Черноморский регион и НАТО
ВИНИТИ
Серия «Вооруженные силы и военно-промышленный потенциал»
№ 8-2005, 21-24
Черноморский регион и НАТО
В журнале «Jane's Intelligence Review» опубликована статья R.Tudor, в которой анализируется ситуация в Черноморском регионе в связи с расширением НАТО на юг и восток и превращением региона в стратегически важный после передислокации в регион вооруженных сил США и НАТО.
В статье говорится, что растущий интерес к созданию стратегического центра в Черноморском регионе, который в конечном итоге соединит Европу со Средним Востоком, Кавказом и далее, был подтвержден на саммите НАТО, состоявшемся в Стамбуле 28-29 июня 2004 г. Согласно источникам НАТО, Вашингтон хотел бы продвинуть зону ответственности организации и тем самым хотел бы распространить войну против терроризма на новые фронты.
Новые члены НАТО, Румыния и Болгария, предоставляют возможности для размещения на их территориях иностранных вооруженных сил, которые были бы полезны в текущей обстановке как «для проведения новых операций, так и принятия новых мер, направленных на поддержание и продвижение безопасности и демократии» сказал румынский госсекретарь G.Maior. Однако новые члены продвигают «фронтовую линию» НАТО к проблемным регионам, включая Приднестровье Молдавии, подчеркивая необходимость интеграции всего региона в евро-атлантическую систему безопасности. Начальник румынского генштаба генерал M.Popescu 12 июля 2004 г. заявил, что «расширение НАТО и Черноморской зоны в результате передислокации сил США и внутренняя трансформация альянса являются неразрывно связанными процессами».
Выступая 12 июля 2004 г. по вопросу динамики безопасности в Черноморском регионе, G.Maior сказал, что в географическом смысле стратегическая передислокация сил США и НАТО после недавних операций является уже очевидной. Он отметил, что концентрация сил и командных структур прогрессивно продвигается на юг и восток в результате реагирования на возникающие угрозы, а новые командные распоряжения НАТО дополнительно подтверждают эту тенденцию. Соответственно глобальная стратегия США предусматривает создание военных баз на берегах Черного моря.
Возникновение Черноморского региона в качестве оперативной зоны организованной преступности и террористических групп в сочетании с анклавами нестабильности, которые могут способствовать развитию и распространению незаконной деятельности, как торговля наркотиками, оружием и людьми, сделали регион более значимым с точки зрения обеспечения безопасности НАТО, США и прилегающих к нему государств. Кроме того, стратегические нефтяные ресурсы делают регион чрезвычайно важным. Румынский госсекретарь G.Maior характеризует Черноморский регион как имеющий стратегическую и экономическую ценность, особенно с точки зрения использования и транспортировки энергетических ресурсов. Черное море соединяет транспортные и инфраструктурные системы, идущие с Кавказа в Центральную и Западную Европу; обеспечивает доступ к нижней части Дуная, который пересекает Центральную Европу и Балканы; связывает с энергетическими сетями Азовского, Каспийского морей и Крымского полуострова.
Передовое присутствие США. Министерство обороны США должно объявить о том, что оно намерено создать в Юго-Восточной Европе региональный центр войск США, и рассматривает планы вывода 15000 военнослужащих, базирующихся в настоящее время в Германии. 3 июня 2004 г. Associated Press сообщило, что США рассматривают использование крупных румынских и болгарских баз и учебных полигонов, которые в течение года могут принять до 3000 военнослужащих США. Все это свидетельствует о том, что в Вашингтоне набирает силу тенденция формирования партнерских отношений в сфере географических и стратегических потребностей, а не на существующих фиксированных структурах альянса.
Ожидаемое присутствие США на Черном море, в сочетании с присутствием на Красном море, свяжет зоны ответственности Европейского командования (USEUCOM) и Центрального командования США (USCENTCOM) в рамках общих усилий, направленных на объединение Кавказа, Центральной Азии, Африканского Рога и Арабского полуострова в единую зону безопасности. Ирак и Афганистан, на территориях которых уже имеет место сильное военное присутствие США, являются частью этой концепции.
Эти мероприятия, сочетающиеся с мероприятиями в Средиземном море, в будущем будут усилены в результате кооперации с Россией, Украиной и южно-европейскими партнерами НАТО.
В этом отношении передислокация баз США на Черное море может замкнуть «оборонительную дугу» и создать фундамент для продвижения безопасности и стабильности на новые территории. Юго-восточный регион Румынии Dobrogea, по всей вероятности, станет новым стратегическим центром интересов США и НАТО, а в Болгарии американскими военными плановиками рассматриваются военные аэродромы Sarafovo, Graf Ignatievo и учебные полигоны Коrеn и Novo Selo.
МО США почти определенно решило сделать румынскую авиабазу Mihail Kogalniceanu одним из новых мест для передислокации войск США. Начиная с февраля 2003 г., на этой базе часто совершали посадку военные самолеты с персоналом США по пути в Ирак. Предполагаемый центр будет включать также учебный полигон Babadag, сооружения в порту Constanta, в 30 км от Kogalniceanu, где находится в настоящее время мультинациональная бригада в Юго-Восточной Европе (SEEBRIG).
В целом предполагаемый комплекс будет иметь статус регионального учебного центра США и станет местом временного развертывания, подготовки и экспедиций сил США. Он будет значительно отличаться от существующих военных баз в Западной Европе. Осведомленные источники говорят о том, что здесь не будет фиксированного количества войск США постоянного базирования, а развертывания войск будут осуществляться исходя из конкретных задач и потребностей.
Руководство Румынии заявило Вашингтону, что оно заинтересовано в таком присутствии военных США. Создание американской базы, конечно, усилит безопасность Румынии и региона, оно же принесет и немедленные значительные экономические выгоды. Когда американские войска начали использовать Dobrogea в ходе операций в Ираке, МО США потратило более 20 млн. долл. на местную инфраструктуру и услуги в течение нескольких первых месяцев. Естественно, что расходы будут расти экспоненциально, если будет создан региональный центр для войск США.
Еще одним показателем важности новых членов НАТО для безопасности США является то, что 14 июля 2004 г. представители Польши и Чешской Республики говорили о том, что переговоры с Вашингтоном о размещении на их территориях наземных сооружений спорной системы ПРО ведутся уже восемь месяцев. Венгрия также заинтересована в участии в этом проекте.
Расширенная роль НАТО. В долгосрочном плане также рассматривается возможность предложения о создании регионального центра для подготовки объединенных операций. Предполагаемые операции могут напоминать проводимые параллельно операции США и НАТО в Афганистане «Enduring Freedom», под руководством США, и международных сил помощи в обеспечении безопасности (ISAF), под командованием НАТО.
Как сказал G.Maior, практически эти новые ситуации означают, что необходимо быть в состоянии готовить и развертывать силы, используя новые командные системы и новые типы гибких мер. Рассматривая трансформацию НАТО, видно, что наиболее важным является наличие мобильных возможностей, штабов, готовых к переброске и развертыванию меньших сил, способных действовать в различных условиях боевой обстановки. Сложность миссий настоящего времени требует большего внимания к высокой боевой готовности, подготовке и учениям, а также к передовому присутствию в фокальных точках с тем, чтобы обеспечить адекватное реагирование в случае необходимости.
Возможно, что базирующаяся в Constanta многонациональная бригада SEEBRIG, состоящая из военнослужащих Албании, Болгарии, Греции, Македонии, Румынии и Турции, может быть сертифицирована НАТО и интегрирована в командование НАТО. Она была сформирована в августе 1999 г. для подготовки к миротворческом и гуманитарным миссиям в окружающем регионе, хотя в будущем она может быть развернута под командованием НАТО и ОБСЕ. Ее основными частями и подразделениями являются: мотопехотный полк, поддерживаемый пехотной и механизированной ротами; четыре мотопехотных батальона, имеющие на вооружении стрелковое оружие и бронетранспортеры.
Ожидается, что в будущем повышенное присутствие НАТО в регионе может служить созданию плацдарма, обеспечивающего содействие стабильности и обеспечение безопасности за пределами границ НАТО. В частности Сербия, Черногория и Грузия могут воспользоваться опытом Румынии, который она получила в рамках программы «Партнерство ради мира», а в более общем плане получить выгоды от обучения и обеспечения безопасности, которые могут быть получены благодаря присутствию в регионе США. Государства-члены НАТО уже действуют в регионе, например, 15 июля 2004 г. президент Грузии М.Саакашвили сказал, что 160 военнослужащих специальных сил Великобритании принимают участие в обучении грузинской армии, английский персонал дает рекомендации МО Грузии по военным реформам. В январе США заявили о том, что они будут поддерживать в Грузии свое постоянное военное присутствие.
В Стамбуле члены НАТО обсуждали также возможный вклад, который могли бы сделать Россия и Украина в операцию «Active Endeavour», миссии НАТО по борьбе с терроризмом, торговлей оружием, наркотиками и людьми в Средиземноморье. Россия и Украина прямо заинтересованы в безопасности в Черноморском регионе, а также в наличии в нем самого сильного флота.
На укрепление безопасности в регионе нацелены такие программы, как юго-восточная европейская кооперативная инициатива (SECI) в Румынии, где создан региональный центр по борьбе с трансграничной преступностью. На семинаре, состоявшемся в июле 2004 г., директор центра SECI Yalcin Cakice подчеркнул, что пограничная безопасность является одной из главных целей инициативы, учитывая возникновение угроз, связанных с торговлей людьми и наркотиками, а также с международным терроризмом. Через четыре года после создания инициативы SECI стала частью объединенной европейской системы борьбы против пограничной преступности. Советник по контртерроризму МО США J.Markley характеризовал инициативу SECI как модель кооперации для других стран данного региона. Он сказал, что он предусматривает вовлечение в аналогичное партнерство Грузии, Узбекистана, Армении и Молдавии.
Зоны озабоченности. 27 июня 2004 г. госсекретарь США D.Rumsfeld неожиданно посетил Молдавию на своем пути на саммит НАТО. Согласно официальным источникам, целью этого визита было прежде всего побудить Молдавию участвовать в полной мере в «Программе ради мира» (PIP). Однако по другим источникам, действительной целью было желание подчеркнуть то, что ситуация, связанная с отделившимся Приднестровьем, вызывает озабоченность в США, которые опасаются, что она может ухудшиться из-за отсутствия какого-либо политического решения. Представитель МО США во время визита госсекретаря в Кишинев сказал, что любая неуправляемая территория, подобная этой, является потенциальной угрозой не только в местном, но и в более широком регионе. Важным для США является то, что с принятием новых членов НАТО Молдавия стала государством на линии фронта. Она находится между Румынией и Украиной, являясь государством, которое имеет неразрешенный конфликт в Приднестровье.
Приднестровье в нескольких международных сообщениях характеризовалось как поставщик оружия и боеприпасов террористическим группам Кавказа и как черный рынок наркотиков и даже ядерных устройств. Имеется и огромный военный арсенал, принадлежащий России, включающей 38 тыс. т боеприпасов, оружие и тяжелую военную технику. Россия вывозила принадлежащее ей оружие и технику, но этот процесс прекратился.
Согласно источнику МО США, в Приднестровье имеется около 1400 военнослужащих России. Россия согласилась вывести свои войска из Молдавии и Грузии и уже вывела тяжелое вооружение, танки и бронетранспортеры к декабрю 2001 г. Этот срок был установлен еще согласно договору об обычных ВС в Европе, подписанному НАТО и Варшавским договором. Согласно декларации 1999 г. войска должны были быть выведены к декабрю 2002 г. Россия не смогла сделать этого, и в 2002 г. ОБСЕ продлила конечный срок до декабря 2003 г. Данный срок также не был выдержан и нет признаков того, что Россия планирует вывести свои войска в скором времени.
Эти проблемы обсуждались на саммите в Стамбуле, а в заключительном коммюнике Молдавии и Грузии было указано на несоблюдение сроков, которые были определены ДОВСЕ/CFT. В коммюнике отмечалось также то, что, хотя в 2003 г. имел место прогресс в выводе российских войск из Молдавии, вызывает сожаление, что он не был продолжен в 2004 г. Необходимо направить усилия на то, чтобы завершить вывод как можно скорее.
Это было в первый раз, когда альянс ясно и публично показал, что он проявляет беспокойство в отношении Молдавии и тем, как она влияет на региональную стабильность. Согласно некоторым источникам, теперь эта проблема будет дебатироваться в дальнейшем и включаться в будущие повестки дня НАТО. Коммюнике призывает к незамедлительному разрешению оставшихся проблем в отношении Грузии и России.
Имеют место сложности с Украиной в отношении заключения соглашения по морской границе на Черном море. 12 июля 2004 г. Румыния заявила, что обратится в Международный суд в Гааге, если к сентябрю Украина не подпишет двустороннее соглашение о делимитации исключительных экономических зон и континентальном шельфе двух стран в Черном море. В августе и сентябре Румыния и Украина должны были провести два раунда переговоров.
Другая крупная спорная проблема связана с односторонним решением Украины начать строительство судоходного канала на рукаве Chilia в дельте Дуная. Румыния проявляет большую озабоченность в отношении влияния строительства на экосистему в дельте Дуная.
В начале июля на саммите ЕС-Украина P.Prodi и Ch. Patten проинформировали Украину об озабоченности ЕС в отношении негативного воздействия канала на окружающую среду. Украине предложено согласиться с международным природоохранным исследованием по воздействию, которое окажет строительство канала на регион.
В.И.Вершинин
Jane's Intelligence Review. - 2004. - August. - P. 47-49.