Увеличивать вклад военно-учебных заведений в научный потенциал Вооруженных Сил

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5/1986, стр. 54-59

ВОЕННАЯ НАУКА И ПРАКТИКА

Увеличивать вклад военно-учебных заведений в научный потенциал Вооруженных Сил

Генерал-майор В. Д. РЯВЧУК,

доктор военных наук, профессор

РОЛЬ научных исследований в жизни общества, в укреплении обороноспособности страны непрерывно возрастает. Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ М. С. Горбачев, выступая 11 июня 1985 года на совещании в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса, подчеркнул, что «передовая линия борьбы за ускорение научно-технического прогресса пролегает через науку». При этом он особо выделил вузовскую науку: «Важным резервом является вузовская наука, возможности которой используются пока не полностью». Это имеет прямое отношение и к военно-учебным заведениям. В них работает значительная часть военных ученых, создана и развивается научно-исследовательская и информационная материальная база, имеется штатная адъюнктура Научно-исследовательская работа наряду с учебно-воспитательной и методической - одна из важнейших функций вуза, а само преподавание, в известном смысле, - научное творчество. Поэтому военные академии являются и основной кузницей ученых, и важной базой приложения их научного труда.

Но соответствует ли современным требованиям вклад ученых вузов в научный потенциал Вооруженных Сил? Нет ли резервов существенного его увеличения? В статье сделана попытка ответить на эти вопросы.

Прежде всего необходимо разобраться в структуре научного потенциала вуза, путях и формах его реализации, эффективности конечного результата исследований.

В основу определения научного потенциала вуза правомерно положить его возможности по развитию определенных отраслей военной науки исходя из его кадровой, методологической, материально-технической, информационной обеспеченности., готовности к решению научных задач.

Основу научного потенциала вуза составляют высококвалифицированные научно-педагогические кадры - доктора и кандидаты наук, профессора и доценты, старшие научные сотрудники. Большая часть научных кадров готовится через адъюнктуру. Чем лучше поставлено дело отбора кадров в адъюнктуру, тем выше качество подготовки молодых ученых. А дело это чрезвычайно сложное: нужно, чтобы офицер окончил, например, высшее общевойсковое командное училище, прошел службу от командира взвода до командира батальона, окончил академию, служил на командно-штабных должностях, стал командиром полка или начальником штаба дивизии (офицером штаба армии), проявил себя в военно-научной работе в войсках (именно там закладывается основа интеграции науки с практикой) и при этом имел достаточный возрастной запас для будущих научных исследований, расширения научного и культурного кругозора, разработки кандидатской, а затем и докторской диссертации и последующей длительной научной и педагогической деятельности в вузе. Отсюда следует, что отбор в адъюнктуру самых талантливых и опытных командиров и офицеров штабов, имеющих склонность к научной работе, должен стать заботой не только академий, но и войск.

Первым этапом обучения в адъюнктуре является подготовка отобранных кандидатов к сдаче кандидатских экзаменов по философии, иностранному языку и специальности. Она проводится методом коллективного обучения (лекции, групповые и практические занятия, семинары и т. п.) по утвержденным программам, зачастую мало чем отличающимся от подготовки слушателей. Между тем адъюнкт - не слушатель, это будущий ученый. У него за плечами академия и практическая работа в войсках. Конечно, он должен расширять свой научный и культурный кругозор, но главной формой его подготовки является самостоятельная работа под направляющим воздействием научного руководителя. Это труднее, чем посещение общих для всех и далеко не каждому нужных занятий, но зато гораздо эффективнее и, главное, экономнее по времени, так необходимому адъюнкту для разработки высококачественной диссертации.

Такой подход не исключает и коллективных форм занятий, но требует специального, гибкого и целенаправленного их планирования и проведения в разумных объемах применительно к составу каждой группы адъюнктов, их специализации и задачам подготовки. Содержание и методика занятий в данном случае должны отличаться более высоким уровнем.

Особого внимания заслуживают привитие адъюнкту навыков научной работы, глубокое освоение им методологии военного исследования в целом.

Качество научного исследования, обоснованность и практическая значимость его результатов существенно зависят от умения адъюнкта изучать опыт войн, работать в архивах, собирать, накапливать, обобщать и анализировать статистические данные по результатам учений, проводить экспертные опросы, широко и осмысленно применять математические методы, вычислительную технику и т. п.

Организация и порядок работы адъюнкта оказывают немаловажное влияние на ее результаты. Часто он начинает работу с написания первой главы, тратит половину срока учебы на ее разработку, доработку и шлифовку, а на проведение собственно научного исследования времени не остается. А иногда оказывается, что без этой главы вообще можно обойтись. Поэтому необходимо прививать адъюнкту умение системно мыслить, начинать работу с оценки ожидаемого конечного результата, строить модель диссертации и алгоритм ее разработки, выбирать соответствующие методы, проводить исследование, а потом его описывать.

Надо сказать, что требует обновления и совершенствования методика военно-научного исследования. Во всяком случае аппарат исследования и методы его эффективного использования являются важным элементом научного потенциала вуза. Заметим, что лучшая форма овладения этой методикой - непосредственное участие в НИР, опытных учениях, в практике исследовательской деятельности. Привлекать к ней надо адъюнктов как можно раньше, сразу после выбора и утверждения каждому из них темы диссертации.

О выборе темы следует сказать особо, ибо здесь скрывается один из важнейших резервов, определяющих пути наращивания научного потенциала вузов. Сейчас центром генерации актуальной задачи, требующей научной разработки в качестве темы кандидатской диссертации, является кафедра. И это имеет свои положительные стороны, приближая тему каждой диссертации к проблематике кафедры, при которой готовится адъюнкт. Однако такая практика нередко приводит к мелкотемью и параллелизму, дублированию работ в разных академиях.

Есть два пути устранения этого недостатка. Первый связан с правильным решением проблемы отбора в адъюнктуру. Если туда поступает действительно инициативный, творчески мыслящий, наделенный чувством нового офицер, то он приносит с собой свою тему, «выстраданную», в процессе практической деятельности в войсках. Второй путь - централизация задания тематики для диссертационных исследований. Ведь если большое количество адъюнктов использовать целенаправленно для решения важнейших проблем современной военной науки, то это будет не простое суммирование сил, а их многократное умножение. Концентрация диссертационных исследований на важнейших направлениях военной науки - действенный путь резкого наращивания научного потенциала вузов. Она требует тесной и четкой но содержанию и времени увязки работы адъюнктов и соискателей между собой и с другими научными подразделениями вузов.

Особую роль могла бы сыграть целевая адъюнктура, распространяющая научные достижения и методологию одного вуза на другие. При этом необходимо, чтобы адъюнкт подбирал актуальную тему для того вуза, где будет работать после защиты, а не для того, где он обучается. И тему необходимо согласовывать обоим вузам именно с таким расчетом.

Задача целеопределения, четкого планирования диссертационных исследований потребует научного подхода к их кооперированию и специализации, не говоря уже о научном обосновании кардинальных проблем и важнейших направлений военной науки в ближайшей и отдаленной перспективе. Потребуется ввести научный аппарат типа военного науковедения и соответствующий орган управления военной наукой.

Следует отметить, что обилие слишком широких тем нередко приводит к недостаточной глубине исследования. Но главное - тема в известной степени устаревает в процессе трехлетней разработки кандидатской диссертации, а докторской - тем более. Это значит, что ставить перед диссертацией сиюминутные задачи, ориентированные на немедленное решение, нереально. Нужно ставить перспективные научные задачи, требующие глубокого исследования и обоснованных рекомендаций с учетом прогнозирования развития военного дела.

Сейчас ответы на острые, злободневные вопросы нередко даются практиками на основе опыта учений последних лет. Надо, чтобы эти ответы базировались и на прочном теоретическом фундаменте, опирающемся, в частности, на диссертационные исследования. В этой связи необходимо обязательное участие адъюнктов и соискателей в войсковых и командно-штабных учениях, особенно опытных и исследовательских. В то же время полезно оперативно знакомить практиков с проблематикой и результатами диссертационных исследований.

Нельзя забывать, что войсковой опыт опирается на использование существующих оружия и боевой техники, форм и способов боевых действий и боевых возможностей войск, в то время как военная наука нацеливается не только и не столько на сегодняшние условия, сколько на будущие средства и способы вооруженной борьбы. Решение этих проблем может быть серьезно ускорено целенаправленной подготовкой докторских и кандидатских диссертаций, разрабатываемых на мощной научной основе.

Следующий путь наращивания научного потенциала вузов связан с научной основой и аппаратом исследований. Сегодня опыт прошлых войн, которые велись принципиально другими средствами вооруженной борьбы, используется с определенными ограничениями. Опыт современных локальных войн требует весьма осторожного подхода с учетом специфических условий, в которых они ведутся. Учения не могут в полной мере воспроизвести будущие боевые действия, особенно с применением того оружия, которого еще нет. Нужно прогнозировать развитие средств и способов вооруженной борьбы, разыгрывать возможные условия ее ведения различными, в том числе гипотетическими, средствами, оценивать эффективность тех или иных способов боевых действий и на этой основе разрабатывать научно обоснованные рекомендации по созданию новых видов оружия, различным нормативам, подготовке войск к боевым действиям и т. д. Без моделирования боя (операции) с использованием современных ЭВМ здесь не обойтись. Опыт обучения профессорско-преподавательского состава Военной академии имени М. В. Фрунзе основам прикладной математики и электронно-вычислительной техники методом последовательно проводимых сборов показал не только принципиальную возможность, но и практическую значимость этого мероприятия для повышения эффективности учебной и научной работы в академии.

Немалое внимание уделяется в академиях совершенствованию методики научного исследования. При этом учитывается, что опыт прошлой войны нужно умело сочетать с опытом войсковых, командно-штабных учений и опытом моделирования боевых действий на ЭВМ. Причем последнее можно проводить многократно при "самых различных сочетаниях условий, сил и средств, как своих, так и противника. И не обязательно, чтобы это были чисто математические модели. Они могут быть и эвристико-математическими, т. е. сочетать творческую деятельность специалистов оперативного искусства и тактики, работу должностных лиц органов управления с математическим описанием процессов боевых действий и оценкой их эффективности на ЭВМ.

С развитием и совершенствованием ЭВМ резко расширяются границы их использования в научной работе. И наступила пора переходить от слов и робкого опыта энтузиастов моделирования, как правило, неспециалистов в области оперативного искусства и тактики, к широкому внедрению в каждое научное исследование профессионально разработанных моделей. Безусловно, для успешного решения данной проблемы надо разработать прочные теоретические основы современного моделирования, подобно тому, как это сделано, например, в области научного обоснования цельной методики подготовки и проведения тактических и оперативно-стратегических учений, разработанной в трудах доктора военных наук генерал-полковника М. А. Гареева. Надо также поставить моделирование на индустриальную основу. Это означает, во-первых, переход к созданию моделей, которые действительно требуются для эффективного решения проблем военной науки; во-вторых, разработку их на основе системного подхода и на базе мощных библиотек программ для реализации на всех классах ЭВМ; в-третьих, возложение на один орган (или даже одно должностное лицо) всей ответственности за эффективное использование моделей боевых действий каждого вида Вооруженных Сил, подчинив ему головные организации по разработке соответствующих моделей или специализированный центр моделирования боевых действий.

Сейчас, к сожалению, еще не централизовано создание математического обеспечения моделей и методик их реализации, отсюда кустарщина, малое количество и недостаточная продуманность оперативно-тактических задач, решаемых на ЭВМ. В условиях когда в широких масштабах стали применяться микроЭВМ (их часто называют персональными компьютерами), необходимо быстрее оснащать ими учебные заведения и войска, смелее создавать библиотеки типовых программ для решения на них разнообразных оперативно-тактических задач.

В наращивании научного потенциала вузов, НИУ и войск особая роль принадлежит централизации и координации научных исследований. Этому вопросу по праву самое серьезное внимание уделено в заглавной статье по дискуссии об интеграции военной науки и практики. В ней делается вывод о потребности выделения первоочередных задач поиска, ликвидации ненужного дублирования, оптимальной централизации планирования и четкой координации научных исследований, повышения темпов поиска и быстрейшего внедрения достижений в практику. А если к этому добавить поднятые автором вопросы о текущем и перспективном планировании научной работы в Вооруженных Силах, о руководстве ею, о проблемах научной информации, о кадрах, то из всего этого вытекает неоспоримая важность постановки и решения в целом проблемы управления военной наукой.

Функции научного управления военной наукой может выполнять не административный, а академический орган. Как его именовать -» дело не столь важное.

Этот орган мог бы состоять при Министерстве обороны СССР и преследовать цель объединения видных военных ученых и военачальников, т. е. служить делу не только централизации и координации научной работы, но и интеграции военной науки и практики. При этом не нужны особые материальные затраты. Выдающиеся ученые и военачальники могли бы состоять при нем (избираться) без выделения дополнительных штатных единиц, поскольку они уже находятся на соответствующих должностях. Опираться в своей работе этот орган может на существующие научно-исследовательские и опытно-конструкторские учреждения, высшие военные учебные заведения и другие организации. Небольшой административный аппарат может быть создан за счет тех же НИУ.

Идея создания такого органа родилась в результате анализа современного состояния и перспектив развития советской военной науки, в том числе вузовской, опыта организации и проведения военно-научных исследований, объективных требований к наращиванию научного потенциала Вооруженных Сил, повышению эффективности практического его использования, резкого усложнения форм и содержания военно-научных знаний. Одной из задач данного органа могло бы быть прогнозирование путей развития военной науки в общесистемном плане.

Кстати, он мог бы решать и задачи нештатного научного совета в деле координации комплексных исследований, в частности регулярно рассматривать ход разработки прежде всего комплексных программ, обсуждать назревшие сложные проблемы, труды и НИР, высказывать рекомендации, укреплять взаимосвязь и взаимообусловленность различных «ручейков» исследования, которые должны устремляться в единое русло общего мощного потока научного поиска и прогресса и охватывать все отрасли военной теории, обеспечивать сквозную и всестороннюю проработку комплексных и наиболее важных тем с полным использованием объединенного научного потенциала головных организаций, военно-учебных заведений, научных учреждений, войск и сил флота, повышать уровень научной критики, обеспечивать координацию исследований, обобщение и распространение положительного опыта и результатов исследовательской деятельности, а главное - эффективно распределять научные задачи по исполнителям и срокам. Целесообразному использованию научного потенциала помогло бы знание того, что, где, когда и кем сделано ранее, какие проблемы находятся в стадии решения, какие зашли в тупик, какие полученные результаты (в том числе в диссертациях) могут пригодиться при выполнении вновь возникших задач, как добиться преемственности научных исследований.

Подобный компетентный орган, осуществляя управление наукой в Вооруженных Силах, будет, в частности, информирован о всех уже разработанных, разрабатываемых и намеченных к разработке диссертациях во всех вузах и, исходя из перспектив развития военной науки и техники, потребностей военной практики и прогнозирования эволюции взглядов вероятных противников, сможет с высокой степенью эффективности конкретно определять области и формы использования результатов научных исследований, оценивать направленность кандидатских и докторских диссертаций на достаточно продолжительный срок, уточнять соотношение и взаимосвязь фундаментальных и прикладных исследований, срочных и долговременных работ и т. п.

Кстати, общее руководство и координацию научной деятельности большого количества специализированных советов вузов Министерства обороны СССР по присуждению ученых степеней, до сих пор действующих достаточно обособленно друг от друга, тоже мог бы осуществлять этот орган. Концентрация крупных научных сил в его рамках позволит ликвидировать параллелизм и мелкотемье, сосредоточить внимание на решении наиболее важных и острых проблем, обеспечить сочетание широты тематики с глубиной анализа, централизовать самые современные методы и средства научного поиска, в том числе моделирование и использование ЭВМ, организацию опытных и исследовательских учений в интересах решения целого комплекса наиболее актуальных и сложных проблем, не допускать переоценки единичного опыта учений или единичного мнения руководящих лиц. В рамках этого органа в условиях отсутствия должностной и ведомственной подчиненности ученых и практиков можно шире развернуть борьбу мнений на подлинно научной основе, поставить заслон поверхностным и конъюнктурным работам. Можно, наконец, усилить научную обоснованность совершенствования учебного процесса вузов, освободив его от скоропалительного волюнтаристского вмешательства некоторых административных органов, найти оптимальное сочетание научной работы в вузах с учебной, разработать критерии оценки эффективности деятельности вузовских ученых.

В целом академический орган мог бы стать опорой Министра обороны СССР, его заместителей, Генерального штаба Вооруженных Сил в деле управления военной наукой, повышения перспективности и практической значимости научных исследований, обеспечения объективности и глубины обоснования практических выводов, постоянного и мощного наращивания научного потенциала армии и флота и его эффективного использования в интересах укрепления обороноспособности нашей Родины.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации