Экономика России текущее состояние и прогноз развития на период до 2009 г.
ВИНИТИ
Серия «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»
№ 12/2005, стр.3-21
Экономика России: текущее состояние и прогноз развития на период до 2009 г.
В издании Economist Intelligence Unit опубликован очередной обзор Country Forecast. Russia, содержащий анализ текущего состояния российской экономики и прогноз развития страны в период до 2009 г.
Общий обзор перспектив Главные тенденции.
- Позиции президента В.Путина остаются прочными, авторитарная тенденция за последний год усилилась. Россия перешла от «управляемой демократии» к форме мягкого авторитаризма. Мало оснований ожидать, что в скором времени эта тенденция изменит направление на обратное, а в долгосрочной перспективе отсутствие политической диверсификации окажет негативное воздействие на экономический рост. Зависимость системы от личной власти В.Путина является источником потенциальной нестабильности. Это неизбежно создает неопределенность относительно того, что произойдет в конце президентского срока В.Путина в 2008 г. Неравенство в богатстве и доходах в России очень велико: в других развивающихся рыночных экономиках аналогичные уровни неравенства часто приводили к нестабильности.
- Отношения России с США и Европейским союзом по-прежнему характеризуются наличием серьезных проблем в ряде областей, включая обеспокоенность России расширением НАТО и ЕС; конкуренцию за влияние в СНГ; растущий скепсис Запада в отношении российских политических тенденций. Однако экономическая повестка дня и сравнительная слабость России диктуют необходимость широкого сотрудничества с Западом.
- Налоговая и регуляторная реформы будут продолжены, однако в ключевых сферах, таких как коммунальное хозяйство, они, вероятно, будут проводиться медленно и осмотрительно. Силовики и либеральные реформаторы будут продолжать конкуренцию за влияние в политике, а В.Путин будет удерживать баланс между ними.
- Цены на нефть снизятся с высоких уровней 2004-2005 гг., но ожидается, что в среднесрочном плане они останутся на исторически высоких уровнях около 35 долл. за баррель, обеспечивая среднегодовые темпы роста ВВП на 4,5-5,0%. Рост будут сдерживать медленные институциональные и структурные изменения. Не-реформированная финансовая система не сможет эффективно переводить сбережения в инвестиции. Остаются существенная зависимость экономики от ситуации на нефтяном рынке и ее уязвимость от темпов роста реального курса рубля.
- Хорошие рыночные возможности и улучшающаяся деловая обстановка могут увеличить приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ), Однако их уровень будет оставаться ниже потенциально возможного и даже к 2009 г. общий объем ПИИ будет составлять приблизительно 10% ВВП.
- В течение прогнозируемого периода по-прежнему ожидается активное сальдо текущего счета. Россия без труда сможет обслуживать свой внешний долг. Однако зависимость от неустойчивых международных сырьевых рынков будет продолжать оставаться источником риска, даже вопреки созданию стабилизационного фонда. Экспортные поставки, бюджетные доходы и инвестиционные расходы будут оставаться тесно связанными с ценами на нефть.
Ниже приведены данные по прогнозируемой динамике ключевых индикаторов.
Ключевые индикаторы |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 Г. |
2009 г. |
Рост реального ВВП, % |
7,1 |
6,0 |
5,2 |
4,6 |
4,5 |
4,3 |
Средний рост потребительских цен, % |
10,9 |
12,5 |
9,8 |
8,7 |
8,3 |
7,7 |
Бюджетный баланс, % ВВП |
4,2 |
3,2 |
1,8 |
1,1 |
0,9 |
0,6 |
Баланс текущего счета, % ВВП |
10,3 |
8,6 |
6,4 |
4,9 |
4,0 |
2,5 |
Ставка рефинансирования ЦБ на конец периода, % |
13,0 |
12,0 |
10,0 |
9,0 |
8,0 |
7,0 |
Обменный курс рубль/долл. |
28,8 |
28,1 |
28,5 |
29,7 |
31,0 |
32,0 |
Обменный курс рубль/евро |
35,8 |
38,4 |
39,9 |
40,1 |
40,1 |
40,1 |
Оценка условий для ведения бизнеса.
Условия для ведения бизнеса оцениваются следующими индексами: в 2000-2004 гг. -5,12, в 2005-2009 гг. - 6,05 (по десяти странам); глобальный рейтинг в 2000-2004 гг. - 47, в 2005-2009 гг. - 46 (по 60 странам), региональный рейтинг в 2000-2004 гг. - 7,0, в 2005-2009 гг. - 7,0 (по десяти странам: Азербайджан, Болгария, Чешская Республика, Венгрия, Казахстан, Польша, Россия, Словакия, Украина).
В прогнозируемый период 2005-2009 гг. по индексу условий для ведения бизнеса в глобальном рейтинге издания Economist Intelligence Unit Россия повысится только на одну позицию. Тенденции усиления контроля со стороны государства, имевшие место в прошедшем году, увеличили неопределенность инвесторов. Несмотря на это зарубежных инвесторов будут привлекать российские природные ресурсы, рыночный потенциал, низкая стоимость рабочей силы и улучшение доступа на ее рынок благодаря присоединению страны к ВТО в середине прогнозируемого периода. Прогресс с правовыми реформами был быстрым, но их реализации на огромной территории России будут чинить препоны бюрократы, а также региональные и индустриальные группы интересов.
Краткий прогноз деловой обстановки
Политика в отношении частных предприятий и развитие конкуренции.
2005-2006 гг. Неопределенность в секторе природных ресурсов, последовавшая за инициированной Кремлем кампанией против НК «ЮКОС», несмотря на официальные попытки успокоить инвесторов. Дальнейшее улучшение условий для малого бизнеса.
2007-2009 гг. Неустойчивый прогресс в реформировании «естественных монополий». Более активный рост малого бизнеса. Чиновники-рентополучатели остаются бременем для бизнеса.
Политика в отношении иностранного инвестирования.
2005-2006 гг. Общий инвестиционный климат продолжает медленно улучшаться, но остается неблагоприятным в ключевых сферах, ПИИ официально поощряются в стратегических секторах. Широко распространена «зарегулированность» на местном уровне.
2007-2009 гг. Правила становятся более транспарентными, но реализация инвестиционных проектов не всегда успешная.
Контроль за внешней торговлей и обменным курсом.
2005-2006 гг. Реформирование таможенных органов. К концу 2006 г. Россия, возможно, станет членом ВТО.
2007-2009 гг. Дальнейшая либерализация режимов обменных курсов и торговли.
Налогообложение.
2005-2006 гг. Базисная ставка налога на добавленную стоимость (НДС) в 2004 г. была снижена до 18%, 5,0%-ный налог с продаж отменен. Верхняя ставка унифицированного социального налога была снижена с 35,6 до 26%. Дальнейшее снижение НДС было отклонено в начале 2005 г., но может снова быть вынесено на повестку дня.
2007-2009 гг. Установление более простой и эффективной системы. Собираемость налогов будет повышаться.
Финансовая политина.
2005-2006 гг. Медленный прогресс в реформировании банковского сектора, однако система продолжает оставаться слабой. Продолжение роста корпоративного кредитования.
2007-2009 гг. Дальнейшая консолидация сектора после внедрения требования по более высокому уровню собственного капитала для банков. Увеличение конкуренции с зарубежными банками.
Рынок труда.
2005-2009 гг. Рынки труда фрагментарны. Профессиональные союзы остаются слабыми.
2007-2009 гг. Мобильность рабочей силы остается низкой. К концу периода почасовая оплата труда увеличится примерно до 2,4 долл.
Инфраструктура.
2005-2006 гг. Бюджетные ограничения сдерживают реализацию программы модернизации дорог. Продолжится укрепление телекоммуникационного сектора.
2007-2009 гг. Развитие трубопроводов и портов. В большинстве областей инфраструктурное обеспечение остается значительно ниже западных норм.
Некоторые политико-экономические показатели
Россия была самой крупной республикой СССР. Как и в советский период, в ее состав входят территории, значительно различающиеся по уровню развития. Президент В.Путин намерен усилить контроль федеральной власти над российскими регионами, в связи с этим он отменил прямые выборы губернаторов, заменив их системой, при которой президент предлагает кандидатов на пост губернаторов для утверждения региональными законодательными органами.
Согласно новой Конституции РФ, принятой в 1993 г., была значительно повышена роль исполнительной ветви власти. Парламентские выборы 1999 и 2003 гг. увеличили влияние прокремлевских сил, облегчив прохождение через Госдуму реформаторских законов. В.Путин был избран президентом в марте 2000 г. и переизбран на второй срок в марте 2004 г. Он продолжил консолидацию и укрепление исполнительной ветви власти.
После избрания в 2000 г. президентом России В.Путина в процессе реформирования был достигнут значительный прогресс, однако в таких чувствительных областях, как жилищно-коммунальное хозяйство он был более медленным, чем в тех сферах, которые были доминирующими в 2000-2002 гг., а именно в сферах налогообложения и дерегулирования хозяйственной деятельности. Многочисленная, неповоротливая и коррумпированная бюрократия представляет барьер на пути реформ.
Новый Налоговый кодекс нацелен на рационализацию налоговой системы, сокращение числа налогов и налогового бремени предприятий. Изменения налогового режима, вступившие в силу в 2001 г., включают введение единой ставки подоходного налога в 13% и упрощение администрирования средствами социального страхования. В начале 2002 г. ставка налога на доход предприятий была снижена с 35 до 24%, базисная ставка НДС в начале 2004 г. была уменьшена с 20 до 18%, а региональный 5,0%-ный налог с продаж был отменен.
С 2000 г. общая стоимость экспортных поставок резко возросла, главным образом благодаря высоким мировым ценам на нефть. Рост импорта в этот же период достиг пикового значения в результате роста реальных доходов и реального удорожания рубля. Положительное сальдо торговли в 2004 г. достигло 87 млрд. долл. Положительное сальдо текущего платежного баланса в последнее время также было значительным и в 2004 г. достигло 60 млрд. долл, В структуре экспорта доминирующее положение занимают сырье и углеводороды.
В 2004 г. численность населения России составляла 144 млн. человек, ВВП равнялся 582,4 млрд. долл. За период 2000-2004 гг. численность населения сократилась на 0,5%, реальный ВВП увеличился на 6,9%, реальный внутренний спрос возрос на 9,6%, инфляция составила 16,5%, баланс текущего счета (в % к ВВП) 11,2%, приток ПИИ 1,4%.
Основная доля российского экспорта в 2004 г. приходилась на нефть, топливо и газ (54,6%), металлы (15,8%), станки и транспортное оборудование (6,8%) и химикаты (6,0%). Главные статьи импорта приходились на станки и транспортное оборудование (38,0%), продукты питания, напитки, сельхозпродукцию (17,0%), химикаты (15,1%), металлы (6,8%).
В 2004 г. основными рынками сбыта российских товаров были Нидерланды (8,4%), Германия (7,3%), Италия (6,7%), Белоруссия (6,1%). Ведущими импортерами были Германия (14,0%), Белоруссия (8,6%), Украина (8,1%), Китай (6,3%).
Перспективы на период 2005-2006 гг.
Политические перспективы.
Внутренняя политика. Прошедшие месяцы были трудными для президента В.Путина и правительства в связи с захватом террористами в сентябре 2004 г. школы в Беслане, с неудачной политикой на Украине, делом «Юкоса» и ухудшением отношений с Западом. В начале 2005 г. развернулись протесты населения против нового законодательства по социальному обеспечению, а признаки замедления экономического роста повысили давление на правительство.
Однако в апреле на политической арене отмечалась относительная стабилизация. Предпринимались усилия по устранению ущерба, нанесенного инвестиционному климату, и по стабилизации отношений с Западом. Протесты против закона о монетизации льгот иссякали, опросы общественного мнения свидетельствовали о снижении его негативного восприятия. Устойчивая финансовая позиция правительства позволила реализовать меры, которые в какой-то мере уменьшили недовольство населения. Правительство повысило пенсии, продолжило субсидирование транспортных издержек, увеличило студенческие стипендии, удвоило планируемую индексацию военного содержания.
Заявление бывшего председателя правительства М.Касьянова о его возвращении в политику и намерении баллотироваться на пост президента России в 2008 г. некоторыми было воспринято благожелательно. Однако, даже будучи опытным и грамотным политиком, М.Касьянов скомпрометировал себя длительными и близкими отношениями с ведущими «олигархами». Трудно сказать, сможет ли М.Касьянов представлять собой серьезную силу на выборах 2008 г. Его единственный путь к власти - стать преемником нынешнего президента - является чрезвычайно маловероятным сценарием.
Резкое падение цен на нефть в последующие несколько лет, по-видимому, маловероятно, и ожидаемое замедление экономического роста не станет весомой причиной возникновения политического кризиса. Однако продолжающаяся политическая стабильность не является чем-то само собой разумеющимся. Народные протесты могут возобновиться с началом проведения реформ ЖКХ и системы здравоохранения. Они могут стать катализатором более широких волнений, хотя вероятность смены режима по украинскому образцу в России очень низка.
Зависимость системы от персональной власти В.Путина сама по себе является источником потенциальной нестабильности, создающей неопределенность относительно того, что произойдет в конце второго срока его президентства и после возможного ухода с политической арены. Несмотря на значительный рост потребления домохозяйств и заработной платы, опросы вскрывают существенный рост недовольства в обществе и неуверенности людей в будущем. Неравенство в богатстве и доходах весьма велико, в других странах с переходной экономикой аналогичные уровни неравенства часто приводили к политической нестабильности.
Восстановление инвестиционного климата. Президент В.Путин обратил внимание на недавнее замедление экономического роста, которое произошло несмотря на рекордно высокие цены на нефть. По-видимому, он убедился в том, что причинами усиления неопределенности в сфере бизнеса являются, по крайней мере частично, дело «Юкоса» и другие антирыночные тенденции, и поэтому пытается восстановить доверие.
На встрече с лидерами отечественного бизнеса В.Путин заявил о том, что пересмотра приватизации 90-х годов не будет. Он обещал то же самое и раньше, но не в такой четкой и недвусмысленной форме. В частности, он поддержал предложенный закон о сокращении срока давности по пересмотру итогов приватизации с десяти до трех лет.
Вероятно, даже большее практическое значение имеет поддержка В.Путиным изменений Налогового кодекса, касающихся налоговых проверок «задним числом», которые затруднят инициирование налоговых расследований, подобных проводившимся в отношении НК «Юкос». Меры будут включать предоставление возможности погашать задолженность по налогам, грозящую банкротством компании, в течение трех, в не двух лет. Если бы такое положение существовало в 2004 г., компания «Юкос» могла бы, вероятно, избежать продажи с аукциона своих главных активов.
Другие события также указывают на попытки успокоить отечественный бизнес. Например, доклад Счетной палаты по итогам приватизации вызвал озабоченность в связи с содержавшимся в нем выводе о том, что некоторые приватизационные сделки были осуществлены с нарушением закона и могут быть аннулированы. Однако, по всей вероятности, эти опасения были напрасны и доклад направлен на устранение неопределенности в отношении приватизации 90-х годов, а не на инициирование процесса реприватизации. Только шесть приватизационных сделок (из них ни одной сколько-нибудь значимой) упоминались представителями Счетной палаты и ни в одном случае не было предпринято никаких действий.
Восстановление политического баланса. Недавние попытки В.Путина укрепить позиции либеральных реформаторов в правительстве могут частично интерпретироваться как усилия, направленные на восстановление доверия со стороны бизнеса. Напряженность между либералами и так называемыми «силовиками», которые выступают за более консервативный подход, несомненно, продолжится. Это устраивает
В.Путина, позиция которого частично зависит от баланса сил двух соперничающих лагерей. Эта политическая логика усиливается двойственностью характера самого В.Путина: он одновременно и реформатор, и продукт КГБ. В 2004 г. роль силовиков возросла (дело «Юкоса», стагнация реформ, сдвиг в общей риторике), а реформаторов, наоборот, уменьшилась. Резко негативная реакция общества на социальные реформы в начале 2005 г. нанесла еще один удар по либералам. В настоящее время В.Путин намерен восстановить баланс и усилить позиции либералов (например, поддерживая их оппозицию в отношении налоговых сокращений, использования стабилизационного фонда и пересмотра результатов приватизации).
Принятые недавно меры должны снизить напряженность и успокоить инвесторов, многие из которых были напуганы тем, что они могут столкнуться в требованиями правительства по доначислению налогов, хотя, как будет указано ниже, налоговые расследования вызывают сомнения в отношении намерений властей. Однако в противоположность некоторым интерпретациям инициатива В.Путина не является прорывной и она не может дать гарантии «всем и сразу».
Даже в отсутствие недавних заверений В.Путина, никогда не было возможным, чтобы какая-нибудь компания подвергалась столь полномасштабному разгрому, как НК «Юкос» и ее глава М.Ходорковский (которому грозит тюремное заключение до десяти лет); в этом смысле дело «Юкоса» - это особый случай. «Родовой грех» формирования российского капитализма в 90-х годах все же остается и его воздействие сохранится в будущем, независимо от того, что в настоящее время говорит В.Путин или какие изменения вносятся в законодательство. Отсутствие легитимности «раздачи» государственной собственности в 90-е годы не может быть устранено правительственными постановлениями, президентскими заявлениями или законодательными ограничениями. Под вопросом не только результаты приватизации. В начальные годы переходного периода привилегированные, имеющие большие связи лица получили доходы от огромных рент за счет лицензирования, ценовых манипуляций или передачи общественных фондов через посредство субсидированных кредитов. Бытующее среди российского населения представление о том, что огромные богатства узкой группы лиц построены на основе незаконных, коррупционных деяний, не далеко от правды.
Продолжающаяся неопределенность. В новых благосклонных к бизнесу законах будет множество лазеек, которые в будущем снова могут быть закрыты, если В.Путин или его преемники захотят вернуться к этой проблеме. Даже в настоящее время имеется поддерживаемое Генеральной прокуратурой предложение восстановить в Уголовном кодексе наказание в виде полной конфискации имущества лиц, совершивших определенные виды тяжких преступлений (такое наказание было изъято в результате внесения поправок в УК в декабре 2003 г.). В то же время, вопреки заверениям о планируемых изменениях Налогового кодекса, все еще продвигается идея о значительном увеличении периода, в течение которого разрешается расследование определенных налоговых нарушений. Кроме того, недавние сообщения о том, что совместному российско-британскому предприятию «ТНК-ВР» будут предъявлены значительные претензии по уплате налогов в прошлом, обеспокоило некоторых обозревателей. Хотя такое налоговое расследование не является чем-то новым и окончательный размер недоимки может оказаться небольшим, появились спекуляции по поводу того, что оно является частью официальной кампании против еще одного олигарха, М.Фридмана, главы компании группы «Альфа», ранее руководителя ТНК, члена совета директоров СП «ТНК-ВР». Другое предприятие группы «Альфа» - компания мобильной связи «Вымпелком» - несколько месяцев назад также была предметом улаживания налоговых претензий. Несмотря на это, маловероятно, что расследование в отношении СП «ТНК-ВР» станет еще одним делом типа дела «Юкоса». Однако оно пробудит сомнения относительно надежности недавних попыток восстановить доверие инвесторов.
Олигархи, со своей стороны, в течение последних лет использовали различные средства, пытаясь обеспечить себе легитимность и респектабельность как за рубежом, так и внутри страны. Эти меры включают интенсивные связи с общественностью, ежегодные поездки в Давос, сближение с западными коллегами, связи с западным инвесторами, благотворительность, отмывание позорных пятен 90-х годов или легитимизацию своих позиций в общественном мнении.
Как утверждало издание ЕЮ ранее, зарубежные инвесторы, по-видимому, обладают значительным иммунитетом в отношении любого ухудшения по сравнению с настроениями внутренних инвесторов, несмотря на недавние волнения, связанные с СП «ТНК- ВР». В 2004 г. приток ПИИ в Россию достиг рекордного уровня и, согласно предварительным оценкам, он не ослабевал и в первом квартале 2005 г. Наоборот, недавние меры правительства создадут определенную обеспокоенность внутренних инвесторов, но не приведут к устранению неопределенности для тех, кто получил выгоду от специфической российской формы первоначального накопления капитала.
Обзор экономической политики
Тенденции. Существует значительная неопределенность относительно вероятного направления экономической политики. Напряженность между реформаторами и силовиками/консерваторами в правительстве, вероятно, продолжится, поскольку этот баланс сил устраивает В.Путина. В 2004 г. был достигнут прогресс в банковском секторе и административной реформе, были приняты решения по радикальному изменению системы социальной защиты населения. Однако доминирующими тенденциями в 2004 г. были усиление государственной власти; стагнация реформы ЖКХ; повышение роли служб безопасности за счет очевидной маргинализации либеральных реформаторов. В настоящее время В.Путин восстанавливает баланс, поддерживая либералов по таким вопросам, как налоговая политика, и пытаясь устранить ущерб, нанесенный деловому климату, от недавнего поворота к силовикам. В реформировании некоторых сфер будет достигнут прогресс, но вряд ли В.Путин откажется от усиления контроля над сектором природных ресурсов.
Налогово-бюджетная политика. Федеральным бюджетом на 2005 г. предусматривался профицит в размере 1,5% ВВП на основе весьма нереалистичного прогноза цены на нефть марки «Urals» на уровне 28 долл. за баррель. В бюджете должны были быть предусмотрены дополнительные расходы, по крайней мере, в размере 200 млрд. р. (7,0 млрд. долл.) в связи с монетизацией социальных льгот, но доходы также должны были быть увеличены исходя из более высокой расчетной цены на нефть в размере 39 долл. за баррель, которая близка к прогнозируемому изданием EIU уровню на 2005 г. Даже с увеличением расходов это приведет к тому, что профицит бюджета 2005 г. превысит 3,0% ВВП.
В последние годы правительство проводило в целом консервативную фискальную политику, которая не позволяла расти расходам наряду с ростом доходов. К марту 2005 г. размер стабилизационного фонда достиг 708 млрд. р. (25 млрд. долл.). Однако имеется сильное давление к перелому этой тенденции, особенно в контексте замедления экономического роста. Государственная комиссия по бюджетному прогнозированию подняла расчетную цену на нефть для бюджета 2006 г. до 34 долл. за баррель, которая также согласуется с ценой, прогнозируемой изданием EIU. На 2006 г. пороговое значение цены нефти (после которого получаемые доходы направляются в стабилизационный фонд) было поднято с 20 до 27 долл. за баррель (на 2005 г. этот ценовый порог к моменту подготовки публикации не был определен). Повышение расчетной цены нефти на 2006 г. повлечет рост как планируемых доходов, так и расходов. Повышение порогового значения цены нефти для стабилизационного фонда приведет к увеличению бюджетных расходов в 2006 г. примерно на 12 млрд. долл.
Либеральный министр финансов А.Кудрин считает, что дополнительные бюджетные доходы необходимо использовать только для выплаты внешнего долга. Однако многие в правительстве выступают за использование части стабилизационного фонда для покрытия дополнительных расходов. По этой проблеме существуют разногласия даже среди либералов в правительстве. Например, министр экономического развития и торговли Г.Греф предлагает увеличить инфраструктурные расходы. Либералы сумели объединиться с тем, чтобы отклонить в правительстве предложение председателя кабинета министров М.Фрадкова о радикальном снижении в 2006 г. НДС с 18 до 13%. Однако имеются признаки того, что предложение будет вновь вынесено на повестку дня.
Кредитно-денежная политика. Центральный банк России (ЦБР) предпринимает усилия по сдерживанию инфляции и предотвращению чрезмерного реального удорожания рубля. Эта задача затрудняется разнонаправленными сигналами со стороны правительства и сильным инфляционным давлением, которое проявилось в начале 2005 г. Противоречивые цели ЦБР станут источником неопределенности кредитно-денежной политики в прогнозируемый период, поскольку кардинального замедления притока иностранной валюты не ожидается. Регулируя темпы роста реального курса рубля в течение первых трех кварталов 2004 г., в четвертом квартале ЦБР допустил удорожание рубля в попытке обеспечить официально запланированный уровень инфляции в 10%. Ситуация, вероятно, повторится и в 2005-2006 гг.
Экономический прогноз
Международные предпосылки.
В 2005-2006 гг. мировой экономический рост замедлится; имеется ряд рисков, связанных с глобальными перспективами. На 2005 г. цена на нефть марки «Brent» прогнозировалась в среднем на уровне 42 долл. за баррель (ранее EIU оценивало ее в 37,5 долл. за баррель). Ожидается, что в 2006 г. цены на нефть несколько снизятся в результате замедления глобального спроса и постепенного повышения мирового производства нефти. Для России риск снижения цен на нефть ниже прогнозируемого уровня, по-видимому, небольшой, учитывая воздействие динамичного роста китайской экономики и вялые мировые поставки энергии. Главные риски России связаны с резким падением курса американского доллара, которое окажет негативное воздействие на торговые условия России аналогично резкому падению цен на нефть, и с резко выраженным спадом на самых крупных российских экспортных рынках в Европейском союза.
Экономический рост.
К настоящему времени реальное удорожание рубля устранило конкурентные преимущества, которые появились в результате девальвации рубля, последовавшей за финансовым кризисом 1998 г., а отсутствие необходимых объемов инвестиций привело к недостаточности мощностей в некоторых секторах экономики. В течение прогнозируемого периода сохраняющиеся высокие цены на нефть, особенно в 2005 г., будут главным фактором, препятствующим ожидаемому снижению экономического роста. Рост реального ВВП в начале 2005 г. существенно замедлился, но со второго квартала ожидалось его увеличение. Эксперты ЕЮ продолжали прогнозировать, что в 2005 г. рост реального ВВП составит 6,0%, а в 2006 г. снизится до 5,2%.
Замедление темпов роста российской экономики.
Завышенные оценки. По предварительным оценкам «Росстата», рост реального ВВП в 2004 г. составил 7,1%, что свидетельствует об очень небольшом замедлении во второй половине года по сравнению с первой. Этот показатель превышает почти все предыдущие оценки и, кажется, не согласуется с некоторыми индикаторами, которые указывают на значительное замедление во второй половине 2004 г. Показатель не
согласуется также с индикатором «Росстата», основывающимся на пяти базовых секторах экономики и охватывающим около 60% ВВП, который в 2004 г. возрос на 6,6%. Одной из причин такого значительного роста является резкое увеличение запасов (stocks), но он может быть и результатом методологических ошибок, так как этот компонент ВВП трудно оценить в условиях высокой инфляции.
Другой причиной такой официальной оценки ВВП за 2004 г. является внедрение «Росстатом» новой методологии расчета объемов промышленного производства и применение ее в отношении 2004 г. По старой методике рост производства должен составлять 6,1% вместо 7,3%. Однако даже по новой методике за первые два месяца 2005 г. рост промышленного производства замедлился до 3,9% (хотя свое влияние оказал очень низкий показатель за январь, в котором было меньше рабочих дней, чем в январе 2004 г. В частности, рост добычи природных ресурсов в январе-феврале замедлился до 2,3% по сравнению с первыми двумя месяцами 2004 г., когда он составил 8,8%.
Причины низкой экономической активности. Даже если показатель роста в 7,1% не изменится в результате последующей коррекции, он свидетельствует о низкой экономической активности по сравнению с той, которую можно было бы ожидать, основываясь на очень высоких ценах на нефть. Это еще более справедливо в отношении слабого роста в начале 2005 г. на фоне более высоких цен на нефть. Эмпирические оценки издания EIU, сделанные в 2004 г., показывают, что почти все годовые вариации роста реального ВВП в период 1993-2003 гг. могут быть объяснены изменением четырех переменных: прежде всего цены на нефть и реального эффективного курса рубля, индекса политической стабильности и в меньшей степени инфляции. При использовании этой модели в отношении данных 2004 г. (цены на нефть, реального эффективного курса рубля и инфляции) прогнозируемые темпы роста реального ВВП при политических рисках на уровне 2003 г. составят 8,4% по сравнению с оценочными 7,1%. Следствием является то, что политические риски и связанные с ними факторы, которые привели к ухудшению общего делового климата в 2004 г., стоили экономике 1,3% роста. Это не драматический показатель, однако им нельзя пренебречь. Кроме того, если негативные тенденции, наблюдавшиеся в 2004 г., сохранятся, то их воздействие на ВВП будет более существенным.
Помимо неопределенности в отношении прав собственности произошло повышение реального курса рубля, что подрывает конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей. При этом реальное удорожание рубля в 2004 г. было очень значительным и превысило 20%. Кроме того, высокая инфляция цены производителей сократила их доходы. Также негативно сказался на ситуации банковский «мини-кризис» середины 2004 г. Отсутствие в последние годы во многих секторах достаточных объемов инвестиций означает, что эти отрасли в настоящее время испытывают нехватку мощностей; становится все труднее наращивать выпуск продукции на базе существующих основных производственных фондов. Хотя данные об использовании производственных мощностей в целом ненадежны, некоторые из них позволяют говорить, что использование мощностей во многих промышленных секторах близко к уровням 90-х годов, до резкого снижения производства. Это означает, что к концу 90-х годов имелись большие свободные, неиспользуемые мощности, которые могли быть задействованы сразу вслед за максимальной девальвацией, которая создавала для этого стимулы.
Роль энергетического сектора. Главной предпосылкой быстрого восстановления российской экономики был импорт углеводородов. В 2004 г. добыча сырой нефти увеличилась почти на 9,0% после рекордного роста на 11,0% в 2003 г. Однако рост производства нефти в 2005 г. замедлился и эта тенденция сохранится и в 2006 г. По данным Министерства промышленности и энергетики, в сентябре 2004 г. производство нефти достигло самого высокого уровня в постсоветский период - 9,42 млн. баррелей/сут. - и затем вновь стало снижаться. Сокращение продолжалось четыре месяца и в феврале 2005 г. достигло уровня 9,33 млн. баррелей/сут. В марте объемы производства нефти не изменились, рост в годовом исчислении составил 4,2%. В первом же квартале 2005 г. он равнялся 4,6%. В данных по ежемесячному производству нефти, которые сообщаются министерством и «Росстатом» имеются различия, что частично связано с различным охватом производителей. Это справедливо и в том случае, когда министерство и «Росстат» исключают из подсчета газовый конденсат, хотя годовые темпы роста по нему аналогичны.
Последние тенденции отчасти являются результатом сезонных факторов, однако свидетельствуют и о структурных факторах, которые привели к сдерживанию производства и инвестиций в сектор. Вероятно, что сюда же относится и воздействие кризиса с НК «Юкос» (по крайней мере на его собственное производство). Возможно, что сыграло роль и повышение максимального уровня налога на производителей нефти (НДПИ), хотя его влияние не следует преувеличивать, поскольку во многих нефтедобывающих странах размер таких налогов еще выше. Ограниченные трубопроводные возможности (которые ведут к росту транспортных издержек) или ожидаемые в будущем ограничения, возможно, также сдерживают компании от инвестирования в производство нефти. Данные по структуре инвестиций в 2004 г. не показывают серьезных изменений по сравнению с 2003 г. В 2003-2004 гг. на долю нефтедобычи приходилось примерно 16% общего объема инвестиций. Однако значительная доля инвестиций в нефтедобычу в 2004 г. приходилась, по всей вероятности, на сахалинские проекты, а в остальной части отрасли новые капиталовложения сокращались или оставались на прежнем уровне.
Министерство промышленности и энергетики ожидало, что ежемесячный рост производства возобновится во втором квартале 2005 г. и в апреле-июне достигнет нового рекордного для постсоветского периода уровня в 9,58 млн. баррелей/сут. Однако это требовало дополнительного ежесуточного производства, как и во втором квартале 2004 г., когда имел место значительный прирост. Хотя официальная цель вряд ли будет достигнута, некоторый подъем производства все же ожидается. Издание прогнозирует, что темпы роста производства сырой нефти в 2005 г. останутся на уровне 4,7% как во втором, так и в третьем квартале и увеличатся до 5,1% в четвертом квартале (частично из-за низкой базы 2004 г.). Все это трансформируется в рост на 4,8% за весь 2004 г., что ниже наиболее пессимистичного официального прогноза в 5,0% и прогноза издания, сделанного ранее, но все же выше прогнозируемых Международным энергетическим агентством IEA 3,8%, а также других более пессимистичных ожиданий.
Воздействие дела «Юкоса» и реформ. Долгосрочное влияние кампании против «Юкоса» остается неясным. Однако в данный момент последствия дела «Юкоса», по всей вероятности, часто преувеличиваются, даже если кто-то считает, что оно имело негативное воздействие на рост основных капиталовложений. Существует большое число других возможных объяснений замедления роста. Что касается роста в долгосрочной перспективе, Россия несомненно нуждается в более эффективных, прозрачных и подотчетных правительстве, судебных и других институтах. Необходимо также провести ряд структурных экономических реформ. Однако многие обозреватели давали завышенные оценки относительно отдачи структурных реформ. В краткосрочной перспективе институциональные изменения срабатывают с очень большим запозданием и оказывают небольшое, если оказывает вообще, влияние на тенденции в производстве. Суть в том, что рост российской экономики будет медленным независимо от реформ, учитывая ее высокую энергетическую зависимость и вероятность снижения цен на нефть на международных рынках в предстоящие годы. Положение также усугубляется такими негативными факторами, как плохая демографическая ситуация, неудовлетворительное состояние инфраструктуры и ухудшающаяся база человеческого капитала (с точки зрения профессионального опыта и здоровья).
В стране развернулось обсуждение вопроса о возможности выполнения официально поставленной задачи удвоения реального ВВП в течение десятилетия, что потребует среднегодового прироста, по крайней мере, на 7,0% (в зависимости от начального года отсчета). Дискуссии активизировались после оглашения МЭРТ среднесрочного прогноза экономического развития. Хотя этот прогноз предполагает ежегодный прирост реального ВВП в период 2006-2008 гг. на 6,0% (исходя из средней цены нефти около 35 долл. за баррель), он не соответствует цели удвоения ВВП за десять лет. Оценка цены нефти МЭРТ совпадает с ценой, прогнозируемой изданием EIU на среднесрочный период, но прогнозируемые темпы роста у МЭРТ выше, чем у ЕЮ. Рост ВВП, прогнозируемый EIU, совпадает с «пессимистичным» вариантом МЭРТа, который базируется на более низких ценах на нефть и предположении, что в процессе реформирования экономики не будет достигнут существенный прогресс. Фактически, если Россия в течение длительного периода сумеет удержать рост ВВП на душу населения на уровне 4,0-5,0% в год, даже если не достигнет поставленной официальной цели, это никаким образом не будет означать достижения исторических стандартов, особенно для ресурсозависимой экономики.
Инфляция. В начале 2005 г. отмечались высокие темпы роста потребительских цен: за первые три месяца года они составили 5,3% по сравнению с 3,5% за аналогичный период 2004 г. Инфляция уже превысила половину недавно пересмотренного уровня в 10% (ранее она планировалась на уровне 8,5%) на конец 2005 г. Хотя замедлению темпов инфляции должно способствовать замедление темпов роста заработной платы, инфляционное давление будут продолжать увеличивать несколько мощных факторов, включая огромный нестерилизованный приток иностранной валюты благодаря высоким ценам на нефть; рост тарифов на услуги ЖКХ; дополнительные бюджетные расходы, направленные на смягчение воздействия реформы системы социального обеспечения.
Уровень инфляции в конце 2005 г. будет, вероятно, таким же, как и в конце 2004 г. В 2004 г. планировавшаяся на конец года инфляция в 8-10% была значительно превышена; результат 2005 г. также будет разочаровывающим. Падение стоимости нефти в 2006 г. должно в какой-то мере снизить давление на цены. Однако инфляция будет продолжать раздуваться за счет увеличенных бюджетных расходов (что явствует из пересмотренного бюджета 2006 г.). Кроме того, РАО «Газпром» недавно выдвинуло предложение о либерализации цен на природный газ для промышленных потребителей, в результате в 2006 г. тарифы на него возрастут более чем на 20%.
Политика в области обменного курса. ЦБР подтвердил свое намерение до конца
2005 г. обеспечить повышение реального эффективного обменного курса на 8,0%. С учетом высокого уровня инфляции удорожание рубля к концу первого квартала уже достигло почти 4,0%. Официальный плановый показатель может быть значительно превышен, особенно в том случае, если власти снова прибегнут к использованию модели предыдущих лет: укреплению рубля в целях обеспечения запланированного уровня инфляции. В 2006 г. в случае снижения цен на нефть давление в направление удорожания рубля может уменьшиться. Однако сохраняется риск продолжения быстрого удорожания (реального эффективного) рубля в том случае, если высокие инвестиционные рейтинги России приведут к повышению интереса к российскому инвестиционному рынку.
Внешнеэкономический сектор. Согласно пересмотренным оценкам ЦБР, положительное сальдо текущего платежного баланса в 2004 г. достигло 60,1 млрд.долл. Этот показатель значительно выше даже самых высоких прогнозируемых уровней и превосходит рекордное значение 2000 г. в 46,8 млрд. долл. По предварительным данным ЦБР, за первый квартал 2005 г. положительное сальдо составило 22 млрд. долл., на 75% превысив уровень соответствующего периода 2004 г. Очень высокие цены на нефть означают, что долларовые доходы от экспорта сырой нефти в годовом исчислении возросли более чем на 55%, в результате общий экспорт товаров увеличился на 41%.
ВВП (в текущих рыночных ценах) Таблица 1 |
|||||||||||||||
2000г. |
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
||||||
Расходы по ВВП, млрд. р. ВВП |
7306 |
8944 |
10818 |
13201 |
16779 |
20239 |
23523 |
26911 |
30539 |
34183 |
|||||
Потребление домашних хозяйств |
3374 |
4418 |
5536 |
6689 |
8162 |
10031 |
11827 |
13612 |
15518 |
17582 |
|||||
Потребление государст-венных учреждений |
1103 |
1470 |
1913 |
2318 |
2718 |
3136 |
3511 |
3911 |
4322 |
4746 |
|||||
Валовое накопление основного капитала |
1232 |
1689 |
1939 |
2408 |
3002 |
3652 |
4475 |
5366 |
6171 |
6998 |
|||||
Экспорт товаров и услуг |
3219 |
3300 |
3814 |
4656 |
6214 |
7348 |
8125 |
9027 |
10284 |
11499 |
|||||
Импорт товаров и услуг |
1756 |
2166 |
2646 |
3154 |
3710 |
4318 |
4864 |
5530 |
6336 |
7241 |
|||||
Накопление запасов материальных оборотных средств |
134 |
274 |
232 |
300 |
534 |
390 |
450 |
525 |
580 |
600 |
|||||
Внутренний спрос |
5843 |
7851 |
9619 |
11714 |
14415 |
17209 |
20262 |
23414 |
26591 |
29926 |
|||||
Экономическая структура, %ВВП |
|||||||||||||||
Потребление домашних хозяйств Потребление государст-венных учреждений |
46,2 15,1 |
49,4 16,4 |
51,2 17,7 |
50,7 17,6 |
486 16,2 |
49,6 15,5 |
50,3 14,9 |
50,6 14,5 |
50,8
14,2 |
51,4 13,9 |
|||||
Валовое накопление основного капитала |
16,9 |
18,9 |
17,9 |
18,2 |
17,9 |
18,0 |
19,0 |
19,9 |
20,2 |
20,5 |
|||||
Накопление запасов материальных оборотных средств |
4,8 |
9,4 |
7,4 |
9,8 |
18,5 |
13,9 |
15,8 |
17,7 |
18,7 |
18,8 |
|||||
Внутренний спрос |
207,7 |
269,2 |
206,9 |
381,7 |
500,4 |
612,4 |
711,0 |
788,3 |
857,8 |
935,2 |
|||||
Другие статьи: Производство нефти, млн. т |
313 |
337 |
366 |
408 |
443 |
464 |
483 |
501 |
520 |
539 |
|||||
Уровень национальных сбережений, % |
36,7 |
33,0 |
28,5 |
28,7 |
31,4 |
28,6 |
27,3 |
26,8 |
26,1 |
24,8 |
ВВП по секторам экономики (в постоянных ценах 2000 г.) Таблица 2 |
||||||||||
2000 г. |
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
|
ВВП, млрд. р. Сельское хозяйство Промышленность Услуги |
6530 420 2519 359 |
6851 468 2663 3720 |
7172 482 2762 3928 |
7711 509 3001 4200 |
8261 524 3208 4530 |
8755 537 3384 483 |
9208 550 3553 510 |
9629 561 3713 535 |
10060 573 3862 5626 |
10490 583 4015 589 |
Реальное изменение ВВП, % |
||||||||||
Сельское хозяйство |
3,3 |
11, |
2,9 |
5,7 |
2,9 |
2,5 |
2,5 |
2,0 |
2,0 |
1,8 |
Промышленность |
14,5 |
5,7 |
3,7 |
8,7 |
6,9 |
5,5 |
5,0 |
4,5 |
4,0 |
4,0 |
Услуги |
7,4 |
3,6 |
5,6 |
6,9 |
7,9 |
6,7 |
5,6 |
4,9 |
5, |
4,7 |
Доля ВВП, % |
||||||||||
Сельское хозяйство |
6,4 |
6,6 |
5,7 |
5, |
5,0 |
4,9 |
4,8 |
4,6 |
4,5 |
4, |
Промышленность |
38,6 |
36,5 |
34,8 |
34,9 |
36,0 |
34,9 |
33,9 |
33,0 |
31,9 |
30,9 |
Услуги |
55,0 |
56,9 |
59, |
59,7 |
58,9 |
60, |
61, |
62, |
63,6 |
64,7 |
Рост производительности труда, основного капитала, ВВП (в процентах) |
Таблица 3 |
|||||||||
2000г. |
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
|
Рост производительности труда |
10,2 |
5,4 |
2,3 |
7,2 |
5,1 |
4,1 |
3,7 |
3,5 |
3,8 |
3,4 |
Рост производственного фактора |
11,0 |
5,7 |
3,2 |
7,1 |
5,1 |
4,1 |
3,6 |
3,2 |
3,3 |
2,9 |
Рост основного капитала |
-1,9 |
-1,3 |
-0,2 |
0,6 |
2,2 |
2,0 |
2,0 |
2,1 |
2,2 |
2,4 |
Рост потенциального ВВП |
9,1 |
4,0 |
4,0 |
7,8 |
6,8 |
5,9 |
4,9 |
4,4 |
4,4 |
4,1 |
Рост реального ВВП |
10,5 |
5,1 |
4,7 |
7,3 |
7,1 |
6,0 |
5,2 |
4,6 |
4,5 |
4,3 |
Рост реального ВВП на душу населения |
10,9 |
5,6 |
5,3 |
7,9 |
7,6 |
6,4 |
5,6 |
5,0 |
4,9 |
4,7 |
Экономическая структура, население, доходы, рынки |
Таблица 4 |
|||||||||
2000г. |
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
|
Население, млн. человек |
146,7 |
146,0 |
145,3 |
144,6 |
144,0 |
143,4 |
142,9 |
142,4 |
141,8 |
141,3 |
ВВП, млрд. долл. по рыночному обменному курсу |
259,7 |
306,6 |
345,1 |
430,1 |
582,4 |
720,2 |
825,4 |
906,1 |
985,1 |
1068, 2 |
ВВП на душу населения по ры-ночному обменному курсу, долл. |
1770 |
2100 |
2380 |
2970 |
4050 |
5020 |
5780 |
6360 |
6950 |
7560 |
Частное потребление, млрд. долл. |
120,0 |
151,5 |
176,6 |
217,9 |
283,3 |
357,0 |
415,0 |
458,3 |
500,6 |
549,4 |
Частное потребление на душу населения, долл. |
820 |
1040 |
1220 |
1510 |
1970 |
2490 |
2900 |
3220 |
3530 |
3890 |
Личный располагаемый доход, долл. |
135,6 |
173,3 |
201,1 |
262,6 |
331,9 |
414,5 |
479,5 |
526,3 |
572,3 |
625,3 |
Рост располагаемых доходов, % |
11,6 |
8,7 |
9,8 |
13,6 |
7,9 |
9,0 |
8,3 |
7,2 |
6,8 |
6,7 |
Доля в мировом населении, % |
2,41 |
2,38 |
2,34 |
2,30 |
2,25 |
2,23 |
2,20 |
2,18 |
2,15 |
2,12 |
Доля в мировом ВВП, % по рыночному курсу |
0,83 |
0,98 |
1,07 |
1,18 |
1,44 |
1,61 |
1,74 |
1,85 |
1,95 |
2,04 |
Доля в мировом ВВП, % по паритету покупательной способности |
2,37 |
2,43 |
2,48 |
2,56 |
2,60 |
2,64 |
2,67 |
2,68 |
2,69 |
2,70 |
Доля в мировом экспорте, % |
1,65 |
1,67 |
1,72 |
1,84 |
2,06 |
2,07 |
1,99 |
1,93 |
1,89 |
1,82 |
Занятость, оплата труда, цены |
Таблица 5 |
|||||||||
2000г. |
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
|
Трудоспособное население, млн. человек |
72,3 |
70,9 |
71,7 |
72,3 |
73,4 |
74,6 |
75,3 |
75,8 |
76,3 |
76,8 |
Число занятых, млн. человек |
64,7 |
64,5 |
66,0 |
66,1 |
67,4 |
68,6 |
69,6 |
70,3 |
70,7 |
71,3 |
Безработных, млн. человек |
7,6 |
6,4 |
5,7 |
6,2 |
6,0 |
6,0 |
5,8 |
5,6 |
5,5 |
5,4 |
Доля безработных, % Инфляция, %: - потребительских цен в среднем |
10,5 20,8 |
9,1 21,5 |
8,0 15,8 |
8,6 13,7 |
8,5 10,9 |
8,3 12,5 |
7,5 9,8 |
7,3 8,7 |
7,2 8, |
7,0 7,7 |
- цен производителей в среднем |
46,5 |
19,2 |
11,6 |
15,5 |
23,8 |
16,5 |
11,0 |
9,2 |
8,0 |
7,4 |
- средней номинальной зарплаты |
42,5 |
45,7 |
34,5 |
24,8 |
24,0 |
21,5 |
16,0 |
13,8 |
13,5 |
12,4 |
- средней реальной зарплаты Затраты на рабочую силу из расчета на ед. продукции: - в рублях, в среднем |
18,0 29, |
19,9 38, |
16,2 31,5 |
9,3 16, |
11,8 18,1 |
8,0 16,7 |
5,7 11,8 |
4,7 9,9 |
4,8 9, |
4,4 8,7 |
- в долларах Затраты на рабочую силу в течение часа: - в рублях, в среднем |
13,2 12,5 |
33,3 18, |
22,3 24,5 |
18,9 30,6 |
25,8 38,0 |
19,7 46, |
10,3 53,5 |
5,5 60,9 |
4,8 69, |
5,3 77,7 |
- в долларах |
0,44 |
0,63 |
0,78 |
1,00 |
1,32 |
1,64 |
1,88 |
2,05 |
2,23 |
2,43 |
Внешний долг |
Таблица 6 |
|||||||||
2000г. |
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
|
Общий внешний долг, млрд. долл. |
160,0 |
152,5 |
147,5 |
167,6 |
172,1 |
171,4 |
172,4 |
166,9 |
163,2 |
167,1 |
Доля в ВВП, % |
61,6 |
49,7 |
42,8 |
39,0 |
29,6 |
23,8 |
20,9 |
18,4 |
16,6 |
15,7 |
Соотношение долга и экспорта, % |
133,5 |
126,3 |
11,58 |
102,1 |
80,3 |
71,6 |
69,6 |
64,9 |
60,0 |
56,8 |
Соотношение долга и обслужи-вания, уплаченного, % |
9,9 |
14,3 |
11,2 |
9,9 |
6,8 |
7,7 |
6,8 |
7,8 |
7,3 |
7,3 |
Примечание: за 2000, 2001, 2002 гг. приведены фактические данные, за 2003 и 2004 гг. оценочные EIU, за 2005-2009 гг. прогнозируемые EIU. |
Бюджетные показатели, % ВВП (2000-2003 гг. действительные, 2004 г. оценочные, 2005-2009 гг. прогнозируемые) |
Таблица 7 |
|||||||||
2000 г. |
2001 г. |
2002 г |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
|
Федеральный бюджет Расходы |
13,1 |
14,8 |
18,9 |
17,1 |
16,2 |
16,6 |
16,5 |
16,3 |
16,6 |
16,5 |
- процентные |
3,8 |
2,7 |
2,1 |
1,7 |
1,1 |
1,1 |
1,5 |
1,5 |
1,6 |
1,7 |
- непроцентные |
9,3 |
12,1 |
16,8 |
15,5 |
15,1 |
15,5 |
15,0 |
14,8 |
14,9 |
14,8 |
Доходы |
15,4 |
17,9 |
20,5 |
19,5 |
20,4 |
19,8 |
18,3 |
17,4 |
17,5 |
17,1 |
Баланс |
2,4 |
3,1 |
1,7 |
2,4 |
4,2 |
3,2 |
1,8 |
1,1 |
0,9 |
0,6 |
Первичный баланс |
6,2 |
5,8 |
3,7 |
4,0 |
5,3 |
4,3 |
3,3 |
2,6 |
2,6 |
2,3 |
Государственный долг |
62,1 |
49,0 |
41,8 |
34,1 |
24,7 |
19,0 |
16,1 |
14,3 |
13,0 |
12,2 |
Таблица 8 |
||||||||||
Денежные индикаторы |
||||||||||
(2000-2004 гг. действительные, 2005-2009 гг. прогнозируемые) |
||||||||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
Обменный курс рубль/долл.: |
||||||||||
- средний |
28,1 |
29,2 |
31,3 |
30,7 |
28,8 |
28,1 |
28,5 |
29,7 |
31,0 |
32,0 |
- на конец года |
28,2 |
30,1 |
31,8 |
29,5 |
27,8 |
28,4 |
29,0 |
30,0 |
31,3 |
32,3 |
Обменный курс рубль/евро: |
||||||||||
- средний |
26,0 |
26,1 |
29,6 |
34,8 |
35,8 |
38,4 |
39,9 |
40,1 |
40,1 |
40,1 |
- на конец года |
26,1 |
26,5 |
33,1 |
36,8 |
37,8 |
39,8 |
40,3 |
39,5 |
39,9 |
39,7 |
Реальный эффективный |
||||||||||
индекс обменного курса. |
||||||||||
средний, по CPI, 1997 г. 100% |
64,1 |
75,3 |
77,5 |
79,6 |
85,9 |
90,0 |
93,6 |
97,4 |
101,4 |
105,6 |
Средний паритет |
||||||||||
покупательской способности |
7,0 |
8,0 |
9,0 |
10,1 |
11,8 |
13,2 |
14,3 |
15,2 |
16,2 |
17,0 |
рубль/долл. |
||||||||||
Рост денежной массы (М2), % |
58,0 |
36,3 |
33,8 |
38,5 |
33,7 |
30,8 |
27,2 |
22,0 |
19,7 |
17,4 |
Рост внутреннего кредитования, % |
12,1 |
27,0 |
26,5 |
26,5 |
18,9 |
33,1 |
27,6 |
22,3 |
20,0 |
17,5 |
Ставка рефинансирования |
||||||||||
ЦБР, конец года, % |
25,0 |
25,0 |
21,0 |
16,0 |
13,0 |
12,0 |
10,0 |
9,0 |
8,0 |
7,0 |
Средние ставки кредитования, |
24,4 |
17,9 |
15,7 |
13,0 |
10,7 |
11,5 |
10,0 |
9,0 |
8,0 |
7,5 |
Средние депозитные ставки, % |
6,5 |
4,8 |
5,0 |
4,5 |
3,8 |
4,0 |
3,8 |
3,2 |
3,0 |
2,5 |
Средние ставки денежного рынка, % |
20,9 |
17,1 |
16,4 |
8,6 |
7,4 |
8,5 |
6,0 |
5,5 |
5,3 |
5,0 |
Активное сальдо торгового баланса за первый квартал увеличилось на 58%, до 28 млрд. долл. несмотря на приблизительно 25%-ный краткосрочный рост внутреннего спроса, связанного с импортными поставками товаров, и реальное удорожание рубля. Таким образом, в 2005 г. Россию ожидает еще одно значительное положительное сальдо платежного баланса в долларовом выражении, что выше, чем в 2004 г., хотя оно представляет меньшую долю ВВП.
Новые показатели платежного баланса ЦБР включают значительный рост ПИИ за 2004 г. - до 11,7 млрд. долл. По оценкам, опубликованным ЦБР в январе, они составляли только 6,5 млрд. долл. Эти ревизии отражают главным образом резкие изменения показателей за четвертый квартал, теперь равные 6,5 млрд. долл. по сравнению с чистым оттоком, указываемым в более ранних оценках. Пересмотренная оценка в большей мере согласуется с данными, опубликованными «Росстатом» и подготовленными по другой методологии. Рекордный приток ПИИ в размере 11,7 млрд. долл. за 2004 г. почти полностью совпадет с прогнозом издания EIU (11 млрд. долл.), который значительно превышал общие ожидания, подтверждая точку зрения EIU о том, что зарубежные инвесторы обладают иммунитетом в отношении неопределенности и влияния дела «Юкоса». Более того, по предварительным оценкам ЦБР, в первом квартале 2005 г. приток ПИИ составил около 5,0 млрд. долл.
В материале приведены данные по различным социально-экономическим аспектам российской экономики, сведенные в таблицы, которые включают информацию по реальным показателям за период 2000-2004 гг. и прогнозируемым на период 2005-2009 гг., касающимся ВВП, роста экономики и производства, структуры, доходов, рынк, бюджетных параметров, монетарных показателей, занятости, заработных плат и цен. Ниже приведены некоторые из таблиц.
В.И.Вершинин
Economist Intelligence Unit. - 2005. - April. - P. 1-17.