Российские экспортные поставки вооружений

ВИНИТИ

Серия «Вооруженные силы и военно-промышленный потенциал»

№ 9-2005, стр. 22-25

Российские экспортные поставки вооружений

Краткие сообщения

Объединенным Арабским Эмиратам поставлена первая партия самоходных систем ПВО российского КБ приборостроения, которые были заказаны в середине 2000 г.

Поставки должны быть завершены в 2005 г., а система возможно будет продемонстрирована на международной выставке iDEX 2005 в феврале 2005 г. в Абу-Даби, ОАЭ.

Заказ ОАЭ предусматривает поставку 50 систем ПВО 96К6 «Панцирь-С1», 24 системы полностью базируются на гусеничных шасси, а остальные 26 систем на колесных, вездеходных шасси (8x8), обеспечивающих большую стратегическую мобильность. По мнению авторов статьи, это - колесные шасси типа МЗКТ-7930.

ОАЭ являются первым заказчиком системы «Панцирь-С1». Эта система первоначально разрабатывалась в соответствии с требованиями российских военных, но в результате недостаточного финансирования разработка системы завершена не была, как и не состоялось принятие ее на вооружение.

ОАЭ профинансировали конечный этап разработки системы, и в настоящее время она обладает повышенными возможностями по сравнению с теми, о которых говорилось несколько лет назад.

Эмираты выбрали всепогодный вариант системы, которая, по заявлению представителей КБ приборостроения, способна сопровождать и сбивать самолеты, вертолеты, другие воздушные цели, также как беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и управляемые ракеты, запускаемые в воздухе.

Система «Панцирь-С1», являющаяся дальнейшей разработкой самоходной системы ПВО 2С6М «Тунгуска» КБ приборостроения, включает радары кругового обзора и сопровождения; усовершенствованный электронно-оптический контейнер с восемью управляемыми ракетами (по четыре с каждой стороны), находящихся в готовности к пуску; две спаренных скорострельных пушки 2А38b калибра 30 мм.

Система «Тунгуска» разрабатывалась для замены самоходной противосамолетной системы ЗСУ-23-4 и предлагается в течение нескольких лет на экспорт. Индия является первым экспортным заказчиком.

Гусеничный вариант системы «Панцирь-С1» базируется на усовершенствованном шасси, используемом в системе «Тунгуска», которое оптимизировано к условиям высоких температур окружающей среды.

Опытный образец колесного варианта базировался на шасси «Урал-5323» (8x8), включает 12 управляемых ракет, в положении готовности к пуску, и две одноствольных пушки 2А75 калибра 30 мм.

Типичная батарея систем «Панцирь-С1» будет иметь в своем составе шесть огневых подразделений (систем), которые поддерживаются двумя транспортно-заряжающими машинами на шасси 8x8, оборудованных кранами.

КБ приборостроения ведет также маркетинг более простой и более легкой системы «Панцирь-С1», которая имеет радар кругового обзора и электронно-оптический комплекс, но не имеет радара слежения или 30 мм пушек. Этот вариант системы может устанавливаться на более легком гусеничном или колесном шасси, как, например, гусеничное БМП-3 и колесное (8x8) машин типа БТР.

Jane's Defence Weekly. - 2004. - 24 November. - P.16.

ВВС Йемена поставлена начальная партия одноместных истребителей МиГ-29 СМТ и двухместных многоцелевых истребителей МиГ-29 УБТ РСК «МиГ». Поставки начались в начале октября и были первыми зарубежными поставками самолетов обоих типов.

Поставки в Йемен последовали после официальной сертификации российскими ВВС истребителя МиГ-29 УБТ в июле и истребителя МиГ-29 СМТ в сентябре 2004 г. Однако российским ВВС предстоит принять решение относительно того, будут ли использоваться имеющиеся весьма ограниченные средства для финансирования модернизации имеющегося парка самолетов МиГ-29 и доведения его до новых стандартов.

Из-за бюджетных ограничений российские ВВС отказались от оборудования самолетов новыми радарами и решили оставить стандартный радар Н-019 «Топаз» и на своем варианте МиГ-29СМТ. Усовершенствование радара ограничено дополнением его параллельным каналом, что обеспечивает радиолокационную съемку местности и одновременное наведение управляемых ракет класса «воздух-воздух» Р-77 «Вымпел» на две воздушные цели.

Истребители МиГ-29 СМТ и МиГ-29 УБТ оборудованы «стеклянными» кабинами на базе многофункциональных дисплеев на жидких кристаллах и комплексами бортовой авионики Раменского приборостроительного КБ, которые базируются на комплексах, разработанных для истребителей Су-30 МКК, поставляемых Китаю.

В рамках программы йеменских ВВС «Shatak» принято решение осуществить более радикальную модернизацию, которая приведет к йеменскому варианту истребителя МиГ-29 СМТ с новым многорежимным радаром корпорации «Фазотрон - НИИР» «Жук-МЭ». Новый радар, оборудованный щелевой антенной (в отличие от параболической в радаре Н-019), позволяет истребителю МиГ-29 СМТ проводить наведение ракет класса «воздух-воздух» одновременно с радиолокационным наведением «Вымпел» РВВ-АЭ (Р-77) и Р-27.

Йеменские самолеты типа МиГ-29 СМТ и МиГ-29 УБТ будут использовать ряд российских систем оружия, включая управляемые ракеты класса «воздух-земля» Х-29Т, противорадиолокационные УР, а также ракеты и бомбы с лазерным наведением. Ожидается, что йеменские ВВС примут новые истребители на вооружение после проведения огневых стрельб в период декабрь 2004 г. - февраль 2005 г.

Jane's Defence Weekly. - 2004. - 24 November. - P.16.

* * *

Россия может продать бомбардировщики дальнего действия Китаю, заявил главком ВВС В.Михайлов. Речь идет о средних бомбардировщиках типа Ту-22 МЗ. Ранее российские военные отказывались продавать Китаю такие бомбардировщики. Они рассматривались как слишком мощные системы вооружения. В настоящее время дальняя бомбардировочная авиация представлена одним типом Ту-1б. Этот бомбардировщик давно устарел и не может представлять серьезную угрозу даже Тайваню, не говоря уже об американских ВВС, которые могут прийти ему (Тайваню) на помощь.

Используя бомбардировщики Ту-22 МЗ, особенно в том случае, если они вооружены современными российскими управляемыми ракетами, Китай может угрожать США на дальних подходах к Тайваню.

Поскольку строительство бомбардировщиков Ту-22 МЗ прекращено еще в 1991 г., поставки Китаю могут быть сделаны за счет арсенала самолетов российских ВВС.

High Technology Custom Wire. - 2005. - 25 January.

Венесуэла планирует подписать ряд соглашений с Россией о поставках вооружений, воспользовавшись возможностью оплаты поставок за счет тех доходов, которые правительство получило за счет рекордно высоких цен на нефть.

В ходе двухдневного визита в Москву в конце ноября 2004 г., президент Венесуэлы H.Chavez сказал, что его страна модернизирует и укрепляет свои вооруженные силы для отражения агрессии в любой форме. Речь идет о поставке 100 тыс. российских пулеметов. Среди стрелкового оружия рассматриваются автоматы Калашникова «сотой серии», в частности АК-103 и АК-104.

Объявляя о другой потенциальной закупке H.Chavez сказал, что президенту России В.Путину сказано о том, что Венесуэла намерена закупить большое количество противотанкового вооружения.

Заявления последовали за октябрьским заказом, предусматривающим поставку Венесуэле до 40 ед. российских вертолетов, предназначенных для транспортировки войск и выполнения задач непосредственной авиационной поддержки. О типе закупаемых вертолетов не говорилось, но ожидается, что поставки начнутся в 2005 г.

По словам министра обороны J.Garcia, российские вертолеты не только экономичны, но и являются наиболее современными в мире. Они будут базироваться вдоль границы с Колумбией.

Военные источники в Венесуэле сообщили также, что проводилось детальное изучение проблемы замены истребителей F-16 американского производства, при этом оценивались и российские истребители МиГ-29. Такая сделка вызвала сильную ответную реакцию со стороны США. Как сказал один из представителей администрации Дж.Буша корреспондентам: «Мы собъем МиГи». Другие официальные представители США позднее отрицали такую сделку, заявляя, что вряд ли она возможна.

Jane's Defence Weekly. - 2004. - 8 December. - P.6.

* * *

Согласно информации, полученной еженедельником «Jane's Defence Weekly» в российском Министерстве обороны, в конце августа 2004 г. ВМС Китая получили последние самолеты по заказу, предусматривающему поставку 24 морских/палубных истребителей Су-30МК2.

Выполнение обязательств по этому контракту означает, что за прошлое десятилетие Китай получил 178 современных российских истребителей. В это число входят 38 одноместных истребителей Су-27СК, 40 двухместных учебно-боевых самолетов Су-27УБК (которые не могут использовать управляемые боеприпасы против наземных целей), 76 многоцелевых истребителей Су-30МКК и 24 морских/палубных истребителя Су-30МК2, способных использовать высокоточные боеприпасы против наземных и надводных целей. Кроме того китайское предприятие Xian получило комплектующие для сборки 95 истребителей Су-27СК, а в целом на настоящее время для 273 самолетов.

Готовые истребители строились на КнААПО (г. Комсомольск-на-Амуре) (77,5% объема работ) и на предприятии корпорации «Иркут» (22,5%). Кроме того КнААПО поставляло комплектующие для лицензионной сборки самолетов в Китае.

КнААПО, являющееся ведущим авиастроителем России, не имеет крупных заказов ни на Су-27, ни на Су-30, кроме заказа российских ВВС на 7 ед. Су-27СМ. Однако источники в Москве были уверены в том, что КНР подпишет контракт еще на 24 морских/палубных самолета Су-30МК2 до конца 2004 г. с поставкой в 2005-2006 гг. Ожидают своего завершения контракты, предусматривающие поставку 6 ед. Су-27СК и 2 ед. Су-30МК Индонезии и 4 ед. Су-30МК Вьетнаму.

Аналитики авиационной индустрии прогнозируют, что АХК «Сухой» в следующие пять лет сможет экспортировать дополнительно 80-100 истребителей в страны Восточной Азии, в том числе до 48 ед. в Китай, 24 ед. во Вьетнам и 24 ед. в Индонезию. Еще одним возможным рынком может стать Бразилия, при том что потенциал продажи современных истребителей странам Среднего Востока в следующие пять лет незначителен.

АХК «Сухой» рассчитывает провести работы, связанные с модернизацией китайского парка самолетов Су-27 и Су-30, и, что более значимо, намерена предложить Китаю партнерство в разработке истребителя пятого поколения, которая может обойтись в 12-15 млн. долл. Не исключено, что вопрос о программе совместной разработки истребителя пятого поколения будет поднят президентом В.Путиным во время его визита в Пекин.

Jane's Defence Weekly. - 2004. -1 September. - P.15.

* * *

Как отмечается в журнале Jane's Defence Weekly, Китай и ФГУП «Рособоронэкспорт» окончательно оформили контракт стоимостью 980 млн. долл. на закупку и поставку зенитной ракетной системы (ЗРК) С-300ПМУ2 «Фаворит». Это первая экспортная продажа такой системы после ее появления на международном рынке вооружений в 2001 г.

Контракт предусматривает поставку мобильного командного пункта 83М6У2, восьми батарей 90Ж6Е2, комплекта управляемых ракет 48Н6У2 и оборудования технической поддержки. Срок поставки - два года.

Командный пункт включает пост боевого управления 54К6Е2 и радар обнаружения 64Н6Е2 с эффективной дальностью обнаружения 300 м, работающий в диапазоне «S». Каждая из восьми батарей 90Ж6Е2 включает многоцелевой радар подсветки цели и наведения, работающий в диапазоне «X», всевысотный радар целеуказания 96Л6Е с многолучевой фазированной антенной решеткой (ФАР); восемь пусковых установок 5П85СЕ, каждая на шасси МАЗ (8x8), по четыре ракеты на каждой.

Таким образом, в систему входят 64 пусковые установки с 256 ЗУР в транспортно-пусковых контейнерах и 41 дополнительная ЗУР 48Н6Е2.

Пост боевого управления 54К6Е2 может управлять ЗРС С-300ПМУ и С-300ПМУ1, которые были приобретены Китаем ранее, а система С-300ПМУ2 «Фаворит» может вести огонь ЗУР 48Н6Е, используемыми в ЗРС С-300МУ и С-300ПМУ1.

ЗРС «Фаворит» может перехватывать воздушные цели на дальностях до 200 км, баллистические ракеты на дальностях до 40 км, низколетящие цели на дальностях 28-38 км. Система может перехватывать все типы угрожающих целей на высотах от 10 м до 27 км. Система может вести перехват одновременно до 36 целей и наводить на них до 72 ракет.

Контракт по системе С-300ПМУ2 «Фаворит» является четвертым контрактом, связанным с вариантами системы ПВО С-300ПМУ. Первым был контракт 1993 г. по системе С-300ПМУ, включающей два ракетных дивизиона в составе 32 самоходных пусковых установок плюс двойной резерв ЗУР 5В55Р, оснащенных радиолокационными ГСН. Это свидетельствует о том, что программное обеспечение ЗРС «Фаворит» прошло модификацию для получения возможности управлять ЗУР 5В55Р. Стоимость контракта 1993 г. составляла 220 млн. долл., из них 65% было оплачено по бартеру и 35% в твердой валюте.

Второй контракт 1994 г. стоимостью около 400 млн. долл. включал четыре системы С-300ПМУ1 в составе четырех ракетных дивизионов, 32 самоходных пусковых установок и 196 ЗУР 48Н6Е. 50% было оплачено по бартеру и 50% твердой валютой.

Третий контракт стоимостью 440 млн. долл. был выполнен к августу 2004 г. Он включал одну ЗРС в составе четырех ракетных дивизионов или 32 самоходные пусковые установки плюс 198 зенитных управляемых ракет 48Н6Е.

Jane's Defence Weekly. - 2004. -1 September. - P.7.

* * *

Как сообщается в журнале Flight International, Россия включила вертолеты общего назначения Ми-28НЕ и разрабатываемый Ми-54 в список разрешенных для продажи Китаю. Генеральный конструктор фирмы «Миль» А. Самусенко отметил, что теперь появилась возможность кооперации с промышленностью Китая по всем вертолетам типа «Ми», включая Ми-28Н, Ми-2бМ и Ми-54.

Армия КНР уже обладает вооруженными вертолетами Ми-17, однако не имеет на вооружении специализированных ударных вертолетов. Армия провела оценку вертолета Ми-35, но в настоящее время, по словам А.Самусенко, по-видимому, прежде всего заинтересована в более совершенном вертолете Ми-28НЕ.

Фирма «Миль» завершила проектирование и конструирование вертолета Ми-54 в октябре 2004 г., представила вертолет класса 4500 кг для макетной проверки и в ноябре закончила подготовку к началу сертификации. Вертолет характеризуется как «чисто гражданский проект», предназначенный для заполнения ниши в линейке между Ми-17 класса 11000 кг и Ми-34 класса 1500 кг. Однако, если появится заказчик, может быть подготовлен и военный вариант.

Первоначально предложенная в 1993 г., программа Ми-54 была возобновлена в 2002 г. В качестве силовой системы был выбран двигатель ВК800 фирмы «Климов» и предприятия «Мотор Сич», с альтернативным двигателем «Arriel 2C» компании Turbomeca.

Планируется, что два экспериментальных вертолета начнут полеты в 2007-2008 гг., а сборочная линия будет организована на предприятии «Роствертол».

Поскольку для военных и иных целей Китай нуждается в среднем вертолете класса 5000 кг, фирма «Миль» предлагает ему кооперативную разработку вертолета Ми-54, указал А.Самусенко.

По словам генерального директора фирмы «Миль» Ю.Андианова, предложение является отходом от сложившейся практики экспорта в КНР только тяжелых транспортных вертолетов.

Flight International. - 2004. - 23-29 November. - Р.25.

В.И.Вершинин.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации