруженных Сил.
Поэтому в сегодняшних условиях в связи с изменением сил и средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, форм и способов действий требуется и изменение подходов к разработке терминов. В связи с этим предлагается следующая последовательность разработки и оценки военной терминологии (рис.1).
Совершенствование терминологии является одной из главных задач военной науки в современных условиях. При совершенствовании терминологии необходимо учитывать главное, что в целом формированием и реализацией политики обеспечения национальной безопасности государства руководит, в пределах конституционных полномочий, Президент Республики Беларусь. При этом полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности, их состав, принципы и порядок действий определяются и детализируются соответствующими законодательными актами Республики Беларусь.
Литература
1. Военный энциклопедический словарь/М-во обороны Рос. Федерации, Ин-т истории; редкол.: А.П. Горкин [и др.]. - М: Большая рос. энцикл.: РИ ПОЛ классик, 2002.
2. Новая философская энциклопедия. Безопасность Евразии: Энциклопедический словарь-ежегодник. - М., 2000. - Т. 1. - С. 425.
3. Сборник военных и специальных терминов. - Мн.: МО РБ, 2004.
4. Клаузевиц К. О войне. - М.: Логос, Наука, 1997. - С. 76.
5. Мальцев Л. С. Сущность войны и вооруженной борьбы, взгляд в будущее//Армия. - 2003. - № 5. - С. 5 - 6.
6. Мальцев Л.С. Вооруженные Силы РБ, история и современность//Армия.- 2003. - № 6. - С. 4.
7. Куликов А.С. Третья мировая война уже началась. - М.: Независимое военное обозрение. - 2004. - № 5 (365). - С. 3 и др.