Средства межГосударственноГо ПРОТИВОБОРСТВА мирноГо времени

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 2/2009, стр. 23-25

ВОЕННАЯ НАУКА И ИСКУССТВО

Средства межГосударственноГо ПРОТИВОБОРСТВА мирноГо времени

УДК 355.443

Полковник В.А. ЛИСОВСКИЙ,

начальник государственного учреждения «Научно-исследовательский институт

Вооруженных Сил Республики Беларусь», кандидат военных наук, доцент

В.В. ПРОЗОРОВ,

ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института

Вооруженных Сил Республики Беларусь, кандидат военных наук, доцент

В.С. КОЗЛОВ,

ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института

Вооруженных Сил Республики Беларусь, кандидат военных наук, доцент

В статье В.В.Прозорова и В.С.Козлова «Теоретические аспекты влияния средств насилия на разрешение межгосударственных противоречий» («Наука и военная безопасность» № 4, 2008 г.) внимание читателей было обращено на развитие насильственных средств как материальной основы реализации четко обозначившейся в настоящее время тенденции минимизации потерь при продвижении агрессором своих интересов. Рассмотрено их проявление в трансформации политических и военных целей войны и в появлении нового «войноподобного» явления - «квазивойны». Характер и содержание противодействия агрессивным действиям против Республики Беларусь определяется прежде всего силами и средствами их ведения. Без ответа на вопрос о средствах ведения агрессивных действий в мирное время невозможно определить действия государства и его Вооруженных Сил при угрозе суверенитету и территориальной целостности страны. Исходя из этого авторы пришли к выводу, что необходимо более подробно рассмотреть средства межгосударственного противоборства

Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что главные угрозы для государств - жертв агрессии сосредоточены в области экономики, информации, экологии, здравоохранения, образования, науки и культуры, которые в совокупности определяют среду обитания человека (СОЧ). Развитие науки раскрывает все более широкие возможности целенаправленного воздействия на человека и определенные общности людей через среду их обитания.

Как и всякие новые возможности, они оцениваются, в первую очередь, с точки зрения их военного использования. В результате сегодня идет речь уже о новом классе нетрадиционного оружия - оружии глобального поражения (ОГП) [2]. В составе ОГП, в зависимости от сфер СОЧ, посредством которых может осуществляться воздействие на население и личный состав вооруженных сил, рассматриваются: информационное, нелетальное и экологическое оружие (рис. 1).

С целью идентификации мирного и военного времени корректнее указанные компоненты рассматривать не только как оружие, а более широко - как нетрадиционные средства насилия, применяемые как в военное, так и в мирное время. По характеру и уровню воздействия на человека (общество, государство) нетрадиционные средства занимают место между средствами вооруженного и невооруженного насилия. В зависимости от интенсивности их применения, они могут выступать и средствами невооруженного насилия, и средствами вооруженного насилия. Другими словами, нетрадиционные средства, в зависимости от цели, масштабов и интенсивности их применения, могут рассматриваться и как оружие, и как «как бы оружие» или как «квазиоружие».

В этой способности к расширенному и гибкому воздействию, позволяющей при использовании нетрадиционных средств варьировать выбор объекта и уровень воздействия на него, проявляется важная особенность этих средств. Она заключается в их двойственной природе, обеспечивающей возможность эффективно использовать эти средства и в невооруженном, и в вооруженном противоборстве. Так, «мягкое», бескровное воздействие на население путем постепенной деформации компонентов СОЧ позволяет применять их в конфликтных ситуациях в качестве средств невооруженного насилия. Решительное, «жесткое» использование таких средств в виде ОГП с целью внезапной деструкции какого-либо компонента способно привести к большим людским потерям и разрушениям. Применение нетрадиционного оружия в военное время в комплексе с другими средствами даст значительное и, возможно, решающее преимущество владеющей им противоборствующей стороне [2]. Именно в этой двойственности нетрадиционных средств насилия заключается одна из причин расширенного понимания войны [3].

Основное свойство традиционных средств вооруженного насилия состоит в том, что они представляют собой не какой-то материальный объект, а определенную совокупность приемов и способов действий государства и его вооруженных сил по отношению к государству - жертве невооруженной агрессии. В этом же состоит и основная проблематичность выявления их применения и противодействия им. При этом способность к обнаружению применения против государства нетрадиционных средств насилия и противодействия им - важнейшее требование к военной организации государства (ВОГ). Это следует из того, что средства насилия обладают уникальными возможностями, значительно повышающими возможности традиционных средств. Сложность выявления фактов применения нетрадиционных средств насилия усиливается еще и тем, что направлено оно на СОЧ, в отличие от традиционные средств, воздействующих непосредственно на человека.

Средства межГосударственноГо ПРОТИВОБОРСТВА мирноГо времени

Рис. 1. средства насилия и пути их воздействия

Действительно, сегодня достаточно сложно достоверно отличить факт применения климатического средства от природного явления, производственную аварию или выход из строя техники от применения нелетальных средств.

Важнейшими классификационными признаками нетрадиционных средств насилия, видимо, должны рассматриваться их целевое назначение и объект, для активного и направленного воздействия на который они специально создаются. Исходя из этого, целесообразно рассмотреть структуру компонентов СОЧ и выделить в каждом из них объекты воздействия, т. е. такие элементы, воздействие на которые является главной целью применения соответствующего вида средств насилия.

При использовании информационных средств насилия основными объектами воздействия являются:

программное и информационное обеспечение;

программно-аппаратные, телекоммуникационные и другие средства информации и управления;

каналы связи, обеспечивающие циркуляцию информационных потоков и интеграцию систем управления;

интеллект человека и массовое сознание.

При применении нелетальных средств воздействию подвергаются прежде всего такие ключевые элементы техносферы, как:

конструкционные (металлы и их сплавы, композиты, бетоны, полимеры, стекло и т.д.) и расходные эксплуатационные (горюче-смазочные материалы, взрывчатые вещества, ракетное топливо и т.д.) материалы;

промышленные и военные объекты, коммуникации, системы энергообеспечения; технологические режимы; технические средства (в т.ч. вооружение и военная техника);

физиологическое состояние человека.

Применение экологических средств предполагает воздействие на следующие элементы биосферы:

ближнее космическое пространство и атмосферу;

гидросферу и литосферу;

климатическую систему Земли;

минеральные ресурсы (топливно-энергетические ресурсы, руды металлов, химическое сырье и др.) и биоресурсы (ресурсы растительного и животного мира);

взаимоотношения человека с жизненно важными элементами биосферы.

Взаимосвязь различных средств насилия можно продемонстрировать рисунком 2. Разумеется, экологические и нелетальные средства в условиях войны будут выступать в качестве оружия, однако возможность широкого и скрытого их применения в рамках квазивойны исключать нельзя.

В условиях мирного времени информационные средства в совокупности с другими традиционными средствами невооруженного насилия (пропагандистскими, психологическими, экономическими, разведывательными и др.) представляют собой так называемое «организационное оружие». Такое оружие заставляет объект мирной экспансии двигаться в угодном для агрессора русле. В его основе лежит целенаправленное системное воздействие традиционными средствами невооруженного насилия и информационными средствами [2]. В соответствии с ранее принятой символикой такую систему воздействия корректнее обозначить термином «организационное квазиоружие».

Средства межГосударственноГо ПРОТИВОБОРСТВА мирноГо времени

Рис. 2. взаимосвязь оружия и квазиоружия

С помощью организационного квазиоружия политику противника можно направить в стратегический тупик, измотать его экономику неэффективными (непосильными) программами, затормозить развитие вооружения, исказить основы национальной культуры, создать среди интеллигенции «пятую колонну», всемерно поддерживающую, пропагандирующую и проводящую нужные агрессору реформы, и тому подобное [2].

В итоге в государстве создается обстановка внутриполитического хаоса, ведущая к снижению его экономической, политической, военной мощи и даже к гибели.

Сущность организационного квазиоружия составляют специальные рефлексивные технологии организационного управления, или, так называемые, новые организационные технологии (НОТ) [2; 4]. Это упорядоченные совокупности постоянно совершенствующихся методов (программ, стратегий, процедур, форм) реализации управленческих решений, внедрения инноваций, поддержания информационных и других необходимых структурных связей, подбора и подготовки персонала, планирования, отчетности и контроля.

По своему характеру новые организационные технологии подразделяются на конструктивные и деструктивные. Первые предназначены для эффективного выполнения национальными организационными структурами и ведомствами своих целевых и функциональных задач в условиях меняющейся экономико-социальной и военно-политической обстановки. Вторые - для внедрения в систему государственного управления противника, с тем, чтобы развитие ее функциональных подсистем шло по неэффективным, «тупиковым» направлениям.

Особенность современного этапа межгосударственных отношений заключается в необходимости понимания высшими органами управления того, что внутренние угрозы безопасности государства могут исходить извне. Их опасность обуславливается скрытой формой развития и неожиданностью широкомасштабного проявления в нужное для агрессора время.

При этом значительную опасность несут нескоординированные своевольные действия различных властных структур: органов государственного управления, министерств и ведомств, крупных банков, компаний и фирм, преследующих свои узковедомственные (корпоративные) интересы в ущерб общегосударственным.

Кроме того, серьезную угрозу может представлять деятельность средств массовой информации, политических партий, религиозных конфессий и тоталитарных сект, пытающихся радикальным образом в угоду своим непомерным амбициям навязать обществу авантюристические идеологические взгляды и доктрины в условиях размытости, неоформленности общенациональной идеи и концепции развития.

Таким образом, главным источником угроз безопасности может стать внутренняя организационная среда государства, подвергнутая разрушающему влиянию организационного квазиоружия противника. Поэтому проблема создания новых организационных технологий, обеспечивающих безопасность государства и его Вооруженных Сил, сводится, в конечном счете, к задаче синтеза такой организационной среды, которая бы позволяла организационной системе выживать в самых сложных условиях обстановки, чутко реагировать на любые угрозы, возникающие как внутри организационной системы, так и вне ее, умело использовать возможности для прогрессивного развития. При этом следует отметить, что решение этой проблемы очень тонкий вопрос и требует дополнительных глубоких исследований, чтобы не пойти ложным путем и не «наломать дров».

Современный уровень развития организационного квазиоружия позволяет в результате определенных системных действий переносить фронт квазивойны (а если это необходимо, и войны в традиционном ее понимании) с межгосударственного уровня на внутринациональный.

К таким действиям относятся:

формирование предпосылок для управляемых извне экологических катастроф;

инспирирование никогда не завершаемых межнациональных распрей;

формирование трудностей экономического развития и предпосылок экономических кризисов;

продажа (поставка) устаревших, потенциально вредных и «тупиковых» технологий, некачественной продукции (в том числе, средств ЭВТ и связи, которые способны вызывать управленческий хаос в нужное для агрессора время);

навязывание нежизнеспособных организационных форм и структур, порождающих принципиально неразрешимые конфликтные ситуации;

внедрение в сознание людей моделей поведения, противоречащих национальным традициям, мироощущению, нивелирующих историческую память народа, вызывающих духовную пустоту, нравственное и физическое разложение.

Таким образом, организационное квазиоружие - это все то, что можно использовать для формирования вялотекущих деструктивных процессов, которые по мере своего проявления вымывают ресурсы противника, вынуждают его постоянно тратить средства, необходимые для социально-экономического роста и развития, на ликвидацию последствий большого числа плохо осознаваемых, но взаимообусловливающих друг друга «организационных болезней».

литература:

1. Военный энциклопедический словарь / Министерство обороны Российской Федерации, Институт военной истории; редкол.: А.П. Горкин [и др.]. - М: Большая российская энциклопедия: РИПОЛ Классик, 2002.

2. Андреев В. Г. «Оружие и война: новые тенденции развития» / Вестник Академии военных наук Российской Федерации. - 2005. -№1.- С. 159 - 166.

3. Козлов В.С., Прозоров В.В. «Особенности агрессивных действий в современных условиях / Министерство обороны Республики Беларусь, НИИ ВС РБ. - Мн: 2008.

4. Макаров В.М. «Консциентальная война: миф или реальность?» // Наука и военная безопасность. - 2003. - № 2. - С. 18-22.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации