Современные тенденции в информационной войне
ИНОСТРАННАЯ ПЕЧАТЬ
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ И ВОЕННОМ ПОТЕНЦИАЛЕ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ ЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ
Серия: "ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ"
Ежемесячный информационный бюллетень
№3/2000
Современные тенденции в информационной войне
В стратегии и терминологии информационной, или кибернетической войны появилось понятие: "сетевая война" (Netwar). Это понятие означает новое направление в проведении операций информационной войны, основанное на совершенно иных принципах. Главная стратегия сетевой войны состоит в проникновении в сети противника не для их разрушения и достижения информационного превосходства, а с целью поддержания их работы для извлечения определенной информации.
Результаты проведенного технического анализа показывают, что сетевая война ведется в различных формах определенными группами в ряде стран. К этим группам относятся не только обычно подозреваемые террористические и преступные группировки, но даже и некоторые государства, использующие применяемые этими группами методы в своих интересах.
Всемирная информационная сеть общего пользования Интернет не только соединила разные народы, но и существенно расширила объем потенциальных угроз национальной безопасности отдельных стран. Это уже вызвало определенные сдвиги в оценке некоторых традиционных военных операций. Ранее считалось, что информационная война - это стратегия нарушения нормальной национальной стабильности противника путем разрушения его информационной инфраструктуры. Теперь же, согласно совершенно другой концепции сетевой войны, стратегия ее ведения должна состоять в сохранении нормальной работы информационных систем и сетей, что при определенных условиях может привести даже к более разрушительным результатам. Угроза военных действий без применения самолетов и танков, главным оружием в которых будут персональные компьютеры и каналы связи с сетью Интернет, заставляет государства и правительства пересмотреть свои стратегии национальной обороны в современном информационном веке.
Информационная война и сетевая война находятся на противоположных концах спектра военных стратегий. Информационная война, задачи которой в основном сводятся к непосредственным атакам на информационные системы и сети противника с целью нарушения их нормального функционирования, относится к военной части этого спектра. А сетевая война, имеющая совершенно противоположные цели, примыкает к социальной его границе. В сетевой войне государства не являются противостоящими сторонами, или противниками. Ее можно считать прообразом будущих войн. Она стала реально действующим фактором разрешения информационных и других конфликтов, и определенные группы успешно продвигаются в этом направлении. Можно выделить четыре типа поборников сетевой войны. Наиболее влиятельными среди них являются воинственно настроенные борцы за социальную справедливость, использующие сеть Интернет для достижения своих специфических целей. Другой преобладающий тип - это националисты, представляющие собой небольшие кланы или общины, борющиеся за свою национальную независимость. Третий тип это террористические организации и группировки, пользующиеся сетью Интернет для проведения широкомасштабных операций информационной и сетевой войн. Правительство США уже принимает определенные меры противодействия кибертеррористам и оценивает их потенциальные возможности по нарушению нормального функционирования жизненно-важных для страны систем, сетей и инфраструктур.
Последний, четвертый тип сторонников использования возможностей сетевой войны - это транснациональные преступные элементы и группировки, превращающие сеть Интернет и другие сети и системы в инструмент, способствующий реализации их незаконных действий.
Анализ показывает, что существенная особенность ведения сетевой войны состоит в психологическом воздействии на массы людей посредством передачи дезориентирующей информации.
Можно привести ряд примеров проведения операций сетевой войны, уже оказавших определенное влияние на ход политических и этнических событий. Показательным примером в этом ряду служит борьба Чехии за независимость от России. Группа чешских патриотов использовала в этой борьбе сеть Интернет и сформировала национальную сеть для оказания помощи организациям и группам, участвовавшим в этом движении. Другой пример - это события в Мексике в 1994 г., когда нелегальная армия национального освобождения объявила войну правительству этой страны, которая могла иметь тяжелые последствия для мексиканского народа. Но различные группы активистов и патриотов страны правильно оценили опасность этого конфликта и посредством обращения к влиятельным неправительственным организациям (в большинстве случаев с использованием радиоэлектронных средств) добились прекращения конфликта и согласия правительства на рассмотрение требований армии национального освобождения и проведение социальных реформ.
Сеть Интернет не только использовалась различными национальными движениями в отдельных странах, но и способствовала началу крупных социальных и политических кампаний. Электронные ресурсы этой сети дают возможность распространения различных идей и оказания поддержки тем или иным участникам этих кампаний. Кампания за запрещение применения противопехотных мин, начатая рядом неправительственных организаций разных стран, является примером того, как такие организации могут использовать сеть Интернет в борьбе за социальные и политические перемены. В течение почти десятилетнего периода проведения этой кампании, участвующие в ней организации и группы выпускали и распространяли через Интернет литературу, касающуюся этой проблемы, созывали митинги и конференции, объединяли сторонников этого движения в отдельных странах и добивались пересмотра правительствами ряда стран политики в отношении применения противопехотных мин. Даже правительство США под давлением этих сил вынуждено было открыто заявить о своем отношении к этой проблеме.
Наряду с этим и преступные элементы ищут возможности использования сети Интернет в своих интересах. Например, транснациональные криминальные организации используют Интернет как "черный рынок" для международного сбыта сомнительных товаров и проведения других незаконных операций. Криминальные картели Колумбии, Мексики и России используют эту сеть в своей деятельности. Морские преступники-пираты в водах Юго-Восточной Азии сбывают через сеть Интернет краденые сталь и нефть. Имеются сведения о том, что правительство КНР прибегает к услугам морских пиратов для поддержания своего суверенитета на спорные территории.
В качестве примеров использования международными террористическими организациями сети Интернет для пропаганды своих идей приводятся действия организаций известного исламского террориста О. бен Ладена и палестинской террористической организации Хамаз. Их действия можно рассматривать как борьбу идей.
Анализ готовности США активно противодействовать сетевой войне показывает, что национальная концепция этого противодействия не соответствует требованиям века информации. Эта концепция характеризуется подходом с точки зрения полевой армии, что было продемонстрировано при проведении США операций "Буря в пустыне" в зоне Персидского залива и в Косове.
Военному руководству США не хватает понимания того, что в современных условиях надо действовать по-другому.
По мнению экспертов, военное командование США должно понять, что идеи имеют такую же материальную силу, как и боевое вооружение армии. Только когда общественное сознание в стране поднимется до такого уровня понимания современной действительности, США смогут успешно противодействовать сетевой войне против них. Но готовность США к такому противодействию зависит от наличия соответствующих людских ресурсов и в настоящее время в большей мере, чем ранее.
По мере того как личный состав войсковых частей, участвующих в военных операциях, будет сокращаться, возрастет потребность в высококвалифицированных специалистах для обслуживания сложной военной техники, сбора разведывательной информации, планирования военных операций. Возможно, что в будущем такие специалисты могут быть переведены из вооруженных сил в гражданский сектор. Подготовка таких специалистов будет проводиться в гражданском секторе, как резервистов для вооруженных сил. При этом резервисты будут получать такую же заработную плату, как гражданские специалисты, и выполнять работу в интересах национальной безопасности.
Реализация этого нового подхода к подготовке высококвалифицированных специалистов для вооруженных сил должна начаться, по мнению экспертов, в военных академиях. Изменения в учебных программах и планах должны отражать переход к новой стратегии ведения войны и способствовать лучшему пониманию особенностей информационной и сетевой войн. Для достижения готовности к ведению таких войн США необходимо согласовать проводимую ими политику применения в конфликтах национальных вооруженных сил, оснащенных самой современной военной техникой, с требованиями ведения военных операций в век информации.
Современный мир еще не готов к полному отказу от боевых вооруженных сил. Но в будущих военных операциях и конфликтах, по прогнозам, будут участвовать небольшие по численности личного состава армии, использующие самые передовые военные технологии. Это даст возможность существенно снизить затраты на содержание вооруженных сил и выделять большие бюджетные ассигнования на проведение научных исследований и разработок в других областях, имеющих большее значение для будущего.
Наряду с расширением объема научных исследований и опытно-конструкторских работ, США должны активизировать действия по применению существующих коммерческих информационных технологий для защиты национальных интересов от возможных атак. Конечно, при этом недопустимы поспешные действия, например, отказ от использования некоторых старых информационных систем, которые иногда обеспечивают более высокую безопасность.
Страна должна разработать планы защиты от возможных атак в ходе информационной и сетевой войн и восстановления нормального функционирования жизненно важных систем и инфраструктур, нарушенного такими атаками. Должны быть разработаны сценарии противодействия и подготовки необходимых для этого сил, учитывающие возможные разновидности атак. Методику разработки таких сценариев уже можно считать установившейся, но следует учитывать изменения характера угроз.
Важное значение при планировании оборонительных и наступательных операций информационной и сетевой войн будут иметь раннее предупреждение о возможных угрозах, разведывательная информация и оценка уязвимости объектов (противника и своих). Главное условие противодействия возможным угрозам состоит в тесном взаимодействии правительственных органов и гражданского сектора. Правительство, используя традиционные источники разведывательной информации, должно также учитывать важность получения информации от неправительственных источников.
Signal- 1999 .- July. P. 1-4.