Фау-2

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 10/2007, стр.31-38

«Фау-2»

Станислав Воскресенский

Продолжение.

Начало см. в «ТиВ» № 4,7/2007 г.

Экспериментальная отработка полномасштабной А-4 началась 14 мая 1942 г. огневыми испытаниями с включенным двигателем на наземном стенде. Ранее на протяжении двух лет двигатель для ракеты проходил огневые испытания автономно.

Первый пуск 13 июня 1942 г. прошел неудачно. С самого начала ракета не управлялась по крену, шла неустойчиво и по основным каналам. Все быстрее вращаясь по крену, она обломала стабилизаторы и окончательно утратила устойчивость. В полете А-4 поднялась на высоту 5 км и затем рухнула в море всего в километре с небольшим от стартовой позиции. Немногим дальше (на 8 км) улетела и вторая ракета, запущенная 16 августа. В первые мгновения все шло нормально, но через 10 с отключилось электропитание аппаратуры. Вскоре от ракеты отлетела головная часть. Стало ясно, что изделие еще «сырое» и нуждается в доработке, которая продлилась до глубокой осени.

Третий пуск состоялся 3 октября и прошел на редкость удачно, в полном соответствии с программой. Двигатель выключили по радиокоманде, ракета невредимой упала в море на заданной дальности 190 км.

Но, как оказалось, этот успех носил в значительной мере случайный характер. Последующие пуски были либо однозначно аварийными, либо «частично успешными». Дважды, 12 декабря и 7 января, ракеты взрывались на старте или непосредственно рядом с ним. Только в десятом пуске удалось достигнуть дальности 200 км, а 14 апреля 1943 г. А-4 пролетела 287 км. Но и после этого большинство испытаний заканчивалось авариями. Наиболее серьезные последствия имел неудачный пуск 29 июня. На аэродром Пенемюнде упала 38-я из запущенных ракет, уничтожив при этом три самолета. Хотя никто из людей не пострадал, этот эпизод свидетельствовал о том, что совмещение научно-исследовательского института, конструкторского бюро и опытного производства с испытательным полигоном, конечно, удобное, но все-таки не самое разумное решение.

Фау-2

Демонстрационный показ ракеты А-4 высшему руководству Третьего рейха.

Тем не менее отработка ракет продолжалась, все больше пусков расценивались как успешные. Из Берлина 26 мая 1943 г. прибыла представительная комиссия, включавшая рейхсминистра Шпеера, адмирала Деница и фельдмаршала Мильха от авиации. Ракетчикам фон Брауна удалось блеснуть: обе запущенные «Фау-2» успешно отлетали на дальность 260 км, в то время как конкурирующий проект - самолет снаряд « Фау-1» - показал себя не с лучшей стороны: один разбился вскоре после старта, второй отказал в ходе подготовки.

С подачи министра вооружения Шпеера руководители ракетного проекта Дор-нбергер и фон Браун 7 июля 1943 г. предстали перед фюрером в его ставке в Растенбурге, в Восточной Пруссии. Демонстрация документального фильма об А-4, центральным эпизодом которого стал успешный пуск ракеты 3 октября 1942 г., а также тщательно сделанного макета защищенного стартового бункера произвела очень благоприятное впечатление на Гитлера. В целом отношение фюрера к ракетной программе радикально изменилось. Ранее, во время посещения Кумерсдорфского полигона в марте 1939 г., он поразил Дорнбергера тем, что стал единственным очевидцем огневых стендовых испытаний жидкостного ракетного двигателя, оставшимся равнодушным при виде столь впечатляющего зрелища. Позже суеверному главе Третьего рейха приснился «вещий» сон, в котором ни одна из запущенных ракет не смогла долететь до Англии.

После июльской встречи с ракетчиками на их головы посыпались благодеяния. В ближайшие недели Дорнбергер стал генералом, фон Брауну вручили профессорский диплом, подписанный лично Гитлером, а другие сотрудники избавились от кошмарной перспективы отправиться на Восточный фронт. Ракетной программе был официально придан статус наивысшего приоритета. Тем же летом в Пенемюнде побывали Геринги, повторно с начала года, Гиммлер. Визиты рейхсфюрера стал дурным предзнаменованием. Руководство СС активизировало стремление «подмять» под себя программу А-4.

Как и положено «отцу нации», Гитлер дал ряд очень ценных, но, увы, принципиально не выполнимых указаний. В частности, он предложил увеличить вес боевой части с 1 до 5 т - и это для ракеты, весившей менее 13 т! Кроме того, последовало решение предусмотреть наращивание планового производства с 900 до 2000 ракет в месяц, что было нереально.

В ходе приема было также дано указание ускорить строительство защищенного стационарного пускового комплекса в Ваттенне на крайнем северо-западе Франции, работы по которому уже развернулись по личной инициативе Шпеера. Гитлер, испытывавший особую любовь к грандиозным сооружениям, не только одобрил представленный макет этого бункера, но и приказал нарастить толщину железобетонного перекрытия до 7 м. Однако объект шириной 90 м и длиной 45 м оказался слишком заметным.

В ходе налета 27 августа 1943 г. 185 тяжелых бомбардировщиков союзников он был разбомблен еще на стадии возведения стен до высоты 3,5 м. Немцы решили срочно возвести перекрытие толщиной 3 м и по мере наращивания высоты стен поднимать его гидравлическими домкратами на проектную высоту, после чего довести толщину до заданных 7 м. Вместо стартового комплекса в сооружении разместили оборудование по производству жидкого кислорода. Но оно было выведено из строя при новых налетах, хотя даже тяжелые бомбы не смогли пробить перекрытие.

Также неудачным оказалось и строительство другого укрытия в Визерене. Там грандиозным бетонным куполом толщиной более 6 м перекрывался бывший меловой карьер глубиной 30 м. И в данном случае бомбы союзников не смогли разрушить купол, но вызвали оползни в ранее изрядно развороченном основании карьера, и укрытие стало непригодным для применения.

Фау-2

Фау-2

Фау-2

Фау-2

Аварии в ходе испытательных пусков ракет А-4 на полигоне в Пенемюнде.

Фау-2

Успешный запуск ракеты А-4 на полигоне в Пенемюнде в 1943 г.

Таким образом, уже на самой начальной стадии развития ракетного оружия стационарные комплексы проявили свою уязвимость, в отличие от подвижных, подтвердивших свою высокую живучесть. Ни одна из батарей «фау-2» не была уничтожена, несмотря на все усилия господствовавшей в воздухе авиации союзников.

Фау-2

Вскоре после приема у фюрера недальновидность совмещения центра разработки и испытательного полигона проявилась с предельной убедительностью. При этом понесенный ущерб несоизмеримо превысил самые ужасные последствия возможной катастрофы от падения ракеты.

Еще в 1939 г., спустя пару месяцев после начала войны, из Осло в Англию поступили первые сообщения о разработке в Германии мощной головной части для ракеты дальнего действия. При этом указывалось, пусть и неточно, место испытаний - балтийское побережье между Данцингом и Кенигсбергом. По-видимому, автором письма был немецкий инженер Г.Г. Куммеров, впоследствии арестованный и казненный гитлеровцами.

После завершения «Битвы за Англию» британское руководство ожидало ее возобновления, причем в куда более кошмарном исполнении. В 1940 г. немцы не смогли нанести Англии неприемлемый ущерб и принудить ее прекратить войну, используя обычные фугасные и зажигательные бомбы. Поэтому можно было опасаться того, что для достижения поставленных целей будут применены намного более действенные средства. Англичане готовились к грядущему применению гитлеровцами химического либо иного, ранее неизвестного, оружия массового поражения. Среди прочих возможных угроз пока еще чисто гипотетически просматривался и обстрел Англии дальнобойными ракетами, оснащенными сверхмощными многотонными боевыми частями.

В дальнейшем как по сообщениям разведки, так и в результате подслушивания разговоров пленных немцев версия о разработке в Германии ракетного оружия получила многочисленные подтверждения. Правда, привлеченные к анализу информации английские специалисты пришли к неверному заключению о том, что для достижения Лондона с континента немцам необходимо создать гигантские многоступенчатые ракеты со стартовым весом свыше 100 т. Эксперты сделали такой вывод исходя из применения в дальнобойной ракете твердотопливных (пороховых) двигателей с низким уровнем весового и энергетического совершенства, характерным для реактивных снарядов того времени, типичным представителем которых были и советские «катюши». Кроме того, англичан ввели в заблуждение полученные данные о многотонном весе головной части ракеты.

По мере осознания реальности немецкого ракетного проекта английское командование поставило перед Королевскими ВВС задачу найти испытательный полигон. Вполне резонные соображения об отсутствии в Германии сколько-нибудь подходящих незаселенных просторов и о нежелательности для немцев проведения испытаний на территории оккупированных стран по соображениям секретности привели к верному выводу о размещении полигона на южном берегу Балтики. Помимо разведывательных самолетов на этот район были нацелены и службы радиотехнической разведки: испытания столь сложных беспилотных летательных аппаратов были немыслимы без передачи информации по радиоканалам.

Ко второй половине апреля 1943 г. в распоряжение аналитиков английской разведки поступили достаточно подробные снимки Пенемюнде. Не все объекты были идентифицированы правильно. «Ошибочка вышла» даже с самой ракетой А-4, запечатленной в вертикальном положении в процессе предстартовой подготовки. Дешифровщики определили ее как колонну, установленную на строительной площадке для возведения перекрытия какого-то нового сооружения. Но «маленький белый крестик» на другой фотографии был совершенно правильно определен как «небольшой беспилотный самолет». Это был будущий «Фау-1». Что самое главное, в целом Пенемюнде был правильно квалифицирован как центр по разработке и испытаниям ракетной техники.

Фау-2

Фау-2

Подготовка ракет А-4 в Пенемюнде.

Стартовая позиция ракет А-4 на испытательном полигоне в Пенемюнде.

Сокрушительный удар по нему стал неизбежен и был осуществлен в ясную лунную ночь с 17 на 18 августа 1943 г. Армада английских бомбардировщиков, летящих над Балтикой, сначала не вызвала особого беспокойства за Пене-мюнде. Путь над морскими просторами был относительно безопасным маршрутом к Берлину и другим целям в центральной Германии по сравнению с пролетом над насыщенной аэродромами истребителей, зенитками, прожекторами и радиолокаторами территорией Западной Европы. Для придания правдоподобности версии о налете на Берлин в небе над немецкой столицей несколько часов крутились с десяток легких скоростных бомбардировщиков «Москито», не только вызвавших на себя огонь немецких зениток, но и стянувших поближе к рейхстагу большинство ночных истребителей. Как обычно в таких случаях, даже у немцев образовался немалый бардак.

Фау-2

Фау-2

Только занявшееся на севере яркое зарево пожаров над Пенемюнде заставило пилотов люфтваффе призадуматься над сложившейся обстановкой и ринуться навстречу подходившим к острову Узедом второй и третьей волне английских бомбардировщиков, а затем и перейти к преследованию отбомбившихся самолетов. Ценой гибели над Берлином одного экипажа «Москито» потери Королевских ВВС были сведены к минимуму за счет применения удачной военной хитрости. Из бомбивших Пенемюнде 433 тяжелых бомбардировщиков было сбито всего четыре десятка. Косвенным признанием исключительного успеха англичан стала история в руководстве люфтваффе, смахивающая на пропагандистский анекдот, но, по-видимому, имевшая место в реальности. После налета на Пенемюнде Геринг столь яростно орал на начальника штаба ВВС Г. Йешенонека, что тот, не дождавшись утра, застрелился, оставив записку со словами верности фюреру и обиды на рейхсмаршала.

Тем не менее Пенемюнде был нанесен тяжелый, но не смертельный удар. Разрушенные здания, оборудование, испепеленные чертежи можно было восстановить в течение нескольких недель, максимум месяцев. Кроме того, сгоревшая документация была в основном продублирована копиями, снятыми в соответствии с распоряжением, отданным всего за пару месяцев до налета. Новейшие, еще не скопированные документы выбрасывали из горящего здания с уже рухнувшей крышей не только сам фон Браун с парой своих сотрудников, но и его секретарша. Впрочем, обезопасив секретные бумаги, ракетчики перешли к не менее героическому спасению мебели из своих пылающих кабинетов.

По-настоящему серьезным ударом по ракетной программе стала гибель людей, в ряде случаев, вопреки известному высказыванию, незаменимых. К ним, видимо, относился В. Тиль, погибший со всей семьей. Его уход из жизни принято считать одной из основных причин задержки с разработкой по-настоящему необходимой Германии зенитной управляемой ракеты «Вассерфаль».

Всего в результате налета погибли 735 человек. Среди них было только 120 немцев, а остальные - иностранные рабочие, вывезенные с Украины, из Польши и с других оккупированных территорий. Среди погибших оказались и антифашисты, от которых английская разведка получила некоторые интересующие ее сведения: после бомбежки поток информации прекратился. Однако даже гибель ведущих специалистов уже не могла негативно сказаться на программе создания А-4. Основные задачи были успешно решены, ракета благополучно достигла максимальной заданной дальности, так что главной проблемой по-прежнему оставалась низкая надежность - большинство пусков кончалось авариями.

Так или и иначе, но уже к середине 1943 г. отработку ракеты сочли почти завершенной. Еще в 1941 г. рассматривался вопрос ее серийного изготовления, а в следующем году эти планы конкретизировались применительно к его началу в 1943 г. Задержки в реализации ракетной программы привели к тому, что в окончательном варианте плана серийное производство предусматривалось начать в январе 1944 г., подготовив 300 ракет, с наращиванием объема ежемесячного выпуска до 900 единиц. Для этого планировалось задействовать производственные мощности все в том же Пенемюнде, на заводе фирмы Цеппелин в Фридрихсгафене на Баденском озере и Ракса в Винер Нейштадте.

Однако наносившиеся с лета 1943 г. удары авиации союзников причинили большой ущерб этим предприятиям задолго до того, как они освоили выпуск А-4. Учитывая потенциальную уязвимость и других традиционных промышленных объектов, производство решили сосредоточить на вновь организуемом подземном заводе «Миттельверке» в окрестностях городка Нордхаузена, расположенного в 70 км севернее Эрфурта. Цеха разместили в четырех сквозных просторных туннелях и 42 связывающих их поперечных штольнях, прорытых в известняке горы Кронштайн, возвышающейся на 150 м над окружающей местностью. Объем подземных цехов допускал выпуск 1800 ракет в месяц, что почти соответствовало волюнтаристскому указанию Гитлера. Реальное планирование велось исходя из ежемесячного производства 900 ракет, а фактический выпуск не достиг и 80% от этой величины. Помимо А-4 на заводе собирали самолеты-снаряды « Фау-1» и реактивные двигатели для истребителей. Монтаж и контрольные испытания А-4 велись в одном из туннелей длиной более 3 км при ширине подземных помещений до 15 ми высоте до 25м.

Фау-2

Фау-2

Стенд для испытаний реактивных двигателей в Леестене.

Приходится напомнить, что история ракеты «Фау-2» омрачена не только тысячами погибших среди гражданского населения Лондона, Антверпена и других европейских городов, но и каторжным, заведомо гибельным трудом заключенных гитлеровских концлагерей (в основном привезенных из Дахау) на подземном заводе «Миттельверке» , рядом с которым был специально организован лагерь «Дора-Миттельверке». Наряду с 9000 вольнонаемных немцев на этом предприятии одновременно работали до 30000 заключенных. Смертность была настолько высока, что время от времени дирекция запрашивала пополнение в несколько тысяч человек. Всего через эту «фабрику смерти» прошли более 60000 узников концлагерей, более четверти которых погибли.

Налет в ночь на 18 августа 1943 г. свидетельствовал о том, что англичанам известно местонахождение центра разработки немецких ракет. Во избежание дальнейших невосполнимых потерь разработку и испытания следовало переместить в другие места и, по возможности, рассредоточить.

В качестве нового полигона была выбрана деревня Близна в малонаселенных районах оккупированной Польши, к северу от железной дороги Краков-Львов, в междуречье рек Вислы и Саны. В десятке километров от нее размещался учебный лагерь, рассчитанный на 16 тыс. эсэсовцев. Местных жителей выселили, заменив их в целях маскировки манекенами, которые для придания достоверности ежедневно переставляли с одного места на другое. Необходимое инженерное оборудование нового полигона осуществили две тысячи заключенных концлагерей - евреи из стран Западной Европы. По завершении работ их расстреляли: секретность превыше всего! Наряду с завершением отработки конструкции полигон в Близне служил и для подготовки боевых расчетов формируемых частей войск СС, которым поручили освоить эксплуатацию ракет.

Фау-2

Один из входов в подземный завод «Миттельверке».

Фау-2

Фау-2

Фау-2

Сборочные цеха ракет «Фау-2» на подземном заводе «Миттельверке».

Фау-2

Старт ракеты А-4 с полигона в районе деревни Близна на территории оккупированной Польши. 1943 г.

При пусках с Близны ракеты падали уже не в море, а на боевое поле в районе Пинских болот, поблизости от Сарнаки, в 120 км восточнее Варшавы. Наблюдательный пункт разместили непосредственно в точке прицеливания, почему-то решив, что как раз туда запущенная ракета ни в коем случае не попадет. На самом деле вероятность поражения наблюдательного пункта в этой точке достигает максимума, но по абсолютной величине невелика и практически не отличается от показателей, характеризующих расположение в десятках или сотнях метров отточки прицеливания.

Ранее при пусках над морем вдоль побережья об успешности испытаний судили по близости к заданной точке прицеливания яркого зеленого пятна на воде от размещенного на ракете красителя. Это пятно образовывалось при падении в море не только неповрежденной ракеты, но и более или менее крупных обломков разрушившегося изделия. С началом пусков по наземному боевому полю вскрылась ранее не замеченная недопустимая особенность завершающего этапа их полета. Ракеты, которые, казалось бы, успешно пролетели по заданной траектории, все-таки взрывались или распадались на крупные части на удалении в километр-другой от цели. Нередки были пожары и взрывы на начальном участке полета. Наблюдалась и явная потеря управляемости.

Возникло предположение, что основной причиной аварий на конечном участке полета является снижение прочности фрагментов конструкции под воздействием нагрева при входе в плотные слои атмосферы. Поэтому алюминиевые элементы наружного силового корпуса ракеты заменили на стальные, сохраняющие несущую способность и при более высокой температуре. Во избежание перегрева остатков компонентов топлива промежуток между этим корпусом и баками заполнили стекловатой, что привело к желанному результату - взрывы ракет на конечном участке прекратились. При этом среди немецких инженеров не было единого мнения о механизме достигнутого успеха. Одни считали, что дополнительная теплоизоляция позволила избежать перегрева баков и их содержимого, а следовательно, и возможного воспламенения спирта или взрывоподобного вскипания кислорода. Другие указывали на повышение жесткости конструкции при заполнении зазора между силовым корпусом и баками. Их мнение подтверждается широким распространением в современной авиакосмической технике конструкций из композиционных материалов, представляющих собой пару относительно тонких сплошных листов углепластика, связанных сотовым наполнителем малой плотности. Существовала и версия, объясняющая достигнутый положительный эффект благоприятным перемещением центра тяжести ракеты после внедрении стекловаты.

В целом, учитывая большие нагрузки на конечном участке полета, ракета нуждалась в упрочнении конструкции. На активном участке траектории при работающем двигателе А-4 одновременно набирала скорость и высоту, при этом падение плотности воздуха снижало нагрузки. Но при подходе к цели ракета не успевала затормозиться и достигала наиболее плотных приземных слоев атмосферы на скорости, почти втрое превышающей звуковую, что обуславливало многократный рост нагрузок.

Пожары на начальном участке полета связывали с недостаточной герметичностью выводов трубопроводов из днищ баков. На раннем этапе развития ракетостроения инженеры еще не вполне прониклись спецификой функционирования легких тонкостенных конструкций, которые «дышали» под действием нагрузок. Пары спирта просачивались в хвостовой отсек и воспламенялись. Пришлось доработать конструкцию, изменить технологию изготовления трубопроводов.

В ряде пусков на завершающем этапе полета происходил отрыв головной части от ракеты. После усиления крепления головной части это явление больше не наблюдалось. Но конструкторы хорошо запомнили то, что и отделившиеся от ракеты головные части вполне успешно подрывались у цели. Встал вопрос: а столь ли необходимо предохранить ракету от разрушения вплоть до удара о землю? Не стоит ли сосредоточить усилия на обеспечении сохранности относительно небольшой головной части, заранее отделяемой от ракеты? Но практически разрешить этот вопрос пришлось уже не немецким, а советским инженерам при создании ракеты Р-2.

Однако, несмотря на доработки, внесенные по результатам испытаний, добиться должной надежности так и не удалось. Во время пусков из Близны до 80% ракет серийного производства оказались непригодными для использования. В начале боевого применения уже 83% ракет «Фау-2» успешно достигли своих целей. В 1945 г. удалось снизить долю неудачных пусков до 4%, что было значительно лучше, чем почти 13% аварийных «Фау-1». Для обеспечения приемлемой надежности немцы по возможности осуществляли запуск ракет не позднее, чем через три дня после вывоза с завода. Из-за утяжеления конструкции в результате внесенных доработок дальность ракеты снизилась с первоначально заданных 320 до 306 км.

Нужно отметить, что пуски из Близны принесли ощутимую пользу и противникам немцев. Фрагменты упавших ракет стали для польских патриотов предметом коллекционирования. В результате фотографии ракеты, упавшей в апреле 1944 г. в болото в почти не разрушенном состоянии, три блока ее системы управления и пробирки с образцами топлива переправили на самолете в Англию.

До начала боевого применения А-4 ее обломки попали в руки союзников и из другого источника. Немцы решили заранее испытать в реальных полетных условиях аппаратуру радиокомандного наведения для разрабатывавшейся зенитной ракеты «Вассерфаль», разместив ее на борту А-4. Однако при пуске 26 июня 1944 г. оператор потерял из вида скрывшуюся в облаках ракету и, стараясь не допустить ее падения на немецкую территорию, отклонил ее в северном направлении. Ракета «удалилась в сторону моря» и, перелетев его, упала в Швеции. Узнав об официальном протесте шведского правительства, англичане попросили передать им останки ракеты. К лету 1944 г. исход войны был уже очевиден, и шведы без особых колебаний предоставили обломки ракеты, взорвавшейся еще в воздухе до сокрушительного удара о землю. Это позволило англичанам получить довольно верное представление о «Фау-2», заисклю-чением одного важного аспекта. Наличие на конкретном изделии «чужой» аппаратуры от «Вассерфаля» привело англичан к выводу о том, что на А-4 используется радиоуправление. В дальнейшем они потратили много сил на совершенно бесполезные попытки организовать радиопротиводействие боевому применению «Фау-2».

По мере наступления Красной Армии немцы были вынуждены перенести испытательный центр из Близны в Тухель, на юг Германии.

Англичане решили воспользоваться успехами своего союзника, и 13 июля 1944 г. Черчилль обратился с письмом к Сталину с просьбой оказать содействие в части доступа к оставшимся в Польше обломкам ракет. Группа английских специалистов под руководством полковника Сандерса тут же выехала в Советский Союз, но, по-видимому, из-за преднамеренных проволочек добралась до Близны только к 3 сентября. В десятке воронок от упавших ракет англичане разыскали полторы тонны обломков, в том числе почти не поврежденную камеру сгорания двигателя. Все найденное собрали и упаковали в ящики для отправки в Англию. Но на берега туманного Альбиона эти контейнеры прибыли с совсем иным содержимым - фрагментами хорошо известных серийных самолетов.

Загадка разрешилась спустя полвека, после публикации мемуаров ветерана отечественного ракетостроения Б.Е. Чертока. Он очень красочно описал фигуру будущего главного конструктора ракетных двигателей A.M. Исаева, погрузившегося по пояс в ту самую почти целую камеру сгорания от «Фау-2», которая почему-то оказалась не в Лондоне, а под Москвой, на территории КБ В.Ф. Болховитинова. Впрочем, англичанам не пришлось горько сетовать на коварство советского союзника: к этому времени немало подобного металлолома скопилось и на их территории. Немцы уже начали ракетный обстрел Лондона. Но до этого в Германии случилось немало событий. В частности, немецким ракетчикам вслед за советскими коллегами пришлось полюбоваться на небо в мелкую клетку. «Отец» «Фау-2» Вернер фон Браун и еще двое его ближайших сотрудников 15 марта 1944 г. были арестованы германскими «компетентными органами» по надуманному обвинению в саботаже развития военного ракетостроения из-за пацифистской приверженности мечтам о полете в космос. Немецким конструкторам повезло. Их арестовали не в силу национального бедствия, каким у нас был так называемый 1937 год, а в результате мелкой межведомственной интрижки - «наезда» СС и гестапо на армейское руководство ракетным проектом. Партийно-спецслуж-бистской верхушке не терпелось отобрать у армии впечатляющие и наконец-то созревшие плоды многолетних трудов. К счастью для немецких специалистов, их арестовали до покушения на фюрера. Дорнбергеру вместе с другими генералами вермахта удалось вырвать их из лап невольно приукрашенных создателями «Семнадцати мгновений весны» нацистских монстров - Гиммлера и Мюллера. Через пару недель после ареста ракетчиков, которым так и не предъявили каких-либо обвинений, освободили, а с началом боевого применения «Фау-2» об обвинениях и вовсе забыли.

Отметим, что как военно-промышленный отдел партии, так и СС неоднократно пытались наложить свою лапу на ракетный проект. Несговорчивость фон Брауна, не поддавшегося на соблазнительные уговоры Гиммлера, в какой-то мере и спровоцировала его арест. В конечном счете все эти интриги завершились торжеством спецслужб. После покушения на Гитлера 20 июля все передали под руководство СС. Начальник строительного отдела Главного хозяйственно-административного управления СС Ганс Каммлер (автор и исполнитель идеи применения газовых камер для уничтожения узников концлагерей) 8 августа 1944 г. был назначен Генеральным уполномоченным по программе «Фау-2». А в конечном счете в звании бригаденфюрера он возглавил эсэсовские части, осуществлявшие боевое применение этих ракет.

Парадоксально, но двухнедельное пребывание в гестапо принесло фон Брауну через год с небольшим немалую пользу, позволив причислить себя к числу жертв гитлеризма и откреститься от собственного нацистского прошлого. Дело в том, что «отец Фау-2» еще в мае 1937 г. вступил в ряды национал-социалистической немецкой рабочей партии. С другой стороны, кто из видных деятелей оборонки не вступал в партию!

Фау-2

Английские специалисты изучают обломки одной из ракет «Фау-2». Ноябрь 1944 г.

Но был и более серьезный компромат. В 1940 г. некий эсэсовец сообщил фон Брауну, что Гиммлер хочет видеть конструктора в рядах СС. Дорнбергер объяснил фон Брауну, что единственный путь продолжить его работу над «Фау-2» - согласиться на предложение рейхсфюрера. Сам Дорнбергер как офицер вермахта перед подобной дилеммой тогда не стоял. К 1943 г. фон Браун получил звание штурмбанфюрера, соответствующее майору вермахта. По заверениям фон Брауна, он занимался только техникой и только однажды напялил на себя эсэсовский мундир. В это можно поверить: почти на всех фотографиях в компании с высшими нацистскими партайгеноссе он фигурирует в штатском. Конечно, если подойти к делу серьезно, по совести, фон Браун неоднократно бывал в подземельях Мит-тельверке и не мог не видеть там доходяг-заключенных.

Продолжение следует

Фау-2


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации