Российско-индийское сотрудничество в разработке истребителя Су-30МКИ
ВИНИТИ №2-2005, стр. 43-47
Серия «Вооруженные силы и военно-промышленный потенциал»
Российско-индийское сотрудничество в разработке истребителя Су-30МКИ
Издание VAYU Aerospace Review информирует о наращивании возможностей ВВС Индии на базе военно-технического сотрудничества с Россией.
Как отмечается в статье, если взять планер такого российского истребителя последнего поколения, как Су-30, добавить футуристические технологии, разработанные для российского истребителя следующего поколения, использовать собственный опыт в программном обеспечении и в электронике, объединить все это со всем наилучшим, что может предложить западная военная электронная индустрия, то получится самолет Су-30МКИ, который в ВВС Индии называют истребителем достижения превосходства в воздухе (ADF).
Самолет Су-30МКИ был официально принят на вооружение эскадрильи ВВС Индии, базирующейся на авиабазе Lohegaon, недалеко от г. Пуна. Самолет будет основой многоцелевых истребительно-ударных сил ВВС Индии в течение многих лет. Это событие имеет большое значение, поскольку ВВС Индии получили самолет нового поколения впервые за последние десять лет. Важное значение имеет и тот факт, что бортовая авионика истребителя была модифицирована с использованием ряда компонентов и подсистем, которые были разработаны в Индии или получены из западных источников. Фактически самолет Су-30МКИ является улучшенной специфической индийской моделью более раннего самолета Су-30МК, о чем свидетельствует буква «И» в его наименовании.
В статье утверждается, что индийские ВВС входят в число наиболее боеготовых ВВС стран Азии. Они обязаны быть таковыми в условиях, когда отношения с соседними странами могут ухудшиться до военного противостояния в любое время. Хотя в 2002 г. удалось избежать вооруженного конфликта, нельзя сказать, когда наступят трудные времена, считает автор.
Будучи главной ударной силой индийских оборонительных сил и средством поддержки сухопутных и морских операций, ВВС играют особенно важную роль. Она еще больше подчеркивается текущим глобальным стратегическим представлением о воздушной мощи, как о доминирующем факторе в любом вооруженном конфликте.
Требования, которые в конечном итоге привели к программе Су-30МКИ, были сформулированы в середине 90-х годов, когда ВВС Индии осознали необходимость в новом многоцелевом истребителе с превосходящими тактическими характеристиками по завоеванию господства в воздухе и обладающего возможностями по нанесению ударов по наземным целям, который усилил бы существующий парк боевых самолетов, состоящий из МиГ-29, «Mirage 2000», «Jaguar» и более старых самолетов типа «МиГ». ВВС Индии начали переговоры с Россией, которая была давним поставщиком вооружений для Индии, по закупкам самолета Су-30, который уже тогда привлекал большое внимание на авиационных выставках, хотя он еще не сбивал самолеты противника. Однако на основании опыта ВВС Индии, полученного от использования авионики и другого электронного бортового оборудования на поставляемых Россией самолетах, и необходимости превышения характеристик самолетов F-16 ВВС Пакистана было решено оборудовать самолет Су-30 основными компонентами, разработанными по индийским спецификациям.
Другим фактором, побудившим ВВС Индии к принятию на вооружение специфической модели, которая превосходила бы по своим характеристикам все имеющиеся другие варианты самолетов типа «Су», был китайский заказ самолетов Су-27 (названный j-11), которые также являются многоцелевыми, но обладают в какой-то мере менее передовыми характеристиками по сравнению с самолетом по индийским спецификациям. В результате ВВС Индии заказали вариант Су-30МКИ, взяв на себя ответственность за обеспечение самолета ключевыми электронными системами и компонентами, относящимися к управлению вооружением, радару и авионике. Индия затем наладила контакт с поставщиками из Франции и Израиля с тем, чтобы организовать совместную разработку указанных систем.
В ноябре 1996 г. после длительных переговоров правительство Индии подписало контракт стоимостью 1,8 млрд. долл. с Иркутским АПО (ныне НПК «Иркут»), в соответствии с которым должно быть поставлено 40 истребителей для вооружения двух эскадрилий. Эти истребители должны поставляться во все более передовой и комплексной конфигурации.
В июне 1997 г. была закуплена первая партия из восьми самолетов Су-30К (вариант завоевания превосходства в воздухе) с тем, чтобы позволить персоналу ВВС Индии ознакомиться с оперативным использованием и техническим обслуживанием истребителей нового поколения. Вторая партия из десяти самолетов Су-30К была поставлена в 1999 г. Затем последовала относительно длительная задержка с поставками из-за того, что Индии необходимо было время для окончательной формулировки требований, предъявляемых к авионике и другим бортовым системам самолета, отвечающего индийским спецификациям. Выбранные индийскими ВВС компоненты были направлены на сборочную линию в Иркутске, самолеты прошли интенсивные испытания и наконец два самолета в конфигурации Су-30МКИ (многоцелевой, коммерческий, индийский) совершили перелет в Индию.
НПК «Иркут» завершит поставку 40 самолетов, как предусмотрено первоначальным контрактом, а затем модифицирует уже поставленные вначале самолеты до стандарта Су-30МКИ. В последующем компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) построит еще 140 самолетов Су-30МКИ в соответствии с лицензионным соглашением с АВПК «Сухой». Согласно некоторым источникам, компания HAL планирует инвестировать около 160 млн. долл. в налаживание новой сборочной линии. Компания имеет лицензию на сборку самолетов наряду со сборкой двигателей АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги (TVC), но без права продажи самолетов третьим странам. Представители ВВС Индии не сообщают данных о стоимости для Индии отдельного самолета. Согласно независимым источникам, стоимость поставляемого самолета из России составляет 33 млн. долл., а построенного по лицензии в Индии - около 30 млн. долл.
Ожидалось, что выкатка первого Су-30МКИ индийской постройки состоится в конце 2004 г. Первоначально предполагалось, что поставки будут продолжаться до 2017 г., по 10-12 самолетов в год (в зависимости от возможностей по освоению ВВС Индии), но недавно было объявлено решение об ускоренном строительстве, и последний самолет должен быть поставлен не позднее конца 2013 г. (к 2014 г.).
Индия будет использовать некоторые технологии, разработанные для Су-30МКИ, в собственной программе создания легкого боевого самолета (LCA), для которой характерны задержки по срокам, но уже выпущены два опытных образца, которые проходят интенсивные испытания. Ожидается, что самолеты LCA составят основу ВВС Индии в течение следующего десятилетия и ускоренными темпами будут заменять устаревающие самолеты МиГ-21.
Самолеты LCA будут производиться также компанией HAL, а опыт, полученный при строительстве самолетов Су-30МКИ, будут полезен, особенно в отношении авионики и других бортовых электронных систем.
Как подчеркивается в статье, сверхзвуковой, многоцелевой, двухместный истребитель Су-30МКИ является первым российским боевым самолетом, который сконструирован в соответствии с требованиями зарубежного заказчика. Многие обозреватели полагают, что время, которое затратила Индия на формулировку оперативно-технических требований и разработку варианта Су-30МКИ, бы» использовано весьма эффективно, поскольку были большие трудности с внедрением нескольких технологий демонстрационного образца Су-37 и соединением их с планером Су-30. Эти технологии включают:
- цифровое электродистанционное управление, которое в настоящее время стало индустриальным стандартом для истребителей последнего поколения;
- радар заднего обзора, обеспечивающий предупреждение о приближении самолета противника с задней полусферы и обстрел его с помощью УР Р-73;
- управление вектором тяги в вертикальной плоскости, которое обеспечивается изменением направления сопел на 15°. В зависимости от выполняемого маневра отклонение тяги двигателя может быть синхронным или противоположным с отклонением горизонтального стабилизатора. Самолет Су-30МКИ является первым в мире (и пока единственным) оперативным боевым самолетом с управляемым вектором тяги. Упомянутая ранее интегральная аэродинамическая конфигурация в сочетании с управляемым вектором тяги ведет к «практически неограниченной маневренности», позволяющей самолету Су-30МКИ выполнять резкие повороты без ограничений по углу атаки, и к уникальным характеристикам с точки зрения взлета и посадки;
- радар корпорации «Фазотрон» с фазированной антенной решеткой и повышенной дальностью обнаружения, способный работать в режиме картографирования, совместимый со всеми российскими и некоторыми западными системами вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Радар интегрирован с системой управления огнем, обеспечивая перехват целей в любое время суток и при любых погодных условиях. Радар обеспечивает разрешение 20 м и обнаружение крупных морских целей на дальностях до 400 км, а меньшие цели - на дальностях до 120 км. Система может одновременно сопровождать/отслеживать 15 воздушных целей и поражать четыре;
- модифицированное устройство дозаправки топливом в воздухе. Система дозаправки в воздухе обеспечивает продолжительность нахождения самолета в воздухе при выполнении боевых операций в течение 10 ч при дальности полета 8000 км на крейсерской высоте 11-13 тыс. м;
- высокоскоростная линия передачи данных обеспечивает наземную систему управления точной информацией о состоянии самолета и его вооружений.
Кроме того, Индия разработала самостоятельно или в кооперации с Францией и Израилем следующие модификации бортовой авионики и других систем:
- новый комплекс радиоэлектронной борьбы, созданный индийской исследовательской организацией DRDO при технической поддержке Израиля;
- современная «стеклянная» кабина, оборудованная шестью дисплеями на жидких кристаллах, включая два многофункциональных дисплея, и индикация на лобовом стекле (HUD) были разработаны при участии французской компании Sextant Avionique (сейчас входит в компанию Thales);
- управляющее программное обеспечение, включая программы для компьютера боевой задачи, и системы навигации полностью разрабатывались в Индии;
- открытая архитектура авионики позволяет интеграцию широкого круга управляемых ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» различного происхождения. Самолет Су-30МКИ имеет 12 точек подвески вооружения. Официальные планы не оглашаются, но кроме стандартного российского комплекта, вероятными кандидатами вооружения могут быть УР класса «воздух-воздух», Франции MICA и «Derby» и Израиля - «Python IV» Ожидается также, что на вооружении самолета Су-30МКИ будет и крылатая ракета воздушного базирования, разрабатываемая российско-индийским СП BrahMos;
- автопилот быстрого реагирования, включающийся во время ведения боя. Он позволяет пилоту иметь «свободные руки» и сосредоточиться на нацеливании и применении оружия.
В официальном заявлении ВВС Индии, сделанном в связи с принятием на вооружение самолетов Су-30МКИ говорилось: «Самолет Су-30МКИ предоставляет сложный комплекс, который объединяет высочайшую маневренность с огромной огневой мощью, что делает его замечательным средством сдерживания и распространения мощи на большие дальности. Его современный комплекс бортовой авионики, современная кабина и интегрированная система управления огнем обеспечат решающее реагирование на любое воздушное противостояние в обозримом будущем. За исключением самолета F/A-22 ВВС США, с точки зрения боевых возможностей в целом в настоящее время нет лучше истребителя во всем мире, чем Су-30МКИ».
Руководитель одной из британских оборонных компаний заявил: «Индийцы заслуживают большой похвалы за самолет Су-30МКИ. Я сомневаюсь, что любая другая страна смогла бы разработать супергибрид, взяв все лучшие российские и западные технологии, а они сделали это спокойно и во вполне обоснованных временных рамках». Российские специалисты были более чем великодушны в своих похвалах самолета Су-30МКИ, некоторые московские комментаторы полагают, что Су-30МКИ превосходит в два раза по применению вооружения, обнаружению и целеуказанию, а также по маневренности такие самолеты, как «Mirage 2000» и F-15.
Индийские оборонные стратеги рассматривают самолет Су-30МКИ более широко, чем просто как истребитель. Его большая дальность, возможность дозаправки топливом в воздухе и способность нести вооружение массой до 8 т, включая крылатую ракету, делают самолет Су-30МКИ главным инструментом, с помощью которого Индия будет демонстрировать свою силу в Южной Азии и за ее пределами, отмечается в статье.
По мнению аналитиков Индии, в средне- и долгосрочном плане страна будет сравнима по боевой мощи с Китаем и покажет США, что она не является слабой, а самолеты Су-30МКИ будут стратегическим инструментом, определяющим роль Индии.
В частности, Индия далеко продвинулась в создании системы ядерного командования и управления, и самолеты Су-30МКИ будут важным компонентом этой системы. В роли бомбардировщика дальнего действия самолеты Су-30МКИ будут главными средствами доставки ядерного оружия, особенно ядерных бомб мм менее 1 кт, которые испытывались в 1998 г.
VAYU Aerospace Review.-2004.-№ 1-Р 64-66.