ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГЕОПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВЕДКИ США
НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 3/2007, стр. 59-64
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГЕОПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВЕДКИ США
УДК 358.39
Полковник Г.П. КОБЕЛЕВ,
начальник навигационно-топографической службы Вооруженных Сил -
начальник навигационно-топографического управления
Генерального штаба Вооруженных Сил
Подполковник И.В. ЕВГЛЕВСКИЙ,
начальник отдела
Научно-исследовательского института Вооруженных Сил Республики Беларусь
Н.Н.МОРОЗОВ,
старший научный сотрудник
Научно-исследовательского института Вооруженных Сил Республики Беларусь
В статье приведен эволюционный путь развития системы топогеодезического обеспечения безопасности США. Рассмотрены вопросы сущности и истоков геопространственной разведки, объединившей силы, средства и технологии военной картографии и видовой разведки. Проанализированы задачи и принципы деятельности Национального агентства геопространственной разведки США.
Влияние глубокого и всестороннего анализа местности на успех планирования и ведения боевых действий является аксиомой, подтвержденной всей историей войн и вооруженных конфликтов. Американский историк Мартин Ван Кревелд сформулировал ее одной фразой: «От Платона до появления НАТО история управления войной по существу состоит в приобретении уверенности - уверенности в знании намерений врага и его силе; уверенности в знании особенности окружающей нас среды; уверенности в собственной силе и намерениях». Чувство «уверенности» у командира в знании особенности окружающей среды появляется при наличии геопространственной информации, раскрывающей закономерности распределения объектов земной поверхности в пространстве.
Топогеодезическое обеспечение (ТГО), как комплекс мероприятий по созданию, накоплению и доведению до войск топогеодезической информации (ТГИ), эволюционно развилось в научно-производственную отрасль, напрямую определяющую успех решения народнохозяйственных и военных задач на уровне их анализа, прогнозирования, планирования и оценки. Эта отрасль представляет собой совокупность процессов информационно-управленческого, научно-технического и производственно-технологического характера, вовлекающая в сферу своих интересов естественные и прикладные науки и использующая современные достижения высоких технологий.
Развитие средств и методов вооруженной борьбы на протяжении последних десятилетий неразрывно связано с повышением роли ТГО органов военного управления и войск в мирное и военное время: информация о местности напрямую влияет на процесс планирования боевых действий, определяет характер и эффективность использования вооружения и военной техники.
Необходимость анализа мировых тенденций и перспектив развития ТГО диктуется необходимостью построения вектора дальнейшего развития отечественной системы ТГО Вооруженных Сил. В качестве наиболее показательной в этом плане выбрана система сбора и обработки геопространственной информации США, уже несколько десятилетий определяющая направленность совершенствования организации и содержания ТГО вооруженных сил других развитых государств.
1. Топогеодезическое обеспечение безопасности США: от Морского склада карт и инструментов до Национального агентства геопространственной разведки
Начало становления системы ТГО США связано с 1803 г., когда президент Томас Джефферсон отправил экспедицию для исследования и картографирования недавно приобретенной территории штата Луизиана. Взаимодействие военных картографов с морскими гидрографами привело к необходимости образования в 1830 г. Морского склада карт и инструментов первого американского подразделения, в задачи которого входило обеспечение территории США в топогеодезическом отношении.
Съемка местности широко применялась американскими военными топографами во время всех вооруженных конфликтов XIX века. В 1862 г., в период Гражданской войны, впервые была применена аэрофотосъемка, когда северяне сфотографировали с аэростата оборонительные сооружения осажденного города Ричмонда. В итоге были получены достоверные и подробные данные о системе обороны противника.
Способы картографирования территорий в интересах американских войск оставались неизменными до Первой мировой войны, когда аэрофотосъемка стала основным методом получения информации о местности. Позиционный характер Первой мировой войны поставил перед военной авиацией, которая использовалась для наблюдения за противником, совершенно новые задачи. Военное командование придавало большое значение подробной и точной информации о долговременных огневых сооружениях, позициях батарей, системе траншей, о путях к линии фронта, к базам снабжения и складам боеприпасов на ожидаемом участке прорыва [1]. В этих целях топографические подразделения армии США начали разрабатывать и применять фотограмметрические приборы (стереопроекторы и фототрансформаторы и т.д.), позволявшие не только обновлять содержание топографических карт, но и выполнять измерения на фотодокументах местности для определения координат целей. Такой подход к дешифрированию фотодокументов послужил отправной точкой интенсивного развития теории распознавания образов сложной конфигурации как одного из направлений искусственного интеллекта.
После окончания Первой мировой войны потребность в топографических картах и фотодокументах местности не уменьшилась. В связи с этим Армейский воздушный корпус организовал в г. Сент-Луисе картографическую часть, получившую в 1943 г. статус аэронавигационного картографического предприятия.
С вступлением США во Вторую мировую войну существенно изменились расход карт, требования к срокам их изготовления, количество заявок на фотодокументы. Это привело к широкому привлечению к созданию средств ТГИ гражданских государственных и коммерческих топографических и картографических структур.
В 1947 г. на основании Акта национальной безопасности в США произошел ряд реорганизаций силовых ведомств, в результате которых были созданы Министерство обороны и Центральное разведывательное управление (ЦРУ).
21 июня 1956 г. президент Эйзенхауэр положил начало программы использования самолетов разведки над территорией СССР в целях получения информации о потенциальном противнике. В это же время США начинают реализацию программы «Корона» по создания спутников видовой разведки, передающих изображения в американские центры обработки (рис. 1).
19 августа 1961 г. из космоса был снят первый фильм о территории Советского Союза. Для анализа спутниковых фотоснимков в целях решения национальных проблем разведки распоряжением Эйзенхауэра создается Национальный фотографический центр дешифрирования (NPIC), объединивший технический потенциал ЦРУ, армии, флота и ВВС США.
После войны во Вьетнаме экономическое состояние США, бурное развитие информационных технологий и ограничение людских ресурсов, занятых в военной картографо-геодезической отрасли, привели к организации Картографического агентства Министерства обороны (DMA). Наращивание возможностей этой структуры подчеркивает тот факт, что только в период проведения операции «Буря в пустыне» агентство изготовило более 66 миллионов экземпляров карт.
С середины 90-х годов прошлого столетия дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) становится в США основным способом получения разведывательных данных и картографирования зарубежных территорий. В 1996 г. американский Конгресс США, ЦРУ и Министерство обороны согласились объединить усилия в области разведывательной и картографической деятельности и создали Национальное агентство по видовой разведке и картографированию (NIMA), в функции которого стали входить сбор и обработка геопространственной информации.
24 ноября 2003 г. президент Дж. Буш подписал законопроект, в соответствии с которым NIMA переименовано в Национальное агентство геопространственной разведки (NGA), девизом которого стало выражение «Знать Землю, показывать путь».
Изменение названия NIMA на NGA связано, прежде всего, с появлением в лексиконе национальной безопасности США термина «геопространственная разведка» (GI, GEOINT), объединившем понятия получения и обработки данных ДЗЗ с военной картографией.
2. Сущность и источники геопространственной разведки
Процесс объединения видовой разведки и военной картографии в рамках NGA стал возможен с разработкой и широким внедрением географических информационных систем (ГИС), естественным образом объединивших базы геопространственных данных, данные ДЗЗ и компьютерную графику. Выстраивая и отображая геопространственные отношения между объектами на земной поверхности, специалисты геоинформационных технологий «разделяют» окружающую среду на отдельные слои, сформированные в единую картину, анализируя которую командир может получить ответы на вопросы: «Где я и какая среда меня окружает?», «Чем обладает противник и на что он способен?», «Какие могут возникнуть ситуации, угрожающие национальным интересам?», «Что является самым сильным и слабым элементом в системе, построенной противником?», «Каковы намерения противника?», «Где расположены нейтральные стороны?», «Что угрожает союзникам?», «Где мои границы и границы других сторон?», «Что может помешать моим силам?», «Какие мои возможности в маневре?»
Отвечая на эти вопросы, геопространственная разведка наделяет командира способностями оперативно и эффективно принимать решения и визуализирует процесс боевых действий - преимуществами, определяющими исход боя. ДЗЗ, точное позиционирование военных объектов в окружающей среде с использованием навигационных спутниковых систем, обработка геопространственных данных в цифровом виде и передача их по высокоскоростным каналам связи, позволяет американскому командованию успешно применять силы и средства во всепогодных условиях днем и ночью во всех точках планеты.
Понятие геопространственной разведки образовалось путем объединения смыслового содержания видовой разведки и геопространственной информации.
Под видовой разведкой подразумевался процесс получения технической, географической и разведывательной информации посредством интерпретации или анализа изображений и вспомогательных материалов.