Творцы отечественной бронетанковой техники

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 11/2007, стр. 34-37

Творцы отечественной бронетанковой техники

Э.Б. Вавилонский

Продолжение.

Начало см. в «ТиВ» №10-12/2005г., №1/2006г.

Использованы фото из архива семьи И.А. Набутовского и из книги Э.Б. Вавилонского «Какэто было...» (Нижний Тагил, 2001 г.).

Об учителе и наставнике И.А. Набутовском

«Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени».

Н.А. Некрасов

Среди выдающихся инженеров-самоучек на Руси были не только И. Кули-бин, И.И. Ползунов, Е. и М. Черепановы, а в советское время А.А. Морозов, М.Т. Калашников, АА. Микулин и др., не имевшие высшего образования. Менее известными, но, может быть, не менее талантливыми были и даже работали среди нас создатели новой бронетехники, скромные, тихие, умнейшие конструкторы.

Лучшим из них в танковом КБ Уралвагонзавода - отделе «520» (ныне - Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения, или УКБТМ) во второй половине прошлого столетия был Иосиф Абрамович Набутовский - начальник бюро нового проектирования (соответствует нынешней должности начальника отдела).

Он окончил трудовую школу, проучившись 5 лет, и Киевский механический техникум.

В характеристике на И.А. Набутовского главный конструктор знаменитого танка Т-34 А.А. Морозов, многократно применяя слово «очень» писал: «Характер очень спокойный. В работе очень усидчив и терпелив.

В решении очень сложных вопросов имеет хорошую теоретическую подготовку и умело использует ее. В работе дисциплинирован и инициативен. Имеет способности к изобретательству. Работает ровно и лучше самостоятельно».

В личном деле приведена справка об изобретениях Набутовского:

а) машинка для крепления наконечников шнурков (ботинок?);

б) устройство для поворота башен. Мы с начальником сектора отдела нового проектирования В.М. Дудаковым, хорошо знавшие своего начальника, посмеялись над этой смешной записью кадровиков, так как знали о множестве блестящих изобретений Иосифа Абрамовича, которыми он столбил найденные компоновочные решения танков и конструкции сложнейших узлов.

И.А. Набутовский воспитал целую группу кандидатов технических наук: С.Д. Лоренцо, С.Ф. Петрова, С.А. Куща (защитился, перейдя на другую работу, но любовь к науке получил в бюро нового проектирования). Звания «Заслуженный конструктор России» был удостоен его ученик Василий Михайлович Дудаков - лучший компоновщик КБ.

Заместителем Набутовского в пятидесятые годы прошлого столетия был кандидат технических наук, доцент Уральского политехнического института М.Г. Кизин - грамотнейший инженер, в совершенстве владевший в полном объеме всеми техническими знаниями, с которыми может столкнуться в своей работе инженер-механик. В кармане его пиджака всегда находилась маленькая логарифмическая линейка и он виртуозно владел ею.

Часть своего рабочего времени Михаил Георгиевич добровольно выделял на консультации конструкторам КБ по самым разным возникающим у них проблемам и студентам, выполнявшим курсовые и дипломные проекты. Он знал на память тысячи формул, умело извлекал их из своей головы в нужный момент и с помощью логарифмической линейки в короткое время давал исчерпывающий ответ по возникшей проблеме. Особенно востребован Кизин был при проектировании сложных узлов, требующих знаний в области теплотехники, газовой динамики, теории двигателей внутреннего сгорания.

Им были спроектированы турбовен-тилятор системы охлаждения танка, осевой вентилятор, получивший высокую оценку центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), радиаторы системы охлаждения с гофроох-лаждающими пластинами, внедренными в серийное производство, воздухоочистители и др.

Я подробно остановился на сложных работах Кизина потому, что все они находились в поле зрения его начальника- И.А. Набутовского, который был его техническим руководителем.

Было интересно наблюдать за спорами, возникавшими между этими титанами. Инициатором споров был всегда Иосиф Абрамович. Из тихого, скромного, молчаливого часами человека он превращался в трибуна, нервно ходил по помещению, повышал голос, забывая о том, что все работники бюро были вынуждены прекращать свою работу.

В появившейся недавно Интернет-версии «Дневника главного конструктора Александра Александровича Морозова» (обработка записей и подготовка рукописи В.Л. Чернышева), неоднократно упоминается желание Морозова, переведенного в 1951 г. из танкового КБ Нижнего Тагила в танковое КБ Харькова, добиться перевода к себе И.А. Набутовского и М.Г. Кизина.

Школу Набутовского прошли многие начальники отделов КБ, включая золотых медалистов - выпускников бронетанковой академии, и меня - выпускника Казанского авиационного института.

Кто-то на юбилее Иосифа Абрамовича назвал его «нашим университетом». И это было очень точное определение.

У Набутовского был особый вкус к инженерным расчетам. Он не принимал на веру ни одной формулы или графика из многочисленных отчетов, присылаемых в КБ из головного отраслевого института ВНИИ-100 (впоследствии - ВНИИТРАНСМАШ). Все выводы формул, графики выполнял сам, используя приводимые в отчетах данные испытаний.

К огорчению именитых, остепененных ученых - авторов толстых отчетов и солидных статей, находил в них серьезные ошибки, влияющие на результаты выводов.

Для Иосифа Абрамовича не существовало научных авторитетов. В споре с ним было бесполезно прикрываться именем известного ученого. Он не робел перед учеными, так как ничего не принимал на веру. И в этом была его сила!

Запомнился приезд в Нижний Тагил энергичной Е.В. Калининой-Ивановой (будущая доктор технических наук), назначенной в то время во ВНИИТМ руководителем научно-исследовательских работ по проблемам воздухоочистки для ГТД. В пухлом отчете по вопросам воздухоочистки, написанной и изданной Еленой Владимировной, Иосиф Абрамович нашел ошибки, о чем официально сообщил в адрес института.

Оскорбленная замечаниями и правками научного отчета провинциальным инженером, К.-Иванова начала «разборку» с нашим начальником на очень высоких нотах. Битва продолжалась несколько часов, но по всему было видно, что эта, безусловно, талантливая, умная и трудолюбивая гостья из северной столицы глубоко зауважала Набутовского.

К любой технической проблеме Набутовский подходил, глубоко изучив ее и обязательно обработав теоретически. Огромный центральный ящик его стола и все другие были плотно упакованы блокнотами, испещренными его аккуратным почерком. На клетчатой бумаге блокнота или миллиметровке содержались нарисованные эскизы конструкций узлов и приведены их полные расчеты. Итоги проделанной работы Иосиф Абрамович излагал в формулах, графиках и лаконичных выводах. А бесценными результатами этой работы мог и не поделиться до поры, до времени ни с кем.

Самое удивительное, что через несколько лет благодаря ясному уму и отличной памяти он легко находил востребованные материалы среди многих десятков блокнотов и обращался с записями так, как будто они были написаны накануне.

В услугах расчетного бюро Набутовский никогда не нуждался. Все расчеты выполнял сам. В конце своего трудового пути даже возглавлял расчетный отдел.

Иосиф Абрамович с удовольствием работал вечером, когда в бюро становилось тихо и никто не отвлекал его от работы. Всегда задерживался на работе допоздна, а случалось, даже ночевал на рабочем месте, если дежурный вовремя не замечал его и опечатывал двери коридора.

Он верил в свои способности и трудолюбие. Как-то сказал мне, что нет такой проблемы, которую нельзя решить. Этот жизненный постулат был для него установкой перед решением различных задач, которые он ставил перед собой всю жизнь.

Не имея специальных знаний в электронике и телетехнике, он собрал цветной телевизор (тогда их еще не было в продаже в нашем городе).

В 1958 г. я увлекся ионизаторами воздуха. В печати стали публиковаться статьи о благотворном влиянии на человека легких, отрицательных ионов воздуха в изобилии встречающихся на курортах Абхазии, высокогорье, у водопадов, в лесах и т.п. Появились специально созданные аппараты, искусственно продуцирующие легкие, отрицательные ионы воздуха. По утверждению известного академика А.А. Микулина (в прошлом - Генерального конструктора авиационных двигателей), установка ионизаторов воздуха в кабине боевого самолета благотворно сказывается на самочувствии экипажа, снижая утомляемость, повышая внимание, улучшая реакцию и сообразительность людей. Захотелось применить новинку в опытных образцах танков.

Состоялась моя командировка в Москву, встреча с изобретателями ионизаторов, руководителем экспертной комиссии Минздрава СССР по изучению влияния ионизаторов на здоровье человека академиком Абросовым.

Из Москвы я привез два образца ионизаторов инженера Равича, чертежи ионизаторов конструкций академиков Микулица и Чижевского, а также твердое убеждение больше не заниматься установкой ионизаторов в танках.

Все искусственные ионизаторы продуцируют отрицательные ионы в огромном количестве, в сотни раз превосходящих количество ионов, образующихся в естественных условиях. При передозировках отрицательными ионами воздуха человеку становится не комфортно, появляется головная боль, сонливость и т.п. Широкое применение ионизаторов в лечебных целях стало сдерживаться отсутствием специальных малогабаритных и доступных по цене аппаратов, способных определять количество ионов на определенном удалении человека от ионизатора. Это позволяло бы дозировать количество получаемых человеком отрицательных ионов. К сожалению, счетчики ионов в нашей стране из-за их сложности и больших размеров в единичных экземплярах имели только несколько специализированных институтов.

О военном применении ионизаторов надо было забыть.

Но Иосиф Абрамович хотел жить долго как абхазцы. Он стал создавать счетчик ионов.

Каково же было мое удивление, когда однажды я увидел в квартире Набутовского громоздкое сооружение (самодельный счетчик отрицательных ионов воздуха), занимавшее большую часть двух бытовых помещений.

Сложная задача была им решена!

Меня поражало, как он справлялся со сложными задачами.

В пятидесятых годах Иосиф Абрамович взялся за разработку подогревателя силовой установки. О сложности конструкции подогревателя и значимости его для танка свидетельствует то, что за внедрение в серию для танка Т-54 первого подогревателя авторскому коллективу была присвоена государственная премия СССР. Созданный коллективом бюро нового проектирования по замыслу Набутовского усовершенствованный подогреватель стал компактнее предыдущего, надежнее в эксплуатации, а по теплопроизводительности превосходил свой прототип почти в полтора раза. Этот подогреватель был внедрен в серийное производство и пользовался большой любовью в армии.

Творцы отечественной бронетанковой техники

Творцы отечественной бронетанковой техники

Опытный танк объект«167Т» на испытаниях.

Газотурбинный двигатель ГТД-ЗТ.

Творцы отечественной бронетанковой техники

Моторно-трансмиссионное отделение опытного танка объект «167Т».

С.Д. Лоренцо, активно работавший по отработке элементов камеры сгорания и котла под руководством своего начальника, защитил диссертацию, после чего перевелся во ВНИИТМ.

Через несколько лет, став начальником отдела силовых установок, я много раз сожалел, что подогреватель Набутовского-Лоренцо не вошел в состав танка Т-72. Подогреватель в танке Т-72 располагается в боевом отделении. Согласно решению министра оборонной промышленности, все узлы, размещаемые в боевом отделении танка Т-72, кроме автомата заряжания, требовалось унифицировать с танком Т-64А.

«Наследуемый» харьковский подогреватель отличался низкой надежностью - в эксплуатации часто коксовался. К чистке топки он не был приспособлен. Болезни этого сложного узла стали моей головной болью.

Поисковые работы по повышению надежности работы подогревателя заняли продолжительное время. На подогревателе появился редуктор. Штатный электродвигатель насосного узла был переведен на форсированный режим работы. Через какое-то время от конструкции подогревателя танка Т-64А ничего не осталось. Подогреватель стал надежным в эксплуатации, но армия стала иметь два типа подогревателей, близких по характеристикам, габаритам и не взаимозаменяемых.

Когда Набутовскому была поставлена задача возглавить опытно-конструкторские работы КБ по созданию опытных образцов танков с газотурбинными двигателями (ГТД), Иосиф Абрамович не знал, что такое «энтальпия» и «энтропия» газов, как пользоваться диаграммой «I-S» (используется в теории и тепловых расчетах ГТД), но через короткое время он усвоил теорию ГТД и до тонкостей уяснил конструкцию двигателя.

Процесс познавания нового типа двигателя проходил оригинально и в сжатые сроки. Вечером после работы Иосиф Абрамович искусственно вовлекал меня в споры по вопросам, относящимся к теории или конструкции ГТД (моя специальность - инженер-механик по авиационным двигателям - ГТД).

При этом он требовал от меня оперировать в споре наиболее доступным для него языком физики и элементарной математики.

Споры были шумными и продолжались по дороге к его дому. Возле дома они продолжались еще час-полтора. Так проходило наше взаимное обучение новому делу. Сейчас этот метод, которым умело пользовался мой начальник, называется «мозговой штурм». Признаюсь, мне приходилось дома тщательно готовиться к продолжению споров и это поднимало мою квалификацию. Я быстро вырос до руководителя группы.

Творцы отечественной бронетанковой техники

Общий вид радиально-тангециальной решетки с направляющим аппаратом:

1 - плоская инерционная решетка; 2 - направляющий аппарат.

Набутовским была разработана оригинальная конструкция узла, сочетавшего в себе осевой вентилятор Кизина, нагнетающего в моторно-трансмиссионное отделение (МТО) танка воздух под небольшим избыточным давлением, и плоскую радиально-кольцевую решетку для очистки воздуха от пыли. Решетка устанавливалась на выходе из вентилятора. Наддув МТО благоприятно сказывался на характеристиках ГТД, а оригинальная конструкция воздухоочистителя (ВО) не требовала его обслуживания в процессе эксплуатации.

Также исключалось засорение и обледенение ВО.

Для оценки эффективности системы воздухоочистки потребовалось создать специальный стенд, что само по себе являлось грандиозной задачей.

Количество воздуха, потребляемого ГТД, в 4 раза больше, чем у дизеля. Это определяло громадные размеры стенда и требовало приготовления многих тонн пыли. Пыль готовилась в лаборатории путем помола песка по специальной методике. Стенд требовал оснащения мощными воздуходувками, дозаторами для подачи пыли в поток воздуха.

Набутовскому удалось организовать работу по проектированию стенда, изготовлению, монтажу, подготовке кадров для проведения испытаний. На начальном этапе всем этим приходилось заниматься мне, потом к работе подключился С.Ф. Петров. Он завершил ее защитой кандидатской диссертации и своим переводом впоследствии по конкурсу в свердловский вуз.

В период выполнения опытно-конструкторской работы по созданию газотурбинного танка Набутовский проявил недюженные технические и организаторские способности в качестве руководителя темы, завершив ее созданием двух танков - объектов «167Т» и «166ТМ», не имея практически никакой научно-технической поддержки со стороны отраслевых НИИ, приступивших к развертыванию собственных работ в этой области одновременно с нами.

Во время запуска танкового ГТД и первого выезда танка в опытном цехе и КБ были остановлены все работы, так всех удивил этот необычный танк и звук работающего двигателя. Многие не верили, что малогабаритный двигатель, многие корпусные детали которого изготавливались из листового проката, способен перемещать тяжелую боевую машину. Пытались предугадать, сколько метров до поломки пройдет этот танк.

В «Предварительном отчете по полигонным испытаниям экспериментального танка с газотурбинным двигателем (объект «167Т»)», выполненным в 1965 г. центральным танковым полигоном на Кубинке Московской области (ныне ГУЛ 38 НИМИ МО РФ), сказано: «Уралвагонзаводом им. Ф.Э. Дзержинского, впервые в Советском Союзе, в 1963- 1964 гг. были созданы экспериментальные образцы средних танков с газотурбинными двигателями ГТД-ЗТ...».

Ныне подтверждено документально, и это никем из сторонних организаций и заграничных фирм не оспаривается (эти факты доведены до всех военных учебных заведений, общевойсковой академии им. М.В. Фрунзе, СКВ «Турбина», ЧТЗ, ВНИИТМ, НИИД, авиационного ОКБ-29, МВТУ, ЧПИ, Завода им. Климова, Омского КБ трансмаш, ОАО «Спецмаш», 38 НИИИ МО РФ, ГАБТУ МО РФ, высших руководителей ГАБТУ и отрасли, бывшего главного конструктора отдела «520» Л.Н. Карцева) что:

1. Первый выезд объекта «167Т» в пробег на полигон Уралвагонзавода осуществлен 11 апреля 1963 г.;

2. Объект «167Т» является первым в мире газотурбинным танком, полноразмерным и полностью укомплектованным как боевая машина.

Поэтому в бронетанковом музее Уралвагонзавода перед объектом 167Т на табличке должна быть внесена запись: «Первый в мире газотурбинный танк-объект «167Т» создан в 1963 г. Руководители работ: заместитель главного конструктора отдела «520» В.Н. Венедиктов и начальник бюро нового проектирования И.А. Набутовский. Главный конструктор - Л.Н. Карцев»;

3. Объект «167Т» является первым натурным газотурбинным танком, продемонстрированным в пробеге высшим государственным деятелям страны.

Это свидетельствовало о том, что руководство Уралвагонзавода и главный конструктор танкового КБ Л.Н. Карцев представили на центральный военный

полигон в подмосковную Кубинку не макет, не подвижный стенд-шасси, а опытный образец танка, изготовленный в соответствии с директивными документами Правительства и Управления Начальника танковых войск (УНТК). Танк был принят военным представительством УНТК.

В процессе соревновательного демонстрационного пробега с новейшим харьковским дизельным танком Т-64 перед правительственными трибунами объект «167Т» показал свое превосходство в скорости.

На основе тщательного анализа результатов испытаний объектов «167Т» и «166ТМ» и прогнозирования развития танкового двигателестроения танковое КБ Уралвагонзавода совместно с Управлением Начальника танковых войск Министерства обороны в то время пришло к выводу о неперспективности газотурбинного танка. Подробные обоснования этого решения изложены в книге автора «Как это было...», Н. Тагил, 2001 г.

В выработке этого мужественного решения активное участие принял Иосиф Абрамович Набутовский, затративший много сил и бессонных ночей для создания и доводки необычного танка с новым типом силовой установки.

Благодаря такому решению УКБТМ удалось определить правильное направление в перспективном развитии отечественного и мирового танкостроения в части выбора типа силовой установки с 4-тактным дизельным двигателем. Это помогло сохранить на Уралвагонзаводе танковое производство в период массовой гибели многих заводов ВПК после распада СССР и, тем самым, спасти от краха бронетанковую отрасль страны. Два других танковых завода России в Санкт-Петербурге и Омске, занятые в советское время изготовлением газотурбинных танков Т-80У, не имея заказов от Министерства обороны России и от иностранных заказчиков, прекратили производство этих танков, а омский завод был объявлен банкротом.

В 1972 г. при проведении ответственных войсковых испытаний 15 опытных танков-объектов «172М» (прообраз серийного танка Т-72) произошло разрушение лопаток вентиляторов системы охлаждения силовой установки, вызванных образованием трещин усталостного характера в корневых сечениях. Лопатки были изготовлены по рекомендации ВНИИТМ из титанового сплава ВТ-6С и обладали прекрасными прочностными показателями при статических нагрузках. В танковых условиях при значительных знакопеременных динамических нагрузках и вибрациях этот материал не оправдал возлагаемых на него надежд. Пришлось вернуться к изготовлению лопаток из традиционного алюминиевого сплава Д16АТ, показатели механической прочности которого резко уступали титановому материалу. Но Д16АТ не был чувствителен к усталости. Однако при переключении передач с высшей на низшую из-за забросов оборотов вентилятора алюминиевые лопатки вентилятора начали терять свою устойчивость, что приводило к разрушению вентилятора и близко расположенных узлов от разлетающихся осколков вентилятора.

Никто не представлял себе, как решить возникшую проблему. Все внимание КБ и его руководства было обращено к моему отделу. Я оказался в драматической ситуации.

Тогда по своей инициативе к работам подключился расчетный отдел УКБТМ, которым в это время руководил мой учитель и наставник И.А. Набутовский. Отложив в сторону все свои дела, он лично взялся за решение проблемы. Предложенные им варианты конструкций лопаток вентилятора вызвали всеобщее удивление. Применив в качестве материала традиционный алюминиевый сплав Д16АТ, «не боящийся усталости», он для повышения устойчивости лопатки ввел вдоль нее «антиаэродинамичный зиг» - выдавку и изменил диаметр, количество и расположение заклепок крепления каждой лопатки к диску и покрывному кольцу. Для расчета вентилятора разработал свою методику.

Результаты испытаний подтвердили правильность конструктивной задумки Набутовского. Очередное всеобщее удивление оказалось сильнее первого. Выбранные форма и расположение зига, упрочнив лопатку, практически не повлияли на ухудшение КПД и производительность вентилятора.

Когда по состоянию здоровья Иосифу Абрамовичу пришлось оставить работу и переехать с супругой к дочери в Челябинск, мы изредка навещали его. К стыду нашему, делали это все реже, оправдывая себя своей крайней занятостью в командировках.

В 1985 г. мы с В.М. Дудаковым застали своего учителя уже в постели разбитого параличом. Он мог говорить медленно и с огромным трудом. Я долго держал в своей руке его ледяную руку. Растроганный вниманием к себе Иосиф Абрамович произнес, запавшие в душу слова: «Я никогда не забуду тепло твоей руки».

Иосиф Абрамович сокрушался резкому ухудшению памяти и, глядя на нас, говорилс ужасом, что забыл тактико-технические характеристики танка Т-72...

Через год его не стало.

На Уралвагонзаводе были изготовлены два опытных образца газотурбинных танка: объекты «167» и«166ТМ».


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации