ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ДОГОВОР СНВ-2 и интересы национальной безопасности России
1993 №11 (15)
Обозреватель - Observer |
Внешняя политика |
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ДОГОВОР СНВ-2 и интересы национальной безопасности России Центр международных, и военно-политических исследований РАУ - Корпорации Е. ДМИТРИЕВ, кандидат технических наук Г. МЕЛКОВ, доктор юридических наук профессор 3 января 1993 г. Б. Ельцин и Дж. Буш подписали в Москве Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружении (СНВ-2), в котором, по мнению директора департамента МИД России по разоружению и контролю над военными технологиями О. Соколова, российская дипломатия, используя момент (уход Дж. Буша с поста президента США) для достижения оптимальной договоренности, добилась "выгодных для России условий". В чем же состоят эти "выгодные для России условия", да и выгодны ли они для России вообще? Несколько слов об истории вопроса. После распада СССР его стратегические ядерные силы оказались на территориях четырех независимых государств: России, Беларуси, Казахстана и Украины. Поэтому договор СНВ-1, подписанный 31 июня 1991 г. президентами СССР и США, утратил для Соединенных Штатов практический смысл, так как СНВ России и без каких бы то ни было сокращений оказались близкими к рамкам. определенным этим Договором. Теперь уже общепризнано, что для подписания Договора СНВ-1 СССР пошел на серьезные уступки Соединенным Штатам. На сегодняшний день, даже без учета крылатых ракет морского базирования (КРМБ), по которым США имеют подавляющее превосходство, а также ядерных средств передового и двойного базирования, обладающих стратегическими возможностями по досягаемости нашей территории. Соединенные Штаты стали примерно вдвое превосходить Россию по числу ядерных боезарядов на стратегических носителях (в реальном исчислении США -13706, Россия-7700). Казалось бы. что очевидной задачей нового Договора СНВ-2, уже непосредственно между Россией и США, должны были стать устранение недостатков Договора СНВ-1 и ликвидация ныне возникшего явного дисбаланса. Однако новый договор СНВ-2 обладает еще более очевидными для России недостатками, в том числе и принципиального характера.
"Теперь, когда мы фактически отказываемся от РГЧ индивидуального наведения, мы, - считает О. Соколов, - приходим к большей стабильности и предсказуемости, к меньшему соблазну прибегнуть к стратегии первого удара". По нашему мнению, подобное утверждение более чем странное. Во-первых, непонятны сами соображения и критерии, которые были положены в основу именно этого варианта сокращения СИ В, и почему его реализация приведет к укреплению стратегической стабильности. С одной стороны, объявлены наиболее дестабилизирующими и поэтому подлежащими сокращению и полному уничтожению МБР с РГЧ, являющиеся основой боевой мощи российских стратегических ядерных сил. С другой стороны, основа боевой мощи США - подводные ракетоносцы, оснащенные баллистическими ракетами с ядерными зарядами средней мощности, способные с прилегающих к Европе морей осуществить в считанные минуты по настильным траекториям обезглавливающий и разоружающий удары по России, фактически признаны обеими сторонами, средством, укрепляющим стратегическую стабильность. Где же логика? Во-вторых, всем компетентным военным специалистам известно, что в отличие от БРПЛ с РГЧ, МБР не могут применяться для внезапного упреждающего удара, поскольку их старт сразу же обнаруживается космическим эшелоном СПРН (система предупреждения о ракетном нападении), а длительное время их полета (от 35 до 50 минут) позволяет осуществить своевременные и эффективные ответные меры, что делает такой первый удар просто бессмысленным. Так причем же здесь стабильность, предсказуемость и соблазн? Почему бы не сказать прямо и открыто: США были кровно заинтересованы в полной ликвидации таких ядерных систем - МБР с РГЧ, - против которых у них нет эффективных средств борьбы и которые обеспечивают стратегический ядерный паритет с Соединенными Штатами. С ратификацией Договора СНВ-2 США добиваются своей цели. Ну а территорию России можно будет "достать" в течение нескольких минут из европейских морей, не говоря уже о боевых возможностях авиации и сети аэродромов вокруг России, а также крылатых ракет морского и воздушного базирования.
Кроме того, для обеспечения эффективности действий подводных ракетоносцев и повышения их живучести требуются мощные морские силы общего назначения и развертывание сложнейших обеспечивающих систем, на что необходимы колоссальные материальные затраты. А именно этого в обозримый период Россия просто не может себе позволить. Что же касается моноблочных МБР, на которые должны быть заменены МБР с РГЧ, то следует иметь в виду, что такие ракеты в мобильном варианте весьма уязвимы для обычного, в том числе стрелкового, оружия, и для массовых лесных пожаров, а их эксплуатация весьма опасна для окружающей среды в случае аварий и повреждений головных частей. Вследствие этого трудно ожидать, что такие ракетные комплексы будут часто выходить на боевые позиции вне пунктов постоянной дислокации и поэтому обладать высокой живучестью. Моноблочные ракеты в шахтном варианте явно нерациональны с экономической точки зрения, т.к. весь сложнейший и дорогостоящий ракетный комплекс, включающий ракеты, шахты, энергетику, средства связи и управления, дорожную сеть и охрану, обеспечивает поддержание в боевой готовности лишь 10 ядерных боеголовок (а не 60-100, как в случае ракет с РГЧ). С точки зрения боевой эффективности рассредоточение ядерных боеголовок на моноблочных ракетах вряд ли оправданно, т.к. число боеголовок на МБР и БРПЛ американской стороны намного превзойдет число шахтных пусковых установок таких ракет. Кроме того, высокая эффективность таких ракет, так же как и ракет с РГЧ, может быть достигнута только в ответно-встречном ударе.
Эти цифры более чем наглядно свидетельствуют о том, что "выгодные для России условия" фактически приведут к окончательному подрыву стратегической мощи России, к ее одностороннему "разоружению" и дальнейшему обнищанию. Все это, в свою очередь, несомненно, негативно скажется на будущих российско-американских отношениях, может позволить США в условиях возможного обострения международной обстановки оказывать весьма опасное по своим последствиям давление на Россию и выставлять свои условия в любых сферах, в том числе и экономической. Фактически после реализации этого Договора Россия вернется к ситуации, существовавшей до достижения паритета, когда США неоднократно угрожали применением ядерного оружия и блокировали переговоры о ядерном разоружении. Таковы объективные реальные факты. И какие бы хорошие отношения ни складывались с Соединенными Штатами, какая бы ни была вера авторов настоящей статьи в то, что США не вынашивают каких-либо планов войны против России, высшие интересы России требуют сохранения МБР с РГЧ в целях обеспечения национальной безопасности. Во всяком случае, будь США на месте России, они бы поступили именно так. На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
|