Добывание разведывательной информации из открытых источников
ИНОСТРАННАЯ ПЕЧАТЬ
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ И ВОЕННОМ ПОТЕНЦИАЛЕ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ .ЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ
Серия: "ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ"
Ежемесячный информационный бюллетень
№10/2000
Добывание разведывательной информации из открытых источников
Несколько событий, происшедших в течение двух последних лет, привле-кли внимание к потенциальным возможностям использования информации, получаемой из открытых источников. В мае 1999 г. Государственный со-вет КНР попытался опровергнуть обвинения правительства США в ведении ядерного шпионажа, доказывая, что информация, которой он располагает, получена из открытых источников. Годом ранее один из журналов противоиндийского направления обращал внимание на повышенную активность операций на ядерном полигоне Pokharan, предшествовавшую ядерным ис-пытаниям, проведенным в мае 1998 г. Этот же журнал сообщал в январе 1998 г. о том, что Индия близка к возможности создания собственной водо-родной бомбы. К более поздним событиям относится бомбардировка силами НАТО посольства КНР в Белграде, в связи с чем возник вопрос- о том, что более точная информация о местоположении этого посольства могла быть получена из открытых источников.
Информация, получаемая из открытых источников, и ранее собиралась и анализировалась разведывательными службами и использовалась в качестве дополнения к разведывательной информации, добываемой по другим кана-лам. В последние годы такая информация использовалась при проведении военных операций в Югославии. Вооруженные силы США, участвовавшие в этих операциях, анализировали все местные газеты и вводили сообщения из них в базу данных для определения отношения к США различных групп населения.
Значение сбора информации из открытых источников разведывательны-ми службами существенно возросло вследствие информационной революции, совершившейся в 90-х годах, и явившегося результатом этой революции зна-чительного увеличения количества открытых источников такой информа-ции во всем мире. Один из экспертов отмечал, что, возможно, более 80% информации, собираемой, анализируемой и выдаваемой ЦРУ США, извле-кается из открытых источников.
К ним относятся общедоступные источники, содержащие информацию в печатной, записанной на носителе электронными и другими способами или в устной форме. Такая информация может распространяться средствами мас-совой информации или использоваться среди более узкого круга потребите-лей (имеющих доступ к информационным сетям).
Скрытый отбор такой информации может осуществляться традицион-ными методами агентурной разведки (шпионажа) и с использованием тех-нических средств.
Открытые источники информации можно разделить на три категории: первичные, вторичные, технические.
К источникам первой категории относятся государственные чиновники и служащие, штатные сотрудники научно-исследовательских центров и лабо-раторий, консультанты, служащие фирм, сотрудничающих с вооруженными силами, разработчики передовых технологий. Далее следуют журналисты, библиотечные работники с определенным опытом. Информация из этих источников получается при непосредственном контакте с ними.
Первичные источники могут использоваться в операциях сбора разведы-вательной информации по трем направлениям:
- добывание информации, которую невозможно получить из вторичных источников;
- помощь в оценке точности и релевантности информации, получаемой из вторичных источников;
- оказание помощи в добывании "серой литературы", относящейся к определенным контролируемым угрозам.
Вторичные источники открытой информации очень многочисленны и разнообразны. Это газеты, журналы, специальные периодические изда-ния, книги, правительственные документы, записи радио- и телевизионных передач, базы данных с выдачей информации в реальном времени, глобаль-ная информационная сеть Интернет и др.
Хотя открытые источники второй категории более доступны, чем источ-ники первой категории и их использование связано с меньшими затратами, их отличительной особенностью является выход в свет с определенной пе-риодичностью, что исключает возможность получения необходимой инфор-мации в реальном времени.
Источники второй категории включают также так называемую "серую литературу". Это название относится к материалам, недоступным по обыч-ным каналам. Группа таких источников включает труды научных конферен-ций и семинаров, научно-техническую литературу, правительственные до-клады и отчеты, внутриведомственные издания, устные выступления. Такие источники могут находиться в базе данных, специальных хранилищах, в се-ти Интернет. Возможно получение "серой литературы" при посещениях кон-ференций, выставок, фирм. Например, полезные источники информации по конкретным системам оружия могут быть получены на выставках образцов вооружения в форме каталогов и буклетов. Отмечено, что' в последние годы фирмы-поставщики оружия более охотно сообщают подробную информацию о своей продукции с целью получения контрактов в условиях усиливающейся конкуренции.
К открытым техническим источникам информации можно отнести ком-мерчески доступные снимки гражданских спутников видеоразведки, кото-рые ранее считались секретными. Например, фирма SPOT linage имеет большие архивы таких снимков, которые могут быть использованы для кон-троля за распространением ядерного, биологического и химического оружия и средств его доставки.
Добывание разведывательной информации из открытых источников тре-бует тщательного ее отбора, фильтрации и анализа с учетом ее актуально-сти для представления в обобщенном виде.
Целесообразность ведения разведки с использованием открытых источ-ников обосновывается следующими доводами:
- она может высвободить средства ведения секретной разведки для кон-центрации их на наиболее важных и критических направлениях;
- она требует меньших финансовых затрат, чем традиционная секрет-ная разведка; кроме того, требуемая критическая информация иногда может быть получена из открытых источников быстрей и с большей эффективно-стью, чем при добывании ее секретными способами, так как она использует уже накопленный в частном секторе многолетний опыт. Хотя извлекаемая из открытых источников разведывательная информация не является бесплат-ной, расходы по ее получению существенно ниже, чем при сборе секретных данных;
- открытые источники информации можно представлять для пользо-вания различным правительственным и общественным учреждениям, сред-ствам массовой информации и правительствам других стран без ограничений, существующих для секретной разведывательной информации. Не-обходимые ограничения на распространение секретной разведывательной информации вводятся при необходимости защитить источник такой инфор-мации или методы ее получения. Это особенно важно для информации, от-носящейся к многонациональным дипломатическим или военным миссиям, связанным с' нетрадиционными отношениями между их участниками. По-иск информации в базе открытых данных может производиться быстрее, если эта информация уже имеется в гражданском секторе, что устраняет потенциально необходимое рассекречивание информации;
- в непредвиденных ситуациях в регионах, где не проводится сбор се-кретной разведывательной информации, открытые источники могут явить-ся единственным средством быстрого получения необходимых сведений. При этом из открытых источников можно получить важную политическую, эко-номическую и военную информацию для начальной ориентации в конкрет-ных условиях возникающих конфликтов. Используемыми в таких ситуаци-ях открытыми источниками информации могут быть средства массовой ин-формации, коммерчески доступные снимки, полученные с разведывательных спутников, и интервью с соответствующими экспертами;
- отслеживание открытых источников можно использовать для выявле-ния конфиденциальной информации, относящейся к потенциальным угрозам и кризисам. Такая информация может быть очень ценной для раскрытия на-мерений потенциальных противников, разработки ими новых видов оружия и предупреждения кризисов. Она может быть использована для определения направлений действия секретной разведки. По заявлению одного из экспер-тов, исчезновение публикаций какого-то специалиста в открытых источни-ках или прекращение сообщений в них об определенных исследованиях или открытиях могут свидетельствовать о направлениях научных и военных исследований в той или иной стране;
- последний и наиболее важный довод состоит в том, что открытые ис-точники могут играть важную роль в выборе направлений поисков для се-кретной разведки и служить быстрым и дешевым средством при планирова-нии разведывательных операций. Изучение стран по открытым источникам может дать определенное представление об их национальных тенденциях и культурном развитии.
Краткое изложение этих доводов показывает, что информацию из от-крытых источников можно использовать для решения ряда проблем, стоя-щих перед разведывательными службами западных стран, действующими в интересах повышения их национальной безопасности. К таким проблемам относятся: распространение оружия, терроризм, деятельность транснацио-нальных преступных организаций, незаконный оборот наркотиков, прогно-зирование кризисов и противодействие им, подготовка вторжений в регионы, где не проводится регулярная секретная разведка. Кроме того, использо-вание открытых источников особенно полезно для всестороннего изучения конкретных стран.
Процесс организации сбора разведывательной информации из открытых источников включает ряд этапов.
На первом этапе формируются требования к добыванию информации, за-даваемые заказчиком или конечным пользователем. Это может быть инфор-мация об определенных регионе или стране или информация, относящаяся к конкретной программе. Например, конечный пользователь может быть за-интересован в информации о вооружении стран Среднего Востока или одной конкретной страны, например, Ирака. В круг интересов конечного пользо-вателя могут входить информация о распространении ракетных технологий или отдельные аспекты, относящиеся к этой проблеме, например, дости-жения той или иной страны в области наведения ракет и управления ими. В другом случае заказчика может интересовать вопрос о транспортировке оружия и компонентов к нему, выяснение мест его хранения и локального производства.
Заказчик может предъявить требования в отношении сроков поставки разведывательной информации из открытых источников. Он может выра-зить желание получать информацию ежегодно, еженедельно и даже дважды в день. Но его требования могут сводиться только к необходимости обно-вления информации в случаях изменений ситуации, политических и техни-ческих обстоятельств.
Это может зависеть от того, насколько политические или технические изменения могут влиять на военную политику государства, или от значения, происшедшего в развитии определенного вида оружия. Наконец, требования заказчика могут касаться формы представления ему информации. Это могут быть вносимые электронными средствами изменения в базы данных или представление информации в виде документальных копий.
В зависимости от этих требований должна быть выработана стратегия добывания разведывательной информации из открытых источников. Данная стратегия должна выявить перечень релевантных открытых источников и установить критерии поиска и отбора информации, в том числе и ключевые слова, а также определить проблемы, относящиеся к соответствующей те-матике. При строгом и систематическом выполнении выбранной стратегии исключается проблема пропуска отдельных важных источников и обеспе-чивается сведение к минимуму отбора избыточной информации. Требова-ния, не связанные со строго определенными сроками, могут выполняться в темпе, позволяющем выделить дополнительное время для более тщатель-ной обработки и анализа релевантной информации, что повысит ее значи-мость.
Эффективность операций по добыванию разведывательной информации из открытых источников зависит от непрерывного реагирования на требова-ния заказчика и оценивания точности и надежности источников. Требования конечных пользователей должны отслеживаться, а критерии поиска - уточ-няться, чтобы исключить отбор избыточной информации. Такой контроль поможет исключить из просмотра неточные и ненадежные источники. Вы-свобождаемые при этом ресурсы могут быть использованы для привлечения новых источников.
Сам процесс извлечения информации из открытых источников следу-ет рассматривать как циклический, так как он предусматривает обратную связь от конечных пользователей. Такая связь позволяет определить, на-сколько удовлетворяет конечного пользователя получаемая информация, и информировать его о применяемых методах ее отбора.
Рассматриваемый процесс добывания разведывательной информации связан с многими проблемами. Одна из них состоит в том, что открытые источники нельзя оценивать только по их внешнему виду и перечню публи-каций в них. Они могут содержать неточности, давать неверные сведения о происходящих событиях и даже дезинформацию; например, неточности во вторичных источниках могут появляться вследствие различных точек зре-ния авторов публикаций. Появляющаяся в открытых источниках дезинфор-мация может представлять серьезную опасность. Бывший директор ЦРУ Дж. Вулси заявил, что его ведомство "всегда с большой осторожностью относилось к информации из открытых источников, относящейся к мони-торингу России, так как ее преступные организации и группы коррумпированных государственных чиновников могут оплачивать публикацию статей для пропаганды определенных точек зрения".
Из этого следует, что открытые источники должны критически оцени-ваться в отношении точности и релевантности, отсутствия искаженных сведений, причем это должно проводиться систематически и непрерывно. В некоторых случаях заказчику должны передаваться выдержки из ориги-нальных источников, чтобы он сам мог знать, откуда получена та или иная информация. Таким образом, ключевым условием эффективного отбора от-крытой информации является быстрое выделение надежных источников и их обработка с отсеиванием ненадежных, сомнительных и малоинформативных источников.
При этом необходимо следить, чтобы заказчик не был перегружен боль-шим объемом предлагаемой ему информации, и вместе с тем привлекать для отбора информации экспертов по отдельным направлениям, которые долж-ны не допускать пропусков важной информации и исключать повторение сообщений.
Возрастающее использование сети Интернет, через которую можно по-лучить доступ к любым открытым источникам информации разных стран, существенно усложняет проблему перегрузки заказчиков избыточной инфор-мацией. Хотя через Интернет можно получить ценные материалы, это со-провождается потоком малозначащих и ненужных данных. Значение этой проблемы ясно признается ЦРУ. В 1997 г. зам. директора ЦРУ по развед-ке заявил в одном интервью, что это ведомство принимает все меры по обеспечению своих аналитиков всей необходимой им информацией, но без перегрузки данными, поступающими в реальном времени. Перегрузка не-значащей информацией отнимает много ценного времени, необходимого для анализа информационных потребностей, и повышает расходы по добыванию нужной информации.
Ценность открытых источников информации явно зависит от характера общественных отношений в том или ином государстве. В открытых обще-ствах существует большое количество доступных источников, содержащих сведения о политических, военных и экономических делах. Но в закрытых обществах таких источников значительно меньше, и средства массовой ин-формации в них подчинены государственному контролю и ведут соответ-ствующую пропаганду.
Важный вклад в эффективность добывания разведывательной информа-ции из открытых источников вносят эксперты по конкретным направлениям. Они знают, где искать требующуюся информацию, или "знают, кто знает, где ее можно получить". По приближенным оценкам, до 80% информации из открытых источников, добываемой для Министерства обороны США, по-ступает не в реальном времени, не на английском языке и не из источников, доступных в США.
Возрастающее количество источников открытой информации и их до-ступность приобретают все более важное значение для национальной бе-зопасности. Но эти источники редко дают исчерпывающие ответы на кон-кретные вопросы. Поэтому их следует рассматривать как дополнение к се-кретно добываемой разведывательной информации. Обязательное условие их использования состоит в критической оценке содержащейся в них инфор-мации и исключении дезинформации.
Jane's Intelligence Review.- 1999.- №11. P. 50 54.