ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРГАНАМИ ФСБ

1998 № 12 (107)

Обозреватель - Observer 

Эксклюзив 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРГАНАМИ ФСБ

М.АРСЕНТЬЕВ, консультант Совета Федерации РФ, член рабочей группы по проблеме наукоградов, член-корреспондент Академии проблем качества, полковник

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРГАНАМИ ФСБ

Российская Федерация переживает сложный исторический этап становления новых социально-экономических отношений. Наряду с определенными положительными результатами, достигнутыми за эти годы (преодоление дефицитности, развитие финансовых и коммерческих структур и т.д.), по многим направлениям проявляются негативные явления: падение производства, вялость инвестиционного процесса, тенденции технического и технологического отставания от наиболее развитых стран, усиление зависимости от импорта продовольствия, других необходимых товаров, оборудования и технологий, резко увеличивающаяся дифференциация в уровне жизни наиболее и наименее обеспеченных слоев общества.

С позиций национальной безопасности именно экономика России является сегодня ее наиболее слабым звеном. Поэтому в нынешней ситуации обеспечение экономической безопасности для Российского государства является одной из важнейших задач.

Если попытаться сформулировать понятие «экономическая безопасность», то оно могло бы выглядеть следующим образом. Экономическая безопасность - составная часть общей системы безопасности страны, основанная на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики, выраженных через систему критериев и показателей ее состояния, в которой ключевой подсистемой является производственная, качество которой поддерживается другими подсистемами (сырьевой, кредитно-финансовой, технологической), а также всеми государственными органами через правовые, организационные, политические и другие меры, для создания благоприятных внутренних и внешних условий развития экономики, направленной на удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях.

Экономическая безопасность страны сегодня выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов самого различного профиля, включая представителей спецслужб. Связано это, прежде всего, с тем, что экономическая сфера государства является стержневой и определяет жизнеспособность прочих сфер. Влияние экономической сферы на другие более ощутимо, чем влияние этих сфер на нее. Соответственно и экономическая безопасность является доминирующей по отношению к прочим видам безопасности.

Раньше считалось, что экономическая безопасность - прерогатива органов госбезопасности. Бесспорно, правоохранительные органы, спецслужбы, в том числе и ФСБ России, - важное звено обеспечения экономической безопасности государства. Однако не следует переоценивать роль этого звена. Если сама структура экономики не обеспечивает безопасности, то вряд ли специальная надстройка над ней в виде особой системы обеспечения безопасности способна ее успешно реализовать.

ФСБ России принимает участие в обеспечении экономической безопасности страны в соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации». Однако складывающаяся ситуация потребовала в настоящее время определенной корректировки решаемых органами ФСБ задач.

Это обусловлено, в первую очередь, повышенной уязвимостью экономики в период проведения реформ, разбалансированностью и правовой неурегулированностью системы новых экономических отношений, проявлением масштабных негативных тенденций, порождающих усиление внутренних и внешних угроз экономической безопасности страны.

В этой связи первоочередные усилия органов ФСБ сосредоточены на выявлении и пресечении деятельности зарубежных спецслужб и организаций, межрегиональных и международных сообществ, направленной на нанесение ущерба российской экономике, в частности попыток контрабандного вывоза из России сырьевых ресурсов, материалов и технологий. Особое место отводится получению упреждающей информации о зарубежных партнерах и конкурентах крупнейших российских предприятий, банков, финансово-промышленных структур, их планах и замыслах, реализация которых формирует угрозы экономической безопасности России.

Информация по наиболее важным проблемам экономической безопасности нашей страны регулярно докладывается Президенту и председателю Правительства Российской Федерации.

Налаживается активное сотрудничество с Интерполом и Европолом. Совершенствуется работа по укреплению взаимодействия правоохранительных органов государств - участников СНГ, разработан и утвержден Национальный план Российской Федерации по реализации межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2000 г.

В результате реализации органами ФСБ мер по борьбе с экономической преступностью только в 1996 г. возвращено в доход государства более 1,7 трлн. руб., предотвращено нанесение ущерба на сумму более 7 трлн. руб. Нейтрализованы попытки некоторых иностранных фирм и организаций обманным путем завладеть собственностью в 35 субъектах Российской Федерации на сумму свыше 300 млрд. долл. Пресечена противоправная деятельность отдельных коррумпированных должностных лиц министерств и ведомств Российской Федерации, органов управления субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Перекрыт ряд каналов незаконного вывоза за границу сырья, энергоносителей, редкоземельных металлов, валютных ценностей. Так, в результате реализации только одной оперативной разработки Генпрокуратурой России возбуждено уголовное дело по факту вывоза за рубеж 1290 тыс. т сырой нефти общей стоимостью 129 млн. долл. Разоблачена преступная группа, переместившая в Прибалтику крупную партию палладия стоимостью 12 млн. долл., предотвращен вывоз контрабандной партии алмазного сырья на сумму 28 млн. долл. и т.д.

В 1997-1998 гг. сорван ряд крупных мошеннических акций в сфере кредитования, вскрыта преступная деятельность отдельных должностных лиц с векселями энергетических систем и хищение ими денежных средств на сотни миллиардов рублей, перекрыты новые каналы незаконного вывоза за границу сырья, энергоносителей, редкоземельных металлов, валютных ценностей. Так, в октябре 1997 г. в результате операции на международных автотрассах совместно с ГТК, МВД, ФПС России выявлено и пресечено несколько каналов незаконного ввоза на территорию Российской Федерации крупных партий продовольственных и подакцизных товаров. Задержано грузов на сумму более 121 млрд. руб. Обращено в доход государства 14 млрд. руб. Возбуждено 133 уголовных дела.

В ходе реализации оперативно-розыскного мероприятия «контролируемая поставка» с привлечением возможностей органов внутренних дел перекрыт канал поставки золота по маршруту Магадан - Москва - Ингушетия. Государству возвращено около 80 кг промышленного золота на сумму 6 млрд. руб. Возбуждением ряда уголовных дел (совместно с органами МВД) реализованы материалы в отношении преступной группы, действия которой под прикрытием американской компании «Инфинко» и Международного благотворительного христианского фонда могли нанести ущерб 44 регионам Российской Федерации на общую сумму свыше 300 млрд. долл. Задержано сырьевых товаров, подакцизной продукции и различных грузов на сумму свыше 54,570 млрд. руб., изъято более 80 т цветных металлов, а также медикаментов на сумму 700 тыс. долл. Выявлены и пресечены попытки реализации поддельных векселей Сбербанка и Федерального энергетического союза на сумму более 10 млрд. руб.

Задержаны при попытке контрабандного ввоза взрывчатки из Молдовы в Россию 6 членов международной преступной группы (изъято 15,9 кг пластита, большое количество промышленных и самодельных взрывных устройств, комплектов радиовзрывателей, оружия отечественного и иностранного производства, бое-припасов и наркотиков).

На Госзнаке Минфина России выявлены 10 поддельных векселей на сумму 500 млн. руб. и так далее.

Особую угрозу экономической безопасности нашей страны образует активность спецслужб зарубежных государств. Смещение приоритетов из области военно-политического противостояния в экономическую повлекло за собой эскалацию их разведывательно-подрывной деятельности в сфере российской экономики.

Расширяется география и спектр разведывательной деятельности с легальных позиций. Сферой жизненно важных экономических интересов этих стран определены районы Сибири и Дальнего Востока. В ряде дипломатических представительств увеличилось число установленных разведчиков, ориентированных на работу по экономической проблематике, создаются специальные аналитические подразделения. Перед разведывательным сообществом западных стран поставлена задача содействовать всеми возможными средствами обеспечению коммерческих интересов ведущих зарубежных фирм и корпораций в российской экономике. Отмечается стремление иностранного финансового капитала и спецслужб оказывать влияние на направленность и темпы реализации важнейших российских государственных программ в области обороны, науки и техники, вытеснить продукцию России с международного рынка вооружений и военной техники, получить неограниченный доступ к стратегическим минерально-сырьевым ресурсам нашей страны, современным технологиям, навязать контракты на поставку устаревших и экологически вредных производств и технологий. Использование зарубежными государствами специальных служб и организаций для оказания содействия их национальному капиталу в завоевании прочных позиций в российской экономике осуществляется посредством организации системы консультационной и советнической помощи российским ведомствам и организациям. Наблюдается избирательная направленность инвестиционной политики западных стран в сторону увеличения объема портфельных инвестиций и инвестиций в рынок корпоративных ценных бумаг за счет уменьшения доли прямых финансовых вложений в различные отрасли экономики России.

Противоправная деятельность иностранцев на российском фондовом рынке проявляется в виде внедрения в обход антимонопольного законодательства крупного зарубежного капитала в российскую экономику с целями перепрофилирования, свертывания производства или ликвидации конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг российских предприятий, завоевания внутреннего рынка России и завладения российской собственностью путем активного участия в процессах приватизации и акционирования. Прослеживается тенденция к использованию коммерческих банков, находящихся под контролем иностранного капитала, для завладения предприятиями и организациями, имеющими стратегическое значение для экономики страны. Все эти факторы весьма негативно влияют на состояние защищенности экономики России и требуют внесения серьезных коррективов в отечественное законодательство (в частности, в закон о государственной тайне и принятие закона о коммерческой тайне).

Расширяются масштабы организованной преступной деятельности в России, происходят качественные сдвиги в ее структуре. Став существенным фактором экономической и социально-политической жизни страны, этот опасный феномен образует серьезную угрозу интересам государства и общества. Организованная преступность плотно контролирует наиболее доходные сферы криминального бизнеса (незаконный оборот наркотиков и оружия, контрабанда, проституция и т.д.).

Однако наиболее опасна экспансия криминала и его капиталов в сферу легальной экономики. Располагая значительными финансовыми средствами, крупные преступные группировки активизировали попытки завладеть ведущими предприятиями страны. Для этого осуществляются многоходовые комбинации, используется критическое финансовое положение субъектов рынка. Предлагая финансовую «помощь», льготные кредиты, погашение задолженности, дилерские услуги, криминальные структуры претендуют на акции предприятий, их основные фонды, выпускаемую продукцию. К настоящему времени немало важных объектов находятся под влиянием преступных группировок, устремляющихся прежде всего в максимально прибыльные отрасли. Финансово-кредитная система, внешнеэкономическая сфера, приоритетные государственные программы (приватизация, инвестиции и т.д.) также испытывают значительное давление со стороны криминала.

Преступные формирования активно участвуют в сделках приватизации и операциях на фондовом рынке, целенаправленно приобретают акции промышленных предприятий. Так, при непосредственном участии криминальных «авторитетов» г. Липецка были приобретены Завод строительных машин, «Авторемзавод», домостроительный комбинат, ряд ресторанов.

«Авторитеты» г. Перми через контролируемые ими фирмы стали владельцами 48% акций АО «Камкабель». В Красноярском крае и Свердловской области преступники контролируют почти все банки, подавляющее большинство коммерческих и около половины государственных субъектов экономики. Аналогичная ситуация складывается и в ряде других регионов страны.

Один из факторов экспансии преступности в экономику - легализация незаконно полученных средств. «Грязные капиталы» вводятся в оборот и с позиций легальных структур работают на криминал, который, приобретая «крышу», получает дополнительные возможности реализации противоправных замыслов. Активно задействуются страховые компании, обменные пункты валюты. По оценкам экспертов, до 70% «черных» денежных средств «отмывается» в легальном бизнесе. Сохраняется тенденция поглощения небольших группировок более крупными. Такие структуры ведут аналитическую работу, исследуют «теневой» рынок, прогнозируют развитие обстановки.

В опасной степени криминализированы кредитно-финансовая и внешнеэкономическая сферы, область реализации крупных государственных приоритетных программ и инвестиционных проектов. Широко распространено нецелевое использование и хищение бюджетных средств. Продолжается проникновение криминала в топливно-энергетический, ресурсо-добывающий и перерабатывающий комплексы. В целом же угроза установления контроля криминальных структур за некоторыми секторами экономики России становится все более реальной.

В складывающихся условиях эффективность обеспечения экономической безопасности нашей страны может быть повышена путем реализации комплексного проблемно-целевого подхода при решении конкретных задач в этой сфере (в частности, в осуществлении государственного контроля за обращением стратегических ресурсов, золотовалютных резервов и т.д.).

Одним из направлений деятельности ФСБ в сфере обеспечения экономической безопасности является защита интересов негосударственного сектора предпринимательства.

Во-первых, ФСБ России участвует в обеспечении безопасности наиболее крупных (от нескольких сот миллионов долларов) инвестиционных проектов с иностранным участием. Проектов федерального уровня. Проектов, финансирование которых ведется международными организациями, иностранными государствами, а также крупными и авторитетными зарубежными собственниками капитала. Это макроэкономический уровень.

Во-вторых, ФСБ России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти активно способствует целевому использованию иностранных инвестиций, их ограждению от противоправной деятельности коррумпированных должностных лиц. На это нацелены все правоохранительные органы в соответствии с действующим законодательством.

В третьих, ФСБ России, при необходимости, готово оказывать содействие иностранным партнерам, работающим на российском рынке, в защите коммерческой тайны. Через уполномоченные российские органы ФСБ России готово высказать свои рекомендации при выборе участниками международного инвестиционного сотрудничества российских частных охранных служб и детективных агентств, к услугам которых они могут прибегнуть (естественно, на коммерческих условиях) в интересах собственной защиты от криминальных посягательств.

В целях содействия активизации инвестиционных процессов необходимо создание надежной системы, обеспечивающей решение проблем обеспечения экономической безопасности и защиты коммерческой тайны в сфере предпринимательства, в области деловой активности финансовокредитных и банковских учреждений.

В условиях либерализации экономической политики и увеличивающейся роли частного капитала, несомненна целесообразность привлечения негосударственных систем безопасности к реализации данного проекта. Обладая реальной информацией о ситуации в российской экономике, надежные отечественные частные охранные и детективные структуры способны наиболее продуктивно осуществлять работу, направленную на поддержку инвестиционной деятельности, прежде всего в секторе малого и среднего бизнеса. В этой связи необходимо подчеркнуть возрастающую роль координации усилий и совместной деятельности негосударственных структур безопасности и органов ФСБ. Особое значение в этой области придается не только контролю за работой частных детективных и охранных структур, но и их ограждений от проникновения представителей криминальной среды, выработке правовых форм информационного обмена по указанным проблемам.

Однако дальнейшее повышение результатов деятельности органов Федеральной службы безопасности значительно сдерживается накопившимся комплексом проблем.

Серьезное беспокойство вызывает текущее финансирование и материально-техническое снабжение органов ФСБ. Лимит финансирования ФСБ России на 1998 г. по сравнению с утвержденным бюджетом Ведомства сокращен на 26,2%. Общая задолженность по социальным выплатам личному составу достигла более 320 млн. руб. и продолжает с каждым месяцем увеличиваться.

Причина сокращения прозаична - недостаток финансов. Государство задолжало чекистам за вещевое довольствие за два с лишним года, «пайковые» не платят почти год. Даже зарплата выплачивается с задержкой. Двадцатое число, на которое прежде строго приходилась выплата жалованья, давно перестало быть, как его в шутку называли сотрудники госбезопасности, днем полуЧеКа. Еще печальнее дело обстоит с расходами на оперативные нужды. Зачастую нет даже бензина!

Бывший начальник финансово-экономического управления Департамента обеспечения деятельности ФСБ России Виктор Арышков незадолго до своей отставки в этом году признал, что «от состояния полной бедности в 1994 году мы опустились до абсолютной нищеты сегодня». Он привел поразительный факт - сейчас нет денег даже на вербовку агентов! Он же с горечью признал, что «в условиях рыночных отношений ни один источник не отважится на внедрение... без полного оперативного и финансового обеспечения».

Еще одной серьезной проблемой остается хроническое отставание уровня денежного содержания сотрудников ФСБ от заработной платы служащих других ведомств, в том числе входящих в силы обеспечения безопасности. Так, находящейся на ответственной работе полковник центрального аппарата ФСБ с выслугой более 17 лет получает на руки чуть более 1,5 тыс. руб., то есть менее 100 долл., которые валютная проститутка зарабатывает за час. Как тут не сравнить с социально-экономическим положением агентов ФБР, к которому правительство США, на опыт которого так часто ссылаются отечественные реформаторы, проявляет постоянное внимание и заботу.

Много нерешенных вопросов остается в социальной сфере. По сведениям Жилищного отдела Управления материально-технического обеспечения ФСБ России, на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит около 15 000 сотрудников. При сохранении ежегодного объёма жилищного строительства, достигнутого в 1997 г., время ожидания улучшения жилищных условий сотрудниками ФСБ России составит в среднем более 10 лет. К слову сказать, автор сам вот уже около 20 лет живет в коммунальной квартире и в настоящее время не видит никаких реальных возможностей положительно решить эту проблему.

Вместе с тем с начала 1998 г. (январь-апрель) средств из Федерального бюджета на целевые программы капитального строительства не поступало и, как результат, не введен в эксплуатацию ни один объект жилишно-гражданского и специального назначения. Кредиторская задолженность по капитальному строительству составляет более 220 000 тыс. руб., в том числе по жилищному строительству более 170 000 тыс. рублей.

В сложившихся условиях существует реальная угроза утраты многих высококвалифицированных кадров, особенно среднего звена, что неизбежно приведет к снижению эффективности деятельности ФСБ России, в том числе по линиям борьбы с организованной преступностью, коррупцией и терроризмом.

В целом же, в числе мер, способствующих  обеспечению экономической безопасности России, можно было бы предложить следующие:

  • скорейшее принятие федеральных законов о борьбе с коррупцией, организованной преступностью, об ответственности за легализацию преступных доходов, а также о лоббистской деятельности;

  • укрепление подразделений правоохранительных органов и спецслужб, осуществляющих борьбу с коррупцией и организованной преступностью, в кадровом, финансовом и материально-техническом отношениях;

  • разработка государственной стратегической программы регулирования внешнеэкономической деятельности, предполагающей усиление государственного контроля в этой сфере;

  • пересмотр подходов к организации кон-троля за деятельностью оффшорных компаний;

  • разработка и введение в действие Федеральной антикоррупционной программы;

  • обеспечение поддержки усилий Торгово-промышленной палаты России по налаживанию работы «Агентства экономической безопасности и управления рисками»; создание подконтрольных государству консалтинговых компаний и фирм;

  • упрощение системы налогообложения, введение в действие режимов благоприятствования для экспортируемой товаропродукции;

  • разработка системы финансово-экономической поддержки отечественных производителей товаров, а также структур, осуществляющих экспорт работ и услуг;

  • упорядочение режима регистрации субъектов экономической деятельности в части, касающейся требования наличия юридического адреса и страхования рисков от неправомерной деятельности (сосредоточить всю регистрацию в Минюсте России);

  • разработка правового механизма компенсированного изъятия у недобросовестного собственника средств производства с последующей продажей их новому собственнику;

  • ужесточение контроля государственных финансовых органов за сферой вексельного обращения.

В целом, несмотря на объективные трудности, ФСБ России продолжает с честью выполнять возложенные на нее функции.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации