ПРИМЕНЕНИЕ ДЕСАНТА В ВООРУЖЕННОМ ПРОТИВОБОРСТВЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕХХ ВЕКА

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 4/2007, стр. 32-36

ПРИМЕНЕНИЕ ДЕСАНТА В ВООРУЖЕННОМ ПРОТИВОБОРСТВЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕХХ ВЕКА

УДК 355.4

Подполковник Н.Е. БУЗИН,

начальник кафедры оперативного искусства командно-штабного факультета

Военной академии Республики Беларусь,

кандидат военных наук

В.И. ШАТЬКО,

профессор кафедры оперативного искусства командно-штабного факультета

Военной академии Республики Беларусь,

кандидат военных наук, доцент

Одной из особенностей современных войн и вооруженных конфликтов является широкое использование десантов. В то же время публикаций по данной тематике весьма немного, и посвящены они, как правило, отдельным десантным операциям. В предлагаемой статье проанализирован опыт высадки десантов различных масштабов в войнах первой половины ХХ века, отображено развитие взглядов на «десантирование» с учетом практики боевого применения десантных формирований, обобщены теоретические основы данного раздела военной науки, сформулированные к завершению указанного периода.

Приступая к рассмотрению предлагаемой темы, целесообразно, разобраться в понятиях и напомнить существующие трактовки термина «десант». Большая военная энциклопедия предлагает следующее толкование этого понятия.

Десант (от франц. descente - высадка, спуск) - войска, специально подготовленные и высаженные (выброшенные) или предназначенные для высадки (выброски) на территорию противника для ведения боевых действий [1]. Само определение подразумевает использование подобного боевого компонента в тылу противника для решения различных задач.

ПРИМЕНЕНИЕ ДЕСАНТА В ВООРУЖЕННОМ ПРОТИВОБОРСТВЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕХХ ВЕКАСовременная военная теория подразделяет десанты по определенным признакам, наиболее общими из которых являются: способ доставки; характер выполняемых задач и глубина высадки (выброски); количество привлекаемых войск. В соответствии с первым, десанты подразделяются на воздушные, морские, комбинированные. Некоторые исследователи дополнительно выделяют речные десанты и танковые (на бронетехнике). По второму признаку десанты могут быть стратегическими, оперативными, тактическими и специальными (рис .1).

Исторический опыт свидетельствует, что десанты активно использовались в военном деле с древних времен, а их численность и задачи напрямую зависели от уровня развития техники. Основным средством доставки войск изначально являлись корабли, благодаря которым были вписаны яркие страницы в летопись морских и речных десантов. Известны случаи, когда на побережье, занятое противником, высаживались целые армии, составлявшие основную группировку сил для достижения целей войны. Так, в период Пунических войн 3 - 2 вв. до н.э. на побережье Карфагена римляне высаживали крупные морские десанты дважды: в 256 г. дон. э. (40 тыс. чел.) и в 204 г. дон. э. (25 тыс. чел.). В войнах той эпохи десанты, как правило, носили стратегический характер, поскольку результаты их действий зачастую определяли исход войны в целом. Не менее яркими примерами применения морских (речных) десантов изобилует история военного искусства Древней Руси. Подтверждение тому - походы русских князей Олега (911 г.) и Игоря (941 г.) на Византию.

В эпоху феодализма и капитализма, в связи с изменением характера войн, увеличением размаха военных действий на сухопутных территориях, морским десантам стала отводиться вспомогательная роль. Состав участвующих в десанте войск зависел от характера задач и условий их выполнения. В ходе Северной войны 1700-1721 гг. русская армия и флот неоднократно высаживали на побережье Швеции морские десанты, но каждый из них не превышал по составу 5 тысяч человек.

В ХIХ веке, с появлением парового флота и увеличения тоннажа судов, численность морских десантов существенно возросла. При особо благоприятных условиях она достигала от 60 до 80 тысяч человек. Так, входе Крымской войны 1853-1856 гг. морской десант союзников, высаженный в районе Евпатории, составил 62 тысячи военнослужащих. В дальнейшем, в период Первой мировой войны морские десанты получили еще более широкое распространение, а численность высаживаемых войск перевалила 90-тысячный рубеж. Так, в Дарданелльской десантной операции 1915-1916 гг., проведенной англо-французскими войсками, участвовала 91 тысяча человек [1].

Бурное развитие авиации в конце ХIХ - начале ХХ века обусловило возможность доставки десанта по воздуху, а изобретение парашюта позволило осуществлять его практическую высадку беспосадочным способом. Начало десантированию с воздуха было положено в годы Первой мировой войны. Уже тогда в тыл противника перебрасывались на самолетах отдельные разведчики и диверсанты.

После завершения Первой мировой войны в вооруженных силах ведущих государств мира большое внимание уделялось вопросам высадки (выброски) войск и военной техники в тыл противника. Как наиболее перспективное средство доставки рассматривалась авиация.

Большой вклад в разработку теоретических основ боевого применения воздушных десантов внес М.Н. Тухачевский, которого по праву считают инициатором создания воздушно-десантных войск в СССР. Под его непосредственным руководством во второй половине 20-х годов ХХ века была исследована, научно обоснована роль и на практике доказана высокая эффективность воздушных десантов. Первым шагом в этом направлении стала подготовка в 1928 году оперативным отделом штаба Ленинградского военного округа, которым командовал М.Н. Тухачевский, реферата на тему: «Действия воздушных десантов в наступательной операции». В ходе обсуждения этой работы была впервые высказана мысль о большой роли в будущей войне нового рода войск - воздушно-десантных.

Несколько позже в труде «Новые вопросы войны» (1929 г.) М.Н. Тухачевский, анализируя изменения в военном деле, вновь обратился к проблеме применения воздушных десантов. Автор считал, что десанты могут эффективно использоваться в первую очередь в приграничных сражениях для срыва мобилизации, изоляции, сковывания и разгрома войсковых гарнизонов, захвата аэродромов, посадочных площадок и решения других важных задач [3]. Последующие теоретические работы в области боевого применения воздушных десантов вели такие видные военные руководители как А.И. Егоров, Я.И. Алкснис, И.П. Белов, А.И. Корк, И.П. Уборевич, И.Э. Якир, Е.И. Татарченко, Г.П. Сафронов и другие. Наиболее существенным результатом их исследований стал вывод о возможности широкого использования десантов в наступательных операциях. При этом действия и деятельность воздушно-десантных формирований должны носить смелый, дерзкий и предельно маневренный характер. Десантники обязаны максимально использовать внезапность своего появления, наносить стремительные удары по наиболее чувствительным пунктам противника, сеять панику в его рядах [3].

Теоретические разработки получили подтверждение в войсковой практике. Так, уже в апреле 1929 года впервые в истории был высажен воздушный десант для выполнения боевой задачи по поддержке обороняющихся войск в районе г. Гарм в Ферганской долине. Высадка осуществлялась посадочным способом, а численность «десантников» составила 45 человек. Решение на применение десанта принял командующий Среднеазиатским военным округом П.Е. Дыбенко [3].

Одновременно с разработкой теории боевого применения воздушных десантов в Красной Армии проводились эксперименты по десантированию, велась серьезная исследовательская работа по созданию и апробации организационно-штатной структуры будущих воздушно-десантных формирований, развертывалась техническая (промышленная) база для производства средств десантирования.

Все мероприятия выполнялись в крайне сжатые сроки. Так, в 1927 году в США для нужд ВВС была закуплена небольшая партия (несколько сотен) спасательных парашютов. Летом 1928 года при Научно-исследовательском институте ВВС была создана специальная лаборатория во главе с М.А. Савицким для разработки собственных парашютов, а уже в апреле 1930 года первое отечественное предприятие наладило промышленный выпуск продукции.

Параллельно в ходе мероприятий боевой подготовки войск проверялись результаты теоретических исследований. Размах и интенсивность маневров с применением десантов позволяют оценить заинтересованность руководства РККА в скорейшей разработке основ десантирования (табл.1).

Анализ данных, представленных в таблице, позволяет утверждать, что за период с 1930 по 1933 год в Советском Союзе были проверены на практике основные положения теории воздушного десантирования, апробированы все возможные варианты использования десантных формирований в боевых условиях.

Кроме того, в 1930-1931 годах было проведено около 600 различных экспериментальных прыжков, изучено воздействие условий десантирования на организм человека. В результате проведенной работы эффективность воздушных десантов, как нового элемента боевого порядка (оперативного построения), была признана на всех уровнях. Приказом РВС РККА от 11 декабря 1932 года в составе Московского, Ленинградского, Белорусского, Украинского, Среднеазиатского, Северо-Кавказского, Приволжского военных округов и на Дальнем Востоке началось формирование нештатных отдельных батальонов особого назначения [3].

В феврале 1932 года, на основе обобщения полученного практического опыта, управлением боевой подготовки РККА был разработан первый в мировой истории уставной документ по применению воздушных десантов - «Положение по оперативно-тактическому использованию авиамотодесантных отрядов». Согласно положению, воздушные десанты в зависимости от способа выброски подразделялись на парашютные, «бреющие», посадочные, комбинированные (смешанные).

Если сущность первого способа понятна и сегодня, то на остальных вариантах необходимо остановиться несколько подробнее. Термин «бреющий десант» уже не используется в военном деле более полувека. Однако в 30-е годы прошлого столетия данный вид десантирования получил достаточно широкое распространение. При этом способе выброски десантники, вооружение и грузы размещались в специальных авиабусах, представлявших собой специальные тележки с хорошей амортизацией. Они подвешивались под фюзеляжем и автоматически сбрасывались с низких высот на бреющем полете командиром корабля. Для осуществления такого способа десантирования требовались ровная площадка и открытые подходы.

При посадочном десанте самолеты с людьми и грузами производили посадку на вражеской территории. В этом случае люди размещались внутри самолета, а техника и грузы подвешивались под фюзеляжем и крыльями на внешних бомбодержателях. И наконец, смешанный, или комбинированный, воздушный десант предусматривал сочетание всех способов десантирования. Первыми должны были выбрасываться парашютисты - отряд обеспечения. В их задачу входил захват удобной полевой площадки для приземления бреющего десанта. После его выгрузки организовывалось надежное наземное обеспечение для приема главных сил воздушного десанта - посадочного. От начала и до конца десантировния всех сил, а затем их действия на земле прикрывали истребители и штурмовики.

Кроме того, положением определялись задачи десантов и способы их выполнения в различных условиях боевых действий Сухопутных войск, оговаривались вопросы всестороннего обеспечения и управления. При невозможности соединения десантников с наступающими войсками рекомендовалось подразделениям переходить к партизанским методам действий во вражеском тылу.

В середине 30-х годов ХХ века продолжались широкомасштабные работы по созданию новых образцов авиационной и воздушно-десантной техники. Особый интерес представляли выпуск новых моделей парашютов, модернизация тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 для перевозки автомобильной и бронетанковой техники, а также создание десантных планеров, рассчитанных на 17, 30 и 50 человек. Все это позволило перейти к созданию воздушно-десантных войск, которые стали самостоятельным родом войск. Апробация их применения в ходе боевой подготовки перешла на совершенно иной уровень.

Так, в ходе маневров Киевского военного округа 12-17 сентября 1935 года впервые в мировой практике был выброшен десант в составе парашютного полка общей численностью 1188 человек, который захватил плацдарм и обеспечил высадку основных сил - двух стрелковых полков с частью артиллерии и другой штатной техникой. Слаженные действия десантников привели в восторг и замешательство представителей иностранных военных делегаций, которые присутствовали на данных учениях. Наиболее полно выразил общие чувства руководитель французской делегации бригадный генерал Луазо, который заявил: « Поражен успехами авиадесанта. Западная Европа отстала» [4]. Уже в следующем году на маневрах Белорусского военного округа был высажен десант численностью 5700 человек и выброшен парашютный десант в количестве 1800 человек. Результатом теоретических исследований и практической деятельности стало внесение изменений в руководящие документы военного ведомства. В Полевом уставе РККА 1936 года были закреплены основные положения о воздушных десантах, а также определены их возможные задачи, порядок организации и осуществления десантирования. В статье 7 данного документа указывалось, что «..парашютно-десантные части являются действенным средством для дезорганизации управления и работы тыла противника. Во взаимодействии с войсками, наступающими с фронта, они могут оказать решающее влияние на полный разгром противника на данном направлении» [4].

Используя опыт применения десантов в ходе маневров войск Красной Армии, большинство иностранных военных специалистов начали развивать идею высадки десантов за линей фронта в тылу противника в интересах обеспечения действий наступающих войск - так называемого «вертикального обхвата».

К началу Второй мировой войны воздушно-десантные войска были одним из самых молодых и перспективных родов войск в вооруженных силах противоборствующих сторон. Однако к сентябрю 1939 года воздушно-десантные формирования были лишь в некоторых странах мира (рис.2).

Как показывает диаграмма, наибольшими по составу воздушно-десантными войсками располагал СССР. Их численность составляла около 24 тысяч человек, организационно входивших в 6 бригад. Фашистская Германия к концу 1939 имела один полк, общей численностью примерно 5 тысяч человек, однако уже к весне 1940 года была сформирована 17-я воздушно-десантная дивизия, имевшая в своем составе три парашютно-стрелковых полка. Остальные государства имели лишь отдельные подразделения. Франция - 601 и 602-ю группы пехоты ВВС, Италия - два батальона, Япония - отдельную роту [5, 6].

ПРИМЕНЕНИЕ ДЕСАНТА В ВООРУЖЕННОМ ПРОТИВОБОРСТВЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕХХ ВЕКА

В конце июня 1940 года Советский Союз в ходе освободительного похода в Бессарабию провел успешную воздушно-десантную операцию силами 201 и 204 -й бригад. Эта операция оперативно-тактического уровня, проведенная практически в условиях мирного времени, показала правильность теоретических положений и организационных расчетов по применению крупных воздушных десантов. Ее результаты легли в основу статей Полевого устава Красной Армии (ПУ-40), касающихся десантирования, и Положения о воздушно-десантных войсках, разработанного в начале 1941 года.

Этими документами подчеркивалась значимая роль воздушно-десантных войск в современной войне и определялись основные задачи. Статья 28 Устава гласила, что «ВДВ являются средством высшего командования. Они используются для решения таких задач в тылу противника, которые в данный период не могут быть выполнены другими родами войск, но решение которых может иметь серьезное влияние на исход всей операции (боя)...» [4].

ПРИМЕНЕНИЕ ДЕСАНТА В ВООРУЖЕННОМ ПРОТИВОБОРСТВЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕХХ ВЕКАТаким образом, в конце 30-х - начале 40-х годов ХХ века были разработаны и прошли проверку основы применения воздушно-десантных формирований, в том числе определены способы десантирования. Основными из них являлись: выброска подразделений (частей) на объект с парашютами; высадка подразделений (частей) в районе объекта с использованием планеров; переброска подразделений, частей, соединений на транспортных самолетах с предварительным захватом аэродромов противника парашютными десантами. В качестве важнейших задач десантов были определены: содействие наземным войскам в окружении и уничтожении противника; дезорганизация управления его войсками и работы тыла; захват и удержание важных рубежей, переправ и пунктов в тылу противника; захват и разрушение аэродромов и авиабаз противника, а также обеспечение высадки морских десантов [4]. Практически все страны мира, располагающие десантными войсками, в дальнейшем использовали эти положения в своих уставных документах и реализовывали их на практике.

Несмотря на то, что пальма первенства в разработке теории применения десантов по праву принадлежит советским военным ученым, наиболее успешные десантные операции Второй мировой войны были проведены войсками фашистской Германии, Великобритании и США. Первые десанты для выполнения реальных боевых задач были использованы немцами в Дании и Норвегии в апреле 1940 года. Их численность не превышала батальона, действовавшего отдельными ротами и даже взводами. В ходе захвата Голландии и Бельгии в мае этого же года приняло боевое крещение только что созданное десантное формирования вермахта - 17-я воздушно-десантная дивизия. Общая численность высаженных войск составила 6680 человек, и они позволили с минимальными потерями решить оперативно-тактические задачи [3]. Особенностью этих боевых операций стало скоординированное действие всех участников, широкое использование планеров и высокая эффективность действий десантных подразделений на земле.

Первый боевой опыт применения десантов был обобщен и положен в основу проведения последующих десантных операций немецких войск, самой удачной из которых считается захват острова Крит (кодовое название «Меркурий»). Она была проведена немецко-фашистскими войсками в период с 20 мая по 1 июня 1941 года. В ней принял участие 11-й воздушно-десантный корпус, имевший в своем составе 17-ю воздушно-десантную дивизию, 5-ю пехотную дивизию, 1-й штурмовой полк и отдельные части 6-й горнопехотной дивизии.

Четыре полка воздушно-десантного корпуса, высадившиеся парашютным способом, с четырех направлений во взаимодействии с частями горнострелковых войск, переброшенных самолетами и планерами, с небольшими потерями и в короткие сроки овладели важнейшим оперативно-стратегическим объектом Средиземноморья - островом Крит. Всего в операции «Меркурий» принимало участие примерно 25 тыс. человек, около 1200 самолетов (из них 500 транспортных Ю-52), 80 грузовых планеров, 5 эсминцев, 60 моторно-парусных судов. Действия десантников обеспечивали 430 бомбардировщиков и 180 истребителей [3].

Успешное завершение этой операции позволяет оценить ее как существенный вклад в развитие военного искусства в целом. Впервые в истории была практически решена стратегическая задача силами воздушных десантов. Кроме того, в ходе проведения Критской десантной операции были опровергнуты существовавшие взгляды на невозможность прыжков с парашютом на пересеченную местность и в ночных условиях. В результате обобщения и анализа полученного опыта было установлено и впоследствии подтверждено практикой, что парашютист может успешно прыгать на лес, населенный пункт, в том числе приземляться на крыши домов, и не только днем, но и ночью. Результаты операции «Меркурий» позволили сделать вывод, что парашютный способ выброски подразделений (частей) на объект оказался наиболее рациональным и результативным. Его основными преимуществами в ходе выполнения боевой задачи являлись внезапность, быстрота, автономность, напор. Однако реализовать эти преимущества можно было только при достаточной обученности и слаженности действий десанта.

Успешное боевое использование десантов различного назначения вооруженными силами фашистской Германии в Европе в начале Второй мировой войны дало толчок бурному развитию воздушно-десантных войск в других странах. Так, Великобритания и США в 1940 году начали формирование собственных воздушно-десантных частей. К концу следующего года англичане уже имели воздушно-десантную дивизию, американцы - один полк и отдельный батальон [5, 6]. Одновременно разрабатывались основы противодесантной борьбы.

За годы Второй мировой войны было проведено много различных по своему размаху, целям и задачам парашютно-десантных и диверсионно-разведывательных операций [7]. Большинство из них осуществлялось в период проведения наступательных операций, однако отдельные десанты тактического масштаба высаживались и в ходе оборонительных боев. Так, в ходе боевых действий на территории Беларуси уже в июле - августе 1941 года проводилось десантирование парашютным способом отрядов численностью до роты с задачами удержания отдельных оборонительных рубежей и нанесения ударов по коммуникациям наступающего противника. Наибольшую известность получил факт переброски по воздуху с десантированием посадочным способом 5-го воздушно-десантного корпуса для перехвата соединений 24-го танкового корпуса Гудериана в районе Орла и Мценска. 10-я и 201-я бригады из его состава с 3 по 11 октября 1941 года вели подвижную оборону и задержали немецкие войска на промежуточных рубежах, выиграв время для ввода в сражение свежих механизированных соединений Красной Армии. В феврале 1942 года, в ходе ведения войсками оборонительных боев на Московском направлении, было принято решение о десантировании парашютным способом батальона 204-й бригады для оказания помощи окруженным частям 29-й армии в районе Ржева [5].

В целом, применение десантов в период с 1941 до весны 1944 года не оказало существенного влияния на обстановку на Европейском театре военных действий. Однако отдельные операции вошли в анналы истории и требуют дальнейшего изучения. Сведения о наиболее значительных из них представлены в таблице 2.

Как свидетельствуют данные таблицы 2, до середины 1944 года в Европе крупные десантные операции проводились крайне редко, а силами Германии и ее союзников практически не осуществлялись. Основным способом выброски войск являлся парашютный.

Необходимо отметить, что в годы Второй мировой войны применялись и морские десанты. По имеющимся данным, обеими воюющими сторонами было высажено более 700 подобных десантов, из них 72 крупных (в годы Первой мировой войну только 5) [ 1 ]. Большинство из них проводилось на Тихоокеанском театре военных действий, однако отдельные имели место на Черном, Средиземном, Балтийском и Белом морях.

Значительное количество воздушно-десантных операций войск союзников и отдельные тактические десанты Красной Армии применялись для обеспечения действий морских десантов, высаживаемых на побережье, занятое противником. Так, в ходе боевых действий на Черном море в декабре 1941 года в районе Феодосии и Керчи был высажен морской десант численностью около 42 тысяч человек. Его обеспечивал воздушный компонент в составе до двух батальонов. В июле 1943 года в ходе десантной операции «Husky» по высадке группировки союзных войск на остров Сицилия, воздушный десант был авангардом морского десанта общей численностью более 270 тысяч человек.

Самые массовые и значительные по своей роли десантные операции осуществлялись с июня 1944 года до окончания войны. Бесспорно, наибольшую известность из всех приобрела высадка союзных войск в Нормандии. Общая численность десантируемых войск составила около 450 тысяч человек. Обеспечение операции «Оверлорд» осуществляли силы флотов и воздушные десанты. В общей сложности парашютным и планерным способом было высажено 35 тысяч военнослужащих [6]. По своей сути Нормандская десантная операция являлась стратегической комбинированной, когда были задействованы все рода войск и виды вооруженных сил стран - союзников Советского Союза в войне.

Наиболее крупными морскими десантными операциями, проведенными американскими войсками в ходе войны с Японией на Тихоокеанском театре военных действий, по праву считаются высадки войск на острова Лусон (в январе) и Окинаву (в апреле) 1945 года. Общая численность сухопутных войск, доставленных кораблями обеспечения десантов, составила соответственно 275 и 452 тысячи человек [1].

На заключительном этапе Второй мировой войны особого внимания заслуживают три воздушно-десантных операции.

Первая - Арнемская операция, являвшаяся составной частью Голландской наступательной операции англо-американских войск, проводилась в период с 17 по 26 сентября 1944 года с целью содействия сухопутной группировке. В ходе операции 17 сентября в тыл немецких войск на глубину 60 - 90 км были высажены первые эшелоны трех воздушно-десантных дивизий: 82 и 101-й американских и 1-й английской. Всего было задействовано 1544 транспортных самолета и 491 планер. Для обеспечения десантирования и прикрытия с воздуха в первый день операции привлекалось 1113 бомбардировщиков и 1240 истребителей союзников. 18 сентября десантировались вторые эшелоны дивизий. Для их доставки использовались 1360 транспортных самолетов и 1203 планера. Всего в ходе операции было высажено 34 876 человек, 568 орудий, 1926 единиц транспорта [9].

ПРИМЕНЕНИЕ ДЕСАНТА В ВООРУЖЕННОМ ПРОТИВОБОРСТВЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕХХ ВЕКА

Вторая - Рейнская воздушно-десантная операция проводилась англо-американскими силами 24 марта 1945 года с целью содействия войскам 21-й группы армий в захвате и расширении плацдарма на правом берегу р. Рейн. Она была составной частью Рурской наступательной операции. Для десантирования привлекался 18-й воздушно-десантный корпус в составе 6-й английской и 17-й американской дивизий. Высадка войск осуществлялась комбинированным способом: в первом эшелоне парашютисты (541 транспортный самолет), за ними буксировщики с планерами (1347 единиц). Численность десанта составила свыше 17 тысяч человек, по воздуху было переброшено 614 легких бронеавтомобилей, 286 орудий и минометов [10].

Третья - была осуществлена советскими войсками на Дальнем Востоке с 16 по 27 августа 1945 гоа в ходе наступательных операций по разгрому японской Квантунской армии. Десанты численность от 200 до 500 человек эффективно применялись в центральной Маньчжурии, на Ляодунском полуострове и в Северной Корее. Для выполнения боевых задач на Южном Сахалине и Курильских островах использовались отряды в составе 35 - 130 человек. Все десанты высаживались посадочным способом под прикрытием истребительной и штурмовой авиации. Общая численность войск, участвовавших в десантной операции, оценивается в 17 000 человек [4].

В ходе всех десантных операций заключительного этапа Второй мировой войны задачи, стоявшие перед десантами, в основном выполнялись. К этому времени был накоплен богатый опыт боевого применения десантных формирований, а самое главное - осознана необходимость всесторонней подготовки подобных операций. Успешное осуществление десантирования во многом зависело от ряда условий, создания которых достигала сторона, проводившая десантные операции. Основными из них являлись: обеспечение скрытности подготовки и внезапность применения десантов; своевременная разведка районов десантирования; завоевание и удержание господства в воздухе; достижение огневого превосходства над противником; организация и поддержание тесного и непрерывного взаимодействия всех привлекаемых сил; надежное управление и всестороннее обеспечение.

Таким образом, в первой половине ХХ века были разработаны, а к концу Второй мировой прошли проверку на практике основные вопросы теории боевого применения десантов. Опыт военных действий Второй мировой войны позволил внести существенные изменения и дополнения в теоретические разработки довоенного периода и создать стройную систему передовых взглядов на использование десантных соединений (частей, подразделений) в различных видах операции (боя). В ходе войны была подтверждена идея о возможности применения десантов для решения задач различных уровней: тактического, оперативного, а в отдельных случаях (операции «Меркурий» 1940 г. и «Оверлорд» 1944 г.) - стратегического. Десантные операции завершающего этапа войны убедили самых больших скептиков и противников десантирования в высокой эффективности воздушных десантов. Все это дало мощный толчок развитию воздушно-десантных войск в большинстве передовых стран мира и проведению дальнейших теоретических исследований в области их боевого применения. Опыт этого периода не канул в Лету. Современные военные теоретики и практики активно используют его. Яркими примерами этого являются боевые действия в Афганистане (2002 - наст. вр.), Ираке (1991,2003 гг.). Только в ходе проведения операции «Буря в пустыне» коалиционные войска высадили около 20 оперативно-тактических десантов. Их задачами являлись: захват аэродромов и обеспечение десантирования основных сил, содействие наступающим группировкам войск, блокирование резервов и недопущение организованного отхода противника. Основными способами высадки десантов были парашютный и посадочный с вертолетов (аэромобильный). Широкое использование ведущими странами мира сил специальных операций в различных уголках планеты, создание подобных формирований в Республике Беларусь еще раз заставляют осмыслить имеющийся теоретический и практический опыт применения десантов и творчески применять его с учетом современных условий.

Литература

1. Советская военная энциклопедия. - т.3. - М.: Воениздат, 1977.

2. Кременевский М.В. О проблемах применения тактических воздушных десантов в современном наступательном бою//Военная мысль. - 2006. - № 11. - С. 23-28.

3. Лисицкий П. И. Применение воздушных десантов и проведение специальных операций (по опыту Второй мировой войны 1939-1945 годов) //Военная мысль. - 2006. - № 11. - С. 23-28.

4. Лисов И.И. Десантники (воздушные десанты). - М.: Воениздат, 1968. - 320 с.

5. Маргелов В.Ф., Лисов И.И., Самойленко Я.П., Ивонин В.И. Советские воздушно-десантные: военно-исторические очерки. - М.: Воениздат, 1986. - 400 с.

6. Войска спецназначения во Второй мировой войне / Под общ. ред. А.Е.Тараса. - Мн.: Харвест, 2000. - 736 с.

7. Шатько В.И., Бузин Н.Е. Диверсионно-разведывательные силы фашистской Германии и их применение в начале Великой Отечественной войны//Наука и военная безопасность. - 2005. - №3. - С. 60-63.

8. Стаськов К.В. Днепровская воздушно-десантная операция 1943 года: уроки и выводы//Военная мысль. - 2006. -№11.- С. 23-28.

9. Советская военная энциклопедия. - т.1.- М.: Воениздат, 1976.

10. Советская военная энциклопедия. - т.7. - М.: Воениздат, 1979.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации