ЭТНОКОНФЛИКТЫ И 'РУССКИЙ ФАКТОР'
1993 №7 (11)
Россия: проблемы национальной государственной политики |
Обозреватель - Observer |
ЭТНОКОНФЛИКТЫ И "РУССКИЙ ФАКТОР" (Опыт анализа и прогноза) Б.ПУГАЧЕВ, профессор Национальные конфликты на территории бывшего Союза ССР. включая Россию, связаны с двумя основными рядами причин. Первый ряд - нигиляция (отрицание, искусственное "снятие") национальной проблемы в рамках унитарного, "вненационального", коммунистического союзного государства. Естественно, что его кризис, а затем распад дали кумулятивный выход национальным чувствам. Второй ряд причин связан с принципиальной неспособностью либеральной модели демократии, утвердившейся на "союзном" пространстве в "посткоммунистический период", найти бесконфликтную форму взаимодействия наций в нерасчленимом этническом пространстве бывшего СССР. Более того, либерализм, лишенный естественной экономической и социальной опоры, не имеющий в постсоветских республиках собственной многослойной основы, вырождается в свою противоположность - анархо-национализм. Утверждение на геополитическом "союзном" пространстве "национальных" государств, дающих преимущества титульным, "коренным" нациям - это прямой путь к конфликтам и войнам, ибо при таком подходе оказываются ущемленными гражданские права и свободы других национальностей. В особенно неблагоприятном положении оказываются русские за пределами России, поскольку основная тяжесть дискриминации ложится на их плечи. Наглядное подтверждение тому - опыт Эстонии и Латвии. Потенциально опасным для межнационального мира в России является само перенесение философии "национального" государства ("русского", "татарского", "чеченского" и т. п.) на российскую почву. Это прямой путь к национальным конфликтам и "этническим" войнам на территории самой России. Безусловно, такой общий подход к проблеме национальных конфликтов нуждается в конкретизации. Причины конфликтов могут быть различны:
Кумулятивный выброс национальных чувств после снятия коммунистических "скреп" и стихийная форма либеральной демократии, приводящей в крайнем проявлении к воинственному национализму, лежат в основе разрастающихся национальных конфликтов и столкновений на геополитическом пространстве бывшего Советского Союза. По всей видимости, можно прогнозировать три модели развития в будущем меганационального конфликта. Первая модель связана со стихийным националистическим дрейфом на всем геопространстве, с обострением и нарастанием этноконфликтов различных по типологии. Нижняя ограничительная грань - вооруженные насильственные попытки передела существующего этнополитического пространства. Очевидно, что подобное развитие ведет к распаду всех политических, социальных и технологических связей и носит эсхатологический политический характер (пример - современная Югославия). Вторая модель связана с реинтеграцией тоталитаризма. Это - насильственный путь снятия национальной проблемы. Его реализация может принять форму военно-националистических режимов Сэтнохунта"). К наиболее значительным последствиям привело бы установление в России русского националистического режима с последующим восстановлением неоимперского строя на всем геополитическом пространстве. Третья модель - единственно мирная, предполагающая демократическое развитие. Этническая напряженность снимается через строительство федеративных государств в бывших союзных республиках (особенно это важно для Украины, Казахстана и России) не на национальной, а на демократической основе. При этом между независимыми республиками связи могли бы строиться по модели "проницаемого", толерантного суверенитета. Вектор политического прагматизма будет действовать в стремлении не допустить экономического краха в постсоветских государствах, полного разрыва технологических связей между ними, снять давление "русского фактора" в бывших союзных республиках перед угрозой установления националистических режимов. В рамках третьей модели могут быть приостановлены катастрофическая дезинтеграция "союзного" экономического пространства и движение к конфликтной форме национального взаимодействия, а также предотвращено насильственное, вооруженное расчленение единого этнопространства на территории бывшего Союза ССР. С этих позиций, на наш взгляд, и должна вырабатываться государственная российская позиция в вопросе о "российской диаспоре" в странах ближнего зарубежья. Распад СССР перевел русскую национальную проблему в новую плоскость. В "имперском" Союзе русские выступали в качестве этнического интеграционного компонента союзной государственности. Вместе с тем, в рамках этого государства происходило "расширение" русского этнического ареала (более 50% миграционных потоков в Союзе ССР было связано с переселением лиц русской национальности). Сегодня впервые за всю историю России произошел столь масштабный разлом русского этнического пространства, что само по себе уже потенциально конфликтно. В ныне независимых республиках - правопреемниках СССР формируются не демократические, а национальные государства. Это с неизбежностью влечет за собой крупномасштабную дискриминацию русского населения. На глазах здесь возникает "русская проблема", включающая в себя:
Просматриваются два крайние полюса в развитии этого процесса: а) крупномасштабный межнациональный конфликт (включая серию возможных национальных войн) на части территории бывшего СССР с установлением в конечном итоге националистического неоимперского русского господства; б) дальнейший распад по национальному признаку уже самой России, что делает судьбу русских как единого народа крайне не определенной. Желательным и минимально конфликтным был бы третий путь. Он предполагает:
Просматриваются следующие возможные ориентиры российской политики: 1. Установление в республиках федеративных форм государственности, в рамках которых русскоязычные регионы могли бы выступать в качестве субъектов федерации (особенно это важно для мирного национального развития на Украине ив Казахстане). 2. Введение государственного двуязычия во всех новогосударственных образованиях (прежде всего, на Украине, в Казахстане, Беларуси, Молдове, Латвии, Эстонии). 3. Активная поддержка создания и укрепления русскоязычных общин, включая их политическую самоидентификацию. 4. Предоставление в странах ближнего зарубежья двойного гражданства всем лицам, являвшимся гражданами России по рождению. 5. Поддержка в местах компактного проживания русских линии на образование местных национальных органов управления, создание русского национального местного "общиноуправления". 6. Выделение средств на поддержку русской культуры и образования (создание русских, славянских университетов, школ, газет и т.д.). 7. Проведение жесткого курса в отношениях с теми экс-советскими государствами, где нарушаются гражданские права, принятие единого "пакета" гарантий прав и свобод для всех граждан республик, включая русское население, с предоставлением экономических преференций (особенно в отношениях с Латвией и Эстонией). 8. Резкая активизация внешнеполитических усилий России в мобилизации поддержки справедливых требований о соблюдении гражданских прав и свобод в ближнем зарубежье. 9. Незамедлительное подписание с экс-союзными государствами соглашений: о вопросах гражданства, защите прав национальных меньшинств, миграции, правовой помощи, пенсионном обеспечении, взаимном признании дипломов, об образовании, консульские конвенции. 10. Осуществление регулярного мониторинга за позициями ведущих политических сил республик по "русской" проблеме. 11. Разработка кратко-, средне- и долгосрочных программ решения "русской проблемы на территории постсоветского геополитического пространства. Безусловно, это только некоторые соображения по бесконфликтному решению "русской проблемы". Российскому "руководству, очевидно, нужно быть готовому и к встречным требованиям по поводу этнических проблем на территории России, ибо любые меры в политике по данному вопросу предполагают взаимность. |