Особенности организации территориальной обороны Республики Куба
НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 1/2007, стр. 54-57
Особенности организации территориальной обороны Республики Куба
УДК 355.45(729.1)
Генерал-майор А.Н. НИКИТИН,
командующий Сухопутными войсками
Вооруженных Сил Республики Беларусь
Мировой военно-исторический опыт, сравнительный анализ событий последних лет подтверждают тот факт, что, только придав обороне государства всеобщий (всенародный, тотальный) характер, можно защитить суверенитет, независимость и территориальную целостность страны. А сделать это можно лишь путем дополнения усилий регулярных войск, организацией системы территориальной обороны. Большинство стран, в том числе и соизмеримых по территории и численности населения с Беларусью, кроме небольших и относительно дешевых регулярных вооруженных сил, имеют в боевом составе военного времени и территориальные войска. Примером могут служить Финляндия, Швеция, Норвегия, Великобритания, Германия, Бельгия, Нидерланды, Литва, Латвия, Польша, Республика Куба и многие другие страны. Рассмотрим особенности организации территориальной обороны Республики Куба.
Географическое и политике - экономическое положение
Республика Куба - социалистическое государство в Западном полушарии. Она расположена в Карибском море на одноименном острове и более 1600 прилегающих островах. Площадь Республики Куба - 110,9 тыс. кв. км. Географическое положение делает Кубу перекрестком важных морских путей из Атлантического в Тихий океан и из Северной Америки в Центральную и Южную. Население составляет 11,234 млн. человек, 95% из которых - кубинцы. Столица - Гавана (около 2 млн. жителей в границах Большой Гаваны). Государственный язык - испанский. Среди верующих преобладают католики.
Высшим органом государственной власти является избираемая на пять лет Национальная ассамблея народной власти, наделенная законодательными правами. Национальная ассамблея избирает из числа своих депутатов Государственный совет. Высшим органом исполнительной власти является Совет министров. Председатель Государственного совета и Совета министров является главой государства. В административном отношении Куба подразделяется на 14 провинций, которые, в свою очередь, делятся на 169 муниципий, одна из которых - Хувентуд - центрального подчинения.
Республика активно участвует в Движении неприсоединения, решительно поддерживает народы Африки, Азии и Латинской Америки, борющиеся за свое национальное освобождение, против гегемонии США.
Особое место во внешнеполитической активности Кубы на современном этапе занимают ее связи с Китаем и Вьетнамом, успешно идущими по пути социалистических рыночных реформ. Учитывая определенное сходство избранных путей развития и идеологическую близость Кубы с этими странами, можно говорить даже об определенной стратегической проекции их отношений.
Куба - аграрно-индустриальная страна. Ее недра богаты никелем, кобальтом, марганцем, железом, медью, хромом, каменной солью, мрамором и другими минералами. Сахарная промышленность является основной отраслью кубинской экономики. Табак и кофе также играют значительную роль в экономике страны. Никель, ром, цитрусовые, рис составляют значительную долю национального производства. Фармацевтическое и биотехнологическое производство достигло за последние годы исключительно высоких результатов. Большое внимание уделяется развитию транспорта и связи.
В последние годы правящие круги Соединенных Штатов озабочены не только успехами Ф. Кастро по выводу страны из кризиса и продемонстрированной на деле способностью «защитить независимость, родину и социализм». США все больше волнует, что Куба весьма успешно наращивает сотрудничество с Канадой, государствами Европейского Союза и латиноамериканскими странами. Их беспокойство прежде всего связано с тем, что позиции, сданные на Кубе Россией, быстро занимают основные конкуренты Соединенных Штатов по мировому рынку. При этом большинство среди них - это военно-политические союзники Вашингтона. Все наиболее перспективные и прибыльные отрасли кубинского народного хозяйства осваиваются канадским, испанским, французским, немецким, британским, израильским, мексиканским и другим капиталом. Американские деловые круги страшит мысль, что, когда правящие круги США наконец снимут эмбарго, то все лучшие места в кубинской экономике уже будут заняты.
Вооруженные силы
Зарождению вооруженных сил Кубы положила начало Повстанческая армия, созданная кубинскими патриотами в 1956 - 1958 годах после их высадки на Кубу. С конца 1959 года стали организовываться отряды народного ополчения (милисианос). Создание кадровой армии началось в мае 1961 года. Численность ее на сегодняшний день составляет:
регулярные вооруженные силы - 46 тыс. чел.;
резерв - 39 тыс. чел.;
военизированные формирования - 1,765 млн. чел., в т.ч. силы госбезопасности - 20 тыс. чел., пограничные силы - 6,5 тыс. чел., территориальная милиция - 1 млн. чел., гражданская оборона - 50 тыс. чел.
Комплектование осуществляется по призыву. Срок службы
- 24 месяца. Мобилизационные ресурсы составляют 3,1 млн. чел., в т.ч. годных к военной службе - 2 млн. чел.
Революционные вооруженные силы Кубы (далее - РВС) включают сухопутные войска, войска противовоздушной обороны и военно-воздушных сил (далее - войска ПВО и ВВС), военно-морские силы (далее - ВМС). Верховный главнокомандующий - Председатель Государственного совета.
В свою очередь, сухопутные войска включают в себя регулярные и территориальные войска численностью 35 тыс. чел. и состоят из 3 региональных командований, 3 штабов армий, 4 - 5 танковых, 9 мотопехотных, воздушно-десантной, 14 резервных, пограничной и зенитной ракетной бригад, зенитного артиллерийского полка. На вооружении имеют свыше 900 танков (Т-34, Т-55, ПТ-76, Т-62), 400 БМП-1, более 700 БТР, 500 буксируемых орудий, 40 самоходных гаубиц, 175 реактивных систем залпового огня, 1 тыс. минометов, 400 орудий зенитной артиллерии, переносные зенитные ракетные комплексы, около 300 пусковых установок зенитных управляемых ракет.
Войска ПВО и ВВС (8 тыс. чел., 130 боевых самолетов, 45 боевых вертолетов) оснащены современными истребителями-перехватчиками, истребителями-бомбардировщиками и транспортными самолетами, вертолетами и зенитными ракетными комплексами.
ВМС (3 тыс. чел.) имеют на вооружении фрегаты, сторожевые корабли, корабли ПЛО, ракетные, торпедные и сторожевые катера, вертолеты и ракеты типа «поверхность
- поверхность».
Совершенствованием форм и способов ведения вооруженной борьбы вооруженными силами Кубы стало широкомасштабное военное учение под названием «Бастион-2004», проведенное в период с 13 по 19 декабря 2004 г., в котором в течение недели приняло участие около 4 млн. человек. В рамках учения отрабатывалась концепция «Всенародной войны» на случай вооруженного вторжения извне. Цель учения
- отработка взаимодействия всех родов войск, в том числе войск территориальной обороны перед лицом постоянных угроз со стороны Соединенных Штатов, которые рассматриваются в качестве основного противника. Научении тысячи кубинцев проходили подготовку по ведению уличных боев, овладевали навыками оказания первой медицинской помощи раненым, а в школах были проведены уроки гражданской обороны. Широкомасштабные маневры стали на Кубе самыми крупными за последние 20 лет.
В середине мая 2005 года в стране также прошло широкомасштабное военное учение по отражению возможной агрессии со стороны США. В ходе учения отрабатывались вопросы обеспечения безопасности республики исходя из ряда новых идей концепции «Всенародной войны».
Основы и построение системы территориальной обороны
Основы территориальной обороны Республики Куба с момента победы Революции в 1959 году строились в соответствии со складывающейся обстановкой.
До 80-х годов прошлого века, когда Куба могла рассчитывать на поддержку и помощь СССР, в военной доктрине государства основной составляющей в обороне страны являлись регулярные формирования вооруженной борьбы, и в качестве дополнительных сил предусматривалось участие народа. В последующем, когда СССР дал понять, что в случае агрессии против нее, Куба не получит прямой военной помощи, начался поиск новых вариантов обеспечения безопасности государства, суть которых заключалась в восстановлении главенствующей роли народа в обороне страны. Изучался опыт Вьетнама, Китая и других стран.
В результате, в основу военной доктрины страны легла концепция «Всенародной войны», суть которой заключается в развертывании системы территориальной обороны как основы военной мощи, всевозможном использовании ресурсов государства и общества. Итогом концепции явилось понимание того, что каждый патриот своей страны должен иметь свою задачу, оружие и место в случае агрессии против Кубы.
Система территориальной обороны строится в соответствии с административно-территориальным делением страны: территориальная оборона провинции (соответствует нашему пониманию области) и отдельно г. Гаваны - территориальная оборона муниципии (района) - территориальная оборона зоны (более мелкая организационная единица, как правило, в составе муниципии может быть до 5 - 6 зон территориальной обороны с численностью населения в каждой из них до 30 - 40 тыс. человек).
Руководство территориальной обороной в указанных административных единицах осуществляет формируемый в военное время (призывной период) Совет территориальной обороны провинции, муниципии, зоны. Председателем Совета является соответствующий председатель комитета коммунистической партии, а в зоне территориальной обороны - начальник зоны территориальной обороны, назначенный уже в мирное время, как правило, из числа граждан, имеющих опыт партийной работы либо службы в Революционных вооруженных силах Кубы или Министерстве внутренних дел.
Общее руководство вооруженной борьбой в стране осуществляет Совет национальной обороны, объединяющий в своем составе все управленческие структуры политических сил государства, руководство военной составляющей - штаб Главного командования.
В системе обороны страны предусматривается применение всех форм как вооруженной борьбы, так и других: политических, экономических, дипломатических, поддержания и обеспечения внутренней безопасности и внутреннего порядка.
Военная (вооруженная) составляющая «Всенародной войны»
Главная роль в обеспечении вооруженной защиты Республики Куба принадлежит ее Революционным вооруженным силам, общее руководство осуществляет штаб Главного командования, формируемый на базе Министерства РВС и Генерального штаба, организационно состоящий из управлений, департаментов, отделов Центрального аппарата.
Защита безопасности государства организуется в 3-х стратегических районах, ответственность за планирование и ведение боевых действий в которых возлагается на командующих армиями. Стратегические районы, в свою очередь, делятся на 15 военных районов, территориально совпадающих с административными границами провинций (г. Гавана выделен в отдельный район). Военные районы подразделяются на военные сектора (включают тактические группировки), территориально совпадающие с границами муниципий (г. Гавана разделен на два военных сектора), военные сектора делятся на зоны территориальной обороны (в структуре административных органов соответствует народному совету). Зону территориальной обороны можно рассматривать как первичное звено системы территориальной обороны.
С учетом того, что в состав РВС Кубы входят три армии (Восточная, Центральная и Западная), каждой из них определены для ведения вооруженной борьбы от 4 до б военных районов (например, Западной армии определены 4 военных района (две провинции, г. Гавана и специальный военный сектор на острове Молодежный). Армии состоят из танковой бригады, бригады ПВО, береговых ракетных частей, полков специальных войск, сил ВМФ, баз обеспечения, инженерно-технических частей, территориальных центров связи, разведки и РЭБ, механических мастерских, цехов защиты от ОМП.
Военные районы представляют собой группировку войск оперативно-тактического уровня, у которой есть свое руководство, штаб и дополнительно - военные комиссариаты, структуры гражданской обороны, части тылового и территориального обеспечения.
Военные сектора - тактическая территориальная группировка сил и средств, предназначенная для обороны муниципии. В их состав входят пехотные бригады; легкие горно-пехотные бригады (в условиях горной местности), артиллерийские полки, полки ПВО; школы подготовки и обороны (как правило, при пехотных бригадах, в военное время школы переформировываются в пехотные бригады); кроме того, военный комиссариат, народные специальные отряды; батальоны милиции территориальных войск общего назначения (оборона пунктов, рубежей, побережья), регулярного назначения (защита важных пунктов сопротивления) и местного назначения (защита, оборона заводов, фабрик и других промышленных объектов и учреждений); отдельные роты территориальных войск (комплектуются в основном женщинами), отдельные группы, батареи, взводы артиллерии и ПВО.
Кроме того, в составе сил и средств военного сектора в вооруженной борьбе участвуют формируемые в муниципии бригады производственной обороны, предназначенные в военное время для производства продукции промышленного либо другого назначения и вооруженной охраны и обороны, производящих эту продукцию, заводов, фабрик и других объектов.
Особенности организации управления
Управление вооруженной борьбой в стране в условиях войны осуществляет Главнокомандующий Революционными вооруженными силами Кубы через Совет национальной обороны и рабочий орган - штаб Главного командования.
В стратегических районах ответственности армий вооруженной борьбой руководят соответствующие командующие.
В состав Военного совета армии на военное время входят председатели Советов территориальной обороны провинций.
Командующие армиями осуществляют руководство военной составляющей вооруженной борьбы в военных районах, а через начальников военных секторов, их штабы - действиями частей РВС и специальных подразделений территориальных войск.
Общее руководство ведением «Всенародной войны» в административных границах провинций и муниципий осуществляют председатели комитетов коммунистической партии соответствующих административных образований через формируемые в кризисный период Советы территориальной обороны провинций, муниципий, зон.
Военные руководители военных районов, военных секторов являются членами соответствующих Советов территориальной обороны и, в период ведения вооруженной борьбы, организуют тесное взаимодействие в интересах достижения общих целей «Всенародной войны». Как правило, главенствующую роль в планировании применения военной составляющей, ведении боевых действий воинскими частями РВС, ведении вооруженной борьбы специальными подразделениями и частями территориальных войск (милицией разного назначения), бригадами и отрядами производства и обороны осуществляет военный руководитель соответствующего уровня.
Таким образом, в системе управления просматриваются две характерные ветви:
главная (основополагающая) - ветвь Советов обороны различного уровня, основу которой составляют партийные органы руководства - от центральных до низовых (уровня муниципий, народных Советов, предприятий и учреждений);
ветвь вооруженной борьбы, основу которой составляют органы управления РВС - от Главного командования, армии до военного сектора, зоны территориальной обороны.
Такая схема действует и в условиях мирного времени, в обстановке, вызванной необходимостью ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Подготовка должностных лиц и персонала
В стране действует эффективная система подготовки должностных лиц руководства территориальной обороной от центральных органов (министерств, комитетов, департаментов), провинций, до уровня военных секторов муниципий, зон территориальной обороны и руководителей частей территориальной обороны, промышленных, производственных предприятий и организаций. Подготовка осуществляется на основании соответствующих директивных документов главы и других первых лиц государства, а также директив и указаний министра обороны и начальника Генерального штаба РВС. Обеспечение подготовки персонала ресурсами осуществляется в соответствии с указаниями министра экономики Кубы.
Подготовка военнослужащих осуществляется в общей системе службы в войсках и обучения в военных учебных заведениях РВС, резерва - в системе военных сборов.
Подготовка персонала военных районов (провинций) и военных секторов (муниципий) в системе территориальной обороны осуществляется в школах подготовки и обороны (при регулярных бригадах РВС) по трехуровневой схеме: провинции, муниципии, зоны территориальной обороны.
Члены Советов обороны провинций, муниципий и зон территориальной обороны, в соответствии с совместной резолюцией министра обороны РВС и министра экономики готовятся на учебных сборах, в течение двух дней в году. Кроме того, руководящий состав органов территориальной обороны всех уровней проходит подготовку на учениях, в том числе и совместных с Министерством внутренних дел.
На уровнях провинции и муниципии (в военных районах и военных секторах) подготовка руководящего состава и специальных территориальных частей и подразделений (милиции) осуществляется:
в установленные в государстве - 2 дня национальной обороны, под руководством министра обороны РВС;
в установленные в каждой провинции - 3 дня обороны, под руководством Совета территориальной обороны провинции;
руководящего состава и Советов обороны провинций, муниципий и зон территориальной обороны на специальных учебных сборах - 2 дня в году;
руководящего состава и специальных частей территориальных войск (милиции) - на специальных сборах продолжительностью 10 дней в году;
офицерского состава (милиции) - в школах подготовки и обороны на специальных курсах продолжительностью до нескольких недель.
Подготовка руководящего состава государства, Советов обороны военных районов, военных секторов осуществляется при Военной академии Республика Куба, остальных должностных лиц, как правило, при школах подготовки и обороны (при бригадах РВС).
Проанализировав вышесказанное, приходим к следующим выводам:
1. Концепция «Всенародной войны» Кубы, предусматривающая применение в совокупности всех форм борьбы: вооруженной, политической, дипломатической, экономической и др., заслуживает тщательного анализа и всестороннего изучения.
Только совместное применение вооруженных сил и других войск, сил и средств территориальной обороны в интересах защиты государства способно обеспечить возможность предотвращения войны, а в условиях ее развязывания - дать достойный отпор агрессору.
2. Система построения территориальной обороны Республики Куба, включающая две ветви управления: группировкой вооруженных сил и силами территориальной обороны посредством Советов обороны в рамках административно-территориального деления страны, в настоящее время достаточно эффективна.
3. Отдельные аспекты организации территориальной обороны Республики Куба целесообразно учитывать при организации подготовки руководства администраций областей, районов, возможно, министерств и ведомств, департаментов, а также офицеров штабов зон, районов территориальной обороны на специальных курсах, сборах при Военной академии Республики Беларусь, 72-го объединенного гвардейского учебного центра подготовки прапорщиков и младших специалистов.
Необходимо расширить состав привлекаемых на ежегодные учения, в рамках подготовки Вооруженных Сил, аппарата руководства районов и областей, промышленных предприятий, учреждений и организаций в целях отработки совместных действий по их защите, охране, обороне; осуществления управления силами и средствами, в том числе и при выполнении задач производства продукции в военное время.
Заслуживают рассмотрения вопросы:
применения частей территориальных войск для ведения активных оборонительных и засадных действий в целях изнурения противника; с учетом наличия и целесообразности - возможности обеспечения таких частей более тяжелым вооружением;
создания сопряженных современными защищенными каналами связи пунктов управления центральных органов территориальной обороны, оперативных командований с пунктами управления Советов обороны областей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Малый атлас мира/Ст. ред. Н.М.Терехов. - М.: ГУГК, 1980. - 147с.
2. Советская военная энциклопедия: В 8 т. «К-22» - линейный / Пред. гл. ред. комиссии Н.В. Огарков. - М.: Воениздат, 1977. - 656 с. с ил., 468 ил.
3. Страны мира: Краткий политико-экономический справочник/М.: Политиздат, 1980. - 497с.