Техническое обеспечение ОКСВ при подготовке и выводе войск из Афганистана
ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 8/2007, стр. 8-15
Техническое обеспечение ОКСВ при подготовке и выводе войск из Афганистана
B.C. Королев
Накануне вывода войск
После завершения операции «Магистраль» к нам в штаб армии в Кабул в преддверии предстоящего вывода контингента советских войск из Афганистана зачастили многочисленные комиссии, начиная от штаба и управлений военного округа и до Главной военной прокуратуры и Главного Политического Управления.
Пока в Женеве проходили переговоры и консультации, прибыли представители Генерального штаба для организации предстоящей передачи части вооружения Афганистану, создания трехмесячных запасов имущества, боеприпасов и т.д. Уже в январе 1988 г. мы стали готовить свои предложения, что из имеющегося у нас в наличии мы готовы предложить афганским военным, учитывая состояние и запас хода (ресурс) техники до очередного ремонта. Надо отметить, что техника была изношена и постоянно участвовала в боевых действиях. Предстоящая работа была весьма ответственна, так как была на контроле государственных органов - министерств обороны и иностранных дел и ГКЭС СССР.
Пока шла подготовка наших предложений, бандформировния повысили активность своих действий-увеличилась интенсивность обстрелов пунктов дислокации, сторожевых застав, постов и транспортных колонн. В этот период помимо девяти совместных боевых действий прошло шесть операций по поддержке армии Афганистана, 11 частных боевых действий, 32 операции по реализации разведданных, 2070 засадных мероприятий. Все эти операции проводились на боевой технике с применением штатного стрелкового и артиллерийского вооружения. Так что в ожидании вывода войск 40-я армия не сидела сложа руки. На основании требований Руководителя оперативной группы (ОГ) Министерства обороны СССР генерала армии В.И. Варенникова я подготовил доклад, в котором изложил наши соображения о передаче вооружения афганской армии. В начале апреля 1988 г. в наш адрес из Генерального штаба поступила директива, предусматривающая подготовку к передаче по перечню техники и военных городков, парков со всеми элементами обслуживания и ремонта жилищно-казарменных строений. Одновременно нас обязывали отремонтировать афганскую штатную боевую технику.
7 апреля 1988 г. после встречи в Ташкенте М.С. Горбачева с Наджибуллой министр обороны СССР подписал директиву, в которой говорилось: «Вывод войск в случае подписания Женевских соглашений между Афганистаном и Пакистаном осуществить согласно утвержденному плану с 15 мая 1988 г. по 15 февраля 1989 г. в два этапа». К директиве прилагался график вывода, подготовленный усилиями Генерального штаба, штабов ТуркВО и 40-й армии. 14 апреля 1988 г. состоялось подписание Женевских соглашений, и мы практически приступили к исполнению директивы министра обороны СССР.
В период подготовки к выводу советских войск, согласно директивыМО СССР, до 15 мая 1988 г. афганским частям было передано:
- 209 бронетранспортеров БТР-60, 312 БТР-70, 179 танков Т-62, 72 БРДМ;
- 168 гаубиц Д-30, 236 зенитных установок, 86 минометов, 5834 стволов стрелкового оружия, 12БМ-21 «Град».
- 2116 грузовых и 238 легковых автомобилей, 222 подвижные мастерские.
При подготовке к передаче вооружения и техники личным составом частей под руководством офицеров технических служб полков, дивизий и армии был выполнен колоссальный объем работ. В этот же период в целях оказания помощи частям афганской армии, МВД и МГБ наши ремонтники восстановили в объеме текущего и среднего ремонта 239 танков и базовых машин, 80 БМП-1, 586 БТР-60 и БРДМ, 285БТР-152,21152-мм гаубицу Д-1, 11 130-мм пушек М-46, 35 122-мм гаубиц М-30, 16 100-мм пушек БС-3,30 85-мм пушек Д-48,93 76-мм пушки ЗИС-3, 23 57-мм пушки ЗИС-2, 250 82-мм минометов, 428 зенитных средств. 10945 единиц стрелкового оружия было приведено в боеготовое состояние, 4235 автомобилей отремонтировано.
Устранение неисправностей и ремонтные работы проводились выездными бригадами в пунктах дислокации частей армии и МВД под контролем представителей ГРАУ, ГБТУ и ГлавТУ и с еженедельным докладом в Генеральный штаб ВС СССР. Все эти мероприятия проходили на фоне проведения таких боевых действий, как «Завеса», «Барьер» и «Юг-88».
Огромная работа была также проведена в подготовительный период по созданию трехмесячных запасов всех видов имущества и боеприпасов в гарнизонах афганской армии, МВД и МГБ в Джелалабаде, Гардезе, Кандагаре, Кундузе, Шинданде, Герате, Кабуле, Джабаль-Уссарадже, Баглане, Пули-Хумри, Мазари-Шарифе. Всего было оставлено 85061 т запасов, в том числе 13270 т боеприпасов, 1092 т БТ имущества, 571 т AT имущества, 2570 т авиабоеприпасов, 24320 т горючего. Из этих запасов для армии предназначалось 61061 т, МВД - 15500 т, МГБ -8450 т.
За активное руководство подчиненными частями в деле оказания помощи Вооруженным Силам Республики Афганистан в укомплектовании вооружением и техникой, создании трехмесячных запасов боеприпасов я был награжден афганским орденом «Звезда 1-й степени».
На первом этапе вывода войск с 15 мая 1988 г. из гарнизонов Джелалабада, Газни, Гардеза, Файзабада, Кундуза, Лашкаргаха и Кандагара должны были выдвигаться 50,2 тыс. военнослужащих на штатной боевой технике, за исключением тех образцов, которые подлежали передаче частям афганской армии. По просьбе Наджибуллы в график вывода войск были внесены поправки по северной и западной группировкам. Вместо Шинданда и Герата они были в последний момент выведены из Кундуза. К началу вывода советских войск группировка мятежников составляла 4492 отряда и групп численностью 160580 чел., из них наиболее активных- 1776 отрядов, имевших в своем составе 67090 чел., готовых в любой момент нанести удар по выдвигающимся колоннам наших войск.
Районами наибольшей концентрации мятежников оставались провинции Тахар, Бадахшан, Парван, Каписа, Вардак, Кунар, Нангархар, Пактия, Газни, Кандагар, значительные силы душманов также были сосредоточены вдоль основных коммуникаций, где находилось до 65% от общей численности группировки моджахедов. Учитывая вероятность нападения душманов на наши колонны, необходимо было принять целый комплекс мер боевого обеспечения при совершении марша в сторону госграницы СССР. Исходя из этого, вывод колонн должен был проводиться в условиях полной самостоятельности в вопросах охраны и обороны с использованием штатного вооружения и боевой техники. Для взаимодействия с фронтовой авиацией и артиллерией предусмотривалось иметь в каждой колонне трех авианаводчиков авиации и трех корректировщиков огня артиллерии. На опасных участках охрану и оборону предполагалось осуществлять блокированием десятью батальонами 103-й вдд, 345-го опдп и 108-й мед на восточном направлении. Блокирование выдвижения войск на западном направлении должны были взять на себя шесть мотострелковых и три танковых батальона. Авиации надлежало прикрывать войска методом барражирования восемью Су-25, а также четырьмя вертолетами Ми-8МТ и четырьмя Ми-24.
Общее взаимодействие провел командующий армией генерал-лейтенант Б.В. Громов на макете местности. Был определен состав центра боевого управления (ЦБУ) и порядок его перемещения, а также назначены оперативные группы для контроля за прохождением колонн и организации безаварийной эксплуатации на опасных участках маршрута с целью недопущения ДТП. Я был назначен во главе оперативной группы на перевале Саланг. Накануне вывода войск комиссией армии под руководством командующего армией был проведен смотр готовности каждой колонны к маршу. В составе этой комиссии мне пришлось поработать в частях, дислоцированных в Газни, Гардезе, Джалалабаде и Файзабаде на восточном направлении и в частях Кабула, выводимых в мае 1988 г.
Научно-практическая конференция
Перед тем, как перейти к изложению материала по организации технического обеспечения марша, хотелось бы вкратце рассказать о научно-практической конференции, проведенной накануне вывода войск, а именно 16 апреля 1988 г. На конференции присутствовали представители Военно-научного управления Генерального штаба ВС СССР во главе с генерал-майором Г.В. Николаевым, постоянные представители Главных управлений МО (ГРАУ, ГБТУ и ГлавТУ), находящиеся в составе Оперативной группы Министерства обороны СССР во главе с генерал-лейтенантом В.А. Богдановым, сотрудники военных представительств из городов Арзамас, Курган и Набережные Челны (т.е. предприятий по выпуску БТР-70 и БТР-80, БМП-2 и автомобилей КамАЗ). Мне довелось быть основным докладчиком на этой конференции. Тема была непростая и обширная, но весьма актуальная в свете дальнейшего развития вооружения и боевой техники - «Особенности применения вооружения и боевой техники в условиях данной характеристики ТВД и оперативно-тактических особенностей при проведении войсковых операций и частных боевых действий. Общая оценка эффективности и надежности техники и вооружения в ходе боевых действий в Афганистане. Необходимость и перспективы использования накопленного опыта боевого применения вооружения для дальнейшего совершенствования и развития». Для подготовки к докладу пришлось с начальниками всех служб, родов войск и штаба армии исследовать всю собранную статистику за почти 10-летний период эксплуатации ВВТ в Афганистане с учетом ведения активных боевых действий в условиях горной и пустынно-песчаной местности в резко континентальном климате.
По каждому образцу были проанализированы все выявленные отказы и поломки, как в ходе эксплуатации, так и по причине конструктивных, производственных и технологических недостатков, выявленных суровыми условиями Афганистана.
Приведем некоторые замечания по всем видам боевой техники и вооружения и прозвучавшие тогда предложения по устранению недостатков.
Предложения по совершенствованию некоторых образцов техники
а) по танкам Т-62 u T-55:
- изменить конструкцию направляющего колеса за счет изготовления его из качественного высоколегированного сорта металла и дополнительного введения в структуру конструкции колеса легированных компонентов, усиливающих ребра жесткости;
- упрочить конструкцию и технологическую основу баков-стеллажей и усилить сварные швы, так как при подрыве танка на мине или фугасе баки изламываются и заклинивают артвыстре-лы в стеллажах;
- усилить торсион привода компрессора танка Т-62 (при напряженной эксплуатации в условиях повышенных температур и сильной запыленности имели место случаи поломки этого торсиона);
- в целях повышения живучести башни танка требуется установка дополнительной брони, и не только на передней (лобовой) части, но и с боков и сзади;
- для обеспечения сохранности днища танка при подрывах на фугасах и минах в районе посадочного гнезда балансира второго и первого задних катков необходимо прочностное усиление;
- пересмотреть химический состав резиновых массивов бандажей опорных катков танков, эксплуатируемых в горно-пустынной местности;
- предусмотреть в конструкции Т-62 и Т-55 установку автоматизированной системы защиты электродвигателей и блоков питания электроспецоборудования по типу устанавливаемых на Т-72, Т-64иТ-80;
- для улучшения обзорности (вертикальных углов) изменить конструкцию смотровых приборов наблюдения и их крепления в шахтном пространстве командирского люка.
б) по БМП:
- для повышения устойчивости и надежности крепления опоры башен заменить пластмассовые опорные шары на стальные;
- усилить кронштейны роликов опоры полика в боевом отделении;
- из-за плохой надежности крепления заводской дополнительной брони предусмотреть ее замену на резинометаллическую противокумулятивную защиту, подобную защите на танке Т-62;
- изменить конструкцию гидродинамической решетки и способ ее крепления на БМП, так как данная решетка при эксплуатации в горных условиях разрушается вследствие попадания в ее ребра осколков камней;
- усилить ступицы опорных катков и усовершенствовать технологию наклейки резинового бандажа;
- при подрыве на минах маслобак разрушается по сварным швам, поэтому необходимо усиление сварных швов и жесткости перегородок и стенок маслобака;
- пересмотреть конструкцию крепления ребристого листа, который служит в качестве крыши моторно-трансмиссионного отделения;
- для исключения случайного спадания гусеничной ленты при эксплуатации в горных условиях нужно смонтировать на ступице ведущего колеса между венцами дополнительный отбойный диск;
- усилить кронштейн крепления пушки 2А42 с целью исключения появления трещин на ее стволе через 2000- 3000 выстрелов;
- изменить конструкцию установки под ПТУР более универсальной турелью, обеспечивающей установку пулемета «Утес» и АТС-17.
в) по колесным БТР:
- усовершенствовать конструкцию редуктора привода вентилятора. Пересмотреть технологию закалки зубьев шестерен редуктора и шлицев ведомого вала;
- установить бойницу с правой стороны от лобового стекла для возможности ведения огня из ручного пулемета с места командира машины;
- для исключения перегрева двигателей на БТР-60, БТР-70 и поступления необходимого количества охлаждающего воздуха переделать привод жалюзи для их открывания во всех плоскостях и регулирования утла забора встречного потока воздуха;
- обеспечить нормальный доступ к кранам системы охлаждения, а поэтому пересмотреть их размещение;
- усилить технологически днище в месте нахождения водителя и командира машины;
- изменить конструкцию деталей подвески и узлов ходовой части, которые размещены в носовой части машины;
- изменить технологию изготовления картера рулевого управления с целью повышения его прочности;
- внедрить электромеханический привод башни, предусматривающий изменение скорости наведения вооружения на цель и резкого переброса с максимальным наведением.
г) по вооружению:
- переделать конструкцию крепления бронезащиты на зенитных установках ЗУ-23-2 и усилить прочностную жесткость;
- упрочить конструкцию стволов гаубиц Д-30 и усилить сальниковые элементы противооткатных устройств при стрельбе выстрелами с полным зарядом;
- изменить конструкцию и повысить надежность досылателей и механизма запирания ствола 122-мм самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика», 152-мм 2СЗ «Акация» и миномета 2С4 «Тюльпан»;
- в конструкцию 30-мм пушки 2А42 на БМП-2 включить устройство, исключающее перекос снарядов при заряжании, и повысить надежность работы электросхемы пушки;
- предусмотреть установку дополнительной броневой защиты для укрытия личного состава во время движения на марше. На 122-мм самоходной гаубице 2С1 «Гвоздика» смонтировать приборы наблюдения водителя с большими углами обозрения;
- на 152-мм самоходной гаубице 2СЗ «Акация» необходимо установить 12,7-мм зенитный пулемет НСВ (ДШК) для защиты расчета от воздействия огня стрелкового оружия;
- для всех РСЗО предусмотреть боковые съемные броневые листы для защиты пакета направляющих от попадания пуль и осколков при движении в колоннах;
- установить на командно-штабных машинах комплексов 1В12и 1В17 приборы наблюдения с увеличенными углами возвышения для ведения наблюдения за вершинами высот.
Кроме того, штабом РВиА армии были высказаны предложения по повышению эффективности артиллерийского вооружения и улучшению защищенности личного состава от огня душманов.
Состоящая на укомплектовании артиллерийских частей РЛС засечки огневых позиций АРК-1 не нашла широкого применения из-за сложности при эксплуатации и наличия при этом большого количества отказов. С учетом перспектив оснащения артиллерийских дивизионов и полков необходимо усовершенствовать и создать разведывательные РЛС для войсковой артиллерии со следующими параметрами:
а) разведывательно-поисковый режим должен быть как круговым, так и секторным с автоматическим переключением с одного режима на другой;
б) обеспечение приема отраженного сигнала от мин (снарядов) калибра 80 мм и выше;
в) станции должны быть малогабаритными и переносными;
г) гарантировать возможность дистанционного управления и сопряжения со средствами поражения (автоматический перерасчет координат целей, отклонения разрывов снарядов).
Предложения по повышению эффективности применяемых боеприпасов
1. По РСЗО 9П140 «Ураган»:
- необходимость увеличения дальности стрельбы боеприпасов 9М51 («Карантин») и уменьшение рассеивания;
- использование головок самонаведения для боеприпасов 9М27К2.
2. По 152-мм самоходным гаубицам 2СЗМ «Акация»:
- необходимость применения кассетных противотанковых боеприпасов с головками самонаведения;
- в боеприпасе «Сахароза» применять ВВ повышенного могущества;
- увеличить мощность вышибного заряда для боеприпасов с готовыми элементами ЗШ-2.
3. По боеприпасам РСЗО БМ-21 «Град»:
- для зажигательных боеприпасов необходимо повысить температуру горения зажигательного вещества;
- создать кассетную боевую часть.
4. По высокоточным боеприпасам:
- применяемые высокоточные артиллерийские боеприпасы в ходе ведения боевых действий малоэффективны из-за многочисленных естественных помех. Радиолокационный принцип наведения мины (снаряда) исключает возможность массированного применения одновременно нескольких высокоточных боеприпасов по одному объекту поражения.
Некоторые замечания по отдельным образцам вооружения
Вооружение и боевая техника, эксплуатируемые в условиях Афганистана, работали в условиях высоких температур, сильной запыленности и большого коэффициента загрузки. Эксплуатация артиллерийских систем в этих жестких условиях выявила различного рода конструктивные и производственные недостатки, которые требовали заводских изменений.
По 152-мм самоходной пушке 2С5 «Гиацинт»:
- отказы в электроцепях управления артиллерийской части:
- выходы из строя выбрасывателей;
- случаи отключения обоих ручьев боеукладки;
- деформация рычага подъема площадки наводчика;
- ненадежное крепление рукоятки стопорения опорной плиты в боевом положении;
- появление при длительной боевой работе трещин в сварных швах ряда агрегатов;
- неудовлетворительная затяжка топливных трубопроводов на подогревателе, что способствовало подтеканию топлива.
По 152-мм самоходной гаубице 2СЗМ «Акация»:
- случаи течи жидкости из противооткатных устройств;
- поломки механизма досылания;
- недостаточная жесткость конструкции корпуса и живучесть элементов ходовой части, нагрузки на которую резко возросли;
- недоработанность конструкции блоков охлаждения базовой машины.
По 122 -мм гаубице Д-30:
- течь жидкости из тормоза отката и накатника;
- необходимость повышения прочности и износостойкости деталей затвора;
- усиление конструкции домкратов. По 82-мм миномету 2Б9 «Василек»:
- выявились частые отказы автоматики;
- поломки бойков ударника при интенсивной стрельбе.
По 120-мм орудию «Нона-С»:
- течь жидкости из противооткатных устройств;
- случаи поломки бойка;
- существующая конструкция выхлопного коллектора не исключает попадание выхлопных газов на заряжающего при подаче выстрелов с грунта.
Войсковые разведчики на основе полученного опыта также высказали предложения по усовершенствованию разведывательной техники, а также свои нарекания по работе ряда комплексов радиотехнической разведки в условиях горно-пустынной местности.
Была дана оценка (в целом положительная с рядом замечаний) средствам инженерных войск, их эффективности в условиях развязанной моджахедами «минной войны».
Кроме того, на конференции серьезное внимание уделялось также вопросам использования фронтовой и армейской авиации и, исходя из боевого опыта, было сделано много практических предложений по повышению эффективности за счет усовершенствования не только конструкции самолетов и вертолетов, но и оснащения их бомбами и средствами минирования.
Итоги работы конференции подвел начальник штаба оперативной группы МО СССР генерал-лейтенант Богданов. К сожалению, я не располагаю данными, в какой мере материалы этой конференции были использованы руководством Вооруженных Сил СССР и военной промышленности.
В ходе вывода войск
В период с 17 по 24 апреля 1988 г. осуществлялось формирование армейских СППМ по маршруту выдвижения основных колонн (из Джелалабада, Гардеза и Газни). Первый СППМ на их пути был организован силами двух ремрот 682 орвб БТ во главе с майором В.П. Бекпаува в планируемом районе дневки - южная окраина Кабула-Майданшахр.
Техническое замыкание колонн организовывалось штатными силами выводимых подразделений. Расчистку маршрутов от неисправной техники производили колонны тяжелых машин МАЗ-537 и МАЗ-547 с трейлерами, которые повзводно выдвигались за техническим замыканием частей.
Второй армейский СППМ под руководством подполковника А.С. Ковалева был заблаговременно развернут в районе г. Джабаль-Уссарадж на базе парка 177-го мсп (силами 762-го орвб МА и двух ремвзводов 682-го орвб БТ). На перевале Саланг силами ремонтных средств 333 орвб 108-й мед организовали СППМ под командой майора В.М. Исаева.
Очередной СППМ подготовили в районе дневки г. Пули-Хумри силами орвб 59-й АБР МО, ремроты по ремонту танков орвб 201-й мед и ремроты 395-го мсп. В конечном пункте сосредоточения в г. Хайратоне был развернут СППМ силами ремрот 501 -го оэб и 860-го омсп под руководством начальника 4904 АРВБ подполковника М.С. Цховребова.
Так планировалось осуществить мероприятия технического обеспечения на выводе войск на восточном направлении.
На западном направлении техническое замыкание организовывалось штатными ремонтными и эвакуационными средствами выводимых частей. Зачистку маршрута от отставших от колонн машин должна была проводить 285-я отдельная рота тяжелых машин, которая за каждой колонной выделяла по три автопоезда и усиленную эвакогруппу колесных тягачей ТК-6 и КЭТ-Л (в количестве 4-6).
Первый СППМ на западном направлении был организован в районе Шинданда, где развертывался район большого привала, здесь находились 177-й орвб 5-й мед, 2-я ремрота 762 орвб МА и 285-я рота тяжелых машин. Общее руководство на этом СППМ и ремцент-ре при выводе войск осуществлял начальник автослужбы полковник Л.Е. Кияшкин. Дополнительным количеством гусеничных и колесных тягачей обеспечивался переход перевалов Саланг и Мирза-Рабати. В районах дневок планировалось производить дозаправку ГСМ, устранение поломок и неисправностей и проведение работ в объеме ЕТО с обязательным обслуживанием штатного вооружения.
В соответствие с утвержденным планом все выделенные ремонтные средства заняли районы для развертывания на СППМ. Эвакогруппы, завершив тренировки, заняли исходные позиции. Всего было задействовано около 2000 человек ремонтников и специалистов эвакоподразделений.
12 мая 1988 г. я с оперативной группой прибыл на Саланг, где провел заслушивание командиров частей, задействованных в боевом обеспечении южных склонов и туннеля.
Для боевого обеспечения и блокирования спуска с перевала привлекались 345-й опдп и 177-й мсп 108-й мед, которыми командовали полковники В.А. Востротин и А.Г1. Кльщкин, техническое обеспечение при этом осуществляли подполковники С.А. Архипов и П.Е. Белоус.
До начала -марша колонн советских войск прошла проверка состояния сторожевых застав и постов на предмет их готовности к отражению нападений бандформирований. Особенно опасались огневого воздействия отрядов и групп Ахмад Шаха, тем более что зона Саланга была в пределах ответственности его бандформирований.
Первыми 15 мая начали выдвижение части Джелалабадского гарнизона. На маршрутах следования в Джелалабаде, Кабуле и Хайратоне по инициативе афганской стороны состоялись массовые митинги. В проводах войск в Джелалабаде принимало участие 10- 12 тыс. человек, а в Кабуле (на улицах и митинге) - около 100 тыс. Движение колонн проходило в благоприятной обстановке в солнечные весенние дни при отсутствии воздействия мятежников на колонны наших войск. 16 мая 1988 г. ранним утром на перевале появились первые колонны 66-й омсбр и 15-й бригады СпН со всеми элементами боевого и технического обеспечения. Особенно напряженно проходили колонны 56-й одшбр и 191-го омсп. Должен отметить, что марш колонн проходил достаточно плотно без заметных дорожно-транспортных происшествий и сваливаний в ущелья и низины.
Стоит особо отметить, насколько сложную задачу представляло собой прохождение смешанных колонн через Саланг.
Тоннель Саланг, построенный когда-то советскими специалистами, имеет длину 2676 м, ширину 6 м и высоту 5,25 м. Движение без вентиляции могло привести к массовому отравлению личного состава угарным газом. Многим был памятен печальный эпизод февраля 1980 г., когда через тоннель проходила колонна 381-й зрбр, совершавшей марш в сторону Кабула в 1980 г. Из-за неисправности произошла остановка в тоннеле впереди идущей установки ЗРК «Круг», и следовавшие за ней боевые машины бригады остановились, не заглушив двигатели. Итог - тяжелые отравления угарным газом вплоть до смертельных исходов. Учитывая этот трагический случай, я и представители персонала советских специалистов, отвечающих за безопасную эксплуатацию тоннеля Саланг, на особый контроль взяли порядок прохождения через него колонн. При следовании колонн, имеющих в своем составе от 150 до 300 единиц гусеничной и колесной техники, предусматривался 1,5-2-часовой перерыв в движении с целью проведения принудительной вентиляции тоннеля.
На западном направлении было выведено 85 частей и передано афганской стороне 45 военных городков, 89 сторожевых застав. На восточном направлении советские войска покинули 12 провинций.
На первом этапе с 15 мая по 15 августа 1988 г. на территорию СССР было выведено 110 танков Т-62, 1026 БМП и БТР всех типов и марок, 346 орудий и минометов, 48 ^зенитных средств, 3728 единиц автомобильной техники и СПВ и 103 спецмашины. Афганистан покинули наземные эшелоны и авиация из Джелалабада, Кандагара, Газни и Кундуза. Воздушным эшелоном вывели 14 самолетов и 207 вертолетов. В целом вывод войск на первом этапе прошел без нервотрепки, крупных ДТП и, главное, без потерь личного состава.
При выходе в конечные районы Хайратона и Турагунди войска на штатной технике и с личным боевым оружием прошли процедуру таможенного досмотра и только после этого пересекали госграницу.
Моя командировка с оперативной группой закончилась 15 июня, и в связи с назначением на должность заместителя командующего войсками Туркестанского военного округа по вооружению я должен был до 5 июля 1988 г. сдать должность своему приемнику полковнику В.Н. Шуликову и срочно убыть в Ташкент.
Однако эпопея с Афганистаном для меня в новой должности не закончилась, а продолжалась уже в новом качестве. Теперь я был обязан принять выводимые войска, их расформировать и лишнюю технику направить на доукомплектование войск округа, частично отправить в другие округа и на ремонтные предприятия Центра.
Мы оставили часть боевой техники афганской армии, а специалистов для ее правильной эксплуатации у них не было. Поэтому пришлось на базе 720-го учебного центра, развернутого в Термезе, готовить учебно-материальную базу, подбирать и назначать преподавателями офицеров технических служб для подготовки ракетчиков на комплексы Р-300 и «Луна-М», механиков-водителей, командиров и наводчиков танков Т-62, БМП-1 и расчетов для основных типов наземной артиллерии, переданной из 40-й армии.
После создания классов и необходимой базы с 15 августа приступили к обучению специалистов по трехмесячной программе. В этот же период началась организация двух танковых бригад для гвардии МГБ Республики Афганистан численностью по 105 танков Т-62. Одна бригада формировалась в Термезе, другая - на Кушке. В танковую бригаду в Термезе экипажи должны были назначаться из числа выпускников 720-го учебного центра, а в ту, что комплектовалась на Кушке, - из 2-го АК (из Кандагара).
Передаваемая техника на базе Т-62 изымалась из штатов дивизий в связи с их перевооружением на новые образцы. К концу ноября 1988 г. афганские танковые бригады, полностью укомплектованные экипажами, своим ходом совершили марши. Бригада из 2-го АК совершила своим ходом четырехсуточ-ный марш в Кандагар благополучно. Совсем иначе разворачивались события на восточном направлении с бригадой, формировавшейся в Термезе и укомплектованной экипажами из выпускников 720-го учебного центра. После пересечения госграницы афганские танкисты начали потихоньку дезертировать после привалов, когда колонна проходила вблизи населенных пунктов, откуда они были мобилизованы в армию.
В декабре-январе 1989 г. пришлось организовать отгрузку необходимых боеприпасов для Кандагарского гарнизона. Транспортировку осуществлял специально прикомандированный авиаполк дальней авиации, прибывший для выполнения этой задачи из Дальневосточного военного округа на аэродром Мары, где производилась погрузка боеприпасов и ночная перевозка в пункт назначения. Оказалось, что трехмесячные запасы, переданные из 40-й армии, были взорваны в результате диверсии. Так что под моим руководством в течение 25 дней происходило восполнение боекомплекта афганской армии. Доставка происходила на Кандагарский аэродром, где отсутствовала всякая навигационная служба: посадка самолетов осуществлялась в сплошной темноте и иногда заканчивалась поломками шасси.