У БЫВШИХ ДРУЗЕЙ

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 4/2005 г., стр. 32-38

У БЫВШИХ ДРУЗЕЙ

СОВРЕМЕННЫЕ БМП

Семен Федосеев

Еще лет двадцать назад рассказ о бронемашинах этих стран велся под заголовками «В едином строю», «У наших друзей» и т.п. Но на путях «демократизации» мы умудрились растерять прежних союзников, не без удивления обнаружив, что страны бывшего Варшавского Договора поспешили в НАТО, а на месте вполне дружественной когда-то Югославии оказались националистические «самостоятельные» образования. Тем не менее применявшиеся в этих странах бронетанковое вооружение и техника остаются в строю и даже совершенствуются

Большинство «бывших друзей» располагали советскими БМП-1 и БМП-2 и к настоящему времени представили уже не один вариант их модернизации с учетом «стандартов НАТО», а также создания специальных машин на их шасси. В ряде стран создавались и собственные модели БМП. Модернизация имеющихся танков и БМП и собственная или совместная с другими странами разработка новых их вариантов связаны как с назревшим обновлением парка БТВТ, реорганизацией сухопутных войск (с приведением и войск, и их техники в соответствие со «стандартами НАТО»), так и со стремлением поддержать собственную военную промышленность, оказавшуюся повсеместно в трудном положении

БОЛГАРИЯ

Боевые машины пехоты БМП-23 и БМП-30

В Народной Республике Болгария на заводе в г. Червен Бряг до 1997 г. выпускалась собственная БМП-23 (БМП-23А) легкого класса (по весу). БМП была разработана на основе узлов и агрегатов советской плавающей самоходной 122-мм гаубицы 2С1 «Гвоздика», выпускавшейся в Болгарии по лицензии. Выбор шасси был в целом удачен, поскольку 2С1, как и ставший ее основой многоцелевой тягач МТ-ЛБ, обладала большим запасом по модернизации, вместительным корпусом и хорошей подвижностью.

От базовой машины БМП-23 унаследовала оригинальную схему компоновки с передним расположением отделения управления, при этом моторное отделение находится позади, а агрегаты трансмиссии - впереди отделения управления. Слева в отделении управления размещается механик-водитель, справа от него - один стрелок-десантник. Их места оборудованы люками в крыше и приборами наблюдения, причем передний перископический прибор механика-водителя можно заменить прибором ночного видения пассивного (бесподсветного) типа. Башня установлена в средней части корпуса (но все же ближе к корме) позади перегородки моторного отделения. В корме находится десантное отделение с двумя люками в крыше и двустворчатой дверью в кормовом листе. Шесть десантников сидят спиной друг к другу.

БМП-23 получила двухместную башню с 23-мм автоматической пушкой, 7,62-мм пулеметом и пусковой установкой советского ПТРК «Малютка». Пушка с ленточным питанием создана на основе советского 23-мм зенитного автомата, выпускалась заводом «Арсенал», боекомплект составляет, по одним данным, 450, по другим - 600 выстрелов (патронов) в лентах. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ, для которого в боевом отделении хранится 2000 патронов. Установка вооружения стабилизирована в двух плоскостях. Пусковая установка ПТУР 9М14М «Малютка» с управлением по проводам и дальностью стрельбы до 3000 м смонтирована на крыше башни у левого борта (ПТРК «Малютка» выпускался в Болгарии «Вазовскими машиностроительными заводами») . Перезаряжание пусковой установки осуществляется вручную через люк в крыше башни. Командир сидит в башне справа от пушки, наводчик-оператор - слева. Над их местами расположены люки и приборы наблюдения. Место наводчика-оператора оборудовано комбинированным перископическим прицелом-прибором наведения с дневным и ночным каналами. В корпусе смонтированы установки для оружия десанта (включая стрелка в отделении управления) и перископические приборы наблюдения.

У БЫВШИХ ДРУЗЕЙ

Корпус и башня сварены из листов стальной брони и обеспечивают противопульную и противоосколочную защиту. Лобовые бронелисты установлены под большими углами наклона. Имеется термодымовая аппаратура (ТДА), позволяющая ставить дымовые завесы путем впрыскивания дизельного топлива в выпускной тракт двигателя (с правого борта корпуса).

Тактико-технические характеристики

БМП-23

БМП-30

Боевая масса, т

15,

15,

Экипаж, чел.

Десант, чел.

7

7

Длина по корпусу, м

7,28

7,127

Ширина, м

3,05

2,85-3,0

Высота, м

2,5

2,115 (по крыше башни)

Клиренс, м

0,

0,

Вооружение:

пушка

23-мм автоматическая

30-мм автоматическая

пулеметы

1х7,62-ммПКТ

1х7,62-ммПКТ

ПТРК

ПУ ПТУР 9М14М «Малютка»

ПУ ПТУР 9М113 «Конкурс»

Боекомплект

450 выстрелов,

600 выстрелов,

2000 патронов, 4ПТУР

2000 патронов, 4ПТУР

Двигатель:

марка

ЯМЗ-238Н

ЯМЗ-238Н

тип

Дизельный,

Дизельный,

V-образный 8-цилиндровый,

V-образный 8-цилиндровый,

жидкостного охлаждения

жидкостного охлаждения

Мощность, л.с.

302-315

30

Емкость топливных баков, л

500.......560

Трансмиссия

Механическая

Механическая

Подвеска

Торсионная

Торсионная

Гусеница

Металлическая с РМШ

Металлическая с РМШ

Максимальная скорость

хода, км/ч

61,5 по суше, 4,5 на плаву

61,5 по суше, 4,5 на плаву

Запас хода по шоссе

по топливу, км

550-600

550-600

Удельное давление

на грунт, кг/см2

0,5

0,5

Преодолеваемый подъем

35о

35о

Высота преодолеваемой

стенки, м

0,8

0,8

Ширина

преодолеваемого рва. м

2,5

2.5

Глубина брода

Плавает

Плавает

Уже в процессе производства серийных машин на башне БМП установили дымовые гранатометы советской системы 902В «Туча» (модификация БМП-23А). На этой же модификации БМП внедрили ПТУР 9М111 «Фагот» вместо «Малютки».

Силовая установка представляет собой усовершенствованный восьмицилиндровый дизель советского производства ЯМЗ-238 с водяным охлаждением, максимальную мощность которого довели до 315 л.с. Для доступа к агрегатам двигателя служит большой люк в крыше корпуса, для доступа к агрегатам трансмиссии - люк в верхнем лобовом листе. Механическая трансмиссия включает двухдисковый главный фрикцион сухого трения, карданную передачу, главную передачу, объединяющую в одном агрегате коническую пару шестерен, шести -скоростную коробку передач и двухпоточные планетарно-фрикционные механизмы поворота, однорядные бортовые передачи (планетарные редукторы).

Ходовая часть включает на один борт семь одинарных обрезиненных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, первый и последний узлы подвески снабжены гидравлическими амортизаторами. Поддерживающих роликов нет. Ведущее колесо переднего расположения, со съемными зубчатыми венцами. Гусеница двухгребневая, ширина трака гусеницы 315 мм, шаг трака 111 мм.

Машина оборудована фильтровентиляционной установкой, системой обогрева обитаемых отделений и быстродействующим ППО.

Выпущен был и разведывательный вариант машины БРМ-23 с экипажем из пяти человек, дополнительным оборудованием разведки и связи, уменьшенным числом амбразур в корпусе.

В 1990-е гг. на базе БМП-23А была создана БМП-30 с башней, в целом аналогичной советской БМП-2. Производство новой БМП освоил тот же завод АО «Бета» в г.Червен Бряг, приватизированный в 1999 г. (хотя вопрос с оплатой лицензий России уже коммерческим предприятием толком не решен).

Двухместная башня вооружена автоматической 30-мм пушкой 2А42 советского образца с высоким темпом стрельбы и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом. В боекомплект пушки входят выстрелы с бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасными выстрелами (патронами). Углы вертикального наведения установки вооружения до + 74°, имеется стабилизатор вооружения 2Э36-1. Командир и наводчик-оператор располагают перископическими прицелами-приборами наблюдения БПК-1-42 и приборами ночного видения. Для стрельбы по воздушным целям служит прицел 1ПЗ-3. На крыше башне смонтирована пусковая установка ПТРК 9М111 «Фагот» с дальностью стрельбы до 2000 м или 9М113 «Конкурс» с максимальной дальностью стрельбы до 4000 м. Укладка выстрелов к пушке и патронов к пулемету, снаряженных в ленты, выполнена на вращающемся полике боевого отделения. Укладки ПТУР выполнены под башней (одна ПТУР) и на правом борту корпуса (три ПТУР). Башня имеет силовые приводы наведения. Для стрельбы из оружия десанта служат девять бортовых установок с шаровыми опорами и перископическими приборами наблюдения.

По бортам башни установлены блоки по три дымовых гранатомета системы 902В «Туча», управляемой наводчиком-оператором. В остальном машина аналогична БМП-23. Она оснащена ТДА, радиостанцией Р-123М, танковым переговорным устройством (у экипажа), автоматическим ППО, системой ПАЗ.

На 2003 г. в сухопутных войсках Болгарии имелось 214 БМП. В рамках «Программы развития оборонной промышленности на период до 2010 года» предложена разработка новой БМП-2000.

ПОЛЬША

Боевые машины пехоты BWP-1 и BWP-1M

Советская БМП-1, производившаяся в Польше по лицензии, получила обозначение BWP-1 (Bojowy Woz Piechoty-1, прямой перевод БМП-1). На 2000 г. сухопутные войска Республики Польша насчитывали более 1400 БМП, однако около половины этих машин уже выработали свой ресурс еще к концу 1990-х гг. На 2004 г. имелось уже 1248 БМП и 33 БРМ-1 на их базе.

В 1990-е гг. в Польше появился ряд вариантов модернизации BWP-1 для ее приближения к стандартам НАТО. К работам привлекались и зарубежные фирмы. В частности, испытывались BWP-1 с башнями «Деко» (Deco) и BWP-1M с башней «Шарпшутер» (Sharpshooter): обе вооружались 25-мм пушками.

С участием шведских специалистов была разработана BWP-40. Неудивительно, что эта БМП получила основное вооружение и элементы системы управления огнем, аналогичные шведской CV-90. На корпус BWP-1 установили двухместную башню с 40-мм автоматической пушкой «Бофорс» с магазинным питанием. В состав СУО входят перископические комбинированные прицелы командира и наводчика, тепловизионный прицел, электронный баллистический вычислитель. Стабилизатора вооружения нет. Имеется термодымовая аппаратура.

Новая башня потребовала значительно большей ширины погона, а размеры подбашенной части боевого отделения заставили сократить число перевозимых в корпусе десантников до шести человек. Соответственно «лишние» передние амбразуры в бортах корпуса (для ручных пулеметов) заварили, оставив для оружия десанта семь установок. Однако тонкобронный корпус легкой BWP-1 оказался недостаточно жестким, чтобы выдерживать отдачу пушки такой мощности, и при стрельбах были замечены деформации его крыши и внутренних деталей.

Сообщалось, однако, что несколько машин BWP-40 поступили на вооружение 12-й механизированной дивизии совместного германо-датско-польского армейского корпуса.

Аналогичный комплекс вооружения получила и опытная польская БМП BWO-40, представленная в 1998 г. Эта БМП выполнена на шасси советского МТ-ЛБ (также выпускался по лицензии в ПНР) и рассчитана, скорее, на зарубежные заказы, ведь этими бронированными тягачами располагают многие страны.

С другой стороны, в 2002 г. министерство обороны Польши объявило конкурс на разработку колесной ББМ и по результатам отобрало в качестве базы машину AMV разработки финской фирмы «Патри уиклз» с 30-мм автоматической пушкой. Она может служить

своеобразной «колесной БМП» для сил быстрого реагирования.

У БЫВШИХ ДРУЗЕЙ

Один из вариантов модернизации польских BWP-1 предусматривает установку двухместной башни Е8 производства немецкой компании Rheinmetall Landsysteme (слева); усовершенствованная базовая башня BWP-1

(лицензионный вариант советской БМП-1).

Тактико-технические характеристики BWP-40

Боевая масса, т

15,

Экипаж, чел.

Десант, чел.

6

Длина, м

6,735(с пушкой вперед)

Ширина, м

2,9

Высота, м

2,57

Клиренс, м

0,37

Вооружение:

пушка

40-мм автоматическая

пулеметы

1х7,62ПКТ

Двигатель:

марка

УТД-20

тип

Дизельный, V-образный

6-цилиндровый

мощность, л.с.

300

Емкость топливных баков, л

440

Трансмиссия

Механическая

Подвеска

Торсионная

Гусеница

Металлическая с РМШ

Максимальная скорость

хода по шоссе, км/ч

65

Запас хода по шоссе по

топливу, км

350

Преодолеваемый подъем

31о

Ширина преодолеваемого

рва, м

2,5

Высота стенки, м

0,7

Боевая машина пехоты BWP-2000

В конце 1990-х гг. в Польше разработали новую БМП BWP-2000, взяв в качестве базы опять же советскую машину - многоцелевой гусеничный транспортер-тягач МТ-С промежуточного класса по массе. Получившаяся БМП относится уже к «тяжелым».

BWP-2000 имеет классическую схему компоновки с передним расположением МТО (справа) и отделения управления (слева), боевого отделения в средней и десантного - в кормовой части корпуса. В отделении управления, разделенным с МТО перегородкой, находится механик-водитель. Командир машины и наводчик размещаются в двухместной вращающейся башне и имеют отдельные люки в крыше башни. Восемь полностью экипированных десантников сидят в десантном отделении, имеющем для посадки и высадки откидывающуюся кормовую аппарель с электромеханическим приводом.

Комплекс вооружения выбрали итальянский. На БМП смонтирована башня итальянской компании «ОТО-Бреда», ранее в опытном порядке ставившаяся на итальянскую БМП VCC-80. В башне спаренно установлены 60-мм автоматическая пушка Т60/70А и 7,62-мм пулемет. Начальная скорость снаряда HVMSW60 составляет 1630 м/с, что позволяет ему пробивать гомогенную броню толщиной до 240 мм. Пушка снабжена эжектором. По бортам башни находятся две бронированные пусковые установки ПТУР «Toy». Новая СУО включает стабилизатор вооружения, перископический прибор наблюдения командира с панорамным обзором, комбинированный прицел с тепловизионным ночным каналом.

Однако БМП может быть вооружена и другой артсистемой - предложены варианты установки автоматических пушек калибром 40, 35, 25 и 23 мм. В варианте машины огневой поддержки или «истребителя танков» машина может быть вооружена и 105-мм пушкой. Соответственно комплексу вооружения (и типа башни, разумеется) масса BWP-2000 может составлять от 25 до 29 т.

У БЫВШИХ ДРУЗЕЙ

Новая польская БМП BWP-2000.

У БЫВШИХ ДРУЗЕЙ

Тактико-технические характеристики

BWP-2000

Боевая масса, т 25,0.....29,0

Экипаж, чел,

Десант, чел. 8

Длина м 7300(с пушкой вперед),

6,81 м (по корпусу)

Ширина, м 3,25

Высота по крыше башни, м 2,51

Вооружение:

пушка 60-мм

пулеметы 1x7,6

ПТРК 2хПУ ПТУР BGM-71 «Toy» (TOW)

Боекомплект 32 выстрела калибра 60 мм,

2 000 патронов калибра 7,62 мм,

4ПТУР

Двигатель:

марка S-12K

тип Дизельный, V-образный

12-цилиндровый

мощность, л.с. 700

Максимальная скорость хода

по шоссе, км/ч 70

Запас хода по шоссе по топливу, км 500

Преодолеваемый подъем 31°

Ширина преодолеваемого рва, м 2,5

Высота стенки, м 0,6

Корпус БМП с наклонными лобовыми бронелистами и прямыми бортами сварен из стальной брони, обеспечивающей защиту от пуль и легких осколков, но предполагается использование дополнительной брони. Для постановки дымовых завес служат гранатометы системы 902В «Туча», установленные на башне двумя группами по четыре, и термодымовая аппаратура.

В МТО установлен дизельный двигатель S-12K (модификация советского В-12) мощностью 700 л.с. Ходовая часть шестиопорная. Сдвоенные обрезиненные опорные катки имеют торсионную подвеску. Ведущие колеса переднего расположения. Верхние ветви гусениц прикрыты кожухами.

РУМЫНИЯ

Боевые машины пехоты MLI-84 и MLI-84M

В Румынии также производилась по лицензии советская БМП-1. Однако едва освоив производство советского образца, румыны внесли в него ряд изменений, создав, таким образом, собственную модификацию. Она получила обозначение MLI-84.

Главным отличием стало дополнение комплекса вооружения БМП-1 еще и 12,7-мм пулеметом ДШКМ. Пулемет смонтирован на турельной установке на крыше десантного отделения у левого борта. Огонь из него может вести стрелок из числа десантников, для чего ему нужно высунуться в верхний люк. Таким образом, румыны, подобно немцам и швейцарцам, снабдили БМП дополнительной пулеметной точкой, правда, в более простом варианте. Использование для этого крупнокалиберного пулемета, видимо, связано со стремлением поражать противника в укрытиях и вести борьбу с воздушными целями. Боекомплект пулемета составляет 500 патронов. Остальное вооружение и боекомплект румынской машины соответствуют БМП-1.

Углы вертикального наведения пушки и спаренного пулемета от -4 до +30°. Для стрельбы из оружия десанта имеется девять установок (из них две для ручных пулеметов). Для постановки дымовой завесы БМП оборудована термодымовой аппаратурой.

Внешние отличия MLI-84 от БМП-1 кроме установки ДШКМ - гладкий верхний лобовой лист бронекорпуса, иная форма подфарников, опорные катки большей толщины. По массе и размерам MLI-84 несколько превышает БМП-1.

На начало 2004 г. в вооруженных силах Румынии насчитывалось 177 БМП MLI-84. На шасси БМП была создана СУ М89 (аналог советской 2С1 «Гвоздика») со 122-мм гаубицей Д-32 советской разработки в башне кругового вращения и экипажем из пяти человек. В боекомплект СУ входят 122-мм выстрелы раздельного заряжания с кумулятивными, осколочно-фугасными, дымовыми, практическими снарядами.

Одновременно с модернизацией основных боевых и средних (ТР-85) танков и объявлением о разработке нового основного боевого танка (с участием германской компании «Краусс-Маффей») было намечено и обновление парка легких бронемашин - модернизация БМП MLI-84 и организация производства колесного (8x8) БТР RIN-94.

Была представлена MLI-84M с новым комплексом вооружения. На корпус БМП установили боевой модуль OWS-25 разработки израильской фирмы «Рафаэль». Модуль включает 25-мм автоматическую пушку с ленточным питанием, спаренный с ней 7,62-мм пулемет (справа от пушки), спаренную пусковую установку (слева от пушки) ПТУР типа 9М14-2 «Малютка-2» с тандемной боевой частью и полуавтоматическим наведением по проводам. Все вооружение вынесено за пределы обитаемого отделения и имеет приводы дистанционного управления. Модуль обслуживается одним наводчиком-оператором, рабочее место которого оборудовано прицелом-прибором наблюдения и наведения с дневным и ночным каналами. По бортам корпуса смонтированы дымовые гранатометы (по три на борт), сохранена и термодымовая аппаратура.

«Горная боевая машина» MLVM

Оригинальной румынской бронемашиной стала так называемая «горная боевая машина» MLVM. Хотя она представляет собой легкий бронетранспортер, приспособленный для действий на резкопересеченной местности, стоит вкратце рассмотреть здесь и ее.

Схема компоновки машины напоминает БМП-1 или MLI-84: МТО расположено в передней части корпуса справа, слева от него размещается механик-водитель, за ним в корпусе - командир машины. Над их местами в крыше выполнены люки и установлены перископические приборы наблюдения. В средней части корпуса находится одноместная башня, в кормовой - десантное отделение с двустворчатой дверью в кормовом листе.

Тактико-технические характеристики

MLI-84

MLI-84M

Боевая масса, т

16,6

16,6

Экипаж, чел.

Десант, чел.

9

9

Длина, м

7,

7,

Ширина, м

3,15

3,15

Высота по крыше корпуса, м

1,57

1,57

Клиренс, м

0,37

0,37

Вооружение:

пушка

73-мм 2А28 «Гром»

25-мм

автоматическая

пулеметы

1х12,7-мм ДШКМ,

1х12,7-мм ДШКМ,

1х7,62-мм ПКТ

1x7,62-мм

ПУ ПТРК

1х9М14М «Малютка»

2х 9М14-2 «Малютка-2»

Боекомплект

40 выстрелов, 500 патронов калибра 12,7 мм,

2000 патронов калибра 7,62 мм , 4 ПТУР

Двигатель:

тип

Дизельный,

Дизельный,

V-образный 6-цилиндровый

V-образный 6-ицлиндровый

мощность, л.с.

360

360

Трансмиссия

Механическая

Механическая

Подвеска

Торсионная

Торсионная

Максимальная скорость хода, км/ч

70 по суше, 8 на плаву

70 по суше, 8 на плаву

Запас хода по шоссе по топливу, км

500

500

Преодолеваемый подъем

35°

35°

Ширина преодолеваемого рва, м

2,5

2,5

Высота стенки, м

0,7

0,7

Глубина брода

Плавает

Плавает

Тактико-технические характеристики MLVM

Боевая масса, т

9,8

Экипаж, чел.

Десант, чел.

7

Длина, м

5,85

Ширина, м

2,87

Высота по крыше башни, м

1,95

Клиренс, м

0.38

Вооружение:

пулеметы 1х14,5-ммКПВТ,.

1х7,62-ммПКТ

Боекомплект 500 патронов калибра 14.5мм.

2000 калибра 7,62мм

Двигатель:

тип

Дизельный

мощность, л.с.

15

Емкость топливных баков, л

480

Удельное давление на грунт, кг/см2

0,47

Максимальная скорость хода, км/ч

48

Запас хода по шоссе по топливу, км

680-740

Преодолеваемый подъем

35о

Ширина преодолеваемого рва, м

1,5

Высота стенки, м

0,6

Глубина брода, м

0,6

В башне спаренно установлены 14,5-мм и 7,62-мм пулеметы. Прицел смонтирован в специальном приливе с левого борта башни. В корпусе имеются установки для оружия десанта. Корпус с наклонной установкой бронелистов и коническая башня сварены из стальной брони и обеспечивают противопульное бронирование.

Ходовая часть включает на один борт шесть одинарных обрезиненных опорных катков и три поддерживающих ролика. Ведущие колеса переднего расположения. Гусеница двухгребневая. Невысокое удельное давление на грунт повышает проходимость машины, сравнительно небольшая длина опорной поверхности - поворотливость. В кормовых дверях установлены топливные баки. Машина оборудована системой ПАЗ, быстродействующим ППО.

На базе MLVM выполнены 120-мм самоходный миномет, транспортная бронированная машина для снабжения войск на передовой.

ЧЕХОСЛОВАКИЯ/ЧЕХИЯ

БМП BVP-1 и машины на ее базе

Чехословакия наряду с Польшей закупила лицензию на производство БМП-1 вскоре после ее появления в Советской Армии. Боевая машина, освоенная в 1970-1975 гг. (с активным участием советских специалистов, конечно) в производстве и поставлявшаяся в чехословацкую армию под обозначением BVP-1, практически не отличалась от БМП-1. С 1986 г. на этом шасси выпускалась собственная БРЭМ VPV.

У БЫВШИХ ДРУЗЕЙ

В 1990-е гг., согласно договору об обычных вооружениях в Европе, Чехословакия должна была сократить число своих БМП. Чтобы не отправлять исправные БМП в переплавку, их переоборудовали в специальные машины, в том числе бронетранспортеры, разведывательные и другие машины. Так был создан гусеничный бронетранспортер ОТ-90: на стандартные корпуса BVP-1 ставили башни, снятые с колесных бронетранспортеров ОТ-64 (польское обозначение SKOT) с 14,5-мм пулеметом КПВТ и спаренным с ним 7,62-мм пулеметом. Уже на базе ОТ-90 создали БРМ VP-90, машину снабжения DP-90, санитарно-эвакуационную машину ОТ-90 ZDR (высота 1,8 м, рассчитана на одного раненого на носилках и четырех сидячих или на шестерых сидячих). Кроме того, на шасси BVP-1 выполнили КШМ ZV-90, миноукладчик MU-90 (без башни), самоходную звуковещательную станцию BVP-lB Boure III.

После распада Чехословакии на два «независимых государства» произошел раздел вооружения и военной техники. Так, на 2000 г. Чехия имела 804 БМП-1 и БМП-2 (BVP-1 и BVP-2) и 440 БТР ОТ-64 и ОТ-90, Словакия располагала 476 БМП и 207 БТР ОТ-90. На 2004 г., согласно официальным данным, за Чехией числилось 880 БМП, за Словакией - 404 БМП и 120 БТР (из них 113 ОТ-90 и семь ОТ-64).

Чешские специалисты, опираясь на достаточно высокий уровень своей военной промышленности, предложили ряд вариантов модернизации БМП-1 как с целью доведения до стандартов НАТО собственных машин и машин своих соседей - новых членов НАТО, так и для модернизации БМП-1 в странах, ранее относимых к «третьему миру». Пример тому - BVP-1MB с 30-мм автоматический пушкой в низкопрофильной башне. Кроме того, в Чехии на шасси БМП-1 (BVP-1) были разработаны следующие образцы:

- командно-штабная машина VIP (1993 г.) для низшего звена управления. Корпус БМП увеличен в средней части для размещения рабочих мест офицеров управления и дополнительного оборудования;

- машина артиллерийской разведки «Снежка» (Snezka). Блок оптических приборов смонтирован на складной гидравлической стреле, установленной на переделанном корпусе БМП-1 и обеспечивающей высоту подъема блока над землей до 10 м. «Снежка» вооружена пулеметом для самообороны. Предлагается также монтаж на стреле пусковых установок ПТУР;

У БЫВШИХ ДРУЗЕЙ

Самоходная система разминирования SVO.

- машина передовых наблюдателей (представлена на выставке IDET-99 в Брно) с блоком аппаратуры разведки и наблюдения на подъемной штанге для системы управления артиллерии ASPRO, сопрягаемой с системами управления НАТО. Высота подъема штанги до 4, 3 м, дальность обнаружения типовых целей телекамерой днем до 10 км, ИК-прибором ночного видения до 6 км, дальность работы лазерного дальноме-радо 10км. Экипаж состоит из трех человек;

- БРМ BPzV;

- КШМ OT-R5;

- машина связи МРР-40Р; -3CYBVP-1 STROP;

- самоходная система разминирования SVO;

- санитарно-эвакуационная машина. Кроме того, В Чехии в 1990-е гг. был

создан проект «колесной БМП» «Зубр» на шасси 6x6 или 8x8 с 25-мм автоматической пушкой в башне.

У БЫВШИХ ДРУЗЕЙ

СЛОВАКИЯ

Большинство словацких машин В VP-1 подлежало снятию с вооружения или переоборудованию в машины другого назначения. Так, в Словакии на шасси БМП-1 (BVP-1) разработали:

- БРМ DP-90;

- 120-мм самоходный миномет PRAM-S на удлиненном на один каток шасси;

- машину передовых артиллерийских наблюдателей DPK-90;

- БРЭМ DTP-90;

- самоходную установку разминирования с 24 направляющими для реактивных зарядов разминирования (каждый заряд создает в минном поле проход длиной до 100 и шириной до 5 м);

- бронированную санитарно-эвакуационную машину AMB-S (ZDR). При высоте по корпусу 2,05 м машина вмещает пятерых раненых на носилках или девятерых сидячих.

ЮГОСЛАВИЯ

Боевые машины пехоты BVP M80 и М80А

В Югославии, старавшейся, по возможности, оснащать свои сухопутные войска вооружением и техникой собственного производства и при этом сохранять определенную экономическую и политическую независимость, последовательно строилось несколько моделей БМП. Армия СФРЮ, видимо, под влиянием советской БМП-1 (в Югославии обозначалась BVP-1) и французской АМХ-10Р выбрала концепцию легкой БМП.

Модель М-980 появилась в начале 1970-х гг. явно не без участия французских специалистов (была использована силовая установка, аналогичная французской АМХ- ЮР) и с использованием некоторых элементов выпускавшегося в СФРЮ с 1965 г. плавающего гусеничного бронетранспортера М60. Впервые югославская БМП была представлена публике в мае 1975 г., впоследствии переименована в М80. Модернизация М80 дала вариант BVP M80A, впервые показанный публике в 1980 г. Эта модель БМП широко применялась в гражданской войне в Югославии, но производство ее из-за той же войны и прекратилось.

Схема компоновки BVP M80 и М80А аналогична схеме советской БМП-1: механик-водитель и командир сидят один за другим впереди слева, силовой блок расположен справа от них, одноместная башня размещена в средней части корпуса, а десантное отделение - в кормовой. Десантники сидят по трое спиной друг к другу. Посадка и высадка производятся через две двери в кормовом листе, кроме того, имеются два больших люка в крыше десантного отделения. Механик-водитель и командир располагают своими люками в крыше корпуса.

У БЫВШИХ ДРУЗЕЙ

Боевая машина пехоты М80А.

В башне установлены 20-мм автоматическая пушка М55 (пушка HS804 «Испано-Сюиза», производившаяся в Югославии по лицензии) и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ. Углы вертикального наведения установки вооружения от -5 до + 75°. Пушка рассчитана на борьбу с наземными легкобронированными и с воздушными (как утверждается, на дальностях до 1500 м) целями. В задней части на крыше башни справа смонтирована сдвоенная пусковая установка ПТУР «Малютка» с максимальной дальностью стрельбы 3000 м, также выпускавшаяся в Югославии. Перезаряжание пусковой установки осуществляется вручную через люк в крыше башни. Комбинированный прицел с дневным и пассивным (бесподстветным) ночным каналами смонтирован в левой части башни. Его головка может поворачиваться в вертикальной плоскости, что позволяет использовать прицел в качестве зенитного. Прибор наведения ПТУР имеет кратность усиления 6х. В бортах десантного отделения смонтировано по три установки для оружия десанта с перископическими приборами наблюдения, системой отсоса пороховых газов и гильзоуловителями, еще по одной установке находится в кормовых дверях. Корпус с наклонной установкой броневых листов и коническая башня БМП сварены из листов стальной брони и обеспечивают противопульную и противоосколочную защиту.

В МТО машины BVP M80A установлен четырехтактный 10-цилиндровый дизельный двигатель 10V003 FAMOS с непосредственным впрыском топлива, развивающий мощность 315 л.с. (232 кВт) при 2500 об/мин (на М80 ставился дизель с турбонаддувом «Савием» HS-115-2 мощностью 260 л.с), сблокированный с простой неавтоматической механической трансмиссией, включающей главный фрикцион, коробку передач и планетарные механизмы поворота. Также в один блок собраны элементы системы охлаждения двигателя и воздухоочиститель. Доступ в МТО осуществляется через два люка: в верхнем лобовом и в правом бортовом бронелистах корпуса.

Ходовая часть включает на борт пять одинарных обрезиненных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской и два поддерживающих ролика. Первый и последний узлы подвески снабжены гидравлическими амортизаторами. Ведущее колесо переднего расположения. Ширина трака гусеницы 300 мм. Машина преодолевает водные преграды вплавь без подготовки, двигаясь по воде со скоростью до 7,8 км/ч за счет перематывания гусениц, верхние ветви которых прикрыты гидродинамическими кожухами с гидродинамическими решетками в корме. Перед входом в воду поднимается волноотражающий щиток на верхнем лобовом листе корпуса и включается насос для откачки воды. Штатное оборудование включает радиостанцию с выводом штыревой антенны в корме корпуса у левого борта, автоматическое ППО, систему ПАЗ, приборы ночного видения. Машина оборудована также ТДА и может ставить дымовые завесы за счет впрыскивания дизельного топлива в выпускной тракт двигателя (с правого борта корпуса).

На шасси БМП М80 и М80А строились ЗСУ М80А SPA со спаренной 30-мм автоматической пушкой и новой СУО, самоходный ПТРК M80LT (М80А LT), самоходный ЗРК SAVA с пусковыми установками ЗУР «Стрела-ЮМ», КШМ М80А KB батальонного звена и М80А КС ротного звена с дополнительными средствами связи, санитарно-эвакуационная машина М80А SN, а также БМП BVP M80AK с 30-мм пушкой. М80 LT несет на корпусе низкопрофильную башенку с двумя строенными пусковыми установками ПТУР типа «Малютка», защищенными сетчатым ограждением. Санитарно-эвакуационная М80А SN массой 14 т при высоте 1,8 м перевозит четырех раненых на носилках и двух сидячих или восьмерых сидячих.

«Государственные образования», появившиеся на месте распавшейся в результате гражданской войны (поддерживаемой из-за рубежа) и прямой агрессии НАТО Югославии, унаследовали и ее боевую технику. На 2000 г. в Союзной Республики Югославия имелось 568 БМП BVP M80 и М80А, в Хорватии - 109. На начало 2004 г. оставшиеся от Югославии Сербия и Черногория располагали 557 БМП, националистическая Хорватия - 104,Босния и Герцеговина - 35, Словения - 29, Македония - 10.

Тактико-технические характеристики

BVP M80

BVP M80A

Боевая масса, т

13,6

1

Экипаж, чел.

Десант, чел

7

7

Длина, м

6,

6,

Ширина, м

2,9

2,995

Высота, м

2,3 (по крыше башни)

2,67

Клиренс, м

0,

0,

Вооружение:

пушка

20-мм М55

20-мм М55

пулеметы

1х7,62-мм ПКТ

1х7,62-мм ПКТ

ПТРК

2 ПУ ПТРК «Малютка»

2 ПУ ПТРК «Малютка»

Боекомплект

400 выстрелов,

1400 выстрелов,

2250 патронов,

2000 патронов,

4 ПТУР

4 ПТУР

Двигатель:

марка

HS 115-

FGAMOS 10V00

тип

Дизельный,

Дизельный,

8 -цилиндровый

V-образный,

10 -цилиндровый

V-образный,

жидкостного охлаждения

жидкостного охлаждения

мощность, л.с.

260

315

Емкость топливных баков, л

-

510

Трансмиссия

Неавтоматическая механическая

Гусеница

Металлическая с РМШ

Удельное давление

на грунт, кг/см2

0,6

0,67

Максимальная скорость

хода, км/ч

60 по суше, 7,5 на плаву

64 по суше, 7,8 на плаву

Запас хода по шоссе

по топливу, км

500

500

Преодолеваемый подъем

35о

35о

Ширина рва, м

2,

2,

Высота стенки, м

0,8

0,8

Глубина брода (без подготовки)

Плавает

Плавает

У БЫВШИХ ДРУЗЕЙ

У БЫВШИХ ДРУЗЕЙ

Литература

1. Армейский сборник 2004 // №2.

2. Зарубежное военное обозрение 1995 // №5; 1997 // №№ 5, 7; 2000 // №№ 19 12- 2003 // №№3,4; 2004//№№ 1,2, 5.

3.FossC. Modern Tanks. Glasgow, HarperCollins Publishers, 1985.

4. Jane's Tank Recognition Guide by C.Foss. Glasgow, HarperCollins Publishers, 1985.

5. Przegled Wojsk Ladowych 1993//№ 6,

6. Strelecka Revue 1999//№10.

7. Tracked & Wheeled Light Armoured Vehicles. International Defence Reviw 1986//№8.

8. Материалы фирм-производителей.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации