Переход США к информационной войне
ИНОСТРАННАЯ ПЕЧАТЬ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ
И ВОЕННОМ ПОТЕНЦИАЛЕ ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СНГ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ ЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ
Серия: "ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ"
Ежемесячный информационный бюллетень
№1/2000
Переход США к информационной войне
Зарождение концепции "Информационная война" (ИВ) относится к сере-дине 70-х годов, когда доктор Т. Роней впервые употребил термин "Infowar". Однако практическое развитие и реализация этой концепции начались толь-ко в 90-х годах, когда МО США раскрыло стратегию ведения войн с исполь-зованием систем командования и управления С (Command and Control) как составной части ИВ. После этого рядом авторов были опубликованы статьи и книги о стратегии ведения войны на информационной основе с анализом применения этой стратегии в войне "Буря в пустыне" в зоне Персидско-го залива. Проводились также конференции, на которых представители во-оруженных сил и промышленности технических средств безопасности обсу-ждали различные аспекты ИВ. Одновременно научно-технический комитет МО США DSB (Defense Science Board) представил два отдельных доклада с рекомендациями увеличить ассигнования на защиту информационной ин-фраструктуры и проведение широкомасштабных исследований и разработок, относящихся к концепции ИВ.
Вследствие все возрастающей роли национальных информационных си-стем и их потенциальной уязвимости они становятся наиболее опасны-ми объектами угроз ИВ. Учитывая это, распорядительной директивой президента США Executive Order 13010 от 15 июля 1996 г. был утвер-жден план защиты критически важной информационной инфраструктуры (Critical Infrastructure Protection).
Объединенный комитет начальников штабов США в своей директиве "Joint Vision 2010", опубликованной в 1996 г., объявил приоритетной зада-чей США достижение информационного превосходства. Основная стратегия вооруженных сил должна сочетать скорость, точность и мобильность для захвата целей, рассредоточенных на больших территориях.
Хотя спектр глобальной ИВ пока представляется только гипотетически, основные действия США по переходу к такой войне можно представить по исторической аналогии их действий в период угрозы глобальной ядерной войны. Ядерная и информационная войны основаны на концепции техниче-ского и технологического ведения войн. Их сходство состоит в том, что и ту, и другую можно моделировать с ограниченным объемом испытаний, но их очень сложно реализовать в широких масштабах и трудно точно пред-сказать их последствия. Для принятия решений об их ведении требуются эффективные показатели и предупреждения. Тем не менее, различия между этими двумя видами войн весьма существенны. Можно выделить четыре основные особенности информационной войны.
1. Первое различие между информационной и ядерной войнами состо-ит в производимых ими физических воздействиях и их последствиях. Ядер-ный удар по городу и атака информационной войны на его экономику и инфраструктуру могут оказать одинаковый функциональный эффект на его способность противодействия оккупантам, но физический эффект будет су-щественно различным.
2. Нападающую сторону бывает трудно идентифицировать без опасно-сти вызвать ответные действия. Ответные меры обороняющейся стороны трудно спланировать с определением их характера и масштабов, так как зависимость действий нападающей стороны от информации может суще-ственно отличаться от такой же зависимости обороняющейся стороны.
3. Целями информационных действий нападающей стороны могут быть информационные инфраструктуры гражданского сектора, что может приве-сти к сложным и трудно предсказуемым сопутствующим разрушениям.
4. Если различие между обычной и ядерной войнами вполне очевидно, то в отношении информационной войны этого нельзя сказать. Она может начаться в форме конкурентной борьбы, разрастись до конфликта и в ко-нечном итоге привести к широкомасштабным действиям, могущим вызвать такие же функциональные эффекты, как и некоторые ядерные удары, но без соответствующих физических разрушений. В будущем операции ИВ будут плавно и точно усиливаться в зависимости от масштабов цели, функцио-нального воздействия операций и их интенсивности. Из этого не следует, что в настоящее время уже существуют точные модели и что каскадное повышение эффективности операций ИВ так же хорошо изучены, как эф-фекты ядерных ударов, которые были тщательно оценены на протяжении трех последних десятилетий.
Развитие глобальной военной стратегии США после окончания второй мировой войны отражено в табл. 1, которая показывает периоды, вызван-ные техническими средствами, применяемыми для реализации стратегии противодействия угрозам ядерной войны. К дополнительным средствам этой стратегии можно отнести контроль за вооружениями и чистую оборону. Оба эти средства применимы и к ИВ.
На каждой фазе возрастания угрозы ядерной войны со стороны Совет-ского Союза США отвечали полной готовностью в двух направлениях, спо-собствовавших устранению противника:
- получение достоверных сведений и предупреждений; были разработа-ны национальные технические средства для количественной оценки угроз и получения информации о готовящихся ударах, что способствовало раннему предупреждению о необходимости принятия ответных мер;
- противостояние первому удару и принятие ответных мер; разрабо-таны средства и порядок противостояния первому ядерному удару и меры по нанесению ответных ударов оставшимися вооруженными силами. Эти возможности поддерживают доктрину взаимного гарантированного уничто-жения, а позднее более гибкую стратегию противостояния, заключающуюся в поддержании равновесного состояния сил, возможности быстрого их пере-нацеливания, повышения выносливости и выживаемости.
Один из специалистов кратко изложил проблемы ИВ так: "Как ни стран-но, по мере того, как мы приближаемся к XXI в., новая война становится более похожей на войны начала XX в. (нападение/оборона), а не его середины (устранение). Такое сравнение может помощь лучшему пониманию сущности ИВ".
Организованный информационный конфликт затрагивает многие тради-ционные военные дисциплины и требует новой организационной структуры для согласованных наступательных и оборонительных операций на физиче-ском, информационном и других уровнях конфликта.
Таблица 1
Глобальная стратегия ведения войн США
В табл. 2 показано, как традиционные военные дисциплины и служ-бы должны быть объединены в структуру, которая будет способствовать проведению наступательных и оборонительных операций ИВ. Функции наблюдение-ориентация-решение-действия, указанные в верхней части таблицы, охватывают основные направления действий при подготовке опе-раций ИВ. Основные военные дисциплины, требующие определенной коор-динации для использования их в ИВ, указаны в левой графе. Из табл. 2 следует, что ИВ не требует введения дополнительных дисциплин и служб, но обязательным условием является строгая координация взаимодействия уже существующих основных дисциплин.
В 1996 г. Научно-технический комитет МО США уже обратил внимание на необходимость пересмотра организационной структуры вооруженных сил США с целью упорядочения и достижения более четкого взаимодействия раз-личных военных дисциплин и служб. Комитет выделил две наиболее важные рекомендации, относящиеся к переходу к ИВ:
- создать орган, отвечающий за проблему ИВ; рабочая группа, гото-вившая эти рекомендации, считает данный пункт наиболее важным. Она убеждена, что министр обороны США нуждается в таком органе, в задачи которого входят контроль и координация всех сложных действий и взаимо-действий, относящихся к новой стратегии ведения войны.
Этот орган должен контролировать планирование наступательных и оборонительных операций ИВ и обеспечение их необходимыми техническими средствами и ресурсами;
- организовать систему обороны против ИВ (IW Defense, IW-D). Эта ключевая рекомендация определяет средства, необходимые для IW-D, и орга-низации, поставляющие или поддерживающие эти специфические средства.
Некоторые эксперты в дискуссиях о пересмотре структуры традицион-ных вооруженных сил, базирующихся в геофизической среде (на земле, в воз-духе и на море), предлагают создать специальную службу ИВ. Эта служба должна формировать доктрину ИВ, разрабатывать планы проведения опера-ций ИВ и реализовывать их. Создание такой службы будет способствовать объединению усилий отдельных организаций (усилению их информационно-го взаимодействия), повышению значения информации как элемента ведения войны, подготовке и обучению воинов ИВ, а также повышению внимания МО США к глобальной гражданской информационной сети.
Эти предложения можно рассматривать как долговременные планы, ре-ализация которых приведет в конечном счете к подчинению всех служб, име-ющих отношение к ИВ, единому командованию.
В настоящее время МО США вместо создания стратегической служ-бы ИВ проводит политику усиления объединенной службы командования и управления (С2), повышения информационной безопасности (INFOSEC) и координации деятельности разведывательных служб.
Развитие информационных технологий не только способствует возник-новению конфликтов и даже войн, но и создает новые возможности укрепле-ния обороны, сдерживания, ослабления напряженности и поддержания мира. Хотя в данной статье в основном рассматриваются наступательные и обо-ронительные аспекты ИВ, необходимо также вкратце обсудить особенности политики сдерживания, основанной на использовании информационных тех-нологий. От этой политики зависит принятие решений о сохранении мира или переходе к войне. Стремление к сохранению мира поддерживается бла-годаря широкой доступности информации, способствующей снижению до минимума неправильного понимания намерений, действий и целей проти-востоящих сторон. Этому способствует даже использование информации в разведывательных целях. Однако следует иметь в виду, что информаци-онные технологии могут способствовать как сохранению сотрудничества и поддержанию мира, так и возникновению конфликтов и войн. Так же, как и в отношении ядерных технологий, человечество должно сделать свой выбор.
Можно привести ряд примеров, показывающих, как возрастающая до-ступность информации может практически способствовать поддерживанию сотрудничества и мира и противодействовать возникновению конфликтов и войн.
Открытые сети дают возможность свободного обмена идеями, способ-ствовать развитию демократии и противостоять правительствам, контроли-рующим потоки информации. Открытые потоки информации, связывающие отдельные страны, снижают уровень взаимного неправильного понимания намерений, доктрин и возможностей.
Открытое космическое и воздушное пространство. Возможность свободных полетов космических и воздушных летательных аппаратов, осу-ществляемых в соответствии с договорами для наблюдения за поверхностью земли, снижает ошибки в оценках военной силы соседних стран, проводимых ими операций и военно-стратегических концепций.
Открытые договоры. Договоры об открытых инспекциях в области оружия массового поражения и открытые потоки информации о проведении таких инспекций также способствуют снижению ошибок в оценке угроз.
Открытые связи. Возрастающие возможности связи на глобальных расстояниях позволяют осуществлять быстрый и непрерывный обмен ин-формацией, способствующий снижению неправильного понимания намере-ний сторон, и предотвращению провокаций в сочетании с эффективной ин-формированной дипломатией.
Информационные ресурсы, дающие возможность получать разведыва-тельную информацию, сообщения о тревожных признаках и предупрежде-ния в условиях сотрудничества между государствами, могут сыграть важ-ную роль в противодействии транснациональным угрозам возникновения конфликтов.
Прошло более десяти лет после того, как концепция ИВ принята и при-знана в качестве основной компоненты проводимой реорганизации воору-женных сил США. За этот короткий период произведены значительные ин-вестиции в технологию, оперативный анализ и пересмотр организационной структуры вооруженных сил с целью определения возможностей реализации потенциальных преимуществ ИВ. Этот процесс продолжается. Организации и руководство, занимающиеся проблемами ИВ, должны всегда учитывать состояние военного искусства, ход реализации операций ИВ и уровень раз-вития соответствующих технологий.
Университет национальной обороны США (US National Defense Univer-sity) разработал программу "Информационная война и стратегия" (Informa-tion Warfare and Strategy) для старших офицеров, изучающих стратегию и политику ИВ и проводящих целенаправленные исследования проблемы на стратегическом уровне. Объединенный комитет начальников штаба США выпустил меморандум "Политика информационной войны" (МОРЗО), а МО США издало директиву (Directive 3600.1), определяющую задачи и роль ИВ. Каждый род вооруженных сил и Объединенный комитет начальников шта-бов готовят свои директивы и документы, определяющие порядок реализа-ции доктрины и организации операций ИВ. Каждый род вооруженных сил создал свой Центр ИВ из высококвалифицированных офицеров для проведе-ния военных учений и игр, анализа уязвимости вооруженных сил, разработ-ки программ исследований и опытно-конструкторских работ, создания и обу-чения групп реагирования на компьютерные происшествия (CERT). Наряду с этим проводится анализ международных законов и договоров, относящих-ся к ИВ, с целью оценки возможных юридических и моральных последствий перехода к этой новой форме войны США исследуют юридические основания для ведения ИВ в переходный период и в будущем, так как характеристики некоторых информационных атак (анонимность, отсутствие геофизической направленности, возможность проведения операций без участия регулярных войск и использование необычного информационного оружия) противоречат принятым в настоящее время международным определениям вооруженных конфликтов.
Доктрина информационного превосходства (достижения доминирующе-го положения в оценке боевой обстановки, контроля и визуального предста-вления этой обстановки) положено в основу систем С и проводимых ими операций. Эти системы должны действовать в соответствии с доктриной о совместных операциях с использованием каналов связи взаимодействия и обмена разведывательной и другой информацией в глобальной системе ко-мандования и управления GCCS (Global Command and Control System) и среде общего операционного программного обеспечения. Кроме того, служ-бы С должны создавать начальные оперативные подразделения ИВ для выполнения наступательных операций. В объединенных военных играх и учениях начинаются реализация стратегии ИВ и применение ее в обыч-ных военных операциях. Задача достижения информационного превосход-ства ускоряет разработку доктрины оборонительной ИВ (IW-D).
Технология и технические средства ИВ, в отличие от технологии и тех-нических средств предыдущих войн, развиваются по законам коммерции, а не по секретным военным планам исследований и разработок. Широкий диапазон технологий ИВ включает в себя использование коммерческих ин-формационных технологий (из которых только некоторые попадают под за-кон о контроле экспорта) и отдельные направления военных технологий. В отличие от технологий ядерной войны и ранних информационных техноло-гий (например, криптографии, информационной безопасности и защиты ра-диоэлектронной аппаратуры от перехвата компрометирующего излучения в соответствии со стандартом TEMPEST), получивших развитие за послед-ние 25 лет, военный контроль за современными технологиями ИВ весьма ограничен. К развивающимся ключевым технологиям относятся:
- разведка, наблюдение, рекогносцировка (Intelligence, Surveillance,
Reconnaissance) и С , дающие возможность быстрого и точного объедине-ния данных от всех источников и представления высококачественной раз-ведывательной информации командованию, планирующему операции ИВ. Эти технологии дают возможность получения сведений о географическом пространстве (характер местности, сеть дорог, другие физические характе-ристики) и о киберпространстве (компьютерные сети, узлы и линии связи, информационные характеристики);
- технологии информационной безопасности (INFOSEC), включая жи-вучие сети, системы многоуровневой безопасности, безопасности связи и се-тей, применение электронной (цифровой) подписи, прогрессивные методы аутентификации;
- информационные технологии, разрабатываемые в коммерческом сек-торе и применимые в ИВ, включая широкий набор подвижных интеллекту-альных комплексов, способных самостоятельно работать в вычислительных сетях, хранилища мультимедийной информации, средства ее распределения;
- технологии электромагнитного оружия, способного наносить несмертельные поражения информационным системам, с возможным применением его для ввода дезориентирующей информации и отказов в обслуживании;
- технологии, создающие информацию, способные создавать синтети-ческую ложную виртуальную информацию (например, синтетические изо-бражения, виртуальную действительность и т. п.).
О дальнейшем прогрессе концепции и технологий ИВ можно следить по различным источникам, перечисленным в табл. 3. Кроме того, могут быть использованы сайты различных правительственных, академических и промышленных ведомств в сети Internet.
Отмечается, что информационная война стала реальностью. Операции ИВ проводятся вооруженными силами и неправительственными организа-циями. Хотя мир еще не стал свидетелем глобальной ИВ и не может в полной мере определить ее последствия, он уже переживает все возраста-ющую конкурентную борьбу с использованием информационных ресурсов и технологий, приводящую к спорадическим конфликтам.